| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| игры |
Гегемония: Классовая борьба
|
| компании |
Лавка игр
Hegemonic Project Games |
| Дата: | 08 сентября 2023 |
| Источник: | vk.com/oleg_ob_igrah |
![]() |
| 8.5650 |
![]() |
- |
Статья от паблика «Олег об играх»

Если честно, не горел этой игрой. Выглядело как что-то грузное и очень душное в духе больших симуляторов или серии COIN от GMT. А игра приятно обманула все мои ожидания. Это всё ещё большое сложное околоевро с элементами всего на свете, но оказалась гораздо понятнее и доступнее, чем кажется на первый взгляд.

Да, и обширные правила в наличии, и нюансы, и 4 асимметричные стороны с большим набором действий. Но при этом скроено всё очень ладно, действия прозрачны и привязаны к жизненной логике, да и вообще для такого амбициозного проекта на удивление элегантна. Да, оформлена в сухой корпоративной эстетике, зато претензий по читаемости поля или планшетов не возникло вообще ни разу! А ещё «Гегемония» имеет совершенно великолепные памятки для каждого игрока: небольшой краткий лист и раширенную выжимку из правил. Просто эталонная работа с доступностью непростой игры. Вот прям она хочет, чтоб в неё играли, а не лазили по форумам и ФАКам.

Играем мы за условный исторический аватар целого класса, и сегодня я привёл своих пролетариев к победе путём вливания медицины, образования и айфонов в трек простого человеческого счастья. Очень помог мне старт с бесплатным государственным здравоохранением, бесплатным образованием и средними зарплатами, а оппоненты побрезговали сменить законы, чтобы остановить мои загребущие ручки. Коммунизм не построил, но 2 колхоза открыть смог! Правда, в итоге такое раздолье привело к банкротству и дефолту государства в середине игры, и после вмешательства Международного валютного фонда политическая обстановка очень резко поменялась, что тоже было интересно и неожиданно. Я отнюдь не предлагаю преподавать «Гегемонию» в школах, но насколько же огромен может быть потенциал игровой формы в образовательных целях!
Асимметрия весьма ощутимая. У каждого свой набор стандартных действий за сброс карты, либо целая колода этих самых карт с разнообразными усиленными эффектами. Воплощение капитализма ворочал какими-то импортами-экспортами и бешеными суммами, но я не досконально понимал, что там происходит. Фабрики им тоже строились, но я предпочитал работать на государственных предприятиях и не кормить буржуев. Средний класс был чем-то средним между нами. Партия была первая, играли все с нуля и без четвёртого игрока, так что за государство у нас бездушно выступало просто несколько ячеек с жетонами и казной. В идеале, понятное дело, полный состав или хотя бы автома из дополнения. Здорово, что можно хоть соло катать, хоть недостающего игрока заавтомить. Но при этом чистая игра втроём тоже вполне себе работает и не чувствуется совсем уж огрызком!

Есть и взаимодействие, и возможность договариваться, но всё это прекрасно структурировано и обусловлено в игровой механике. Предусмотрено и как рабочие забастовки устраивать, и зарплаты повышать, и законы принимать. Не переговорная игра, но с возможностью переговоров. Никакого вот этого «пусть игроки сами придумают» — слава Тёмным богам, я ликую!
Если поставить цель найти до чего докопаться, то меня чуть раздражало следить за количеством работников на поле. В идеале не забывать двигать трек населения, но если забудешь, приходилось регулярно пересчитывать. Ещё есть ощутимый рандом при голосовании по законам, но он меня не бесил пока что.
Ну и длительность игры: мы сыграли за 4+ часа на троих с прочтением правил дома заранее, но с тупками в памятки и чтение карточек. К таким играм есть традиционный аргумент: «С наигрышем станет легче». На что есть традиционный вопрос: с кем и когда? Это можно говорить про каждый крупный сложный проект, которых выходит намного больше физических возможностей человека. Гораздо ближе вариант, когда такие игры достаются не чаще нескольких раз в год, и всё равно кому-то лень будет читать правила. Я бы не хотел объяснять «Гегемонию» и четыре асимметрии с нуля. Уже с Ласердой до того намаялся, что впадлу долдонить новичкам в десятый раз.
Понятно, что об игре полном составом с опытными людьми говорить пока не приходится, но по обучающей партии понравилось примерно всё. Пока что огонь, мне очень зашло, охота повторить непременно, и, думаю, не один раз. Крутая!
Играли полным составом вчетвером в стандартную базу без всяких дополнений. Из них двое читали правила, а играл раньше только я. В прошлый раз правила читали трое из трёх. Так что на объяснение и вопросы ушло колоссальное количество времени и сил. В этот раз постарался проложить путь крупному капиталу, что мне удалось очень плохо.
Капиталист получает очки почти что единственным способом: подсчитывая, сколько чистой выручки получилось после выплаты зарплат и налогов. Я с самого начала чувствовал себя задушенным законами по максимальным ставкам обеих статей растрат. На предложения поменять расклад все отвечали категорическим отказом, а отсутствие опыта не позволило найти альтернативные пути. Возможно, надо было продавать нахрен домашние компании, голосовать за глобализацию и давить на импорт-экспорт.

И за эту сторону нужно было очень много считать. Из уважения к столу, вживую никогда не стопорю игру, чтобы залезть в калькулятор. Хотя в пошаговой партии это точно стоило было бы делать. Я не в состоянии быстро оценить свободные деньги за вычетом требуемых зарплат и налогов. Один раз ошибся буквально на 5$, что заставило залезть в кредит. А ещё нужно решать, какие поставить цены, чтобы покупали у меня, а не в других местах, но при этом и не себе в минус. Я не то что боюсь арифметики, но всё же она напрягает.
Возможно, надо было сразу продавливать другие законы. А здесь, наконец, выходит на сцену одна из самых спорных особенностей — голосование. Во-первых, даже накидывание кучи своих кубиков в мешок голосов ни разу не гарантирует, что они будут тянуться в «честной» пропорции, ибо рандом решает. Во-вторых, затащить голосование 1 против 3 шанс очень мизерный. Иногда получается, что впустую потратил ход на предложение закона, который не прошёл. А законы фундаментально влияют на твои возможности и издержки. Социальные пакеты и душение свободного рынка снова дичайше разогнали рабочий класс, как и меня в прошлой партии. Если б в конце мы не сплотились, те точно выиграли бы. А так государство в итоге вырвалось вперёд. Наверно, надо договариваться на словах. Но пролетарии хотят социальные, я хочу неолиберальные. О чём здесь договариваться, я не знаю. «Дипломатия» и Олег — в разных концах Земного шара. Есть люди с подвешенными языками, я их антипод. Я предложил, все против, ну-у-у... как бы и всё на этом.

Партия заняла 5 с половиной часов. Если вначале очень нравилось и казалось, весь мир полон потенциала, то под конец все уже устали думать и «давайте ходите быстрее», а то были шансы и до закрытия не успеть. Это выше моего комфортного уровня. У меня ко всем играм длительностью более 3–4 часов уже серьёзные вопросы «а стоит ли оно того». Пока что «да» — это Forbidden Stars и, мо-о-ожет быть, «Рыцарь-маг» (в соло хотя бы перерывы не лимитированы). Игра нравится, но блин, очень долго. Каждый игрок должен уметь ответить хотя бы за свою сторону и делать самостоятельно то, что можно делать одновременно. Иначе каждый вопрос растягивается на 10 минут копания в правилах. А вопросов дохрена, и получается душновато. У меня не то чтобы претензия к людям, а скорей к тому, как собрать катку, где все хотя бы представляют, как играть. Иначе тяжко.
«Гегемония» — крутая, очень оригинальная и качественно исполненная игра. Аналогов я не знаю вообще. В итогах года упоминания точно заслужит. Но пока слишком грузная для оценки «великолепно». Может, в TTS с тремя автомами рискну катнуть, но вряд ли, лень. 