«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
Идут сборы на Deep Rock Galactic с допами | |
Космические шахтеры отбивают ценные минералы у насекомоподобных инопланетян. | |
Идут сборы на Kingdoms Forlorn: Dragons, Devils and Kings | |
Гримдарковый данжен кроулер/приключение от авторов Aeon Trespass Odyssey. | |
Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. | |
Идут сборы на Earth Under Siege: Flashpoint | |
Фантастический данжен кроулер с фокусом на стелсе. |
игры |
Le Havre: The Inland Port
|
персоны |
Клеменс Франц
Уве Розенберг |
Дата: | 11 марта 2016 |
8.8957 |
- |
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему европейцы-настольщики и геймдизайнеры так любят экономическую тему? Они готовы прикрутить обыденность обмена/покупки товаров в каком-нибудь Вюртцбурге к абсолютно любой механике игры. В то время как за океаном людям подавай развлечений в виде орко-гномов в космосе и авантюристов в недрах постъядерных бункеров.
Думаю, происходит это из врождённой практичности. Порой даже сомневаюсь, есть ли у европейцев воображение —механически выполняют своё дело и радуются ровному процессу. Ску-ко-та.
К чему это я? Сегодняшний пациент — Le Havre: The Inland Port. Дуэльная настолка, настолько евро и настолько «причём здесь порт?», что аж до абстракции.
Обычно в начале книги правил подобных евро-игр пишут что-то типа: «XV век, вы дворянин, король дал задание...», — тут же решили даже с этим не заморачиваться. Почти дословно из рулбука: «Нужно построить порт, вы его строите». Такая предыстория. Ну, что ж, ограничимся этим и взглянем, может, компоненты расскажут больше:
Набор спартанский. Видимо, поэтому положили два вида маркеров для ресурсов — чтобы хоть как-то подбодрить игроков. Интересно, кто-нибудь пользуется мелкими квадратными картонными жетончиками вместо кубиков?
Рафинировано просто. От начала и до конца партии игроки, чередуясь, совершают по одному действию: либо покупают здание из общего пула, либо используют одно из купленных ранее. Причём эксплуатировать постройки можно не только свои, но и противника, заплатив ему одну монетку. По большому счёту, покупать здания стоит только ради победных очков, которые указаны на лицевой стороне жетонов-домиков.
Каждый раунд для приобретения постепенно вскрываются новые строения. Всего их 31, и каждое обладает уникальным действием. Завязаны все на получение и обмен четырёх представленных в игре ресурсов (зерно, рыба, дерево, глина) на победные очки, то бишь на покупку зданий и продажу товаров за монеты, также плюсующиеся к победным очкам в конце партии.
Всё, как в любом другом евро, помимо двух нестандартных элементов: присутствует старый добрый рондель, да количество ресурсов отмечается оригинально. Вращающаяся через установленное количество ходов стрелка на планшете построек определяет эффективность зданий: чем дольше строение не использовалась, тем больше станет множитель её эффекта. То есть, подождав пару ходов, можно получить увеличенное количество товаров/эффектов за одно действие.
А вот «склад» — это необычный трек ресурсов, показывающий их количество. Можно было бы просто сделать линейку с делениями, по которой двигались бы кубы, но странная её форма в Inland Port позволила разнообразить и привнести некоторую свежесть в обычный процесс обмена товара на очки.
Каждое движения ресурса-куба вправо — это +1 единица товара, вверх — +3 единицы.
Например, некоторые действия требуют сдвижения кубика ровно вниз (то есть -3 ресурса), и даже если у вас есть 3 единицы зерна, но куб, отвечающий за зерно, находится на самой нижней линии склада, то вы никак не сможете его опустить (ибо некуда) и получить профит от действия здания.
В остальном же процесс обыден для евро. Даже суховат: получил товар, купил здание, купил ещё одно, получил другой товар, продал товар за монеты, — и по очереди, по кругу, до конца партии.
Сухая-пресухая абстрактная настолка. Даже нельзя ни за что зацепиться особо, чтобы как-то похвалить её, хотя плохой назвать язык не поворачивается (она в 2013 году International Gamers Awards взяла как лучшая стратегия на двоих). Все элементы ладно подогнаны друг к другу: и покупки построек, и применение зданий работают хорошо, даже интересный рондель со «складом» прикрутили, чтобы выделить настолку из толпы. Только, знаете — не цепляет. Сидеть вдвоём и двигать туда-сюда, плюс-минус ресурсы — это, конечно, весело, но только если помимо этого в игре есть что-то ещё.
В Inland Port это самое что-то Розенберг пытался привнести, применив свою испытанную ранее фишку-рондель и добавив «уровни» в числовую линейку для ресурсов. Но это не то чтобы топорно — даже по-настоящему интересно, — однако, как-то без души что ли. Игра будто представляет собой интерактивную матрицу, в которой вы перегоняете числа с места на место, пытаясь подняться на самые высокие уровни.
Активацией некоторых зданий кубы надо пытаться продвигать всё выше и выше, чтобы действовать эффективнее, приобретать дорогие здания с большим количеством очков и получать денежки за продажу пачек товара. В основном все постройки двигают ваши ресурсы по складу в ту или иную сторону, но есть те, которые дают деньги (они же очки) за сдвиг кубов в определённом направлении. Вот и получается, что мы гоняем кубы сначала в одну сторону, добывая зерно/дерево/рыбу/глину, а потом — в другую, получая деньги.
Матрица в виде склада у каждого своя, а открытие доступных действий (покупка новых зданий) игроками совершается вместе. И зачастую не важно, кто приобрёл постройку, так как пользоваться ей могут оба (да, за монету, что равносильно потере 2-х очков, но оно всегда того стоит). Выглядит это чуточку странновато, хотя механически работает отлично.
Математика у игры добротная, продуманная, а удовольствие от процесса как от заполнения бланка: вроде красивенько цифры в поля ложатся, процесс идёт, а радость только по завершении, когда работа закончена и можно отложить её в сторону. Особенность движения маркеров-показателей ресурсов по складу наряду с нечасто встречающимся в играх ронделем — единственное, что может отвлечь от других настолок и заставить взглянуть в сторону Inland Port.
О сути игры может сказать одно оформление. Оно настолько, кхм... Невзрачное и схематичное, что, уверен, вы за все отыгранные партии не узнаете ни одного названия здания, как это произошло и у нас. Сколько бы и с каким бы человеком её не раскладывали, никто, включая меня, так и не запомнил названий. Честно говоря, их никто и не читал, так как всё, что необходимо знать — это цена и эффект маленького жетончика-домика, больше похожего на картонку из PnP-варианта. Словно дизайнеры сразу старались донести до игроков посыл о том, что их ждёт в процессе.
С другой стороны, подобная подача может быть направлена как раз на целевую аудиторию Inland Port — людей, ценящих лишь просчёт, без привязки к чему бы то ни было. Порт тут ни при чём, как вы поняли. «Плюс три дерева, вверх дерево, вниз дерево, +3 монеты, вправо красный кубик, влево красный кубик», — это всё, что будет крутиться в голове участника партии на протяжении 20 минут.
После всего вышенаписанного у самого создалось впечатление, что играл в шлак. Однако, это совсем не так. Она выверенная, в некоторых моментах интересно работающая, но — абсолютно безэмоциональная. Именно поэтому родилось такое вступление к обзору. Сыграл — словно сходил на работу, потом пришёл домой, съел положенные три сосиски и лёг спать.
Игра неплоха, её стоит попробовать любителям просчёта и безрандомности. Наверное, можно получать удовольствие от поиска типовых ходов и контрходов, простора для действий в игре много: применять ли здание противника, дав ему монету, или оставить без возможности пользоваться вашими, так как он сидит с нулём золота? Пользоваться постройкой (и какой?) сейчас или повременить, дождавшись следующего раунда и получив бóльший профит — не воспользуется ли оппонент вашими ожиданиями, сбросив нужное действие на нулевое деление ронделя?
Хотя в игре абсолютно нет места случайности, вариантов действий у игроков очень много. В зависимости от последовательности их применения картина партии может меняться до неузнаваемости. Единственный вопрос, который стоит себе задать перед приобретением: есть ли у вас напарник, так же увлечённый просчётами наперёд и двиганьем кубика по своему планшету на +n/-n ресурсов, как и вы.
Без темы. Без эмоций. Но отличная бухгалтерия.