-AdRiver-
Lee написал 24 минуты назад к новости Долгожданный анонс игры «Тайная власть»: # А меня терзают смутные сомнения, может ли наш автор сделать чего толко...
GamerXXX написал полчаса назад к игре Особняки безумия: # Программа, которая заменяет приложение МоМ и позволяет играть в фанатс...
GamerXXX написал час назад к игре Особняки безумия: # 1. Три области от сыщика, не считая его область. 2. Конечно. 3. Нет, д...
GamerXXX написал час назад к игре Особняки безумия: # У меня в этих самых премиум не гнутся. Но карты от оригинальных отлича...
WILDI написал час назад к новости Карты из жидких кристаллов: # Главный недостаток для тех, кто не пиратит - игры на дефолтной версии ...
Долгожданный анонс игры «Тайная власть»
Мировые заговоры, секретные агенты, рискованные спецоперации и, конечно же, борь...
Игра «Атлантида» уже в продаже
Магазин настольных игр FunMill.ru и издательство «Нескучные игры» начали розничн...
Crowd Games поделились планами
Компания Crowd Games рассказала про свои планы на ближайшие пару месяцев
Ludonaute трудятся над Yggdrasil Chronicles
Обновленная версия игры Yggdrasil 2011 года планируется к выпуску в 2019
«Речное братство» уже на сайте Crowd Games!
Первое дополнение к настольной игре Root («Корни») на русском языке!

vladdrak

Игра по имени Игра

Игры-История-Культура №29, 21 августа 2012

Информация

добавить
игры Чаупар
Лудо
Sorry!
проекты Игры-История-Культура
Дата: 21 августа 2012
Оценка пользователей
9.6828
-

Как джентельмен, не буду оглашать возраст дамы. Просто расскажу, что десять лет назад познакомил одну знакомую с игрой «Колонизаторы». Игра произвела на неё впечатление, она частенько засиживалась за партиями в «Колонизаторы» до 5 часов утра. И в знак благодарности показала мне игру, которая произвела на неё такое же яркое впечатление. В начале 30-х годов прошлого века. Вот так я познакомился и с удовольствием поиграл в игру, о которой хочу рассказать.

 

Но начнём с прародителя всего класса игр — игры чаупар. Эта игра упоминается ещё в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», кто-то кому-то за партией в чаупар жену проиграл. Но достоверно можно говорить о существовании такой игры с известными нам правилами, только начиная с 4 века нашей эры. Благодаря популярности чаупара у аристократов — свидетельств этому много.

 

Шива и Парватти играют в чаупар


Дворец императора Акбара Великого с игровым полем


В 16 веке Акбар Великий играл в чаупар с помощью наложниц, которые заменяли игровые фишки. Но это не обязательно, можно использовать и обычные фишки :)

 

Чаупар — игра для 2 или 4 (2 команды по 2) игроков, дальний родственник нард. Каждый игрок должен своими фишками обойти всё поле и завести их в дом. Если фишка заканчивает ход на поле с вражеской фишкой — та выбивается и должна начинать путь с начала. Кроме того, есть возможность создавать супер-фишки. Если фишка закончила ход на поле, где есть своя фишка, то они объединяются в двойную фишку, которую вышибить может уже только двойная, тройная или четверная фишка. На движение фишек бросались кости 3d4 с гранями 1, 2, 5, 6 (были ещё варианты костей с 1, 3, 4, 6).

 

Но при всей популярности чаупара более известным и более распространённым стал его младший брат, прозванный «Чаупаром для бедных». Это — «Пачиси». В переводе — «Двадцать пять».

 

Поле для «Пачиси»


Т.к. разные вариации игры существовали долгое время, не буду расписывать все варианты, что использовали d2. Представьте, что кидались монетки, и подсчитывалось число выпавших орлов.

 

В оригинальной игре использовалось 6d2. В зависимости от выпавшего можно было переместить одну фишку на:

  • 2 — 2,
  • 3 — 3,
  • 4 — 4,
  • 5 — 5,
  • 6 — 6 и ещё один ход,
  • 1 — 10 и ещё один ход,
  • 0 — 25 и ещё один ход.

Вот от максимального перемещения и появилось название игры. А от названия — и разные исторические варианты названия от «Парчиса» в Испании до «Пачиза» в Узбекистане (в Хорезме).

 

Общие правила похожи на правила чаупара. Надо выводить свои фишки на поле, проходить по кругу и заводить в дом — средний ряд. Если по пути выбил чужую фишку — она уходит с поля и будет вынуждена пройти весь путь ещё раз. Вариаций хватает, но скорее они носят косметический характер:

  • Количество фишек у игрока от 4 до 7.
  • Безопасные поля (на рисунке обозначены крестиком) могут быть или не быть.
  • В некоторых версиях есть варианты правила двух фишек (явное влияние чаупара с его супер-фишками). Если на одном поле стоят две фишки одного игрока, то их нельзя выбивать. И более жёсткий случай — через них нельзя ходить.
  • Заводить в дом можно либо с точного выпадения, либо с больше или равно.
  • Выбитая фишка возвращается игроку или остаётся у выбившего и её надо «выкупать» у него, отдавая выпавшие на кубике очки.
  • Разная длина лучей.

Вот вроде бы и все различия. Кроме того, что со временем 6d2 заменили на 2d6. А вот различных названий игры столько, что даже не берусь сосчитать. Кроме уже названных: «Рич-Рачи», «Не сердись», «Шиш-Беш»... Некоторые верят в абсолютно бредовую историю, что игра была придумана под матерным названием советскими зэками. Особняком стоит выделить два названия: американское «Парчиси» и английское «Лудо». Во второй половине 19 века для того, чтобы запатентовать игру в США было придумано новое название «Парчиси». Т.е. и напоминающее название самой игры, и в то же время оригинальное. Думаю, что это гибрид «Пачиси» и «Парчиса». Тем более что сперва очень недолгое время вместо «Парчиси» коммерческий вариант назывался «Патчиси». А это отсылает нас к «Пачиси» и «Патолли», о котором далее. Точно такая же история и с «Лудо» («Людо», Ludo) — это просто коммерческое название игры. Но т.к. в переводе оно означает «Игра», то я и использовал этот вариант для названия статьи.

 

Перечислять различные коммерческие игры, выросшие из «Пачиси», тоже можно долго. BGG утверждает, что их больше сотни. Поэтому упомяну только одну. Как никак, у неё есть неоспоримое достоинство — она выдержала конкуренцию с «Монополией»! :) Это игра 1929 года Sorry! («Сорри!»). В ней броски кубиков заменены на вытягиваемые из колоды карты.

 

Поле «Сорри!»


А теперь о «Патолли». Благодаря конкистадорам трудно сказать, когда эта игра появилась. Во всяком случае, в первом тысячелетии нашей эры она у индейцев уже была, возможно, она даже более старая, чем чаупар. Её часто приводят, как пример того, что между Евразией и Америкой мог существовать в древности культурный обмен. Ведь поле и правила индейских «Патолли» очень напоминают индийские и чаупар, и «Пачиси». Но не ошибка ли это? Ведь индейцы и индийцы похожи наименованиями тоже благодаря ошибке.

 

Самая главная разница, которая отличает «Патолли» от всех вышеназванных игр — это азартная игра. Поэтому в ней можно завести фишки позже соперника и при этом оказаться в выигрыше.

 

Очень подробно об игре в своё время было рассказано в блоге у Тапилина. Ссылку прилагаю. А я могу быть краток и остановлюсь в основном на отличиях. Т.к. игра азартная — то партия всё же начиналась со ставки на победу. В ход кидалось 5d2. На 1 можно было или ввести новую фишку, или двинуть имеющуюся на единицу. 2-4 передвигали фишку на такое же количество полей, а 5 — сразу на 10. А вот поля (поля на поле — звучит не очень, но «клетки» в данном случае не подходят, т.к. тут важно, что некоторые поля треугольные, а некоторые — закруглённые) на игровом поле имели разное значение. На некоторых, но очень немногих, можно выбивать фишку противника. Попадание на треугольные поля вынуждало платить сопернику 2 очка (вместо очков, понятно, были какие-то конкретные ценности, ацтеки проигрывали в «Патолли» и семьи, и города). Попадание на закруглённые в концах креста — давало дополнительный ход и очко от соперника. Вывод своей фишки тоже приносил очко. А вывод всех своих фишек позволял забирать первоначальную ставку. Ну и невозможность сделать ход тоже необходимо оплачивать.

 

А теперь эмоциональный финал. Начну с комментария, т.к. если я не напишу, то кто-нибудь всё равно напишет. «А представьте, что было бы, если бы это произошло у нас?!» Марка немецкой почты, выпущенная в 2010 году, посвящена игре «Не сердись». И у Германии сложная история взаимоотношений с этой игрой. После поражения в Первой мировой войне Йозеф Фридрих Шмидт очень умело раскрутил продажи этой игры под приблизительно таким лозунгом: «Чтобы пережить горечь, надо, чтобы каждый мог почувствовать себя победителем». И лозунг сработал. Игра стала очень популярной. Достаточно сказать, что во время Второй мировой она входила в список необходимых вещей для немецких субмарин. Должны же моряки как-то занимать свободное от вахт время. Ну а издательство «Шмидт Шпиле», основанное сперва для производства этой игры, и по сей день прекрасно существует на рынке настольных игр.

 

Так вот, в 2005 году немецкое правительство, озабоченное тем, что у народа падает любовь к стране, на деньги крупных фирм заказало выпуск книги «50 инноваций, о которых знает каждый». Книга была посвящена наиболее известным открытиям, за которые человечество должно быть благодарно немцам. И бесплатно распространялась в школы и библиотеки. 

 

«История германских изобретений долгая, и тем, кто её серьезно изучает, становится ясно: для того чтобы претворить идею в удачный продукт, требуется старательность, мужество, воля к победе, а зачастую ещё и везение... История 50 изобретений, пришедших из Германии и получивших мировую славу, должна служить для всех нас стимулом дальнейшего укрепления марки Made in Germany. Наша страна имеет большой потенциал. Он сосредоточен в индустрии, в научной и исследовательской деятельности, в головах всех граждан. Значит, нужно использовать предоставленные нам шансы», — говорится в предисловии к книге.

 

Может, это любые чиновники такие, но книга получилась специфическая, «только для немцев». Кроме очевидных вещей типа губной гармошки и мишек гамми, в эти 50 изобретений попали джинсы и таблица Менделеева (Страусс был баварцем, а Мейер бы тоже додумался, если бы Менделеев его не опередил). Ну а от настольных игр не «Колонизаторы», а именно «Пачиси». Извини, Индия :)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
terjul написала 6 лет назад: # скрыть ответы

Статья от Vladdrak как обычно очень познавательная и интересная. Всегда читаю его статьи с удовольствием.
Кстати Голландцы называют эту игру Mens, erger je niet, что является буквальным переводом немецкого названия. Раньше играла часто в неё с детьми, когда они были маленькими. Ну и занудная же она. Какое счастье, что они уже выросли и можно играть во что-нибудь другое )))

igelkott написал 4 года назад: #

А у нас была под названием "Догонишь-сгонишь", производства ГДР, кстати.

Leks написал 6 лет назад: #

Спасибо, как всегда, с удовольствием почитал. Играл в эту игру одно время с друзьями, именно в вариант, где двойную фишку можно перепрыгнуть только на 6:)

Ksedih написал 6 лет назад: #

Как всегда, как всегда. Отлично.

Romantic написал 6 лет назад: #

Нет уж! Раз в оригинальных правилах использовались наложницы - нафиг фишки!
* Пошёл убеждать девушку, что нам нужна эта игра 8)

Nicomaco написал 6 лет назад: #

Спасибо за статью!

Отмечу только, что "ludo" - это не совсем "игра". Это "играю". "Игра" - "ludus". Но это мелочь. :)