| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| игры |
Тортуга 2199
|
| персоны |
Денис Пластинин
Михаил Лойко |
| компании |
Лавка игр
Jet Games Studio |
| Дата: | 30 марта 2024 |
| Источник: | Играем в настолки |
![]() |
| 6.1637 |
![]() |
- |

Дисклеймер: это моё мнение и впечатления от игры («как мне кажется», «по моему мнению» — вотэтовсё). Ожидания от игры у меня были очень завышенные, поэтому как-то так. Если вам игра понравилась — я очень рад, есть куча игр, нравящихся мне и не нравящихся другим, и наоборот.

Сыграли тут давеча в «Тортугу». Сразу заспойлю: игра норм, но мне не зашла. Однако после игры меня не оставляла какая-то неудовлетворённость, что и привело к этому отчёту — попытке разобраться, что и почему пошло не так. Ну и, по своим предыдущим отчётам, я уверен, что если в чём-то и ошибся, то мне с удовольствием на это укажут.
Не буду распинаться о правилах игры — они не сложные; стандартные колодостроительные «купи за ту валюту — купи за эту» плюс поле и возможность нападать на других игроков.

Внешний вид, с одной стороны, нравится — выглядит игра достойно: яркие цвета на картах, качественные карты под лён, симпатичные миньки кораблей, приятные на ощупь двухслойные тайлы. С другой стороны, огромные тайлы, занимающие кучу места, я не оценил, а арт карт напоминает каких-то людей с блютусом, сфотографированных в профиль и анфас. Никакой динамики или идеи в иллюстрациях — вот мужик сложил руки на груди, вот мужик позирует с бластером, вот мужик смотрит влево, вот девчонка с бластером смотрит вправо.
С механиками игры то же самое. С одной стороны, как будто садишься за руль знакомого автомобиля — тут у нас сжигание карт, тут у нас резерв, тут крутятся бабки, а тут альтернативная валюта, которую надо балансировать. С другой стороны, подождите-ка, так я это всё уже наблюдал в «Кланке» и ЗИ (кроме резерва, его я видел в «Кейфордже»).

Перемещение на поле — это тоже не новость, хотя, конечно, записываю в плюс. Охота на монстров — это, наверное, единственная особенность игры, которая её выделяет из большинства других колодостроев, в которые я играл. Она норм. Прилетел, подглядел жетон, подкопил манёвров, напал, захватил. Как будто немножечко захватывающе, хотя по факту просто как альтернативный способ купить что-то за манёвры, а не за деньги. Ах, да, ещё есть захват секторов — это интересно, но непонятно, почему свойства сектора работают, только пока ты в нём находишься, так как после захвата делать там особо нечего, а если и монстра оттуда уже выпилили — то абсолютно нечего.
Карты в игре довольно скучные — получи 1/2/3 монеты, получи 1/2/3 манёвра, добери карту. Добирающих карт в нашей игре было 2, их обе купил один человек (как ни парадоксально — они весьма дёшевы), этот же человек и выиграл, хотя не думаю, что зависимость прямая. Самая интересная карта в моей колоде была: «Получи 3 манёвра, плюс 1 за каждую карту в сбросе (макс 3)». Всё остальное — просто карты с голыми статами или «+1 при охоте», «+1 при захвате сектора» и т. д.

Вообще, когда сели играть, я подумал, что сжигание карт за 2 манёвра — это гениальная находка. Однако возвращаясь мыслями к игреЮ мне всё же кажется, что, может, и нет. Во-первых, сжигание всегда было премиальной механикой в колодостроях. Если бы, предположим, этой механики в «Тортуге» не было, то уверен, что за сектор, позволяющий сжигать карты, шла бы война на уничтожение. Сделав эту механику халявной, авторы, как мне кажется, уменьшили «пространство дизайна», так как любые карты, позволяющие сжигать другие карты, резко обесцениваются, либо должны соперничать по цене/эффекту с двумя манёврами, которые имеют гораздо более широкое применение.

Ещё один момент, который я не оценил в игре, — это возможность нападать на других игроков. Точнее то, как это реализовано. При победе вы отбираете победное очко у проигравшего плюс получаете одно из запаса — ну окей. Проигравший же, помимо потери победного очка, ТЕРЯЕТ СЛУЧАЙНУЮ карту из карт манёвров, которые он использовал для защиты. Если бы я составлял список смертных грехов в колодострое — уничтожение карт в чужой колоде заняло бы первое место (а случайным образом — первое над первым). Прямо как в евро взять, да и выпилить половину ресурсов у другого игрока. Случайным образом.
Сложим эту систему с тем, что чем больше у вас атакующих карт с манёврами, тем проще вам «прочищать» колоду, и логически придём к выводу, что вы не будете нападать на того, кто хотя бы примерно равен вам по силам, а будете «фармить» отстающего игрока, попутно сжигая у него карты из колоды (если, конечно, он просто не поднимет ручки вверх и не позволит растаскивать его победные очки, вообще ничего не выкладывая в защиту). В другой игре вы бы попытались напасть на лидера, постаравшись его притормозить, но зачем рисковать хорошим манёвром, тем более когда карты денег уже порезаны и получить сравнимую карту будет довольно проблематично?

А что же там с атмосферой (хе-хе). Лично я в «Тортуге», как и в настоящем космосе, атмосферы не обнаружил. Мотаешься по полю, стараешься максимально эффективно закупать каких-то людей с визорами или непонятные штуковины, иногда летишь сливать манёвры на захват сектора или на охоту, в итоге чего получаешь прибавку к ресурсам. Ах да, мы же тут все пираты, аррр. В космосе, вжжжж!
После игры пришла в голову шальная мысль, что если к каждой планете «прикрепить» пачку карт из отдельной фракции ЗИ, то играть бы было куда интереснее. Потому что не хватает каких-то свойств карт, кроме «получите X/Y +/-».

По итогу для меня «Тортуга» — это игра, которая отлично выглядит, в которой всё работает (хотя сжигание карты в драке для меня по-прежнему нонсенс), но играть в которую снова у меня желания нет, поскольку ничего нового и/или интересного она мне предложить не может.
Хочется также поплакаться, что ещё давным-давно, когда «Тортуга» не была пиратской или космической, шёпотом произносили слова, что это будет сплав колодостроя и «ГЕРОЕВ МЕЧА И МАГИИ». Результат мне ничем не напомнил «Героев» с их нелинейной прокачкой, интересной тактической боёвкой и разнообразием войск. А так хотелось!
