
«Ничего не понятно, но очень интересно», — примерно такие мысли возникли у меня после знакомства с настольной игрой «Виноделие» от издательства Лавка Игр, которую нам на днях приносили на игровую встречу друзья 😁 но обо всём по порядку
Обратите внимание ⚠️ У ребят игра украшена наклейками, которые не входят в комплект базовой игры и дополнения. Без наклеек - это просто яркие деревянные фишки разных цветов. (Если вдруг что, наклеечки они брали у Holy Stickers)
«Виноделие» — настольная игра в жанре экономической стратегии, в которой игроки становятся хозяевами небольшой винодельни в Тоскане. Их задача — превратить унаследованный бизнес по выращиванию винограда и производству вина в процветающую винную империю.
Игровой процесс охватывает все аспекты винного бизнеса: от выращивания различных сортов винограда до реализации готовой продукции.
Суть игры: игроки размещают рабочих и разыгрывают карты гостей для выполнения разнообразных действий во время каждого сезона (каждый рабочий выполняет по одному действию в год).
Весной игроки определяются с расписанием дел, которыми займутся их рабочие. Раннее пробуждение предоставляет игроку право первого выбора, однако позднее пробуждение рабочих дает больше ценных бонусов.
Летом игроки размещают рабочих на клетках действий, чтобы сажать виноград и возводить постройки, которые помогают игроку улучшить свой виноградник, а также активируют свойства карт летних гостей.
Осенью игроки берут карты гостей, которые помогут игрокам после розыгрыша.
Зимой игроки распределяют рабочих по клеткам действий, чтобы собрать урожай, сделать вино, выполнить заказы на его поставку или использовать карты зимних гостей.

Цель базовой игры — заработать 20 победных очков, которые представляют собой репутацию владельца винодельни.
Дополнение «Тоскана» вносит изменения в игровой процесс, добавляя новые фишки, двустороннее игровое поле, дополнительные планшеты для игроков, новые карты гостей и построек, а также карты особых работников с уникальными свойствами. В дополнение входит четыре модуля, которые расширяют возможности основной игры.
Модуль «Расширенное игровое поле» не только добавляет возможность выставлять работников весной и осенью, но и увеличивает количество бонусов на шкале пробуждения. Также на поле появляются новые локации, например, позволяющие совершить обмен игроку или помогающие в продаже вина с получением прибыли в виде ПО. Теперь игроки могут использовать рабочих, чтобы усилить свое влияние в различных провинциях Тосканы: размещать фишки влияния на мини-карте, получать бонусы и ПО в конце игры.

Модуль «Особые рабочие» не только добавляет долю реализма игре, но и позволяет изменить ценность многих клеток действий для разных игроков. Во время партии доступны будут только две случайные карты рабочих, которых можно будет обучить, дополнительно заплатив ещё одну монету. Единственное — у игрока не может быть более шести рабочих.

Модуль «Постройки» добавляет новую часть планшета для игроков, новую колоду карт и открывает вторую сторону расширенного игрового поля. Клетки и бонусы на поле немного изменились, позволив получать карты построек, но принцип построения остался прежним - нужно выполнить действие «Возведите одну постройку».

И наконец модуль «Новые посетители» добавляет новые карты летних и зимних гостей.
Модули можно использовать как по отдельности, так и группами, и даже все сразу.
Цель при игре с дополнением — заработать 25 победных очков.
На игровой встрече мы играли впятером с дополнением, подключив модули №1, №3 и №4 (это, простите, жесть), а позже оставили игру на время у себя и вдвоём сыграли просто базовую партию и игровую сессию со всеми модулями одновременно.

Теперь о впечатлениях:
💥 Атмосфера и визуальная составляющая игры. Игра, безусловно, обладает особой атмосферой и визуальной привлекательностью. Цветовая палитра идеально передаёт настроение настольной игры. Спокойные тона, без резких контрастов, создают умиротворяющую атмосферу, настраивая игроков на медитативный игровой процесс. Большое количество мелких деталей в игре помогает в полной мере ощутить реальность происходящего. На игровом поле можно найти художественные элементы, напоминающие сценические декорации: в каждом уголке происходит событие, которому соответствует определённое окружение. Милые домики, просёлочные дороги, плантации и голубое море переносят игроков в самое сердце Италии. Разнообразные фишки дополняют общую картину игры, добавляя яркие акценты и оживляя игровой процесс.
💥 Разнообразие действий и реалистичность игры. Как и в реальной жизни, производство вина — это кропотливый и непростой труд. Чтобы создать идеальный рецепт, вырастить лучший виноград и выдержать вино в погребах до нужного момента, требуются годы. Так и в игре: в начале вы ощущаете себя туристом, который приехал в Италию, чтобы осуществить свою заветную мечту. Герои, охваченные своими желаниями, похоже, утратили способность к стратегическому мышлению и оказались совершенно не готовы к тому, что их ожидало. В начале игры у вас есть всего три рабочих, несколько монет и, возможно, здание, оставшееся от предыдущих владельцев. Затем участники начинают долгий путь начинающего винодела, где первые годы проходят в безуспешных попытках, а усилия и время тратятся на действия, которые лишь закладывают основу для будущего успеха. Это очень реалистичный момент в игре, ведь невозможно представить, что вы приехали в новое место и сразу же разбогатели. Нет, игра показывает путь человека, который решил посвятить свою жизнь сложному процессу приготовления вина в широких масштабах. И этот путь будет непростым.
P.S. Понимание реалистичности этого нюанса игры пришло мне не сразу. После первой партии впятером я была возмущена тем, что первые несколько лет в игре ничего не происходит, но позже, в ходе обсуждения этой особенности игры с различными людьми, я поняла заложенный в этот процесс смысл.
Вам предстоит немало потрудиться, чтобы осуществить свою мечту — стать лучшим виноделом. Для этого нужно приобрести лозу, построить необходимые сооружения для её посадки, пригласить заезжих гостей на свой участок, вырастить виноград, сделать первое вино и либо продать его, либо выполнить личный заказ. Кроме того, нужно следить за состоянием построек и количеством работников на вашей усадьбе и многое другое. Хорошо, что в игре не реализован такой уровень жизненности, при котором вино или виноград пропадают, иначе это было бы уже слишком правдоподобно.

💥 Гибкая система дополнений и большой охват количества участников игры. Приятно, что в игре есть возможность добавлять модули по своему желанию. Также в правилах можно найти различные примечания и рекомендации от создателей игры, которые делают игровой процесс более комфортным. Например, авторы не рекомендуют применять миникарту на расширенном поле при игре вдвоём, чтобы игроки не отвлекались на соперничество за влияние, а использовали своих ценных работников только для получения бонусов с миникарты. Кроме того, возможность пригласить большое количество участников делает процесс игры более разнообразным. Иногда хочется сыграть в одиночку, иногда — позвать друга, а иногда — устроить настоящее соревнование, собрав за столом целую компанию из шести человек.
💥 Долгая раскачка, рандом и медленное получение ПО. Это может показаться необычным, особенно если вы только начали знакомиться с настольными играми в жанре евро-стратегий, но в данной игре имеет место довольно продолжительная раскачка игрового процесса. Игра может показаться затянутой, если ранее вы играли в более быстрые евро-игры. В «Виноделии» первые два-три игровых года практически ничего не происходит в материальном плане, игроки только готовят свои владения к работе. Первые результаты их усилий, скорее всего, появятся ближе к концу третьего года, что может показаться непривычным для тех, кто играл только в настольные игры, где ресурсы, ощутимые изменения или ПО появляются после каждого хода.

Из-за неконтролируемого появления карт в руке порой может показаться, что все усилия напрасны. Ведь карты заказов, которые вы могли бы выполнить в ближайшее время, отсутствуют, карты гостей не представляют интереса, а карты построек, которые вам достались, понадобятся только в конце игры. В партии впятером у нас именно в картах сложилась странная ситуация: двум игрокам приходили на руку очень полезные карты гостей, в то время как у остальных настолько полезных карт не было. Когда мы играли вдвоём, положение немного улучшилось, но всё равно появлялись карты, которые были совершенно бесполезны в данной игровой ситуации. И было немного обидно наблюдать, как игрок напротив разыгрывает одну за другой мощные карты гостей или построек.
Впрочем даже карты заказов могут быть весьма рандомными, и поиск необходимого состава заказа или выполнение уже имеющегося может занять не один год. В базовой версии игры с этим ничего нельзя было поделать, но в дополнении появилось важное действие, которое позволяет продать вино из погреба за ПО. Это значительно упрощает задачу. Иногда выгоднее продать игристое вино за 4ПО, чем ждать появления определённой карты заказа.
В целом, дополнение «Тоскана» предлагает несколько новых возможностей для заработка ПО, которых не было в базовой версии. Теперь вы можете обменять две карты, один жетон вина или три лиры на одно победное очко. Это может быть особенно полезно в решающий момент игры. Вероятно, не только участники, но и создатели игры осознавали, что в базовой версии процесс получения очков происходит слишком медленно. Чтобы соответствовать современным требованиям и не задерживать игроков, они решили внести изменения в систему начисления очков. Это заслуживает искренней благодарности, ведь когда мы с Димой играли в базовую версию вдвоём, первое победное очко появилось у одного из нас только через 40 минут после начала партии (да, возможно, сказывается неопытность и ненаигранность, но всё же)

💥 Некомфортная игра для большого количества участников. Это, можно сказать, отдельная история, которая, вероятно, покажется кому-то странной из-за личных предпочтений. Однако нам кажется, что играть в «Виноделие» даже с дополнением составом из пяти или шести человек — это банально некомфортно. Даунтайм может быть утомительным: особенно если одному из игроков больше не нужны действия весны, он по правилам игры пасует, а затем ждет всех остальных игроков в новом сезоне, не предпринимая никаких действий на протяжении нескольких ходов подряд. В современных настольных играх участники обычно либо выполняют действия последовательно, не дожидаясь друг друга, либо играют одновременно. Здесь же, особенно если в игре задействовано большое число участников, ожидание своего хода может занять продолжительное время.
Когда мы играли впятером, порой ожидание хода занимало до 20-ти минут, для нас это очень непривычно много, поэтому, отыграв чуть больше двух часов, мы договорились, что остановимся на отметке в 10 ПО, просто потому что продолжать партию никто уже не был готов. Однако если вы предпочитаете продолжительные игры, то, разумеется, такой временной интервал вас не смутит. В игре вдвоём периоды простоя практически отсутствуют, они возникают лишь изредка при смене сезонов, но поскольку ожидание касается только одного игрока, это не занимает много времени.

Подводя итог, можно отметить, что настольная игра «Виноделие» (лично для нас) раскрылась только после игры вдвоём с дополнением «Тоскана». До этого момента я не могла понять, в чём суть игры: мы что-то делаем, но для чего — неясно. Дима оправдывал игровой процесс спокойствием и размеренностью, но меня его доводы не удовлетворяли. Мне казалось, что мы зря потратили больше двух часов в партии впятером, которые можно было потратить на что-то поинтереснее. Друзья фактически уговорили меня попробовать сыграть в «Виноделие» именно вдвоём, потому что: «Ваще по-другому играется» и «Ты просто не поняла прикола» 😁 В итоге, можно сказать, что они были правы.
Базовая игра всё равно показалась мне странной, а Дима сказал что-то типа: «И снова три зимы и три лета ничего не происходит», но в целом из-за отсутствия даунтайма партия прошла намного приятнее, плюс мы получше рассмотрели игру и, возможно, сильнее прониклись атмосферой. Дополнение определённо делает игру более интересной и динамичной. Ожидание в течение трёх лет уже не кажется таким утомительным, да и необходимость в этом отпадает. Дима продемонстрировал мне, как можно играть без использования заказов. Он не выполнил ни одного за всю партию с дополнением, но отстал от меня лишь на одно очко.
Влад, с которым мы обсуждали игру (точнее, которому я первому жаловалась на неё после партии впятером), сказал, что: «Ну... игра как вино... созревает к 5-ому раунду» 😜 Только благодаря тем, кто ранее рекомендовал мне эту игру, и тем, кто всё же убедил меня дать ей второй и третий шанс, я наконец смогла прочувствовать её атмосферу и оценить всю глубину игрового процесса.
Теперь же я могу сказать, что «Виноделие» — довольно приятная и медитативная игра, которая может помочь современным игрокам окунуться в мир глубоких экономических стратегий и внести в свои игровые будни некое разнообразие. Полагаю, эта игра будет особенно интересна людям постарше, которые ценят размеренность и спокойствие в жизни. В игре довольно много правил, но они изложены ясно и логично, а также есть множество обучающих видео. Кроме того, я подумала, что эта игра может стать замечательным подарком для определённой категории людей. Мне даже известны люди, которые превратили процесс игры в настоящую традицию: «Когда придут гости, мы откроем бутылочку винишка, нарежем сырочка и колбаски и будем играть в «Виноделие» (почему бы и нет)
Играли ли вы в эту игру❓ Нравится ли она вам❓ Поделитесь мнением 💌
Наши странички есть в ВК, Телеграм, Дзен, Ютьюб и Рутуб ❤️