-AdRiver-
ivan111 написал полминуты назад к статье Евро-игра мертва. Да здравствует евро-игра!: # > Даже новый жанр микроигр ощущается как нечто тяжёловесное для своего...
Eugene_Russo написал 3 минуты назад к игре Древний ужас: # У игры есть неоспоримый "ВАУ" эффект, он и у меня был в первый раз. Оч...
Dojo написал 4 минуты назад к игре Shadows of Brimstone: # Может локализует кто, а?)
eatoreded написал 8 минут назад к мысли на тему Самоограничение в покупке новых игр: # Идеальный рецепт найден! Вначале года расчерчиваешь себе табличку как ...
Eugene_Russo написал 8 минут назад к игре Древний ужас: # Ну да, так и есть. Быстро учится, чертовка!
«Лавка игр» локализует Decrypto
Ещё одна Codenames?!
С миру по нитке [21.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» сдала в ...
Обзорная башня [21.05.2018]
В этом выпуске: обзор 3-го издания игры «Ярость Дракулы», обзор варгейма с миниа...
«Киклады». Предзаказ на CG
На этот раз CG предлагает вам погрузиться в золотой век Древней Греции.
С миру по нитке [18.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки интернет-...

vking

Made in USSR

27 июля 2011

Информация

добавить
игры Поединок
Каре
Гекс
Дата: 27 июля 2011
Оценка пользователей
9.4040
-

Советская система распределения нередко приводила к тому, что дефицитный товар, которого не достать в столицах, пылился на полках провинциальных городов — как, например, трёхтомник Арс.Тарковского в городе Кингисеппе…


К чему это я? Однажды я вернулся из Волгограда с четырьмя настолками.
 

Об одной из них я писать ничего не буду, хотя между тем, как я начал играть в «Сражение», и тем, как я узнал, что во всём мире эта игра называется «Стратего», прошло без малого двадцать лет. Естественно, что никакого указания на буржуйское происхождение игры на коробке я не нашёл. 

 

Есть у меня сильное подозрение, что и остальные игры были соЗДРаны аналогичным образом — как многое из того, что являлось интеллектуальной гордостью СССР (правда, в одной из коробок я обнаружил-таки упоминание от датском происхождении). Но, в отличие от «Стратего», игры эти менее известны, хотя, на мой взгляд, вполне заслуживают внимания.

 

Итак, прошу любить и жаловать — «Каре», «Поединок», «Гекс».

 

Огромные коробки 30х42х5 см вполне могли служить символом совковой гигантомании, особенно с учётом названия производителя — производственное объединение «Микроприбор» (сразу вспоминается анекдот о советской микросхеме с двумя ручками для переноски). Впрочем, выпущены они, видимо, заводом «ЭлектроМера», входившим в указанное объединение. Правила, напечатанные на бумаге, по сравнению с которой газетная выглядит глянцевой, плотно приклеены к внутренней стороне крышки.

 

Зато пластиковая составляющая сделана хорошо, хотя и не ярко. Во всех трёх играх рядом с игровым полем оставлено специальное место для хранения фишек, размер которых тоже впечатляет (особенно в сравнении с современными — например, миплом из «Каркассона»).

 

 

Я думаю, что если бы эти игры выпускались сейчас, то в одну коробку влезли бы все, и ещё осталось место…

 

«Каре»


Разговор о сути игр начнём с «Каре». Игровое поле — это прямоугольник 5х8, каждая клетка в котором представляет собой правильный шестиугольник. Нет, у меня не поехала крыша… но чтобы доказать это, придется воспользоваться иллюстративным материалом.


 Фишки тоже шестиугольные, называются белые и красные, но на самом деле, как можно заметить, каждая состоит из двух цветов: белого либо красного плюс чёрного. 

 

Главное правило «Каре» — каждая фишка (или правильнее называть их фигурами?) может быть атакована только той фигурой соперника, к которой она повёрнута чёрной стороной; с цветной стороны она защищена. При этом совершенно неважно, каким боком повернута атакующая фишка.

 

Вспоминая это правило в тот момент, когда смотришь на начальную расстановку фигур, понимаешь, откуда взялось название игры: оба войска стоят, ощетинившись, но не могут атаковать друг друга. При этом, как и положено в настоящем каре, слабейшая фишка (с одной защищённой стороной) расположена в центре.

 

Как нетрудно догадаться, ходы делаются по очереди. Игрок перемещает свою фишку по прямой в одном из восьми направлений (то есть всё-таки поле прямоугольное) на любое расстояние. При этом в процессе движения фишка может поворачиваться. Кроме того, разрешён «прыжок на месте», когда фигура просто поворачивается, не двигаясь. Правда, существует ограничение: на одном месте фишка может повернуться не более двух раз, иначе такой «сюрпляс» мог бы продолжаться до бесконечности. 

 

Перепрыгивать через другие фигуры нельзя, но соперника можно бить, снимая его с доски и занимая его место (если он, напоминаю, повёрнут к атакующей фишке беззащитной стороной). Поскольку направлений движения восемь, а сторон только шесть, те фигуры, которые находятся с твоей на одной горизонтали, повёрнуты к тебе углом, а не боком. Так вот: их есть нельзя! То есть направлений движения больше, чем направлений «съедания».

 

Есть ещё одно ограничение: слабейшую фишку нельзя сознательно подставлять под бой. Некоторая аналогия с шахматным королём…

 

Ну и самое главное — цель игры. Это, пожалуй, самый интересный момент в «Каре». Выигрыш может достигаться двумя способами: либо ты съедаешь 7 из 9 фигур соперника, либо ты занимаешь всеми своими оставшимися фишками соответствующие места в начальной позиции соперника. Ключевое слово тут — всеми. Получается, что чем меньше у тебя осталось ресурсов, тем ближе ты к поражению по первому условию — и тем проще тебе выиграть по второму. Должен сказать, что в те годы выигрыш двумя разными способами был откровением в настольных играх…

 

Не знаю почему, но «Каре» мне особо на душу не легло. Гораздо больше мне понравился «Поединок».

 

«Поединок»

 

Здесь поле — это прямоугольник 8 на 9, а фишки (белые и черные) — обычные шестигранные кубики , по 9 штук. Точнее, 8 обычных, а один — «королевский», у него на всех гранях единицы. 

 

 

На самом деле кубики всё-таки не обыкновенные, а сделанные специальным образом, чтобы их удобно было перекатывать с грани на грань. Каждый кубик имеет право пойти (перекатиться) ровно на то количество ходов, которое изображено на его верхней грани (естественно, только по свободным клеткам). То есть если кубик стоит единицей вверх, то он может пойти всего на одну клетку (по горизонтали или вертикали) и после этого — в зависимости от того, в какую сторону он двинется — превратиться в двойку, тройку, четвёрку или пятёрку. Поэтому-то в начальном положении фигур важно не только, что изображено на верхней грани, но и ориентация боковых сторон.

 

Но самая хитрость заключается в том, что в процессе передвижения кубик может один раз повернуться под углом в 90 градусов. И тут начинаются самые настоящие чудеса. Не верите?

 

Возьмите любой кубик (надеюсь, что у нормального настольщика кубика, у которого противолежащие грани в сумме не дают 7, не бывает) и поставьте его, скажем, тройкой вверх, пятёркой к себе. Теперь попробуем сделать ход конём — пойти на две клетки вперёд и одну влево… или на одну влево и две вперёд. 

 

«А какая разница?» — резонно спросите вы. Не торопитесь.

 

Итак, идем вперёд (на верх выходит пятёрка), еще вперёд (четвёрка) и влево. Ход закончен, теперь это не тройка, а единица — слабейшая фишка.

 

Вернемся к исходной тройке и сделаем сначала ход влево (получили единицу), а потом два раза вперёд. Что получили? Правильно, шестёрку. 

 

Таким образом, мы не просто переместили кубик; мы не только изменили его силу (представьте себе шахматы, в которых после передвижения слон становится ладьёй, а ферзь может превратиться в пешку); мы еще выяснили, что перемещение фишки на одно и то же поле может превращать её в кубики разной силы — в зависимости от пути перемещения!

 

Наверное, математические гении без труда могут каждый ход просчитывать: вот если я пойду шестёркой вот сюда, то она станет двойкой или четвёркой, если сюда — тройкой или пятёркой, а вот сюда — единицей и ничем иным. Для обычного человека это несколько затруднительно, поэтому игроку выдается шпаргалка. На ней изображены все возможные варианты ходов в зависимости от чисел на верхней и ближайшей к играющему грани. Поверните шпаргалку нужным образом и изучайте возможные последствия вашего хода.

 

 

Целей игры тоже две, но они ближе друг к другу, чем в «Каре»: или дойти своей «королевской» фишкой до центрального поля на противоположном краю доски, или не дать противнику это сделать, скушав его «короля». Кушаются кубики, как в «Каре» (и в шахматах). Как вы, конечно, уже поняли, «королевская» фишка всегда перемещается ровно на одну клетку.

 

Тактическое многообразие «Поединка» определяется тем, что вроде бы все фигуры одинаковые —а на самом деле все разные. И каждая из них больше всего напоминает шахматного коня: в точности как конь, они не представляют угрозу не только для фишек соперника, которые расположены дальше «радиуса поражения», определяемого значением на верхней грани, но и для тех, кто расположен ближе. А это значит, что не следует стремиться к тому, чтобы на доске стояло как можно больше дальнобойных фигур. Иногда от единицы или двойки больше пользы…

 

«Поединок» — единственная известная мне игра с кубиками, в которой полностью отсутствует элемент случайности. Назовёте другую?

 

Примечание ред. — На самом деле абстрактные игры, в которых кубики выступают в качестве фигур, не редкость; и, как правило, в них отсутствует элемент случайности; примером такой игры может послужить «Цефалопод» (http://tesera.ru/game/Cephalopod/).

«Гекс»

 

С третьей игрой — «Гексом» — у меня произошла забавная история. Сразу после покупки я самостоятельно провёл анализ и очень быстро нашёл форсированную стратегию выигрыша за начинающую сторону… после чего отложил игру на самую дальнюю полку: какой в ней смысл, если заранее известно, кто выиграл? Крестики-нолики 3х3 и то приятнее: там хоть всегда ничья…

 

Спустя много лет, достав запылившуюся коробку и подумав: «А не выбросить ли мне её?», — я повторил свой анализ. И вдруг понял, что никакого форсированного выигрыша нет! И что это удивительно простая по правилам и в то же время удивительно симпатичная по тактике игра. Гораздо симпатичнее и «Каре», и «Поединка».

 

Впрочем, сравнивать их нужно с осторожностью, всё-таки «Гекс» — игра принципиально другая, не на передвижение фигур, а на их выставление на поле. 

 

Как следует из названия, поле в «Гексе» состоит из гексов (шестиугольников). Но теперь без дураков: это действительно шестиугольники, образующие ромб со стороной 11 клеток. Две противолежащие стороны ромба считаются принадлежащими одному игроку, две другие — другому. Угловые шестиугольники относятся к обеим сторонам.

 

Фишки в «Гексе» тоже шестиугольные. Что, впрочем, не принципиально — круглые тоже бы смотрелись нормально. 

 

Начинающая сторона (в качестве таковых выбраны чёрные, что якобы подчеркивает близость «Гекса» к го, а не к шахматам) ставит первую фишку на любую клетку поля. Впрочем, если бы это было действительно так, то я бы со своим псевдо-анализом оказался прав: начинающий без труда выигрывает. Чтобы лишить его столь существенного преимущества, самую первую фишку запрещено ставить на короткую диагональ ромба.

 

Дальше ходы делаются по очереди, фишки ставятся теперь уже действительно на любое свободное поле. Задача — выстроить непрерывную цепь своих фишек между своими сторонами поля. Ничьих в «Гексе» не бывает, ибо помешать сопернику создать такую цепь можно единственным способом — построить свою.

 

Партия в «Гекс» идёт всё время как на качелях. Дело в том, что, защищаясь от цепочки соперника, игрок, порой невольно, выстраивает свои фишки тоже в цепочку. И в какой-то момент может оказаться, что именно цепочка защищающегося имеет больше шансов доползти от одной стороны поля до другой. Обычно это происходит в тот момент, когда начинающий, пытаясь реализовать преимущество первого хода, играет активно… и увлекается. Тут главное — вовремя остановиться и перейти от атаки к защите, от роли охотника к роли загнанного зверя: это лучше, чем просто проиграть партию. А грамотная защита в какой-то момент обязательно даст возможность вновь перехватить инициативу… если хватит времени и места.

 

В тактике «Гекса» важно держаться достаточно близко к сопернику, чтобы не давать ему свободы, и достаточно далеко, чтобы оставлять себе, а не ему возможность манёвра. Хорошим защитным средством является оппозиция (фишка, поставленная через клетку), дающая игроку возможность прервать путь соперника вне зависимости от того, двинется он налево или направо.

 

Вот такие настолки для умных. Да, я не сказал, что все они рассчитаны исключительно на двоих, — но вы, конечно, об этом сами догадались.

 

Тот, кого заинтересовали эти игры, сможет без существенных сложностей изготовить их в домашних условиях, особенно «Гекс». Ибо я думаю, что купить эти игры уже пару десятков лет как нигде нельзя…

 

Кстати, при покупке игр всегда проверяйте их комплектность.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

В Поединок мы рубились нон-стоп в советское время.
Спасибо огромное за статью (хоть и с большим опозданием).

Graph написал 3 года назад: #
Гекс

Игра "Гекс" была когда-то моей любимой - вычитал про неё у М. Гарднера. Вообще, этой игре посвящена обширная литература, есть про неё статья и в Википедии.

Мне в советские времена попалась в руки эта игра в другом исполнении, под названием "Полигон". Коробка (она же доска) - из оранжевой пластмассы, фишки - белые и голубые, с круглым основанием. В центре основания фишки - небольшой штырёк, соответственно, в центре каждого шестиугольного поля - дырочка под этот штырёк.

Berglion написал 5 лет назад: #

Спасибо интересна статья. Кажется все-таки клоны все игры про которые вы писали.

vladdrak написал 6 лет назад: # скрыть ответы

> между тем, как я начал играть в «Сражение», и тем, как я узнал, что во всём мире эта игра называется «Стратего», прошло без малого двадцать лет.

Во всяком случае, повезло больше, чем царевичу Алексею. Когда он играл в эту игру - ему надо было еще полвека прожить, чтобы узнать, что она (хе-хе) называется "Стратего".

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Что-то я сначала подумал на Алексея Петровича и был сильно удивлён. Впрочем, если вы имеете в виду Алексея Николаевича, я удивлён почти также. Есть сведения, что он играл в Стратего?

vladdrak написал 6 лет назад: # скрыть ответы

В "Стратего", как я и написал, он играть не мог. Он играл в "В атаку". Лень проверять по БГГ, но вроде год создания 1910. А "Стратего" через полвека соЗДРано (по терминологии автора) путем замены речки с мостами на 2 озера.

vking написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А я вот не поленился залезть на БГГ, но ничего похожего найти не смог. А как она называется по-англицки?

Tinker написал 6 лет назад: # скрыть ответы

http://www.boardgamegeek.com/boardgame/9246/lattaque

vking написал 6 лет назад: # скрыть ответы

спасибо!

интересно, что у меня была (есть) игра "В атаку" - советская (1973 года), совсем другая - с танками, пушками, самолетами и ракетами. Она ближе к Memoir'44, но только на порядок примитивнее

SkyRover написал 6 лет назад: #

"Реинкарнация" этой игры и сейчас продаётся, кажется называется "Битва у реки". Классные деревянные танчики и другая бронетехника.

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Интересно. А где про это можно почитать?

vladdrak написал 6 лет назад: #

Я уже не помню, где это находил. Началось всё с фотки из загорского музея игрушек, где я увидел среди прочего "Стратего" и подпись "Игры царевича Алексея". От чего загрузился и полез в сеть искать. Выше ссылку на БГГ кидали, можно по фамилии авторши поискать попробовать. Еще помню (вдруг пригодится), на том фото была игра "Гунны 20 века", но про нее ничего не нашел:)

Drozd написал 6 лет назад: #

Спасибо. Факт доставляющий :)

Valenox написал 6 лет назад: #

Да и дополнение к прим. ред. к Поединку.
Стив Джексон выпустил подобную игру с нарисованными на гранях символами шахматных фигур. http://tesera.ru/game/Proteus/