Siar написал полминуты назад к новости Компания «Звезда» вошла в издательский холдинг Hobby World: # Но причем тут комиксы, когда речь про потребителей настольных игр.
BrutalBaron написал 5 минут назад к новости Компания «Звезда» вошла в издательский холдинг Hobby World: # Например в комиксах, там зарубы за норм качество серьёзные, предзаказы...
Siar написал 7 минут назад к фото Пнп коробка с игрой: # Надо спрашивать тут https://vk.com/volandeboard Он делает на заказ печ...
deryny написал 11 минут назад к игре Senjutsu. Битва за Японию: # Вы обязаны разыграть ЭФФЕКТ. Это применяется к тому, что эффект дает н...
Siar написал 11 минут назад к игре Warhammer Quest: # Думаю тут игравших нет, слишком уж древняя игра. Лучше на БГГ спросить...
Компания «Звезда» вошла в издательский холдинг Hobby World
Новость была опубликована на сайте компании «Звезда» 30 октября.
С миру по нитке [06.11.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Эксклюзивы кик...
Предзаказ на дополнения к «Предназначению»
Пересечение настолок и компьютерных RPG!
Предзаказ на «Кемет. Кровь и песок»
Переиздание динамичной агрессивной стратегии в древнеегипетском сеттинге.
Обзорная башня [30.10.2024]
В этом выпуске: как чей-то батя вкатывается в варгеймы, где взять кучу фанатских...

YuliyaXXI

«Льюис и Кларк: Экспедиция» - устарела или нет?

08 октября 2024

Информация

добавить
игры Льюис и Кларк: Экспедиция
Дата: 08 октября 2024
Источник: Канал
Оценка пользователей
9.0024
-

Настольная евро-стратегия «Льюис и Кларк: Экспедиция» вышла в далёком 2013 году. С тех пор было выпущено множество тиражей по всему миру, правила слегка корректировались, менялось оформление коробки, но суть игрового процесса оставалась неизменной. И лишь спустя 11 лет до неё добрались российские локализаторы. Не скажем ли мы: «Дорога ложка к обеду»? Не устарели ли игровые механики за более чем десятилетие? Давайте разбираться!

В основе «Льюиса и Кларка» лежат оригинальные для настольного сеттинга исторические события. В 1804-1806 годах Мериуэзер Льюис и Уильям Кларк возглавили исследовательскую экспедицию, чьей задачей было нанести на карту огромный участок земли, приобретённый у Франции, а главное – найти водный путь через континент. Именно вокруг их путешествия выстроен игровой процесс. Правила даже содержат страничку с исторической справкой, а описания карт персонажа раскрывают роль каждого участника экспедиции. Романтика покорения новых земель соединяется с эстетикой культуры коренных американцев – и получается небанальная, очень привлекательная смесь.

И, конечно, взгляд к коробке «Льюиса и Кларка» сразу же приковывает великолепное оформление! Французский художник Венсан Дютре считается самым востребованным и популярным иллюстратором в настольной сфере: в его портфолио уже почти две сотни игр! Этому есть несколько причин. Во-первых, конечно же, изумительное мастерство: Дютре всегда рисует в реалистичном стиле, добавляя щепотку приёмов из комиксов (очерчивание фигур чёткими чёрными линиями, яркие цвета), а его любимая тёплая цветовая гамма оттенков обещает путешествие в удивительный волшебный мир, даже если игра, как в нашем случае, абсолютно реалистична. Во-вторых, работая с Венсаном, создатели игры получают не просто набор иллюстраций: Дютре нравится принимать активное участие в оформление всего внешнего вида игры, высказывая свои идеи о внешнем виде самых различных компонентов, от игрового поля до маленьких жетонов.

Всё это справедливо и для «Льюиса и Кларка». Изображение локация на игровом поле складывается в большую индейскую деревню, на личных планшетах игроков красуются плывущие по реке путешественники (а новые лодки, которые можно приобрести в ходе партии, расширяют эту картину), карты украшены портретами исторических личностей и атмосферными пейзажами. Причём Дютре постарался даже там, где этого обычно не требуется: например, на этапе подготовки каждый участник получает стартовый набор карт с совершенно одинаковыми свойствами. Несмотря на то, что иконографика в этих колодах повторяется, Дютре создал даже для них уникальные неповторяющиеся иллюстрации.

Так что оформлению «Льюиса и Кларка» можно ставить твёрдые 10 из 10 баллов: оно точно ни капли не устарело!

Что касается игровых механик, то здесь нас ждёт смесь выставления рабочих и построения карточного движка, но в каждом из этих элементов есть своя уникальная изюминка.

Практически все действия игроки выполняют с помощью розыгрыша карт. Они позволяют получить ресурсы или сделать несколько шагов по треку пути от Сент-Луиса до форта Клатсон (именно этот путь проделали реальные Льюис и Кларк) – это, по сути, трек победных очков, и выиграет тот игрок, кто первым достигнет конца маршрута. Однако в розыгрыше карт надо учитывать несколько особенностей:

1) Чтобы разыграть карту, необходимо использовать для этого другую или потратить рабочих-индейцев. Цена розыгрыша часто встречается в настольных играх самых разных жанров, однако обычно другие карты надо просто скинуть. Здесь же каждая карта обладает параметром силы: на рубашке есть изображение одного, двух или трёх индейцев. Подложив выбранную карту рубашкой вверх, игрок определяет, с какой силой будет разыграно его действие. Например, если он планирует собрать дерево, то два индейца позволят собрать этого ресурса в два раза больше, а три индейца – в три раза больше! Каждый ход приходится хорошенько думать, какие карты использовать для действий, а какие – для усиления.

2) Также сила действий часто зависит от карт, которые уже разыграли соперники. Если вы хотите понять, сколько же дерева можете собрать в ваш ход, посмотрите на соседа справа и слева и сосчитайте коричневые значки дерева, которые есть на картах перед ними. Добавив к ним свои, вы узнаете, сколько деревяшек принесёт вам один индеец. Иногда это число получается настолько внушительным, что посылать кого-то ему на подмогу не требуется – удвоенное количество просто не поместится на лодках, изображённых на вашем личном планшете.

Этот момент очень здорово добавляет взаимодействия между игроками, которого так не хватает в евро, где обычно каждый всю партии смотрит в свой собственный «огород», кидая взгляд на труды соседей лишь в конце при подсчёте победных очков и определении победителя. А ещё это добавляет игре новый слой планирования: каждый раз приходится выбирать правильные моменты для совершения действий, ведь если слишком жадничать и постоянно тянуть, надеясь урвать побольше, соперники могут сделать привал и забрать все разыгранные карты обратно в руку, оставив вас ни с чем.

Кроме розыгрыша карт, игрок могут в свой ход отправить рабочего в локацию на поле. Они в основном приносят различные ресурсы, а также помогают обменивать их на важных каноэ и лошадей – именно с их помощью предстоит двигаться по победному маршруту. Но и в, казалось бы, таком привычном размещении рабочих не обошлось без оригинальных придумок.

Дело в том, что индейцы здесь не принадлежат лично вам. Привыкли, что все миплы-работники в играх разных цветов, и ваши человечки обязательно вернутся именно к вам? Забудьте: здесь все индейцы одинаковые. В любой момент игрок может разыграть карту действия, позволяющую собрать всех индейцев, которые есть на поле – и неважно, один он там или их десять.

Это рождает очень интересные игровые ситуации! Можно оказаться совсем без работников, и даже на поле собрать будет некого. Можно, наоборот, глядеть на целую россыпь зелёных фигурок, но не иметь возможности их взять, ведь вы уже потратили нужную карту действия. Наконец, вы можете подолгу не «отпускать» своих краснокожих в свободное плавание, используя их не на поле, а для усиления собственных карт (тогда после привала они вновь вернутся именно к вам) – но тогда в вашей личной колоде должно быть собрано всё необходимое! И опять приходится постоянно следить за другими игроками: нельзя допустить, чтобы кто-то монополизировал всех работников, однако собирать слишком мало фигурок в свой ход тоже невыгодно.

В общем, в ходе партии в «Люьис и Кларк: Экспедиция» постоянно есть, над чем подумать! Разыграть карту или выставить рабочего, в какой момент какие ресурсы собрать, купить ли дополнительную лодку, или лучше постоянно всё тратить, продвигаться ли по маршруту равномерно, или долго копить силы для неожиданного марш-броска? При этом необходимо постоянно поглядывать на общий рынок карт, чтобы не упустить особо выгодные (их можно покупать каждый ход, были бы ресурсы для оплаты), и при этом не забывать следить хоть одним глазком за соперниками: левым глазком за тем, что сидит слева, правым глазком за тем, что сидит справа!

Так что для любителей комплексных евро в этой игре большой простор для стратегии: можно попытаться выиграть через удачный карточный движок, можно – через накопление ресурсов и хранение большого их количества на приобретённых лодках, можно – через постоянную прокрутку рабочих. Правда, конечно, грамотные оппоненты имеют все возможности нарушить любые ваши планы: увести с рынка нужные карты, раскупить все лодки или собрать на шаг раньше всех индейцев.

При этом хочется особо отметить, что «Льюис и Кларк» - не хардкорная стратегия уровня Ласерды с множеством тяжеловесных правил и высоким порогом вхождения. Это игра вполне себе семейного уровня сложности, ближе всего стоящая к таким хитам, как «Эверделл» и «Руины острова Арнак».

Здесь уместно вернуться к главному вопросу: устарел ли игровой процесс? Теперь, сыграв, наконец, в «Льюиса и Кларка», мне стало понятно, что эта игра не прошла незамеченной в настольном мире 11 лет назад. Я вижу множество моментов, которые впоследствии использовали создатели других настольных стратегий.

Больше всего сходства у «Экспедиции» как раз-таки с «Эверделлом». Здесь и выбор из двух вариантов действия: розыгрыша карты или выставления работника, и сочетание карточного движка с менеджментом ресурсов. И даже детали оформления – на поле «Льюиса и Кларка» локации для индейцев обозначены знакомыми кружочками: замкнутые для единственного работника, разомкнутые – для любого количества. Однако в «Эверделле» карты не забираются обратно в руку, а ваши работники или сила действий не зависят от соперников.

Есть общие черты и с «Руинами острова Арнак»: покупка карт с общего рынка в руку, их розыгрыш параллельно с выставлением рабочих, и, главное – продвижение по треку с большим количеством победных очков, который здесь оформлен в виде исследования найденного в джунглях храма. Правда, здесь достижение вершины не триггерит окончание партии: всем придётся стандартно подсчитывать победные очки.

Поэтому, несмотря на то, что с момента выхода «Люьиса и Кларка» прошло уже больше десятилетия, сплетения механик в этой игре остаются уникальными и партии увлекают даже бывалых любителей стратегий. Да, отдельные черты можно увидеть в более поздних играх, однако «Экспедиция» явно не пополняет ряды тех, кого мы свысока называем «очередным типичным евро» - это оригинальная, очень красиво оформленная гонка, хорошо тренирующая ваши серые клеточки.

ПЛЮСЫ:

  • прекрасное оформление
  • интересная историческая основа
  • оригинальная система розыгрыша карт с разной силой действий
  • уникальная система общих работников
  • необходимость следить за действиями соперников
  • напряжённая гонка по маршруту вместо сухого подсчёта абстрактных победных очков

МИНУСЫ:

  • влияние рандома есть: соперникам могут выпасть более сильные карты на рынке
  • на маршруте есть возможность оказаться в заблокированной другими игроками позиции
  • вы можете оказаться без работников (но это, скорее всего, ваша оплошность)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Maximillian написал полмесяца назад: #
Мне очень понравилось

Одна из моих любимых игр. Сплав механик хороший, кризисности хватает, особенно при игре больше 2. Стратегии каждую партию немного меняются в зависимости от выхода карт на рынок, а Дютре с его иллюстрациями можно восхищаться долго. Устаревания механик я не вижу и на мой взгляд игра интереснее её более семейного налога В поисках Эльдорадо. Единственно, настолка склонна к даунтайму и параличу анализа. Поэтому нужно осторожно садиться за один стол с даунтаймерами или партия может превратиться в много часовую пытку. Очень понравились механики перегруза, активации карт и необычного финиширования (нужно не только пересечь черту, но ещё и эффективно разбить привал).
Если сомневаетесь, стоит или нет покупать игру, её можно попробовать на Бга. А так же, в игре есть весьма неплохой соло режим.

kirkot написал месяц назад: #

Естественно, в "больших" играх механика гонки сама по себе очень устарела, она уместна только в рейсингах. Сейчас триггер окончания игры регулируемый, и его вводят, как дополнительную интересную механику. И уж тем более это неуместно в играх на 4 игрока и больше.

SamyroHOO написал месяц назад: # скрыть ответы

"Не устарели ли игровые механики за более чем десятилетие? Давайте разбираться!"

Колонизаторы, которые выходят с 2002 года: подержи моё пиво

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Таки многие считают Катан устаревшим динозавром.

SamyroHOO написал месяц назад: #

За всех говорить не буду, но мне кажется если механики сделаны хорошо, время над ними не властно. Конечно, игры меняются с течением времени, что-то устаревает, приходят новые тренды, но как мы видим, это не мешает людям знакомиться с играми вышедшими довольно давно.

Siar написал месяц назад: #

А вообще если мерить по годам, то Древний ужас и Descent пора уже выкидывать на свалку истории. Да и Мрачная гавань скоро туда отправится, уже 7 лет игре

LocoS написал месяц назад: # скрыть ответы

Монополия скоро вообще второй век разменяет, до сих пор продаётся ;D

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Но при этом все опытные настольщики ненавидят ее и называют устаревшим убожеством (как впрочем и манчкина) :-)

Reddas написал месяц назад: # скрыть ответы

Менякин хоть и не любим многими, он вполне себе играбелен.
А вот монополия жива лишь потому что её все пиарят, выпуская во всех возможных сеттингах. По факту игра не выдерживает конкуренции с любой современной.

PSARUS написал месяц назад: #

Тоже никогда не понимал приравнивание Манча к Монописецу. Одной - 100 лет в обед (пора бы перестать красить да пудрить ее труп), вторая - играется и сейчас как 20 лет назад. Другое дело - играть в то, что предлагает собой Манч не так уж много охотников (среди опытных), но игра-то нормально работает. Из общего - большое число реинкарнаций с обеих сторон. Да и то некоторые версии Манча имеют свои отличия.

LocoS написал месяц назад: #

снобизьм-с
пока в игру играют, все рассуждения об её устаревании просто смешны

Anrimati написал месяц назад: #

Меня прям бесит пренебрежение Манчкином, говорить, что игра устарела можно если вышли ряд подобных игр с примерно теми же механиками, сложностью, продолжительностью, ну то есть игра в той же нише, но делающие тоже самое, но лучше, если этого нет, то говорить, что игра устарела нельзя.

С него куча людей в настолки пришла, и сейчас приходят и играют, и лет 5 назад ряд недоблохеров попытались задать тренд на хейт манчкина, особой поддержки это не встретило. Особенно смешно, когда люди говорят что Манчкин это фуфу, а Спартак зашибись, по сути одинаковый "на получи" же.

А вот Монополия это плохо, потому что нет решений игроков.

alexlap написал месяц назад: # скрыть ответы

Сразу оговорюсь , да и автору на заметку: если быть предельно корректным, у нас локализовано вторая редакция игры, так что если брать её возраст, то нужно делать скидку.

Я в первую редакцию не играл, но вторая по нынешним меркам - ничего особенного, "середнячок" (это к вопросу нужно ли её брать). В плане пофилософствовать это скорее ей в плюс и в минус тому обилию еврокоробок, которые нынче выходят - а что они дают нового то?

В общем, кто ещё не собрал шкаф коробок и ищет несложное евро - могут рассмотреть покупку, у кого уже шкаф забит - ничего нового он для себя не откроет.

Ifikl написал месяц назад: # скрыть ответы

А это разве какая-то вторая редакция? Правда, индейцы тут какие-то.... Черные...

alexlap написал месяц назад: # скрыть ответы

В 2020 году была вторая редакция игры, там несколько изменились правила, изменились компоненты (некоторые карты персонажей, на поле в некоторых местах изменения, жетоны), а жетоны привала вообще убрали из игры. Не помню были ли жетоны времени в первой редакции. Т.е. игру немного "дополировали" и говорить "смотрите, какая штука была в 2013 году" - не корректно на 100%))) (там вроде ещё в 15 году правила меняли слегка).
Хоббики ясен пень издают редакцию 2020 года.

amberLord написал месяц назад: #

Причём во второй редакции игру сделали более казуальной, убрав часть "сложных" эффектов с карт, заменив на скучные, имхо.

Убрали часть вариативности ( в первом издании лодки были разные), видимо, опять в угоду упрощения.

Сделали игру не настолько обидной, слегка погнув оригинальную идею с лагерями.

snowbody написал месяц назад: #

Просто хорошая игра. Может и не лучшая в жанре, но и далеко не худшая.