-AdRiver-
ReN написал полчаса назад к игре Феод: # Как ни крутил - не понял условия, где нарисованы города в локациях. За...
ReN написал час назад к игре Феод: # Не понятно, как убирать четки с куриц. Они не расходуются?
Wulkuw написал 2 часа назад к игре Brass. Бирмингем: # 1.Да, т.н. перестройка (модернизация) – частный случай строительства и...
Ifikl написал 4 часа назад к игре Brass. Бирмингем: # Ясно, так и преполагал. А еще вопрос - правильно ли мы поняли, что для...
Ifikl написал 4 часа назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # Теперь и я ставлю но более 300 коробок. Может и 400, но это предел.
С миру по нитке [17.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games прист...
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 

MartinSilenus

Space Empires: 4X. В космосе все услышат твой крик

Статья опубликована в рамках конкурса «Время ломать языковой барьер!», 31 мая 2013

Информация

добавить
игры Space Empires: 4X
Дата: 31 мая 2013
Источник: BoardGameGeek.com
Оценка пользователей
9.2138
-

Автор: Крис aka The Long Dark Action Phase Of The Soul

 

Сегодня у меня для вас подготовлен необычный и, я надеюсь, интересный материал в виде блога, обо всём на свете, включая впечатления от игры, её обзор, разбор компонентов и прочую чушь. А также множество слов, которые, как мне кажется, чертовски умны. Серьёзно, МНОГО слов и почти никаких картинок. Я вас предупредил.

 

Сегодня: "Space Empires: 4X".

 

 

Итак, после того как я выиграл SE4X (акроним, который автоисправление упорно пытается превратить во что-то неприличное) на аукционе BGG, я наконец смог опробовать игру.

 

Сначала я хотел просто сделать обзор, но я и так делаю множество прекрасных обзоров, и формат был немного изменён. Я решил подробно записать в дневник все свои впечатления от игровой сессии по сценарию Машины Судного Дня на средней сложности и с маленькой картой.

 

20:00: Я схватил мешочек с компонентами зелёной фракции и решил, что сегодня я буду оборонять от Машин Судного Дня свой родной мир — Кронос!

 

20:01: Я обнаружил, что Кронос на самом деле не мой родной мир, извинился перед кронианскими националистами и посвятил себя защите настоящего родного мира моей фракции — планеты Чулак!

 

20:02: Решил, что на следующем собрании руководства империи Чулак нужно будет переименовать.

 

20:05: Разложив карту, я радуюсь всем этим загадочным неисследованным гексам и умиляюсь моей начальной системе, где расположились исследовательские и шахтёрские корабли, которые скоро отправятся в путь ради блага Чулакианской Гегемонии.

 

Что было на самом деле: Игровое поле, возможно лучший компонент SE4X. Гексы достаточно большие, на них помещается 5-6 жетонов, без необходимости складывать их в стопки, а сбоку карты расположен удобный счётчик ходов. Не нужно быть гением, чтобы сделать космос чёрным, но благодаря чёрному фону, на котором яркими пятнами лежат жетоны, игра выглядит гораздо красивее, чем могла бы.



20:07: Крепко сжимая в руке книгу правил, я решаюсь начать свой первый ход. Я неуверенно проверяю правила движения и исследования, морально готовясь к тому, что в следующие 30 минут мне не суждено походить правильно.

 

20:09: Погодите, это было до глупости просто! Я могу передвинуть каждый свой корабль на один гекс, и если на нём лежит маркер лицом вниз, его нужно просто перевернуть. И чего я, блин, боялся?

 

20:10: Я смотрю на угрожающе выглядящий лист производства и вспоминаю, чего именно я боялся.

 

20:11: Отлично, я обнаружил Поллюкс, всего в нескольких гексах от Чулака! Потом я понял, что мне понадобится несколько планет подальше от Чулака, чтобы начать скармливать Машинам свои корабли начать фронтовые бои.

 

20:12: О, да это же минералы! Они наверняка добываются с помощью запутанного, многоступенчатого процесса.

 

20:13: Не-а, всё так же просто, как и с движением. Но лист производства всё ещё заставляет меня поёжиться.

 

20:15: Подготовка к тесту по математике заняла 3 хода, в которые я просто двигал корабли и переворачивал фишки.

 

20:17: Теперь я чувствую себя, прямо как герой фильма «Убойные каникулы». Чего же я, блин, боялся!? Я просто складываю производство моих планет, вычитаю сумму хитпоинтов моих кораблей в качестве платы за их содержание и могу потратить всё, что осталось.

 

20:18-20:30: Что же мне купить? Что!? Мои невероятные математические навыки подсказывают мне, что моему одинокому шахтёрскому кораблю понадобится примерно три года, чтобы добыть все доступные минералы, так что я докупаю ещё парочку. Впрочем, я не хочу, чтобы мои яйцеголовые прозябали в нищете, так что я вкладываюсь в исследования улучшений для двигателей. Кроме того, у меня остаётся немного денег в запасе на следующий ход.

 

20:31: Вот чёрт! Оказывается, основанные мной колонии не приносят доход в этом ходу! Я говорю производителям шахтерских кораблей, что в королевской бухгалтерии немного запутались, и им нужно придержать заказ ещё пару месяцев. Также я запоминаю, что следует уволить Министра Который Следит За Тем Чтобы Мне Хватало Денег На То Что Я Хочу.

 

Кроме того, я тут же принимаю альтернативные правила декрет о том, что все корабли немедленно получают улучшения, так как это немного упростит работу министра, которого я только что уволил. К тому же я ленивый.

 

20:32-21:00: Спустя несколько простых и понятных ходов, а также захватывающих Экономических фаз, у меня появилось неплохое число колоний, станция на орбите Чулака (их девиз: «Возможно, мы сегодня не будем бомбить диссидентов»). Вдобавок я успел исследовать значительное количество планет в своём домашнем секторе.

 

21:01: Я начинаю чувствовать первые уколы того радостного чувства, которое возникает, когда ты только-только начинаешь приоткрывать завесу тайны, которой окружена стратегия игры. Мне нравится тот момент, когда ты, разобравшись в основных правилах новой игры, начинаешь оценивать весь масштаб своих возможностей.

 

Что было на самом деле: Книга правил и лист производства — овцы в волчьих шкурах. Игру очень просто освоить, не дайте испугать себя пронумерованным секциям, таблицам, которые нужно заполнять, и таким словам, как «плата за содержание». Мне потребовалось всего три хода, чтобы освоиться и перестать заглядывать в правила.


 

21:03: Пятый ход, развитие Чулака идёт полным ходом. Вспомнив, что удача улыбается смелым, я отправил свой исследовательский корабль, который я назвал «Кораблик, Который Летает По Левой Стороне Карты», в первый гекс глубокого космоса.

 

21:04: Я переворачиваю жетон, лежащий на гексе. На обратной стороне написано «Опасность!», и я сверяюсь с правилами, пытаясь понять, с чем же столкнулся экипаж моего звездолёта...

 

21:05: ... и обнаруживаю там лишь крайне туманное описание эффекта, единственная абсолютно понятная часть которого состоит в том, что мой корабль автоматически уничтожается. Черт побери!

 

Я решил, что бравые космонавты на борту «Кораблика, Который Летает По Левой Стороне Карты» забыли заменить сепулятор в своём двигателе и умерли по собственной вине.

 

Я делаю ещё одну заметку в своей голове: уволить Министра По Проведению Учений По Экстренной Замене Сепуляторов. (В Чулакианской Гегемонии у каждого министра есть крайне чётко поставленная задача.)

 

21:07: Увлёкшись расширением империи и строительством флота, я совершенно забыл, что в этом ходу начнёт двигаться уничтожающая планеты фиговина. Упс.

 

21:08: Я смотрю пункт правил, где говорится, как будет действовать Машина Судного Дня, и отмечаю для себя, что пункты «4 атаки за раз» и «Сила атаки 8» весьма вероятно означают гибель планеты Чулак. Упс-упс.

 

21:09: Я смотрю на карту и понимаю, что успею выстроить оборону только если Машина появится в стартовом гексе номер 3 или 4. Только бы не выкинуть 1 или 2, только бы не 1 или 2...

 

21:09: 1. Всё очень плохо.

 

21:11: Желая побыстрее опробовать боевую систему, я посылаю флот с крутым названием «Лонгбоу» в сторону планеты Кастор, чтобы поприветствовать Машину, которую я назвал «Стив». К своему ужасу я понимаю, что флот не успеет к месту назначения и названию «Кастор» суждено стать чулакианским синонимом слова «аперитив».

 

Что было на самом деле: Ещё один из тех волнующих моментов, когда ты понимаешь что-то новое. Прокручивая партию в голове, я понимаю, что мог оставить свои флоты в центре, чтобы отреагировать на появление Машины с любой стороны, мог вложить ресурсы в улучшение двигателей или построить орбитальную станцию в одной из колоний. Тот факт, что мне были доступны все эти стратегии, явно говорит в пользу игры.


21:15: Стив размеренно пережёвывает систему за системой, продвигаясь в сторону Чулака, но флот «Лонгбоу» успевает перехватить его в двух гексах от моей домашней системы. Я абсолютно уверен, что, хм, два крейсера, эсминец и три скаута, которые составляют все Силы Обороны Чулака, справятся с надвигающейся угрозой. Битва! Ура!

 

21:16: Мои корабли выстраиваются, согласно своему классу. Мой флот выглядит довольно впечатляюще, готовясь сразиться с одной Машиной Судного Дня. Я закрываю эсминец щитом: он не участвует в этом раунде боя и может только болеть за своих товарищей. Битва! Эпическая!

 

21:17: Я проваливаю 4 броска из 5 и наношу жалкую единичку урона. Стив делает вялое движение в сторону моего флота, от чего погибают все скауты. Битва! Разрушительная!

 

21:18: Капитаны моих крейсеров ищут в своих руководствах, как разобраться с Машиной Судного Дня, и находят написанную крупными буквами фразу: «СМАТЫВАТЬСЯ!». Битва! Из неё можно сбежать!

 

21:19: Путь Стива приводит его в гекс, куда только что сбежали мои крейсеры. Битва! Из неё так легко не сбежать!

 

21:20: Прощай, флот «Лонгбоу»... Ты был криво скроен и плохо сшит.

 

Что было на самом деле: Битвы намного более напряжённые, чем я ожидал. Боевая система логично связана с технологическим развитием, а броски кубиков добавляют элемент случайности, однако, результат большинства боёв можно примерно просчитать ещё до их начала. Всё проходит быстро, жёстко, и никогда не знаешь, чем именно всё закончится (но определённо можешь повысить шансы на успех). И с боями всё так же просто, как и с остальными элементами игры.


 

21:21: У меня есть два хода, чтобы сколотить оборонительный флот до того, как Стив прибудет в систему Чулак. После этого я провожу три мучительно напряжённых раунда боя, где Стиву противостоят два крейсера, эсминец, орбитальная станция и четыре космических дока. К моему изумлению, Стив взрывается! (Его добили доки, вот это поворот!)

 

Все мои корабли и 2 дока тоже взрываются, но всё же это первая моя победа и я торжественно клянусь, что Чулак будет лучше подготовлен к прибытию брата Стива, которое произойдёт...

 

21:22: ... прямо сейчас. Всё очень-очень плохо.

 

21:30: Теперь, поняв, что важно в ходе космического боя (количество попаданий, которое могут выдержать твои корабли, возможность стрелять раньше противника), вторая битва с Машиной Судного Дня (которую чулакианское Министерство Названий Машин Апокалипсиса окрестило Свэном) проходит менее болезненно.  Кроме того, мне повезло — путь этой Машины пролегал прямо через колонию, в которой я построил орбитальную станцию, что позволило мне просто собрать в этой системе весь мой флот и уничтожить Свэна с помощью огневой мощи орбитальной станции и Доков.

 

21:45: 13 ход и Чулаку угрожает последняя Машина Судного Дня (под кодовым названием «Роберта»). Ещё один чертовски напряжённый бой, где я сжав кулаки прошёл через четыре (!) раунда, в ходе которых мои доки (девиз: «Наш флот не умеет стрелять, зато мы умеем») вновь спасли Чулак, уничтожив угрозу последним залпом.

 

Я окидываю взглядом карту. Я вымотан, взволнован и абсолютно поглощён процессом.  От моего флота остались одни ошмётки. Я думаю обо всех колониях, которые я потерял в боях, и о том, сколько их придётся перестраивать. Мои шахтёры и исследователи, которые казались такими важными в начале игры, были совершенно заброшены в последние пять ходов. Думаю, кто-то должен передать им, что мы победили.

 

Мне становится интересно, что же было в системах, которые я не успел исследовать, но я решаю не смотреть. В конце концов, это неизведанный космос, пускай, он таким и остаётся.

 

Я думаю обо всём, чему я научился: запасать немного кредитов, если есть такая возможность, чтобы реагировать на неожиданные ситуации в будущем, создавать стратегические точки для обороны с помощью орбитальных станций, а также тому, что чулакианцы генетически предрасположены к нахождению чёрных дыр и прыжкам прямо в них.

 

Больше всего мне понравилось то, что вся игра чрезвычайно олдскульна. Основа игры — модульное поле, разбитое на гексы, и куча картонных жетонов. На такие игры обычно жалуются, что они «скучно выглядят» и «в них сложно вникнуть». Игры такого типа были забыты всеми, кроме завсегдатаев варгеймерских форумов, в пользу игр со всё более крутыми компонентами.  (И именно с таких игр я начинал, когда был подростком, так что я хорошо понимаю, что ностальгия сильно грела мне душу в течение всей партии.)

 

Однако сам геймплей был значительно доведён до ума. Да, в игре есть таблицы, распределение ресурсов, уровни технологий, атака, защита, хитпоинты и плата за содержание кораблей, но всё это очень просто и понятно, а закончив игру, я с удивлением обнаружил, что у меня есть время на ещё одну партию.

 

Правила предлагают удивительное количество вариаций, дополнений и сценариев, но в своей основе игра состоит из простого и приятного сочетания передвижения, боёв и эффектов, которые каждые три хода прерываются небольшим количеством подсчётов.

 

Конечно, я сыграл в игру лишь сам с собой. И всего один раз. И я не уверен, что хочу сыграть в неё с другими людьми. Мне редко попадались игры, которым удавалось создать такую захватывающую историю в моей голове, и я не хочу, чтобы другие игроки мешали мне. Пускай, это и эгоистично.

 

Меня восхищает полу-рандомная карта и количество стратегических возможностей. Я уверен, что кто-нибудь уже разработал лучшую стратегию и придумал, как сломать систему, но меня всё это мало интересует.

 

Буду ли я так же восхищен, играя двадцатую партию? Понятия не имею. Вероятно, нет, но это верно для большинства игр. Сейчас я всё ещё под впечатлением от первой партии, я ещё не успел разобраться со всем, что игра предлагает, и я даже не сыграл продвинутую версию игры. В игре, помимо всего, есть трубы, истребители, кэрриеры. А кроме того, существует ещё и дополнение!

 

Однако я не могу дождаться возможности попробовать свои силы против старших и более злых братьев Стива, Свэна и Роберты. Кроме того, я слышал, что в соседнем, более крупном секторе галактики обосновался большой инопланетный флот. Интересно, у этих ребят с планеты Земля свободна вакансия Императора?

 

Space Empires: 4X

 

За: Классическая 4Х-стратегия, очень простая игровая механика, с которой можно разобраться и которую можно полюбить за одну игру и чрезмерно большое количество чашек кофе. Гораздо лучше рассказывает историю, чем большинство игр «с сюжетом». Весело играется в одиночку.

 

Против: Перед тем, как раскладывать системы на поле, их все нужно перевернуть, что занимает минут пять, и я буду жаловаться, потому что МНЕ МОЖНО. Для некоторых перекладывать кучки жетонов не так круто, как двигать пластиковые кораблики. Акроним «SE4X» может вызывать приступы хихиканья. Не уверен, что хочу играть в неё с другими людьми.

 

Игра в одиночку: Шикарно, даже не смотря на то, что я играл против простых Машин Судного Дня. Мне не терпится попробовать вариант с инопланетным флотом, который симулирует целую вражескую империю.

 

Игра с живыми людьми: Не пробовал. Может быть я когда-нибудь и попробую, но сейчас у меня есть другие игры для этих целей, а в эту мне нравится играть одному.

 

Вердикт: Если вам нравятся 4Х-стратегии, космос, космические корабли, космические камни, космические планеты или же глубокая стратегия, которую немного оттеняет элемент случайности при создании карты и бросках кубиков в бою, то эта игра определённо для вас.

 

8/10

свернуть все темы
Conquistador написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Уважаемые коллеги, а не знаете где можно найти материалы для изготвления своей ПнП найти. Корабли есть на тесере, а где же взять карту? Может кто-нибудь фотку сделает или даже скан? Обязуюсь все сверстать с русским переводом за пару недель и выложить в сеть.

leshkavas написал 5 лет назад: # скрыть ответы

На Вассале нет?

Leks написал 5 лет назад: #

Есть. На БГГ еше лежит хороший обзор игры на примере Вассала.

Tanone написал 5 лет назад: #

http://www.vassalengine.org/wiki/Module:Space_Empires:_4X
Там конечно размер картинки недостаточен для нормальной печати. Но будет вполне нормально.

elushe написал 5 лет назад: # скрыть ответы

"В космосе никто не услышит твой крик" это же вроде слоган первого Чужого, али я путаю?

Scorpius написал 5 лет назад: #

Да, из Чужого

Leks написал 5 лет назад: #

Отличная статья,спасибо! может, она таки подстегнет меня сыграть:)

Galahed написал 5 лет назад: # скрыть ответы

"Игра с живыми людьми: Не пробовал. Может быть я когда-нибудь и попробую, но сейчас у меня есть другие игры для этих целей, а в эту мне нравится играть одному."

это грустно

Imago написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Здесь надо понять автора: Желание побыть одному, неспешно, спокойно, в тихой обстановке разложить игру, никто и ничто не торопит, созерцание и "нега". Отдых...

Imago написал 5 лет назад: #

К игре это не имеет отношения, одна из мной любимых космических стратегических игр, точнее самая лучшая на мой вкус.

UncleL написал 5 лет назад: #

душевная статья.
И в отличии, скажем, заметок о Colonial - полезная и информативная