-AdRiver-
Slim_Slam_Snaga написал 4 минуты назад к мысли на тему Посоветуйте новичку: # А никто не поверил;))
Galahed написал 7 минут назад к мысли на тему Слухи о Мрачной гавани: # у меня есть мк и я многого ждал от него, есть бримстоун, играем в глум...
VDmitry написал 8 минут назад к статье Discover: Lands Unknown: # Это уже не смешно. А вроде неплохая была компания...
Mazz_O написал 8 минут назад к мысли на тему Случилась какая-то хрень и поехали...: # "Я услышала предположение, что, во что первое сыграл, то больше и понр...
ldmonster написал 10 минут назад к статье Discover: Lands Unknown: # Взял минимальный All in от Imperial Assault с рук. Весь фан коллекцион...
Обзорная башня [13.08.2018]
В этом выпуске: «крик души» Instagram-обзорщика, обзоры игр Akrotiri, «Century. ...
Новые мини-дополнения для Colt Express!
6 новых мини-дополнений. Игроки должны объединиться против бандита, которым упра...
С миру по нитке [10.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Backspindle Games...
С миру по нитке [09.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Сведения по текущ...
Голосуем кошельком [08.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

vladdrak

Игра по имени Игра

Игры-История-Культура №29, 21 августа 2012

Информация

добавить
игры Чаупар
Лудо
Sorry!
проекты Игры-История-Культура
Дата: 21 августа 2012
Оценка пользователей
9.6828
-

Как джентельмен, не буду оглашать возраст дамы. Просто расскажу, что десять лет назад познакомил одну знакомую с игрой «Колонизаторы». Игра произвела на неё впечатление, она частенько засиживалась за партиями в «Колонизаторы» до 5 часов утра. И в знак благодарности показала мне игру, которая произвела на неё такое же яркое впечатление. В начале 30-х годов прошлого века. Вот так я познакомился и с удовольствием поиграл в игру, о которой хочу рассказать.

 

Но начнём с прародителя всего класса игр — игры чаупар. Эта игра упоминается ещё в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», кто-то кому-то за партией в чаупар жену проиграл. Но достоверно можно говорить о существовании такой игры с известными нам правилами, только начиная с 4 века нашей эры. Благодаря популярности чаупара у аристократов — свидетельств этому много.

 

Шива и Парватти играют в чаупар


Дворец императора Акбара Великого с игровым полем


В 16 веке Акбар Великий играл в чаупар с помощью наложниц, которые заменяли игровые фишки. Но это не обязательно, можно использовать и обычные фишки :)

 

Чаупар — игра для 2 или 4 (2 команды по 2) игроков, дальний родственник нард. Каждый игрок должен своими фишками обойти всё поле и завести их в дом. Если фишка заканчивает ход на поле с вражеской фишкой — та выбивается и должна начинать путь с начала. Кроме того, есть возможность создавать супер-фишки. Если фишка закончила ход на поле, где есть своя фишка, то они объединяются в двойную фишку, которую вышибить может уже только двойная, тройная или четверная фишка. На движение фишек бросались кости 3d4 с гранями 1, 2, 5, 6 (были ещё варианты костей с 1, 3, 4, 6).

 

Но при всей популярности чаупара более известным и более распространённым стал его младший брат, прозванный «Чаупаром для бедных». Это — «Пачиси». В переводе — «Двадцать пять».

 

Поле для «Пачиси»


Т.к. разные вариации игры существовали долгое время, не буду расписывать все варианты, что использовали d2. Представьте, что кидались монетки, и подсчитывалось число выпавших орлов.

 

В оригинальной игре использовалось 6d2. В зависимости от выпавшего можно было переместить одну фишку на:

  • 2 — 2,
  • 3 — 3,
  • 4 — 4,
  • 5 — 5,
  • 6 — 6 и ещё один ход,
  • 1 — 10 и ещё один ход,
  • 0 — 25 и ещё один ход.

Вот от максимального перемещения и появилось название игры. А от названия — и разные исторические варианты названия от «Парчиса» в Испании до «Пачиза» в Узбекистане (в Хорезме).

 

Общие правила похожи на правила чаупара. Надо выводить свои фишки на поле, проходить по кругу и заводить в дом — средний ряд. Если по пути выбил чужую фишку — она уходит с поля и будет вынуждена пройти весь путь ещё раз. Вариаций хватает, но скорее они носят косметический характер:

  • Количество фишек у игрока от 4 до 7.
  • Безопасные поля (на рисунке обозначены крестиком) могут быть или не быть.
  • В некоторых версиях есть варианты правила двух фишек (явное влияние чаупара с его супер-фишками). Если на одном поле стоят две фишки одного игрока, то их нельзя выбивать. И более жёсткий случай — через них нельзя ходить.
  • Заводить в дом можно либо с точного выпадения, либо с больше или равно.
  • Выбитая фишка возвращается игроку или остаётся у выбившего и её надо «выкупать» у него, отдавая выпавшие на кубике очки.
  • Разная длина лучей.

Вот вроде бы и все различия. Кроме того, что со временем 6d2 заменили на 2d6. А вот различных названий игры столько, что даже не берусь сосчитать. Кроме уже названных: «Рич-Рачи», «Не сердись», «Шиш-Беш»... Некоторые верят в абсолютно бредовую историю, что игра была придумана под матерным названием советскими зэками. Особняком стоит выделить два названия: американское «Парчиси» и английское «Лудо». Во второй половине 19 века для того, чтобы запатентовать игру в США было придумано новое название «Парчиси». Т.е. и напоминающее название самой игры, и в то же время оригинальное. Думаю, что это гибрид «Пачиси» и «Парчиса». Тем более что сперва очень недолгое время вместо «Парчиси» коммерческий вариант назывался «Патчиси». А это отсылает нас к «Пачиси» и «Патолли», о котором далее. Точно такая же история и с «Лудо» («Людо», Ludo) — это просто коммерческое название игры. Но т.к. в переводе оно означает «Игра», то я и использовал этот вариант для названия статьи.

 

Перечислять различные коммерческие игры, выросшие из «Пачиси», тоже можно долго. BGG утверждает, что их больше сотни. Поэтому упомяну только одну. Как никак, у неё есть неоспоримое достоинство — она выдержала конкуренцию с «Монополией»! :) Это игра 1929 года Sorry! («Сорри!»). В ней броски кубиков заменены на вытягиваемые из колоды карты.

 

Поле «Сорри!»


А теперь о «Патолли». Благодаря конкистадорам трудно сказать, когда эта игра появилась. Во всяком случае, в первом тысячелетии нашей эры она у индейцев уже была, возможно, она даже более старая, чем чаупар. Её часто приводят, как пример того, что между Евразией и Америкой мог существовать в древности культурный обмен. Ведь поле и правила индейских «Патолли» очень напоминают индийские и чаупар, и «Пачиси». Но не ошибка ли это? Ведь индейцы и индийцы похожи наименованиями тоже благодаря ошибке.

 

Самая главная разница, которая отличает «Патолли» от всех вышеназванных игр — это азартная игра. Поэтому в ней можно завести фишки позже соперника и при этом оказаться в выигрыше.

 

Очень подробно об игре в своё время было рассказано в блоге у Тапилина. Ссылку прилагаю. А я могу быть краток и остановлюсь в основном на отличиях. Т.к. игра азартная — то партия всё же начиналась со ставки на победу. В ход кидалось 5d2. На 1 можно было или ввести новую фишку, или двинуть имеющуюся на единицу. 2-4 передвигали фишку на такое же количество полей, а 5 — сразу на 10. А вот поля (поля на поле — звучит не очень, но «клетки» в данном случае не подходят, т.к. тут важно, что некоторые поля треугольные, а некоторые — закруглённые) на игровом поле имели разное значение. На некоторых, но очень немногих, можно выбивать фишку противника. Попадание на треугольные поля вынуждало платить сопернику 2 очка (вместо очков, понятно, были какие-то конкретные ценности, ацтеки проигрывали в «Патолли» и семьи, и города). Попадание на закруглённые в концах креста — давало дополнительный ход и очко от соперника. Вывод своей фишки тоже приносил очко. А вывод всех своих фишек позволял забирать первоначальную ставку. Ну и невозможность сделать ход тоже необходимо оплачивать.

 

А теперь эмоциональный финал. Начну с комментария, т.к. если я не напишу, то кто-нибудь всё равно напишет. «А представьте, что было бы, если бы это произошло у нас?!» Марка немецкой почты, выпущенная в 2010 году, посвящена игре «Не сердись». И у Германии сложная история взаимоотношений с этой игрой. После поражения в Первой мировой войне Йозеф Фридрих Шмидт очень умело раскрутил продажи этой игры под приблизительно таким лозунгом: «Чтобы пережить горечь, надо, чтобы каждый мог почувствовать себя победителем». И лозунг сработал. Игра стала очень популярной. Достаточно сказать, что во время Второй мировой она входила в список необходимых вещей для немецких субмарин. Должны же моряки как-то занимать свободное от вахт время. Ну а издательство «Шмидт Шпиле», основанное сперва для производства этой игры, и по сей день прекрасно существует на рынке настольных игр.

 

Так вот, в 2005 году немецкое правительство, озабоченное тем, что у народа падает любовь к стране, на деньги крупных фирм заказало выпуск книги «50 инноваций, о которых знает каждый». Книга была посвящена наиболее известным открытиям, за которые человечество должно быть благодарно немцам. И бесплатно распространялась в школы и библиотеки. 

 

«История германских изобретений долгая, и тем, кто её серьезно изучает, становится ясно: для того чтобы претворить идею в удачный продукт, требуется старательность, мужество, воля к победе, а зачастую ещё и везение... История 50 изобретений, пришедших из Германии и получивших мировую славу, должна служить для всех нас стимулом дальнейшего укрепления марки Made in Germany. Наша страна имеет большой потенциал. Он сосредоточен в индустрии, в научной и исследовательской деятельности, в головах всех граждан. Значит, нужно использовать предоставленные нам шансы», — говорится в предисловии к книге.

 

Может, это любые чиновники такие, но книга получилась специфическая, «только для немцев». Кроме очевидных вещей типа губной гармошки и мишек гамми, в эти 50 изобретений попали джинсы и таблица Менделеева (Страусс был баварцем, а Мейер бы тоже додумался, если бы Менделеев его не опередил). Ну а от настольных игр не «Колонизаторы», а именно «Пачиси». Извини, Индия :)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
terjul написала 5 лет назад: # скрыть ответы

Статья от Vladdrak как обычно очень познавательная и интересная. Всегда читаю его статьи с удовольствием.
Кстати Голландцы называют эту игру Mens, erger je niet, что является буквальным переводом немецкого названия. Раньше играла часто в неё с детьми, когда они были маленькими. Ну и занудная же она. Какое счастье, что они уже выросли и можно играть во что-нибудь другое )))

igelkott написал 3 года назад: #

А у нас была под названием "Догонишь-сгонишь", производства ГДР, кстати.

Leks написал 5 лет назад: #

Спасибо, как всегда, с удовольствием почитал. Играл в эту игру одно время с друзьями, именно в вариант, где двойную фишку можно перепрыгнуть только на 6:)

Ksedih написал 5 лет назад: #

Как всегда, как всегда. Отлично.

Romantic написал 5 лет назад: #

Нет уж! Раз в оригинальных правилах использовались наложницы - нафиг фишки!
* Пошёл убеждать девушку, что нам нужна эта игра 8)

Nicomaco написал 5 лет назад: #

Спасибо за статью!

Отмечу только, что "ludo" - это не совсем "игра". Это "играю". "Игра" - "ludus". Но это мелочь. :)