![]() |
Юникон-2025 |
2 марта 2025, нас ждёт очередная встреча на Фестивале настольных игр «Юникон» | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Pirate Republic: Africa Gambit |
Колодостроительное пиратское приключение/головоломка в духе Рыцаря-мага. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Ancient Blood - The Order of Vampire Hunters |
Борьба охотников с вампирами в нарративной ветвящейся кампании. | |
![]() |
Женский топ — 2025 / Голосование |
Начинаем принимать голоса! | |
![]() |
Идут сборы на Bardsung: Tale of the Forsaken Glade |
Улучшенный лесной сиквел к кооперативному данжен кроулеру Bardsung. |
Блог // Playdice
Обзор настольной игры «Парадокс»
Парадоксальная головоломка
Увидевшая свет незадолго до новогодних праздников новинка от Хобби Ворлд не стремится погрузить игроков в атмосферу заснеженной сказки, рождественских чудес или зимних забав, а напротив, предлагает перенестись на тропический остров, где всегда светит солнце, а местные фрукты даруют суперспособности, прям как в одном известном аниме. Однако мы имеем дело не с очередным евро, где нужно было из веток и кокосов выстроить благополучную деревню, а с опасным противостоянием пленников и божества. Создатель острова — Парадокс Всемогущества — замыслил убийство своих гостей, дабы доказать вселенной свою силу. Пакуем чемодан неразрешимых вопросов, набор «курица и яйцо» и коробку с котом Шредингера: мы отплываем.
Не гостеприимный остров, собирающийся в начале партии ведущим в тайне от остальных игроков
«Парадокс» — ассиметричная игра развивающая идеи скрытого перемещения. Если уж совсем кратко, то суть игры в перемещении по полю вслепую, в то время как игрок с картой пытается вас запутать, заблудить и в конечном счете прикончить. В начале партии участник, выбравший роль властелина острова, составляет за ширмой его карту, используя набор тайлов (спаренные гексы). Важной особенностью является то, что все тайны уникальны, зато их раскладка меняется от партии к партии, обеспечивая реиграбельность. Остальные участники выбирают планшет с одним из шести персонажей-парадоксов (например парадокс «курицы и яйца» олицетворен разумным велоцирапортом философом, очень напоминающим мемного философораптора), каждый из которых обладает собственной целью на партию, планом покинуть остров-ловушку, и способностью. На все том же планшете персонажа игрокам с помощью маркера предстоит отмечать полученную инфорцамию об острове: достоверную и не очень, так как изначально перед игроками лишь чистый лист.
Начальное имущество игрока: планшет для зарисовок острова, разделенный на "черновую" и "чистовую" зоны, который также содержит счетчики здоровья, энергии, цель на партию и способностями, а также маркер и лист напоминание жетонов острова
В начале партии пленники выбирают по стартовому фрукту, каждый из которых дает одноразовую способность, и Парадокс всемогущества отмечает на их планшетах его расположение. Именно там находится ваш персонаж в начале партии, больше никакой достоверной информации у вас нет. Игра соревновательная, задача каждого пленника выбраться с острова, для чего придется посетить 5 определенных локаций, поэтому свои записи от остальных участников лучше прятать. Ход пленника необычайно прост, два действия из, по сути, двух на выбор: перемещение и восстановление энергии. Перемещается игрок по одному из 6 направлений гекса (восток, юго-запад и тд.) о чем сообщает повелителю острова. При этом переместиться можно как безопасно: в таком случае игрок обязан потратить энергию, но эффект гекса, куда он перемещается, будет активирован по желанию (то есть полезное забираем, ловушки обходим), так и небезопасно: принимаем все риски перемещения. В качестве особой способности пленники могут переместиться на большее количество клеток за раз (через клетку или 2), потратив энергию, однако расстояние и стоимость такого перемещения зависят от конкретного персонажа. Вторым доступным действием пленник может восстановить энергию (опять таки в зависимости от персонажа одну единицу или две сразу), и на этом основные возможности заканчиваются. В том числе благодаря ограниченному выбору действий, ходы получаются достаточно динамичными: переместился, пометил на планшете новую информацию, повторил.
Тайна острова надежно хранится за ширмой Парадокса Всемогущества
Игра ассиметрична, поэтому партия за Парадокса всемогущества отличается кардинально. Во-первых, частично это роль ведущего, которому предстоит отвечать на заявки перемещения игроков, так как он в начале партии выстроил остров и отслеживает перемещение пленников. Во-вторых, у «ПВ» собственное условие победы: 5 раз убить пленников, в чем ему помогают не только ловушки, но и три голема, которыми он действует в свой ход:
- Куст перемещается по острову и наносит урон при встрече;
- Волна двигается по океаническим границам и кусает пленников на краю карты;
- Валун двигается по земле, но в отличие от Куста не наносит урон напрямую, а толкает игрока в выбранном направлении (отличный способ сбить с пути или активировать ловушку).
В завершении хода ПВ выбирает жетон с негативным эффектом, который будет действовать на пленников в течении следующего раунда.
«Парадокс» из тех игр, в которые легко начать играть, но далеко не просто выиграть. Собственно правила максимально просты: двигайся, да зарисовывай карту. Эффект неожиданности вызывают те или иные жетоны. Разделить их можно на несколько категорий:
- Полезные: например фрукты, дающие полезные одноразовые способности, оракул, позволяющий разведать местность или лагерь, где можно восстановить здоровье;
- Ловушки: например миражи, наносящие единицу урона при посещении и аномалии с более экзотичными эффектами;
- Запутывающие, среди которых порталы, переносящие игрока к другому выходу, а также озера и узлы эшера, способные сбить вас с толку.
Записи ближе к середине партии
Запутывающие тайлы на мой взгляд самая интересная находка игры. Момент, когда ты сбиваешься с пути, провалившись в портал, или запутавшись в озере, после которого вообще не понимаешь, где и в какой части острова находится твой персонаж, после чего несколько ходов блуждаешь, пытаясь выйти на знакомую тропу, дарит сильные эмоции. В нашей первой партии доходило до того, что мы начинали давать друг, другу подсказки типа: «Ты на мираже Змее? Тогда иди на юго-восток, там будет лимон!». Ощущения будто потерялись в лесу и кричим друг другу. При этом игрок за Парадокса Всемогущества реально начинает ощущаться божеством, ведь он прекрасно знает где ты находишься, куда направляешься и возможно планирует тебя прикончить, в то время как ты ничего не можешь ему противопоставить.
Парадокс Всемогущества одержал победу, а я как видите напортачил в записях. Зато уже во второй партии сумел удачно покинуть остров!
В заключение отмечу, что по ощущениям игра напомнила «Городского убийцу»: это тоже головоломка со скрытой информацией, где каждая из сторон пытается перетянуть одеяло на свою сторону. Важное отличие от «ГУ» в том, что «Парадокс» рассчитан на игру втроем-вчетвером, партия на двоих играется с костылями, в то время как «убийца» чисто дуэльная игра. Кроме прочего «Парадокс» способна заинтересовать любителей игр со скрытым перемещением (Ярость Дракулы, Шепот за Стеной, Зверь и др.) своим необычным подходом. Ну и если вы всегда мечтали почувствовать себя всезнающим и всевидящим божеством в кругу друзей, то «Парадокс» способен подарить вам такие впечатления, только не удивляйтесь, если вчерашние жертвы перехитрят вас!