Примерно год назад я уже публиковал (см. https://tesera.ru/user/Shaston/journal/1043197/)
впечатления об использовании настольных игр в летнем лагере для школьников.
С этих пор мои знания о мире настольных игр несколько расширились и умудренный
этими новыми знаниями я решил повторить свой опыт и этим летом, о чем и собираюсь рассказать
в этом дневнике.
Отмечу также важный момент. Правила игры я обычно объяснял один раз некоторой группе школьников, после чего следил за тем, как игра "шла в народ": как посвященные школьники привлекали к этой игре неофитов. Это правило я нарушал только в том случае, если кто-то из детей меня специально просил объяснить ему правила той или иной игры.
Для тех, кто читал мой прошлый дневник о настольных играх в летнем лагере, сразу напишу изменения
которые произошли по сравнению с прошлым годом.
1. В этом году в отряде, в котором я был одним из руководителей и с детьми из которого в основном и играл, были школьники с 4 по 6 класс(11-13 лет). На фото также присутствуют более старшие школьники(с 7 по 9 класс), которые были помощниками в отряде, и также периодически играли в
настольные игры.
2. Также я провел несколько занятий по настольным играм в других отрядах, в которых были и совсем юные школьники (1-2 класс) и школьники постарше (7-8 класс)
3. Список игр очень сильно изменился по сравнению с прошлым годом(я учел ошибки прошлого)
Также прошу меня извинить, что к партиям в некоторые игры не удалось сделать фотографии.
Поэтому после некоторых игр фото вообще не будет или будут фото прошлого года.
Итак переходим к конкретным играм(они идут более или менее в порядке возрастания допустимого числа игроков).
Список игр
Улей:
Дуэльная игра про противостояние двух группировок насекомых. Пользовалась большой популярностью в начале лагеря у детей, которые ходили в лагерь в прошлом году и знали правила. Примерно через неделю интерес к игре спал и в нее уже никто не играл.Тем не менее на мой взгляд игра отличны гейтвей для детей, особенно для тех, которые играли в шахматы.
Итог: хороший абстракт на двоих для любых игротек
Игнис:
Одна из известных игр серии "по 500 от Звезды". По причине дешевизны она была куплена мной вместе с Рококо 1,5 года назад и с тех пор не доставалась. В этом году я решил показать ее детям и она очень хорошо им зашла. Именно из-за нее, кажется, Улей перестал появляться на игровом столе. Кроме того аудитория у Игниса оказалась более широкой (игра действительно проще). Одному мальчику она так понравилась, что он даже попросил мне рассказать, где ее купить(в прошлом году такой чести удостоилось только великое и ужасное "Тайное послание"). В итоге регулярно доставалась
в течение 2 недель. Потом, правда, интерес к ней также охладел.
Итог: хороший абстракт на двоих для детских игротек
Шотландский поединок:
Микроигра про борьбу мышиных кланов. Объяснил правила игры двум девочкам 11 лет.
Они сыграли пару партий, и больше не играли. Как и остальные дети. В народ игра "не пошла".
Итог: шляпа
Пентаго:
Правила этих усложненных крестиков-ноликов обяъснил на последней неделе лагеря.
Дети немного поиграли, но без особого восторга.
Итог: средний абстракт
Камисадо:
Также показал игру детям только на последней неделе лагеря. Энтузиазма также особого не вызвала, но дети играли в нее охотнее, чем в Пентаго.
Итог: средний абстракт
Тайное послание:
В "принцессу филлеров" знающие правила дети поиграли в начале лагеря. Но потом перестали. Игра также не "пошла в народ".
Итог: "must have" для любой коллекции и игротеки.
Лоскутное королевство:
А вот эта игра достаточно хорошо пошла в народ и хотя нечасто, но все же в течение всего лагеря(4 недели) появлялась на столах.
Итог:хорошая семейная игра. Однако для того, чтобы игроки поняли в чем соль этой игры обычно надо сыграть одну партию.
Прогулки в подземелье:
Писал о ней в прошлом дневнике. В этом году также регулярно появлялась на столах.
Итог: На мой взгляд отличная игра для тех, кого не тошнит от фентезийного сеттинга.
Айс-класс:
Эту игру я показал детям одной из первых в этом летнем лагере. Также носил ее на все занятия по настольным играм в другие отряды. Везде она пользовалась большим успехом:
в нее с удовольствием играли и первоклассники и девяти-десятиклассники.
Однако время жизни ее в нашем отряде оказалось не очень велико: 1,5 недели и она перестала появляться на наших столах.
Итог: "must have" для детских игротек.
Зверобашня:
Эту игру я также таскал на все занятия в других отрядах. Она вызывал меньше энтузиазма
у детей из других отрядов, чем Айс-класс, однако к ней дети возвращались гораздо охотнее, чем к "пингвинам". Так в течение занятия дети могли поиграть в Зверобашню, потом поиграть во что-то еще и потом снова поиграть в Зверобашню. С Айс-классом такого не происходило.
Что касается нашего отряда, то Зверобашня пережила Айс-класс и появлялась на столах в течение всего лагеря.
Итог: также "must have" для детских игротек.
CV: ход жизни:
Объяснил правила 4 детям, проконтролировал несколько первых ходов и оставил их играть без меня. В итоге они не доиграли партию. После этого ни разу не доставали.
Итог: Считаю, что игра неплохая, но требует чтобы кто-то из игроков постоянно поддерживал атмосферу: отпускал шуточки по поводу "линий жизни" игроков. Картинки к этому располагают.
Запретный остров:
Некоторые дети знали правила этой кооперативной игры и сыграли несколько раз на первой неделе лагеря. Потом не доставали.
Итог: Игра неплохая, но достаточно быстро приедается.
Герои и сокровища:
Один раз в начале лагеря объяснил детям правила. После этого она пользовалась популярностью у детей на протяжении пары недель. Сочетание подземельных приключений и игры на скорость реакции оказалось довольно удачным.
Сам я однако в нее так и не сыграл, к сожалению.
Итог:детям понравилось
Картахена:
В нашем отряде в эту игру сыграли ровно одну партию, причем в нее играли школьники вместе с вожатыми. Игра по ощущениям всем понравилась, однако больше на столах не появлялась.
Несмотря на это я взял эту игру с собой на занятие в другой отряд(там были школьники 1-2 классов) и там она очень неплохо зашла: вожатые, их помощники и школьники сыграли в нее две партии подряд. Правда, дети в первой партии не очень понимали, как эффективно действовать, и вожатая иъ легко обыграла. Однако во второй партии победила уже школьница.
Плюсов у этой игры много: простейщие правила, простейшие действия, возможность регулировать время партии уменьшая длину коридора + возможность играть по разным правилам(у меня локализация от Гаги).
Итог - отличная семейная игра. Но для достижения нужного эффекта нужен игрок, который понимает, что делает.
Повелитель Токио:
Правила этой игры я объяснил нашим детям на последней неделе лагеря. И в итоге дети на последней неделе разделились на два лагеря: дети играющие в Повелителя Токио и дети играющие в Нечто(о ней дальше). После нескольких партий дети попросили меня объяснить как играть с карточками из дополнения Power up(они у меня лежали в одной коробке с базой).
Детям очень зашел сеттинг. Возможность бить друг друга, прокачивать своего монстра их очень обрадовала. Некоторые после игры даже экспериментировали с карточками, создавая неубиваемых монстров. Отмечу, что похожий эффект на детей оказывает Замес(когда они комбинируют эффекты от карт) и Маленький мир(когда они находят убойные на их взгляд сочетания расы и способности).
Итог: одна из любимейших игр в лагере. То, что можно усадить за нее одновременно 6 человек(а если есть доп. персонажи, то и больше) делает ее отличным вариантом для детских игротек. Кстати, те кто выбывают обычно продолжабт с интересом наблюдать за битвой выживших.
Маленький мир:
Классика. Игра, правила которой дети сами попросили меня объяснить(точнее напомнить).
Единственный ее недостаток - время партии. В лагере у детей редко выдавались промежутки в 1,5 часа или более, когда они ничем не были заняты.
Итог: отличный вариант для длинных игротек. Объяснил правила и оставил детей сражаться.
Гембло:
Интересный абстракт до 6 человек. Однако дети к нему быстро охладели.
К тому эе с ним есть 2 проблемы. Первая состоит в том, что фигурки из шестиугольников плохо держатся на поле и при неловком движении можно сбить уже выставленные фигурки(дети это делали регулярно). Вторая проблема, что дети очень любят терять фигурки от этой игры, а это для нее очень критично.
Итог:неплохой абстракт на большое число игроков, который из-за исполнения(у меня версия от Эврикуса) не подходит для детских игротек.
Таймлайн. История России и Изобретения:
Игра, которую я рассказывал в своем отряда, а также брал на занятия в отряды со школьниками 5-7 классов. Чтобы эта игра понравилась, нужно чтобы в процессе игры происходило обсуждение, выкладываемых на стол событий. Ну а для этого как правило нужен человек, который это обсуждение генерирует. Без этого обсуждения игра теряет свой шарм. Но зато, если обсуждение пошло - эта игра одна из лучших легких настольных игр, в которые я играл.
Итог: бомба, но нужен человек, генерирующий обсужение карточек.
Тцуро:
Еще одна игра, которую я брал на занятия в другие отряды. В популярности Айс-классу и Зверобашни она проигрывает, однако после первой партии дети ее обычно не бросают, а
играют еще одну-две партии. В нашем отряде достаточно редко появлялась на столе, но
зато на протяжении всего лагеря.
Итог: Считаю, что незаменимая игра для детских игротек.
Несомненными достоинствами этой игры является простота правил, быстрые партии и возможное число участников (от 2 до 8).
Diamant(версия от Yello):
Она же Incan Gold. Игра на жадность с очень красивыми компонентами(правда, сундуки постоянно разваливаются). В своем отряде объяснил ее на 3 неделе(из 4) лагеря и она смогла продержаться на столе до конца. Также показывал ее на занятии в другом отряде и там дети в нее также охотно играли(3 или 4 партии подряд).
Итог:
Отличный легкий "push your luck". Проще Селестии и поэтому больше подходит для неофитов.
Нечто:
Игра - спасение от Мафии. Сопротивление(о котором написано в прошлом дневнике) - хорошая замена для Мафии, но как в Мафии, так и в Сопротивлении надо много говорить.
А дети не умеют говорить тихо, и поэтому во время игры в Мафию/Сопротивление в кабинете невозможно находиться.
Нечто отлично решает эту проблему. Во время игры в Нечто дети говорят мало.
Кроме того в Нечто они готовы играть даже втроем. Я даже видел, как дети играют в Нечто вдвоем.
Более того Нечто легко прощает ошибки объясняющего правила. Так я, рассказывая правила Нечто в другом отряде, посадил за игру одновременно 12 человек(чтобы всем сразу объяснить). Партия была жутко нудной, некоторые не смогли ни разу сходить и я думал, что Нечто не приживется. Однако после этого дети сыграли еще пару партий в меньшем составе и без меня, а потом еще и попросили на следующий день у меня эту игру.
Итог: Нечто наряду с Повелителем Токио одна из любимейших игр детей в этом лагере.
Отмечу, что во взрослой компании она также отлично заходит(оптимальный состав на мой взгляд человек 6-8)
Кодовые имена:
Я не планировал показывать этот бестселлер детям в отряде, поскольку опыт прошлого года показал, что для этой игры нужны дети постарше. Тем не менее одна из моих помощниц(9-классница) собрала нескольких школьников и помощников вожатых и попросила меня напомнить им правила этой игры.
В итоге в мое отсутстивие они с удоввольствием сыграли 3-4 партии подряд и потом еще некоторое время делились ощущениями от произошедшего.
Итог: отличная игра, но для детей "в возрасте"(14 и старше)
Общий итог
Настольные игры неплохой способ разнообразить досуг детей в детском лагере.
Тем не менее никакой особой педагогической пользы этот опыт не принес.
Конечно дети иногда напрягались, с поиском партнеров для игры, в которую сами хотели сыграть.
Конечно они иногда открыто высказывали недовольство, если кто-то выходил из игры в процессе партии, и может быть кто-то из них даже понял, что так делать не очень хорошо.
Тем не менее я не особо акцентировал внимание детей на этих моментах, потому что нередко после объяснения правил переходил к другой группе детей, которые не знали чем им занять себя.
Так происходило, например, на занятиях в других отрядах, в которых мне надо было занять играми от 12 до 15 детей почти одновременно. Там нередко возникали ситуации, когда некоторые дети выходили из игры раньше времени.
Можно ли целенаправленно детей чему-то научить, использую настольные игры, я пока не понял.Если у кого-то из читателей этого дневника, есть соображения на этот счет, то с нетерпением жду их в комментариях или в личных сообщениях.
Если же брать только досуговую сторону этого дела, то ниже представлен список игр, которыми, по моему опыту, можно занять группу детей в 12-15 человек в возрасте от 8 до 15 лет на час-полтора при наличии одного человека, знающего правила. При этом через 15 минут все дети будут уже во что-то играть(вы к этому моменту сможете объяснить правила 3-4 игр разным группам детей), а рассказчику правил остается перераспределение детей между играми, ответы на вопросы по правилам и объяснение правил новых игр, освободившимся детям.
1. Айс-класс
2. Зверобашня
3. Тцуро
4. Таймлайн
5. Игнис
6. Кодовые имена
7. Diamant
8. Картахена
9. Тайное послание
10. Повелитель Токио
Так я считаю, что правила первых 4 игр(а может и 5) объясняются суммарно за 15 минут(по 3 минуты на игру).На объяснения правил оставшихся игр потребуется чуть больше времени(минут по 5)
Все игры за исключением Diamant(который можно заменить на Селестию с потерей в скорости объяснения правил) локаизованы. Все кроме, возможно, Тцуро можно купить в настоящее время в магазинах настольных игр.
Предлагайте и свои игры, которые на Ваш взгляд, могли бы войти в этот список.
Попробуйте игры наподобие Диксита, Имаджинариум, Мистериум.
Дети научится воображению, расширение кругозора.
Или кооператив, для работы в команде.
Благодарю за статью и рейтинг игр.
Где-то в мае появилась у меня игра Шериф Ноттингема от ЛавкиИгр.
Школьников 9-10 лет прямо завлекла. Статистики пока мало, всего одна игротека с ней была, но интерес к ней был колоссальный.
Ездили на отдых и у друзей тоже был мальчик лет 9-10, так вот, он прямо запал на игру, и готов был играть несколько партий подряд(играли втроём: он, его папа и я), пришла мама в 23.59 и загнала
всех домой спать :-)
Ещё заметил большой интерес к Лаборатория.Potion Explosion
Правда раздаточный ящик сборный лучше сразу проклеить ПВА, иначе вся конструкция развалится за 4-5 игр.
После объяснения правила "цепной реакции взрыва", дети дальше самостоятельно уже играют и следят за правильностью "цепной реакции". Своеобразный такой необычный абстракт.
Для развития математических способностей у детей хорошо подходит "Archaeology" и её развитии - "Archaeology: The New Expedition". Дети с 5 лет учатся арифметическим действиям (это помимо постоянной необходимости выбирать между синицей в руках и журавлём в небе).
Очень дельный пост, и написан читабельно.
Главная педагогическая составляющая, кмк, это то, что дети не тупят в телефон в свободное время, а общаются, играя в настолки. При чем с возможность выбора во что поиграть, а также с возможностью выбора компании. Это - самое главное.
А остальной именно педагогический цимес (про который пишут в длинных околонаучных статьях про настолки - про то, что дети учаться считать, прогнозировать, зайчатки анализа, и тыды) - как ту измеришь? тестом IQ на входе/выходе из лагеря?)))
Измерять что-то совершенно не хочется.
Вопрос у меня скорее следующий, можно ли провести одно или несколько содержательных занятий по настольным играм, в которых ставка делается не на конкретную игру/игры, а на какие-то общие моменты в играх.
В рамках российской практики проведения математических кружков существуют разработанные занятия по теории игр. Однако это либо занятия посвященные математическим играм - играм где можно найти выигрышную стратегию, либо уже занятия для продвинутых школьников по вероятностным аспектам теории игр(всякие равновесия)
Меня интересует в данном случае, можно ли на таком богатом материале как современные настольные игры сделать похожие содержательные занятия.
В голову пока приходило только что-то типа расчета вероятности выигрыша партии конкретным игроком в тайном послании во время последних ходов: вы знаете, что у вас в руках(2 карты ваш ход), вы знаете, что на столе - рассчитайте вероятность выигрыша в случае, если сходите 1 картой и если второй. Но это достаточно сложное занятие и подходит только очень просвященным школьникам.
Отмечу, что разработка выигрышных стратегий в конкретных играх, т.е. попытка их сломать, это что-то близкое, но на мой взгляд еще более сложное и менее интересное для школьника.
Теории дебютов тоже малоинтересны: хочется говорить не о конкретных играх, а о играх в целом.
Базовый-то теовер можно, как мне кажется, дать и не искушенным школьникам - на примере игор с кубиками, особенно если адаптировать терминологию теовера во что-нибудь более легкоусваиваемое.
Другой вопрос про оптимизацию и поиск выигрышных стратегий - есть ведь те, кто играет ради процесса, а победа - лишь приятный бонус) Т.е. встает вопрос не только общности игр, но и общности темы, которая будет интересна разным игрокам :-/
Для меня самый главный образовательный момент в настольный играх - это умение принять проигрыш. Для моих детей это было огромной проблемой. Были и истерики и бросание компонентов в стену и рукоприкладство. Сейчас постепенно приходит понимание, что невозможно постоянно выигрывать, и за победами обязательно идут поражения и наоборот.
Плюс игры очень развивают кругозор. Например: начали играть в "Киклады" - начали читать о Древней Греции, играем в "Тени над Камелотом" - дети сами читают о короле Артуре и средневековые легенды.