| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
| Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum | |
| Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
Меня тут давеча упрекали, что я не пишу обзоры, так что пора исправить это недоразумение. Вашему вниманию — небольшая рецензия на Crusader Kings: The Board Game от шведов Free League Publishing.
Даже не берусь считать, сколько часов своей жизни ваш покойный слуга потратил, приводя к мировому господству всяческих Капетингов, Данкельдов, Арпадов и Стенкилей в компьютерной Crusader Kings II. Поэтому узнав, что настольная адаптация этой непревзойдённой убивалки времени появилась в ритейле (кампанию на Кике я в своё время проморгал), я решил поддаться искушению и приобрести-таки сию диковину.
Стоит сразу отметить: доставки в Россию как не было, так и нет. Правила и карточки, соответственно, только на английском. Перевод карт действий готов и опубликован, правила в переводе и будут выложены в ближайшие несколько дней. За качество фото извиняюсь, была возможность снять только на телефон.

Примерно так всё это и выглядит
Итак, что представляет собой попытка адаптировать Crusader Kings в качестве настолки? Перед нами ареаконтроль с бэгбилдингом и менеджментом руки — в принципе, этим список механик исчерпывается. Разумеется, мы стремимся контролировать как можно больше территорий на игровом поле (за это в конце партии начисляются победные очки), а заодно пытаемся превзойти соседние державы по количеству укреплённых замков, нанятых советников и порубленных в капусту сарацин. Игра длится три игровых «века», каждый из которых разделён на три раунда по два хода. За ход разыгрывается по одной карте действия: мы пытаемся что-нибудь совершить (например, прикончить вражеского короля или построить замок), а затем сталкиваемся с эффектом события. Многие из действий требуют проверок на успех, которые реализуются с помощью вытягивания жетонов из специального мешочка.
Настольная Crusader Kings — рай для жетонофила: в базовой коробке мы получаем целых шесть листов с жетонами, существенная часть которых к концу партии будет бултыхаться в наших мешочках и покрывать игровое поле. В основном это жетоны черт характера: какие-то мы получаем на старте, какие-то приобретаем за счёт событий, браков и так далее. Основная задача в процессе игры — следить за тем, чтобы в вашем мешке оказывались нужные черты, потому что от этого здесь зависит всё. Строительство, заговоры, походы в Святую Землю, даже свары с соседями — всё реализовано исключительно через проверки на жетонах, поэтому с первых ходов нужно определить вектор развития и стремиться выбирать те действия, которые с максимальной вероятностью окажутся успешными. Кстати, иногда положительные качества начинают мешать, а негативные, напротив, помогают. Например, если у вас в роду полным-полно честных парней, вам лучше не пытаться плести интриги. Зато амбициозной династии будет проще строить замки, а жестокой — воевать.

Мешочки для жетонов и собственно черты характера
Впрочем, «воевать» — несколько громко сказано, поскольку боёвка тут весьма символическая, как и в компьютерном оригинале. Пусть вас не вводит в заблуждение наличие сразу двух типов миниатюр — пеших солдат и конных рыцарей. Это не «Игра престолов» с пехотой и кавалерией, тут битвы выигрываются исключительно за счёт количества набранных успехов в проверке, а грозные вояки на разноцветных лошадях в сражениях вообще не участвуют. Они нужны только для красоты и обозначают территории под вашим контролем. Если вы хотите начать войну, вам придётся потратить как минимум две, а чаще три карты действий — чтобы найти легальный повод для вторжения (да, здесь это отдельное действие!), чтобы собрать армию и чтобы атаковать. А учитывая кучу побочных эффектов, которые дают карты (об этом ниже), вы триста раз подумаете, нужна ли она вам вообще, эта война. Игрокам никто не запрещает вступать в затяжные конфликты со взаимными нападениями на каждом ходу, но на практике боевые действия в Crusader Kings обходятся очень дорого и чаще всего ограничиваются парой генеральных сражений за ключевые провинции. Это отчасти минус, потому что от игры о европейском Средневековье всё-таки ждёшь эпичных схваток под стать Гастингсу и Азенкуру.
В целом, казалось бы, всё легко и просто: набираем карты, тянем жетоны, радуемся и веселимся. Но не тут-то было. Средневековая Европа и в реальности-то вряд ли была приятным для жизни местом, однако в представлении авторов настолки она то и дело превращается в беспросветный ад.

Типичная ситуация на поле посреди игры
Словосочетание «страдающее Средневековье», пожалуй, лучше всего отражает суть этой игры. Разработчики уверены, что игроки должны постоянно испытывать боль, и это чувствуется во всём — от коряво и неинтуитивно написанных правил до некоторых нюансов игрового процесса.
Настольная Crusader Kings сурова к игроку ещё более, чем компьютерная. Золота вечно не хватает, и один хороший рейд этого не исправит. Чума и неурожай, как средневековые гопники, постоянно дежурят за ближайшим углом и норовят устроить вашему королевству добрый вечер. Выбирая карты действий для раунда, всегда приходится искать меньшее зло, поскольку почти все события в игре либо создают проблемы вам, либо, в лучшем случае, облегчают жизнь вашим оппонентам. Собрали налоги? Хорошо, только вот перевозивший их корабль затонул где-то в степях Украины — извольте потерять половину полученных денег. Сходили в набег на соседа и отжали у него богатый регион? Отлично, только ваш наследник в процессе получил шальную стрелу в подмышку и приказал долго жить. Иногда негативные эффекты карт очень сильно ломают задуманную стратегию. Допустим, вы тщательно подготовили атаку на вражеские земли, заручились поддержкой союзников, набрали золота для покупки дополнительных жетонов — и вытянули карту действия, которая гласит, что в случае битвы ваш король погибнет. Просто погибнет, безо всяких проверок, а наследник у вас — слабоумный обжора, который, как назло, так и не сгинул в последнем крестовом походе. Вот и выбирайте, что важнее — одна захваченная провинция сейчас или два жетона с провалами в вашем мешке потом.
Конечно, такое случается не всегда: если в одной партии мы, увидев свои карты, регулярно хватались за голову и спрашивали, за что нам это всё, то в следующей страданий оказалось значительно меньше — за всю игру никто не заразился проказой, не утонул в ванной, не похоронил всех детей, и даже чума почти не лютовала. Но зачастую из-за отсутствия на руке хоть сколько-нибудь приемлемых карт действий приходится переобуваться на лету и полностью менять свою стратегию.

Те самые зловредные карты действий
К слову о стратегии: учтите, что каждый игрок ещё в момент выбора королевства становится заложником исторического детерминизма. Игровое поле тесное, как в любом уважающем себя ареаконтроле, и очень скоро вам придётся решать, с кем из соседей ссориться. А выбор у вас невелик. Англичане рано или поздно поймут, что без Столетней войны им скучно, и полезут грызть Францию с севера. Священная Римская империя будет медленно расползаться по карте, вяло пинать макаронников и грызть Францию с востока. Испанцы, у которых Реконкиста волей разработчиков уже завершилась, из-за отсутствия мавров станут посматривать на средиземноморские острова и параллельно грызть Францию с запада. Пожалуй, самая интересная позиция у итальянских норманнов, которые имеют возможность выйти на конфликт и с немцами, и с французами, и с испанцами (а в итоге, вероятнее всего, получат на орехи от всех). Франция… ну, вы уже поняли, что вас ждёт, если вы собираетесь играть за Францию. При полном составе игроков вас будут тиранить все и по любому поводу. Зато в игре на троих-четверых француз имеет все шансы окопаться, пережить первые атаки и перейти в контрнаступление, чтобы показать всем этим выскочкам, кто тут подлинный наследник Карла Великого.
И всё же в первую очередь это игра не про войну, а про дипломатию. Радует, что разработчики позволили игрокам свободно взаимодействовать между собой. Не хватает денег? Продайте соседу провинцию (он-то не знает, что вы планируете устроить там мятеж в следующем раунде). Другой игрок предлагает выдать свою хромоногую дочку замуж за вашего сына-дегенерата? Соглашайтесь, только пускай он даст за ней приданое. Союзник умоляет помочь деньгами, чтобы сорвать попытку покушения на своего короля? Помогите, но условьтесь, что в обмен он при первой возможности сделает вам ребёнка, как бы двусмысленно это ни звучало. На дипломатии здесь строится очень многое: если вы склонны к устным переговорам, вымогательству и эпичным предательствам, никакая спорынья на полях или вспышка чумы в столице не испортит вам удовольствие от партии. Если не склонны, то зачем вам вообще садиться за ареаконтроль?

Детализация миниатюр оставляет желать лучшего
Оптимальное количество игроков — три-четыре. Полным составом, возможно, совсем всё весело, но партия на пять человек, по моим расчётам, будет длиться три века в реальном времени. При желании можно играть даже вдвоём, с использованием автомы — местный ИИ звёзд с неба не хватает, но довольно агрессивен и способен без особого напряжения обогнать по очкам неопытного игрока. Однако такой выбор сильно урезает возможности для дипломатической эквилибристики. Вариантов стартовой расстановки — пять, плюс специальный «турнирный» расклад для ускоренной и упрощённой партии.
Компоненты красиво оформлены: большое игровое поле, оформленное (естественно) под старинную географическую карту, все карточки «под лён», историчные гербы династий. К сожалению, качество исполнения при этом могло быть и получше. Карты довольно тонкие, уровень детализации миниатюр ниже среднего, а некоторые жетоны норовят развалиться надвое. В комплекте идёт многоуровневый органайзер с отделениями для карт и миниатюр, а вот о том, куда девать уже выдавленные жетоны, разработчики не подумали, поэтому лучше заблаговременно запастись зиплоками.

Для каждой династии есть отдельный небольшой планшетик с исторической справкой
Порадовало: масса возможностей для дипломатических переговоров, интриг и подстав между игроками; постоянная необходимость «кризисного менеджмента», тщательного планирования и выбора между плохим и худшим; возможность влиять на рандом с помощью грамотного бэгбилдинга; атмосфера эпохи крестовых походов с чумой, спорыньёй и королями-имбецилами; сравнительно неплохой ИИ.
Огорчило: небольшой выбор доступных стратегий; частые «поломки» тактики из-за плохих карт на руке; отсутствие по-настоящему «эпичной» боёвки; ужасно написанные правила с массой разночтений; компоненты красивые, но по качеству не идеальны.
Резюме: добротный симулятор страдающего средневековья и исторического детерминизма на вашем столе. С учётом глубокой любви вашего покойного слуги к тематике крестовых походов и компьютерному оригиналу — четыре Deus Vult’а из пяти.