Итоги моего игрового года.
Не обязательное вступление с необходимыми пояснениями
На youtube-канале The Dice Tower вышло видео Dice Tower 487 - The Best and Worst of 2016, в котором Том Вассел и другие блогеры обсуждают и оценивают прошедший год. Мне это видео очень понравилось и я хотел бы в таком же формате подвести итоги своего настольного 2016-ого года.
Я понимаю, что моё мнение будет интересно не многим, но все же это прекрасная возможность самому вспомнить и отметить отдельные игры, может кто найдет для себя чего полезного. И тут сразу надо сказать пару вещей. Первое. Рассуждать я буду в основном о играх предыдущих лет, просто познакомился я с ними в этом году (или в самом конце предыдущего). Второе. Я - культист новья, и мне чем достать с полочки проверенную вещь интереснее перебирать новые настолки. Отсюда получается что мнение моё зачастую основано всего на паре-тройке партий. Короче, не воспринимайте мнение дилетанта близко к сердцу.
В этом году удивил Last Night on the Earth - не думал что такая “тупая” игра на механиках кинь-двинь и take that сможет подарить столько веселья. Caverna довольно неожиданно понравилась, но об этом я уже подробно писал. Приятно удивили своим легким и приятным игровым процессом Fresco, Lords of Las Vegas и Голливуд (впрочем ничего особенного, просто игры от которых ничего не ждал).
Но самой ошеломляющей игрой года для меня стала Star Wars: Rebellion.
Это поистине эпичная игра просто не имела шанса мне понравиться. Дуэль, а дуэльные игры я не жалую. Потому что любая дуэль это прямой конфликт и позиция либо победителя, либо проигравшего. А быть именно проигравшим я тоже не люблю. Плохо воспринимаю агрессию в свою сторону и не жалую к тому же стратегии на долгосрочное планирование где к тебе могут набегать и ломать твой огород. Короче типичный нюник-еврогеймер.
Но в Rebellion мы в нашей группе играем втроем: я и друг на стороне Империи против одинокого Повстанца. Да, я в курсе что играть вдвоем за одну сторону в Rebellion изврат, а деление обязанностей на Адмирала и Генерала там довольно условное. Но нас с другом это вполне устраивает. Такое деление обязанностей снимает с меня напряжение от агрессивной игры (грубо говоря чувствую плечо товарища), да и стратегическое планирование дается легче. Кроме того Империя - это такой амбал переваливающийся своими стардестроирами по галактике и которому повстанцы собственно и не могут ничего такого особого противопоставить с точки зрения военной мощи. Но это и не требуется. Повстанец прекрасно побеждает и без этого. В общем Rebellion для меня открытие года. Серьезная стратегия с битвами и хитрыми маневрами, политическими манипуляциями и блефом, субъективные проблемы которой нивелируются партиями на троих, а объективные достоинства лезут прямо из всех щелей - сильная тема, густая атмосфера и отличные механики.
Разочаровали в этом году Кодовые имена, но тут причина хайп и завышенные ожидания - слишком лестные были отзывы. Верхом на метле умудрился дважды расстроить: игровым процессом (Witch's Brew чище и веселее), а также качеством исполнения компонентов. Archipelago - оказался слишком мудреным и каким-то вязким евро. А еще Lords of Las Vegas и Голливуд, которые я вроде как уже отмечал в сюрпризах года как приятные, но которые оказались с ворохом проблем, проявляющихся стоит только сыграть больше одной партии.
Но по-настоящему большим разочарованием стала игра Roll for the Galaxy.
Познакомится с этой игрой я успел еще в прошлом году, но только в этом году понял насколько же она меня огорчила. Причем продавал я игру еще с мыслью, что все-таки поддержу скорую локализацию. Но как только игра покинула коллекцию я со всей ясностью понял, что не хочу чтобы она возвращалась. Мне нравится карточная RtfG (хотя играем мы в нее безбожно редко - мама-мия, ни разу за прошедший год), но кубиковая версия оказалась безатмосферным копанием у себя в огороде, с перегруженными механиками, неудобным нагромождением символов, правил и ширм. Схожие минусы можно услышать и в сторону RacetfG. Но для меня однако карточная версия уже освоена, понятна, жутко атмосферна и в меру соревновательная. Все мы знаем о большой кривой обучения в RacetfG. Возможно тут схожая причина и я просто недостаточно освоил RolltfG, а возможно я просто не люблю кубиковые игры. В любом случае я не могу разделить прошлогодних восторженных отзывов от известных западных блогеров. В общем от игры вроде давно избавился, а горький привкус до сих пор ощущается.
Игры FFG (Rebellion, XCOM) на должном высоком уровне, но этим никого уже не удивишь. Loony Quest радует глаз - необычный трек очков, фломастеры, синий песочек в часах, карточки, постер - миленько так. Понравилось исполнение New York 1901 от Blue Orange - русские правила в комплекте, замечательные фигурки рабочих, маркеры подсчета очков в виде Эмпайр-стейт-билдинг. По хорошему обескураживает груда всего в Caverna.
Но выделю пожалуй Мертвый Сезон. Долгая ночь - очень приятные карты, толстые картонные компоненты, в том числе и фигурки персонажей и зомби, гроздь кубов (а не как у FFG). Единственное что омрачает впечатление это плохая совместимость карт у Мертвых Сезонов от Геменота и Crowd Republic - карты мало того, что слегка отличаются оттенком рубашки, так еще и по размеру разные. Но это вопрос именно совместимости разных версий. Отдельно Долгую ночь очень приятно держать в руках.
Какой же красивый и атмосферный арт в игре О мышах и тайнах. Меня поражает насколько точно иллюстрации в этой игре помогают погружению в мрачной сказку о бравых мышах и темной магии. Но с игрой я познакомился задолго до локализации. Обожаю игровые поля Михаэля Менцеля, но вот новых игр в его оформлении мне давно не попадалось. Иллюстрации Винсента Дютре по непонятной мне самому причине недолюбливаю. Арт из Rebellion уже видел в Star Wars: The Card Game.
А вот тайлы Archipelago - это настоящее произведение искусства. Вот смотрю я на поля Deus, Inis и представляю какими красивыми они могли быть рисуй их с таким же тщанием как в Archipelago. Тут я поясню за Inis - арт на тайлах местности в этой игре сам по себе красивый и наверное даже имеет смысл с точки зрения дизайна, ведь так проще отделять одну территорию от другой. Но в Archipelago из разных тайлов местности складывается цельный и захватывающий дух вид тропического архипелага с высоты птичьего полета. Я просто не могу не отметить эту особенность у игры.
Самыми слабыми играми с которыми я познакомился в этом году были Метро 2033: Прорыв, Эадор: Владыки миров и Подземелье: Гробница повелителя мёртвых. Метро просто скучное и однообразное - в игре ничего не происходит, кроме перекладывания туда-сюда жетончиков, но каких то сильных негативных эмоций она не оставила. Эадор на самом деле даже где-то понравился. В этой игре есть какой-то потенциал, но скверно прописанные правила и несбалансированные элементы take that сильно портят впечатления.
Но вот в Подземелье: Гробница повелителя мертвых мы в компании друзей даже не доиграли. Тут вам и путанные правила, и элементы take that, и скука, и плохо контролируемый рандом в приходе карт. Я знаю со мной многие не согласятся и видимо это просто я зажрался. Но если я захочу чего-нибудь приключенческо-монстроубивательское, то достану Descent, О мышах и тайнах, Андор или даже Мертвый сезон, Galaxy Defenders, Mansions of Madness, Last night on the Earth, Зомбицид. Если же захочу простую карточную игру то предпочту Расхитителей подземелий или Прогулки в подземелье. По идее Гробница повелителя мёртвых должна занять нишу посередине: недорогая, небольшое время партии (в теории), простые (относительно) правила. Средненькая игра, вроде бы, но не зашла от слова совсем.
Безусловно Unfair. Вот так вот. Я много тут рассуждал об играх прошлых лет, а тут выдал оценку игре, которая появится только в следующем году. Как так? Подробности читать ТУТ.
Игра реально понравилась. Понравилась настолько, что я продал свою копию Поселенцев и на вырученные деньги поддержал Unafir на Кикстартере. Кстати этой игре я бы с радостью отдал первое место и за лучшие иллюстрации, но все-таки играл я в черно-белый print’n’nplay.
Но повторюсь - игра отличная. Приятный и не затянутый игровой процесс, настраиваемая агрессивность и сложность, великолепные иллюстрации и тема. Жду с нетерпением выхода игры.
Дальше должны быть номинации семейная игра, пати игра и игра для детей. Я решил объединить все в термин компанейская игра, вложив в него большой спектр несложных игр.
В шорт-лист попали Loony Quest, Camel Up!, Львиная стрижка, Кодовые имена, Криминалист и Mord im Arosa. Все эти игры совершенно замечательные и идут в компаниях как с детьми так и без в качестве развлекалочки и просто ненапряженного времяпрепровождения. Я долго выбирал кого же поставить на первое место и начал просто придираться к каждой игре. Результат получился несколько неожиданным.
Loony Quest, Camel Up! отпали по причине “сложных” правил. Львиная стрижка - совершенно замечательная вещь, но пока была опробована только с детьми, хотя верю что и с несерьезными взрослыми зайдет тоже хорошо. Кодовые имена все-таки с детьми идут не так хорошо, как какой-нибудь Dixit или Мистериум (ждем версию с картинками). Криминалист тоже 14+ как минимум, да и требует от 4 участников (что на самом деле минус только в определенных группах).
Осталась лишь Mord im Arosa. А ведь это даже не настольная игра. Это больше игрушка из разряда Дженги или Loopin' Louie. Кидаем кубики в башню и слушаем куда они упадут. А ну и что. Главное она работает в любом составе от 3 до 6 человек, с детьми и взрослыми любого возраста. И да, я понимаю, что точно так же можно придраться и к “Синему отелю”: он не такой и азартный как Camel Up!, не такой яркий и увлекательный как Loony Quest, не такой бесконечно реиграбельный как Кодовые имена и т.д. и т.п. Но вот все равно хочу выделить именно Mord im Arosa.
Сразу оговорюсь что в кооперативы я включаю и полукооперативные игры, и игры с предателем. Тут главное принцип, что игрокам приходится объединятся вместе против общего врага. А уж против какого, скрытого или явного, живого или картонного не так уж и важно по большому счету.
И этот год безусловно стал годом Last Night on the Earth.
Как я уже отмечал выше, игра оказалась неожиданно хорошей. Неожиданно для меня естественною Но тут нужна оговорка - в правильной и не серьезной компании. Все в этой игре от оформления и названия карт до правил и механизмов игры говорит о том, что игра - треш. Тот самый старый добрый треш, который мы любили в фильмах Армия Тьмы, Зубастики и т.п. И компания должна собраться с нужным настроем. Игроки должны получать удовольствие от происходящего на столе и при этом понимать, что все что будет происходить на столе от них не зависит. Кубики, карты призваны создавать ситуации, а не задачи. И игроки должны реагировать соответственно - пытаться пережить их, а не понять как победить. Игра конечно подчиняется неким правилам, но это видимость. Помните как в мультике Котенок по имени Гав: - Это кажущееся отражение кажущейся Луны. - И все таки она вкусная! Вот такие же меня ощущения и от Last Night on the Earth.
Лучшей игрой, по чесноку, следует признать Rebellion. Но я сделаю нифига не логичный ход и отдам это звание Suburbia. И вот так вот странно, но в лучшую игру по моему же собственному мнению я отыграл за год всего одну партию. Ну, две, если подтасовать и результаты и засчитать партию в конце декабря 2015 года. Вот так и получается что по-настоящему хорошие и любимые игры откладываются ради новинок. Впрочем, я часто играю у друзей в их настолки, не имея возможности привезти на встречу все что хочу… Да кому нужны эти оправдания.
Год я не играл В Dungeon Petz и Lords, Alchimists, Mansions of Madness и Chaos in the Old World. Ну ладно эти игры: они замороченные по правилам, утомительные в подготовке и затратные по времени. Но Suburbia прекрасное градостроительное евро и правда заслужила к себе большего внимания в этом году. Да я бы пару партий Зомбицида сейчас с радостью променял бы на Субурбию и еще бы время на Каркассон осталось. И арт мне у этой игры нравится - схематичный, но вроде как и на город сверху смотришь. И механики замечательные - вроде ничего особенного, четыре показателя: доход/деньги и репутация/популяция, - но ощущения как от старых компьютерных игрушек вроде Caesar III или Cleopatra. И время партии, и процесс, и взаимодействие - всё работает в этой игре так как надо на мой вкус. Hidden Gem мой коллекции, только этот алмаз я сам же и спрятал, зарыл и чахну теперь над этим сокровищем как Кощей.
Вообще то это две разные категории, но так получилось что в этом году они вместе слились в одной игре - Archipelago.
Архипелаг - это мозгодробительное евро с кучей намешанных механик. Тут вам и размещение рабочих, и полукооператив, и менеджмент ресурсов, и контроль территории. При этом игра чрезвычайно вязкая на мой вкус - игрок совершает действие, но оно настолько микроскопическое в рамках твоего развития, что какого-то прогресса и не чувствуется. С другой стороны ходов на каждого игрока мало, вот и получается что конкретно на Архипелаг твое действие может оказать большое влияние. А действий этих 13 штук кажется набирается - можно добывать 6 видов ресурсов, торговать на 2х рынках, получать рабочих двумя способами, строить 4 вида построек, перемещаться по земле и воде. И каждое действие это десяток правил и пяток исключений. А еще есть карты развития с постоянными, временными и моментальными свойствами, аукцион, события и кризисы.
И все эти элементы находятся в очень странной зависимости от игроков, потому как Архипелаг стремительно летит в пучину войны за независимость и вроде как надо договариваться, но желания нет - потому как тебе ни ресурсов для победного плана, ни времени для его реализации не хватает.
Честно. Пять взрослых людей не смогли раскусить этот орешек и понять как в этой игре быть. Я верю, что игра замечательная, но для меня Archipelago так и останется не игрой, а не сложенным пазлом, не решенной головоломкой. Неприятненькое, надо признать, чувство. Вот сейчас я поддержал Серп. И очень боюсь что и ее постигнет участь Archipelago.
Заключение
Вот мои мысли за некоторые игры. Не всегда логичные и сугубо субъективные. Будет приятно если кому-то покажется интересным и познавательным весь это графоманство.
Спасибо. Всех с наступающим Новым Годом! И пусть в Новом году бабайки Заусенец и Махровый срез обойдут вас стороной. Держитесь, всего доброго, хорошего настроения и здоровья.
Про Архипелаго - я бы подметил момент, что там просто не хочется договариваться, хотя надо бы.
Играл три раза, но все три раза я заметил что никто просто не хочет предпринимать какие-то действия чтобы отодвинуть мятеж подальше. Первая партия на двоих закончилась на словах оппонента "нахрен, и непонятно, и я блин не хочу поднимать твоих миплов за свои ресурсы". ~^"
И дааа, пожалуй что объяснять правила действительно как-то тяжеловато. Все в целом просто, но все эти исключения и мелкие особенности начинают потихоньку вылетать из башки.
Но меж тем - лично мне она нравится, и хотелось бы сыграть в еще. Надеюсь сыграть в компании, которая уже втянулась и ничего им не придется рассказывать по полчаса перед игрой. =3
У меня все время ощущение что мы не поняли как играть в Архипелаго. Нет, играли мы верно, строго по правилам. Да, в Архипелаго тоже хотел бы снова сыграть, но так чтобы кто-то объяснил что там нужно все-таки делать :)
Я согласен повторить. В прошлый раз время поджимало и все как-то упустили момент мятежа + забывали там что-то переставлять))
а вот мы очень, очень полюбили Архипелаго
как по мне - идеальный микс всего практически, что я люблю в играх
в целом статья добротная.
Но несколько раз перечитал это
"...Мертвых Сезонов от Геменота и Crowd Republic..."
Опечатка или я чего-то не знаю ?
ИМХО все путаются - давайте называть КГ - Воронами.
Да, названия перепутал. Конечно же Crowd Games.
Спасибо за ваши впечатления. Я прочитала с удовольствием! Особенно заинтересовал ваш отзыв об Архипелаго и Unfair.
Пожалуйста. Рад что был полезен.
Теперь и вас ждем подобной статьи ;)
Желание написать - было и есть, теперь бы ещё осуществить эту идею))
Ох, Unfair...
Кому там надо написать, чтобы локализовали? :-)
Деду Морозу?
Мне кажется, Гага, КГ или ЛИ могли бы)
в начале статьи про "архипелаг" упомянули. я думал не будете разжёвывать.
уже собрался спрашивать чем архипелаг не зацепил, ибо волнует эта игра т.к вызывает противоречивые ощущения.
и под конец статьи увидал и обрадовался)
правила тоже не понравились, хотя не именно сложность или длина правил, а исключения из них. я, пожалуй, после Republic of Rome её на второе место по сложности освоения правил поставлю среди игранных мною.
не согласен что мозгодробительное, что странное - да. действия выполняются быстро поэтому микроскопичность не ощущается и в конце каждого хода (всех фаз) ощущается что не стоишь на месте. действий не 13 штук (там только действие "добыть конкретный ресурс" 6 видов на каждый ресурс).
карты развития, временные и моментальные свойства, аукцион, события и кризисы легко отыгрываются.
вы в режим "короткой игры" играли раз времени не хватает?
не играл в длинную, а в среднюю 1 раз (доиграли досрочно из-за жадности и войны за независимость - победил предатель), но ходов было наверно 6 и конец был не очень близок в средней.
что мне нравится, так это договоры и сделки, на самом деле отыграть их можно не только в фазу кризиса или очерёдности хода, но и когда отыгрываешь положительно влияющую на архипелаг карту развития/персонажа чтобы не проиграть (из менее очевидного). видимо не торгаши играли)
я с колонизаторов начинал (и когда с другими НИ был не знаком) за ночную игротеку отыграл 3-4 партии подряд. видимо механика "дерево на овцу" понравилась.
Ну все-таки убеждаюсь, что восприятие правил это очень индивидуально.
Мне лично правила Mage Knight не кажутся сложными. Архипелаг же показался перегруженным именно нюансами. Т..е для меня сложность и мозголомность правил определяется не длинной, а количеством исключений.
Про то, что действий 13 штук это я конечно утрировал и попытался этим передать сложность их пересказа другим игрокам.
Играли 2 раза. В короткую и среднюю игру.
Микроскопичность действий кстати мне тоже не понравилась в этой игре.
Вот в играх FFG - читаешь свойства карты, а это какая-то имба, разыграл свойство персонажа - ситуация на поле резко поменялась, выполнил действие - чувствуется ощутимый прогресс.
В Archipelago же - тут человечка поставил, там ресурсик получил, тут пару монеток отхватил и вот через четыре хода у тебя кораблик. Какие-то микроскопические изменения лично для тебя и в рамках реализации твоего плана. Но при этом при игре впятером, когда ход до тебя доходит, то изменения уже на поле могут быть существенные.
При том что мне нравится система малых и простых действий скажем в Эклипсе или Поселенцах. Но в Архипелаго не зашла.
ну да, я о том же.
нюансами перегружен, ну и повторюсь исключениями.
например: корабль может построить порт; строящий корабль юнит не считается занятым, а когда строит здание - занятой (корабль же считается постройкой, ведь постройки и корабли одним и тем же действием выполняются); события в фазу кризиса на церкви отыгрываются если они подконтрольны, но карты развития/персонажей влияют на общее кол-во церквей (т.е и на незанятые) и ещё может парочку подобных примеров не могу вспомнить.
ну в евро всегда так, мелкими шажками выстраиваем экономику.