С миру по нитке [12.09.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсирован «К... | |
С миру по нитке [07.09.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе «... | |
Предзаказ на «Красное знамя над Парижем» | |
Варгейм про конфликт между Парижской Коммуной и французским правительством в 187... | |
Турнир по Танчикам 21 сентября 2024 г. В Санкт-Петербурге | |
21 сентября в Санкт-Петербурге в компьютерном клубе «Кибер Кот» совместно с изда... | |
Предзаказ на игру «Палитра»! | |
«Палитра» – это абстрактная игра для 2–4 игроков, в которой вы выступите в роли ... |
Сегодня у нас в гостях Henri, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
— Вадим, приветствую! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.
— Мне 46 лет. Не женат. Окончил Пензенский педагогический институт по специальности педагог-психолог. Последние 20 лет работаю педагогом доп. образования.
В 1998 году организовал клуб «МИФ» (любители настольных и настольных ролевых игр), с тех пор и до настоящего времени это единственный пензенский клуб настольных игр. Примерно 50% времени мы уделяем НРИ, 50% другим настольным играм.
— Расскажи историю происхождения твоего ника?
— Она связана с НРИ. Одной из популярных НРИ в нашем клубе является «7th Sea», создавая персонажей в этой игре из Монтейна (Франция), Авалона (Англия), Айзена (Германии) я выбирал схожие имена – Анри, Генри, Хенрих. Латиницей все они пишутся практически одинаково. Так этот ник ко мне и привязался.
— Зачем ты играешь в настольные игры?
— Удовольствие от самого процесса игры и общение с интересными людьми в процессе игры. Как то так.
— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
— Подавляющее большинство партий играю в своём клубе, другие клубы и игротеки практически не посещаю.
— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
— Мой любимый жанр – настольные ролевые игры.
Из настольных – предпочитаю серьёзный америтреш и варгеймы (от античности до наполеоники), но не откажусь и от хорошего тематичного евро, периодически поигрываю в «MtG».
Любимая тематика: античность, альтернативная история, стимпанк, киберпанк, героическая фэнтези.
Клуб МИФ, воскресные посиделки
— Как в тебе уживаются такие разноплановые настольные интересы как ролевки и варгеймы? Хватает ли времени и на то и на другое или чем-то обычно приходится жертвовать?
— Не думаю что эти интересы такие уж разноплановые, и то и то относится к настольным играм. Вот увлечение одновременно ещё фантастикой, аниме и палеонтологией – это да.
НРИ всегда были и остаются у меня на первом месте, а вот на остальные увлечения выкраиваю время по мере возможности.
— Назови тройку самых любимых ролевых систем. Чем они привлекли тебя больше других?
— D&D, 7th Sea, Savage Worlds.
С «D&D» всё начиналось и продолжается до сих пор, играли практически во все редакции (кроме четвёртой) начиная с «Лабиринтов и минотавров». Конечно, с годами восторги улеглись, но «первая любовь» не забывается.
В «7th Sea» очень понравился сеттинг (альтернативная история Европы времён Возрождения и Просвещения), а так же то, как прописана магия (неброско и реалистично).
«Дневник Авантюриста» (Savage Worlds) отличная универсальная система, прекрасно подходит для создания авторских миров. Низкий поклон «студии 101» за её локализацию и активное продвижение. Особенно популярны у нас в клубе «Мёртвые земли» (Deadlands).
Печатная продукция Studio 101
— Насколько значимое событие для тебя начало выпуска ролевой системы «Pathfinder» в России? И ожидаешь ли ты существенного увеличения количества игроков в ролёвки в связи с этим? Есть ли уже какой-то прогресс после выпуска «Pathfinder: стартовый набор»?
— Событие, конечно, значимое, но в меру, существенного прироста ролевиков в связи с этим не жду. С чего бы вдруг? Ведь «Pathfinder», по сути, облегченный вариант «D&D», которая в России и так очень популярна. Мы в клубе с большим нетерпением ждём дальнейшего развития линейки «Savage Worlds» («Город Парового Солнца», «Войны Древнего Рима» и т.д.).
— Кем тебе больше нравится быть — ведущим или игроком и почему?
— Конечно, игроком в группе у хорошего мастера! Можно расслабиться и просто получать удовольствие от игры. Быть ведущим — это скорее работа, чем отдых, серьёзная подготовка и большая ответственность. Хотя иногда, конечно, хочется и поводить.
— При твоем немалом опыте можешь дать несколько советов, как начать играть в НРИ: какие базовые вещи нужно сделать обязательно, а чего стараться избегать? С какой системы лучше всего начинать у нас знакомство с НРИ?
— Главный совет: найдите хорошего опытного мастера НРИ, всё остальное как говорится «дело техники». Также желательно играть «вживую», а не через интернет, пусть для этого и придётся пожертвовать дополнительным временем и удобствами, особенно это касается начинающих игроков. Игровая система совсем не принципиальна, главное, повторюсь, — хороший мастер и привлекательный сеттинг.
— Не считаешь ли ты, что при текущем ритме жизни время НРИ уходит и у них мало шансов стать более массовыми у нас, даже с изданием «Pathfinder»?
— Не думаю, что время НРИ (как впрочем и других настольных игр) уходит, с другой стороны не вижу оснований для взрывного увеличения количества ролевиков. Надо понимать, что НРИ, так же как и варгеймы, всегда были элитарным увлечением. Думаю в ближайшие годы будет сохраняться статус-кво, количество играющих благодаря усилиям наших локализаторов будет расти, но о-о-очень медленно и постепенно.
— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия, чтобы победить в партии?
— Обычно в 90% игр важнее участие, но иногда (например, в варгеймах) и победа для меня не менее важна.
Варгеймы по любимой эпохе
— В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?
— Я принимал участие в нескольких региональных турнирах по «MtG» и «Берсерку», один турнир по «Берсерку» даже выиграл. А вообще, с удовольствием сыграю в турнире по любой игре, которая мне симпатична (если для этого не надо ехать в другой город).
— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?
— Это строго индивидуально, лично для меня порядка 70–80 игр плюс дополнения к ним. Это не считая НРИ.
— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве, возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?
— Разочарование? Пожалуй, второе издание НРИ «Эра Водолея». Ждали-ждали и получили… В первом, хотя бы оформление было оригинальным.
Приятная неожиданность? Наверное «Tannhauser», больших надежд не возлагал, но игра зацепила, в итоге собрал все, что выходило в этой линейке.
— Самая недооцененная и переоцененная игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?
— Насчёт переоценённых говорить не хочу, у каждой игры есть свои сильные стороны, это дело вкуса.
Недооценённые – те же «Shadows of Brimstone», к сожалению, не всем хватило упорства пробиться сквозь преграды – игра дорогая, миньки нуждаются в сборке и покраске, для комфортной игры нужно брать кучу дополнений, кое-что нужно распечатать самому, кое-где необходимо вводить хоумрулы и т.д. Но игра прекрасна и стоит своих денег, она отличный синтез НРИ и обычных настольных игр. Из последнего «Conan» (Monolith) – отличная атмосферная игра, на сегодняшний день лучшая игра с оверлордом и возможно лучшая тактическая игра, у нас почему-то так же встречена без особых восторгов.
Также есть прекрасная игра (у нас практически не известная) «Arcanum» издательства «Lo Scarabeo», в качестве игрового движка в ней используется колода карт «Таро», эта игра по впечатлениям отличная смесь «Лордов Уотердипа» и «Плоского мира: Анк-Морпорк». Кому нравятся обе эти игры, очень рекомендую и «Arcanum».
Вообще хотел бы сказать по поводу игр выпущенных с помощью кикстартера, да бывают и провалы вроде «Banner Saga: Warbands», но часто мы получаем с Кика отличные игры, в которых есть не только клёвые миньки. Кто сказал, что отличные миниатюры, это всегда плохая игра?
— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация – очень хочется, но получается совсем редко или не получается?
— Тут просто: хочется играть меньше всего, но приходится в «Манчкин», а обратная ситуация с некоторыми «тяжелыми» варгеймами вроде «Virgin Queen».
Стимпанк в МИФе
— Какая игра, на твой взгляд, больше всего заслуживает быть на первом месте топа BGG?
— Честно сказать, я не очень слежу за всякими топами, могу назвать свой «топ-15», возможно пользователям «Тесеры» это будет интересно:
Первая пятёрка (1–5 места)
«Shadows of Brimstone»
«Conan» (Monolith)
«Successors» (Диадохи)
«Lords of Waterdeep»
«A Touch of Evil: Supernatural Game»
Вторая пятёрка (6–10 места)
«Kingdom of Heaven: 1097–1291»
«Ужас Аркхэма»
«Castaways»
«Descent»
«Arcanum» (Lo Scarabeo)
Третья пятёрка (11–15 места)
«Mansions of Madness»
«Kemet»
«Плоский мир: Анк-Морпорк»
«Fortune and Glory: Cliffhanger Game»
«Sword of Rome»
А уж, какое место занимают эти игры в рейтинге BGG мне не очень интересно.
— Расскажи поподробнее про клуб «Миф»: как ты решился на такое непростое начинание как создание клуба, с какими трудностями столкнулся, какой путь пройден клубом за, без малого, 20 лет существования, как он изменился и какие планы на будущее?
— За пару лет до создания клуба я очень серьёзно отравился, к сожалению, сразу к врачам я не обратился, а потом было уже поздно пить боржоми. Последствием отравления стали некроз поджелудочной железы и тяжелая почечная недостаточность. Работать, как нормальные люди по 8–9 часов в день я не мог, а всё своё свободное время, которого у меня был вагон, проводил в компании книг и компьютера. Тогда я и познакомился сначала с компьютерными, а затем и с настольными ролевыми играми. Общения с людьми всё-таки хотелось, да и на жизнь, надо было как то зарабатывать. По образованию я педагог и тут меня посетила мысль: не организовать ли в Пензе клуб или кружок настольных игр с упором именно на НРИ? Вскоре меня приняли педагогом дополнительного образования в один из пензенских «Домов детского и юношеского творчества».
Клуб МИФ, воскресные посиделки
За эти годы через клуб прошли сотни школьников и студентов, со многими из них я до сих пор поддерживаю дружеские отношения. Первые годы в клубе безраздельно царила «D&D», со временем к ней добавились самые разные ролевые системы. Периодически играли мы и в «варгеймы» собственного изготовления: придумывали подробные правила по сражениям (характеристики юнитов, их стоимость и правила найма, передвижение) и дипломатии, чертили большие карты с разными типами местности, а наши армии вырезанные из бумаги хранили в спичечных коробках.
К сожалению, в 2011 году в «Доме детского и юношеского творчества», который стал для нас действительно «домом», сменилось руководство, и я получил пинком под зад «в связи с отсутствием социального заказа в обществе на это направление работы» как любезно пояснило мне новое руководство. Для клуба это был сильный удар. К счастью, нам удалось перебазироваться в две пензенские школы, но клуб, некогда целый, оказался разделённым. Теперь занятия со школьниками проходят на базе школ, а студенты и взрослые регулярно собираются на квартирах клубного актива.
Занятия МИФа в школе
В 2012–13 годах решив разнообразить клубные занятия, я заново открыл для себя настольные игры. У нас в городе открылся магазин «Хобби Геймс», в котором я приобрёл «Ужас Аркхэма», принёс его в клуб и пошло-поехало: «Андор», «Плоский мир», «Киклады», «Кемет», эти игры были первыми, с тех пор мы играем не только в НРИ. А вскоре я добрался и до варгеймов, первым варгеймом в нашем клубе стали «Диадохи» — отличная игра!
Последние годы в клубной деятельности мне активно помогает Nalia (Катя Замятина), прекрасный мастер и переводчик, именно она перевела на русский язык НРИ «Dragon Age», большую часть НРИ «Shadowrun», участвует в переводах «Студии 101». Кроме того Катя занимается разработкой компьютерных игр на движке RPG maker.
Насчёт планов на будущее: я стараюсь далеко не заглядывать, предпочитаю жить сегодняшним днём, хотелось бы, конечно, найти удобное бесплатное помещение для взрослой части клуба.
Катя Замятина_Nalia
— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть или моменты, которых бы обязательно избежал?
— Насчёт игр – ответ отрицательный, даже негативный опыт бывает очень полезен. К тому же я благополучно проскочил этапы «Монополии», «Манчкина», «Катана» и т.д. Первыми моими играми стали «Ужас Аркхэма», «Андор», «Плоский мир: Анк-Морпорк», «Эра Конана», «Игра Престолов».
А вот моменты, которых можно было избежать – конечно, такие моменты были, в первую очередь связанные с поддержанием дисциплины в клубе. Первые годы работы клуба у меня с этим были серьёзные проблемы, сейчас с высоты полученного опыта понимаю, что не всегда принимал верные решения, надо было действовать гораздо жестче.
— С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чем поговорить?
— Например, с разработчиками «Теней Бримстоуна», подбросил бы им пару мыслей о направлениях развития данной линейки игр. Впрочем, они и сами неплохо справляются.
— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
— Регулярно читаю только «Тесеру» и BGG, обычно информации с этих ресурсов мне хватает. Последнее время также частенько захожу в группу ВК «Играем в настолки» созданную Михаилом Лойко (Michael).
К мнению в оценке игр, конечно, прислушиваюсь, но не ресурсов, а конкретных людей со схожими вкусами, например к мнению Александра Карасева (fonfrost).
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждешь?
— «Очень», наверное нет, жду новые дополнения к «Shadows of Brimstone» и «Conan» (Monolith), последняя игра выхода которой ждал, была «Pericles: The Peloponnesian Wars», теперь надо её приобрести и опробовать.
Антураж для фестов и игр живого действия
— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие бы игры ты бы хотел увидеть локализованными?
— Деятельность локализаторов оцениваю сугубо положительно, хотя отдельные косяки, связанные с качеством некоторых локализаций и могут вызывать нарекание, но главное здесь, это усиление конкуренции в этом сегменте рынка и резкое увеличение количества локализуемых игр. Ещё пару лет назад локализацией серьёзных настольных игр у нас занимались только «Мир Хобби» и изредка «Звезда», а сегодня в процесс активно включились «GaGa», «Crowd Games», «Лавка игр»… Это очень радует.
Если есть возможность выбора – всегда беру локализацию, по крайней мере, в языкозависимых играх, в моей игровой компании далеко не все в совершенстве владеют английским языком.
Отдельно хочу отметить «Studio 101» и их работу по популяризации настольных ролевых игр. Благодаря им в последние несколько лет мы активно играем по правилам «Дневника авантюриста» («Мёртвые Земли», «Макабрический Ренессанс», «Круг Земной», «Ледяное пекло») и «Сыщика».
— Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки?
— Для меня покупка любой настольной игры очень приятное событие, особенно приятно получить большую посылку битком набитую играми. Ощущение детского восторга. Это как со сбором грибов – сначала получаешь удовольствие от процесса сбора, потом готовишь, и наконец кушаешь. Так и здесь – сначала составляешь список и делаешь заказ, потом ждёшь посылку и наконец получаешь её, затем распаковываешь посылку и наслаждаешься видом коробок, наконец открываешь заветные коробочки (обычно не все сразу).
— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.
— Из того во что играл: «Эволюция», «Бастион», «За тридевять земель».
Отдельно хочу отметить Германа Тихомирова автора расширения к «Дневнику авантюриста»: «Круг Земной». Получилось очень достойно! С удовольствием провёл в клубе компанию по «Кругу Земному».
— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
— Локализованными (неважно каким образом) хотел бы увидеть: «Tales of the Arabian Nights», «Agents of SMERSH», все свои любимые варгеймы, ну и почти всю продукцию «FFP» (включая «Shadows of Brimstone»).
— Как тебе кажется, смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?
— Думаю, что смогло бы, но это только моё предположение. Понимаю нежелание наших издательств проверять это на практике. Типичный заколдованный круг.
— Есть ли ККИ полноценное издание которой у нас ты бы приветствовал?
— Есть: «Android: Netrunner», думаю эта ККИ вполне могла бы стать альтернативой «MtG».
Кольчужная рубаха двойного плетения — шесть месяцев труда и 20 кг веса
— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?
— Не задумывался над этим, но если уж выбирать, то конечно в своём собственном издательстве в качестве ген. Директора.
— Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?
— Конечно варгейм! Например «Диадохи» или «Царствие Небесное». Боюсь, что вскоре после этого, издательство под моим чутким руководством быстро вылетело бы в трубу.
— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
— Локализации обычно приобретаю в Пензенском магазине «Хобби Геймс», благо у меня там неплохая скидка. Не локализованные игры заказываю в зарубежных онлайн-магазинах, в первую очередь на Кулстаффе. В последнее время я действительно более тщательно подхожу к покупке игр, связано это не только с их возросшей стоимостью, но и с нехваткой места для хранения, дома играми забито уже буквально всё, а также с банальной нехваткой времени сыграть во всё это. Приходится расставлять приоритеты и даже продавать часть игр из коллекции.
— Сейчас, когда игры стали дороже возникла, система обмена играми — «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам? Какие видишь способы улучшить Маттрейд и избежать ситуаций с участниками, которые не выполняют свои обязательства?
— К «Маттрейду» отношусь нейтрально, сам не участвовал и участвовать не собираюсь. Во-первых, предпочитаю обмениваться играми 1 на 1, без этих математический цепочек, во-вторых, последнее время я покупаю игры очень избирательно и нужных мне на «Маттрейде» обычно не бывает.
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
— Найти информацию об интересующих меня играх, узнать новости, почитать статьи и дневники, скачать правила на русском языке, продать или купить игру, пообщаться в личке с интересными людьми.
— Твое мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
— «Тесера» — наше всё! Меня она устраивает такой, как она есть сейчас. Ведь благодаря «Тесере», я познакомился со многими интересными людьми, приобрёл значительную часть своей игровой коллекции.
Больше всего, пожалуй, не хватает возможности редактировать и удалять свои комментарии, ну ещё минуса хотелось бы вернуть.
— Что бы ты обязательно хотел увидеть в «Тесере» 2.0?
— Как я уже говорил, сегодняшняя «Тесера» меня вполне устраивает, конечно, хотелось бы больше интересных статей и обзоров, но тут как говорится «надо начинать с себя». Неплохо было бы иметь возможность редактировать свои комментарии и ставить не только плюсы, но и минуса. Ещё раздел в личном профиле «игры которые были в коллекции» был бы полезен.
— Есть ли пользователь «Тесеры», интервью с которым ты бы обязательно хотел прочитать в этой рубрике?
— Есть и не один, а как минимум трое:
DJem (Дмитрий Жемпала)
Fonfrost (Александр Карасев)
Michael (Михаил Лойко)
Очень уважаю этих людей и с удовольствием познакомился бы поближе, пусть и через интервью. Вообще часто завидую Москвичам и Питерцам: столько замечательных людей буквально в шаговой доступности!
— Есть ли еще какие-нибудь увлечения/хобби помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
— Помимо настольных игр сильно увлекаюсь фантастической литературой. Любимых авторов много: от Обручева и Ефремова до Пехова, включая Стругацких, Кира Булычева, Евгения Лукина, Олди. Из зарубежных: Говард, Саймак, Муркок (обожаю «Танцоров на Краю Времени»), Станислав Лем, Сапковский, Мартин Скотт (цикл романов о «Фраксе-ловкаче» один из любимых).
Так же с удовольствием читаю книги Льва Гумилёва, популярную литературу по истории, археологии и палеонтологии. Люблю полазить по разным карьерам и обрывам с цель найти что-нибудь интересное: окаменевший отпечаток, ракушку или кость давно вымерших организмов.
Окаменевший белемнит
Ещё одно увлечение – аниме и японская культура в целом. Особенно фильмы студии «Ghibli» режиссера Хаяо Миядзаки: «Лапута», «Принцесса Мононоке», «Наусика из Долины ветров» и другие. В 2009 и 2010 годах мне удалось организовать и провести в Пензе «Дни японской культуры и аниме». Что-то вроде небольших фестивалей со сценками, конкурсами, показами и всем прочим. Воспоминания остались самые приятные.
День японской культуры
Кроме того с удовольствием смотрю некоторые сериалы: анимационные — «Агент Арчер» (недавно отсмотрел уже восьмой сезон – полёт нормальный), «Рик и Морти» (жду третий сезон) и обычные – «Теория Большого взрыва» (хотя последние сезоны уже не то), «Мир Дикого запада» (запомнилось из последнего).
В музыке предпочитаю фолк-рок: «Мельница», «Крыс & Шмендра», «Башня Rowen», так же люблю слушать Владимира Высоцкого и Булата Окуджаву, ещё группу «Високосный год» и песни Евгения Лукина (он не только замечательный писатель, но и прекрасный поэт и автор песен).
— Большое спасибо за интересную беседу. До новых встреч на проторах «Тесеры».
— Хорошего настроения и отличных игр всем обитателям Тесеры! До новых встреч!