NiRa написал 19 минут назад к игре Ascension Tactics: Inferno: # можно, но вроде не рекомендуют - рынок будет перенасыщен, синегрии от ...
NiRa написал 22 минуты назад к игре Ascension Tactics: # Оооо, вот так скромно?) Понял, жаль, думал это какого-то рода движок, ...
Siar написал 2 часа назад к игре DC Spyfall: # Одна из худших игр в моей коллекции, не могу продать теперь. Задумка -...
rookier написал 2 часа назад к игре Container: # А в чем отличие от _того_ Контейнера? Этот как будто более "дешевое" ...
Siar написал 2 часа назад к игре Покертаун: # Хотелось бы пробежаться по основным моментам игры: Оформление. Оно ...
Итоги Geek Media Awards 2025
Результаты премии Geek Media Awards 2025.
С миру по нитке [14.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Анонсы локализ...
Идут сборы на Conquest of Paradise
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава...
Geek Media Awards 2025
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025.
С миру по нитке [09.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Интересные ано...

Batareziz

Не кочегары мы, не плотники…

Обзор настольной игры «Уголь», 23 мая 2024

Информация

добавить
игры Уголь
персоны Артём Синяков
компании Хромой Мипл
проекты Заметки настольщика
Дата: 23 мая 2024
Источник: Заметки настольщика
Оценка пользователей
8.0729
-

 

 

Удивительно, но всё-таки нередко многое познаётся в сравнении. Недавно благодаря Ане нам с Женей довелось попробовать новую игру, разработанную российским автором. Подписчики моего канала знают, что я хорошо отношусь к отечественным играм и считаю, что наши авторы исправно демонстрируют профессиональный рост. Оттого в моей коллекции прекрасно себя чувствуют многие российские игры. Однако, при всём моём уважении к чужому труду, конкретно эта игра оставила после себя очень плохое впечатление. Настолько, что мы даже не стали доигрывать партию, потому что: а) действо занимало просто неприлично много времени (за почти два часа мы сыграли только два раунда); б) игра была откровенно сырой в ряде аспектов.

 

Так вот. В процессе обсуждения мы с Аней вспомнили «Уголь», ещё один российский проект, выпущенный небольшим кемеровским издательством «Хромой мипл». Игру также разработали и издали собственными силами, без помощи «больших братьев». Но, несмотря на потенциальное клеймо «самиздат», она работала гораздо лучше и смотрелась значительно более проработанной в сравнении с тем, во что мы поиграли перед состоявшейся дискуссией. В результате мне захотелось освежить свои впечатления, а также показать «Уголь» Жене, поскольку в моей единственной партии она участие не принимала. И вот теперь, спустя ещё несколько партий вдвоём, я готов продолжить разговор об «Угле». (В том числе потому, что больше этого практически никто не делает.)

 

 

 

Для начала ещё раз пройдёмся по основам игрового процесса на тот случай, если вы не читали ни одной из моих предыдущих заметок. Итак, нам предстоит возглавить различные угледобывающие компании, которые будут — как это ни странно — добывать уголь и сбывать его на внутренний и внешний рынки. Вдобавок к несомненной озабоченности о личной выгоде мы всё-таки не станем забывать и о таких вещах как безопасность на производстве и забота об окружающей среде. Собственно, заниматься этим нам предстоит на протяжении 6 раундов; хотя игра может закончиться и раньше, если кто-то из игроков рекультивирует (то есть проведёт экологическое восстановление) оба своих участка. Однако все эти тематические заходы всё равно будут оцениваться по тому, кто наберёт больше всего победных очков.

 

Игромеханически в «Угле» всё смотрится приземлённей, что, правда, неудивительно, тема обязывает. Действия в игре осуществляются с помощью вариации механики выставления рабочих, здесь проходящих под названием фишки финансов. У каждого игрока имеется по 15 таких дисков, уютно располагающихся на треке расходов. В свой ход игрок берёт самый крайний диск на этом треке и кладёт его на одну из ячеек действий. Позднее, в качестве альтернативы, у вас может появиться возможность поместить диск на карту с соответствующим эффектом.

 

 

 

Сами действия в «Угле» организованы достаточно хитрым образом. Во-первых, они условно делятся на шесть групп, в которых может содержаться от одного до трёх разных типов действий. Так, например, добыча или безопасность имеют собственный ряд мест под диски, а, скажем, покупка участка, разведка и заём втиснулись вместе. Во-вторых, для каждой из этих групп имеется по четыре ячейки. То есть за раунд вы какой-то из рядов сможете использовать не больше указанного количества раз. А когда вы кладёте диск, то выполняете не все три, а только одно из этих действий. И, наконец, в некоторых ячейках имеются дополнительные эффекты (или бонусы в некоторых местах) для того или иного действия. Самым простым примером будет добыча. Чаще всего выполнение этого действия будет увеличивать (если смотреть на цифры соответствующего трека) или уменьшать (если говорить об их влиянии) уровень безопасности на вашем предприятии. Что, в свою очередь, повышает шансы на возникновение какого-либо чрезвычайного происшествия (выражается последнее в получении штрафного жетона).

 

Действия, которые вы будете выполнять, тоже очень простые. Например, покупка участка позволит вам получить новый участок с различными запасами угля для дальнейшей выработки и соответствующими требованиями по его добыче. Разведка удвоит потенциальное количество угля в одном гексе. А заём предоставит столь нужные денежные средства, но сократит количество доступных вам действий на одно. По крайней мере, пока вы его не выплатите обратно. И тому подобное. Кстати, если вы используете какую-то группу действий все четыре раза в раунде, то получите указанный дополнительный бонус. Например, можно вернуть бесплатно фишку, ушедшую на получение займа.

 

 

 

И вкратце это всё. Звучит достаточно незатейливо, я знаю. В чём же тогда вызов игры? Разумеется, деятельность угледобывающей компании оказывается сложнее, чем кажется. Потому что авторы организовали ряд узких мест, которые будут нам препятствовать. В принципе, пару из них я уже упомянул — в раунд вы сможете выполнить не более 15 действий, а конкретное действие доступно не более четырёх раз за раунд. Да, вы получите полезный бонус при этом, однако, учитывая взаимосвязанность всего процесса, приходится балансировать между выполнением разных действий и наседанием на одно из них. И не всегда удаётся набрать все четыре, но, полагаю, что с опытом появится и умение.

 

Что дальше? Разумеется, деньги. В «Угле», как и в жизни, они представляют собой основной источник всех головных болей. Ведь их всегда мало. Начну с того, что в начале у вас денег просто нет (здесь я не беру в расчёт стартовые условия некоторых компаний). Да-да, вы полный ноль на старте игры. Что в каком-то смысле неоднозначно с точки зрения общей реиграбельности, но об этом позже. Дальше, чем больше действий вы выполните в раунде, тем больше денег вам придётся отдать в конце раунда задействованной круглой рабочей силе. А если вы не сможете рассчитаться, то вам придётся взять заём, что в свою очередь лишает вас одного рабочего (а ещё может стать источником отрицательных очков в конце игры). Пускай даже временно. А ещё деньги нужны на приобретение различных зданий, карт специалистов и технологий. В общем, всё как в жизни.

 

 

 

Есть и другие узкие места, которые делают вашу простую угледобывающую жизнь сложнее. Участков у вас может быть только два, а на каждой карте есть ограниченное количество гексов с фиксированными запасами угля. Часть из которых, кстати говоря, будут занимать построенные здания. Не столь большой у вас и склад под добываемый уголь в начале игры, а вагоны, которыми вы будете возить свою продукцию, также не отличаются большой вместительностью. Если будете игнорировать вопросы безопасности на своём предприятии, то будете очень активно получать жетоны ЧП. Если это запустить, то можно уйти в нехилый минус в конце игры (как насчёт возможности заработать -256 очков?). А, например, контракты на поставку угля в ту или иную страну имеют определённый срок действия, и если вы не успеете исполнить его за это время, то готовьтесь попрощаться с частью ваших честно заработанных.

 

В общем, можно увидеть, что ограничений «Уголь» обеспечивает большую кучу и преодолевать вам есть что. При этом, следует признать, выполнены они органично, поэтому игровой процесс не скатывается в преодоление трудностей исключительно ради самого факта. Всё здесь работает, решения принимаются. Они хоть и не сложные, однако для хорошей игры учитывать приходится многое. Есть и ещё одна интересная особенность, где «Уголь» немного нарушает привычный темп экономических игр.

 

 

 

Заключается она вот в чём. Нередко в евроиграх, особенно более современных, игроки на протяжении первой половины партии создают некий движок из ряда элементов, который выходит на полную (ну, или практически достигает своего апогея) как раз в районе последних раундов. А вот в «Угле» это не совсем так. Хотя вы выстраиваете некий движок, маскирующийся под производство, так или иначе ограниченные запасы угля на доступных участках вынудят вас постепенно уходить с выполнения контрактов на всё более активную рекультивацию отработанных областей. Потому что а) партия может закончиться раньше, если игрок озеленит оба своих участка; б) победные очки за участки вы получите только при полной их рекультивации. Совсем игнорировать это нельзя, потому что с этого можно дополнительно заработать очков 10–15 (а итоговый счёт ограничивается десятками, не сотнями), но оно же словно бы создаёт определённый характер игры, который может прийтись не каждому по вкусу.

 

Речь про рельсовость игры. Процесс «Угля» можно разделить на три условных этапа. В первой трети игры вы будете разворачивать и оптимизировать своё производство, набирать займы и заключать первые контракты. Во второй трети вы стремитесь выполнить как можно больше контрактов, исходя из имеющихся запасов. В третьей, самой скоротечной, вы будете пытаться завершить рекультивацию своих участков и избавиться от как можно большего числа жетонов ЧП. В этом плане «Уголь» наводит на ассоциации с «Агриколой», которую тоже любят обвинять в рельсовости. При этом многие упускают гибкость, обеспечиваемую картами улучшений и профессий. Надо полагать, в «Угле» тоже имеется подобное, реализуемое через свойства выбранной на партию компании и приобретаемые карты технологий и специалистов. Разумеется, подтверждение этому предположению дадут новые партии.

 

 

 

Несмотря на ряд интересных решений и крепкий игровой процесс, к «Углю» всё-таки есть определённые нарекания и/или вопросы, хоть они и не портят общего удовлетворения от игры. Например, зачем было введено ограничение в два участка на игрока? Почему, скажем, нельзя оставить открытой возможность выполнять контракты и дальше в качестве альтернативной «стратегии» на партию? Подобное ограничение воспринимается ещё острее по причине того, что возводимые нами постройки также занимают место на участках, дополнительно ограничивая наши возможности. Кстати, зданий бы тоже хотелось чуть больше, опять же для обеспечения разных стратегий. Не знаю, правда, насколько этот момент может обеспечить реальная угольная промышленность.

 

Не до конца понятна полезность внутреннего рынка. В наших партиях мы его использовали редко, и то, скорее для сброса остатков продукции, не требовавшейся для имеющихся контрактов. Иного назначения пока я увидеть не могу. Да, конечно, оттуда вроде бы можно приобретать уголь для своих целей, но для этого сперва необходимо построить торговый дом. А также нужно, чтобы туда чаще сбрасывали уголь другие игроки. Возможно, данный аспект не раскрывается при игре вдвоём. Как вариант, можно не сбрасывать уголь в конце раунда, что подталкивало бы к покупке оттуда в каких-то ситуациях. Но словно бы нет особенного стимула взаимодействовать с внутренним рынком (всё как в жизни, прям), потому что этот момент не приносит никаких победных очков.

 

 

 

Возможно, стоило вообще убрать внутренний рынок, а вместо него добавить покупку угля у других игроков, что привнесло бы пласт позитивного взаимодействия. Затрудняюсь сказать, как с подобным обстоят в угледобывающей промышленности, но, например, в горнодобывающей промышленности используется практика, когда одна компания продаёт другой промежуточную продукцию. Не исключено, что и с углём поступают аналогично. Дополнительное взаимодействие никогда не будет лишним (разумеется, речь о положительном типе). В «Угле» же оно есть, но в целом ограничивается стандартным набором: купить потенциально нужную другому игроку карту или продать уголь на внутренний рынок, снизив потенциальный доход. Свойства компаний позволяют получать небольшой бонус при использовании другими игроками какого-то действия (что, кстати, не всегда удобно отслеживать в процессе). И в общем-то всё.

 

Тем не менее думается, самым большим вопросом в отношении «Угля» у потенциального покупателя будет оформление и качество компонентов. Первое довольно сильно отдаёт духом игр десятилетней давности (хотя я не вижу в этом проблемы) и уступает современной настольной продукции. Качество компонентов тоже не поднимается выше уровня «терпимо». Жетоны очень плохо выдавливаются, фишки угля производят впечатление кустарного производства. Спорным можно назвать и решение сделать кучу планшетов — мне кажется, это можно было бы сделать проще, и (вероятно) несколько снизить стоимость печати, и сделать цену чуточку доступнее.

 

 

 

Все эти моменты имеют место быть, отрицать сложно. Но! Здесь же можно задать и вопросы в ответ. Как минимум, с чего я, человек, который никогда не занимался изданием настольных игр, могу однозначно утверждать о том, что то или иное можно было сделать лучше, не владея исходными данными? Ребята из «Хромого мипла» вложили в производство свои средства, которые, надо полагать, были не безграничными. Думается, их вряд ли было достаточно, чтобы всякие красивости и «делюксовости». Они приняли решение использовать местные мощности, которые не имеют опыта в печати настольных игр. Однако подобное тоже правильно, поскольку необходимо развивать и свои технические возможности. Они замахнулись на издание достаточно комплексной игры собственного авторства, а на такое готовы пойти не все наши издатели покрупнее.

 

Поэтому, как мне кажется, стоит посмотреть на «Уголь» трезвым взглядом, абстрагировавшись от озвученных спорных моментов. Ведь главное что? Игра. И в этом качестве «Уголь» держится молодцом. Это интересная экономическая стратегия, ещё и тематичная. Она использует не самую затасканную тему, хоть кому-то она может прийтись не по вкусу. Однако этого должно быть достаточно, чтобы предоставить ребятам из «Хромого мипла» определённый кредит доверия. Я уверен, о многих вещах, которые мы громко называем недостатками, издатель как минимум осведомлён и сделал надлежащие выводы из полученных уроков. Не стоит забывать, для них это был первый подобный опыт, набор обязательных шишек здесь неизбежен. Поэтому лично я продолжу следить за деятельностью ребят из Кемерово и смотреть на их новые проекты.

 

Ну а также играть в «Уголь» и ждать дополнение, над которым вроде бы ведётся работа.

 

Этот и другие обзоры и заметки можно прочитать в телеграм-канале «Заметки настольщика».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Ludo_princeps написал год назад: # скрыть ответы

Очень жалко что так дальше прототипа игра и не двинулась. Объективный минус - это конечно визуальный стиль игры пусть и прототипа, понятно что тема угля = чОрный цвет, но на мой взгляд это не означает что нужно все сделать грязным, вполне себе можно взять в оформление Индастриал стиль и сделать очень даже визуально привлекательно. По геймлею сложно судить по данной статье что либо об игре.

Kapushonchik написал год назад: # скрыть ответы

Её купить можно, на озоне, за 5000 рублей, или что-то около того. То есть, это своего рода, состоявшийся проект.

Ludo_princeps написал год назад: #

Да действительно 5500 на сегодня ))) стал бы я это покупать за эти деньги? НЕТ.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Давайте так. Вы выпустите свою игру, обязательно большую коробку, и непременно к офигенным оформлением. Покажите как это делается правильно! А на чужой труд плевать очень сомнительная затея. Будем лучше делать купи-продай зарубежной продукции.

bg01cc написал год назад: # скрыть ответы

В КОРНИ ее не отправляли?
На ГРАНИкон с ней не ездили?
Или отправляли и ездили, но никто не подписал, поэтому самиздат за оверпрайс?

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Не знаю, не ко мне вопрос. Но если вы так хорошо знаете эти мероприятия и как берут наши издательства проекты, то должны понимать, что за большие проекты у нас берутся ОЧЕНЬ неохотно.

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Ну так это очередная еврятина, ими рынок уже перенасыщен, зачем издателям ещё одна? Они вон пытались сделать ролэндрайт и просто фиаско полное потерпели, а тут вашу евро с неинтересным сеттингом пытаться продвигать)

Очередное выставление рабочих, ну по сути надергали механик с других игр и перелопатили - не очень похвально и круто, имхо. Вы сейчас хотите не труд чтобы ценили, а затраченное время, ну не работает так ранок на сегодняшний день.

Вот сделали бы данжн кроулер про угольные шахты, чтобы можно было бульдозерами таранить огромных жуков, использовать для перемещения всякие элеваторы, чтобы надо было экономить энергию фонарей и искать под завалами товарищей - тогда народ бы заинтересовался, а что-то там про добычу какого-то угля - неинтересно совершенно. Ещё и евро, повторюсь, очередное безликое.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Так и не играйте, если не интересно. Я написал для тех, кому евро нравятся. А вы читайте про очередные приключенческие америтрэши, коль они вам по вкусу.

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Мы и не играем) Всем форумом, внезапно, не надо тут пеной исходить и бегать по комментариям, я просто объясняю, что ценить будут финальный результат, а не потраченное время.

Batareziz написал год назад: #

Изысканность местных вкусов я уже давно знаю. Не тратьте свое время на ответы мне, глупому, займитесь нужным делом. Приключения ждут!

bg01cc написал год назад: # скрыть ответы

Увы, но финальный результат продается на Озоне за 5-6 тысяч рублей и выглядит как ПНП из середины двухтысячных.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Да, выглядит не фонтан. Зато играется интересно, можете себе представить. И я думал, что в игры мы все-таки играем, а не на стену вешаем.

PSARUS написал год назад: # скрыть ответы

Очень узколобая позиция, извините. Не случайно же "встречают по одежке". Вид игры в купе с ее стоимостью для большинства интересующихся - серьезный отталкивающий фактор, мешающий ваш продукт "провожать по уму", т.е. оценить по достоинству (в котором, Вы, похоже, не сомневаетесь ни на йоту).

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Так смотрите шире. Я вас принуждаю к иному? Для меня оформление важно, но не менее важны и другие аспекты. Опять-таки, читаем обзор, там все написано (хотя кому это надо, правда?).

PSARUS написал год назад: # скрыть ответы

>Так смотрите шире. Я вас принуждаю к иному?

Что за бред? "Ты смеешь использовать против меня мои собственные заклинания, Поттер?" :)

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

А почему именно моя позиция узколобая? Я говорю: "Посмотрел и на оформление. Оно такое. Посмотрели на тему и ее реализацию. Они такие. Посмотрели на игровой процесс и впечатления от него. Они такие". По-моему довольно широко. И не ограничивается исключительно "оформление фу, я пошел дальше".

PSARUS написал год назад: # скрыть ответы

Да дело в том, что на дворе не 2004 год. При таком обилии игр, при локализациях, летящих на нас пулеметной очередью, игроки, видя ценник в 4-5-6-... Ысяч Ублей на творение с таким оформлением и тематикой, в 9/10 случаях скажут: "Оформление фу, я пошел дальше". Ну так вот сложилось. Ну простите нас, избалованных. Молодцы ребята, что хотели сделать и сделали. Вот вам устная "Грамота за участие". Но "призовые места" и "зрительские симпатии" в 2024 уходят к другим продуктам. Обидно? Конечно. Думаю, нужно или наперед заглядывать и адаптироваться-преодолевать, либо гнуть свою линию и спокойно принимать отсутствие Вселенской любви и широкой поддержки рублем.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Вы вообще читали всю местную переписку и мой обзор? Где я кого убеждаю, что вы должны брать или не брать "Уголь"? Дело ваше. Но за некоторыми решениями есть определенные причины, что я и пытаюсь донести. Высокая цена - потому-то и потому-то. Качество такое оттого-то. Но у нас здесь знатоки рынка собрались, поэтому снимаю шляпу и встаю в очередь!

PSARUS написал год назад: # скрыть ответы

>Высокая цена - потому-то и потому-то. Качество такое оттого-то.

Я просто хочу сказать, что "проблемы индейцев (авторов) шерифа (покупателя) не волнуют". Ценят готовый продукт, редко когда вдаваясь в подробности его судьбы. А при таком качестве и широком выборе...

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Так я и понимаю. И никого не призываю игру брать, если не интересно, что самое смешное. Я просто написал мнение об игре. Если какая-то игра мне изначально неинтересна, я просто прохожу мимо. Не читаю, не оставляю комментарии. Не моя игра и все. Но, похоже, делаю неправильно.

PSARUS написал год назад: # скрыть ответы

Мне, в общем, понравилось как написан обзор. И авторам спасибо за попытку полностью своими руками сделать качественный продукт. Весь сыр-бор тут покатился именно из-за цены-качества на 2024.

Был ответ из первых уст: "А почему вы думаете, что с КОРНИ и ГРАНИконом она стоила бы дешевле, чем стоит сейчас?" Вполне возможно, что и не дешевле. Но есть хорошая вероятность, что выглядела бы... современней и привлекательнее. Опять-таки, это не к Вам вопросы. Вообще, я думал сначала, что Вы тут "по заданию" пишите, но, видимо, по своей инициативе. Так что, перефразируя одного волка: "Ты извини, если чО".

Batareziz написал год назад: #

Полагаю, вы один из немногих комментаторов, кто его сначала прочитал. Спасибо. Всегда всё можно сделать лучше, и я согласен. И цена кусается, и качество спорное. Зато игра интересная и тематика не самая затасканная (последнее меня привлекло в первую очередь как раз). Разумеется, это не значит, что я буду покупать все прочие игры "Хромого мипла" и надеюсь, что они сделают верные выводы после "Угля" и будут развиваться дальше для соответствия более современным ожиданиям.

nordwind87 написал год назад: # скрыть ответы

А почему вы думаете, что с КОРНИ и ГРАНИконом она стоила бы дешевле, чем стоит сейчас? За такое наполнение коробки это вполне вменяемая цена на сегодняшний день.

И у нас не стояло задачи подготовить концепт игры и отдать его акулам рынка на допиливание. Никто ее никуда не отправлял и подписать ни у кого не просил. Мы хотели сделать эту игру от и до, мы ее сделали. Это же не единственная наша настолка, просто пока мы чуть-чуть в другой нише находимся. )

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Там буквально комментатор пишет, что это лучше "купи-продай", то есть намекает, что издатели незаинтересованы, речь-то про это была.

nordwind87 написал год назад: #

Ну вот я вам от первого лица говорю, что с этой игрой ни к каким издательствам мы не обращались.

Batareziz написал год назад: #

Я говорил вообще не об этом. Но поскольку тут никто никого не слушает и не слышит, то и получается "критика" и прочее.

bg01cc написал год назад: # скрыть ответы

И что, сильно акулы рынка ту же Пенумбру допиливали?
Кажется, вообще игру не трогали, а только накинули хорошего продакшена.

При текущей стоимости вашей игры в 5000 рублей, благодаря "акулам рынка", можно было бы позволить себе продакшен, который не выглядел бы как ПНП.
Дело же не только в цене, а в сочетании цена/качество.

А пока на Озоне красуется в отзывах вот это:
"я знаю, что компания молодая и игру печатали на производстве, которое этим не занимается, но все таки. качество компонентов на троечку. кубики и жетоны с выемками. ожидала картонные планшеты, а оказались листы бумаги с небольшой картонной зоной. краска на коробке не идеально черная - с подтеками.
цена для такого качества тоже завышена."

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Вы серьезно сравниваете крупное издательство с начинающим? Круто. И, кстати, если вы такой правдолюб, то разместите и оставшуюся часть этого отзыва на Озоне, а не только тот, что якобы демонстрирует ваш аргумент: "Но, мне как заядлому настольщику очень нравится, что у нас делают серьезные настольные игры с интересной механикой. Кусок угля как фишка первого игрока - шикарная идея! Я с удовольствием пополнила свою коллекцию настольной игрой "Уголь"!"

bg01cc написал год назад: # скрыть ответы

Вы, для начала, дневник разработчика Пенумбры откройте, или интервью с ним, и, может быть, поймете, что я до вас пытаюсь донести:

"В какой-то момент я определился, что не хочу ввязываться сам в издание, производство и фулфиллмент, и что лучше поработать с кем-то из издателей, кто уже в этом опытен и компетентен.

Потом мы пообщались с Олегом из «Фабрики» на кемпе и договорились встретиться посмотреть игру подробнее. На встречу я пришёл с полностью готовой и работающей игрой (уже проиллюстрированной, сдизайненной и оттестированной). И дальше всё завертелось )"

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Спасибо. Я сам это интервью у автора брал, ответ видел. И в чем ваша мысль? Что он не захотел ввязываться по причине некомпетентности. Его решение. А "Хромой мипл" решили ввязаться и это их право. Сейчас компетентности меньше, потом наберутся опыта и шишек. То есть, если человеку что-то интересно, то он не должен это делать? Даже попытаться? Так?

bg01cc написал год назад: # скрыть ответы

Моя мысль с самого начала сводится к тому, что под крылом любого из крупных издательств игру можно было выпустить в более привлекательном и качественном виде, а не как сейчас. И вряд ли она стоила бы дороже.

Если же "Хромой мипл" поставили себе задачу реализовать себя как самостоятельное издательство и использовать "Уголь" в качестве одной из вех достижения этой цели, то вопросов не имею, удачи ребятам.
Надеюсь, в будущем мы увидим вторую редакцию в достойном исполнении.

Но ваше отношение ко всем дискуссиям под данной статьей и способ реакции на некоторые из сообщений остаются за пределами моего понимания.

Batareziz написал год назад: #

А кто спорит с первым утверждением-то? Никто. Но в случае с "Пенумброй" использовали нейросети при оформлении, что в том числе и позволило снизить расходы на нее. "Хромой мипл" выбрали другой путь. Если вы прочитали мой обзор, то, собственно, многое из того, что мусолится здесь в комментариях я затронул. И в результате, как я уже говорил, все происходящее - очередное тесеровское толчение воды в ступе, в котором, к сожалению, принимаю участие я. А дискуссий и критики каких-то я здесь не увидел, только слова о том, что крупный издатель бы сделал конфетку и оформление не фонтан.

PSARUS написал год назад: # скрыть ответы

Товарищ, расслабься!)
Очевидно, человек рассчитывал на порцию комплиментов и находится на стадии "отрицания".

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Что я отрицаю? Что претензии к оформлению не имеют место быть? Имеют. Что "Уголь" - это еще и игра? Тоже не отрицаю. Что никто тут никого не слышит? Полностью согласен.

PSARUS написал год назад: # скрыть ответы

Ваша позиция не очень затейливая. Вы считаете или специально так выставляете, мол, "миня никто ни слышит, а я праф". От этого до "Я - Д'Артаньян, все - пид@р*сы!" один шаг. Попроще будьте. Походите на ощетинившуюся кошку.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Самое интересное, что и позиции других не предлагают особую глубину. Собственно, отсюда весь базар и идет. Я бы скорее охарактеризовал все происходящее как "все п!"№;асы, включая меня". Потому что занимаемся фигней, вместо того, чтобы прийти, прочитать, написать что-то дельное, а не все подряд, пойти дальше. Вместо этого разводим базар.

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Мы могли бы тут устроить реальный разбор по косточкам, но ни автор, ни вы этого ен выдержите, просто времени жалко)

Вы сами такой тон задали, накинувшись на просто комменты с мнением людей, вот вам в вашей же манере и напихали. Хотели бы конструктива - не было бы гонора.

Могли бы сами аргументы реальные привести попытаться, а не "покажите мне хоть одну красивую игру про уголь" - про уголь игр мало, да, а вот про всякие шахты и добычу ресурсов вагон и маленькая вагонетка - Гномы-Вредители, Каверна, Кланк, Дип рок Галактика где оформление само по себе красивое и с точки зрения инфографики понятны и не перегружены.

Но если уж совсем припираетесь, вот вам красивая игра про добычу угля - https://boardgamegeek.com/boardgame/143515/coal-baron Я даже не играя тут вижу, что куда и к чему и нарисовано добротно.

Так что вы уверены, что вам реально нужен конструктив?) Потому что он совсем уничтожит игру, лучше бы авторам сначала было изучить рыночек и посмотреть на того же Коэл Барона, потому что делать в 24 году не прокатывает "ну это наша первая игра за 5000" - если хочется сделать конкурентный продукт, нужно соответствовать времени.

P.S. Вот тут полно игр про шахты, есть и про уголь https://boardgamegeek.com/boardgamefamily/21425/theme-mining/linkeditems/boardgamefamily

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Да, уничтожьте меня ссылками на БГГ! Опять же приводите ссылки на игры, которые издают крупные издатели. На рынке, существующем с мохнатых годов. И там делали не локализации, а разрабатывали свои игры. А еще в списке есть Кикстартерные игры. Где сначала собирают деньги, а не печатают сами за свои. Это явно одна весовая категория.

И, как обычно во всей этой суматохе, мои слова игнорируются под градом весомых аргументов. Давайте так. Уделите мне пару минут и опишите мою позицию вкратце (если недостаточно текста обзора, где я многого коснулся, но это же не так интересно, верно?).

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Не издатель рисует картинки и не издатель разрабатывает инфографику. У нас есть хорошие с этих точек зрения Badlands (не без косяков, но на уровне вполне мировом по дизайну и инфографике) или Жми на Газ (тут всё отлично).

Ты буквально попросил пример любой игры про уголь - я скинул, у тебя как-то слишком много запросов)

Не пиши фигню, камрад, ты уже свои собственные слова забываешь - уж куда нам за тобой угнаться.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

То есть, я правильно понимаю, что ты, камрад, просто слился с простой просьбы и отвертелся таким ироничным комментарием? Я просил назвать. В другой и далекой ветке. И такие есть игры. Я не отрицаю. Категории разные весовые, не находишь, камрад? И ты на мою просьбу-то напишешь что или пока-пока?

И в смысле не издатель? А кто? Авторы рисуют? Или разные ситуации бывают, как минимум?

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Нет, я просто не хочу спорить с балаболом, который сначала требует одного, потом к этому приписюнивает ещё какие-то совершенно дикие требования. Только и умеешь требовать, а при получении адекватного ответа - вонять. Всего хорошего, разговор окончен, лично мне всё понятно, автору игру - мои соболезнования за такой пиар.

Batareziz написал год назад: #

Так какие требования? Ты их даже сформулировать не можешь, Брутал. И чем твой ответ адекватнее моих, я так и не понял. Видать, я действительно глупее Брутального Барона.

PSARUS написал год назад: # скрыть ответы

Посмотрел на Coal Baron - загорелся желанием попробовать. Игра, на минутку, 2013-го. Да, ее делали авторы с опытом, да, у них кредиты доверия от издателя, да, с этих позиций игры несопоставимы. Но тут если у "Угля" есть претензии на коммерческий успех в 2024, то надо "сначала было изучить рыночек" и в целом - отдавать себе отчет, что ожидает современный настольщик за такие деньги. И поменьше обид. Уверен, никто авторам "Угля" здесь зла не желает.

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

А по мне вполне сопоставимо, можно было банально ознакомиться с Бароном, а не выкатывать тут сопли, что в мире больше нет ни одной игры про уголь и поэтому эта самая красивая.

P.S. разработчик, кстати, нормально тут отвечает, это батарейка ему сейчас всю малину портит, создавая негативный фон вокруг игры. Теперь выяснилось, что есть игры про уголь и они красивше и лучше, спасибо батарейке за антипиар)

Batareziz написал год назад: #

Игры Кислинга и Крамера я люблю и уважаю. И дальше что? Брутальный Барон, который даже имя не указывает в профиле, только сливается с разговора и теперь за спиной шушукает другим про Батарейку? У меня имя есть, если что. Тимур. В профиле написано. Или ты только в интернете Брутальный?

Batareziz написал год назад: #

Ну, то есть, мы сразу считаем, что издатель не провел никакой работы, а просто выдал на-гора, правильно?

Siar написал год назад: # скрыть ответы

Сперва добейся - плохой аргумент. Обесценивает любую критику.

td1 написал год назад: # скрыть ответы

Занятно.
Кто не выпускал - тот не может критиковать, т.к. не выпускал своё.
Кто выпускал что-то своё - тому критиковать игры конкурентов по отрасли НЕ этично.
Вывод: ...

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Вывод простой. Судя по уровню здешней критики, никто не задумывается дальше "я так хочу", без рассмотрения иных моментов. А вот если бы вы создали, сами издали и продвигали свою настолку, то есть прошли по этому пути сами, набрав личный опыт, то и "критика" была бы иной. К тому же, интересно было бы посмотреть как вы разговаривали с критиками вашей игры на Тесере в таком случае.

td1 написал год назад: # скрыть ответы

Batareziz , вы сейчас сильно топите игру, которую должны "защищать".
Со стороны Автора, очень неудачный выбор канала продвижения.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Автор здесь не причем. Я сам достал игру, поиграл и написал про нее. И в чем мое "топление" игры, которую я должен "защищать"? Тем что критикую критиков?

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Не вижу критиков критиков, вижу "Выничивонипанимаите,этошидовор" - так себе защита)

Batareziz написал год назад: #

Плохо видите. Нет не слова про шедевральности игры. Это хороший, но не идеальный продукт. Вы текст обзора-то читали? Или ограничились комментариями?

nordwind87 написал год назад: # скрыть ответы

Вы про Тесеру? Ну настольных-то сайтов у нас не особо густо, тут выбирать не приходится. ) А каналы продвижения у нас разные. С "Углем" мы на прошлой неделе заняли первое место на региональном этапе конкурса туристических сувениров, например. ) В декабре на всероссийский поедем.

td1 написал год назад: # скрыть ответы

Сувениры - это хорошо)
Вы , главное , не пускайте своего бешеного импресарио в карточку игры, а то он отпугнет даже тех, кому оформление+тема вполне норм.
(Почитайте карточки эфирного лекаря, забытых богов и т.п. - это путь вникуда).

nordwind87 написал год назад: #

Я не совсем понимаю про кого вы. Если про автора статьи, то это независимый обзор, мы за него деньги не платили. Поэтому он волен делать, что заблагорассудится. )

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Я не имею привычку комментировать на "Тесере", потому что здесь всё всегда превращается в балаган. Здесь я это затеял, потому что речь о моем тексте, больше никуда не полезу. Не переживайте. И, самое интересное, меня вы считаете единственным "бешеным" в нынешнем сеансе "Дискуссий на Тесере".

td1 написал год назад: # скрыть ответы

А что тут странного?
Если, допустим, вы и (условно)BrutalBaron внезапно станете оба неадекватными комментаторами, то публика на основе созерцания вас обоих НЕ купит ни игру, которую пытается "продать" BrutalBaron, ни игру, которую пытаетесь "продать" вы.
Но - есть один нюанс... И судя по всему, вы его не очень-то видите.

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Мою бы купили, я в оформление смог бы) Просто другим занимаюсь.
Может тут чуваки пытаются в "чёрный пиар - тоже пиар", но чёт такое пока выходит.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

В зеленый пиар, так интереснее. Я так понял, непосредственно игра никому интересна, но зато оформление - ммм-ммм!

BrutalBaron написал год назад: # скрыть ответы

Встречают по одёжке, работает всегда именно так и никак иначе, нравится или нет. Есть определённые стандарты и ожидания в индустрии, исключения, безусловно, допустимы, но на то они и исключения.

Batareziz написал год назад: #

Если мы уже говорим обобщенно, то нет их. Есть оформление разного уровня до сих пор. Гляньте на оформление игр Фридмана Фриза, варгеймов, "коричневых евро". Разное оно. И оно может пользоваться популярностью точно такой же, что и красивый продукт. Более того, если почитать всякие форумы, то и под "красивыми играми" есть куча недовольных оформлением. Поэтому все ограничивается личными хотелками. Вам хочется вот так красиво? Вы будете искать только это. Хочется еще что-то? Будете искать такое. Выражение про встречу по одежке очень спорное и у него есть продолжение, которое вы опускаете.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

О, вот я наконец-то и "продавцом" стал. Фух, долго ждал и надеялся на эти слова. Ирония всего происходящего базара в том, что я простой игрок. Мне понравилась игра, я решил поделиться своими впечатлениями на этом ресурсе, вроде бы посвященном настольным играм, о той, что не особо освещается. В надежде, что если кто-то заинтересуется темой, процессом и т.д., обратит на нее внимание, может даже попробует/приобретет. Я совершил ошибку и более ее не повторю. Так что смело покупайте игру BrutalBaron'а, потому что в оформление он может, а на игру всем по барабану.

Siar написал год назад: # скрыть ответы

Не обращайте внимания. Некоторые пользователи чрезмерно увлекаются критикой и переходят за грань токсичности.

Batareziz написал год назад: #

Спасибо.

Batareziz написал год назад: #

Потому что все происходящее здесь не критика, а пустая болтовня уровня "я хочу вот так и точка". Какие-то первопричины не рассматриваются вообще. Думаете, издатель не понимает, что надо "красиво"? Я думаю, вполне. А вы знаете во сколько обойдется "красиво"? Какая будет стоимость игры тогда? И начинается замкнутый круг. "Критики" найдут к чему придраться ещё, даже не попробовав игру. И результат будет тот же. Вместо того, чтобы выдать кредит доверия, как я и писал в обзоре, и смотреть по последующим проектам.

Siar написал год назад: # скрыть ответы

Не знаю насчёт геймплея, но выглядит очень непривлекательно.

Razorvi_KapbITo написал год назад: # скрыть ответы

Дизайн хорошо бы улучшить. Какой-то он по фото... Блеклый, тёмный и сливающийся. Нет вот этого чувства, когда смотришь на фото и понимаешь - красота-то какая!

Текст на картах стоило бы подуменьшить введя иконографигу.

В любом случае, ребята пробуют, ребята молодцы. Это мы тут ворчим 😁

Успехов 👍

nordwind87 написал год назад: #

Мы думали над тем, чтобы вообще убрать текст с карт и сделать ее языконезависимой. Но у некоторых карт достаточно сложные эффекты, а городить огороды как в RFTG и потом отдельно делать памятку по расшифровке пиктограмм мы сознательно не захотели. Будут предпосылки к выходу на иностранные рынки - будем думать еще. )

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Покажите мне красивые игры про угледобычу. По-моему, это не совсем идентичные вещи.

ilya1809 написал год назад: # скрыть ответы

Покажите мне красивые игры про добычу соли.....и про разработку авиационного движка..Разве так вообще конструировать предложение? Игры наоборот пытатюстя найти свое лицо

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Можно, я же построил. Сама претензия странная изначально, но это никого не смущает. Игра про добычу угля, поэтому и была попытка оформить соответственно. Получилось вполне неплохо для первого проекта. Вот если бы это был уже 10-ый подобный проект, то можно было и побурчать.

bg01cc написал год назад: #

Для первого проекта - неплохо.
Для 2023 года - сомнительно, но окэй.

bg01cc написал год назад: # скрыть ответы

Brass

nordwind87 написал год назад: #

Ну, справедливости ради, угледобычи в Брассе кот наплакал. А оформление, по крайней мере, в той коробке, что мне досталась, наполовину из себя представляет "негры ночью воруют уголь". А так оно красивое, да.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Вы про первое издание от 2007 года? Там очень страшненько всё, много хуже "Угля". Или про делюкс-издание, на которое собирали деньги на Кикстартере, поэтому они могли позволить себе классное оформление? Тогда нечестно сравнивать. Плюс, Brass про период промышленной революции, масштаб иной. Да и уголь играет не центральную роль.

bg01cc написал год назад: # скрыть ответы

Про то издание, которое сегодня можно купить в рознице.

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Насколько справедливо сравнивать крупный релиз, пошедший по миру и игру от начинающего издательства, выпущенную только на российском рынке? Покупать никто не хочет, потому что все знатоки. Как результат, так и будем на этом уровне сидеть, вместо того, чтобы помогать таким начинаниям развиваться рублем.

bg01cc написал год назад: # скрыть ответы

Насколько справедливо сравнивать Rammstein, пошедший по миру, и песни начинающего музыканта [звучащие в 2024 как поделия питерской студии Dobrolet прямиком из 2005-го, записанные и сведенные при помощи брата, не специализирующегося на такой музыке], выступающего только на российской сцене? Покупать [билеты на его концерты по цене билетов на Rammstein] никто [почему-то] не хочет, потому что все знатоки. Как результат, [мы, вот такие упертые начинающие музыканты] так и будем на этом уровне сидеть, вместо того, чтобы [делать сразу качественно и согласно времени, в котором мы живем, а мы сидим, и ждем, что все будут] помогать таким начинаниям развиваться рублем [сразу по цене билетов на Rammstein].

Если непонятна ирония, то в современном мире для любого продукта есть объективные требования к его уровню.
Можно пробивать путь лбом, набивая шишки, а можно проанализировать рынок и понять, чего ожидается в качестве итогового продукта на выходе.
Если бы тот же Brass вышел сейчас, в 2024, в том же виде, что он выходил в 2007 - вырвался бы он в топы?

Batareziz написал год назад: #

Нелепая аналогия ради аналогии. В настольных играх другие принципы и правила, и вы это знаете. И я не только об оформлении, на котором здесь сошелся весь дискурс. Цена высоковатая, да, не отрицаю. Но вы задумывались почему она такая, прежде чем сравнивать с музыкальным миром? Похоже нет. Я и говорю, здесь дискуссия идет уровня "я так хочу". Нет ни обсуждений игры не только в рамках оформления, ни мнений о статье. О чем надо бы говорить. Зато есть эксперты, которые уж точно знают как надо делать, не делая ничего сами и являясь обычными потребителями. Не можете посмотреть чуть шире? Не смотрите.

danceandfight написал год назад: #

В любом более-менее крупном городе в РФ есть или была локальная музыкальная сцена, есть реп-точки и магазины с инструментами, есть учителя/ютуб. Есть люди с которыми можно вместе группу организовать. К музыке нет особого требования по уровню, ведь не нужно соревноваться с виртуозами или легендами, потому что нет объективного мерила что есть хорошая музыка, а что нет. Да и обычным людям все равно, главное чтоб "цепляло", хоть солнышко в руках, хоть sonne. Вот ты привел в пример рамштайн, довольно стремную группу с какой стороны не посмотри, но в РФ их многие боготворят, и ничего, мир не рухнул.

Но даже, если взять рамштайн, у многих нет возможности сходить на них, и люди пойдут на локальное, пример и рок музыки 80-90х и мазафаки/альтернативы нулевых показателен. Я уж молчу про рурэп десятых, от белого до кальянного. Так что все эти разговоры о "качестве" в музыке, которое не надо поддерживать рублем это полный бред. Да и сейчас, когда роль крупных лейблов сильно меньше чем раньше, тебе не нужно одобрение дяденьки, идешь и делаешь все сам: записать и издать свое творчество на физических носителях супер-просто и, относительно, дешево. И, удивительно, но не всегда люди вваливают кучу бабла в возможность играть в группе, с целью заработка, сам процесс создания песен и концерты - приятная штука, именно поэтому, локальная сцена и существует.

В настольных играх все иначе, у нас нет ничего, кроме пары небольших групп по интересам и пары издательств, которые жестко фильтруют (и правильно делают), что им издавать. У локальных авторов есть тонны бесплатной теории и инструменты, но нет денег, а спрос с них идет как с западных, потому что игрокам в РФ плевать локальный это продукт или нет: на твоем столе легко окажется настольный рамштайн, ведь его заботливо кто-нибудь локализует, а ты потом купишь на озоне по акции.

td1 написал год назад: # скрыть ответы
Аня - это кто?

Интрига! Неспроста же с нее начали повествование?
Ожидал, что в конце истории она разольет масло на уголь.
Тема не раскрыта.

Batareziz написал год назад: #

Читатели моего канала в курсе, что это блогер БабАня, с который мы периодически играем вместе. И, предвосхищая дальнейшие вопросы, Женя - это моя супруга и постоянная игровая ячейка.

Kapushonchik написал год назад: # скрыть ответы

Интрига тут в другом. Всё началось с того, что они играли в какую-то игру российского автора, но она оказалась сырой.. И тут вспомнился Уголь. Что там за игра российского автора была?

td1 написал год назад: # скрыть ответы

Читатели канала в курсе.

Kapushonchik написал год назад: # скрыть ответы

Понятно, значит, мне, как не читателю канала так и мне узнать...

Batareziz написал год назад: # скрыть ответы

Не знаете - лучше не говорите. Читатели канала тоже не знают, потому что это не важно. Я специально не говорю что за игра. Я могу ошибаться в выводах, ведь даже партию не доиграли. А голословные заявления не люблю делать.

Kapushonchik написал год назад: # скрыть ответы

Сурово..

Batareziz написал год назад: #

Еще бы

td1 написал год назад: # скрыть ответы

"Я вам посылку принес, только я вам ее не отдам" (с)

Batareziz написал год назад: #

Эта посылка к делу не имеет никакого отношения. Просто некоторая вводная. Не хотел повторять обычный вступительный набор, потому что уже писал пару раз об "Угле" до этого на канале.

ivan111 написал год назад: # скрыть ответы

> разработали и издали собственными силами

очень молодцы осуществить такое! удачи в продвижении и развитии игры!

nordwind87 написал год назад: #

Спасибо!

Kapushonchik написал год назад: # скрыть ответы

На вид как качественный прототип. В общем, мне нравится. Тут бы дизайнера и художника профессионального. Во всяком случае, это реально интересный проект, судя по содержанию статьи. Вот такие проекты, наверное, могли бы в развитии, составлять конкуренцию европейским играм, если бы их развивали крупные издатели.

Kapushonchik написал год назад: # скрыть ответы

А ещё интересно, картинки на картах рисовали для игры или взяли откуда-то.. Некоторые иконки выглядят как взятые из интернета, но в дизайне вписаны довольно органично, на мой взгляд.

Batareziz написал год назад: #

Иллюстрации рисовал художник, насколько я знаю. Что-то ребята создавали своими силами.

nordwind87 написал год назад: # скрыть ответы

Иллюстрации рисовал художник. Пиктограммы действий, жетоны и прочее тоже.

Kapushonchik написал год назад: # скрыть ответы

А стилистика изначально так и была рассчитана? В смысле, что сами по себе иконки крайне простые, наверное, даже понятные. То есть это из серии, всё гениальное просто, как по мне. Но сам по себе дизайн подходит только для российского рынка, скажем, изображение рубля вряд ли подойдёт для продажи на иностранных рынках. А в этом деле там одно за другое цепляется и скорее всего, дизайн надо полностью менять в этом случае.

nordwind87 написал год назад: # скрыть ответы

А рубль-то с какой стати менять? Уголь российский и игра российская, че тут стесняться-то. Расчеты все в рублях.

Kapushonchik написал год назад: # скрыть ответы

Конечно, стесняться рубля не надо, я не об этом. Просто, могу ошибаться, но западной аудитории, вряд ли нужен рубль. Взять любой проект российский разработчиков, который успешно продаётся на западе, там всё подгоняется под их стандарты, наверное, это не спроста. Впрочем, вам, как автору, конечно, виднее.

nordwind87 написал год назад: # скрыть ответы

Кто хочет, пусть подгоняет. Мы не будем. ) У нас из контрактов и страны европейские пропали после того, как они в реальности от закупок угля у нас отказались. )

Kapushonchik написал год назад: #

Всё, как в жизни. Думаете, они вернутся, когда начнут опять наш уголь закупать?)) А так, ну, похвально, что ж. Попробуйте держаться своего курса, может, что и получится.