MAV написал 17 минут назад к игре Настольный октябрь 2025: # Играл в Гегемонию за Государство. У нас партия была в базу без событий...
rookier написал полчаса назад к мысли на тему Бан на BGG: # Сильно Вы с Крокинолом!) Но да, в современном восприятии это скорее не...
Painti написал полчаса назад к игре Война Кольца: Смауг Жив!: # https://vk.me/join/OCG1Cfj7i0a49My4BBhozXeMr0cDRVNM748=
Painti написал полчаса назад к игре Война Кольца: Смауг Жив!: # Предзаказ завершился в июле 2025 года, но вопросы по правилам можно за...
Painti написал полчаса назад к игре Война Кольца: Путь в Мордор: # https://vk.me/join/OCG1Cfj7i0a49My4BBhozXeMr0cDRVNM748=
Идут сборы на Theocratia
Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини.
С миру по нитке [30.10.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Анонсы старино...
Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future
Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. 
Идут сборы на Netherwatch
Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ...
Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny
Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе.

Siar

«Тортуга 2199»: обзор

30 марта 2024

Информация

добавить
игры Тортуга 2199
персоны Денис Пластинин
Михаил Лойко
компании Лавка игр
Jet Games Studio
Дата: 30 марта 2024
Источник: Играем в настолки
Оценка пользователей
6.1637
-

Обзор от «Играем в настолки»

Фото — из ВК

 

 

 

 

Дисклеймер: это моё мнение и впечатления от игры («как мне кажется», «по моему мнению» — вотэтовсё). Ожидания от игры у меня были очень завышенные, поэтому как-то так. Если вам игра понравилась — я очень рад, есть куча игр, нравящихся мне и не нравящихся другим, и наоборот.

 

 

 

Сыграли тут давеча в «Тортугу». Сразу заспойлю: игра норм, но мне не зашла. Однако после игры меня не оставляла какая-то неудовлетворённость, что и привело к этому отчёту — попытке разобраться, что и почему пошло не так. Ну и, по своим предыдущим отчётам, я уверен, что если в чём-то и ошибся, то мне с удовольствием на это укажут.

 

Не буду распинаться о правилах игры — они не сложные; стандартные колодостроительные «купи за ту валюту — купи за эту» плюс поле и возможность нападать на других игроков.

 

 

 

Внешний вид, с одной стороны, нравится — выглядит игра достойно: яркие цвета на картах, качественные карты под лён, симпатичные миньки кораблей, приятные на ощупь двухслойные тайлы. С другой стороны, огромные тайлы, занимающие кучу места, я не оценил, а арт карт напоминает каких-то людей с блютусом, сфотографированных в профиль и анфас. Никакой динамики или идеи в иллюстрациях — вот мужик сложил руки на груди, вот мужик позирует с бластером, вот мужик смотрит влево, вот девчонка с бластером смотрит вправо.

 

С механиками игры то же самое. С одной стороны, как будто садишься за руль знакомого автомобиля — тут у нас сжигание карт, тут у нас резерв, тут крутятся бабки, а тут альтернативная валюта, которую надо балансировать. С другой стороны, подождите-ка, так я это всё уже наблюдал в «Кланке» и ЗИ (кроме резерва, его я видел в «Кейфордже»).

 

 

 

Перемещение на поле — это тоже не новость, хотя, конечно, записываю в плюс. Охота на монстров — это, наверное, единственная особенность игры, которая её выделяет из большинства других колодостроев, в которые я играл. Она норм. Прилетел, подглядел жетон, подкопил манёвров, напал, захватил. Как будто немножечко захватывающе, хотя по факту просто как альтернативный способ купить что-то за манёвры, а не за деньги. Ах, да, ещё есть захват секторов — это интересно, но непонятно, почему свойства сектора работают, только пока ты в нём находишься, так как после захвата делать там особо нечего, а если и монстра оттуда уже выпилили — то абсолютно нечего.

 

Карты в игре довольно скучные — получи 1/2/3 монеты, получи 1/2/3 манёвра, добери карту. Добирающих карт в нашей игре было 2, их обе купил один человек (как ни парадоксально — они весьма дёшевы), этот же человек и выиграл, хотя не думаю, что зависимость прямая. Самая интересная карта в моей колоде была: «Получи 3 манёвра, плюс 1 за каждую карту в сбросе (макс 3)». Всё остальное — просто карты с голыми статами или «+1 при охоте», «+1 при захвате сектора» и т. д.

 

 

 

Вообще, когда сели играть, я подумал, что сжигание карт за 2 манёвра — это гениальная находка. Однако возвращаясь мыслями к игреЮ мне всё же кажется, что, может, и нет. Во-первых, сжигание всегда было премиальной механикой в колодостроях. Если бы, предположим, этой механики в «Тортуге» не было, то уверен, что за сектор, позволяющий сжигать карты, шла бы война на уничтожение. Сделав эту механику халявной, авторы, как мне кажется, уменьшили «пространство дизайна», так как любые карты, позволяющие сжигать другие карты, резко обесцениваются, либо должны соперничать по цене/эффекту с двумя манёврами, которые имеют гораздо более широкое применение.

 

 

 

Ещё один момент, который я не оценил в игре, — это возможность нападать на других игроков. Точнее то, как это реализовано. При победе вы отбираете победное очко у проигравшего плюс получаете одно из запаса — ну окей. Проигравший же, помимо потери победного очка, ТЕРЯЕТ СЛУЧАЙНУЮ карту из карт манёвров, которые он использовал для защиты. Если бы я составлял список смертных грехов в колодострое — уничтожение карт в чужой колоде заняло бы первое место (а случайным образом — первое над первым). Прямо как в евро взять, да и выпилить половину ресурсов у другого игрока. Случайным образом.

 

Сложим эту систему с тем, что чем больше у вас атакующих карт с манёврами, тем проще вам «прочищать» колоду, и логически придём к выводу, что вы не будете нападать на того, кто хотя бы примерно равен вам по силам, а будете «фармить» отстающего игрока, попутно сжигая у него карты из колоды (если, конечно, он просто не поднимет ручки вверх и не позволит растаскивать его победные очки, вообще ничего не выкладывая в защиту). В другой игре вы бы попытались напасть на лидера, постаравшись его притормозить, но зачем рисковать хорошим манёвром, тем более когда карты денег уже порезаны и получить сравнимую карту будет довольно проблематично?

 

 

 

А что же там с атмосферой (хе-хе). Лично я в «Тортуге», как и в настоящем космосе, атмосферы не обнаружил. Мотаешься по полю, стараешься максимально эффективно закупать каких-то людей с визорами или непонятные штуковины, иногда летишь сливать манёвры на захват сектора или на охоту, в итоге чего получаешь прибавку к ресурсам. Ах да, мы же тут все пираты, аррр. В космосе, вжжжж!

 

После игры пришла в голову шальная мысль, что если к каждой планете «прикрепить» пачку карт из отдельной фракции ЗИ, то играть бы было куда интереснее. Потому что не хватает каких-то свойств карт, кроме «получите X/Y +/-».

 

 

 

По итогу для меня «Тортуга» — это игра, которая отлично выглядит, в которой всё работает (хотя сжигание карты в драке для меня по-прежнему нонсенс), но играть в которую снова у меня желания нет, поскольку ничего нового и/или интересного она мне предложить не может.

 

Хочется также поплакаться, что ещё давным-давно, когда «Тортуга» не была пиратской или космической, шёпотом произносили слова, что это будет сплав колодостроя и «ГЕРОЕВ МЕЧА И МАГИИ». Результат мне ничем не напомнил «Героев» с их нелинейной прокачкой, интересной тактической боёвкой и разнообразием войск. А так хотелось!

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Siar написал полтора года назад: # скрыть ответы

А как вам Тортуга? Один из немногих отечественных колодостроев.

kobetsvladislav написал полтора года назад: #

Проект то хороший.

У меня лично была единственная претензия к проекту: энергономика стола. Все это поле даже на троих + разложенные колоды занимают аномально много места. Хотя на гексах никаких деталей нет, просто средне-созерцательная картинка.

А проект лёгкий, хороший, красивый. Мне он по-настоящему понравился с дополнением. Там карты с бомбочками, возможность монстром манипулировать.
Он кстати и такой понятный гейтвейн на фоне тех же Тиранов. Без сильных комбо. Хотя и считать все эти кружочки может поднадоесть считать. Иногда)

Удивительно, что на тесере фидбек был плохой. Но с кем я играл, многим понравился. Встречал эстетов-гиков, у которых Тортуга также на полке стоит и периодами играется.

ilya1809 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Да шляпа с кучей, прям реально кучей из нереализованного потенциала.
"Придумать" колодострой с полем, в котором поле это просто рынок растянутый на пять разных не особо разнообразных это какой то стыд.Ну придумали поле, ну придумайте повод мотаться по нему им получать ущерб, если тайл не ваш, но нет.Да и драка с монстрами это просто покупка карт за красненькие а не за синенькие.То вся игра сводится к тому что ты покупаешь час или даже два целую кучу не особо разнообразных карт.
У меня игра в отдельном списке так потенцил у игры большой, но на столько плохой гейм-дизайн, и настолько большой уровень безвкусицы принятых решений по реализации, что я каждый торопею.

dedfedot написал полтора года назад: # скрыть ответы

А можно узнать ваш топ колодостроев?

ilya1809 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Да я не так что бы много в них поиграл, да и суть не в этом.А в том что вот в Неустрашимых прикрутили колодострой и все понятно.Вот взводы,вот командающие, вот фишки бойцов, вот разведка, сближение,туман войны. Понятно и почему здесь поле, как карты позволяют этим пользоватся, и зачем мне разные фишки.
Да даже в Крутагидонне, покупаешь бойцов, убиваешь соперника ради черепов.Пусть слишком длинно, но понятно что и почему.
Про Тираны уже совсем молчу, отличная игра.

ilya1809 написал полтора года назад: #

...Здесь....вроде прямого и обязательного конлифкта нет.Задачи надавать по щщам сопернику нет.Вы просто покупаете карты, а потом покупаете карты, и покупаете карты.Кто первым накупит полные карманы карт, на поле где пять точек покупать карты.Почему их пять...потому что поле у нас в планах было)).

Mortemanes написал полтора года назад: # скрыть ответы

"Да я не так что бы много в них поиграл, да и суть не в этом"

нет, суть как раз в этом. После этого предложения дальше можно вообще не продолжать ))

ilya1809 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Тут я с вами не соглашусь -суть игры в игре, проще говоря в геймплее.
Если игра тебе дает поле,кубик, или надувной шарик, то это часть игрового процесса.И не столько важно сколько ты игр видел с кубиками,и шариками, если ты оцениваешь конкретную игру.Люди периодически играют в новый жанр,и он им например нравится, им для этого НЕ надо перед этой игрой попробывать сто игр с мешочками что бы сказать "вау жадюги ,шарлатаны классные".Они могут зайти с нуля, или не зайти, потому что им понравился/не понравился геймплей конкретный игры.
Здесь же условно,если перевести на другие рельсы, игра с полем и с кубиками, где на самом деле поле это пять из 8 точек где можно кидать кубики, и кидать кубики вы получаете очки, кто быстрее накидает сумму. И для этого не обязательно попробывать сто игр с кубиками что бы подумать "ну глупая же игра, проще просто кидать кубики" ,"зачем поле в принципе" зачем "насильственное разделение его" и другую кучу вопросов.
Смысл моего пассажа и в целом претензий к игре в том что она как игра посредственная, ее геймдизайн не о чем. Игру всегда стоить оценивать по ее главному..по геймплею, все остальное это просто рассуждения "где лучше получилось это же, или хуже" или другие моменты для рассуждения и анализа.

dedfedot написал полтора года назад: # скрыть ответы

В этом то и проблема, не оценили Тортугу в ру сегменте. Я конечно не могу назвать ее шедевром всех времен и народов, но я и той же "Дюне прости господи Империи" не могу приклеить этого эпитета. Но в этой игре один из лучших колодостроев, с которыми мне приходилось встречаться. Дальше будет сугубо субъективное мнение.
Например, одной из главной проблем колодостроев является механика чистки колоды. Любой колодострой - это в первую очередь гонка по оптимизации своей колоды, цель которой начать раньше оппонентов делать максимально эффективные ходы. Зачастую эффект удаление карт присутствует на отдельных картах, но их неравномерный выход на рынок (либо практическое полное отсутствие карт с такими эффектами) для игроков не сулит ничего кроме потери темпа для одних и соответственно повышения эффективности для других (этим страдают даже великолепные Тираны). А темп очень важен, ведь мы соревнуемся с другими игроками. Кто-то решает эту проблему альтернативой - механикой добора карт (очень сильно это например выпирает в Осколах бесконечности). А Миша Лойко сделал эту возможность опциональной, просто за ресурсы. В принципе вся Тортуга строится на опциональности действий за ресурсы, т.е. мы не просто шлепаем карточки и тратим с них ресурсы (как в тех же Звездных империях), а должны продумывать логистику (перемещение к рынкам, разведка монстров) и варианты защиты экономики (контроль секторов может быть очень важным в определенные моменты игры). Здесь мы именно СОБИРАЕМ колоду, мотаясь по карте от рынка к рынку. Т.е. претензии к игре, что здесь слишком малая синергия карт оправданы лишь частично, мы сами вольны выстраивать эту самую синергию через трату получаемых ресурсов (Hands in the Sea был ярким примером и образчиком для Михаила при создании Тортуги). И за опциональностью будущее колодостроев, потому что ожидание выхода на руку нужной синергии - слишком рандомное занятие, чтобы получать от этого удовольствие. Да Тортуга не идеальна, лично для меня основные минусы это просадка динамики во второй половине партии и малая синергия карт, которую мог поправить как раз невышедний доп, а кто-то может просто кричать, что охота на монстров - это имба. На мой взгляд игра в свое время просто немного запоздала со своим выходом, конкуренцию Арнаку и Дюне она, к сожалению, безоговорочно проиграла.

ilya1809 написал полтора года назад: #

Любой колодострой это стратегия, и хорошая игра дает тебе выбор,что бы ты формировал сво стратегию, кто то через добор, кто то через чистку что бы получить преимущество на поздних этапах игры, кто то через более сильные мнговенные карты, кто то через защиту.А если у тебя сразу зашито в геймплей все, то никакой стратегии и нет, ты просто шлепаешь карты, и обесцениваешь собственный выбор карт,свойств и стратегии!В ЗИ ты думаешь блин пойти по красным что бы чистить или вот взять синию так как одну уже есть , слабую но синию для образования комбо, и дополнительных жизней.Тут же ничего нет. Так как в игре в принципе нет никакого элемента кроме покупки карт, то все остатки они зашили в общий пул стандартных общедоступных действий! То есть откладывать на потом, чистку колоды.Игра бы была куда интереснее если бы тебя для этого надо было бы и покупать специальные карты, и путешествовать в другую часть поля(да еще и по быстрее пока конкуренты не подрезали ) что бы взять нужную для синергии карту.Был бы интерес эффективнее собирать колоду, интереснее выбирать стратегию, кто то чистит, кто то летает быстрее,кто то взял карты которые позволяют копить энергию на будущее. Новые партии бы позволяли тебе пробывать новые тактики.А тут ничего нет, можно сразу все, так шлепай все что придется!Сами карты это буквально карты по возрастанию здесь +1 что б купить +2, +2 покупаешь что бы купить +3, +3 для +4, кто быстрее накупит карт тот молодец..а поле ну оно тоже есть.
Как раз лениво вшитое всё, делают игру беззубой и стерильной. Ну вот же пять рынков, сделайте пять стратегий, сделать так что бы нужные карты которые усиливают друг друга были в разных концах рынка, кто то мочит монстров а кто то быстрее собирает нужные карты что бы потом бустануть какой то из своих стратегии.Но нет,это сложно это надо продумывать фракции,синергию между ними, синергриб мжду разными фракциями, распредление колод, из за за а давай те вы сразу можете делать ВСЕ. Легче реально было просто кубики кидать или камень ножницы бумагу играть.

glazoed написал полтора года назад: #

Классический аргумент Ad Hominem.
Прошу прощения за грубость, но сразу пришло на ум, что если в вашей дискуссии заменить "колодострой" на "экскременты", то Ваша логика останется прежней:
- Я попробовал куринный навоз - гадость редкая, разъедает губы и во рту мерзкий привкус!
- А можно узнать, вы навозов разных много пробовали?
- Нет, этот первый.
- Понятно, после этого предложения можно дальше не продолжать...

Мне кажется, это значит, что-то не так с логикой.

ZhiganovAlexander написал полтора года назад: #

Поначалу играется хорошо, но во второй половине игры становятся видны два критических недочета:
- малое количество карт
- бесконечное перетягивание каната на последних ПО, которое может затянуться на полпартии

Mortemanes написал полтора года назад: # скрыть ответы

Привет Мише Лойко )

Миша, когда дополнение будет? Помню играл с тобой в него ещё несколько лет назад. И дополнение очень круто улучшает игру. Давай тряси Лавку, чтобы выпустили допчик. )

hickname написал полтора года назад: # скрыть ответы

Так дополнение выпустили вместе с игрой. По предзаказу - в одной коробке, в рознице -отдельно.

dedfedot написал полтора года назад: #

Другое дополнение, с новыми эффектами на картах... но сколько лет уже прошло...

kobetsvladislav написал полтора года назад: #

Наверное там же, где и доп к Badlands)) Которой тоже очень не хватало продолжения.

Michael написал полтора года назад: #

Привет.

Это было не дополнение, а geek версия игры для бывалых настольщиков (базовая игра скорее для новичков), в которой добавлялось разнообразие и комбинаторика карт, а бои заменялись воздействием на оппонентов в свой ход. Это позволяет прокачать игру до версии 2 просто печатью новой колоды карт.

Пока было 2 подхода, оба сильно утяжеляют игру, мне пока не нравится. Буду пробовать еще, но пока очень медленно идет.