-AdRiver-
kobetsvladislav написал 13 минут назад к игре Муза: # А вот взяли и выпустили =)
Ch0W написал 21 минуту назад к новости Портал в мир приключений [26.04.2018]: # Спасибо!
wergg написал 26 минут назад к игре Гавр: # Все вроде отлично в игре, но дурацкая мысль гложет, что это игра одной...
womol написал полчаса назад к игре Муза: # "Стокпайл" тоже жду )
ZiGFreaK написал полчаса назад к игре Twilight Imperium 4th Edition: # В тейблтопе весьма не плохая сборка есть!
С миру по нитке [26.04.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.
Портал в мир приключений [26.04.2018]
Что сейчас происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем...
Всероссийский чемпионат по игре «Диксит»
Уже в мае стартует Всероссийский чемпионат по настольной игре «Диксит»!
Dragon Pets — поймай дракона!
«Эврикус» локализует забавную семейную карточную игру.
Новинка «Форсаж: гонки мафии»
«Фабрика игр» открыла предзаказ на их новую игру от компании Ankama.

Ksedih

Обзор Tash-Kalar: Arena of Legends

07 апреля 2016

Информация

добавить
игры Tash-Kalar: Upgrade Pack
Tash-Kalar: Arena of Legends
персоны Владимир Хватил
Дата: 07 апреля 2016
Оценка пользователей
9.6156
-

Сегодня обозрим одну незаслуженно обходимую вниманием сообщества коробочку — Tash-Kalar: Arena of Legends от Владимира Хватила. Выпущенная в 2013 году игра не только была принята настольщиками относительно прохладно, но её ещё успели знатно попинать ногами всем миром.

 

Разочарованность релизом стала следствием ожидания игроков очередного откровения от Хватила, таящегося в его голове. Но в результате народ получил даже не обыкновенную игру, а чистый абстракт, что в иерархической пирамиде ценности настолок совсем уж дно. Пинали же «Арену легенд» из-за убогого наполнения/оформления компонентов коробки и за несоответственно высокую запрашиваемую издателем Z-Man Games цену — 60+ долларов.

 

 

Короче говоря, новоявленного шедевра у Хватила не получилось. Однако это не помешало игре впоследствии добраться до солидной четвёртой сотни топа и получить средний балл 6,9–7,3. Неплохие оценки и достойный игровой процесс возвели в 2013 году Tash-Kalar на пьедестал Golden Geek Awards в качестве лучшей абстрактной игры, где за год до неё побывала отличная Kingdom Builder.

 

Что же такое этот «Таш-Калар»?

 

Прежде всего, это куча иллюстраций со всякой фэнтези живностью на сотне карт, начиная от рыцарей-человеков и заканчивая драконами, огромными чудовищами-элементалями и прочими ангело-демонами. Далее, это громкое название «Арена легенд» и бэкграунд, повествующий о сражениях магов на древней арене Таш-Калар, где проводятся битвы призываемых соревнующимися волшебниками существ. Кто ловчее обращается с магией призыва, тот становится молодцом и любимцем публики.

 

 

Сразу в голову приходит очевидное сравнение с Mage Wars или Summoner Wars и иже с ними, где игроки также выставляют на поле своих миньонов и сражаются ими до потери пульса. Но подобная параллель останется лишь в воображении после знакомства с настолкой, ведь от антуража подобных игр в геймплее Tash-Kalar столько же, сколько духа кровавой битвы в шахматах.

 

Игра до такой степени абстракт, насколько вообще возможно. Доказать это проще простого: если проиллюстрировать течение любой партии, то на фотографиях вы не увидите ничего, кроме поля в клеточку и «шашек» двух цветов в разных позициях. Процесс, пусть и описываемый в рулбуке как «сражения легендарных существ», под стать визуальной «кинематографичности» настолки —выставляем на поле шашки, двигаем их по клеточкам, снимаем вражеские с доски. Вроде все возможности игроков перечислил =)

 

 

Но разве не все настольные игры являются простым перемещением кусочков дерева/картона по раскрашенной поверхности бумаги? Любимы же они нами за «второе дно», невидимое глазу маглов-ненастольщиков. И у Tash-Kalar оно в имеется.

 

Что в коробке?

 

То самое скудное наполнение, которое так разочаровало публику, печально только в том плане, что занимает процентов 10 большой коробки. Ну, и цена, да.

 

Игровое поле-арена, на котором происходит всё действо от начала и до конца партии. Фактически это просто расчерченная на клеточки доска.

 

 

120 карт нестандартного формата, чуть уже и длиннее, чем в «Семи чудесах» — 61 мм x 103 мм. Большинство карт — это призываемые магами существа. На каждой изображена комбинация фишек на доске, необходимая для призыва данного монстра.

 

Колоды у соперников уникальные, состоит каждая из 18 карт-существ. В коробке с игрой идут четыре комплекта карт, два из которых идентичны, с единственной дифференциацией по цвету. Остальные два полностью отличаются. Другими словами, в наличии 3 различных мага, со своими существами и особенностями.

 

 

Основа игры — 80 жетонов четырёх цветов (по 20 на каждую их четырёх доступных колод). Бывают трёх типов: простые, героические и легендарные. Простые и героичекие — это один кругляш (с одной стороны обыкновенный, со второй — героический).

 

 

Вот как бы и всё, что получал народ за 60 баксов в 2013-м. Сейчас новая коробка в плёнке стоит около 25 долларов. Близко ли всеобщее разочарование лично вам — вопрос открытый. Стоят ли данные компоненты плюс игровой процесс запрашивамых денег, каждый решит для себя сам.  

 

Как играть?

 

Итак, что же представляет собой партия в Tash-Kalar? Каждый ход игрок выставляет на поле жетончики своего цвета по определённым правилам. Либо просто берёт из личного запаса фишку и выкладывает на любой квадрат игрового поля, либо, разыгрывая карту существа с руки, следует её указаниям по расположению фишки на доске.

 

Да-да, призыв существа в этой настолке — это просто выставление точно такого же жетона на игровое поле, который можно и стандартным действием поставить. Именно поэтому антураж здесь является номинальным: воплощение на древней арене чудовищ, сражение волшебников и прочее — это флейвор и ничего более. Забудьте и двигайте шашечки.

 

Каждый ход у игрока два действия, тратить их можно в любой комбинации — хотите, просто заполняйте доску своим цветом, а можете разыгрывать карты, получая при выставлении дополнительные эффекты. 

 

 

В начале партии игроки тянут из своих колод по 3 карты и, по ходу игры, добирают в конце каждого хода до трёх же. Карточки разыгрываются при наличии определённой комбинации своих фишек на доске, для чего те и выставляются на поле просто ручками, в попытках собрать нужную конфигурацию. При «призыве существа» срабатывают полезные эффекты, например, перемещение своих фишек или уничтожение вражеских.

 

Важно то, что фишки делятся на два типа: обычные (с изображением одного меча) и героические (с двумя мечами). И если первые можно ставить на доску, просто взяв из своего запаса, то вторые появляются на поле только при использовании карт призыва существ. На типах фишек строится взаимодействие на доске. Например, при передвижении по полю героические могу уничтожать простые, но не наоборот.

 

 

Самый большой интерес в Tash-Kalar представляет собой цель игры — выполнение на определённую сумму очков заданий, вытягиваемых случайным образом из специальной колоды. Среди них могут быть самые различные, начиная от «Убей за один ход 4 фишки врага» до «Протяни цепочку из своих фишек от края до края поля». Цели эти общие, и борьба за них разворачивается нешуточная, так как каждый балл на счету.

 

 

Впечатления

 

Игра отлична. Можно сделать скидку на полную абстрактность, но даже без применения подобного приёма заявляю, что играть в Tash Kalar не только интересно, но и азартно. Борьба за задания между равными соперниками идёт такая, что порой виден курящийся дымок из ушей скрипящего мозгом соперника.

 

Сухое выставление цветных шашечек на доску Хватил смог превратить в уникальное для каждой партии противостояние. Это вам не стандартные заскриптованные абстрактные игры, где прописаны дебюты и миттельшпили, а на каждое движение противника вы отвечаете заученным пассами. Случайно приходящие в руку карты и случайно выпадающие комбинации заданий заставляют неустанно подстраиваться и выдумывать оригинальные ходы.

 

 

Выпали задачи на протягивание цепочки фишек от одного края поля до другого? Готовьтесь к жестокому противостоянию — вражеские фишки будут уничтожаться и «отрезаться» обоими соперниками особенно яростно, так как никто не захочет отдавать заветные три победных очка (максимальная награда) противнику. Маленькие квесты (ценностью в одно очко) на призыв жетонов в определённых местах доски заставят скорейшим способом выстраивать требуемые фигуры из фишек в конкретных локациях, но то же самое старается сделать и ваш враг, так что придётся локтями попихаться по мере умения и возможностей.

 

Есть задания на окружение жетонов соперника, есть на уничтожение их же, есть на контроль красных/зелёных клеток поля определённым числом своих фишек. И всё это в комбинациях (всегда доступно три задачи) — необходимо постоянно следить и держать в голове, что следует выполнять сейчас, а к чему стоит подстраиваться «по ходу», с заделом на будущее.

 

 

Контроль ситуации с квестами требуется постоянный, конкретные же действия выполняются, основываясь на наличии доступных здесь и сейчас карт. Некоторые позволяют сильно сократить присутствие фишек вражеского цвета на доске, некоторые, наоборот, выставить побольше своих, другие делают доступным эффективное перемещение по полю и занятие важных клеток. Бесконечное количество разнообразия вариантов.

 

Вроде бы два простых действия — поставить фишку и поставить фишку, выложив карту с руки. А сколько комбинаций и способов отыгрывания в каждом конкретном случае — не счесть. Особенно, если уточнить, что конфигурацию фишек для призыва карт-существ можно зеркалить. Отсюда происходит ещё одна очень важная особенность Tash Kalar:

 

 

Как-либо противостоять сиюминутным замыслам оппонента очень проблематично, ведь количество вариантов хода, можно сказать, стремится к бесконечности. Со временем запоминаются все карты в каждой колоде, и можно даже защищаться от конкретных мощных комбинаций (например, вы всегда знаете, что, играя против синих, стоит опасаться центральной клетки выстраиваемых диагоналей).

 

Но у вас никогда не получится полностью защититься от того хитрого способа стать царём горы, который непременно выдумает умный оппонент. Ведь в свой ход он может творить что угодно (как и вы). Даже если получается уничтожить множество вражеских фишек и задоминировать на поле, Хватил предлагает по-своему гениальный способ для угнетённого «вернуться в игру» — так называемые карты вспышек.

 

Одна такая выдаётся игроку в начале партии и описывает условия доминации противника, при которых она сработает, позволив вам сделать больше действий / выставить больше фишек на поле в свой ход.

 

 

Другими словами, это прямая помощь отстающему, но, как совершенно точно замечает сам автор в книге правил, не стоит воспринимать карты-вспышки как балансирующий костыль. Вспышки — тонкий элемент механики, идеально встроенный в игру, и благодаря которому каждый ход станет сражением, а не добиванием / унылым доигрыванием партии. Мало того, наличие вспышек — это ещё один повод задуматься над ходом, совершая свои действия, стоит ли добавлять лишние жетоны на поле, рискуя дать врагу преимущество от получения дополнительных действий?

 

Я изначально воспринимал карты-вспышки, как неотъемлемый и хитрый элемент игры (из-за которого Хватилу даже не стоило оправдываться в рулбуке), но лучшим подтверждением уместности и необходимости вспышек стала случайно оброненная фраза одним из сопартийцев, не читавшим правила и следовательно не знавшим об обращении автора к игрокам. Звучала она так: «Вот эти карты-вспышки кажутся костылём, но настолько идеально работают, словно будто так и надо!»

 

Зелёный выполнил трёхочковое задание на цепочку от края до края доски

 

Продуманность и знаменитую матматику Хватила приметит в Tash-Kalar любой давно знакомый с почерком автора настольщик. Играется ровно и увлекательно (для цифрофилов). Хорошо помню свои первые три партии в эту игру:

 

1. Чё это такое? Жетончики — и всё? Странно как-то всё работает.

 

2. А! Понятно, надо вот так сделать, чтобы попасть вон на ту клетку.

 

3. О! Тут же можно так, потом вот так повернуться и, опа — заняты обе клетки, задание выполнено!

 

Игра может похвастаться ещё и режимом deathmach, в котором нет заданий и нужно просто мочить фишки противника в как можно больших количествах, за что начисляются очки. Но, честно говоря, даже говорить про него ничего не хочется, настолько это бессмысленно. Выполнять задания, решая для этого головоломные задачки по построению фигур из жетонов, интереснее на порядок. И, по-моему, именно эта пазловость придаёт такой замечательный вкус игре. Убрать её — не останется ничего примечательного и достойного внимания.  

 

 

Что имеем в итоге? При всей сложности и часто невозможности достаточно точно прогнозировать результат действий оппонента (то есть игрок практически никогда не знает точно, что будет твориться на доске, когда ему передадут ход), мы получаем настолку, в которой вынуждены постоянно решать конкретные мини-задачки по выстраиванию правильной конфигурации своих фишек на доске.

 

Размышления в игре базируются на основе конкретной сложившейся ситуации на поле. А противник здесь выступает, скорее, как фактор, не позволяющий сделать всё просто и непринуждённо, постоянно вставляя палки в колёса одним своим присутствием и стремлением сделать то же самое, что и вы. По сути, вы не сражаетесь против фишек вражеского цвета, а решаете головоломку текущего хода с заделом на будущее.

 

В игре также есть колода легендарных существ, которые доступны каждому. Но чтобы призвать подобное чудо, придётся неслабо поднапрячься, ведь для выставления легендарного жетона на стол потребуется комбинация, включающая в себя ваших героических существ, стоящих на определённых местах. Когда всё же удаётся выставить легендарку — игрок, помимо бонусного победного очка, получает мощный эффект, например, дополнительный полный ход, что может стать катастрофой для врага.

 

Мне упорно хочется сравнивать Tash Kalar с Neuroshima Hex! Нельзя сказать, что они сильно похожи, однако, общие паттерны неуклонно навязывают мысль и ощущение, что, мол, это же я чувствовал в «Нейрошиме». Тянем по три карты / тайла существ, каждое действует по своему, стараемся выстроить на поле необходимую комбинацию ради финального рывка (ради атаки в «Нейрошиме» и сбора правильной комбинации под задание в «Таш-Каларе»).

 

Да, в постапокалиптическом мире Орача всё куда упорядоченней и тематичней, но не покидает ощущение, что это точно такая же головоломка, где сидящий напротив игрок призван просто вам мешать на пути к цели, занимая/блокируя нужные гексы/квадраты. Что там, что тут идёт сражение за контроль территории, которая важна в тактико-стратегическом разрезе. При этом «Нейрошима» более динамичная, с быстрыми, почти мгновенными, как выстрел, решениями; Tash Kalar же располагает к куда более вдумчивым, шахматоподобным размышлениям, при этом оставаясь достаточно бодрой и незатянутой (на партию минут 40 уходит).

 

А ещё и тут, и там есть возможность играть втроём-вчетвером О_о Насколько это бредово, объяснять, думаю, не придётся. Безумие и бессмысленный хаос на поле обеспечены. Игры по сути своей дуэльны, чем и замечательны.

 

 

Зачем в это играть?

 

Если вы благосклонно относитесь к двумерным пространственным головоломкам, то Tash Kalar создана для вас — придётся постоянно крутить в голове тетрисообразные фигуры, составляя их прямо по ходу игры на поле с помощью своих жетонов. Также необходимо любить мини-задачи, беспрестанно возникающие по ходу партии, благодаря стараниям оппонента и свойствам доступных вам карт. Да, так бы я и назвал Tash Kalar — интерактивная головоломка, где в качестве генератора трудностей выступает сопартиец.

 

Здесь нет точной долгоиграющей стратегии, продумываемой на всю партию, так как в игру вводится слишком много переменных почти каждый ход, начиная с позиции фишек на поле и заканчивая картами на руках. Поэтому коробку нельзя советовать любителям развлечений типа шахмат и GIPF-проекта. Являясь по сути абстрактом, Tash Kalar довольно далека от классических игр данного типа, за что и приглянулась лично мне, ибо терпеть не могу прямолинейность и незатейливость каких-нибудь шашек.

 

 

Она не перегружена, как сложные абстракты, глубокими размышлениями, что благоприятно сказывается на даунтайме. Тут думаешь и действуешь по ситуации, попутно пытаясь, насколько возможно, контролировать положение на поле — ведь задания только и ждут того, кто первым сумеет выполнить их условия. Абстрактно простая и сухая по сути, но невероятно разнобразная в процессе.

 

DLC-контент

 

Интересным фактом является то, что первая изданная версия Tash Kalar визуально недалеко ушла от прототипа, представленного на выставке предрелизных продуктов. Помимо цены, запрашиваемой продавцом за стандартного формата коробку, в которой лежало небольшое игровое поле, жетоны и 120 карт, общественность не порадовало невзрачное исполнение игры.

 

Простота дизайна, прорисовки, качество картона и хз что ещё. Лично меня вполне устраивал и старый вариант, но, как бы то ни было, в свободной продаже в начале 2015 года появился Upgrade Pack, который заменил некоторые компоненты игры на более качественные. А так как сия модификация недавно попала ко мне в руки — зацените (поставляется в плёнке):

 

 

Изменениям подверглись дизайн карт-вспышек, карт-заданий, игрового поля и жетонов — всё это обрело бóльшую «трёхмерность». Самое полезное изменение — чуть увеличенная толщина жетонов, хотя и без неё всё было неплохо. Честно говоря, вообще не понял, зачем это выпустили. Разве что покрасивее стало. Но по сути ничего не поменялось, так что не эстетам можно смело обойтись без подобного маленького апгрейда.

 

Найдите 10 отличий

 

Догадайтесь, какие из них новые?

 

Насчёт поля согласен — сразу видно, насколько оно стало сочнее

 

Раздавалось это добро в Эссене при покупке дополнения к игре, Everfrost. Впоследствии апгрейд-пак также можно было приобрести в магазинах. И коли сказал о дополнениях — их вышло две штуки: упомянутое выше Everfrost и прошлогоднее Nethervoid. Каждый доп — это новая колода мага. Первый — ледяные существа со способностью откладывать свои эффекты «про запас», второе — демоны с особым жетоном врат, выставляемым на поле и творящим всякое.

 

Демонов не пробовал, а Everfrost уже погонял и могу сказать, что ледышки посложнее базовых четырёх колод, так как отложенные эффекты позволяют прокручивать чуть более длинные комбинации с жетонами. А это ещё плюс несколько вариантов развития ситуации на доске, за которой и так-то непросто следить. Но разнообразие — это, в любом случае, отлично. Так что прикупить две новые колоды можно и нужно.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
winer написал 2 года назад: #

Игра хорошая, но Очень долгая. Даунтайм напрягает. Лучше всего играть вдвоем. Пробовали вчетвером - еще больше даунтайма.

zuzubun написал 2 года назад: # скрыть ответы

Всё хочу попробовать сыграть по официальным правилам драфта, но никак руки не доходят. Не доводилось?

Zendikar написал 2 года назад: #

Жду игру, придет, поиграю - отпишусь

Ksedih написал 2 года назад: #

Не доводилось. В подобной игре драфт кажется излишним. Во-первых, потому, что колоды автором балансировались/подгонялись к общей "сумме" силы. Во-вторых, потому, что не совсем понятно как драфтить - нужная карта-комбинация определяется только по ситуации, это не какие-нибудь 7 Wonders, где логика выбора ясна и ведёт в определённую сторону развития, здесь же всё слишком ситуативно.

В общем, ждём, когда Zendikar отыграет и расскажет что там интересного можно найти в драфте.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

Игра для тех кто любит Нейрошиму и Rosenkoenig

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

Кстати, такое название чем-то объясняется/ переводится?

Ksedih написал 2 года назад: # скрыть ответы

Точно, Rosenkoenig тоже приходил в голову при сравнении, но с ним меньше народа знакомо. И всё таки Tash-Kalar значительно суше Нейрошимы, в которой экшен чувствуются из-за более чёткого встраивания логики стрельбы в механический процесс. С Rosenkoenig общего то, что эффективные действия игрока ограничиваются доступными карточками.

zuzubun написал 2 года назад: #

Мне она, кстати, ещё пару игр напоминает - Wrong Chemistry, особенно с допом, и The Stars Are Right.

GeniusGray написал 2 года назад: #

Давно хотел опробовать этот абстракт. Теперь еще больше хочу. :)
Спасибо за качественный обзор!

Nelud написал 2 года назад: # скрыть ответы

Играл на Boardgamearena. Классная игра, хоть и абстракт. Как и многие, считаю цену за колоду карт и набор картонных фишек - слишком завышенной. Буду ждать деревянных фишек и/или локализацию.

Ksedih написал 2 года назад: #

Подтверждаю. Не большой любитель абстрактов, но Tash-Kalar при всех её "поле в клеточку и шашки в руки" цепляет своим разнообразным процессом и морем вариантов действий, в котором не тонешь, благодаря направляющим в нужную сторону маякам-заданиям. В их направлении и плывёшь, гребя доступными на руках средствами.