snowbody написал 8 секунд назад к игре Disney Lorcana: # Так с Мотыге мироходцы появились только условно на 15-м году существов...
nickbalaking написал 2 минуты назад к игре Война Кольца (Второе издание): # Да ну, какая Хельмова падь, там у Света такие карты сильные, что без ш...
snowbody написал 2 минуты назад к игре Disney Lorcana: # Близы не выпускали игру сами. Какой смысл отказывать от роялти, если н...
pandatakenoko написал 5 минут назад к игре Война Кольца (Второе издание): # 2.5 вида войск - это непозволительно мало по сравнению с современными ...
pandatakenoko написал 6 минут назад к игре Война Кольца (Второе издание): # И действительно это возможно только с картой 'Пробуждение монстров\Яро...
С миру по нитке [14.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Анонсы локализ...
Идут сборы на Conquest of Paradise
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава...
Geek Media Awards 2025
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025.
С миру по нитке [09.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Интересные ано...
С миру по нитке [05.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов...

Crow_Munin

Пуля - дура, штык - молодец!

О варгейме Wise bayonets, 15 августа 2025

Информация

добавить
игры Wise Bayonets
Дата: 15 августа 2025
Оценка пользователей
8.8025
-

Итак, сегодня мы рассмотрим немного подробнее варгейм Wise bayonets от итальянского издательства Acies edizioni, посвященный Итальянскому походу Суворова во время войн Второй коалиции.

 

А именно сражению на реке Треббия 17-19 июня 1799 г. Название игры отсылает нас к знаменитому выражению Суворова: «Пуля-дура, штык-молодец».

 

 

 

Масштаб игры:

1 ход - 1 час

Гекс - примерно 300 метров.

 

Каунтеры представляют батальоны, полки и батареи с нанесенными показателями боевой силы, движения, качества и принадлежности войск. Одно очко силы - примерно 150-300 человек пехоты, 150-200 кавалеристов и 2-3 пушки.

 

 

 

Сражение длилось три дня и в наличии 4 сценария: по одному на каждый день битвы, плюс полная трехдневная кампания, в которой немного меняются правила, юниты могут восстанавливаться и учитывается моральный дух от понесенных потерь. 

 

Разумеется, в сценариях отражено, то что в первый день битвы основная часть союзной армии была на марше, когда французы атаковали авангард австрийцев, а также то, что командующий французской армией генерал Макдональд в первые полтора дня не принимал участия в бою вследствие ранения. Также французские дивизии Оливье и Монришара подходят к полю боя на второй день.

 

В правилах есть историческая справка, кстати, довольно обширная, от автора варгейма, некоего Enrico Acerbi.

 

Основа механики игры - активация формаций (дивизий и бригад), в которые организационно входят полки и батальоны, которыми мы управляем, а также отдача им приказов.

 

Приказы отдаются по т.н. Цепочке командования в которую входят лидеры (командующие и офицеры).

 

Главнокомандующий  и командующие центром/флангами -> командующие дивизиями -> командующие бригадами.

 

Для примера, в союзной армии Главнокомандующий, понятно, Суворов. На правом фланге ему подчиняется Розенберг, которому подчиняется Багратион. А Багратиону подчиняется казачья конница Грекова.

 

 


У каждого командующего есть командный рейтинг, радиус командования и инициатива.

 

Командный рейтинг показывает сколько новых приказов нижестоящим, находящимся в радиусе командования, может отдать лидер.

 

Приказов 4 типа:

- продвижение

- атака

- оборона

- маневр

 

У каждого приказа свои особенности, плюсы и минусы. При атаке например, юнит обязан атаковать все юниты в зоне контроля, при обороне, двигается максимум на один гекс, но может проходить реорганизацию и т.п.

 

Зоны контроля липкие, но не для всех типов приказов и не для всех юнитов.

 

Каждый ход состоит из фаз и сегментов.

В фазу командования игроки отдают новые приказы формациям, если могут.

 

Затем броском кубиков и суммированием рейтинга главнокомандующего определяют инициативу, количество и очередность активаций формаций. А дальше в соответствии в полученным результатом выставляют маркеры формаций на трек активаций.

 

Причем выставляют взакрытую, т.е. противник знает сколько будет активировано формаций, но не знает какие и в какой последовательности.

Лидеры могут выделять бригады в отдельное командование или включать их в состав дивизий. В составе дивизий все бригады выполняют один приказ.

 

После этого идет сегмент реорганизации.

Следом наступает фаза действий, где формации перемещаются, бомбардируют и атакуют противника.

 

 

 

Туман войны при активациях дает интересный слой планирования, когда пытаешься понять как будет ходить противник и что этому противопоставить.

 

В бою нет разделения на фазы стрельбы и ближнего боя для пехоты, это проходит как бы одновременно. Артиллерия может бомбардировать при атаке и обстреливать атакующих юнитов противника при защите. Артиллерия есть конная и обычная.

 

Кавалерия может делать Чардж, при этом ее боевая сила удваивается, но перед ее атакой пехота может попытаться построиться в каре. Для этого надо пройти проверку на кубике на качество войск. 

 

В бою считается соотношение боевой силы участников, применяются модификаторы, типа атаки с тыла, дезорганизация, присутствие лидера, поддержа картечью артиллерии и т.п. Бросается кубик и определяется результат.

 

Результаты боя могут быть: Дезорганизован, отступил, бежал, уничтожен, размен и безрезультатно.

У артиллерии своя таблица для бомбардировок.

 

Офицеры которые находятся вне радиуса командования могут поменять приказ, только если прошли проверку на инициативу. В противном случае продолжают выполнять старый приказ.

 

Я отыграл первый сценарий, в котором французы массой прут на несколько полков австрийцев, а основная часть союзной армии подходит по ходу пьесы и сразу вступает в бой.

 

Условия победы предусматривали контроль моста и бродов через Тидоне, а также уничтоженную боевую силу противника. Итоговый счет 71-67 в пользу союзной армии, что дает результат тактическое преимущество. Если бы получилось отбить хотя бы еще один брод, была бы победа. Как это и было в действительности.

 

 

 

На очереди у меня в планах второй сценарий, в котором почти все войска будут задействованы сразу, интересно будет сыграть и сравнить с историческим результатом.

 

У этого же автора есть еще одна битва Суворова, при Нови, одна из самых трудных для наших войск в Итальянском походе. Причем она вышла на несколько лет позже чем эта коробка и правила там, судя по всему, сильно переработаны. Планирую тожев нее сыграть , тем более что альтернативы у нее нет. Наш великий полководец, увы, не частый гость в варгеймах.

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

«Пуля-дура, штык-молодец»

Это от бедности) Потому что плохая стрелковая подготовка была.

RobinHood написал месяц назад: # скрыть ответы

Ничего подобного. Просто оружие было слабенькое с точки зрения точности - попадать в цель нормально начали только с появлением нарезного оружия (штуцера, егеря и т.д.), вот и получалось, что до того можно было много стрелять без особого толку - или ударить в штыки и получить гарантированный результат.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Но подавляющее большинство ран были нанесены огнестрельным а не холодным оружием

Guautemock написал месяц назад: # скрыть ответы

Выше уже ответили. Эта поговорка идёт от качества стрелкового оружия той эпохи. Линейную тактику не просто так придумали. Стреляй, не стреляй - все равно все решит рукопашный. Тем более Александр Васильевич и 18 век - это золотой век линейной тактики. Когда ружья, действительно, станут точными и скорострельными, тогда появится уже рассылкой строй.

Guautemock написал месяц назад: #

*рассыпной строй

Seylorpeg написал месяц назад: # скрыть ответы

В целом, "Наука побеждать" - носит прежде всего мотивационно воспитательный характер, настраивая вчерашнего крепостного на то, что он буквально "чудо-богатырь".

"Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля — дура, а штык — молодец!"

Это буквально "агитплакат" просто и доходчиво внушающий солдату уверенность в себе.

Как всегда, вырванная из контекста и возведенная в абсолют фраза со временем превратилась в массовом сознании в некий штамп.


На самом деле реального соотношения потерь от холодного и огнестрельного оружия в тот период никто не знает. Все суждения базируются на отрывочных непроверяемых цифрах, личных суждениях и могут оспариваться до посинения.

Но Суворов действительно учил войска так чтобы они были готовы в любом случае доводить дело до штыка.



Crow_Munin написал месяц назад: # скрыть ответы

Согласен, это выражение Суворов использовал для солдат, особенно новобранцев, чтобы они не робели в штыковом бою.
И так же в его Науке побеждать он особое внимание уделяет быстрой и меткой стрельбе.
Ну и стрелять он требовал не бесцельно в белый свет:
«Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять»

Seylorpeg написал месяц назад: # скрыть ответы

Согласно документам, как только Суворов стал полковником Суздальского мушкетерского полка, резко выросло производство и расход патронов на стрельбы.

Потому что мотивация мотивацией, а стрелять уметь надо)

Crow_Munin написал месяц назад: #

Так и есть)
В основе Науки побеждать лежит Суздальское учреждение

punchik написал месяц назад: # скрыть ответы

Ну Вы то откуда знаете?
У Вас есть статистика?
Справедливости ради)
А может от артилерии: пушек и "единоргов"?

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Ага, есть. Причем в основном от ружей, не артиллерии

https://reenactor.ru/ARH/PDF/Celoryngo_13.pdf
https://www.mediasphera.ru/issues/khirurgiya-zhurnal-im-n-i-pirogova/2013/6/030023-12072013620

Ну и англоязычные источники сходятся

punchik написал месяц назад: # скрыть ответы

Спасибо)
Ознакомлюсь.
Только к чему тут ссылка на сайт "издательства «Медиа Сфера»" не понял...

punchik написал месяц назад: # скрыть ответы

А, уже разобрался.

Seylorpeg написал месяц назад: # скрыть ответы

Вы только держите в уме, что 1853 это не 1812 и уж тем более не 1750-1800, если говорить о Суворове.
Целорунго конечно хорош тем что обрабатывает первичку, но качество самой первички - это то, что можно обсуждать очень долго.
1. Не фиксировались отличия пули ружья от пули картечи. Т.е. ранен пулей - это и пуля и картечь. Отдельно могли записать картечь если могли идентифицировать по калибру (т.н тяжелая, пули в ней крупнее).
Но в целом уже на этом этапе все разговоры о разграничении эффективности теряют базу.
Кроме того, ранения ядром случались, конечно, но как вы понимаете ядро - это то что в основном убивает. Соответствеенно, нельщя по статистике раненых выводить реальное соотношение. Кстати, штык тоже. А вот если брать кавалерию там доля ранений выше.

2. Точность учета потерь в рапортах.
Я желаю удачи тем уверенным в том что все подсчитано ребятам. Их ждет много грустных разочарований.

Например, по Ватерлоо опубликовано (для сравнения) уже 15 томов рапортов, писем и т.д.

Поинтересуйтесь сколько доков есть по Фридланду, Прейсиш Эйлау и т.п.

Французской первички по Бородино хотя бы вполовину такой полной как по русской армии (а там разброс такой что позволяет считать в диапозоне от 38 аж до 60 т.) просто нет.

А то что есть... ну вот я прямо сейчас передо мной прямиком из Венсеннского архива
Копия рапорта 4 корпуса Богарне после Бородина.
Так цифры там такие, как буто корпус до сих пор в Италии)
Бони видите ли интересно поставил дело отчетности, с расчетом того что докупенты могут попасть не в те руки.
И если б цифры хоть немного соотносились с реальными, то все бы с этим рапортом уже бегали и доказывали, что великая армия потерь при Бородино не понесла.

Ну и 3 чтоб два раза не вставать. Тр же примерчик, 27 дивизия Неверовского.
На примерно одни и ие же даты есть скажем 5 документов с численностью дивизии.
Ну вот кто сможет их соотнести, тот видно нобелевку получит.
Я утрирую, но думаю вывод ясен: при ближайшем рассмотрении многие вещи совсем не так безапеляционно ясны специалистам, как некоторым обывателям у которых "есть статистика"

punchik написал месяц назад: #

"Не фиксировались отличия пули ружья от пули картечи. Т.е. ранен пулей - это и пуля и картечь"

Когда читал "статистику" тоже именно об этом СРАЗУ подумал. Выходит, что не зря)

Ifikl написал месяц назад: #

Только вот подавляющее большинство потерь на поле боя нового времени - разбежавшаяся армия. Про это реже пишут.

KittenLS написал месяц назад: #

это наверно военные русский так учили, ко всему что дура можно приписать женский род а молодец мужской))