Siar написал 18 минут назад к игре Worms. Коллекционное издание: # Критические (не в кавычках) обзоры полезнее постоянного позитива. Не в...
Frapso написал 24 минуты назад к игре Detective: City of Angels: # Приветствую! Возвращаюсь к переводу этой замечательной игры :) Надо от...
Horus написал полчаса назад к новости Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game: # мамонты живы!
rookier написал полчаса назад к игре Эволюция. Естественный отбор: # "Эволюция. Естественный отбор" для меня - сама приятная игра из тех, г...
BocMinator написал полтора часа назад к игре Berserk: The Board Game: # Что-то совсем не впечатляет
Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game
Тактическая карточная дуэль по "Героям меча и магии"
Идёт предзаказ «Ла-Гранхи»! Пора вернуться на солнечную Майорку
Предзаказ «Ла-Гранхи» открыт! Пора вернуться на солнечную Майорку crowdgames.ru/...
Идут сборы на Berserk: The Board Game
Кооператив по знаменитой гримдарковой манге.
Идут сборы на Uprising: Curse of the Last Emperor - Legendary Box
Комплексная кооперативная 4х стратегия с двумя асимметричными противниками.
С миру по нитке [29.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Анонсы локализ...

Racerx

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь

10 октября 2025

Информация

добавить
игры Проклятие Канделябрии
Дата: 10 октября 2025
Оценка пользователей
9.5824
-

Зажигаю свечку… Смотрю на пламя, смотрю на коробку… Проклятие Канделябрии. Это такая настолка с кикстартера, которую нам перевели и привезли. Кикстартер, всегда опасная штука, Борис. Его магия обманчива. За красивыми миньками и картинками может скрываться пустота... Идем по порядку, пока свеча горит, мой Пастернак.                                                                                                                                                                                

Горение

                                                                                                                                                                              

Начнем с того, что проще. Когда тебе в руки попадает новенькая коробка этой Канделябрии – ты рад. Красивая, чуть меньше прочих, картон толстый. Открываешь, а там даже орг из пластика! Ну, думаешь, лакшери. Здесь тебе и двуслойные РОВНЫЕ, Борис, планшетки фракций. Какой такой магией они пользовались, каким пламенем сушили клей, а?                                                                                                                                                                              

И тебе карты плотные, каких мы уже и не ждем от некоторых других изготовителей. Красиво!                                                                                                                                                                              

На миньках как-то уже сложнее. Они ничего такие. Замки – хороши. Но они полые внутри. То есть, пустые… А вот когда видишь огоньки, которые нужно вставлять в миньки – начинаешь сильно беспокоиться. Такие маленькие они, микроскопические. Одно неловкое движение, и можно поломать. И, как я слышал, поломали уже много. А сама идея красивая, и миньки с огоньками смотрятся эффектно. С грустью дума о тех китайцах, которые сидели и проделывали эти маленькие отверстия. Или они так и были напечатаны?                                                                                                                                                                              

Поле – яркое, сочное. Внешне мне оно нравится, об удобстве его использования скажем позже. Одна сторона на 4-5 игроков, другая до 3. Соло-модуль идет в отдельной коробке, о нем не знаю ничего.                                                                                                                                                                              

Можно купить коробку с миниатюрами, которые заменят огни из базы, но мне кажется, что огни вполне прилично смотрятся.                                                                                                                                                                              

Иллюстрации на картах какие-то хаотичные. Создается впечатление, что они собраны с какого-то стока и доработаны – всем по свечке в темя или еще куда. Не знаю, как дело было взаправду, но ощущение, что все эти ребята в колодах, кроме тех, которые изначально принадлежат конкретной фракции, собрались вместе совершенно случайно. Не отменяет того, что смотрятся они неплохо.                                                                                                                                                                              

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь, изображение №2
 

Начинает чадить                                                                                                                                                                              

И только навыдавливал ты жетонов всяких и карты окунул в протекторы, как выясняется… что ты это назад в орг не вернешь. Это была ловушка, Борис. Карты в свой отдел уже не помещаются, и со всем этим добром тебе теперь приходится шаманить как хочешь. То есть, пластиковый органайзер здесь только для транспортировки напечатанной игры. Кроме отсеков для минек, с ними всё нормально. Огоньки придется снимать, пазы для минек их высоту не предусматривают. Ну и как это понимать? На мой взгляд, удобство выгрузки и загрузки игры – это важный элемент в жизни настольщика. А если вы не понимаете, что почти все игроки используют протекторы, и под это дело нужно место в органайзере, вам стоит взять пару свечей и… и…                                                                                                                                                                              

Да, в коробку не положили подставки под стэндики монстров и положили меньше картонных огоньков для отметки контроля этих монстров. Все, кстати, технические огрехи, скажем сразу, записываем на счет оригинального издателя, который печатал и нам, и другим. Проблемы везде, я так понимаю, одинаковые.                                                                                                                                                                              

Еще сборные конструкции для карт и жетонов напечатали не совсем правильно, свечки там смотрят вниз. Это ничего, простим. Их перед каждой игрой нужно собирать заново, ведь в коробке для них, собранных, места нет. Кстати, я их и в разобранном виде храню вне коробки… Почему, спросишь ты, Борис?                                                                                                                                                                              

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь, изображение №3
 

Ближе к фитилю                                                                                                                                                                              

Абсолютно никаких памяток. Всё только в книге правил. Что там за инфографика, что там делают символы – спрашивай у того, кто рассказывает правила или проси передать рулбук. Внутри найдешь ответ. Или печатай сам, Борис. Издатель эти глупости твои вообще на свечке палил.                                                                                                                                                                              

Правила написаны терпимо, но после их прочтения ты знаешь об игре вовсе не всё. И только вдумчивое чтение BGG, раздел форма «эррата», даст тебе информацию, что имелось в виду, что поменялось. Уже после отправления всего в печать, авторы механик кое-что обдумали и поменяли. То ли еще будет.                                                                                                                                                                              

С разными составами я сыграл две партии. Оба раза это было где-то в пределах четырех-пяти часов, с правилами. Оба раза мы сыграли два раунда из трех… На этом можно было бы и заканчивать. Но мы продолжим.                                                                                                                                                                              

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь, изображение №4
 

Свеча горела                                                                                                                                                                              

Перед нами игра последователей школы Эрика Лэнга. Уж очень много общих точек. Но и не сказать, что Канделябрия клон какой-то его конкретной игры. Здесь есть свои заманчивые находки. Например, передвигаясь одной из фигур, мы заходим на одну из территорий, отмеченную символом. Если нас там раньше не было – мы выполняем действие этого символа. Если у нас уже есть присутствие в других землях с этим символом – выполняем это действие эквивалентное количество раз. Можем ресурсов наковырять, взять боевые карты, поменять свои карты персонажей на те, которые спрятаны в общей колоде, можем улучшить замок или даже построить храм. И весь процесс – это наше брожение по карте, активация территорий и растыкивание по ним своих огоньков. Фишка в том, что, если мы зашли на землю, где уже есть наш огонек – мы не выполняем действие символа. Это значит, что нам нужно все время выходить на новые земли. До наступления военной фазы игроки взаимодействую друг с другом минимально.                                                                                                                                                                              

Описанное выше – увлекательно! Есть НО. Поле, и с этим согласились, пожалуй, все те, с кем я играл, читается тяжко. Десть земель, каждая из которых рассечена на три участка. Высматривать – сколько и где, и кого на карте – просто страдание. Ты смотришь на поле, что-то запоминаешь. Отводишь взгляд, потом снова смотришь – и приходится заново всё искать. Допускаю, что с опытом будет проще, но пока поле, хоть оно очень даже красивое и интересное, кажется нечитаемым. Очень скоро оно всё покрывается огнями игроков. А ведь вам нужно прикидывать, где вы можете победить, сколько символов контролируете.                                                                                                                                                                              

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь, изображение №5
 

Парафиновая эксплуатация                                                                                                                                                                              

В ход можно либо выставить одну из трех карт и трех свечей, либо, за сброс карты, подвигать одну или две фигуры. То есть, у нас два очка движения, которые можно вложить в одну фигуру или распределить между двумя. И еще можно снять огонек с фигуры, чтобы двинуть ее еще раз. У нас есть пилигрим, какой-то маг и рыцарь на драконе. Первый может прыгать через одну территорию, второй умеет перескакивать на тот же символ, на котором стоял, но в иную землю. Третий просто сильнее и может вытолкнуть фигуру врага на другую землю. Замок, передвигаясь, тушит одну чужую свечу. Каждый ход – это пазл. Куда мы хотим подвигаться, какие символы активировать. Считаем, на скольких символах уже стоим, какие фигуры лучше двинуть. Потом мы думаем, какие карты тактики взять, какие ресурсы. Казалось бы – всё просто. Но по факту ходы на поле получаются небыстрыми.                                                                                                                                                                              

Когда все потратили свои карты, начинаем боевую фазу. Их будет семь. Три земли блокируются проклятьями. Да, в бой вступают еще и монстры, за влияние на которых мы боролись в ходе раунда.                                                                                                                                                                              

Сражение напоминает «Кровь и ярость», только дольше. У нас есть плашка, на нее можно выставить до двух карт тактики. Одновременно вскрываем. Начиная с первого игрока, можно сбросить одну или две своих карты, чтобы заставить кого-то из игроков сбросить свои. Нужно только, чтобы символ с вашей карты совпал с одним из символов врага. Так каждый может что-то испортить другому. Потом, снова с первого игрока, разыгрываются оставшиеся карты или впечатанные на плашке символы. Всё это мы делаем с уже открытыми картами и можем торговаться, просить друг друга о чем-то, формировать коалиции ненависти.                                                                                                                                                                              

Карты тактики позволяют нам гасить чужие огоньки, зажигать свои, красть ресурсы, получать ПО напрямую. Здесь мы встретились с небывалыми возможностями по кингмейкингу. То есть, я вижу, что точно не побеждаю, но я могу помочь кому-то другому проиграть. За две партии мне отдавали победу раз пять. Просто чтобы не дать ее тому, кто нас обгонял. То есть, тот, кто собирался победить, просто не мог этого сделать, его тушили и давили другие. Логично? С одной стороны – да, лидера нужно бить. Но с другой – получается так, в ряде случаев, что исход битвы зависит от симпатии и перспектив участников, а не от вашего хитрого маневра. Могу допустить, что при наигрыше, этот момент будет выравниваться. Может быть мы разыгрывали карты, не беря в расчет своеобразную логику Канделябрии.                                                                                                                                                                              

Фаза сражений – это семь земель, семь раз мы делаем всё описанное выше. Если на земле только один игрок – он просто получает ПО. Кто-то из игроков сказал, что последним в бою разыгрывать всё очень и очень выгодно, кто-то не согласился. Победив в сражении, вы теряете первенство в очередности хода и в новом уже не будете ничего решать раньше других. Первый игрок может сразу выбить опасные карты (но все не выбьет ведь).                                                                                                                                                                              

Последний в очереди может многое зарешать. Как и во многих военных играх, походить тогда, когда другие уже не могут ничего сделать – особенно радостно. В наших партиях сражения получились какими-то обидными и странными. Вся эта система, как мне кажется, могла бы быть проще и быстрее. И без возможности распределять урон. Так и вспоминаются Кровь и ярость, Анх. Просто сыграли по карте и разбежались. Что еще важно отметить – ПО за победу в бою распределены так: четыре, восемь и двенадцать, в зависимости от раунда. То есть, в третьем раунде отстающий, собрав силы, может неплохо так наварить. И первые два раунда, получается, чисто разминка…                                                                                                                                                                              

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь, изображение №6
 

После первого раунда, ожидаемо, наступает второй. Все наши ребятки со свечками уходят, их нужно вызывать снова. А вот огоньки никуда не уходят. Они остаются. И вы получаете еще одну карту на руку, что значит – во втором раунде действий у всех будет больше. Но вариантов получить профит с поля – меньше, ведь ваши огоньки, которые никто не задул в бою, остаются на местах. А сами вы их убирать не можете. Ты, Борис, можешь умолять других тушить твои огоньки, но эти другие… могут ответить тебе отказом. Есть песня The Doors «Light my fire», для этой игры нужно записать песню «Snuff my fire» или как-то так. Короче, ты хочешь, чтобы другие игроки тушили твой огонь. Разработчики признаются, что не сразу, но решили запретить тушить собственные огоньки. Якобы, это давало опытным игрокам творить зло. Я бы хотел посмотреть на опытных игроков в Канделябрию. И на единорогов.                                                                                                                                                                              

Что еще… Есть целая колода карт с нейтральными персонажами. Оттуда берем вслепую. Можно активировать действие, чтобы взять сколько-то карт и потом столько же вернуть, заменив ненужные с руки. Смотрится рандомненько. Есть фракция ведьм, они могут выбирать каждый раз из трех карт. Кстати, карты и технологии отмечены греческими цифрами, от одного до трех. Цифра обозначает, в каком раунде начинает действовать свойство. И вы можете в первом же раунде, например, достать себе карты персонажа, свойство которого сыграет только в третьем раунде. Прикольно. Идея, наверное, в том, чтобы ты, Бори, доиграл до конца, зря что ли карту брал.                                                                                                                                                                              

Есть технологии, их можно покупать. С ними всё, вроде бы, норм… Есть на добор ПО в финале, дальше походить свечкой, отпихнуть подальше врага рыцарем, иметь дополнительные символы для активации.                                                                                                                                                                              

Можно строить храмы. Один при постройке и разрушении дает 4ПО, другой бесполезен до третьего раунда (там он гасит один огонек), и третий, самый веселый. Третий отдает победу в регионе самому слабому. Все храмы можно рушить или просто строить поверх храма другой храм, блокируя эффект нижнего (-их). Вот это явно хорошая задумка. Впрочем, если у вас в регионе будет всего один огонек и не будет карты на зажечь - другие просто вас задуют и всё.                                                                                                                                                                              

Свечки все разные?                                                                                                                                                                              

У каждой фракции есть некая асимметрия – карты со своими эффектами и одна уникальная способность. Вернее, способности три, но две из них – это просто модификатор. А вот одна – интересная. Например, красные могут прыгать через свои огни. Синие выставляют свечи в любую точку поля. Желтые могут изучать технологии, не забывая при этом перемещаться.                                                                                                                                                                              

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь, изображение №7
 

В целом вся эта фракционная разница ощущается блёкло. Что я за ведьм играю, что за рыцарей… Разница только в красивой фигурке замка. У вас же так сочно всё оформлено, так красиво, даже сюжет есть. Но на первом же повороте пять фракций теряют почти всю свою индивидуальность.                                                                                                                                                                              

В Анхе, с ОДНОЙ уникальной способностью бога, ты куда острее ощущаешь, что играешь за отдельную фракцию, со своей логикой действий. Вспоминаются Циркадианцы, вот где каждая фракция играет по-разному, и ты лор считываешь буквально во всём, что происходит. Сами механики рассказывают тебе о характере твоего народца. Не говоря уже о Войнах Ктулху, Корнях, Восходящем солнце и так далее.                                                                                                                                                                              

Воск и лоск                                                                                                                                                                              

Итак, внешне, как арт-объект, Канделябрия вызывает восторг (пока не начинаешь собирать ее обратно в коробку). Ну или может вызвать, если вам нравится мрачное, странное, эпичное. Да, история про людосвечи с одной стороны какая-то примитивная что ли, а с другой – почему бы и нет. Двигающиеся замки – прикольно. Хотя, почему они такие – неведомо. Да, можно себе представлять, как наши странники возжигают огни и обретают неведомую силу. Ок, я готов себе это представить.                                                                                                                                                                              

НО, вернемся к началу. Мы сыграли дважды, играли вчетвером. И оба раза останавливались после второго раунда. По ощущениям – первые часа полтора идут классно и бодро, но потом уже хочется выходить в финал. А игра еще очень и очень от него далека. Через три часа ты уже точно готов сыграть во что-то другое, но Канделябрия тебя никуда не отпускала, Борис. И вот четвертый час, а вы только добиваете второй раунд. И добро бы что-то такое происходило на поле, что держит напряжение, интерес. Какие-то изменения, новые горизонты, действия, перспективы. Но на самом деле мы занимаемся одним и тем же. Натыкиваем огоньки и стараемся прикинуть, как будем ими сражаться. И потом сражаемся. Разница только в трех выходящих проклятьях-монстрах. И именно третий раунд, видимо, на самом деле решает.                                                                                                                                                                              

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь, изображение №8
 

На днях вот в чатике человек сказал, что у них полная первая партия заняла четыре часа. Допускаю, что, если понаигрывать, можно выйти на 3.5. Это если все знают правила, продумывают ход в свободное время и вообще ходят быстро и решительно. Но что-то тут не так…                                                                                                                                                                              

Кажется, что авторы не докрутили, не допилил. По всем ощущениям здесь больше сущностей, чем нужно. Будто бы с массива баланса не успели снять еще пару слоев воска. И, более того, на некоторые места долепили еще куски, чтобы всё не рухнуло. Получилось как-то неповоротливо.                                                                                                                                                                              

Вспоминается Юкатан. Он ведь пришел к нам на трех ногах, держа между ними голову. Но даже тогда, с проблемными правилами, он был интересен. Потом Матагот (или автор отдельно, не знаю) напряглись, дописали правила как положено, и Юкатан вовсе стал конфеткой. Но там была проблема именно в том, что продуманные правила изложили погано. В Канделябрии видно, что сами авторы бросили проект раньше, чем он был готов.                                                                                                                                                                              

Стоит ли игра свеч                                                                                                                                                                              

Мир игры, ее базовые механики – они цепляют, хочется к ним вернуться. Расставлять огоньки и получать сумму их действий – увлекательное занятие. Но тратить на это четыре часа – перебор. Даже три. Возможно, втроем Канделябрия будет резвее. Хотя я слышал о партии втроем, длящейся шесть часов… Можно попробовать сыграть вчетвером на стороне поля для троих – сражений будет меньше. Партию на пять и шесть игроков я просто не готов даже представить…                                                                                                                                                                              

Получается, что основная проблема, по моим ощущениям, это неоправданно растянутое время игры. Оно такое потому, что они просто не смогли иначе разнести свои механики и выровнять баланс (в понимании авторов).                                                                                                                                                                              

Может быть другие игровые ячейки примут эту настолку, не смотря на весь хэйт по поводу качества/комплектности компонентов. На этот счет всё не так плохо. Да, органайзер просто никакой, но это не впервые. Напечатано всё прилично, миниатюры, в рамках настольных игр, вполне нормальные. Атмосфера у игры есть. Для кого-то, наверное, и время партии вовсе не проблема. Может я просто чего-то не понял, и всё то, что мне кажется косяком, на самом деле фича…                                                                                                                                                                              

В общем, Борис, это тот чадящий случай в настольной практике, когда хочется любить игру, хочется увидеть в ней больше позитивного (и это скорее благодаря визуальной части), но ее огрехи заметно портят картинку. А с полок на тебя смотрят настолки, для которых усилия любить их не требуются, они уже круты и ждут, когда ты уделишь им время. Это и Восходящее солнце, и Анх, Кровоярость, Циркадианцы, и даже Хаос в старом мире. Канделябрия делает заявку на то, чтобы встать в один ряд с этими монстрами, но ей нужны для этого пластические операции или еще что принять. И зачем тебе свечка, если есть электричество, да?                                                                                                                                                                              

Проклятие Канделябрии. Погаси мой огонь, изображение №9
 

Я не знаю, дам ли еще шанс этой восковой штуке. Прочитав правила для партии вдвоем, я понял, что это уже что-то другое, и мне не хочется заново вникать в нюансы и читать БГГ (а там на тему дуэли очень много пояснений). Сыграю, возможно, втроем. Может тогда, на третий раз и с тремя игроками, Канделябрия станет для меня более цельной и осмысленной. Или может авторы еще вернутся к ней и что-то допилят… Шансы небольшие есть, но тут уж как повезет. Где-то там теплится хорошая игра.                                                                                                                                                                              

А пока даже не знаю – и казнить жалко, и помиловать, вроде бы, особо не за что, кроме картинки, атмосферы и пары фокусов. Молчание по поводу игры почти стопроцентное в мире – с интересом бы почитал отзывы других потерпевших. Кто-то справедливо заметит, что две неоконченные партии – это несерьезно, для написания обзора и нужно было подготовиться лучше. Но я отвечу, что нет. И на этом задуваю свечу.                                                                                                                                                                              

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Kalrh написал полдня назад: #

Оформил возврат средств когда выяснилось про качество игры во время рассылки. Жалко времени ожидания, концепт выглядел впечатляюще но обе фабрики испоганили продукт - одна хреновым производством, другая переводом.

Ksedih написал день назад: # скрыть ответы

Хорошо отвадили от игры. =) Мне понравилось. Хотя сама концепция с активациями плюх на территориях и задуваниями свечей звучит(ала) интересно.

AngelOfSucsess написал день назад: # скрыть ответы

На самом деле все вполне играбельно. Нужно просто заранее понимать и быть готовым к тому, что в начале у тебя только действия, каждое из которых, при а активации, ты выполняешь 1-3 раза, а потом эти действия обрастают дополнительными способностями, срабатывают большее количество раз, карт сражений больше, поэтому выбираешь из большего количества вариантов. Мы играли вшестером 4 часа и всем понравилось.

Racerx написал день назад: # скрыть ответы

Шесть? В Канделябрию? Четыре часа? Понравилось? Не верю)) Одна из составляющих лишняя)

Zeydlic написал день назад: #

Наверно все игроки были прошаренными против даунтайма. С теми кто далек от понимания культуры игр в настольные игры (думать нужно быстро, думать нужно всегда, думать нужно об игре) играть сложно в любую игру.

AngelOfSucsess написал день назад: #

Все садились с пониманием и знанием того, что партия будет долгая. Плюс в игре очень важно следить за другими игроками и полем и следить интересно, поэтому даунтайм не ощущается.

Racerx написал день назад: #

Да, концепция - класс. Вообще в игре немало классных деталек. Но в целом это всё работает, мягко говоря, странно. До сих пор скорблю, ибо внешне мне очень нравится Канделябрия.