Siar написал 6 часов назад к игре Дом Павлова: # Одиночный варгейм по одному из событий Сталинградской битвы - защите д...
Siar написал 6 часов назад к игре Империи: Классика: # Колодостроительная игра-цивилизация, где нам необходимо будет возглави...
Herbert_West написал 7 часов назад к игре Deep Madness: # Объективная оценка происходит не в соответствии с какими-то внутренним...
MolWin написал 7 часов назад к игре Deep Madness: # Да я вижу на что отвечал, зачем пересказывать. Лучше мое сообщение про...
bg01cc написал 7 часов назад к игре Battle of Hoth: # Корни и Аркс - варгеймы, а Аркс - так и вовсе лучший, по версии Golden...
Башня анонсов (часть 3)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Самые ожидаемые игры 2026 года
Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News.
Идут сборы на Goblin Party
Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям.
Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss
Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ...
С миру по предзаказу (23.11-05.12)
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.

Siar

Обзор The Stuff of Legend

27 августа 2023

Информация

добавить
игры The Stuff of Legend
персоны Кевин Уилсон
компании Th3rd World Studios
Дата: 27 августа 2023
Источник: boardgamegeek.com
Оценка пользователей
8.7528
-

Перевод обзора с BGG

 

 

 

 

Stuff of Legend — кикстартерная игра со скрытым предателем. Мы ждали её с нетерпением, она даже попала в топ-10 наших самых ожидаемых игр в 2022 году — главным образом потому, что её автор — Кевин Уилсон, один из создателей великолепного «Ужаса Аркхэма» (2-й редакции). Правда, приехала она не в июне 2022 г., как было обещано, а только в мае 2023 г.

 

Мы заказали кикстартерный пледж Bogeyman, он выглядит как на фото справа. Ритейловое издание выглядит скорее как на фото слева. Разницу обсудим ниже.

 

 

 

 

Stuff Of Legend — графический роман-бестселлер... о котором я впервые услышал, когда вкладывался в настолку на «Кикстартере». Сеттинг и предыстория взяты из романа: игроки берут на себя роли игрушек, который пытаются спасти похищенного мальчика от Бугимена.

 

Хоть я и незнаком с франшизой, сеттинг и арт выглядят привлекательно. Кстати, в моём кикстартерном издании есть приличных размеров книга комиксов под названием The Dark, Book I. Иллюстрации превосходные, правда немного темноватые. Вообще компоненты тут отличного качества.

 

 

 

 

Кооператив или игра с предателем?

 

 

Внимательные читатели наверняка заметили, что на коробке написано, что игра кооперативная, однако мы выше написали, что Stuff of Legend — игра со скрытым предателем. Так кооперативная она или с предателем? И то, и другое, и в то же время ни то, ни другое. Сейчас поясню.

 

Как и во многих играх со скрытым предателем, тут на старте каждый игрок получает карточку лояльности. Все делятся на две команды: игрушек, пытающихся спасти мальчика (лояльных мальчику), и пытающихся помочь Бугимену (лояльных Бугимену). Большинство игроков лояльны мальчику, а противостоит им максимум 1–2 (в зависимости от количества участников) предателя.

 

 

 

 

Фишка в том, что если участников 3–4, то с 50% никто не будет лоялен Бугимену. На старте вы тасуете 1 карту лояльности мальчику и 1 карту лояльности Бугимену, после чего в колоду лояльности к другим картам кладётся только одна из двух. Таким образом, может оказаться, что на старте предателей вообще нет. Оставшуюся карту кладут на поле. С помощью специальной карты «Мутить воду» игроки могут поменять её местами с другими картами лояльности.

 

Знатоки игр со скрытым предателем могут вспомнить древние «Тени над Камелотом», где тоже может не быть предателей. Собственно, мы предпочитаем играть в «Тени над Камелотом» с делающим её полностью кооперативным хоумрулом (см. список Top 10 Games That Can Be Played Fully Cooperatively).

 

Если же вы играете впятером или вшестером, то в игре гарантированно будут 1–2 карты лояльности Бугимену.

 

Но есть карта «Мутить воду», способная резко поменять расклад: она позволяет поменять свою карту лояльности на лежащую на поле. Если дела у вашей команды явно идут плохо, почему бы не разыграть её и не попробовать сменить команду? Да, в этой игре ваша лояльность может меняться по ходу игры.

 

 

 

 

Есть ли смысл играть в полностью кооперативном режиме?

 

 

На мой взгляд, да. Мы сыграли партию на четверых, и команда мальчика еле-еле победила. Предателем был я. Проблема в том, что я мало чем мог помешать противостоящей команде: поскольку выбор, кто делает какие действия, определяется голосованием, у меня не было возможности сильно напакостить. И после раскрытия предателя он не получает каких-либо особых преимуществ. В «Тенях над Камелотом» и многих других играх со скрытым предателем (например, Battlestar Galactica и «Непостижимом») вы после вскрытия можете саботировать других игроков специальными действиями. Тут же нет ничего подобного. Всё, что я мог сделать под конец партии, — это сказать: «Мне нечего делать», — и сбросить одну-две карточки в надежде, что игрокам придётся бросать монетку и получить неприятности.

 

Отсутствие особых способностей у предателя — одновременно благословение и проклятие. С одной стороны, если бы у команды предателей были особые возможности, то по ходу партии вам, скорее всего, пришлось бы сверяться с книгой правил в поисках нужных моментов и палиться. С другой стороны, при текущем раскладе у вас возникает ощущение, что вы мало чего можете, хоть вы и предатель. Собственно, под конец партии предел ваших возможностей — это постараться побыстрее скинуть карты из руки, чтобы игрокам пришлось бросить монетку.

 

 

 

 

Как по мне, игра ничего особо не теряет в полностью кооперативном режиме, благо победить всё равно непросто. В конце партии лояльным мальчику игрокам придётся сыграть в угадайку с 20% шансом поражения. Так что, думаю, можно смело захоумрулить, что играем в чисто кооперативном режиме только с картами лояльности мальчику. По крайней мере если вас 3 или 4; если игроков больше, то баланс меняется.

 

 

Соло-режим

 

 

Официального соло-режима нет, ведь это игра со скрытым предателем, для которой нужно много участников. Но как говорилось выше, можно смело играть в полностью кооперативном режиме — выиграть всё равно непросто. Так почему бы соло-игроку не управлять 2–3 игрушками и играть так, как если бы это был кооператив на 2–3 человека?

 

Играбелен ли такой режим? Да, вполне; я отыграл соло-партию с тремя персонажами. Управляться с колодами трёх персонажей было немного сложновато, но эта сложность в какой-то мере балансирует преимущество полного знания всей информации; игра за двоих персонажей могла бы выйти слишком простой.

 

Можно подумать, что знание всей информации слишком упрощает игру, но это вовсе не так. Я проиграл соло-партию, потому что выбрал не тот выход, а выбирать пришлось, потому что у меня заканчивалось время на поиски мальчика. Стоило тщательнее поискать выходы, но времени не было.

 

Так что играть соло довольно интересно.

 

 

 

 

Кикстартерное издание

 

 

У меня кикстартерное издание — The Bogeyman Edition. Но я считаю, что ритейловое издание предпочтительнее, если вас интересует игра. Почему?

 

 

 

 

Во-первых, миниатюры в кикстартерной версии хоть и выглядят замечательно, но не особо функциональны. Картонные стендики тематичнее, учитывая, что вы играете за игрушек. На миниатюрах игрушки представлены в более агрессивных позах, причём светлого, напоминающего телесный оттенок. Думаю, если бы в игре была возможность раскрытия игрушки-предателя, то там эти миньки выглядели бы уместно, а так они не очень нужны. Да, вы можете подозревать, кто есть предатель, но механики обвинения/раскрытия в игре попросту нет. Даже если вас прямо обвиняют, никаких причин признавать себя предателем нет, поскольку это не даёт предателю никаких преимуществ. Лучше продолжаться скрываться и пытаться сеять сомнения насчёт вашей роли.

 

 

 

 

Все мои друзья предпочли минькам картонные стендики; они больше похожи на грустных игрушек, и это хорошо вписывается в атмосферу игры. Ведь вы пытаетесь спасти мальчика — логично, что вы выглядите грустными игрушками.

 

Во-вторых, хотя кикстартерная металлическая монетка (вы её периодически подбрасываете) выглядит классно, подбрасывать её сложнее. Игроки боятся повредить её при падении, так что подбрасывать её заставили меня, владельца игры.

 

 

 

 

В общем, хотя это может прозвучать странно, ритейловая версия, на мой взгляд, лучше: удобнее, дешевле и может даже тематичнее. Решайте сами.

 

 

Интересные идеи

 

 

Одна из самых инновационных механик этой игры — то, что карты в вашей руке ценный ресурс, который следует расходовать осторожно: каждый раз, когда у вас заканчиваются карты и вы должны тянуть новые, вам приходится подбрасывать монетку, и тогда происходит что-нибудь нехорошее — либо мальчик ещё на шаг приближается к смерти, либо Бугимен начинает действовать.

 

 

 

 

То есть каждый раз, когда выпадает сторона мальчика, маркер на его треке двигается на 1 деление. Если он дойдёт до конца, его команда проиграла.

 

А когда выпадает сторона Бугимена, вам придётся вытянуть карту Бугимена, которая не сулит ничего хорошего.

 

Эта механика заставляет бережно расходовать карты, чтобы пореже бросать монетку. Это интересно и напряжённо: почему я сбрасываю карты из руки — потому что работаю на Бугимена или же мне просто зашли отвратные карты и нужны новые?

 

 

 

 

Ещё есть интересная механика карт действий со слабостями. Любая карта с чёрной меткой считается «порченой» и её розыгрыш заставляет персонажа активировать его слабость. К примеру, слабость генерала («Сомнения») вынудит его сбросить рандомную карту, если одно из его действий «подпортили». Опять же игра сулит интересные непростые решения: «Я могу помочь 3 красными символами, но они порченые!» Возникает вопрос: товарищу действительно больше нечем помочь или же он предатель и хочет вас ослабить? Не забывайте, что карты действий — ограниченный ресурс, и, возможно, лучше разыграть порченую карту, чем в очередной раз подбрасывать монетку.

 

 

Исследование

 

 

 

 

Это уникальная особенность Stuff of Legend; не припомню других игр со скрытыми предателями и исследованием окружающей среды (разве что в Battlestar Galactica немного, но там поле куда более статичное). На старте вы рандомно раскладываете множество карт локаций и встреч. Игрокам придётся исследовать окружающий мир, чтобы найти верный выход, однако процесс исследования сопряжён с болезненными последствиями — активациями приспешников и лидеров войска Бугимена и прочими пакостями. Есть, правда, и карты действий, помогающие с этим справиться (подглядеть, что ждёт вас впереди, поменять местами карты встреч и избежать неприятностей), так что у вас не возникнет ощущения, что вы всецело отданы на милость рандому.

 

Этот элемент исследования отлично работает как в режиме со скрытым предателем, так и в полностью кооперативном. Правда, несмотря на его классность (лично мне очень нравятся игры с исследованием), он затягивает игру. Большинство игр со скрытым предателем покороче: меньше часа или даже минут 20. Тут же партии идут 1,5–2 часа (правда, в соло-партии я уложился в 1 час).

 

 

Заключение

 

 

 

 

Если взглянуть объективно, The Stuff of Legend привносит в жанр игр со скрытым предателем немало интересных идей: порченые карты действий, необходимость бережно расходовать карты с руки, механика исследований и меняющие вашу команду по ходу партии карты лояльности. Роль предателя немного подбешивает, поскольку у вас мало возможностей напакостить другим, даже когда всем очевидно, что вы предатель. Это наше главное нарекание к игре. Но в целом геймплей увлекательный. Хоть по сути выходит почти чистый кооператив, от этого становится только напряжённее и интереснее. Чисто объективно я бы поставил 7,5 балла из 10.

 

Если вы любитель жанра игр со скрытым предателем, вам не факт что зайдёт: The Stuff of Legend довольно долгая (из-за элемента исследования), так что стоит попробовать перед покупкой. Как и большинство игр с предателями, она лучше работает с большим количеством участников.

 

Субъективно же мне не нравятся игры со скрытыми предателями. Если бы в Stuff of Legend был только один режим, я бы сразу её продал, но, к счастью, тут можно спокойно играть в полностью кооперативном режиме, и даже соло с 3 персонажами.

 

Итак, если вам нравятся игры со скрытыми предателями, то объективной оценкой будет 7,5/10. Оценка кооперативного режима — 6,5/10 или 7/10. Соло-режима — 6,5/10. Если вам нравятся кооперативы или соло-игры, то Stuff of Legend — неплохой вариант.

 

Разумеется, если вы фанат первоисточника — графических романов, — то оценку можно повысить на балл: игра весьма тематична.

 

P. S. Я одел карты лояльности в протекторы, потому что опасался, что они изотрутся от частого использования. На практике мы брали их в руки не так уж и часто, но малейшая вмятина или царапина на рубашке — и карта будет узнаваема, даже если её перевернуть, так что протекторы всё равно необходимы, тем более что в колоде всего 9 карт.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Siar написал 2 года назад: # скрыть ответы

По стилистике напоминает мрачные Плюшевые сказки с предателем.

Arhiserg написал 2 года назад: #

Я вообще подумал, что это новая итерация "плюшевых сказок" от Хоторна, только теперь с Бабайкой