-AdRiver-
wergg написал 7 минут назад к игре Cyclades: # Кемет можно втроем, иниш. Это если от матагота на контроль территорий....
Dojo написал 29 минут назад к игре Hotel Life: # Проблема в том, что игра... от 3-х игроков.
EdrenLimon написал полчаса назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # Когда в эффекте карты указано "нанесите Х урона зданию", можно ли бить...
maleficmax написал полчаса назад к игре Monopoly: # Не путайте культ с популярностью.
cowthulhu написал полчаса назад к игре Нью-Анджелес: # Game Fit вроде бы собирались.
С миру по нитке [21.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World в авг...
«Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»
На CrowdRepublic стартовал сбор средств на коллекционное издание «Бестиария Сиги...
Портал в мир приключений [19.07.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...

BookAlive

Подземелья Чёрного замка

11 февраля 2012

Информация

добавить
игры Подземелья Черного замка
персоны Дмитрий Браславский
компании Живая книга
Дата: 11 февраля 2012
Оценка пользователей
8.5020
-

Писать статью о «Подземельях Чёрного замка» — дело непростое. У книги так много поклонников, изучивших её вдоль и поперёк, что запросто можно рассердить почитателя творчества Браславского, который, прочитав написанные ниже строки, горячо заявит: «Да ведь всё не так! Сейчас я ему скажу, как на самом деле!». «Подземелья Чёрного замка» были прочитаны большим количеством самых разных людей, и каждый из них увидел свою грань этого произведения. А значит, каждый имеет своё мнение. И все мнения, несомненно, должны быть высказаны, ведь автору было бы интересно узнать любую точку зрения. «Подземелья» стоят того, чтобы обсуждать их долго и много. В первую очередь хотелось бы выразить почтение автору «Подземелий Чёрного замка», Дмитрию Юрьевичу Браславскому. Не хотелось бы, чтобы эта статья вызвала его недовольство. Но даже несмотря на это, постараемся быть хоть чуточку объективными и беспристрастными.

 


История создания

 

Конец 20 века: не самое простое время для всей России. Рушатся стереотипы, меняется сознание людей, страну ждут серьёзные перемены. Заканчивалась перестройка, не за горами был распад СССР. В это непростое время, в 1991 году, и выходит в свет первое издание книги-игры «Подземелья Чёрного замка» с заманчивым словом «Новинка» в верхнем углу. Да, для России жанр этого произведения был новым, хотя за рубежом уже прекрасно знали, что такое книга-игра и с чем её, как говорится, едят. Казалось бы, на фоне происходивших событий появление одной книги, пусть и не совсем обычной, должно было пройти незамеченным. К тому же нового и необычного в России появлялось всё больше и больше во всех сферах жизни: и в литературе, и в кино, и в спорте, и в экономике, и в повседневном быту. Однако «Подземелья Чёрного замка» сумели привлечь к себе внимание немалого количества читателей.

 

Что такое книги-игры, россиянин не знал. Поэтому в руки большинства первых читателей «Подземелья Чёрного замка» попали случайно. Знали бы они тогда, что сегодня достать настоящий экземпляр первого издания практически нереально (да и те, в основном, в весьма плачевном состоянии — обложка была мягкой)! И это при том, что тираж книги был многотысячным. Но тогда будущие российские любители книг-игр не подозревали, что они ими станут, потому что их знакомство с новым жанром только начиналось. И для многих это знакомство началось именно с «Подземелий Чёрного замка». Сейчас трудно предположить, появились бы почитатели книг-игр вообще, если бы вместо «Подземелий» к ним попала другая книга — серая и безвкусная. Однако на прилавках оказалось именно произведение Д. Браславского — яркое, интересное и увлекательное. И всё новые и новые читатели в разных частях страны начали своё первое путешествие по волшебной стране «Подземелий». Книга-игра была привлекательна читателю тем, что он сам участвовал в развитии сюжета, а фантазия подчас дорисовывала образы, описанные в произведении.

 

По словам самого Д. Браславского, написание книги заняло у него не больше месяца. Это поразительно, ведь объём книги — 617 параграфов (в первом издании) — достаточно велик. При этом размер книги был небольшой, и читатель мог свободно взять её с собой куда угодно — в поезд, в школу, в пионерский лагерь, в поход...

 

В 1995 году вышло второе издание «Подземелий Чёрного замка» в рамках серии «Путь героя», которая, к сожалению, не приобрела размах, планировавшийся издателями. Познакомившиеся с первым изданием читатели уже знали, что представляют собой «Подземелья», поэтому без раздумий покупали и издание 1995 года. Но у многих знакомство с книгой началось именно со второго издания.

 

 

В некотором царстве, в некотором государстве...

 

Сюжет книги прост и понятен для читателя. В сказочном мире появляется злой волшебник Барлад Дэрт, который похищает дочь местного короля. Читателю предстоит стать героем-спасителем королевства, добраться до таинственного Чёрного замка, победить колдуна и освободить прекрасную девушку. Что можно делать с ней потом — жениться или просто вернуть отцу за нескромное вознаграждение — в книге не оговаривается. Видимо, на усмотрение читателя.

 

Волшебная история продолжается, когда герой оказывается в Зачарованном лесу, наполненном чудесами. Тропинки неожиданно меняются, запутывая путешественника, животные умеют разговаривать, на пути встречаются сказочные персонажи. Есть в лесу и обычные люди, никак не связанные с волшебством — крестьяне, торговцы, разбойники и даже беглые заключённые. Все персонажи разные, и при встрече читателю предстоит самостоятельно разобраться, как нужно себя вести с каждым из них. Кто-то может помочь, кто-то обмануть, кто-то просто позабавить.

 

«Подземелья Чёрного замка» могут показаться детской сказкой, однако книга наполнена множеством «изюминок», свойственных жанру фэнтези. В самом начале путешествия придворный «астролог и волшебник» Майлин (случайно ли созвучие с Мерлином?) научит героя десятку заклятий. А заклятия — это уже не волшебство из детских сказок, а настоящая магия. Во время путешествия нам предстоит встретиться с «классическими» фэнтезийными персонажами — орками и гоблинами. Это сейчас даже взрослые люди имеют представление о том, что это за существа (по крайней мере, в толкиеновской трактовке). В начале 90-х годов слово «орк» для большинства было новым и необычным. Гораздо позже фэнтезийная литература захватила свою нынешнюю нишу, на экранах появился «Властелин колец», а на компьютерах (которые в конце 20 века были далеко не в каждом доме) — великий и ужасный «Варкрафт».

 

Волшебное королевство в «Подземельях» — это не просто страна, наполненная чудесами. Это продуманный мир, где, в отличие от детских сказок, нет «случайных» событий, у которых нет объяснений. У Барлада Дэрта есть регулярная армия, состоящая из орков и гоблинов. Читателю предстоит познакомиться и с гвардией колдуна — зелёными рыцарями, происхождение которых описано в книге (уж не образ ли назгулов вдохновил автора?). Гонцы злого мага прилетают во дворец короля (Король в книге, кстати, пишется с большой буквы — собственное имя он, видимо, своими деяниями не заслужил) на пегасах. Но летающие кони, как мы узнаем в дальнейшем, появляются не случайно. Пегасы официально состоят на балансе в армии Барлада Дэрта и воспитываются в конюшнях. В войско колдуна набираются новобранцы (интересно, какая у него система призыва — рекрутский набор или всеобщая воинская повинность?), бдительные командиры орков следят за порядком в военных лагерях, а сам злой волшебник корпит над картой местности, вынашивая планы агрессии на мирное королевство. Всё это делает мир логичным и является несомненным плюсом книги.

 

Образ главного злодея Барлада Дэрта несколько не соответствует тому, что создаёт воображение до встречи с ним. Создаётся впечатление, что в чародее автором отражены черты реального человека.

 

При внимательном прочтении логичность происходящих событий продолжает удивлять. В лесу нас подстерегает целая шпионская сеть хозяина Чёрного замка — лживые помощники только и ждут ошибки доверчивого путешественника. Дракон у замка наверняка тоже подчиняется воле Дэрта (хотя это уже наши домыслы). Случайно попавшиеся на пути беглецы оказываются жителями ранее встреченной нами деревни, к тому же друзьями одного из слуг Барлада Дэрта, порабощённого злыми чарами. Обитатели Зачарованного леса дружат между собой, и читатель может использовать это в своих целях. Замок наполнен соответствующими статусу хозяина службами — кухня, библиотека, погреб и даже гарем. Начальник стражи оказывается настоящим взяточником, а проход через контрольно-пропускные пункты осуществляется с помощью паролей. Всё в мире «Подземелий Чёрного замка» живёт, дышит, находится во взаимосвязи друг с другом. Это подталкивает к тому, чтобы взять книгу в руки снова и снова и попытаться разгадать все загадки волшебного мира.

 

Особо стоит отметить хороший текст в книге. Книги-игры не часто могут похвастаться приличными художественными описаниями. Браславский в этом смысле превзошёл многих своих будущих последователей, пытавшихся создать подобные произведения. Текст книги-игры не должен быть слишком объёмным, чтобы не пострадала динамика игры, но и излишняя краткость делает произведение сухим и неинтересным. Браславскому удалось достигнуть разумного баланса, сохранив динамизм, но в то же время наполнив «Подземелья Чёрного замка» ёмкими и увлекательными описаниями.

 

 

Ты помнишь, как всё начиналось...

 

«Подземелья Чёрного замка» стали не просто прорубленным окном в мир книг-игр. В книге была использована простая и понятная игровая система, актуальная до сих пор. Браславский, безусловно, угадал при выборе правил игры для своего произведения. В нескольких словах описать эти правила можно так: 1) игра осуществляется посредством выбора следующего действия и перехода на соответствующий параграф; 2) переход с одного параграфа на другой является необратимым (ради справедливости стоит отметить, что в книге этому всё-таки есть объяснение: так, в замке двери за спиной намертво закрываются, подчиняясь неведомой воле); 3) схватки с врагами происходят по упрощённой системе (один параметр определяет боевые характеристики, один параметр — уровень здоровья персонажа) с помощью игральных кубиков; 4) присутствует параметр «удача», который влияет на некоторые события (во втором издании часть «функций» удачи взял на себя параметр «обаяние»). Эти правила игры стали одним из тех слонов, на которых в дальнейшем держался мир книг-игр. Такие же правила были использованы Браславским в последующих книгах, их брали за основу и многие другие авторы.

 

В начале игры нам отсыпают немного золотишка в дорогу, дают заплечный мешок с флягой и, конечно, меч. Особое внимание нужно уделить выбору заклятий, которым героя обучит придворный маг. Заклятья — это одна из изюминок «Подземелий». Да и как волшебному миру без волшебства?

 

Правила игры, используемые в «Подземельях Чёрного замка», конечно, не идеальны и не дают ощущения того «размаха», который хотелось бы ощутить многим игрокам. «Движение» в игре возможно только вперёд, вернуться к ранее пройденным местам невозможно. Боевая система проста, но итог схватки слишком уж зависит от случайных чисел, определяемых бросками кубиков, сводя к минимуму участие самого игрока в битве. Но вряд ли эти и другие моменты можно назвать недостатками. Идеальной игровой системы для книг-игр не существует, и предложенный Браславским вариант оказался более чем приемлемым.

 

В плане критики гораздо более уязвимой является проходимость игры (то есть возможность выиграть), также при внимательном прочтении можно найти ряд непонятных моментов (возможно, недоработок). «Подземелья Чёрного замка», как и другие книги-игры Браславского из серии «Путь героя», имеют одну особенность: пройти игру можно, лишь обладая определённым предметом или секретом. Причём добыть нужную вещь или информацию можно лишь при прохождении через определённое место. В «Подземельях Чёрного замка», несомненно, ключевыми являются секрет о потайном ходе за зеркалами и находка золотого апельсина. Для прохождения игры необходимо либо найти апельсин, либо узнать секрет о зеркалах.

 

Обладание апельсином позволяет разбудить принцессу, которая поможет найти путь к злому волшебнику. Вместе с тем путь к апельсину довольно неинтересен: несколько лесных развилок без единого события, затем безлюдный остров и скучный путь до замка, во время которого максимум, что нас ожидает — это три приключения, два из которых — это простая схватка с драконом и вероятность потерять немного здоровья у ульев с пчёлами. То есть за весь путь к замку через остров с золотым апельсином нас ждёт только одно по-настоящему интересное событие — встреча с двумя зелёными рыцарями.

 

Секрет о тайном ходе между спальней принцессы и кабинетом Барлада Дэрта мы можем узнать в двух местах — в гареме и от говорящего оленя, непонятно за что томящегося в тюрьме (наверное, за болтливость). Вместе с тем добраться до несчастного животного можно лишь после того, как нас самих бросят в камеру. Но не в простую, а в камеру для элитных заключенных («каменный мешок»). А в такую в книге можно попасть только из одного места — всё из того же из гарема. То есть гарем оказывается каким-то мистическим местом, через которое игроку нужно пройти обязательно. Дальше при разборе игры мы обнаруживаем ещё одну интересную вещь: после прохождения через гарем попасть в верхнюю часть замка с обладанием секретом о зеркалах просто невозможно! Если выведать информацию о зеркалах и попросить жён мага отвести нас на потайную лестницу, то при спуске по ней мы наталкиваемся на загадочную дверь (§ 511), но открыть её ничем невозможно. Есть два варианта попасть в верхнюю часть замка после гарема: дать жёнам 4 золотых и попросить их вывести нас на нужную лестницу или попасть в тюремную камеру, а оттуда найти лестницу наверх. И тот, и другой вариант не позволяют узнать у жён жизненно важный секрет о зеркалах.

 

Выходит, что независимо от того, какой путь к победе мы выберем, пройти игру можно только через подземелья (может, поэтому книга и называется «Подземелья Чёрного замка»?). Верхние этажи в замке остаются невостребованными. При этом в верхней части замка есть несколько очень интересных приключений.

 

Попытки пройти игру с помощью секрета о зеркалах приводят нас к ещё одному неприятному заключению. Если жены в гареме честно рассказывают нам главную тайну замка, то олень делать это честно ну никак не хочет. Чтобы разговорить зверя, нужно бросить ему в камеру шкуру его же собрата. Достать такую шкуру в Зачарованном лесу возможно. Но для того, чтобы выбраться из заключения самому, нужно знать другой секрет — о старике-тюремщике, ведущем нас на пытки. Нужную для этого информацию нам также могут поведать в лесу. Проблема в том, что узнать этот секрет и взять шкуру оленя за одно прохождение просто невозможно, так как ключевые персонажи находятся в разных частях леса. То есть выбраться из камеры честным путём ещё возможно, а вот поговорить с оленем в этом случае уже не удастся. Если же мы добудем шкуру оленя и попадём в каменный мешок, то неминуемо погибнем от рук палача. Если бы было возможно прохождение данным путём, возможным стало бы и прохождение игры в целом через верхнюю часть замка. Более-менее честным выглядит вариант прохождения леса, во время которого мы узнаём секрет о старике-тюремщике или берём шкуру оленя, затем возвращаемся в замок короля на пегасе (один из вариантов окончания игры без гибели персонажа) и повторно путешествуем через лес (логично предположить, что вещи и информация, добытые при первом прохождении, у нас должны остаться). Но вряд ли автор предполагал именно такую возможность прохождения игры.

 

Вместе с тем верхняя часть замка, как уже говорилось выше, изобилует интереснейшими приключениями. Чего только стоит заключительный прорыв к кабинету мага через его самых верных слуг — тщательно продуманное и описанное место в книге. Если к этому прибавить оригинальное освобождение из каменного мешка, то получилось бы замечательное приключение со счастливым финалом. Всё это наводит на мысль, что невозможность прохождения игры через камеру с оленем — это всё же упущение автора. К этой мысли приходишь и анализируя подсказку старика, выдающего шкуру оленя: «Напоследок держись правее». Эта подсказка подходит именно для верхней части замка (при выборе дверей), но никак не для подземелий (при приближении к принцессе). Таким образом, можно придти к выводу, что использование шкуры оленя подразумевает прохождение игры именно через верхнюю часть замка. Но отнестись к этому нужно с пониманием: достаточно попробовать написать хотя бы одну книгу-игру, чтобы понять, насколько сложно учесть все игровые моменты. К тому же «Подземелья Чёрного замка» обладают таким количеством достоинств, что какие-либо упущения или недостатки тут же прощаются благодарными читателями.

 

Ещё несколько слов о других нелогичных или непонятных моментах, обнаруженных в книге. К сожалению, невозможно использовать в игре некоторые вещи (во всяком случае, во втором издании). Например, найденный в подземельях подсвечник, который мог бы спасти нас от смерти. Духи тьмы, которым нужно отдать подсвечник, живут в верхней части замка. Добраться до них из подземелья мёртвых, где лежит подсвечник, невозможно. Бесполезна информация, полученная от томящегося в заключении мага Хэрнока, а также от повара. Первый поведает нам о великой силе золотого кольца, второй — о пристрастии мага к игре в карты. К тому времени, как мы получим эти сведения, реализовать их мы не сможем, так как соответствующие места в игре будут уже пройдены или останутся в стороне.

 

Невыясненным остался вопрос об использовании верёвки с крюком на § 523. Во время путешествия найти нужный предмет так и не удалось. Верёвка имеется в могиле в подземелье мёртвых, но она в указанном месте «не подходит», да и попасть на § 523 из подземелья мёртвых уже невозможно.

 

Только волшебными чарами можно объяснить следующий факт. Во время путешествия по лесу нас может застать ночь. Но происходит это не всегда. Причём ночь может наступить или нет в одних и тех же местах. Так, на § 450 мы подходим к развилке, на которой правая дорога приведёт к замку до конца дня, а при выборе одной из двух других путей придётся остановиться на ночлег. Можно, конечно, предположить, что правая дорога гораздо короче, чем другие. Но вот при встрече на § 377 зелёного рыцаря возникает более любопытная ситуация. Если мы вступаем в бой, то вскоре после того, как мы покинем место схватки, наступает ночь. Но стоит нам пуститься в бегство — и ночь благополучно минует нас стороной. Видимо, битва с опасным противником занимает гораздо больше времени, чем можно предположить.

 

В некоторых местах нас вынужденно ограничивают с выбором — из нескольких вариантов действий мы можем выбрать только один, хотя, по логике, возможно использование нескольких вариантов. Так, нельзя забрать все вещи из шкафа, открываемого медным ключиком (§ 229), обыскать всё подземелье мёртвых, взять несколько вещей у медведицы за лечение её детеныша и т.д. Имеющиеся ограничения, надо сказать, автором всегда обосновываются: дверь шкафа сразу захлопывается, бродящая неподалёку стража не даёт нам времени на осуществление всех действий, спёртый воздух вынуждает нас покинуть подземелье мёртвых, а медведица, по-видимому, просто жадничает. Применение таких ограничений, конечно, имеет смысл, но, возможно, можно было обойтись и без них. Ведь для чего-то введён лимит на количество мест в заплечном мешке?

 

Несколько ненужным видится появление во втором издании нового параметра — лояльности. В книге с этим параметром мы практически не сталкиваемся, при том, что его использование требует математических вычислений, которые чуть ли не сложнее вычислений, производимых при битвах. Возможно, введение лояльности — это некий эксперимент Браславского, и в дальнейшем он предполагал эффективнее использовать этот параметр. В «Подземельях» же, по большому счёту, можно было обойтись одной «удачей».

 

Привлекательное на первый взгляд заклятие иллюзии также используется крайне редко — всего два раза, причём один раз безрезультатно. Более широкое применение данного волшебства, несомненно, добавило бы в книгу немало интересного.

 

Оригинальным ходом можно назвать возможность вызова на помощь союзника — медведицы. Сам Браславский утверждает, что данная возможность — это одновременно и проверка моральных качеств игрока: решится ли он бросить в бой симпатичную зверушку?

 

Не недостатком, а забавным совпадением можно назвать следующий момент. В Зачарованном лесу говорящий домик задаёт нам загадку, на которую по логике подходят два ответа: дракон (правильный ответ) и туча. Забавно то, что, используя предложенный в книге механизм проверки ответа, игрок в обоих случаях попадает на нужный параграф.

 

Найденные недочёты никак не портят впечатления от «Подземелий Чёрного замка». Игра насыщенна интереснейшими приключениями, большим количеством взаимодействующих друг с другом персонажей и ключевых предметов, что позволяет провести игроку немало часов за занимательным чтением, снова и снова начиная игру с первого параграфа. Игровая механика позволяет успешно пройти игру и сделать это не одним способом.

 

 

Одно издание — хорошо, а два...

 

Необходимо сказать несколько слов о том, что было изменено во втором издании по сравнению с первым, так как разница между двумя изданиями очень заметна.

 

Самое, пожалуй, главное — это то, что во втором издании королевство, терроризируемое Барладом Дэртом, стало частью целого волшебного мира — Элгариола. В связи с этим было немного переделано предисловие игры. Путешествие по Элгариолу прохождением «Подземелий Чёрного замка» не ограничивается — его можно продолжить, ознакомившись с другими книгами серии «Путь героя». Задумка автора очевидна: обособленные до этого книги были объединены в одну серию не только технически (то есть издателями), но и идейно. Даже в «Верной шпаге короля», не связанной с вымышленным Элгариолом, есть упоминание о «Подземельях Чёрного замка» как о сказке, услышанной героем в детстве. Возможно, планировалось написание и других книг именно про Элгариол.

 

В «новом» королевстве второго издания появляются новые предметы (статуэтка богини смерти Орробы, магические лепёшки, мешочек с лепестками розы), которые, впрочем, никак не используются. Маковое поле «превращается» в поле силлиэл, сон-травы. Король, саркофаг которого мы находим в подземелье мёртвых, получает имя — Свен Айрин II — и страну с названием — Катэну. Приятно, что изменения, связанные с созданием Элгариола, коснулись не только предисловия, и автор позаботился о том, чтобы придать атмосферу нового мира всей книге. Некоторые другие дополнения не связаны с появлением Элгариола. Так, «безымянный» в первом издании пароль в замок стал конкретным словом («Хобгоблин»), параметр «мастерство» был переименован в «ловкость».

 

Некоторые изменения коснулись технической стороны «Подземелий». Большинство предметов получило «секретный код» (вещь можно использовать, лишь зная, сколько нужно прибавить или отнять от параграфа, нужное число даётся при нахождении вещи), тогда как в первом издании на их использование применялась прямая ссылка. Увеличилось общее количество параграфов — с шестисот семнадцати до шестисот пятидесяти одного. Были введены новые параметры — обаяние, лояльность. Изменилась система проверки удачи. В инвентаре в начале путешествия появился новый предмет — еда на три дня.

 

Изображение листка путешественника, однако, изменений не претерпело. Мастерство на нём так и осталось мастерством, а для удачи всё так же выделен один кружок для одного числа (а не шесть квадратиков, необходимых по новым правилам). Учитывая внесённые изменения, такой листок путешественника не соответствует новым правилам.

 

Во втором издании были исправлены некоторые неточности. Так, при использовании перстня с рубином, принцесса в первом издании после пробуждения наивно задавала вопрос: «А жив ли Барлад Дэрт?». При этом ей можно было ответить, что злой маг жив, и перейти на соответствующий параграф. Дело, однако, в том, что перстень с рубином можно забрать только с тела Барлада Дэрта. Другой исправленный момент — это «петля» в лесу, с помощью которой в первом издании можно было ходить «по кругу», возвращаясь к одному и тому же месту, что явно противоречило логике игры (вот эта «петля»: 221-188-184-351-2-175-52-373-221). Также была изменена подсказка мага Хэрнока. В первом издании он давал неправильный совет (вряд ли умышленно) о том, с какой стороны нужно подходить к принцессе.

 

Нельзя сказать однозначно, какое издание лучше. Первое издание с его забавным рисунком на обложке, атмосферой сказки, располагающей простотой, по-прежнему с теплотой вспоминается читателями, у которых именно с этого издание началось знакомство с книгами-играми. Второе издание стало «серьёзнее» — в нём появился настоящий фэнтезийный мир, правила игры были переработаны под всю серию. Читатель, познакомившийся с «Подземельями», получил возможность продолжить путешествие по Элгариолу. Вместе с тем сказочный мир «Подземелий» не всегда «уживается» в сознании читателя с подводной романтикой «Тайны капитана Шелтона» и восточным колоритом «Повелителя безбрежной пустыни».

 

Однако первое и второе издания отличаются лишь частностями. Переизданные «Подземелья Чёрного замка» остались любимой многими книгой-игрой, за которой приятно провести время, путешествуя по тропинкам Зачарованного леса и бросая игральные кости.

 

 

Итог

 

«Подземелья Чёрного замка» стали настоящим прорывом в жанре книг-игр, а Дмитрий Браславский — заслуженным первопроходцем этого жанра. В нелегкие 90-е годы «Подземелья Чёрного замка» стали одной из лазеек, позволявшей на время отвлечься от многочисленных проблем, в которые погрузилась страна. Путешествие по сказке помогало читателю поверить в то, что добро рано или поздно побеждает зло. Многие мальчишки и девчонки, выросшие в серьёзных солидных людей, до сих пор с особой теплотой вспоминают время, проведённое за игрой в «Подземелья Чёрного замка», за бросанием игральных кубиков и рисованием карты. Сегодня «Подземелья Чёрного замка» остаются одной из самых популярных книг-игр. Кроме этого, «Подземелья» — это образец жанра, который берут за основу для сравнения и для создания новых книг-игр. Несомненно, произведение Браславского можно назвать классикой жанра в России.

 

«Подземелья Чёрного замка» получили заслуженную любовь читателей за простой и выдержанный сюжет, отличную атмосферу игры, понятные правила, отличные описания. Читатель имеет возможность начать игру снова и снова, не теряя при этом интереса.

 

Книги-игры, конечно, проигрывают компьютерным играм в степени того, что они могут предложить читателю, но однозначно выигрывают в другом — они погружают в живой мир книги, тот особый мир, который не победил искусственный компьютерный интеллект. «Подземелья Чёрного замка», заслуживающие самой высокой оценки, — это замечательное произведение, знакомство с которым принесёт читателю немало приятных мгновений.

 

(c) Сергей Ступин

Опубликовано с разрешения автора

 

На момент написания статьи третье издание книги ещё не вышло в свет, поэтому в статье не упоминается.

В статье использованы иллюстрации из первого и третьего изданий книги «Подземелья Чёрного замка». Второе издание книги печаталось без иллюстраций.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
oranged написал 6 лет назад: # скрыть ответы
Критика...

Да простят мне критику (:, но...

Мне вся статья показалась переливанием воды из пустого в порожнее.

Соотношение информации к объёму текста мало. А спойлеры — вообще лишнее (без них в обзорах можно обойтись!). Кроме того, я не услышал главного: избавилась ли книга от болезней первого издания или нет (я понимаю, что статья написана до выхода третьего издания, но ведь добавить хотя бы примечанием данную информацию можно). Эх, знали бы вы, сколько часов было убито на то, чтобы узнать, для чего нужен тот или иной найденный предмет. (;

Это я ещё простил статье спорные моменты... Например, попади к читателям первой другая книга-игра, она не обязательно бы оказалась серой и безвкусной. (;

Книги-игры часто могут похвастаться приличными художественными описаниями. Просто кто-то читал не те книги. (;

Не обошлось и без речевых ошибок... Например:

"... живой мир книги, тот особый мир, который не победил искусственный компьютерный интеллект..."

Так что не победило что? (:

zuzubun написал 6 лет назад: #

Да, натолкнувшись на спойлер, пришлось срочно пропускать кусок текста беглым просмотром с надеждой, что он забудется.

CrazyFizik написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Дас, превосходные были книги, первый раз правда познакомился с Тайной капитана Шелтона, вот щас потихоньку собираю разные книги этого типа, редкость нынче...
Может кто-нить переиздать возьмется когда-нибудь...

Old_Heffalump написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Перевыпускают же
http://bookalive.ru/

Shadoquin написал 6 лет назад: #

Спасибо за ссылку огромное! Заказал все, что есть - Браславский заслужил, в 1991 это был прорыв просто, несколько книжек просто до дыр заиграли, буквально)). А сейчас как раз дочка подрастает, чудесно проведем время)).
Живой Книге - всяческих успехов!))

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо! С большим удовольствием прочитал рецензию на книгу из любимой серии. Пара вопросов:
- будут ли рецензии на другие книги, со сравнением изданий, объяснением несоответствий и т.п.?
- когда написана эта статья, если не секрет?

BookAlive написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Написание рецензий на книги-игры - это очень сложное занятие. Хотя бы по той причине, что получается один большой спойлер :) Прочитав такую рецензию уже можно считать, что избежал половины ловушек :))) А писать, не упоминая сюжетных событий - получится словоблудие :)
Когда она написана, я сказать не возьмусь (могу уточнить у автора статьи). А опубликовалась она впервые примерно год-полтора назад на квестбуке.
Будут ли аналогичные статьи - сказать трудно. Эта статья не заказная. Автор написал её по собственной воле и желанию.
Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких статей было больше...

MakVlad написал 6 лет назад: #

Ну, всё-таки книге уже лет 20, пытаться полностью скрывать сюжет, всё равно как скрывать, кто убийца в "Собаке Баскервилей" :) Но я, впрочем, читая рецензию, как раз спойлеры старался пропускать. Мне интереснее "ошибки" типа несуществующих или бесполезных предметов. Это очень обидно бывает, когда проходишь игру десятки раз и постоянно натыкаешься в итоге на требование какого-то предмета, который тебе никогда не попадался. А в результате оказывается, что его и вовсе нет. Насколько помню, после какого-то похожего случая я и завязал с книгами-играми.

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

На второй вопрос ответ нашел - 2010 год. Тогда другой: будет ли продолжение анализа ПЧЗ? Как я понял, третье издание представляет собой частично возвращение к первому.

BookAlive написал 6 лет назад: #

Третье издание ПЧЗ - фактическая копия первого с исправлением всех косяков кроме "шкуры оленя". Т.е. исправлены ошибки набора первого издания. Фактически, анализировать третье издание смысла не имеет. То же самое можно отнести и к третьему изданию "Тайны капитана Шелтона", которое по сути тоже представляет собой копию первого издания с исправленными ошибками.
А вот начиная с "Верной шпаги короля" в тексте уже присутствуют исправления, сделанные автором специально для третьего издания. Книги прошли хорошую редакторскую правку. Проведена большая работа по поиску ошибок и багов.
Начиная с "Холодного сердца Далрока", которое сейчас готовится к печати, Дмитрий Браславский серьёзно перерабатывает текст, который по его мнению, достаточно устарел за прошедшие 20 лет.
В общем, стараемся соответствовать..