| Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями | |
| Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал... | |
| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| игры |
Клинок и Колдовство
Sword & Sorcery: Ancient Chronicles |
| Дата: | 26 августа 2021 |
| Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
| 9.0036 |
![]() |
- |
Sword and Sorcery: Ancient Chronicles (далее AC) — кооперативная игра на 1–5 игроков, в которой вы берёте на себя роль одного из 5 героев, которые приблизительно вписываются в классические роли танка, целителя, вора, мага и лучника. Также вы определяете своё мировоззрение: порядочное, хаотичное или нейтральное. В зависимости от мировоззрения меняется часть доступных героям навыков и часть доступных в ходе игры сюжетных решений. Согласно сюжету AC, ваши герои умерли много лет назад, но по причинам, которые я не стану спойлерить, их вернули к жизни. Это выглядит несколько логичнее ситуации в типичном данжен-кроулере, где ваш герой помирает в бою и тут же воскресает просто так.

Хаотичная и порядочная Артемида.
На протяжении ваших приключений вы будете периодически получать очки душ (в основном от убийства врагов, но иногда от иных игровых эффектов), которые можно потратить на прокачку героев. Естественно, у высокоуровневых героев больше HP, больше действий (в том числе атак), больше способностей и талантов. Способности — это что-то вроде карточек заклинаний. У каждого героя своя уникальная именная колода. В зависимости от выбранного мировоззрения часть карт окажется недоступна. Таланты похожи на способности, но доступны любому герою.
Герои начинают игру в призрачной форме (мёртвыми), но вскоре будут возвращены к жизни. Первый сценарий (квест) — вступительный, знакомящий с игровым процессом, что позволяет достаточно быстро приступить к игре. Сюжет в основном линейный, состоит из 8–9 квестов. В промежутках между квестами вы будете посещать города. В городах есть локации, которые можно посетить, потратив жетоны времени. Вы получаете их при входе в город, а также когда выполняете квесты — в зависимости от вашей эффективности. Среди городских локаций есть Эмпориум (магазин), кузницы (улучшение или ремонт оружия и брони) и сюжетные места, привязанные к определённым параграфам книги секретов.

Город Нилмерг.
Да, насчёт книги секретов: она перекочевала из первой части «Клинка и колдовства», став ещё толще. Вы зачитываете из неё определённые параграфы в процессе выполнения квестов или посещения городов; это продвигает сюжет и обеспечивает сюрпризы по ходу игры. Сюрпризы скрываются за жетонами ключевых точек и жетонами теней: первые триггерят сюжетные события, когда вы на них наступаете, а вторые раскрывают врагов, когда вы оказывайтесь в пределах видимости. Элегантная, продуманная и понятная система.

Книга секретов.
Бои ведутся на 10-гранных кубиках, обычно бросаются сразу несколько штук. На них есть разнообразные символы. Чтобы подсчитать суммарный урон, вычесть из него показатели брони и магического щита противника, учесть перебросы и активировать доступные благодаря определённым выпавшим символам спецспособности, придётся проделать в уме очень много расчётов. В игре есть магические щиты, критические попадания, фатальный урон (игнорирующий броню), множество статусных эффектов (например, оглушение, ослепление, кровотечение, яд, огонь) и спасброски... А ещё умный ИИ у каждого врага: целая карточка посвящена его предпочитаемым целям, списку возможных действий (каждая триггерится на определённом расстоянии от жертвы), основная и дополнительная атаки, особые реакции в определённых ситуациях... В общем, в бою надо учитывать очень-очень многое.

Три врага из AC со своими карточками ИИ: древний паук, чёрный гном и змея. Все они доставят вам массу хлопот.
Ниже постараюсь ответить на часто задаваемые на форумах вопросы.
1. Насколько игра отличается от первой части («Бессмертные души» — IS) и трёх её дополнений?
Механики практически те же, отличия незначительные. Однако контента тут больше (прохождение займёт примерно вдвое больше часов, чем IS), сложность повыше, плюс, появляется городская фаза. Сюжет, как по мне, немного мрачнее и дальше от высокого фэнтези.
Кроме того, AC правит одну из основных проблем IS с точки зрения многих игроков: переизбыток сокровищ и монет. Доходило до того, что я игнорировал лежащие сокровища и монеты, потому что и так более чем хватало. Теперь же добыть их гораздо тяжелее, а посещать Эмпориум можно только в городе. Теперь сокровища и монеты намного ценнее, и накопить золото на покупку необходимой вещи непросто. Так и должно было быть с самого начала.
Кроме того, если вам повезло и у вас кикстартерная версия игры, то в комплекте помимо прочих плюшек идёт дополнение с набором врагов (насколько мне известно, все эти мини-дополнения со временем станут доступны в розничной продаже). Этот набор позволяет повысить сложность путём замены базовых зелёных врагов на более опасных синих, или произвести обратную замену, понизив сложность. Также в наборе есть справочный лист с рекомендациями, каких врагов стоит добавлять/убирать из каждого сценария для регулирования сложности. И новые карточки ИИ и монстров.
В других дополнениях вас ждут новые герои и прочие приятные плюшки, которые можно добавить в кампанию, но ничего мастхэвного, как по мне. Я считаю набор врагов самым полезным из всех дополнений.
2. Можно ли добавлять врагов, героев и сокровища из IS в AC?
Героев и сокровища — да. Что до монстров, вводить их придётся с помощью хоумрулов. Впрочем, я так давно расстался со своей коробкой IS, что точно не помню, были ли там перекачанные карты сокровищ. Баланс сокровищ и монстров в AC вполне себе адекватный.
3. Нужно ли покупать IS для игры в AC? И нужно сначала пройти IS, а потом уже проходить AC?
Нет. Сюжеты (насколько я могу судить по 75 % отыгранной кампании) не связаны. В геймплейном плане в IS нет ничего такого, что было бы необходимо в AC.
Улучшенный баланс в плане сложности прохождения, количества сокровищ и монет. Вдобавок сложность можно регулировать благодаря набору врагов.
Превосходная книга правил. Да, новичков ждёт куча странных иконок и пугающий объём в 60 страниц. Но всё изложено чётко и ясно и превосходно проиллюстрировано наглядными примерами.
Хорошое соотношение цена-наполнение. Игра займёт как минимум часов 40–50. Вдобавок присутствует реиграбельность: разные сюжетные решения, разное мировоззрение, разные персонажи и их сочетания.
Замороченность, но не чрезмерная замороченность. Серия «Клинок и колдовство» — образцовый пример замороченной игры. Вы бросаете кучу кубиков с символами молний, щитов, звёздочек, попаданий и не только... или сочетаниями вышеперечисленного. Эффекты символов могут рассчитываться по-разному в зависимости от наличного оружия, талантов, способностей, защитных и атакующих особенностей, спасбросков, и т. д. и т. п. Но несмотря на всю замороченность, как по мне, в «Клинке и колдовстве» меньше геморроя, чем в других перегруженных играх вроде Descent, Folklore, Middara. Привыкнуть к сложным механикам непросто, но потом становится намного легче.
Превосходно идёт и в соло, и в компании.

Будьте готовы к выносу мозга. Не кидайте эти кубики перед сном.
Сложность (часть I). Кажется, разработчики приняли слишком близко к сердцу жалобы на лёгкость «Бессмертных душ» и выкрутили ползунок в обратную сторону: теперь игра местами до неприличия сложна.
Небольшой СПОЙЛЕР одного из монстров: есть существо, которое активируется почти каждый ход, перед каждой активацией подкидывает жетон, в зависимости от результата получая либо какую-то карточку из числа карточек способностей врагов, либо заряд. И при атаке получает +1 к урону за каждый заряд в дополнение к стандартной атаке, которая может нанести 4–5 урона. В результате на меня сыпалось по 6–8 урона за атаку. Вдобавок это существо тратит только 1 заряд при атаке, и как минимум остаётся 1. А ещё основной атакой оно может украсть у цели до 3 HP, подлечившись в процессе. А если не нанести ему при ближней атаке как минимум 3 урона, то оно ответит контратакой. Ещё у него есть магический щит, +1 к броне, -1 к получаему ото всех атак урону, 2 синих защитных кубика и по щиту за звёздочку. И 26 HP (в партии с 3 героями). И способность бросать синие кубики по числу имеющихся зарядов с отменом любой атаки в случае выпадения звёздочки...
У меня не было против него ни малейших шансов. Возможно, дело в недостаточно прокачанной броне, слабом оружии дальнего боя или неспособности наносить кучу урона за раз, но у меня было два персонажа 3 и 4 уровня, и я прокачался, насколько позволяли найденные и купленные сокровища. Впрочем, справедливости ради, существует немало способов снизить сложность игры. Просто я не стал этого делать, а значит, винить в местами чрезмерной сложности приходится только себя.
Замороченность. Некоторые не любят замороченные настолки. В таком случае игра, скорее всего, не для вас.
Сложность освоения. Чтобы втянуться в игру, придётся потрудиться. Как уже говорилось, книга правил хорошо проработана, но чтобы переварить её, потребуется время. Кроме того, AC вышла недавно, так что обучающих видео и видеопрохождений очень мало. Впрочем, поскольку игра похожа на первую часть, обучающие видео и видеопрохождения IS могут пригодиться.
Рандом. Тут есть тактика, но от бросания кубиков всё равно никуда не денешься. И порой кубики откажутся помогать вам, что сильно усложнит жизнь героев и может вызвать фрустрацию. Если у вас бывает такое, то, возможно, игра не для вас.
Карты. Элементы карты удобно состыкуются друг с другом и неплохо иллюстрированы. Определить линию видимости совсем нетрудно. Проблема в стенах. Лично мне было тяжело понять, какие из границ блокируют проход, а какие нет. Порой приходилось просто гадать. Впрочем, на BGG я не видел топиков с этой проблемой, так что, возможно, проблема во мне.

Что там вверху справа от пламени? Стена или нет?
Сложность (часть II). Продолжим разговор. Как я уже отмечал, я изо всех сил старался победить на нормальном уровне сложности. Но мне очень мешал штраф в виде потери ранга душ (уровня опыта) при гибели героя. Героя можно воскресить в том же квесте, но не бесплатно, а за очки душ, причём с более низким уровнем. Чем дальше, тем сложнее квесты, но из-за посмертного штрафа слишком много очков душ уходит на возрождения, и персонажи не успевают достаточно прокачаться. Враги становятся сильнее, в то время как герои остаются приблизительно на прежнем уровне. Из-за этого и без того сложная игра становится ещё более сложной, если не сказать непроходимой. Какой-то штраф за смерть должен быть, но потеря уровня выглядит перебором. Впрочем, в правилах говорится, что можно снизить сложность путём игнорирования штрафа за смерть, но я пытался играть на нормальной сложности.
Как вы могли уже догадаться, я считаю S&S Ancient Chronicles превосходной игрой. Она взяла за основу весьма неплохую систему Immortal Souls и улучшила её практически во всех аспектах. Разработчики прислушались к отзывам на первую часть и выпустили намного превосходящую её игру. Единственное, что стоит отметить, что лучше всего знакомиться с игрой в компании уже опытного игрока или же посмотреть обучающие видео и видеопрохождения, которые должны появиться в больших количествах в скором времени. Освоить правила по книге тяжело — не потому, что книга правил скверно составлена, а потому, что их очень много. И будьте готовы к сложным приключениям, особенно если вы, как и я, обычный игрок, а не матёрый зубр.
Оценка — 8,5 из 10 баллов.