Продолжим начатую в прошлом году традицию подводить итоге года и делиться впечатлениями о лучших и худших играх. На дворе начало 2019 года, локализаций в прошлом году было еще больше, стало быть и выбор у настольщика еще больше). Но мы не забываем о Coolstuffinc и Philibertnet и это хорошо, наши бравые локализаторы пока не в состоянии окучить все что нам интересно. Нас по-прежнему трое: Я (ChePL), Алексей (Mastigo) и Виталий (Blorm), правда времени для топа хватило не у всех).
ChePL:
Коротенько по итогам года) Если честно для меня главной неожиданностью стала активность Hobbyworld. Просто рекордное количество качественных релизов они выдали к концу года. Поставил бы их на первое место среди всех локализаторов. Да, качество иногда хромает, но и с западными релизами не все гладко (то карты винтом, то хреновый картон, то еще что-то).
Нормальных блогов о настольных играх практически нет, скажу больше, остался один блог Владимира из Латвии, остальные читать совсем неинтересно, такое впечатление что все проплачено (ИМХО).
Стал больше играть с детьми, это хорошо. Отлично зашла Саграда и Медвежий парк с 7-леткой, хотя после поражений есть обида, но тут он пошел в жену, так что мне не привыкать. Стал меньше играть в евро, даже не знаю с чем это связано, очень много однотипных игр, эта вечная гонка за ПО, надоело). Так что игра года у меня не ЕВРО).
Добили с BLORM первый сезон пандемии, да так, что никак не начнем второй. Под конец играли уже из-под палки, все одно и тоже, только с небольшими изменениями. Только сюжет заставлял нас играть последние месяцы. Не знаю что пандемия делала на первом месте BGG.
Mastigo:
Этот год можно охарактеризовать как переосмысление своих предпочтений, более взвешенное отношение к покупкам и признание факта ограниченности полочного пространства.
Игровых сессий и партий значительно меньше – «виной» тому стала занятость на работе.
Критический взгляд на новые игры привел к тому, что коллекция увеличилась незначительно, были точечные закупки. Практически не вписывался в локализации – ажиотаж от анонса сменялся критическим разбором правил и последующим отказом от участия.
Накопилось достаточно игр, в которые не удалось пока сыграть ни одной партии. Поэтому с супругой было принято решение наиграть в каждую игру достаточное для оценки игры количество раз.
Пока получается.
Очень много маркетинга стала в индустрии, когда выпускается продукт, а не идея. В связи с этим стал более внимательно смотреть на свою ленту в Инстаграм. Для себя сделал такой вывод, что если игра, вышедшая в течение последний пару лет, до сих пор появляется в постах пользователей, то на нее точно стоит обратить внимание.
ChePL: В этом году на первое место поставлю Cаcao. База достаточно простая, но перед сном партейку раскинуть самое то. С допами становится дольше вариативности, но и партия может подзависнуть. Отличная альтернатива Каркассону.
Mastigo: Каркассон.Амазонка
Пока единственная игра из серии «Каркассон», в которую действительно интересно было играть. Дополнения к базе кажутся мне лишними, они по большей части ее перегружают, редко внося что-то действительно стоящее.
Амазонка другая: сплав по реке на лодках, пираньи, крокодилы, притоки, животные и хижины. Все вписано лаконично и логично. Она глубже базы, но без свисающего жирка. Добавить гонки в тайлплейсмент было хорошей идеей.
ChePL – а по мне не самый лучший каркассон, главный минус этой части – на двоих как мне кажется идет хуже чем полным составом, да и стол нужен большой, так как поле расширяется по Амазонке.
ChePL: Тут кооператив в это году. Arkham Horror: LCG. Спасибо хоббикам за локализацию, без нее наверное не брался бы даже. Конечно игра на 1-4, но лучше всего играется именно на двоих, даунтайм не зашкаливает, есть что обсудить). Как для любителя творчества Г.Ф. Лавкрафта зашла на ура.
Mastigo: Battleline
Но только в классическом оформлении GMT. Дизайн локализации лично мне не нравится. Отличать карты, по-моему, стало сложнее, чем в классике, которая сама по себе весьма не colour-blind friendly.
Игра полна математики, как, впрочем, почти каждая игра Книциа. Желание забабахать сильную комбинацию приводит к тому, что совершенно забываешь о других чуть менее сильных сочетаниях, которых иногда бывает достаточно для захвата флага.
Хочу сказать, что потенциал у игры весьма большой, если грамотно использовать карты тактики. Хотя именно в этом вопросе у нас в партиях возникало больше всего прений.
ChePL: Times UP! Играем практически на всех сборищах 6+ человек. Отличная штука, очень весело проходит партия). Количество карточек с именами знаменитостей достаточно большое, повторов минимум. Советую).
Mastigo:
Из вечериночных игр для меня в этом году нет явных фаворитов. Пока я сплю, Я твоя понимай, Братья по оружию, Ночь оборотня, Экивоки – это было опробовано. Из них больше понравились Братья. Веселья в них немного, тоска и безысходность в основном. Надеюсь в 2019 сыграть в них еще раз и наконец выиграть.
Еще, конечно, лежит Тортуга 1667, ждет своего часа. Думаю, дождется.
ChePL: В прошлом году была RED7, собственно из играемых в этом году она также вне конкуренции. Но также хотелось бы отметить маленькую игрушку, в которую также достаточно часто играем – Игра на Рождество). Еще до локализации мне ее в подарок прислал из США мой Secret Santa с BGG. Игрушка сразу очень понравилась жене, поэтому брал ее на многие наши сборища. Напрягает только раздача каждому по 12 карт, ну и удача при этой раздаче конечно важна). Думаю из нашей ячейке никто не остался к ней равнодушен).
Mastigo: Oh, my Goods! Королевские товары
Игра, которую с невероятным нетерпением ждал в конце прошлого года. Получил, сыграл (до этого была тестовая партия в ПНП от Chepl). Сыграл еще раз.
Нравятся мне эти связочки-цепочки. Злит, конечно, что не с каждого здания в раунд соскребешь товаров.
На удивление приятно прошла мини-кампания. История, конечно, притянута (а что вы хотите в 50 картах)
ChePL: FUSE! За 10 мин пока тикает таймер на телефоне кипят нешуточные страсти, кубики летают по всему столу). Отличная штука получилась у авторов. После одной партии хочется сыграть и вторую и третью. Регулировка сложности тоже добавляет азарта. На простом уровне, проходили часто, а вот на среднем уже проблема.
Mastigo: Предельное погружение
Спустя почти год, как Лавка выпустила эту игру, партий в нее разыграно немало. Так, что даже несколько приелась. Но это не отменяет того, что она оказалась лучшим филлером этого года. Игра, которая хорошо идет с любым количеством. А от этого меняется и стратегия поведения водолаза. От тактических действий на двоих до берсерка на шестерых.
ChePL: Война миров. Отличная игра вышла у Дениса Пластинина, очень жаль что Лавка накосячила с полем и цвета на нем просто убиты (жду замену). Еще не пришли миниатюры, но и с картонными жетонами игра доставляет удовольствие, стороны отлично сбалансированы и выиграть можно за любую сторону.
Mastigo: Артифициум
Да, неявный претендент, если судить по рейтингам. Мое мнение об игре изменилось после 3 или 4 партии. В начале каждого раунда надо обязательно понимать, что ты хочешь делать, и в соответствии с этим подбирать карты на руке. Да, очень сильно влияет случай – что придет на руку, но для его управления есть рынок (особенно если хватает денег). Мне нравится ощущение, которое испытываешь, собирая полный сет нужных карт, а затем последовательно, шаг за шагом выкладывая и выполняя отличные комбинации. Важно грамотно использовать Волшебника. Он, конечно, очень силен.
ChePL: Все дополнения для Mansions of Madness 2ED. 4 базовых сценария это ни о чем. По мне так сценарии из дополнений интереснее базовых, а при наличии всех дополнений еще и вариативнее каждый сценарий становится. Спасибо энтузиастам которые перевели практически все новые сценарии в приложении, надеюсь в связи с локализацией, работа над приложением продолжится.
Mastigo: Istanbul. Mocca and Baksheesh
На его месте, вероятно, могло быть и второе дополнение. Но так или иначе только с дополнением получилось выигрывать иной стратегией, кроме скупки рубинов у ювелира - склады- рынки – ювелир. Теперь так не работает. Кофе и карты гильдий приятно разнообразят игровой процесс.
ChePL: Думал таковой станет Остаться в живых, но она вполне могла попасть в следующую категорию если бы не более явный претендент. Поэтому сюда отправляется Место преступления от ХВ. Вообще в конце года вышло на русском 3 детектива, на подходе Шерлок. В Детектив пока не удалось сыграть, но место преступление заслуженно победил в этой номинации. Дела раскручивать очень интересно, использование 3D очков тоже в тему. Ждем больше новых дел.
Mastigo: Planet
Данная номинация для меня является самой сложной. Не могу однозначно решить, что же такое инновационная игра. Как оценивать инновационность – по использованию ИТ или по крутейшим механикам. В итоге назову игру, которая просто показалась необычной – Planet. Игра в стиле Blue Orange. Кубики с магнитами – интересная идея. Сложность возникает при подсчете участков местности на кубике, постоянно крутишь-вертишь. Но в целом очень оригинально.
ChePL: В этом году было много плохих игр, которые сразу отправлялись к новым владельцам. Но больше все расстроил Чартерстоун. Завышенные ожидания от очередного хита от Стегмайера, а в итоге скучнейший мипл плейсмент, да красиво оформленный, но прямой как стрела. Море наклеек, которые уже к третьей партии изрядно надоедают, какое-то придумывание имен, криво написанные правила из-за чего надо постоянно спрашивать или смотреть FAQ. Вообщем игра кроме опустошения после партии и чувства что просто потерял 2 часа из жизни игра не вызвала.
Mastigo: Чартерстоун
Стегмайер, дорогой, что это было?! Невнятное, медленное евро. «игра раскрывается к 5-6 партии», - говорили они. Нет. Игра в режиме кампании должна сразу захватить. У нас уже не будет возможности тем же составом пройти ту же веху. Но что точно ясно, Стегмайер – гений маркетинга и продаж. Он умеет выжать из проекта все, что возможно. По секрету, скоро вы в этом вновь убедитесь.
ChePL: А вот тут будет не игра, а автор. Витал Ласерда). Все игры автора в которые играл впечатлили настолько, что скупили практически все что вышло. Lisboa, СО2, Vinhos, Gallerist, все они достаточно разнообразные и в них хочется играть как можно чаще. Цена правда кусается, но когда в нашем хобби это пугало).
Mastigo: Railroad Revolution
Очередной крепкий середнячок из современного ассортимента What's your game. В коллекции много игр этого издательства. Все они в целом одного уровня сложности (исключая Madeira). От этой игры ничего особенно не ожидал, но на поверку она оказалась удивительно приятной – быстрая, с возможностью создания комбо и в тоже время с достаточной глубиной (такими же характеристиками я бы наградил Council of 4).
ChePL: CO2. Отличный полукооп от Ласерды. Первая партия проходит достаточно тяжело и не совсем понимаешь как играть, но уже со второй партии идет очень плотная борьба за экологические станции, поездки на конференции, сбивание цен и т.д. В игру реально погружаешься с головой и даже после партии ты несколько часов думаешь как и что сделал не так. Отличный показатель добротного евро! Надеюсь в следующем году будем играть во вторую редакцию.
Mastigo: Гранд отель Австрия
Между первой партией в копию Chepl и второй уже в личный экземпляр прошло полгода. Иногда в голове всплывали воспоминания о дебюте, о том, какая плотная оказалась игра. Следующие партии с супругой подтвердили мои впечатления. Очень важно и полезно иметь в коллекции стратегическую игру из недуэльных, которая отлично идет на двоих.
ChePL: Коварный лис. Играю с детьми 4 и 7 лет. Отлично зашла, сейчас поднадоела, но в первой половине года достаточно часто доставали коробку. Для 7 лет конечно уже не советую , так как скучновато уже, а вот для 3-6 самое то.
Mastigo: К сожалению, детей еще нет, потому такая категория игр проходит мимо меня. Если случается сыграть в подобное, то в итоге понимаю, что игра с детским, простым и веселым дизайном и в механике и правилах должна такой оставаться. Например, Tales &Games: The Pied Piper. Серия игр известная, но конкретно это игра, несмотря на умопомрачительно милый дизайн, оказалась совсем недетской. Столько конфликта, злости и пакости не должно быть в детских играх. Нет, игра отличная, но не для детей, хотя дизайн и тема говорит об обратном.
ChePL: Тайны Аркхема. Качество издания выше всяческих похвал, перевод тоже. Играем с большим удовольствием. Для тех кто делал предзаказ, были еще разные плюшки. Вообщем образец для всех как надо делать локализации.
Mastigo: Глумхэвен. Мрачная гавань
2018 стал годом пересмотра коллекции. Жажда накопления поутихла, поэтому и на все планы локализаторов смотрел через призму скепсиса и анализа – нужна ли мне эта игра, есть похожие игры в моей коллекции. Только один проект прошел все этапы. Глумхэвен, черт его подери!
Надо отдать МХ должное. Они смогли! Насколько я понимаю, работа велась в течение двух лет. Когда я связывался с Исааком, предлагая свои услуги по переводу, он сообщил, что хоббики будут издавать игру. Вот с того момента и началось ожидание.
В итоге я получил отличный продукт локализации, который, положа руку на сердце, не осилил бы в России никто другой.
ChePL: Клинок и Колдовство. Для меня в этом году игра года очевидна. Если вы продеретесь через правила, то получите истинное удовольствие от процесса. Отличный AI монстров, интересная прокачка персонажей, достаточно разнообразные сценарии. Мировоззрение ваших подопечных, все сделано на высочайшем уровне. Из минусов только короткая кампания. В следующем году ГАГА обещала выпустить дополнения и мы их конечно возьмем и будем еще раз проходить всю историю но другими персонажами.
Mastigo: Глумхэвен
Когда издатель держит слово и выкатывает игру, которую все ждали. Когда ранее не твой жанр начинает тебе нравится. Когда во всем этом рубилове-мочилове тебя поддерживает супруга. Когда в игре шикарная карточная механика накопления усталости, то все говорит за то, что ее можно назвать игрой года. За неполный месяц наиграно столько же партий, сколько в простые филлеры. И главное - хочется продолжать (так же, как и в Seafall, кстати!)
Собственно вот и все! Удачи и хороших партий всем в 2019 году! Хотя главное не игры, а то, с кем ты в них играешь)
Дуэль - Arkham Horror: LCG ???
Все же дуэль - \то когда игрок против игрока. А Аркхем - кооператив, не зависимо от количества игроков. В крайнем слуаче это можно назвать дуэтом.
Вспоминается Коднеймс - есть версия друг против друга, а есть дуэт, т.е. кооператив.
Очень интересно, прям с удовольствием прочитал. Надо бы к Cacao присмотреться. В моей семье, к сожалению, Каркассон Амазонка не зашел (
Статья проплачена Miltolab'ом!
P.S.
Крутой топ, спасибо!
Хорошая шутка
Хоть кто-то вырос из "штанишек" зомби-амери и присмотрелся к Ласерде. Ура товарищи!=)
вот от таких комментов от Ласерды уже тошнит. Хотя я не играл ни в одну из его игр
я уже в евро за этот год так наиграл, что из носа лезет. Хочу толкового, внятного амери. С историей, с эмоциями. Но нет, амери для дэбилов. Я понятия не имею, что там Ласерда в своих играх наворочал, но чета мне кажется, что не хардовее Келюса, Пуэрто-Рико и Ганзы тевтоники. Почему этими играми в нос не тыкают? вот, мол, для настоящих ценителей, а не эти ваши марсофилерки!
PS если кто не понял - все чистый стеб. Против Ласерды ничего не имею (хоть и не играю). Марс- не филер (хоть и не зашел)
Мой комментарий имел саркастический характер:))) если посмотришь мой список игр, то там с евро очень плохо:)
Это уже секта тут свидетелей Ласерды, я сам за него агетирую хоть ещё и нет не одной его игры))
Ну? И с чего начать знакомиться с его творчеством человеку, из евро любящего только Конкордию и TTA (не уверен, что это евро, но доверяю в этом вопрос Mathias-у), и более всего ценящего в играх атмосферу (желательно, разрушений и предательства)??
С Weather Machine, небось?
*любящему
Попробуйте Vinhos. Все доступно и логично, правда разрушений и предательств там нет)).
А зачем было поднимать запись наверх??
А зачем её опускать вниз?
По каким-то неведомым нам причинам запись была видна не всем и недолго. Один звонок наверх - и все!
Работает.