С миру по нитке [07.09.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе «... | |
Предзаказ на «Красное знамя над Парижем» | |
Варгейм про конфликт между Парижской Коммуной и французским правительством в 187... | |
Турнир по Танчикам 21 сентября 2024 г. В Санкт-Петербурге | |
21 сентября в Санкт-Петербурге в компьютерном клубе «Кибер Кот» совместно с изда... | |
Предзаказ на игру «Палитра»! | |
«Палитра» – это абстрактная игра для 2–4 игроков, в которой вы выступите в роли ... | |
Завершение предзаказа на «Третий крестовый поход»! | |
«Третий крестовый поход» – это оригинальный контроль территорий на механике скры... |
игры |
Сумерки империи: Летопись галактики
|
компании |
Hobby World
Fantasy Flight Games |
Дата: | 29 декабря 2023 |
Источник: | Город архивов |
7.7322 |
- |
«Сумерки империи. Летопись галактики» — настольная игра жанра Roll & Write («Бросай & пиши» — жанр, когда мы броском кубиков получаем определённый набор символов, которые мы заносим в свои листы, формируя определённые цепочки ресурсов, построек и т. д.). По сеттингу она представляет собой вселенную «старшего брата» — «Сумерки империи». Это эпическая космическая стратегия о противостоянии различных рас, стремящихся получить контроль над галактикой путём политики, экспансии и, разумеется, войны. Когда я узнал, что по «Сумеркам» будет R&R, я был настроен весьма скептически, потому что большая игра является у меня одной из самых любимых игр (не топ-10, но в топ-20 точно войдёт), и мне было интересно, получится ли у авторов передать настроение собрата.
В первую очередь при открытии коробки нас встречает «Руководство новичка», а также правила:
Планшет Мекатол-Рекса:
Планшеты игроков, по 8 комплектов каждого из 4:
Карты фракций, событий, целей:
Карты реликвий, политики, карта председателя, а также памятки:
Набор кубиков и маркеров:
Перед игрой необходимо поместить планшет Мекатол-Рекса в центр стола. Подготавливаем колоду событий, разделяя карты по этапам (от 1 к 5), после чего в каждой стопке кладём карты в порядке: синий фон, чёрный фон, синий фон, чёрный фон. Далее кладём стопки друг на друга, чтобы вверху была расположена с цифрой 1.
Берём по 1 случайной карте цели каждой из 4 стопок (навигация, экспансия, производство, война) и выкладываем рядом с планшетом, чтобы снизу на карте было 2 числа победных очков. Рядом располагаем колоду реликвий. Также берём по 1 карте политики каждого из 3 этапов, выкладывая в ряд.
Игроки берут себе по 4 планшета (навигация, экспансия, производство, война), располагая так, чтобы у всех игроков были либо стороны с буквой А (асимметричные), либо Б (симметричные). После чего каждому игроку раздаётся по 3 карты фракции, из которой он должен выбрать 1, за которую будет играть. У каждой фракции в игре есть постоянно действующая способность (сверху), а также активируемая способность (срабатывающая при получении определённого актива). Далее игроки берут себе маркер, и один из них получает карту «Председатель» — она не даёт никаких игровых преимуществ, просто обозначает игрока, который раскрывает новые карты событий и бросает кубики.
В игре мы будем получать ресурсы с помощью символов на картах событий, а также броском кубиков. После чего мы должны в зависимости от выбранного планшета заполнять ячейки с помощью выпавших ресурсов, получая «активы». Есть 3 основных ресурса — материалы (квадрат), влияние (круг), исследование (треугольник). На каждом из 4-х планшетов своя механика заполнения ячеек, к которой мы и перейдём, рассмотрев каждый из них.
Также стоит упомянуть, что все ячейки на всех планшетах делятся на мгновенного применения полученных активов (точки по кругу), а также отложенного (штрихи) — которые мы можем применить в нужный момент.
Мгновенно получаемый актив.
Представляет собой схему исследования галактики, сбора активов и поиска пути до бывшей столицы Лазакской империи (раса-гегемон, держащая в страхе всю вселенную до событий игры) — Мекатол-Рекса.
Визуально планшет состоит из гиперлиний, соединяющих системы (малые и большие). Игромеханически за материалы и исследование мы можем провести линию от исследованной системы до неисследованной, а за влияние — присоединить систему к своей империи, обведя её по кругу.
Как указано в памятке слева сверху, за материалы и исследование мы рисуем гиперлинии, а за влияние присоединяем (обводим) системы. Изначально у нас уже есть обведённая родная система и несколько гиперлиний.
Некоторые системы исследуются от так называемых червоточин, из которых мы не можем исследовать, пока не откроем соответствующую технологию. На каждом планшете есть по 2 технологии, которые можно открыть либо потратив определённое количество ресурсов исследования, либо за актив, обозначенный слева от косой черты.
Теперь мы сможем рисовать гиперлинии от червоточин.
Когда игрок присоединяет Мекатол-Рекс, он пишет наименование своей фракции в самом верхнем свободном поле планшета Мекатол-Рекса, получая голоса (о них далее), а также победные очки в конце игры. Полученные символы со звёздочками и будут в конце суммироваться для определения победителя.
Для удобства при присоединении Мекатол-Рекса пишем, сколько победных очков получим за него в конце игры.
На этом планшете мы развиваем планеты, добывая с них активы и увеличивая население империи.
Изначально все планеты закрыты — и нам необходимо потратить специальный актив со значком планеты (например, с планшета навигации), чтобы разблокировать конкретную планету и иметь возможность тратить на ней ресурсы, закрашивая ячейки. Как только мы закрываем колонку или строку, мы получаем соответствующий ей актив. Как только мы получаем актив «население», мы обводим самую нижнюю ещё не обведённую ячейку на шкале населения.
Он отражает инвестиции фракции в свою инфраструктуру. По центру планшета расположена производственная сетка, которую мы должны заполнять по определённым условиям.
Каждую ячейку мы можем либо зачёркнуть — для этого мы тратим материалы, либо присоединить — влияние или исследование. Нюанс в том, если мы хотим присоединить ячейку, рядом с ней должна быть хотя бы 1 зачёркнутая. Поэтому мы в любом случае не сможем получить всё. Отдалённые ячейки открываются тратой особых активов.
Например, за специальный зелёный актив мы можем сразу открыть технологию (справа сверху), либо ячейку для получения большего количества продукции (слева сверху).
Снизу на планшете расположена производственная схема, на которой мы закрашиваем полученные активы продукции (красный, синий или жёлтый) слева направо, получая бонусы в строках и колонках. По колонкам мы получаем производство товаров. Закрасив продукцию в каждой колонке, мы помечаем увеличение производства товаров (зелёная строка в самом низу схемы). Сверху есть шкала получения голосов (о ней ниже).
Отражает войска игрока в столкновении с соперниками, а конкретно — с левым и правом соседом. Здесь, как в игре «7 чудес», битвы происходят между соседними игроками. Справа расположена боевая сетка, в которой можно увидеть по 2 зоны в каждом из 4 раундов, начиная со 2-го (в 1 раунде битвы не будет). Левая зона — для размещения войск против левого соседа, правая — против правого.
Слева расположена таблица открытия отрядов, их схемы и стоимость. Некоторые из них (например «Солнце войны») изначально заблокированы и требуют потратить актив на открытие технологии (для «Солнца» — специальный зелёный). Пехота размещается за любой из ресурсов и представляет собой точку, остальные отряды в виде схем, которые можно, как угодно, размещать, поворачивая любой стороной. Размещать отряды можно начинать выше так называемой «линии размещения» — оранжевая линия снизу каждого этапа, после чего необходимо, чтобы все новые отряды находились рядом с любым вашим отрядом. Не обязательно, чтобы схема отряда находилась в одной зоне.
Например, в левой нижней зоне мы расположили 4 отряда пехоты — точки, а справа — полученный ПСО, причём часть его заходит в левую зону.
Количество отрядов, кроме пехоты, ограниченно, например за всю игру можно построить только 4 крейсера — для этого нужно зачеркнуть символы, указанные рядом со схемой, после чего мы обводим ячейку с победными очками и размещаем отряд.
Необязательно располагать в рамках зоны следующего конфликта, можно готовиться на будущее.
В начале каждого раунда председатель вскрывает верхнюю карту события, на котором обозначены условия на текущий раунд. Существует всего 4 типа раундов:
1) Стратегический — самый распространённый тип, в котором игроки сперва выбирают активный планшет, на котором будут весь раунд работать. После чего все тратят ресурсы со вскрытой карты. Далее председатель бросает все 6 кубиков, выпавшие ресурсы которых будут доступны игрокам.
Серые кубики доступны по-умолчанию, цветные же открываются на каждом планшете по отдельности. Для этого необходимо потратить специальный актив. После чего мы помечаем ячейку и, именно работая на этом планшете, можем использовать ресурс, выпавший на доступном цветном кубике.
Получаем актив зелёного кубика на планшете экспансии…
… и тратим его для доступа на планшете навигации. Теперь нам доступно 4 кубика при работе с планшетом навигации.
2) Военный — в нём происходит сравнение сил отрядов соседних игроков: 1 точка приравнивается к 1 силе. Победитель обводит верхний бонус на планшете, проигравший — нижний (штраф).
3) Производственный — мы получаем количество товаров в зависимости от закрашенных на производственной схеме ячеек. Товар — универсальный актив, который может заменить любой ресурс в стратегическом раунде, для чего мы перечёркиваем его в таблице (в конце игры каждые 2 непотраченных товара дадут игроку по 1 победному очку).
4) Дипломатический — отражает заседание галактического совета. В этом раунде вскрывается соответствующее дипломатическое событие (текущего раунда), после чего игроки получают голоса в зависимости от закрашенных ячеек (аналогично товарам) и тратят их за желаемый вариант (необязательно тратить все доступные, также можно совсем воздержаться от голосования). Все потраченные голоса уходят навсегда.
У нас открыто 4 ячейки голосов «+1» (справа снизу), соответственно мы обводим 4 ячейки слева. Нам доступно 6 голосов.
Допустим, мы решили потратить 3 на решение «За». Зачёркиваем голоса и отмечаем своё решение.
Ну и тут уже будет зависеть, сколько и за что отдали остальные.
При выполнении одной из целей, выложенных в начале игры, если игрок сделал это первым, он получает левое число победных очков, после чего переворачивает карту, остальные достигнувшие её игроки получат меньшее количество очков. Полученные за цели очки отмечаются на соответствующем планшете сверху.
Мы первыми выполнили цель «Навигатор», присоединив 5 систем со знаком планеты, после чего пишем 5 очков, остальные, выполняя эту же цель, получат по 3 очка.
В конце игры мы подсчитываем победные очки на каждом планшете, и игрок с максимальной суммой побеждает.
Игра отлично передаёт дух большого собрата, но в уменьшенном формате. По сути это полноценная 4x-стратегия — дословно означает «eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate», то есть «исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай», — и всё это в игре присутствует, несмотря на, казалось бы, довольно несерьёзную механику Roll & Write.
Доступен режим соло, а также игра вдвоём, когда, чтобы у каждого игрока было по 2 соседа, добавляется автома (ИИ), развивающаяся простыми действиями, не заставляя игрока думать над его ходами — просто заполнять определённые строки с бонусами. Но при этом составляет неплохую конкуренцию в войне — очки у них не подсчитываются, при игре с автомой необходимо набрать больше определённого количества очков, обычно я такое не люблю, но здесь этот принцип подходит, так как любой более сложный алгоритм превратит игру с ИИ в пытку.
Несмотря на большое количество нюансов, после пары игр они укладываются в голове — и ты думаешь только над тактикой. А их тут великое множество. Можно пытаться развивать все планшеты, можно выбрать 2, в которые вкладывать все ресурсы, получая за них максимальные бонусы.
Да, продолжительность игры немаленькая, но при знающих правила игроках не сильно увеличивается в зависимости от количества, ведь все действия происходят параллельно. Тактик и стратегий, как я сказал выше, огромное количество, и они сильно зависят от выпавшей фракции. Например, фракция «Призраки Креуса» не могут открыть технологию «Гравитационный двигатель» на планшете навигации, но при этом, делая его активным (выбирая на раунд), они сразу проводят исследование из любой червоточины.
Я горячо советую эту игру тем, кто хочет по-настоящему сложную (не в правилах, а в возможностях) игру жанра Roll & Write в отличном сеттинге космических баталий. И помните: «Ваше внимание определяет вашу реальность».