Оценка пользователей
8.9061
Оценить:
-
-AdRiver-

Урожайная осень

время: 22 января 2017

Как-то так сложилось, что за 4 года увлечения настолками я ухитрилась ни разу не сыграть в Агриколу (настоящий позор для еврогеймера! :)). Вышло это совсем неспециально, даже наоборот, Агриколу мне хотелось попробовать очень давно, но покупать такую объемную и недешевую коробку вслепую было страшновато - немного отпугивали отзывы про комплексность и кризисность. И вот наконец-то этой осенью друзья принесли Агриколу на игротеку, а дальше понеслась: в короткое время получилось сыграть и в Каверну, и даже в новое упрощенное семейное издание Агриколы.

 

Агрикола: Новое издание

 

Играли с картами, но без драфта.

 

Фото с БГГ (автор gary smith). 

 

Первая же партия в Агриколу вызвала чувство почти детского восторга и легкую грусть от того, что мы не встретились с этой игрой раньше. Теперь я отлично понимаю, как эта игра смогла несколько лет продержаться на первом месте в топе БГГ. На мой взгляд, главная фича Агриколы в том, что умный глубокий и увлекательный процесс сочетается с классно проработанной и такой близкой обычному человеку темой. После слегка опостылевшего весьма условного средневековья в еврах (или какой другой абстрактной древности, весь плюс которой лишь в том, что никто толком уже и не знает, как там все было) Агрикола стала глотком свежего деревенского воздуха :) Было очень здорово вылизывать свою фермочку, улучшать дом, выращивать животных в зарегулированном правилами идеализированном картонном мире.

 

Пару слов для тех, кто совершил ту же ошибку, что и я, и до сих пор не имел счастья познакомиться с Агриколой. Основная механика Агриколы – размещение рабочих. Каждый раунд к выбору действий добавляется еще новое. Все действия очень логичные и опять-таки очень тематичные. Очень хорошо вписывается в тему то, что у игрока столько действий в раунде, сколько человек в его фермерской семье: чем больше рабочих рук в хозяйстве, тем больше работы они могут выполнить. Новые члены семьи появляются в результате отдельного действия размножения :)

 

В инете часто пугают неофитов агрикольной кормежкой. В конце некоторых раундов свою семью надо накормить. Если у игрока не хватает еды для всех членов семьи, то за каждую недостающую еду игрок получает штраф 3 очка – достаточно существенно. Учитывая то, что еду в Агриколе раздобыть не очень просто, первые раунды народ обычно сосредоточен на том, чтобы отстроить в своем хозяйстве какую-нибудь печку, которая существенно расширяет возможности игрока по преобразованию всякого сырья (пшеница, животные) в готовую пищу.

 

В целом же ферма, которая должна получиться у игрока к концу игры, в правилах описана довольно строго. За любые отклонения от сельскохозяйственной «нормы» игроки караются штрафами, например, если нет на ферме какого-то вида животных или не все земельные угодия использованы под что-то полезное.

 

Напоследок хочу немного развеять опасения насчет сложности этой игры (если они у кого-то есть). Друзья, которые познакомили нас с Агриколой - несколько необычные люди. Они уже пару лет собираются каждую неделю, чтобы поиграть в Билет на поезд. Любые другие игры встречаются ими с большой неохотой, а иногда и вообще категоричным нет, потому что "сложно / неинтересно". И вот какой-то загадочный и неизвестный мне человек (какая-то волшебная фея) ухитрился познакомить их с Агриколой, и теперь они собираются каждую неделю на Билет на поезд и / или Агриколу :) Так что, Агрикола = Билет на поезд по сложности ;)

 

Каверна: Пещерные фермеры

 

В 2013 году спустя 6 лет после выхода шедевральной Агриколы ее автор Уве Розенберг выпустил новую игру на тех же основных механиках, но с некоторыми измененными нюансами. Чем же отличается Каверна ака Агрикола 2.0 от своей старшей родственницы? (Думаю, многое, если не все, из ниженаписанного уже упоминалось в разных статьях и дневниках, но я верю в то, что каждый человек, описывая свои эмоции, добавляет что-то новое в картину настольного мира.)

 

Каверна на семерых - фото с БГГ (автор Girts Gosko).

Мой друг, который уже где-то год не участвовал в игротеках и вдруг пришел посреди партии в Каверну, изумленно присвистнул: "Фигасе, как у вас усложнились игры за время моего отсутствия!"

 

Слегка изменился сеттинг – вместо обычных деревенских жителей у нас теперь трудолюбивые гномы. По сути гномы тоже в основном занимаются все тем же сельским хозяйством, но есть и дополнительные действия.

 

Новое довольно важное действие – военные походы. Гномьи фермеры могут ковать оружие и ходить грабить соседние поселения. Чем  мощнее оружие, тем весомее награбленное. С точки зрения этики в игре происходит что-то совсем некрасивое, т.к. у походов всегда предсказуемый и всегда позитивный результат, т.е. гномы ходят грабить кого-то слабого, кто не может дать им отпор. Честно говоря, мне идея безрандомных позитивных военных походов совсем не понравилась с точки зрения логичности процесса. Может быть, автору надо было придумать другое название для этого действия? Например, можно было бы молиться доброму горному богу и получать от него дары...

 

На военные походы в игре завязано очень многое. Когда мы попробовали слегка упростить игру в партии с дочкой и выбросили всю войнушку, игра просто сломалась :)

 

В правилах написано интересно: мол, если в походы ходит только один игрок, то, скорее всего, он выиграет, и наоборот, если все ходят на войну, а один игрок выбрал мирное земледелие, то именно у него высоки шансы на победу. Связано это с тем, что на поле за мирную жизнь отвечают одни действия, за войнушку – другие. Игроки как бы делят сферы конкуренции. Пока что за себя могу сказать, что из какой-то мне самой непонятной вредности я решила в походы не ходить и пробовать играть исключительно мирно. При этом, даже когда все остальные игроки выбрали военный путь, а я единственная развивалась мирно безо всякой конкуренции, то все равно серьезно проиграла (а ведь была уверена, что у меня все отлично, и все мои планы реализовываются, как задумано). Короче, пока к мирному пути мне не удалось подобрать ключик. (Возможно, это связано с тем, что мы играли с сокращенным набором "комнат". В полном наборе есть комнаты, дающие очки за мирную жизнь. Про комнаты см. ниже.)

 

Следующее важное для меня отличие – вместо карт в Каверне используются тайлы комнат. Суть в том, что тайлы в игре одинаково доступны всем игрокам. Такой подход мне нравится гораздо больше. Люблю, когда у всех равные возможности, к тому же появляется конкуренция за эти самые тайлы, что добавляет остроты в игру. С другой стороны, то, что на рынке выложен всегда одинаковый сет комнат, позволяет игрокам из партии в партию отыгрывать одну и ту же стратегию. (Агрикола поощряла игроков делать в каждой партии упор на разные моменты, благодаря индивидуальным картам улучшений и профессий.) Теоретически, при желании можно попробовать выкладывать на партию разные сеты комнат.

 

Тайловое многообразие - фото с БГГ (автор Andrius is Lietuvos).

 

Единственное неудобство комнат – тайлы компактно лежат где-то в одной части стола и обычно хорошо видны всего паре игроков. Остальным неудобно в первых партиях (пока не запомнят наизусть). Эта проблема замечательно решается распечатыванием списка комнат с их свойствами. Каждый игрок получает на руки такой список, и необходимость тянуть и изгибать под неприродным углом шею отпадает.

 

В Каверне немного сняли связанное с кормежкой напряжение. Вообще, в Каверне у меня возникает странное чувство, будто я играю в продолжение Агриколы. В Агриколе одной из основных целей было построить какую-нибудь печку, чтобы смочь конвертировать животных в еду по нормальному курсу. В Каверне начальные условия таковы, будто гномы уже имеют печку, т.е. то, к чему в Агриколе приходилось стремиться несколько первых раундов, в Каверне уже есть изначально. Можно спокойно развиваться дальше.

 

Гномы с наклейками - фото с БГГ (автор Steven O'Shea).

 

Вообще, сравнивать Каверну и Агриколу – дело совсем неблагодарное. Обе игры заслуженно имеют свою армию поклонников, готовых яростно отстаивать интересы своей любимицы. Но написав столько текста, уже нельзя не сказать, что я в итоге выбрала для себя. Итак, та-дам, ответ: таки Каверну.

 

Во-первых, мне все-таки больше нравится, когда все игроки имеют равный выбор возможностей (тайлы комнат в Каверне доступны всем игрокам).

 

Во-вторых, в Агриколе все-таки слишком сильно было у меня чувство, что игра меня толкает в каком-то строгом направлении. Система штрафов + карты на руках заставляют развиваться определенным образом. Возможно, если бы я не пробовала Каверну, то этот нюанс меня совсем бы и не волновал, но после свободы Каверны вернуться в Агриколу мне стало трудно. К тому же, как я писала, такое ощущение, что в Агриколе мы поднимаем ферму с колен и отстраиваем с нуля, а в Каверне продолжаем развивать уже добротное слаженное хозяйство. Мне больше нравится "история", которую рассказывает мне Каверна :)

 

В-третьих, в Агриколе не понравился подсчет очков за животных, пшеницу и овощи, когда в последних раундах игры все утыкаются в табличку очков и пытаются распределить ресурсы максимально выгодным для себя образом. То, что очки за ресурсы начисляются интервальным методом, не очень удобно, как по мне.

 

Ну и в-четвертых, в Новом издании Агриколы безжалостно и несправедливо выпилили пятого игрока, а в Каверну можно (теоретически) играть даже всемером. Пусть это будет долго и тяжело, но сама эта возможность мне приятно греет сердце. 

 

Хозяйство на 138 очков - фото с БГГ (автор Andrius is Lietuvos).

 

 

Под конец, я собрала мои самые любимые комментарии на Тесере об этих двух играх. Надеюсь, их авторы не против, но если вдруг кому-то из них моя такая наглость не по душе, пишите, я уберу.

 

amoiseenko: Агрикола - более тактическая игра, Каверна более стратегическая. В том смысле, что в Агриколе игроки решают вопрос КАК развиваться, а в Каверне - во ЧТО развиваться. Агрикола уже заранее предопределяет внешний вид хозяйства на выходе, поэтому у всех примерно одно и то же, только вид сбоку. В Каверне хозяйства могут различаться принципиально и путь к этому - через желание игрока, а не через то, что навязывает игра. Поэтому хозяйство и выходит более "свое".  


Gorthauers: Агрикола - как выбраться в приличные люди из нищеты и в дефиците ресурсов.

Каверна - чем бы разнообразить свой досуг и как бы покрасивше обставить свое жилище).


Runner38: *Каверна менее кризисная игра, в Агриколе все время не хватает ресурсов и приходится выкручиваться. Агрикола держит в напряжении, а Каверна позволяет игрокам строить ферму своей мечты.

*Новое издание Агриколы без дополнения рассчитано на 4 человек, Каверна базовая до 7 человек. На каждого игрока в среднем по 30 минут в течение партии.

*В Каверне нет карт, но там есть общий пул тайлов, которые доступны для постройки всем. В Агриколе у каждого игрока есть стартовая рука с 7 профессиями и 7 улучшениями, которые могут задавать стиль игры.

*В Каверне планшеты игроков поделены на наземную и подземную часть, можете рыть шахты и добывать рубины и параллельно заниматься с\х. Также некоторые ячейки на планшетах дают бонусные ресурсы при их обустройстве. Планшет игрока в Агриколе требует от игрока уместить на ограниченном пространстве все жизненно необходимое.

*Агрикола говорит тебе: "Соберись, тряпка! Тебе предстоит поднимать сельское хозяйство с колен и кормить голодную семью." А Каверна: "Ты клевый! Делай что хочешь."

 

Мне так кажется, что это выбор между "Веселой фермой" и "Суровой фермой". Если расслабиться, то Каверна. А если выжать максимум из своих "организаторских" способностей, то "Агрикола".

Обе игры достойны внимания.

 

Agricola: Family Edition

 

Как-то дочка (8 лет) застукала меня за просмотром обзора Вэссела на семейную Агриколу и затребовала «хачу-хачу!» Даже появление в нашей жизни Каверны ее пыл не охладило (в Каверне все-таки довольно много нюансов, за которыми дочке было сложно или лень следить). Вот так на Новый год под елкой оказалась семейная Агрикола.

 

Наполнение коробки.

 

Чем же она отличается от обычного (нового) издания, стоит ли приобретать ее себе в коллекцию, и если да, то кому?

 

Семейная Агрикола – это далеко не то же самое, что обычная Агрикола без карт улучшений и профессий. Семейную версию еще дополнительно значительно упростили.

 

- Убрали два вида ресурсов: камни и тыквы. Соответственно, в игре нельзя перестроить дом в каменный, можно только один раз превратить деревянную избу в глиняную мазанку.

 

- В семейной версии вообще нет личных планшетов. Тайлы просто пристраиваются друг к другу. Пастбища организованы, как в Каверне – с помощью отдельных тайлов.

 

- В семейной Агриколе остался всего один вид штрафа – за жетоны попрошайничества (за недокорм семьи) и все! Развивайся, как хочешь, лишь бы мог прокормить людей.

 

- В целом игра стала намного компактнее, полностью языконезависимой, а карты основных улучшений превратили в симпатичные тайлы по типу комнат в Каверне. Тайлов улучшений в целом немного (11 штук): 6 вариантов печек и 5 тайлов, дающих в конце игры очки за разные типы ресурсов.

 

Сравнение полей обновленного издания Агриколы и семейного издания. Фото с БГГ (автор Phil Wickline). 

 

Очень интересно, насколько получились разными эти три игры при том, что основа у них вроде бы одна, а изменения в правилах кажутся не слишком значительными. Если отсутсвие кризиса в Каверне дает дополнительные возможности благодаря наличию большого количества разнообразных тайлов комнат, и в конце игры все равно остается легкое чувство «эх, мне бы еще пару ходов», то в семейной Агриколе свобода и раздолбайство кажутся немного скучноватыми. В наших нескольких семейных партиях все успевали нарожать себе по 5 человечков и в последние ходы размышляли, чем бы еще заняться. Думаю, для чисто взрослой компании любителей настолок эта игра не подходит практически совсем.

 

Но при этом я все равно рада, что эта игра есть у нас:

 

Во-первых, гип-гип-ура! – дочь вышла на тот уровень, когда может собраться с подружками и поиграть самостоятельно, не вовлекая взрослых. И тут семейная Агрикола – просто шикарный вариант, пользуется большим успехом и гораздо более популярна, чем другие игры.

 

Во-вторых, именно для семьи эта игра тоже подходит замечательно. В более сложных играх взрослым приходится либо поддаваться, либо подсказывать ребенку хорошие ходы. Мне, честно говоря, не нравится ни то, ни другое, а дочь вообще очень категорична: она не любит, когда ей указывают, что делать. Семейная Агрикола дает шанс всем в семье играть практически на равных. Я, например, еще очень надеюсь подсадить на Агриколу дедушек и бабушек, когда мы к ним поедем в гости. Они довольно привередливы и ни во что сложное вникать не хотят.

 

При этой своей простоте игра все так же остается Агриколой – красиво оформленной игрой про фермерское хозяйство с довольно большим выбором интересных действий и с няшными животными и ресурсами. Скажем, семейная Агрикола мне все же понравилась больше, чем Счастливая ферма (пишу это исключительно для того, чтобы обозначить нишу этой игры). Я знаю семью, которая, попробовав с нами Агриколу, Каверну и семейную Агриколу, купила себе в домашнюю коллекцию именно последнюю, аргументировав тем, что в семейную версию классно играть с детьми, а "взрослая" Агрикола и Каверна уже есть в ближайшем окружении, дома они им без надобности. С другой стороны, знаю и людей, которые с удовольствием играют со своим 8-летним ребенком в Каверну.

 

В целом же, надеюсь, что семейная версия своего игрока найдет, уж очень она мило-няшная, беззаботная :)

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

Глоток СВЕЖЕГО деревенского воздуха - это Great Western Trail. а затхлому Уве давно пора на пенсию(следом за Кницией), и Фельда можно уже прихватить.

Tikoshka написала 2 года назад: # скрыть ответы

GWT слишком свежачок-с для меня. Вот годика через 4... ;) А если серьезно, GWT тоже интересует, тем более что Звезда локализацию обещала, а мне ее локализации нравятся.

За Каверну-Агрикольную семью все-таки вступлюсь: по-моему, классные игры, которые еще долго не устареют. Многие опробованные в последнее время более новые игры не так впечатлили, как эти.

slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

Да там нечего локализировать, только правила) Я за 1400 взял больше месяца назад(сомневаюсь, что из Рашки выйдет дешевле), теперь играем постоянно - не можем наиграться.

Так вот это вот всё, эта механика размещения рабочих, кроме которой в играх Уве нет ничего - вам не кажется, что она уже морально устаревает, уже хочется чего-то еще, хочется большего, намного большего, как в новых играх Пфистера, GWT и Момбаса - яркие тому примеры.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

Драфт действий? Он в принципе не может устареть

slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

Старо - использование только его одного. Однообразно и скучно.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

В Агриколе только драфт?

slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ах, ну да, еще менеджмент ограждений, как я мог забыть.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ну ясно. Разложили-сложили, игра-УГ, давай следующую.

slysenko написал 2 года назад: #

Можно и не раскладывать, как в вашем случае с Архипелагом-гулагом, правила почитать - и на продажу;))

cyril2012 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ну, игроков много. Есть начинающие, есть продолжающие. Есть игры, чтобы с чего-то начать, они попроще и должны быть попроще. Есть, чтобы продолжать, развиваться. Есть и более сложные, и далеко не всем в принципе нужен такой уровень сложности. Кто-то, начав с легких даже в средние не играет, уходит в другие жанры.
Не стоит столь рьяно навязывать всем свою точку зрения. Пусть каждый выбирает себе уровень сложности по вкусу.

А у Розенберга есть еще A Fiest For Odin. Пробовали?
Зачем сравнивать новые игры одних разработчиков с играми другогих разработчиков, которым уже много лет?
Сравнивайте уж тогда "современные" с "современными".
А Агрикола и Каверна - те игры, которые, если даже потом разонравятся, останутся значимыми на определенном этапе развития почти любого настольщика.

slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

Каверна, по-моему, ровесница Момбасы. В Одина не играл, если там будет что-то приниципиально новое для Розенберга, то съем свою шляпу.

catch_22 написал 2 года назад: # скрыть ответы

"Пастернака не читал, но осуждаю" (с). Очень взвешено и компетентно.

slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

Да это как с Пелевиным, и ежу понятно, что исписался, но фанаты ждут каждой следующей книги, ну а вдруг, вдруг выдаст шедевр.
Чтобы составить мнение, мне достаточно 3х работ, вы же не будете ,например, смотреть все фильмы Бунюэля, чтобы компетентно и взвешенно сделать вывод.

catch_22 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Это Вы на Пелевина из-за S.N.U.F.F. так обижаетесь? Право, не стоит - он художник, он так видит.
А про 3 работы - это внушает. Ждем Вас в категории "Диагноз по коробке" и "Диагноз по фото с бгг".

slysenko написал 2 года назад: #

Snuff еще ничего был, по сравнению со следующими вещами. И я не о сюжете, я о форме, она заметно тускнеет

slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

Поправка 22 - круто, только сейчас увидел, одна из самых любимых книг

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

А вы, надо полагать, Булгакова с Пастернаком и не читаете? Если книге больше 10 лет, то зачем такое читать?))))))

hickname написал 2 года назад: #

Ок. Вот вам три игры:
https://www.boardgamegeek.com/boardgame/1982/black-spy
https://www.boardgamegeek.com/boardgame/14994/chestnuts-roasting-open-fire
https://www.boardgamegeek.com/boardgame/2361/ufos
Ваше мнение?

kaho написал 2 года назад: # скрыть ответы

Great Western Trail 38 евро, как получилось 1400 рублей за новую игру?:)

GingerBreadMan написал 2 года назад: # скрыть ответы

Судя по слову рамка очевидно, что не рублей, а гривен)

GingerBreadMan написал 2 года назад: # скрыть ответы

Рашка *

Ser_vershitel написал 2 года назад: # скрыть ответы

Мне кажется, что за это автора поста надо банить. Хоть на денёчек.

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: # скрыть ответы

как и прочих юзеров, у которых то и дело проскальзывают словечки типа "пендосы"

ivan111 написал 2 года назад: #

Ты шпионов-то с разведчиками не путай!!!

Ser_vershitel написал 2 года назад: #

Я не против.

Займешься защитой угнетённых американцев, им станет проще.

GingerBreadMan написал 2 года назад: #

По поводу "пиндосов" - дискуссионный вопрос, хотя я скорее поддерживаю тебя, но вот однозначно могу сказать, что приходить на российский сайт и ругать тут Россию - это сильно, конечно. И некрасиво.

Taran написал 2 года назад: #

Можно и на недельку

KittenLS написал 2 года назад: # скрыть ответы

Момбаса и Каверна есть но это игры абсолютно разные для меня Момбаса более тяжелое евро с меньшей темой, Каверна легче, прощает ошибки в то время как Момбаса за каждую ошибку наказывает по несколько раз. GWT да тоже жду локализации, посмотреть по чем будет, пока интересна возможно от везде и возьму. Но вот кстати Один думаю тоже не плох.

slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

GWT тоже не прощает ошибок, и это, по мне, хорошо. Серьезные игы требуют серьезного подхода, не в Билет на поезд ведь играем.

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

А вы сыграйте, расслабьтесь, не будьте таким напряженным свергателем старых идолов. И шляпы больше не кушайте, от этого только злее становишься.

slysenko написал 2 года назад: #

Лайкнул, дело говорите. Пошел расслабляться в GWT

oranged написал 2 года назад: #

Предупреждение. Избегайте в общении уничижительных жаргонизмов.

// Рашки

litvinchuk написал 2 года назад: # скрыть ответы

жду, когда кто-нибудь плюсанёт за коммент, что поставить минус)

Tikoshka написала 2 года назад: # скрыть ответы

На Тесере это работает не так. Вы можете отобрать только собственный плюс :)

litvinchuk написал 2 года назад: #

о, спасибо) буду знать. видать, никого раньше не минусовал

Taran написал 2 года назад: #

Спасибо за развернутое описание каверны. Хочу, но денег пока жму)

ivan111 написал 2 года назад: # скрыть ответы

> Основная механика Агриколы – вокерплейсмент.

Почему не написать "размещение рабочих" (worker-placement)?

Tikoshka написала 2 года назад: #

Ok.

Desert_witch написал 2 года назад: # скрыть ответы

У вас какая-то проблема с англицизмами? :|
Не вижу ничего дурного в использовании в личной заметке одного короткого слова, которое любой гик поймет.

ivan111 написал 2 года назад: # скрыть ответы

Для чего юзать транскрипцию/транслитерацию терминов, для которых есть обычный транслейшн?

hickname написал 2 года назад: #

Товарищ Pard, перелогиньтесь!

Ogro написал 2 года назад: #

"Так захотелось" - сойдёт за причину?

ForceWare написал 2 года назад: # скрыть ответы

У нас огородничество Розенберга как-то не задалось, ни в Агриколу, ни в Лоянг. Даже сомневаюсь, стоит ли вскрывать Лабору. Одна нвдеждв на Гавр) Обзор хороший.

slysenko написал 2 года назад: # скрыть ответы

Зачем себя мучить? Мало, что ли, других геймдизайнеров?

ForceWare написал 2 года назад: #

Вот и сам так думаю, но все же Розенберг.

DmitriyP написал 2 года назад: # скрыть ответы

Поздравляю с тем, что наконец-то добрались до Агриколы и Каверны. Из них предпочитаю первую (причем не новое издание, где карт пока всего ничего). Прикол Агриколы именно в асимметричности сторон (разных наборах карт улучшений и занятий), как ты настроишь имеющийся набор карт. Если хочется равных возможностей, то лучше Ora et Labora, Le Havre или Fields of Arle. Не согласен с тем, что Агрикола толкает в каком-то направлении. Ведь штрафы за все. Направление выбирается исходя из текущей ситуации и карт на руках.

Tikoshka написала 2 года назад: #

Спасибо! Чем больше играю в разные игры, тем больше понимаю, что асимметрия в играх мне почти всегда не нравится. Поселенцы мне продемонстрировали это особенно хорошо: показалось, что каждый там играет в свою игру. Пожалуй, настоящую асимметрию я признаю только в дуэлях, но с ними у меня другая проблема :)))

К перечисленным играм присмотрюсь, спасибо!