![]() |
Предзаказ на «Тайну пещеры Толка» |
Подземелья для детей, с монстрами и сокровищами. | |
![]() |
С миру по нитке [14.02.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Опечатки на ко... | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Sentinels of the Multiverse: Definitive Edition |
Карточный супергеройский босс баттлер с модулируемыми колодами. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Dungeon Twister 20th Anniversary Edition |
Юбилейное издание глубокой шахматоподобной дуэли в сеттинге данжен кроулера. | |
![]() |
Предзаказ на «Галактический круиз» |
Представьте себе будущее, где роскошные звездолёты отправляются в космические кр... |
Новые песни придумывают те, у кого старые плохие
«Возможно, лучшее евро прошлого года» — так мне была представлена Grand Austria Hotel. И дальше: «Эта игра как раз формата твоего настольного клуба, удовольствие начинаешь получать с первого же раза» (действительно, не все игры такие, играя первый раз в «Войны магов», чувствуешь обычно не удовольствие, а полную дизориентацию).
Обложка за авторством Клеменса Франца (кстати, австрийца) говорит о том, что перед нами чистое евро, логотип Mayfair Games (а у кого-то Lookout Games) говорит о том же и внушает доверие. Учитывая, что дело было на настолкэмпе, нет повода не сыграть. Единственное, чему удивляешься — если она так хороша, то почему же о ней ничего не слышно в рунете?
Сыграв партию, я понял, что да, в клубе, а может, и дома она будет желанной гостьей, посему купил при первой возможности и оказался прав. А ещё я более тщательно порылся на «Тесере» и по настольным блогам и действительно почти ничего не обнаружил: пара слов у Тапилина и небольшой негативный отзыв у Vladimirs («Настольные игры в Латвии»). Поэтому явно стоит написать что-нибудь ещё.
Игра 2015 года, рейтинг на BGG — 7,7, что позволяет ей занять 293 место в топе. Авторы — Simone Luciani и Virginio Gigli. Последний отличился разве что игрой Egizia (#205 BGG, 2009), и то в достаточно большом коллективе авторов, и Leonardo Da Vinci (#736 BGG, 2006) в том же авторском составе. А вот Simone Luciani более известен, он является соавтором Tzolk'in (#22 BGG, 2012), а совсем недавно прогремела его The Voyages of Marco Polo (#37 BGG, 2015; вообще, в 2015-м у него вышло аж 4 игры, но остальные две находятся за пределами первой 1000 на BGG). В связи с чем снова возникает недоумение по поводу безвестности Grand Austria Hotel.
Забегая вперёд, могу сказать, что «Отель» не хуже того же «Марко Поло» (а то и лучше) и даже «Тцолкина». Все три игры — вполне себе хорошее, в меру олдскульное евро, просто у «Отеля» нет броской «фишки», делающей игру как будто бы новой и необычной: ни шестерёнок, ни значительной ассиметрии. «Отель» — честное комплексное евро, выдающееся не новыми механиками, а очень качественной компиляцией старых (такое же вполне можно наблюдать в «Терра Мистике», только она покомплекснее и потяжелее «Отеля»), отсюда и радость узнавания у одних игроков и прохладный приём у других.
Немного об игровом процессе писал Vladimirs, ну а для тех, кто любит читать правила в обзорах — пожалуйста (кто не любит, можно просто пролистать).
По «сюжету», мы владельцы отелей, принимаем гостей, кормим их, а тех, кого накормили, как в сказках — спать укладываем, то есть заселяем. По ходу игры также мы вынуждены время от времени выслуживаться перед императором. При том, что сюжет безхитростный, атмосфера в игре вполне ощущается, игра нарисована со вкусом и не без юмора.
По механике (вкратце): берём, если можем, карту гостя и делаем действие, используя один из выпавших кубиков.
Подробно: начинаем мы игру с небольшим набором продуктов — штрудель, cake (как бы это ни переводили, белый цвет и кубическая его форма заставляет называть его по ходу игры «сахар»), кофе и вино — собственно все существующие в игре продукты — по одной штуке. Дальше драфтом мы распределяем прислугу, в итоге у каждого 6 карт прислуги, которую ещё будет нужно нанять, прежде чем пользоваться. Кроме того, по очереди берём по одному доступному гостю. Ещё у нас есть отель с разноцветными комнатами, три из которых готовы к заселению, остальные ещё надо подготовить. И есть 10 крон на развитие отеля.
Каждый из семи раундов первый игрок бросает жмень кубиков и распределяет на специальном планшете по значениям. Дальше игроки ходят по очереди от первого к последнему, а затем обратно, т.е. у каждого игрока в раунде 2 хода, а значит, всего 14 за игру, а так хочется больше (это, кстати, первая причина моих ошибок в игре, временами забываю о её скоротечности).
В свой ход сначала можно пригласить к себе гостя, если есть свободный столик. Столиков всего три, карты гостей лежат на стандартном «конвейере», цена зависит от положения карты в ряду (0—3 кроны, казалось бы, немного, но денег здесь в целом много не бывает, 20 крон — предел). Гости отличаются тем, что они хотят съесть, сколько они принесут очков, какой дополнительный бонус они дадут, а также цветом. Цвет обозначает, в какой тип комнат этого гостя можно будет поселить, комнаты бывают красного, жёлтого и синего цветов, гости в основном тоже, но бывают ещё зелёные гости, которых можно селить куда угодно.
После этого необязательного действия игрок выполняет обязательное — выбирает один из кубиков: значение на кубике соответствует одному из пяти возможных действий, количество кубиков с этим значением определяет «силу» действия. После этого кубик до следующего раунда убирается с поля.
Поле и планшет первого игрока на начало первого раунда (качественное фото — не мой конёк, но для того, чтобы понять, что где лежит, думаю, достаточно)
Действия такие. 1 — взять штрудели и кейки, сколько кубиков осталось на начало вашего хода, столько и можно взять продуктов, но есть условие, штруделей должно быть не меньше, чем кейков (всё-таки нюансы, а они ещё будут, как и в любом нормальном евро, вынесены на поле и на маленькую карту-подсказку, так что запутаться невозможно). 2 — то же самое, только с напитками, и также вина должно быть больше, чем кофе. Все эти продукты можно или сразу принести жаждущим гостям или отправить на кухню. Правда, потом придётся потратиться, чтобы с кухни их принести гостям (крону за каждые три порции чего-нибудь). Продукты нужны только для того, чтобы кормить гостей.
Если все желания гостя удовлетворены, мы можем его заселить. Тогда мы получаем ПО (если гость их приносит), какой-то дополнительный бонус, и, кроме того, заселённые комнаты приносят нам ПО в конце игры. Более того, когда мы заселяем блок одноцветных номеров, мы получаем в зависимости от цвета комнат деньги, или очки, или благосклонность императора («синие» гости, аристократы, приносят ПО, «жёлтые», люди творческие, — любовь императора, «красные», служащие, — деньги).
Но селить гостей можно только в подготовленные для этого комнаты (у комнат есть три состояния — неподготовленная, подготовленная и заселенная, последние два отмечаются специальными плашками, заселённая комната остаётся такой до конца игры, гости не уезжают из нашего отеля после нашей еды — подозрительно).
Итак, действие кубиков со значением 3 как раз состоит в том, чтобы подготовить комнаты. Сколько троек дошло до нашего хода — столько комнат мы можем подготовить. При этом комнаты должны быть соседними по ортогонали с уже готовыми. Более того, за подготовку комнат выше первого этажа надо доплачивать 1 крону за второй этаж, 2 — за третий, 3 — за четвёртый.
Аристократия любит кофе, богема предпочитает вино, служащие разного пошиба — как придётся, но обязательно съедят хотя бы один кейк. Актриса столичного театра, изрядно выпив, пропускает на сон грядущий чашечку кофе и въезжает сразу в два номера. Художник и генеральный прокурор всё-таки предпочитают закусывать, кто штруделем, кто кейком. Гости с зелёным фоном вообще пришельцы из других миров, поэтому их не волнуют соцальные рамки, они могут заселиться куда угодно (а вот штрудели их волнуют всех поголовно). Зная авторов и издательство, несложно угадать, откуда эти гости.
Действие кубиков со значением 4 — просто взять деньги или повысить уровень благосклонности императора, сколько четвёрок осталось — столько в сумме и берём денег/благосклонности в любом их соотношении. Зачем нужны деньги, уже ясно, а вот на что нам сдался император? Дело в том, что в конце 3, 5 и 7 раундов в зависимости от уровня его благосклонности нам, во-первых, начислят ПО, а во вторых, уменьшив уровень благосклонности на определённое, соответствующее раунду значение, мы получаем бонусы или пенальти соответственно нашему положению на этой шкале.
Последнее действие, которое мы выполняем кубиками со значением 5 — найм прислуги. На этот раз количество дошедших до нас пятёрок — скидка, которую мы получаем при найме, но нанять мы можем только одного работника. Карты прислуги мы выкладываем с руки. У каждого работника, кроме цены есть, собственно, свойство, ради которого мы его нанимаем. Свойства бывают четырёх типов — одноразовые, доступные раз в раунд, постоянные свойства и свойства, приносящие очки в конце игры.
Что же означают кубики, на которых выпала 6? Это «джокер», за одну монету можно использовать кубик-шестёрку для любого действия. «Сила» действия будет на этот раз определяться количеством именно шестёрок.
И, наконец, если даже шестёрки не помогают, можно спасовать и после того, как все сделают свои действия, предварительно убрав ещё один кубик (именно для этого нужен столь привлекательный мусорный бак:), перебросить все остальные и сделать уже своё действие на основе выпавших вариантов. Впрочем, можно опять повторить свой пас и снова перебросить, сбросив ещё один куб, и так далее.
Собственно, и всё. Почти всё, есть ещё три карты «политики»: за выполнение некоторых заданий нам дают дополнительные очки — 15, если сделал задание первым, 10 — если оказался вторым, 5 — если третьим. Кроме того, в конце вся еда и деньги конвертируется в очки по курсу 1:1, а недонакормленные гости приносят штраф в 5 очков за каждого.
Вот теперь точно всё. Подытожим (круговорот всего в природе):
Планшет игрока спустя несколько ходов. Заметьте, принцесса уже выпила свой кофе с двойным штруделем, но заселить её решительно некуда. Зато профессор и и странного вида путешественник Mr. Boydell сейчас получат свои кейки и удалятся в номера, профессор — в красный, Бойделл — куда захочет, но что-то подсказывает, что тоже в красный — это поможет хозяину отеля поправить своё состояние на 3 кроны за закрытый блок. Впрочем, как и на любой постановочной, а не игровой фотографии, к хозяину такого планшета может быть очень много вопросов (к примеру, если у него есть бонус к заселению аристократии, почему нет подготовленных синих номеров?)
Когда я объясняю правила этой игры, самые частые реплики «А, это как в...», а дальше может стоять название одной из многих игр. Мне лично она больше всего напомнила «Труа» и «Замки Бургундии», но временами можно увидеть следы почти чего угодно — «Гинкгополис», «Турн и Таксис» и многое другое. Кого-то это может расстроить, но вот лично у меня «Труа» и «Замки» — любимые игры, так что это не повод для огорчения.
Во-вторых, всё действительно замешано довольно круто, всё к месту, ничего не провисает, любой момент вынь — игра рассыпется, т.е. лишнего ничего нет. Почти каждый ход не очевиден, потому как путей приобретения очков много, возможности для комбо тоже встречаются, факторов, которые постоянно приходится контролировать, тоже несколько (у меня, честно говоря, пока что в этой игре часто бывает так: то денег нет, то гостей некуда заселять, то столь необходимое действие приходится тратить на то, чтобы к императору подлизаться).
Можно было бы подумать, а где же динамика? Ведь делаем одни и те же действия. Но на самом деле, действий так немного, и зачастую при всей их кажущейся простоте они оказываются весьма значимыми, так что задаться этим вопросом просто не успеваешь.
Ещё один плюс, на мой взгляд, в том, что «Отели» не очень хорошо просчитываются: поскольку ПО здесь всё, то любая операция — перевод ПО в другие ПО, и далеко не про каждое действие очевидно, насколько оно эффективно. Также значимость той или иной прислуги очень сильно зависит от того, какой идёт раунд, в чем-то планирование использования прислуги напоминает даже Seasons.
Реиграбельность. Пока что кажется, что должна быть высокой. И, как ни странно, не за счёт разных «карт политики» и милостей/немилостей императора, а именно за счёт сочетаний выходящих гостей, выпадающих кубиков и карт прислуги. По крайней мере, действия, которые ведут тебя к победе в одной партии, ты ни за что не будешь делать в другой. И ещё: у планшетов две стороны, одна одинаковая для всех, вторая — уникальная (как в «Эклипсе» или тех же «Замках Бургундии»). Конечно, не слишком серьёзные потуги в сторону асимметрии, но так как иногда завершение блоков тоже участвуют в тех или иных комбах, должно повышать реиграбельность.
Кстати, по поводу постоянных сравнений с «Замками» (и здесь, и у Тапилина) — всё-таки совсем разные игры. В «Замках» главное — механика, она гениальна, и даже при отсутствии темы высокие оценки этой игры абсолютно заслужены. В «Отеле» механики работают, скорее, крепко, чем элегантно, зато тема чувствуется лучше, в целом, это ставит «Отель» в один ряд с тем же «Тцолкином» и «РЖД», на худой конец, «Летописью». К тому же эта игра абсолютно честная, она является тем, за что себя выдает. Она не кидается на вас с очередным «инновационным прорывом геймдизайна», как никому не нужный менеджер по залу, впаривающий что-то, что ему нужно продать, а не вам купить.
По поводу взаимодействия игроков: прямого взаимодействия здесь нет, но следить за чужими планшетами очень рекомендуется.
Поскольку наиболее полно пока в рунете об «Отеле» писал Владимир из Латвии, к тому же, скорее, в противоположном ключе, полемизировать я буду с его отзывом (при всём уважении, понятное дело). По поводу долгого ожидания в связи со своеобразным порядком хода: играл на четверых, на троих, дискомфорта не почувствовал, другие игроки вроде тоже (я спрашивал:). Наоборот, есть время подумать. На двоих и подавно нет даунтайма. Кстати, очень хорошо на двоих играется, что для меня большой плюс.
По поводу однообразия гостей тоже не согласен. Да, многие бонусы сводятся к обычным действиям (то же можно и про «Замки Бургундии», кстати, сказать), но, во-первых, не все, а во-вторых, сочетания этих бонусов, ПО, положения на конвейере, продуктов, цвета комнат — всё это заставляет к каждому гостю относиться индивидуально. Да и по очкам, гости — это очков 35–40 в хорошем случае. Плюс, их заселение — ещё очков 40–45 в очень хорошем случае. Всего очков в среднем за игру (на двоих) набирается по 150, максимум у нас был за 180. Для сравнения, по другим статьям хорошие доходы такие: «карты политики» — 20–30 ПО, закрытие блоков — 10–15, остатки денег и товаров — 5–15, прислуга с ПО в финальном подсчёте — 20–25, прислуга с ПО по ходу партии — ещё очков 20, очки за благосклонность императора — 20–25. Понятное дело, что во всём не преуспеешь, но мы получаем, что в этом «почти идеальном» подсчёте гости приносят меньше половины очков, хотя и больше, чем любая другая отдельно взятая статья получения ПО. Ну и, в конце концов, было бы странно, если бы в игре про отель его постояльцы не играли бы существенной роли. С другой стороны, не надо забывать, что разнообразие вносят не только гости, та же прислуга временами заметно меняет игру.
Честно говоря, я рисковал, когда нёс эту коробку домой. Жена моя не любит новые игры. Точнее, не любит, когда я пытаюсь её за них усадить. Зачем, если существует (и ещё не надоел) «Лоянг», та же «Бургундия», «Каверна», RftG? Её раздражает, когда сначала узнаёшь много бесполезной информации (в смысле, правила игры), а затем имеешь «удовольствие» средней степени унылости (по её мнению), хотя можно же было сразу разложить что-то стоящее. Так были подвергнуты анафеме Star Realms, Eminent Domain и другие игры, завладевающие время от времени настольным сообществом. Поэтому объяснение правил я начал со слов: «В этой игре нет ничего нового», — с чем к концу игры жена согласилась, и теперь мы играем в «Отели» почти каждый день. Так вот, если вы готовы к этой фразе в обмен на в меру атмосферный менеджмент, не ресурсов даже, а, скорее, действий, со средней комплексностью и глубиной геймплея, то попробовать игру стоит.