Казалось, что такого быть не может, но мы сделали. Продали весь тираж в другую страну за несколько минут! Мы не использовали краудфандинговые платформы, а покупатели сами оплатили доставку!
Тебе тоже надоело ходить от игротеки к игротеке и зарабатывать на играх копейки?! Успех близко - читай ниже. Семь тысяч простых шагов и 183 этапа как этого добиться.
Ладно, ладно… это кликбейт) Но все почти так и было. Тут вопрос как акценты в рассказе расставить)
Это рассказ о том, как мы делали игру в рамках празднования 80-тиления боев на Халхин-Голе, проходивших в 2019 году. Да мы ничего о ней не говорили более года. Но лучше поздно чем никогда.

Вихрь событий, перенесший меня в славную столицу Монголии, закрутился за два года до этого. Волшебным образом наша игра «Самолеты Второй Мировой. Халхин-Гол» (эта которая варгейм – вот ссылка https://tesera.ru/game/samolety-vtoroy-mirovoy/) оказалась на столе ректора БГУ, г.Иркутск. Но самое важное, что она оказалась и на столе руководителя Ресурсного центра Россия-Монголия на базе БГУ – у Т.Л. Музычук.
Ну оказалась и оказалась, как говорится. Но все не просто так и выяснилось, что научная позиция БГУ заключается в отстаивании того, что вся Вторая Мировая Война началась именно с монгольского Халхин-Гола. Тогда мы этого не знали, просто дали свои игры.
Но вот в Иркутске проходит первый российско-монгольский форум в 2018 году и как нельзя кстати приходятся коробки с нашей игрой, которые вручают всем почетным гостям форума.
Монголы в шоке: «Мол вот русские дают, форум только согласовали – а они уже сувенирку сделали!» Но надо понимать, что коробка «самолетов» весит 2,2 кг и габаритами чуть меньше микроволновки (ну или что-то типа коробки от Глумхевена).
И нам ставят новые задачи сделать игру в празднованию 80-тилетия Победы на Халхин-Голе:
Бюджет не самый большой – времени с февраля по август.
Понятно, что механику мы начали делать сильно раньше и она претерпевала регулярные метаморфозы. У нас было четыре варианта игры, надо понимать, что первые три работали плохо.
Как мы стали решать эти задачи:
Маленькая игра. Игра должна была занимать мало места потому как ее надо было провезти через границу Монголии на машинах экспедиции «Пламя Гордости за Победу V». А там помимо нашей прекрасной игры везли вещи участников и провиант. Поэтому игра однозначно должна была быть карточной. В итоге мы получили размер коробки как у толстой колоды игральных карт.
Простая игра. Игру раздавали детям в аймаках Монголии, т.е. публика могла быть не подготовленной к настольным играм (хотя Монголия активно играющая страна) и возраст игроков нам был не известен.
Мы сделали простую механику – набор Героев и набор Войск. Войск всего четыре типа и ничем кроме картинки они не отличаются – это Пехота, Артиллерия, Бронетехника и Авиация. А вот 15 Героев – это всамделишные советские и монгольские командующие.
Игроки – это молодые офицеры, прибывшие в степи прямо из училищ. Их задача сформировать боевые группы. Т.е. набрать себе побольше карточек одного типа и поменьше карточек другого типа. Ведь одно дело обслуживание танков, а другое казармы и столовые для солдат. Все должно быть на своем месте – это же армия!
Помогать игрокам в этом непростом деле будут настоящие Герои Халхин-Гола. Тут тебе и Штерн и Жуков и Чойбалсан и даже Ортенберг (это он потом 28 панфиловцев придумал – привет Мединский). Но командир он тебе не мамка – он помог, будь добр отдай его другому игроку. Так у игрока может быть до трех Героев, разыгрывая которых он и делает все действия в игре. Но сразу после розыгрыша героя – с ним придется попрощаться на некоторое время.
Интереснее всего играть команда на команду.
Игра на двух языках. Понятно, что бытует довольно странное мнение, что монголы должны знать русский язык. А монгольская сторона утверждает, что монгольская молодежь все больше учит английский. Но реальность не так прекрасна). Все ровно как везде – все знают только свой родной язык. И только часть монголов знает русский и часть английский и иные языки.
Значит игра обязательно должна была быть на монгольском. А где же взять переводчика? И о чудо – нам дали контакты Амары Амаралтайн. Офицер монгольской армии, директор музея им. Жукова и как оказалось – прекрасный переводчик, которая сделала перевод игры во время празднования Наадама. А это самый значимый праздник в стране степей. Представьте, что вы бы работали в новогодние каникулы? Поэтому наша благодарность ей не знает границ)

Ознакомить с конфликтом. Если вы сейчас зайдете на Википедию, то найдете неплохую статью о событиях на Халхин-Голе. Я верю, что это мой фсбэшник написал статью, не выдержав моего нытья в телефонных переговорах, что данных в открытых источниках невыносимо мало. В начале 2019 года там была статейка на три абзаца. Но благо я и до этого работал с этой темой.
Поэтому мы на рубашках всех карт сделали полную хронологию всех событий. Оказалось, что это семь листов а4. И игроки могут выложив карты по хронологии – собрать всю историю. А переверни- карточку и на ней соответствующий повествованию вид войск или герой.
Давайте мы введем вас в курс дела - что же там произошло в 1939-ом. Японцы грезят мировым господством и Дальним Востоком. В 38-ом нападают на молодой СССР близ озера Хасан. Ну так чисто потыкать палкой в улей – вылетят ли пчелы. Пчелы вылетели и покусали. Тогда они перешли к основному плану – построить железную дорогу с территории оккупированного Китая, которая воткнется в Транссиб. План простой - отрезать снабжение Дальнего Востока и потом скушать его.
Но вот беда – на пути у самураев встали горы, и чтобы их обойти надо было сдвинуть границу между марионеточным государством Маньчжоу-Го (с эпитетом «Тысячелетняя империя» просуществовала 6 лет) и Монголией на 30 км.
Сразу нашлись карты, где оказывается граница была в другом месте, и Монголия со своим дружком СССР вообще нарушают все международные нормы и надо бы подвинуться. Но как понятно ни МНР ни 57 особый корпус Красной Армии никуда двигаться не собирался. Началась война, которая продлилась пять месяцев и закончилась славной победой МНР и СССР.

Герои и техника. Т.к. игра не подразумевает, что игроки могут проиграть Японии, то мы знакомим игроков только с советской и монгольской техникой и с героями этих стран. В игре более 35 иллюстраций и надо было решать, как все это нарисовать или представить публике.
Тогда на глаза попался ранний советский стиль – колоризация фотографий, который активно применялся в плакатах тех времен. Он позволил быстро выполнить объем работ и сэкономить небольшой бюджет.

Так игра была создана и буквально в последний час перед отбытием автоколонны отгружена в машины. Почти весь тираж был роздан на территории Монголии, а небольшая часть на территории России. А я был приглашен на празднование 80-тиления Победы на Халхин-Голе в Улан-Батор, Монголия.
Ну и в завершение жизненный анекдот. Когда в Монголию приезжает важный иностранный гость – министр, дипломат или кто-то посерьезней, то ему могут подарить целую отару овец. Мол вот – это все ваши овцы. После чего предлагают отведать барашка из его стада. Забивают одного и готовят свои традиционные блюда. На следующий день гость улетает, естественно он не повезет с собой стадо овец и оставляет их на родине. Сколько раз передаривается одно и то же стадо – сложно сказать, но так шикарно подарить одного барашка могут только монголы.
Хотите больше узнавать о наших проектах:
"Пламя Гордости за Победу V". Что-то мне это напоминает... А, точно, - "Спутник V". Вот уже и до мантр дошли - "V,V, V... халва, халва". Еcли нет настоящих Vикторий, то хоть будем везде про них писать в виде "криптограмм"? )))
"ПРОДАЛИ тираж"
"Почти весь тираж был РОЗДАН на территории Монголии, а небольшая часть на территории России."
На эту тему тоже вспомнился "жизненный анекдот" - вы или трусы наденьте или, крестик снимите...
А общее впечатление от статьи - Не оскудеет земля русская бюджетораспилами.
Пламя Гордости за Победу - это автопробег в котором принимает участие молодежь России и Монголии. А это был соответственно пятый такой проект.
Первая часть про "продали" - это очевидно шуточная часть. У нас был заказчик - мы выполнили проект. Деньги были не бюджетные поэтому ваши налоги в полной сохранности.
Как бы огульное хаяние ничем не лучше ура-патриотизма.
Вы уже эту вакцину на себе опробовали, чтобы заявлять о её бесполезности?
А где вы увидели что-то про эффективность этого "препарата"? Я лишь про названия. Но, прежде, чем выступать ура-патриотом, лучше вопрос об этом центре Гамалеи и "продуктах" им выпущенных хотя бы на уровне вики изучите, а потом будем про "оголтелое" хаяние беседовать. Не, если вас конечно не смущает тот факт, что наш главный "халва-халва-халвист" этой и других современных Victorий до сих пор почему-то не воспользовался этим "препаратом", то вперед, прививайтесь. А для меня это главный показатель "эффективности".
я - "огульное хаяние ничем не лучше ура-патриотизма"
сифликат - "прежде, чем выступать ура-патриотом..."
я - "вопросов больше не имею"
Я конечно понимаю, что безостановочный покрас мелких предметов влияет на зрение, но очки что ли себе купите.
Лет десять назад я бы, пожалуй, начал спорить.
Но сейчас мне уже давным давно ровно на тех, кто что-то там пишет про очки в ответ на точное цитирование его же слов.
Жаль, но придется объяснять очевидное то, что вы не разглядели столько раз. Мне бы не хотелось думать, что вы а) вырвали фразу из контекста и б) исковеркали мой ник преднамеренно, а раз так, то значит что-то со зрением. Ведь мне очень не хотелось бы думать о вас плохо, и вставлять в ваш ник между ДЕ и Л еще пару букв...
Вставляйте на здоровье. Плюс, обязательно ответьте еще и на этот комментарий. Это очень важно.
мда... либералы в своей упоротости уже готовы отрицать исторические факты (например победу на Халхин-Голе). Главное в пятерке призрачную Victory себе напридумать. Небось и название экспедиции специально придумывали с учетом названия будуще вакцины еще не существовашего на тот момент covid-19, да?
победы Озимандии тоже когда-то были важными историческими фактами
теперь у них то же примерно значение для наших современников, чем у чего-то сто лет назад в какой-то там Монголии, известной нам (но не мне) лишь по клипам HU на ютубе :)
а тема-то между прочим важная, но забытая
"Победа СССР в конфликте на Халхин-голе имела кардинальные, далеко идущие, геополитические последствия. В Японии поражение и одновременное (23 августа) подписание советско-германского договора о ненападении привело к правительственному кризису и отставке кабинета Хиранумы Киитиро. Новое японское правительство 4 сентября заявило, что ни в какой форме не намерено вмешиваться в конфликт в Европе, а 15 сентября подписало с Советским Союзом соглашение о перемирии, приведшее 13 апреля 1941 года к заключению советско-японского пакта о нейтралитете. Так как в традиционном противостоянии японских армии и флота в 1939 г. победила «морская партия», отстаивавшая идею экспансии в Юго-Восточной Азии и на острова Тихого океана, японская военная промышленность стала больше производить морских вооружений, нежели сухопутных (корабельную артиллерию, а не полевую, не танки, а авианосцы и др.), иными словами — Япония стала перестраивать структуру военной промышленности и вооружённых сил для войны на море и вскоре приступила к захвату источников сырья в Океании."
да, вы вынудили меня (и других) прочитать 12 строк почти бессмысленного для меня (и возможно, других) текста - будьте же любезны теперь пояснить, каким образом это важно?
возможно, однажды в Древнем Риме однажды поутру отравили не того наследника, императором стал не тот человек, кто мог бы, и вся история Европы свернула на те рельсы, на которые она свернула, и почему это важно?
не говоря уж о том, что в мире, где конфликт на Халхин-голе был проигран, мы может быть уже высадились на Марсе, или не имели атомной бомбы, или ваш дедушка был бы сейчас генсеком кпсс сохранившегося СССР?
я ведь не умаляю роли истории в становлении личности, не отрицаю что специалистам стоит историю изучать - я просто ну вот, к чему ВСЕМ НАМ ну пусть не мало-, пусть даже средне-значительные факты столь узкой, и и малозначительной области, как военная история?
Может потому, что это позволяет понять в каком мире мы живем?
История, конечно, учит лишь тому, что никого не учит, но всё же если глаза на прошлое закрывать - будущего не будет.
базовые принципы строения веществ и что такое молекула - желательно знать каждому человеку, из чего состоят атомы - уже очень мало кому, углубляться дальше и дальше в строение материи доступно уже совсем немногим
владеть родным и глобальным языком полезно каждому, нюансы же палеолингвистики важны лишь крайне узким специалистам
хотя и то и другое позволяет "понять в каком мире мы живем"
в мире, где невозможно узнать все - первостепенное значение имеет навык отбирать, что имеет значение а что - нет, на что имеет значение тратить такие драгоценные ресурсы, как время и внимание, а на что - нет
очень мало кому под силу охватить хотя бы даже историю в общем и целом (не говоря уж о том, что история это сборник противоречивых мифов) - а уж концентрировать внимание на эвентах военной истории второстепенных государств, пусть даже они и в связке с историей таких крупных, но недолговечных образований как СССР, вряд ли есть смысла кому-то, кроме обладающих узким профессиональным интересом
Вы сперва всю военную историю с корабля современности скидывали. Теперь только эвенты для узких специалистов. И то хлеб.
Очень жаль, что Вы предпочли понять меня подобным образом. В этой ветке я лишь старался развивать свою мысль, не встречая значительного сопротивления и не откатывая назад.
Давайте я попробую переформулировать: я утверждаю, что любители (да и профессионалы) военной истории находятся приблизительно в том же положении относительно человечества, цивилизации. культуры и науки, что и собиратели бабочек (включая профессиональных энтомологов).
Главное отличие - в том, что иногда самые крупные эвенты "военной истории" счастливо совпадают с важными в широком смысле эвентами "истории". И хотя потребителя информации интересует прежде всего исторический, а не военно-исторический аспект вышеупомянутых эвентов - военные историки на этом основании пытаются утверждать, что они чуточку лучше коллекционеров бабочек.
Давай и я переформулирую.
Идиоты которые твердят о том, что историю знать не надо - а таковых большинство - те же самые идиоты которые удивляются потом что в мире происходит что то, чего они не в состоянии понять.
Это не мешает им счастливо шагать по жизни с карамелькой за щекою.
А вообще - заведомо обесценивать чужую профессию убогая позиция. Кто вы такой, чтобы с таким упоротым самомнением рассуждать о военной истории, чувак?
В зеркало посмотри, прежде чем рассуждать о чьей то полезности.
Так если им их удивление и непонимание не мешает шагать счастливо - то как будто бы и проблемы никакой нет? :)) Разве что для тех, кто полагает, будто бы знает, каким именно счастьем должны быть счастливы другие.
Меня настораживает немного, что я как будто бы постоянно стараюсь разделить понятия "история" (важность которой для меня несомненна) и "военная история" (важность которой мне представляется ничтожной, но может вам удастся меня разубедить) - а вы как будто бы все время их смешиваете. Неужели вам не кажется, что это очень разные вещи?
Кто я такой? Просто человек, который пытается понять мир в котором существует, который пытается мыслить честно и связно. Чтобы существовать, каждый человек создает и внутренне обосновывает систему ценностей. Ну, чтобы пониимать, например, что ему ценнее: поцелуи или золото? Выдающийся химик или выдающийся парикмахер. Создание системы ценностей - не просто право, но и необходимость: как жить без ценностей и ориентиров. Создав такие системы, люди делятся ими друг с другом и отстаивают их, дискутируют. Мне кажется, это нормально.
Спрашивая меня, "кто я такой, чтобы ..." вы, очевидно, позиционируете себя как человека, для которого много значат авторитеты. Лично для меня это плохой маркер, в моем мире авторитет не значит ничего, имеет значение лишь качество аргументации.
Очень много бла бла бла.
Пока вы говорите - для меня то-то и то-то не имеет значения - да ради бога. Ваше личное дело, живите как хотите.
Когда вы говорите это не нужно для всех, а эти профессии мусор, то вопрос кто вы такой чтобы судить - вполне уместен.
Как мы только что выяснили из вашего многословного бла бла - никто. Ну слава богу, а то я полумал: вдруг под личиной желтого медведя скрывается самый главный военный историк, который внезапно решил сам себя отменить в масштабе страны.
Простите, что вас так напрягает моя многословность. Этим способом я пытаюсь бороться с вашим стремлением все упрощать :)
Если бы мы с вами были, к примеру, учеными, и спорили о частной научной проблеме - ваш призыв померяться авторитетами был бы еще ну хоть как-то оправдан. Хотя среди ученых полным-полно титулованных дураков, хорошо понимающих не более чем в одной-единственной области, да и случаев, когда молодые оказываются правее грандов, как раз в науке предостаточно.
Но мы говорим попросту о человеческих ценностях, о приоритетах с которыми сталкивается каждый человек, независимо от профессии. Нет таких "специалистов", которые научно докажут вам, что ценнее: любовь или секс, коммунизм или капитализм, социология или психология, историк или поэт. Все это область всеобщей компетенции, и здесь нет ниаких линеек авторитетности. Вы, возможно, охотнее прислушаетесь к мнению мудрого человека, но разные люди по-разному идентифицируют "мудрых" людей, тут тоже нет консенсуса.
Ну а уж доверить гипотетическому "главному военному историку" судить о ценности собственной же профессии - это же как доверить коту масло :)
В моем мире сама постановка вопроса об авторитетности в зоне всеобщих суждений - не имеет смысла. Каждый имеет право на мнение, каждый имеет возможность защищать и пропагандировать его, и поскольку наш спор идет не в зоне точных наук, единственным итогом его является реакция аудитории (ну или конечно я смогу вас убедить, но что-то мне это сомнительно :) ).
Обращаю также ваше внимание, что на мои вопросы по сути вы пока не ответили.
Чисто из спортивного интереса - с вашей точки зрения, какие полезные выводы для формирования своей личности и постороения своей судьбы может сделать современный человек, изучив подоплеку Халхин-гольского конфликта?
Такие, которые он не мог бы сделать, обратив свое внимание на более крупные конфликты, лучше известные в публичной истории?
Если не лень, можно ответить и на более широкий вопрос: что дает современному человеку изучение военной истории (кроме увлекательного хобби, вполне сравнимого с коллекционированием бабочек или икон, и даже превосходящего их, так как про бабочек нет хороших игр)?
взгляните, Seylopeg, на происходящее в целом: я утверждаю, что ваше то ли хобби, то ли профессия является незначимой, и все что мы слышим в ответ, это "кто вы такой чтобы судить"
если бы кто-то критиковал мою деятельность и тем паче мои увлечения или взгляды (так как увлечения и взгляды намного чаще выбираешь самостоятельно, чем вид деятельности) - я мог бы ответить и кратко, и развернуто, и написать целую статью
да я бы вообще с радостью это сделал - меня только спроси! - это же прекрасно, делиться тем, что ты считаешь осмысленным и/или прекрасным?
что же Вам-то мешает аргументировать свое мнение о современной ценности военной истории? может быть это какое-то сакральное знание, ценность которого непонятна для непосявщенных?
Военная история действительно неактуальна, так как методы ведения войны сильно изменились, а войны между великими державами вообще стали невозможны.
А вот история в целом очень даже сохраняет актуальность
Т.е. критиковать происходящее в нашей стране могут только "упоротые либералы"? О-как... Один разглядел в моем замечании про названия критику вакцины, второй вообще в своей псевдо-патриотичности разглядел отрицание победы на Халхин-Голе... Н-да, беда-беда... И кто-то еще что-то говорит про упоротость?
Жаль, что вакцина не называется "Спутник I".
Теории крипто-НЛП'шников о том, что I - это скрытый фаллический символ, показываемый элитой народу, выглядели бы по крайней мере более забавно.
Вот так я узнал, что в Монголии что-то происходит
Удивительная страна -- на карте большая, но ничегошеньки про неё не слышно
Как не слышно? Группа HU миллионы просмотров клипов собирает) а ещё, ещё... Ещё что-то наверняка происходит
Ах да, ещё группа HU
Спасибо за статью, молодцы, что создаёте игры своими руками!
Неважно какие, хорошие, плохие, вообще гуано, всё равно молодцы!
Карточка игры с полными правилами
https://tesera.ru/game/khalkhin-gol-1939/
Похоже, вам приз за самое сильное притягивание сеттинг за уши на геймплей (или наоборот) в истории геймдева.
Надеюсь эта номинация будет на Эссене в следующем году.
Если вам кажется, что юморные ответы на каждое сообщение от комментаторов - хорошая стратегия, то нет - это не так.
Вас запомнят не как остроумных стендаперов, а как "а, это те ребята, которые срубили лёгких денег на халтуре на какой-то официальном мероприятии с монголами".
Возможно, что вам без разницы. Но тогда не стоило и утруждаться публикацией этой статьи в принципе.
На шуточные замечания - шуточные ответы. Самое главное что мы решили поставленные заказчиком задачи и привезли в Монголию российский интеллектуальный продукт.
Халтуру вы привезли, а не продукт. Продукт не РАЗДАЮТ детям кочевников бесплатно в юртах, за Продуктом приходят покупатели с деньгами.
Так изначально задача и была такая - раздавать монгольским детям. Его раздали. Все потребности заказчика и целей экспедиции решили. В чем халтура то?
"В чем халтура то?" - да ни в чём, спите спокойно. А то, что сама игра притянутая за уши фигня, в которую по доброй воле никто играть не будет - это мелочи.
Точно так же сувенирные бутылки из шоколада никто обычно не ест :)
А вот откуда Вы знаете, DeLorian, во что там будут по доброй воле играть деревенские монгольские дети, глобальное большинство которых может даже и о Каркассоне-то представления не имеет? Может эта простая, незамысловатая игра станет для кого-то из них вратами в хобби? Может быть, они вообще впервые узнают через нее о существовании такой вещи, как настольные игры? Пути судьбы неисповедимы :)
И да, простите, DeLorian, я уже второй раз на моей памяти вынужденно вам оппонирую по мелочи, хотя испытываю к вашей деятельности в хобби глубокое уважение (в отличие, к примеру, от Огро, которого в грош не ставлю ? :) )
Но Платон он хоть и друг, но истина дороже. И всегда важно помнить, что настольные игры они не только для настольщиков, они для всех.
Бедные Монголы :(
вообще-то юморные ответы на каждое сообщение от комментаторов - превосходная стратегия :)
хотел бы я, чтобы мне так всегда отвечали :)
При этом повторюсь, что если вырученный бакшиш пойдёт на дальнейшее развитие чего-то стоящего, то всё норм, бизнес есть бизнес.
Только здесь вас игроки читают, а не спонсоры.
Статья ни о чем! Нет фото готовой копии игры, нет описания геймплея. Только вот это: «Мы сделали простую механику – набор Героев и набор Войск.» Интересная механика! А еще наверное есть механики: просмотр картинок и вскрытия пачки карт.
Или статья о том, как быстро выполнить объем работ и сэкономить небольшой бюджет? Или о монгольских стадах овец?
Так эта статья и не решала этих задач. Карточку игры сделаем - там все будет.
а что, такой формат как "дневник разработчика" давно запретили?