Компания «Звезда» вошла в издательский холдинг Hobby World | |
Новость была опубликована на сайте компании «Звезда» 30 октября. | |
С миру по нитке [06.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Эксклюзивы кик... | |
Предзаказ на дополнения к «Предназначению» | |
Пересечение настолок и компьютерных RPG! | |
Предзаказ на «Кемет. Кровь и песок» | |
Переиздание динамичной агрессивной стратегии в древнеегипетском сеттинге. | |
Обзорная башня [30.10.2024] | |
В этом выпуске: как чей-то батя вкатывается в варгеймы, где взять кучу фанатских... |
Настольная евро-стратегия «Льюис и Кларк: Экспедиция» вышла в далёком 2013 году. С тех пор было выпущено множество тиражей по всему миру, правила слегка корректировались, менялось оформление коробки, но суть игрового процесса оставалась неизменной. И лишь спустя 11 лет до неё добрались российские локализаторы. Не скажем ли мы: «Дорога ложка к обеду»? Не устарели ли игровые механики за более чем десятилетие? Давайте разбираться!
В основе «Льюиса и Кларка» лежат оригинальные для настольного сеттинга исторические события. В 1804-1806 годах Мериуэзер Льюис и Уильям Кларк возглавили исследовательскую экспедицию, чьей задачей было нанести на карту огромный участок земли, приобретённый у Франции, а главное – найти водный путь через континент. Именно вокруг их путешествия выстроен игровой процесс. Правила даже содержат страничку с исторической справкой, а описания карт персонажа раскрывают роль каждого участника экспедиции. Романтика покорения новых земель соединяется с эстетикой культуры коренных американцев – и получается небанальная, очень привлекательная смесь.
И, конечно, взгляд к коробке «Льюиса и Кларка» сразу же приковывает великолепное оформление! Французский художник Венсан Дютре считается самым востребованным и популярным иллюстратором в настольной сфере: в его портфолио уже почти две сотни игр! Этому есть несколько причин. Во-первых, конечно же, изумительное мастерство: Дютре всегда рисует в реалистичном стиле, добавляя щепотку приёмов из комиксов (очерчивание фигур чёткими чёрными линиями, яркие цвета), а его любимая тёплая цветовая гамма оттенков обещает путешествие в удивительный волшебный мир, даже если игра, как в нашем случае, абсолютно реалистична. Во-вторых, работая с Венсаном, создатели игры получают не просто набор иллюстраций: Дютре нравится принимать активное участие в оформление всего внешнего вида игры, высказывая свои идеи о внешнем виде самых различных компонентов, от игрового поля до маленьких жетонов.
Всё это справедливо и для «Льюиса и Кларка». Изображение локация на игровом поле складывается в большую индейскую деревню, на личных планшетах игроков красуются плывущие по реке путешественники (а новые лодки, которые можно приобрести в ходе партии, расширяют эту картину), карты украшены портретами исторических личностей и атмосферными пейзажами. Причём Дютре постарался даже там, где этого обычно не требуется: например, на этапе подготовки каждый участник получает стартовый набор карт с совершенно одинаковыми свойствами. Несмотря на то, что иконографика в этих колодах повторяется, Дютре создал даже для них уникальные неповторяющиеся иллюстрации.
Так что оформлению «Льюиса и Кларка» можно ставить твёрдые 10 из 10 баллов: оно точно ни капли не устарело!
Что касается игровых механик, то здесь нас ждёт смесь выставления рабочих и построения карточного движка, но в каждом из этих элементов есть своя уникальная изюминка.
Практически все действия игроки выполняют с помощью розыгрыша карт. Они позволяют получить ресурсы или сделать несколько шагов по треку пути от Сент-Луиса до форта Клатсон (именно этот путь проделали реальные Льюис и Кларк) – это, по сути, трек победных очков, и выиграет тот игрок, кто первым достигнет конца маршрута. Однако в розыгрыше карт надо учитывать несколько особенностей:
1) Чтобы разыграть карту, необходимо использовать для этого другую или потратить рабочих-индейцев. Цена розыгрыша часто встречается в настольных играх самых разных жанров, однако обычно другие карты надо просто скинуть. Здесь же каждая карта обладает параметром силы: на рубашке есть изображение одного, двух или трёх индейцев. Подложив выбранную карту рубашкой вверх, игрок определяет, с какой силой будет разыграно его действие. Например, если он планирует собрать дерево, то два индейца позволят собрать этого ресурса в два раза больше, а три индейца – в три раза больше! Каждый ход приходится хорошенько думать, какие карты использовать для действий, а какие – для усиления.
2) Также сила действий часто зависит от карт, которые уже разыграли соперники. Если вы хотите понять, сколько же дерева можете собрать в ваш ход, посмотрите на соседа справа и слева и сосчитайте коричневые значки дерева, которые есть на картах перед ними. Добавив к ним свои, вы узнаете, сколько деревяшек принесёт вам один индеец. Иногда это число получается настолько внушительным, что посылать кого-то ему на подмогу не требуется – удвоенное количество просто не поместится на лодках, изображённых на вашем личном планшете.
Этот момент очень здорово добавляет взаимодействия между игроками, которого так не хватает в евро, где обычно каждый всю партии смотрит в свой собственный «огород», кидая взгляд на труды соседей лишь в конце при подсчёте победных очков и определении победителя. А ещё это добавляет игре новый слой планирования: каждый раз приходится выбирать правильные моменты для совершения действий, ведь если слишком жадничать и постоянно тянуть, надеясь урвать побольше, соперники могут сделать привал и забрать все разыгранные карты обратно в руку, оставив вас ни с чем.
Кроме розыгрыша карт, игрок могут в свой ход отправить рабочего в локацию на поле. Они в основном приносят различные ресурсы, а также помогают обменивать их на важных каноэ и лошадей – именно с их помощью предстоит двигаться по победному маршруту. Но и в, казалось бы, таком привычном размещении рабочих не обошлось без оригинальных придумок.
Дело в том, что индейцы здесь не принадлежат лично вам. Привыкли, что все миплы-работники в играх разных цветов, и ваши человечки обязательно вернутся именно к вам? Забудьте: здесь все индейцы одинаковые. В любой момент игрок может разыграть карту действия, позволяющую собрать всех индейцев, которые есть на поле – и неважно, один он там или их десять.
Это рождает очень интересные игровые ситуации! Можно оказаться совсем без работников, и даже на поле собрать будет некого. Можно, наоборот, глядеть на целую россыпь зелёных фигурок, но не иметь возможности их взять, ведь вы уже потратили нужную карту действия. Наконец, вы можете подолгу не «отпускать» своих краснокожих в свободное плавание, используя их не на поле, а для усиления собственных карт (тогда после привала они вновь вернутся именно к вам) – но тогда в вашей личной колоде должно быть собрано всё необходимое! И опять приходится постоянно следить за другими игроками: нельзя допустить, чтобы кто-то монополизировал всех работников, однако собирать слишком мало фигурок в свой ход тоже невыгодно.
В общем, в ходе партии в «Люьис и Кларк: Экспедиция» постоянно есть, над чем подумать! Разыграть карту или выставить рабочего, в какой момент какие ресурсы собрать, купить ли дополнительную лодку, или лучше постоянно всё тратить, продвигаться ли по маршруту равномерно, или долго копить силы для неожиданного марш-броска? При этом необходимо постоянно поглядывать на общий рынок карт, чтобы не упустить особо выгодные (их можно покупать каждый ход, были бы ресурсы для оплаты), и при этом не забывать следить хоть одним глазком за соперниками: левым глазком за тем, что сидит слева, правым глазком за тем, что сидит справа!
Так что для любителей комплексных евро в этой игре большой простор для стратегии: можно попытаться выиграть через удачный карточный движок, можно – через накопление ресурсов и хранение большого их количества на приобретённых лодках, можно – через постоянную прокрутку рабочих. Правда, конечно, грамотные оппоненты имеют все возможности нарушить любые ваши планы: увести с рынка нужные карты, раскупить все лодки или собрать на шаг раньше всех индейцев.
При этом хочется особо отметить, что «Льюис и Кларк» - не хардкорная стратегия уровня Ласерды с множеством тяжеловесных правил и высоким порогом вхождения. Это игра вполне себе семейного уровня сложности, ближе всего стоящая к таким хитам, как «Эверделл» и «Руины острова Арнак».
Здесь уместно вернуться к главному вопросу: устарел ли игровой процесс? Теперь, сыграв, наконец, в «Льюиса и Кларка», мне стало понятно, что эта игра не прошла незамеченной в настольном мире 11 лет назад. Я вижу множество моментов, которые впоследствии использовали создатели других настольных стратегий.
Больше всего сходства у «Экспедиции» как раз-таки с «Эверделлом». Здесь и выбор из двух вариантов действия: розыгрыша карты или выставления работника, и сочетание карточного движка с менеджментом ресурсов. И даже детали оформления – на поле «Льюиса и Кларка» локации для индейцев обозначены знакомыми кружочками: замкнутые для единственного работника, разомкнутые – для любого количества. Однако в «Эверделле» карты не забираются обратно в руку, а ваши работники или сила действий не зависят от соперников.
Есть общие черты и с «Руинами острова Арнак»: покупка карт с общего рынка в руку, их розыгрыш параллельно с выставлением рабочих, и, главное – продвижение по треку с большим количеством победных очков, который здесь оформлен в виде исследования найденного в джунглях храма. Правда, здесь достижение вершины не триггерит окончание партии: всем придётся стандартно подсчитывать победные очки.
Поэтому, несмотря на то, что с момента выхода «Люьиса и Кларка» прошло уже больше десятилетия, сплетения механик в этой игре остаются уникальными и партии увлекают даже бывалых любителей стратегий. Да, отдельные черты можно увидеть в более поздних играх, однако «Экспедиция» явно не пополняет ряды тех, кого мы свысока называем «очередным типичным евро» - это оригинальная, очень красиво оформленная гонка, хорошо тренирующая ваши серые клеточки.
ПЛЮСЫ:
МИНУСЫ: