| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| игры |
Napoleon against Europe
|
| компании |
Hexasim
|
| Дата: | 26 февраля 2023 |
| Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
| 8.4529 |
![]() |
- |

Я сыграл несколько партий в Napoleon against Europe (NaE) — варгейм стратегического уровня, охватывающий весь период Наполеоновских войн. В основе его карточный движок; большая часть совершаемых вами действий завязана на карты. Из посвящённых этому периоду варгеймов мне доводилось играть в The Napoleonic Wars и Wellington (варгеймы на карточном движке от GMT Games). Особо ярких впечатлений они не оставили, потому что обе игры довольно строго придерживаются реальной истории и не генерируют такую напряжённую атмосферу как другие варгеймы на карточном движке вроде Hannibal, Paths of Glory и Crusade and Revolution. Поглядев на коробку, карту Европы и часть карточек, я решил прикупить Napoleon against Europe в надежде, что игра доставит примерно те же впечатления, что и старые Наполеоновские варгеймы, в которые я играл давным-давно (Empires in Arms и War and Peace от Avalon Hill) — только без необходимости искать кучу фанатичных игроков, готовых играть по несколько месяцев.
Napoleon against Europe — чисто карточный варгейм с несколько простоватыми, но очень интересными механиками морских сражений, дипломатии, экономики и логистики, а также с масштабными сухопутными кампаниями, включающими перемещение армий, сражения, осады, преследования... Хотя у меня пока что ограниченный опыт игры NaE, я постараюсь описать игровые механики, их плюсы и минусы.

Армии коалиции у ворот Франции
Действие начинается в 1805 году, когда французская армия стоит у Ла-Манша, а французские корабли в своих портах. Им противостоят вездесущий британский флот и континентальные союзники Англии: рядом Австрия, вдали Россия.
Каждый игровой ход — один год (вплоть до 1815); всего получается 11 ходов. Каждый ход состоит из фазы подготовки и 6 раундов (впрочем, из-за карт событий их число может уменьшиться до 5 или увеличиться до 7, если идёт зимняя кампания), в каждом из которых участники ходят поочерёдно, разыгрывая, как правило, одну или несколько карт. Первыми всегда ходят французы.
В игре есть две отдельные колоды для союзников (называемых коалицией) и для французской империи. В обеих по 55 карт, которые делятся на две стадии: первая — Epic, вторая — Punishments. Ещё в игре есть два играющих очень важную роль счётчика, отмечающих ПО — победные очки (примерно как в Paths of Glory) — и уровень эскалации (примерно как уровень мобилизации страны (War Commitment) или состояние войны (State of War) в Paths of Glory). Когда эскалация доходит до отметки 15, в обе колоды замешиваются карты Punishments.
Игра заканчивается победой французов, если они набирают 20 и более ПО, или коалиции, если у французов 0 или менее ПО. Если к 1815-му ни одна из сторон не выполнила победное условие, то победителем становится тот, кто контролирует ключевые области Франции.
Перейду к компонентам и геймплею:

1) Карты (на которых построен движок игры) с ценой 1, 2 или 3. Больше напоминают For the People (отличный стратегический варгейм про гражданскую войну в США от GMT), чем Paths of Glory. Как правило, карты первой стадии приносят больше пользы французам, а второй стадии — коалиции. Благодаря этому французы могут попытаться затянуть «агонию» до финала, если не сумели добиться автоматической победы в мидгейме.
Количество получаемых обеими сторонами карт не фиксировано, а зависит от количества контролируемых ключевых точек, количества атакованных либо завоеванных Францией держав и событий. Всего от 6 до 10 карт.
Карты выглядят шикарно, текст легко читабельный, есть даже специальная жёлтая звёздочка в заголовке карт, которые удаляются из игры после розыгрыша. Единственное что цифры в британском флаге на картах коалиции не слишком хорошо видны. Среди эффектов на картах попадаются очень интересные, над которыми вам придётся поломать голову — разыграть ли их как историческое событие, которое может сильно облегчить кажущуюся почти безнадёжной ситуацию (или ситуацию, для разрешения которой вам бы приходилось совершать довольно абсурдные действия, как во многих других наполеоновских играх), или же как очки. С другой стороны, попадаются и дурацкие или — хуже того — скучные эффекты. Подробнее о них ниже.

Пиренейские войны; испанцы и французы против британцев
Также есть 4 постоянно находящихся в игре карты — по одной для каждой из великих держав.
Как и в лучших карточных варгеймах, тут очень разнообразные карты событий: боевые, политически-дипломатические, экономические, ответные меры, подкрепления, операционные... У некоторых карт есть двойной тип, например политическое событие, оно же подкрепление. В среднем боевые карты меньше влияют на исход сражений, чем в варгеймах вроде Crusade and Revolution и Paths of Glory, так как лишь уменьшают или увеличивают на 1 результат броска двух кубиков, а не одного кубика.
К замечательным картам относятся «Байоннская ловушка» и «Мадридское восстание»; обе превосходно отображают тупость правителей Испании и последовавший народный гнев. Ещё одна превосходная карта — «Тильзитский мир»: благодаря ей можно заключить мир с Россией, не победив её в бою, и установить континентальную блокаду. С другой стороны, есть карты (к счастью, не очень многочисленные) с такой сложной и неоднозначной формулировкой, что правильно интерпретировать их в первых партиях затруднительно. Желательно, чтобы игроки согласились до начала партии с определённой трактовкой во избежание споров.
Есть и карты, имеющие мало общего с историей: к примеру, «Герилья» и «Казаки», которые в игре практически никак не влияют на французскую мораль и истощение силы французов. Ещё одна проблематичная карта — постоянно находящаяся в игре французская карта "Гений Наполеона», которая позволяет одним действием переместить французскую армию из Польши в Москву или из Байонны в Кадис, почти гарантированно уничтожив любую противостоящую вам армию. В реальности ничего подобного не происходило. В общем, задумка интересная, но реализация подкачала. У многих карт в Napoleon against Europe сомнительный эффект, и их почти всегда пускают на очки.
Примечательно, что у французских генералов очень низкая цена активации; вы можете переместить нескольких за почти любую карту. Перемещать же армии коалиции из-за более высокой цены активации — сущее мучение. В колоде очень мало карт кампаний, позволяющих перемещать по несколько генералов — как в Hannibal или For the People, что делает игру за коалицию довольно неповоротливой.
Простоватый менеджмент руки немного огорчает. Вы просто смотрите, что вытащили, и действуете по ситуации (аналогичное ощущение было в The Napoleonic Wars и в Wellington). Необходимости долго думать, что и когда разыгрывать, у меня не возникало. Припасать какую-то карту на будущий ход (как Kemal в Paths of Glory, или в Crusade and Revolution, когда вам не заходит карта подкреплений и вам приходится крепко ломать голову). Образно говоря, у многих карт нет «души», они примитивны. Есть, правда, и продуманные карты, но в целом игра недостаточно отполирована, увы.
2) Карта шикарно проработана, регионы напоминают монструозную карту из Empires in Arms. Картон плотный и смотрится здорово. В углу находятся счётчики ПО, эскалации, хода и раундов. Также есть коробочки для каждой армии, в которой находятся корпуса, генералы, склады и особые подразделения. У всех великих держав, не считая Испании, одна армия, у Франции две. Одна из них называется Великой армией.
Регионы на карте разных цветов; они отображают наличие гор, болот, бедных районов, фортов, рек, ключевых точек... Есть и морские регионы, порты и коробочки морской блокады — по одной для каждого порта. Все названия на французском. Карта устроена так, что основные кампании будут разыгрываться довольно исторически. Из минусов — раскраска выглядит не слишком привлекательно. Некоторые регионы и коробочки армий малы и в них не всегда помещаются все жетоны. Бедные регионы (в которых показатель истощения выше) распределены несколько странно; так, вся Испания и Россия бедные регионы, хотя в России и на Украине вроде есть очень плодородочные почвы. А Перпиньян во Франции — цветущий сад, в то время как соседняя Жирона — египетская пустыня.
3) Книга правил на первый взгляд превосходно структурирована: пронумерованные параграфы, крупный шрифт, цветные иллюстрации, исключения выделены красным цветом. Но когда вы углубляетесь в книгу, всплывает столько недостатков, что многие на этом этапе бросают игру. Вдобавок перевод на английский с оригинальной французской версии сделан плохо (правда, перевод на испанский вышел отличным). На мой взгляд, большая часть недостатков игры — следствие отсутствия должного тестирования и вычитки игроками (а не разработчиками). Среди основных недостатков беспорядочно разбросанные правила, что усугбляется отсутствием алфавитного указания, а также ошибками в некоторых пояснительных примерах.
Главное в игре — это сухопутные кампании (Англия быстро устанавливает полный контроль над морями). Правила перемещений армий и корпусов довольно сложные, но когда вы освоитесь, то поймете, что часть этих правил — просто «вода», а некоторые правила практически никогда не применяются. Ещё должен отметить, что правила позволяют захватывать осаждаемые города, к примеру Кадис, Кёнигсберг или Лиссабон, за раунд или максимум два, хотя в реале осады длились бы несколько ходов и далеко не всегда завершались бы успехом.

Подавляющее превосходство британского флота в Кадисе
Игра фокусируется на битвах, как и подобает хорошему Наполеоновскому варгейму. Исход битв зависит от множества модификаторов (в том числе превосходства в кавалерии, качества солдат, местности, деморализации, отсутствия снабжения, таланта генерала (тут у игрока за Францию большое преимущество)). Правда, численное превосходство не играет практически никакой роли, даже если 95 000 французов сражаются со 180 000 коалиции — что, разумеется, совершенно нереалистично. Также не учитываются вырытые/построенные перед сражением окопы и редуты (как у русских при Бородино и у британцев при Торриш-Ведрас). Места для тактики тоже нет, хотя можно было бы сделать примерно как в Empires in Arms или War and Peace, где тактические решения прекрасно реализованы.
6 раундам предшествует фаза подготовки, в которую обьявляют войны и набирают карты в определённом количестве (довольно запутанное правило, в отличие от ясных и простых механик экономики). Также в эту фазу происходит дипломатия: тоже с излишне запутанными правилами, разбросанными по книге правил (некоторые даже по сценариям), и с кучей исключений. Поиграв несколько партий, вы поймёте, насколько громоздки эти формулировки. Как я уже говорил, игре очень не помешала бы вычитка и упрощение правил. В текущем виде они очень недружелюбны. А жаль, ведь у Napoleon against Europe есть много удачных механик: базовые перемещение, система корпусов, боевые действия на море, снабжение, вступление и выход великих держав из коалиции.
В игре есть два полноценных сценария и один недосценарий, ограниченный кампанией Ватерлоо. Первый — это начавшаяся в 1805 году Великая кампания (Трафальгар, Ульм, Аустерлиц). Второй начинается в 1809 году с Асперне-Эслинга и Ваграма. Никаких опциональных правил, исторических справок, обзора Наполеоновских войн, нет даже краткой библиографии. По сравнению с другими варгеймами вроде уже упоминавшихся Crusade and Revolution, Virgin Queen и Here I Stand выглядит бледно. К сожалению, нет возможности разыграть конкретно Пиренейские войны, кампанию 1812 года или освобождение Германии в 1813 году. Не помешали бы и полноценные сценарии, начинающиеся с 1812 и с 1813 годов.
4) В игре есть два типа жетонов: те, что помельче, — особые подразделения (гвардейская кавалерия, Королевский германский легион), а также жетоны осады, деморализации, политического контроля, хода, ПО... Те, что покрупнее, — подразделения армейских корпусов, склады снабжения, генералы и флоты. Небольшое нарекание: жетоны армий одного с ними размера, так что могут затеряться на карте посреди аналогичных жетонов. С другой стороны, на жетонах очень чёткая и подробная информация, учитывая их малый размер: сила в бою, мораль, дальность перемещения, название, кавалерийский бонус, возможность пополнения, элитность, ограниченность перемещения... Всего в игре есть семь великих держав: Франция, Англия, Россия, Пруссия, Испания и Турция — и несколько мелких.
5) Памятки сделаны на отлично (хотя на мой вкус чересчур подробны). Ключевые моменты — это эффекты местности, модификаторы боя, истощения и распределение карт. На первый взгляд они выглядят довольно запутанными, а таблица распределения карт порой вызывает споры, и порой кто-то да забывает взять одну карту.

6) У ходящей первой французской империи больше жетонов, чем у любой другой нации, более высокие (как правило) боевые характеристики, больше дальность перемещения и гораздо более высокая мораль. Также у неё много флотов с неплохими показателями — даже у Вильнёва, отвратительно показавшего себя при Трафальгаре. Также у французов много генералов, активировать которых (даже картами с небольшой ценой) гораздо легче, и у которых более высокие характеристики. А уж лично Наполеон — сущий монстр. На мой взгляд, у Франции чересчур лёгкая активация генералов; ей почти не приходится задумываться над перемещениями. Это терпимо на первых порах — помогает реконструировать такие великие кампании как Аустерлиц и Йену — но чем дальше, тем сильнее ощущение, что играть слишком просто. Из-за этого фактора французы могут без труда победить в Испании. Также боевые модификаторы слишком благоволят французам; игроку за коалицию приходится полагаться на милость судьбы, в противном случае его армии будут гибнуть одна за другой.
7) На стороне относительно неповоротливой коалиции гигантский британский флот (причём с высочайшими характеристиками), крохотная британская армия и несколько союзных держав: Австрия и Пруссия (которые то вступают в коалицию, то выходят из неё по мере поражений; после периода вынужденного мира они снова присоединяются к коалиции), Россия (которая сильнее и которую сложнее покорить) и Испания, вступающая в коалицию после карты «Мадридское восстание». Как я уже не раз говорил, армии коалиции страдают от катастрофической нехватки мобильности из-за высокой цены активации генералов. Лишь после вступления в игру Блюхера и Веллингтона ситуация несколько улучшается. Самая сильная и многочисленная армия коалиции — русская, однако она стартует и пополняется далеко в России. Самая маленькая — прусская (пока к коалиции не присоединяется Испания, слабейшая из великих держав и по численности, и по качеству солдат).
Австрийская армия — середнячок, но у нее мало более-менее приличных полководцев. Однако Австрия на удивление стойко держится, особенно при наличии британской финансовой поддержки.
Подведу итоги. Napoleon against Europe — довольно сложная в освоении игра с кучей лишних правил. Но в целом она довольно реалистична (не считая некоторых упомянутых моментов) и у вас есть много вариантов действий; куда больше, чем в Paths of Glory или Crusade and Revolution. Это далеко не быстрая игра, поскольку каждый ход занимает 45–60 минут (отчасти из-за неоднозначных правил, отчасти из-за необходимости рыться в книге правил в поисках нужного параграфа), но геймплей очень увлекательный. Жаль, что у игры есть серьёзные недостатки. Хотелось бы увидеть фанатскую доработку правил или же переработанное издание.
Я поставлю Napoleon against Europe 6,5 балла из 10: из-за интересной лично мне эпохи, многочисленных удачных находок и красивого вида. Однако до лучшей стратегии по Наполеоновским войнам она, увы, не дотягивает; не хватило полировки.