![]() |
Итоги Geek Media Awards 2025 |
Результаты премии Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... |
Где-то на заднем дворе Hasbro...
Плантация дикорастущих торговых марок...
Главный менеджер по продажам, Mr. Agapov,
формулирует стратегию по продвижению игры Risk.
Архивная запись:
Потом Mr. Agapov’а сместили с должности,
отправив на принудительное лечение,
откуда он, правда, эпизодически присылает дальнейшие
«гениальные маркетинговые ходы», вроде
“Risk: Plants Vs Zombies”.
Эволюция, как известно, не стоит на месте, поэтому нас ждёт...
Отвечаю. Точнее, начинаю серьёзный обзор. Потому что это серьёзная игра. Она настолько серьёзная, что я начну описывать впечатления в начале обзора:
Только в этой игре, бывалый настольщик, переживший предательство в Eclipse, воздушный шлюз в Battlestar Galactica, удар в спину в Game of Thrones, — всё без эксцессов, — сорвался и перевернул стол.
Только в этой игре, когда мы решили сыграть две партии подряд, сделав перерыв на сауну (Финляндия же), игроки делились на группы и плели сложные интриги друг против друга, обманывали глядя в глаза, обещали игровые и IRL блага в обмен на сотрудничество. Воистину, хочешь узнать ближнего своего — поиграй с ним в Risk: Legacy 15 партий.
Только эта игра мотивировала моих коллег начать самостоятельно, а не по долгу службы, читать научные статьи по статистике. Серьёзно, есть статья в Mathemaics Magazine спецом по «Риску».
Игра настолько всех вдохновила, что, почитав форумы, FAQ‘и и включив коллективный разум, группа разработала часть очень нужных home-rules, которые я настоятельно рекомендую к употреблению. Они будут появляться в лучших традициях рулбуков от Влады Хватила и Уве Розенбега — через говорящую голову.
Итак, что же совершенно новое мы находим в игре, после того, как вскроем печать (на которой зловещая фраза формата «фарш из котлет не восстановить») и поставим свои подписи под пользовательским соглашением?
- Это рассказ о первой партии. Большая часть нижеприведённого текста актуальна только для первой партии. Если вы знакомы с базовыми правилами игры Risk (или его подвида) и/или вам интересно прочитать правила игры самому, не отвлекаясь на мой пересказ - сразу переходите к следующему разделу.
Часть игры запечатана в 4 маленьких и 2 больших конверта (мини-спойлер: есть ещё спрятанный, попробуйте его найти самостоятельно, не погуглив), которые мы открываем при выполнении определённых условий и тем самым меняем игру, правила, компоненты. Даруемые актом «вскрытия» ощущения под бодрые «ну, давай быстрее, что там?!» со стороны камрадов воистину бесценны. Только один минус — радость открытия этих конвертов одноразовая.
Мини-спойлер: чем больше конверт — тем больше радости.
— И сразу первый совет. Есть ещё один пакет, который официально выходил только на немецком, как промо-дополнение. Так вот этот маленький пакет на пять карт — абсолютный must have, потому как он очень сильно поможет с балансом в игре после 10-12 игр. Благо есть на BGG PnP [или см. приложения к обзору] — карты эти никуда замешивать не надо будет, так что скачивайте — распечатывайте — запечатывайте — открывайте по условиям — и радуйтесь.
И обязательно, обязательно читайте FAQ. На BGG есть отличный, продуманный spoiler-free тред по игре. По каждому конверту, по старту, с Errata и т.д. + с комментариями автора.
Во-первых, эволюция самой игры. Если правила боёвки остались те же (Risk Kubikozakidatelstvo Vulgaris), то система старта, взятия ресурсокарточек и экспансии изменились в лучшую сторону. Теперь мы начинаем из одного выбранного места, после чего творим экспансию и берём карточки не с абстрактными символами, формируя «сеты», а отвечающие за конкретные территории. Чем больше «монеток» — тем выгоднее обменный курс «карточки — юниты».
Во-вторых, мы меняем игру собственными решениями. Точнее не сказать: игра «эволюционирует», подстраиваясь под решения игроков. Иногда мы сами что-то творим в игре, делая выбор из двух и более альтернатив. Например, в самом начале игры, выбрав себе фракцию (расу, кто как любит это называть), мы принимаем первое и очень важное решение в игре — какое стартовое свойство ваши питомцы будут иметь. Мы теперь играем за ассиметричных ребят. Одно свойство выбираем — второе уничтожаем. Вдумайтесь: часть компонентов игры уничтожаются !!11один
Формат победы тоже изменился: если раньше надо было мир завоёвывать, то теперь надо лишь заполучить 4 победные звезды. А способов их получения много, а с открытием конвертов будет ещё больше, что гарантирует разные пути к победе, помимо старого «завалим массой». Главное достижение этого решения — изменение времени партии. В первых играх может быть 20-30 минут, потом, с усложнением правил (в конвертах есть наклейки, которые будут перенесены прямо в rulebook! — меняя или расширяя правила) до 2-2,5 часов, тогда как от старого «Риска» веяло бесконечностью.
Да, мой дорогой читатель перфекционист, привыкший упаковывать карты в протекторы и ламинировать памятки, в этой игре мы постепенно физически уничтожаем компоненты игры. Для полноценного игрового опыта делать это просто необходимо — можете начать мечтать о способе реализации своих деструктивных наклонностей.
— Если всё настолько плохо, и вы не можете повзолить себе «сделать игре больно» — то относитесь к уничтожаемым компонентам как... Как к картонному каркасу, из которого выдавливаются жеточики. Вы же его не храните?
Мы персонифицируем игру. Основываем и называем города, например. Дальше будет больше [тут мог быть ваш спойлер]. Таким образом, каждая копия игры будет уникальной, особенной. Это ещё и настоящая проверка фантазии ваших товарищей по игре. Как бы вы назвали ваш город и где бы вы его основали? Ведь во всех последующих играх только вы сможете начинать игру в этом городе [и тут мог быть спойлер]. А ваши друзья — какие из 42 территорий они выберут? А как назвать континент? Даже если вы не_выиграли, вы можете основать малый город и назвать его. Ну а если вы играете уже 6-8 игру, малые и большие города уже закончились — вы можете прокачать территорию дополнительной монеткой или сделать что-то ещё не менее интересное. Игра «награждает» вас за победу, даёт мотивацию большую, чем «просто победить». Помимо возможности основать город или сделать другую крутую штуку, за каждую победу игрок будет получать по ракете в последующих партиях. По изначальным правилам ракета даёт «автошесть» на кубике — в некоторых ситуациях пара ракет решает исход битвы. А игрок, который не имел ни одной победы, получает «бесплатную» звезду в начале партии — не это ли элегантное решение по балансу?
Наверное, в этом и заключается главное достоинство игры — коллективное творчество, ощущение весомости своего выбора. Ведь играя в простой «Риск» или любую другую игру, вы делаете решения, которые актуальны только на текущую партию. Но тут ваше решение основать город в Австралии или установить крепость в Аляске имеет «вес». Каждый ваш выбор меняет игру н а в с е г д а. Последствия выбора будут мучить вас или помогать вам все последующие партии. В следующий раз вы играете уже в другую игру, порой (открыв, скажем, один из больших запечатанных пакетов) в совсем другую игру. Меняем игру через игру — примерно так я бы охарактеризовал весь концепт.
— Очень важно отметить: несмотря на то, что игра может, согласно оф. инфе, употребляться в непостоянной компании из 3-5 игроков, все правила заточены на игру в фиксированной группе на 5 игроков. Лучше всего сделать так:
- Играйте только на пятерых и только фиксированным составом. Можно регулярно собираться группой из пяти единомышленников. Если кто-то не может прийти на игровую встречу, то, по общему согласию, он может делегировать полномочия игроку не из группы (когда мы играли «второй сезон», в качестве «легионера» у нас была победительница «первого сезона»). Очень важное правило, объяснить которое без спойлеров трудно.
- Скиньтесь на игру по 500-600 рублей (9 евро, 11 долларов — с курсом сейчас беда). Это важно, чтобы игра была «общей», ведь формировать её вы будете вместе: называть города и континенты, лепить наклейки, уничтожать карточки и т.п.
- По официальным правилам, после 15 игр определяется ultimate winner, который даёт название всей игре. При равенстве побед по итогам 15-ти партий вы... Пара-пара-пам, кидаете кубики. Но это же retarded! Серьёзно? Кто придумал такую чушь? Играйте до абсолютной победы, минимум 15 игр. Если после 15 игр абсолютного победителя нет —играйте ещё, до абсолютной победы.
- Победитель забирает игру себе, как трофей.
Игра всё держит под контролем. Кажется, что достаточно «облепить» Австралию своими городами — оставляя возможность там начинать только себе — и дело в шляпе. Но нет, как только у нас нарисовался «авторитет», игра введёт баланс — откроем конверт — и всё будет по-другому. Ну и никто не мешает вести дипломатию, организовывать союзы и пакты о ненападении.
— Не забывайте читать FAQ после того, как откроете конверт.
Ну и перед первой игрой, конечно. К сожалению, в игре далеко не всё
«ясно-понятно», будут споры.
На BGG есть много «модов» и вариантов игры на «после абсолютной победы».
...И странные варианты для P'n'P.
После 15 (или, если вы следуете мудрым советам, после абсолютной победы) интерес группы к игре, скорее всего, упадёт — наклеивать будет особо нечего, азарт стать ultimate winner уйдёт. Играть будет можно, но не так интересно. Но поверьте, эти 15-17 игр стоят того, чтобы в них сыграть.
Худшее, что может случится с вами — вы купите вторую копию.
Ну а трофейной игрой можно украсить игровой клуб или стену над своей коллекцией игр.