-AdRiver-
Desert_witch написал 2 минуты назад к мысли на тему Коротко о Галеристе: # У картинок можно в редактировании выставлять не пиксы, а проценты, на ...
MiltoLab написал полчаса назад к игре The Gallerist: # Спустя несколько недель игры в Галериста уже можно сделать кое какие в...
hickname написал полчаса назад к статье Anachrony. История от Дня Очищения: # Для тех, кто не читал предысторию, поясняем: были и летающие корабли, ...
hickname написал полтора часа назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # То есть тратить бабки на картон, который можно пощупать, поставить на ...
mortician написал полтора часа назад к статье Anachrony. История от Дня Очищения: # Удивительно, как такой незначительный элемент, как арт персонажей, мож...
С миру по нитке [25.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки издательс...
Опрос «Настольные игры сегодня»
Масштабное исследование индустрии настольных игр.
С миру по нитке [24.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» осенью 2...
Портал в мир приключений [24.05.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
С миру по нитке [23.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...

Slim_Slam_Snaga

London Calling. Обзор настольной игры London

23 апреля 2018

Информация

добавить
игры Лондон (2-я редакция)
персоны Мартин Уоллес
компании Лавка игр
Osprey Games
Дата: 23 апреля 2018
Оценка пользователей
8.8180
-

 

Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, 

когда прибывают постройки?

А. Платонов

 

Вылезайте из шкафов, мальчики и девочки

 

Лондон зовёт! Сквозь туман просияло солнце, диджей уже обречён и пора сжечь эту вечеринку дотла! Сегодня мы на берегах Темзы, в самом сердце туманного Альбиона. Сегодня мы обсуждаем новую редакцию настольной игры Мартина Уоллеса «Лондон»!!!

 

В качестве справки: игра, точнее второе издание, вышло осенью прошлого года в Osprey Games (подразделение того самого Osprey Publishing). Текущая оценка на BGG равна 7,8 балла при почти 1 000 голосов. Неплохо, но до топ-100 далековато (776 место). Также напомню, что первое издание вышло в 2010 году, оформление было не фантастическим, но сносным, кроме того, в комплектации было игровое поле в виде карты Лондона и жетоны построек с туннелями. Во втором издании всего этого нет, игровое поле «разрезано» на карты формата «Таро», оформление соответствует текущим трендам (старые арты чуть изменены, новые выдержаны в стиле «европейского аниме» — «щёчки и мимими»), формат коробки традиционен для OG — эдакий пенал. Изменения коснулись и геймплея. Стоит ли играть в «Лондон» (да!), интересен ли игровой процесс (да!), получился ли в итоге шедевр (нет!) и нужна ли простым игрокам локализация (да!) — всё это мы обсудим сегодня и вынесем свой вердикт. Жюри в париках готово, зеваки в зале, пора приступать. 

 

 

Англия принадлежит мне

 

Общая канва игры не изменилась — после Великого пожара 1666 года городу нужны перемены и вот уже строятся дома и мануфактуры, богатые горожане съезжаются погулять в тени деревьев «Воксала», а в Сити заложен первый кирпич Собора Святого Петра. В течение часа-полутора перед игроками, как в калейдоскопе, промелькнут и исчезнут вокзал Паддингтон, Морской госпиталь в Гринвиче, Хайгейтское кладбище и Альберт Холл. Начав с богаделен 17 века мы закончим метрополитеном и Музеем естествознания (ещё без знаменитого скелета диплодока, но зато с ихтиозавром). Если же отвлечься от тематики, то перед нами достаточно тривиальный tableau building, где победитель определяется по количеству полученных очков. Однако ж Уоллес есть Уоллес и игра приятно радует фирменными штучками.

 

 

Во-первых, в свой ход игрок может сделать лишь одно действие — либо взять карты, либо выложить их перед собой, либо купить карту «боро» (borough, район), либо активировать уже выложенные карты.

 

Розыгрыш карты производится за сброс карты такого же цвета в общий пул, который открыт всем игрокам для просмотра и (sic!) взятия карт. Подобный круговорот карт, правильная последовательность розыгрыша карт (разыграть так, чтобы нужные карты ушли вообще из игры, а оппонент остался с носом) — эти вещи уже закладывают реиграбельность «Лондона» и хорошее взаимодействие между игроками.

 

Карты районов позволяют вам и пополнять руку (в большинстве случаев это более выгодное действие, чем просто взять три карты), и получать победные очки, и обзаводиться различными способностями, и бороться с бедностью (о ней позже). Плюс, эффекты многих карт связаны с наличием у вас или оппонентов определённых районов Лондона (север-юг или приближённость к Темзе). Иногда создаются ситуации, когда перед покупкой нового боро игрок должен выбрать — или купить карту с нужным эффектом, или с «географией», оценив также возможность покупки оставшихся районов другими игроками и возможные варианты их действий после этого. Небольшой, но очередной плюсик игре.

 

Во-вторых, порядок розыгрыша карт перед собой. Уоллес элегантно решил проблему «снежного кома» в подобных играх, когда в последней трети партии игрок обладает сверхмощностями и просто швыряет ресурсы «в монитор», получая тонны победных очков. В New Era от этого избавились путём введения искусственного правила «трёх», здесь же большинство карт после розыгрыша просто переворачиваются, лишая игрока возможности использовать их снова и снова. Естественно, что есть карты с постоянным эффектом, есть также карты, что позволяют за свой flip оставить нужные карты на потом.

 

И это ещё не всё! Каждая активация ваших карт приносит вам жетоны бедности, а это штрафные очки в конце партии. В «Лондоне» карты разыгрываются в стеки (стопки), то есть вы либо кладёте карту рядом с уже выложенной, либо сверху неё (понятно дело, что активной становится верхняя карта). Каждый стек, каждая карта в вашей руке, а также привычные для Уоллеса ссуды — это один чёрный куб бедности. Вот тут вам и придётся лавировать между количеством стеков, качеством вашей активации, количеством карт на руке и темпом, который в этой игре очень важен. Наиболее оптимальным количеством стеков, с моей точки зрения, является 4–6, так как максимальный размер руки — 10–12 карт, что означает 5–6 сыгранных карт за один ход. Вся игра в «Лондоне» — это чёткий и последовательный механизм взятия карт, их розыгрыша и последующей активации. Как движения Марго Фонтейн в «Жизели», если позволите такое сравнение.

 

В-третьих, это карты попрошаек — серые карты, которые нельзя использовать для розыгрыша зданий, но можно сбрасывать под эффекты боро и построек, а также при превышении лимита руки в девять карт. Подобные карты, с одной стороны, забивают вам руку и общий дисплей, с другой же, могут быть полезны для активации нужных зданий или даже получения победных очков! Это небольшой элемент кризиса, который не заставит вас скрипеть зубами, но вынудит искать лучший путь использования таких «бесполезных» карт. Придумано красиво, нравится!

 

И наконец… это арт. Буду банален, но вторая редакция «Лондона» в плане оформления — это очень хорошо, даже более — это «отвал башки». Начиная с совершенно потрясающей коробки и заканчивая иллюстрациями на картах боро. Отмечу и работу дизайнеров, которые грамотно разнесли пиктограммы стоимости розыгрыша карт, их активации, победных очков и так далее. На столе игра выглядит совершенно потрясающе. Однозначно не страхолюдный «Марс», чья визуальная составляющая заставляет трепетать даже отечественных мастеров вывесок магазинов. Кроме того, в «Лондон» можно сыграть за час-два как вдвоём, так и на троих-четверых. Короче говоря, «апельсинчики как мёд», но есть и ложка дёгтя…

 

 

Деньги меняют всё

 

Первая проблема «Лондона» лежит исключительно на совести издателя — все монеты, а они картонные, сделаны с жутким смещением. Сначала было ощущение, что это мой пик везения, но судя по фото и откликам вполне распространённое явление. Не смертельно, но как-то не комильфо. Отметил бы, что нет жетонов «+50/100 ПО», так как на двоих можно раскрутиться до 150+ победных очков, на троих тоже можно выжать больше ста очков, а жетонов нет. Странно! Да, чуть не забыл, если хотите играть не раз и не два, то уберите карты в протекторы, иначе после третьей или пятой партии будут хорошо видны и грязь, и даже белые полосы стёртой краски. Сами карты мягковаты и даже мешать надо аккуратнее.

 

Вторая проблема «Лондона» вытекает из особенностей геймплея (взял-сыграл-активировал) и наличия чёткой градации карт по трём эпохам-колодам. После небольшого изучения колод ABC игроки чётко знают, что и когда выйдет. Каждая партия в «Лондон» будет протекать по заданному скрипту с некоторыми небольшими нюансами, будьте готовы. Однако отнести это в безусловные минусы игры я всё-таки не могу. Есть ощущение, что Мартин целенаправленно шёл на подобное, заставляя игрока принимать тактические решения, исходя из возможного и понятного сценария игры. Дебют, развитие, подготовка к окончанию и финальный спурт. Любители соревновательных игр, фанаты дуэлей в RFTG поймут меня.

 

Третья проблема — это баланс карт. Может, звучит банально, но проблема есть. Помимо того, что есть карты с одинаковым эффектом (и в одной эпохе!), но с разным названием, так ещё немало карт, что просто дают победные очки в конце игры, но требуют нереальных финансовых вложений. Например, «Букингемский дворец» стоит 10 фунтов, требует карты в сброс для постройки, принесёт в конце игры 7 победных очков. Семь, леди и джентельмены! Ещё раз, семь! Покупка боро Hampstead за 7 фунтов принесёт вам 6 победных очков, две карты в руку и минус два чёрных куба. Честно говоря, я не совсем представляю ситуацию, когда игроку выгодно строить «Букингем», а не «Больницу», которая позволяет дважды использовать карту с «флипом». Есть варианты?

 

Четвёртая проблема — это единственный ресурс игры, деньги. Нет, я сейчас не про монеты как компонент, а вполне реальную возможность ситуации, когда карты с деньгами проходят мимо вас. Ну то есть не все, но самые вкусные. На первых порах можно подождать, потом можно взять ссуду, а в конце? В конце игры вы тратите по 10–15–20 фунтов на активацию ваших карт и если у вас их нет, то ловите по 7 штрафных очков за каждую непогашенную ссуду при финальном подсчёте. В одной из партий у меня было 21 штрафное очко только за ссуды и ещё пяток за бедность (только я всё равно выиграл, ха-ха!).

 

Ну и чтобы окончательно вас добить, сообщу — тема в игре настолько условная, что её практически не чувствуешь. Да, всё нарисовано, всё узнаваемо, но строительство столицы огромной метрополии на протяжении 300 лет — это просто титанический труд, который никак не запихнёшь в формат настольной карточный игры. Тут должен быть эпик, игра от GMT на часиков шесть минимум, а у нас почти филлер и гейтвей (дважды ха-ха!). Замените на космос и игра ничего не потеряет, ни-че-го!

 

 

Под серым шифером викторианского неба

 

Кстати, я забыл об одном существенном плюсе! Есть маленький нюансик, что превращает «Лондон» практически в «инстабай». В этом году будет локализация! И это очень хорошо, ведь об игре говорят, интересуются, спорят о редакциях. Она актуальна и востребована. Искренний респект «Лавке» и одно только пожелание — не затягивайте!

 

И для затравки новичков, а также сочувствующих быстро пробежимся по ключевым картам игры.

 

Итак, дека А. Я бы отметил Кристофера Рена, карта действия, играем без сброса, но она сразу уходит из игры, — кладёт две карты из руки в наш дисплей. Хороший разгон. Играем сами, оппонентам не отдаём.

 

East India Company и Leather Industry — это ваш стартовый капитал. Первая карта даёт на фунт больше и требует сброса карты, вторая одаривает вас чёрным кубиком, но зато одно победное очко. Обе хороши и обязательны к розыгрышу.

 

Последняя карта — это «Больница», та самая карта, что позволяет за свой flip не переворачивать другую карту, а ещё это 3ПО в конце игры. Нужно, полезно и самое очевидное комбо с первых и до последних ходов.

 

Дека B значительно больше первой и первых пиков здесь гораздо больше. Помните, что без денег вы будете залезать в ссуды или терять темп, так что не забывайте про ранний розыгрыш «Омнибуса» и «Моста» (хотя обе ситуативные и где-то спорные). «Магазины» идеально подходят для любителей играть в 6 и даже 7 стеков, Steamboats могут с лёгкостью приносить за активацию 10–12 фунтов без каких-либо штрафов (главное, чтобы были районы возле Темзы), Brewing и Oxford Street — это просто очень приличные производственные карты.

 

Для разгона по очкам и избавления от бедности стоит обратить внимание на Town Houses, Street Lights и две «научные» карты — «Британский музей» и «Лондонский университет» (последний мне нравится больше, платить 4 фунта за одно победное очко — это как-то странно).

 

В деке С явным фаворитом является, естественно, Underground. Собственно карта-финишер, которая в связке с Уайтхоллом вообще превращается в автовин. Хорошими производственными карта являются железнодорожные станции, они дают по два фунта за каждую карту северного или южного боро. Sewers просто чистят вашу карму и позволят загнать оппонента в штрафные очки под конец игры. Смысл нахождения карты Grand Hotel (просто 4 фунта) в деке С я категорически не понимаю. Очень странное решение.

 

 

Каждый день как воскресенье

 

Напоследок собственные измышления. Если честно, то мнение об игре дважды менялось. Сначала, не ожидая ничего выдающегося, получил массу положительных эмоций — просто, лаконично и всё к месту. Несколько партий и разочарование, так как в каждой игре одни и те же карты выходят в одни и те же моменты, всякий раз ты копишь деньги, покупаешь боро, затем докапываешься до метро и уходишь в отрыв. А потом… потом понимаешь, что так и задумано, что первые партии идеально созданы для новичков, а через пять-десять проб начинается гроссмейстерская игра — когда взять карты, что отправить в сброс, когда закончить партию, максимально усложнив жизнь оппоненту (да, в «Лондон» идеально вдвоём, мультиплеер уменьшает количество ваших активаций, тут ещё и кингмейкинг, короче, bizarre love triangle). Девятку или десятку этой игре я не готов поставить (её бы ещё потестить, убрать лишний картон и выпустить издание «два с полтиной»), но свои 8–8,5 она вполне заслуживает.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
sputnik1818 написал месяц назад: # скрыть ответы

Игру возьму у Лавки из-за картинок (надеюсь печать будет у нас и качество будет лучше, чем описано в обзоре) + люблю такой тип игр. И чем быстрее локализуют - тем лучше. До Эссена Лавке точно желательно успеть...

tikitavy написал месяц назад: # скрыть ответы

Лавка "говорила", что игру получили под "местную печать": https://vk.com/lavkaigr?w=wall-8375786_40069

Потому в этой статье такой акцент на том, что в оригинальном издании ТАКИЕ ВОТ КОСЯКИ, хотя стоит тесеровцам заикнуться про такие же косяки у ХГ, как ув. автор Slim_Slam_Snaga говорит в ответ уже прям другие вещи (в стиле "это же не важно, а важна сама игра".. ну, только, погрубее, хе-хе ;)).

Никакого диссонанса тут нет, если что.

Slim_Slam_Snaga написал месяц назад: # скрыть ответы

Я жалобы в Оспри не писал, мне все ок, а вот перфекционисты и борцы с заусенцами могут плеваться и фыркать.
У меня ещё и кубы битые - где-то половинка, где-то треть :D

Ничего, поплакал в уголке и смахнул слезу

tikitavy написал месяц назад: # скрыть ответы

Так я что, я ничего :). Обзор хороший, несмотря на первопричины его написания :).

Slim_Slam_Snaga написал месяц назад: #

Первопричина проста - честные 10+ партий, после чего готов садиться и писать обзор со знанием дела.

И я бы ее проапгрейдил - сменил бы тему (космос/эволюция etc), убрал бы дубликаты карт, часть выкинул бы, часть добавил бы. От эффектов метро отказался бы - слишком прямолинейно. Больше карт с взаимодействием и тэдэ

ThunderWolf написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Если локализация будет полностью местная то вероятно до свидания шикарная коробка-книжка под лен и пластиковый инлей...

Slim_Slam_Snaga написал полмесяца назад: #

Хороший вопрос, может Лавка раскроет карты?))

PS Коробка это отдельный предмет обожания в случае с Оспри:)

igelkott написал месяц назад: # скрыть ответы

Название статьи не оставляло вопросов о её авторстве:)))

Slim_Slam_Snaga написал месяц назад: # скрыть ответы

Лучший панк-альбом ХХ века и великолепная обложка (и чудесный пастиш), я не мог пройти мимо :)

Я хотел было ещё устроить конкурс на поиск пасхалок (название групп и исполнителей, а их там штук 5-6), но народ бы не понял.

fonfrost написал месяц назад: # скрыть ответы

У The Clash панковыми были первые два альбома, а London Calling все что угодно, но не панк....

Slim_Slam_Snaga написал месяц назад: #

Заглавная и Пушки вполне укладываются в традицию, остальные треки с бóльшими вкраплениями иных стилей. Эти парни ещё и в ноты попадают, что тоже не тру-панк))))

igelkott написал месяц назад: #

Мне кажется, не стоит слишком сужать это понятие. Хотя в свое время я тоже смущался Clash, и признавал только Роттена и братьев Рамонов.

ThunderWolf написал полмесяца назад: #

напомнило байку:
...вчера узнал, что в моей панк-группе один не курит, второй не пьет, а ударник вообще веган...

Alxndr1978 написал месяц назад: #

Народ понял) 6 штук псхалок точно есть. Спасибо за очередной шикарный текст!

womol написал месяц назад: # скрыть ответы

И вот вроде бы ничё так, но не захотелось брать (особенно учитывая количество других проектов)

Slim_Slam_Snaga написал месяц назад: #

Нуууууууу...тут вопрос личных преференций, хотя из (не-) новых карточных игр ему мало конкурентов - хорошо играть как в режиме игротеки, так и с гиками. По времени ок, по оформлению тоже.
Цена на вторичке тоже ок.

Valenox написал месяц назад: # скрыть ответы

Локализация -этхорошо!

Главное - даже не скорость, а чтобы "Лондон" минули локализационные метаморфозы типа:
"Собака - друг человека" -> "Управдом - друг человека".;)

Rodgall написал месяц назад: #

Для этого надо активнее "крутить педали" :)

Slim_Slam_Snaga написал месяц назад: # скрыть ответы

Как в своё время Каркассон превратился в Средневековье?))

Valenox написал месяц назад: #

Угу.
Сочли тогда, что (Сеня,) "про зайцев" - это не актуально! (с). Актуально средневековое фэнтези.

Кстати, все эти "филлеры не нужны" (с), "космос не продается" (с) и т.п. - суть те же "неактуальные зайцы".

А лондоны продаются, - это я здесь уже прочитал )).

tikitavy написал месяц назад: # скрыть ответы

Про "техническое": статья из разряда "хорошо, что лавка будет печатать тут" + "вход в инфополе".

За обзор спасибо.

Slim_Slam_Snaga написал месяц назад: #

Справедливости ради отмечу, что у Ромы я спрашивал некоторое время назад насчёт локализации (у Масловского все расписано, МХ это не так интересно, с ребятами из Гаги не так общаюсь), ответ был прост - "а зачем?"

А потом пошёл вал положительных отзывов, которые, надо полагать, и склонили чашу весов.

Так что я за честность и объективность. Как ВВП