Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
Сегодня у нас в гостях diablotm, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
— Привет! Вкратце расскажи о себе для тех, кто с тобой не знаком.
— Привет, живу в Екатеринбурге, по образованию я учитель истории, но по профессии, за исключением практики, не работал и не планирую. Работал много кем: оператором «1С», продавцом в магазине видеоигр, сборщиком на складе. В данный момент работаю в call-центре IT-компании: то, что обычно называется отделом контроля качества. Проверяю сотрудников, которые непосредственно общаются с клиентом по телефону/чату/почте, ну и сам с клиентами общаюсь — не без этого :)
Настолки со мной давно: в детстве группой детей в коллективном саду играли в «Сражение» (оно же «Стратего»), в «Звезду Африки», в клоны «Монополии». Потом я погрузился в пучину видеоигр. Там я познакомился с «Magic: The Gathering» (1997), также известной как «Shandalar». Не зная толком английского и правил, методом тыка, я в неё очень много играл и находился под большим впечатлением. Потом где-то в 2005–2006 я узнал, что, оказывается, у нас есть клуб, где можно поиграть живьём, и меня засосало и начало отпускать только к концу 2008. Параллельно с МТГ я познакомился c «Зельеварением», а также в каком-то журнале, то ли в «Мире фантастики», то ли ещё каком-то, прочитал об «Arkham Horror» и заинтересовался. Приобрести её особых проблем не было, тогдашний дистрибьютор МТГ — «Мир фэнтези» — возил англоязычную продукцию от FFG.
— Расскажи историю происхождения твоего ника.
— Появился в школьные годы, во времена посещения компьютерных клубов: «Quake III Arena». «Counter Strike», «Battlefield 1942» — вот это всё. Надо было как-то назвать себя броско, звучно, громко и провокационно, иного варианта в юношестве и быть не могло. В «Need for Speed» мне всегда нравилась «Lamborghini Вiablo SV», да и к самой игре «Diablo» я относился весьма положительно. Заключительная часть «tm» появилась на несколько лет позже, когда я начал регистрироваться в разных сервисах и выяснилось, что, естественно, просто diablo везде и давно занято. «tm» — это мои инициалы и одновременно trade mark, показалось достаточно умным в тот момент :) А теперь просто живу с ним, привык.
— Зачем ты играешь в настольные игры?
— Мне нравятся сами игры, заложенные в них механики, нравится, что каждая игра уникальная, новая, отличается от предыдущих.
— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
— Большинство дома, для дуэльных игр мой основной соперник — жена, ну и зазываю друзей, знакомых. Следующий популярный вариант — дома у кого-то из друзей или знакомых. Игротеки посещаю, но не часто. Раньше основным вариантом был всё-таки клуб: сначала «Magic Portal», потом собирались в «Теории игр». Игротеки несколько не мой формат, там обычно слишком легковесные игры для моего вкуса. Но сейчас нет удобного клуба именно для настолок, в игровых зонах при магазинах топовое время занято турнирами по МТГ. Плюс, приходить с игрой, не зная, будет ли там с кем в неё играть, не хочется, а если я могу собрать участников из знакомых, то зачем клуб? Можно собраться на квартире.
— Неужели тебе удаётся играть с женой во все сложные игры и даже варгеймы? Расскажи, как тебе удалось найти такое сокровище?
— Познакомились мы в интернете на форуме провайдера, а когда я начал увлекаться МТГ, то втянул в него и жену. У нас, безусловно, разные вкусы в настолках. Но у неё близкий к моему подход: первой партии достойна практически любая игра, а вот вторая партия будет не у каждой. Из варгеймов ей вполне нравится «Combat Commander», другие по-разному: от «никогда больше» до «иногда можно поиграть».
— И вдогонку, расскажи, как сформировалась ваша настольная ячейка, через какие этапы она прошла, чтобы всё и всех в ней устраивало? Есть ли у вас какая-то ротация или состав на протяжении длительного времени неизменен?
— Я бы не назвал это ячейкой, скорее, есть некий пул знакомых, которых я иногда зову, а они зовут меня. Есть компании, которые иногда приглашают меня :)
— Насколько тебя устраивает текущее настольное положение дел в Екатеринбурге? Что бы ты хотел в нём изменить? Если бы появился какой-то клуб для гиков или специальное время в уже существующем месте, сподвигло бы это тебя чаще туда выбираться?
— Могло быть и хуже :) Наверное, сподвигло бы, какое-то время таким местом была «Теория игр». Я живу на окраине и не все готовы кататься ко мне на настолки, и я в свою очередь не всегда готов поехать на противоположный конец города. А клуб, как правило, в центре, и это компромиссное место, куда одинаково ехать всем.
— Как часто удаётся играть в настолки? Насколько тебе достаточно времени для игр или хочется, чтобы его было больше? Считаешь ли ты настолки в некотором роде зависимостью (игрозависимостью)? Были ли попытки/мысли бросить это дело (и если да, то почему)?
— Играю в среднем, наверное, 2–3 раза в неделю. Конечно, хотелось бы больше :) Но не всегда есть время у меня и у соперников. Зависимостью не считаю. Смысла бороться не вижу, так как знаю, что, если б не настольные игры, просто больше времени бы посвящал видеоиграм, купил бы второй телик и вторую консоль и играли бы с женой во всё, во что можно играть вдвоём.
— К видеоиграм ты относишься положительно. А какое у тебя отношение к виртуальным воплощениям настольных игр? Играешь ли сам?
— Благодаря электронной ПК-версии «Carcassonne», рецензию на которую я прочитал на почившем ag.ru, я начал втягиваться в мир настольных игр и отношение до сих пор положительное: это хорошая возможность попробовать игру и решить, нужна ли мне эта коробка в шкафу. Плюс, можно быстро сыграть, минуя этап раскладки и складывания в коробку. Но живой картон мне всё равно нравится больше.
— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
— Как и в других хобби, я всеяден: нет плохих жанров — есть плохие игры. Есть механики или элементы, которые недолюбливаю, но и с ними игра может мне понравиться. Как наследие МТГ, люблю сложные, замороченные карточные игры: «RftG» или игры Чудыка, где карту можно сыграть множеством способов, потенциальные МТГ-киллеры — «Mage Wars», «Codex»... — тоже всегда в поле моего внимания.
— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия, чтобы победить в партии?
— Не скрою, люблю выигрывать и всегда играю на победу, даже в обучающей партии для новичков, не умею поддаваться и играть по-другому. Иногда реально расстраиваюсь при проигрыше и часто, если игра короткая, требую немедленного реванша :) Но вполне могу получать удовольствие от проигранных партий, особенно если в партии были напряжённые и красивые моменты, или когда обыграли так красиво, что и расстроиться не получится :)
— В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?
— «Mage Wars», «Codex», «RftG», в турнирах по варгеймам (те, что без минек) принял бы участие, чтобы поддержать движуху.
— Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?
— МТГ. Пререлиз десятой базовой редакции в формате «2-головый гигант», не помню, по какой причине мой постоянный партнёр на такие форматы — жена — со мной не пошла, партнера нашёл на месте, ранее незнакомого мне. Запомнилась проигранная партия с этого турнира. Когда я, доверившись своей памяти, по ошибке приписал существу Phage the Untouchable «полёт» и потому не оживил Treetop Village, которой мог бы заблокироваться. Корю себя за эту ошибку до сих пор, как видите. Теперь стараюсь памяти не доверять и всегда перечитывать свои карты и карты противника.
— Что должно произойти, чтобы ты сел играть в варгейм?
— Найтись соперник, готовый играть, в моей коллекции достаточно варгеймов. Я не отделяю их от других настольных игр. Какой-нибудь «Старкрафт» по сложности правил и того, что необходимо держать в голове, вполне на уровне большинства варгеймов, поэтому то, что большинство сторонится варгеймов, я не понимаю и не одобряю. Какой-нибудь «Time of Crisis» если бы выходил с миньками на «Кикстартер», пол-Тесеры бы о нём писало. Или «Command and Colors: Ancients», которая намного лучше и глубже как игра, чем «Memoir '44», гораздо менее популярна у нас. Или абсолютно прекрасный «Combat Commander», я не про внешность, конечно :)
— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?
— 100 позиций, без учёта допов, — достаточно, у меня как раз несколько больше, я чувствую, что мне достаточно игр, но покупать не перестану :)
— Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?
— Веду с 2009-го на BGG, но без фанатизма: только количество партий без выигравших или проигравших и участников. Веду для своего интереса, иногда можно в неё ткнуть, когда кто-то жалуется, что часто играем в Х — выясняется, что в Х последний раз мы играли год назад.
— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?
— «Android» — по описанию и правилам это было очень интересно, я ждал эдакий киберпанк «Arkham Horror» с соперничеством и сюжетом, а в итоге нежизнеспособная мешанина механик интересных по отдельности, но не складывающихся в игру. А наоборот, это, пожалуй, «7 чудес». Скептически относился к восторгам вокруг игры, тоже мне новинка — драфт, я его в МТГ видал и в «Fairy Tale», а сейчас играю с удовольствием и никогда не откажусь даже в чистую базу сыграть.
— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация: очень хочется, но получается совсем редко или не получается?
— Нет такой игры, если я в какую-то игру не хочу играть, я в неё не играю :) Чаще хотелось бы играть во многое, на что сложно собраться и требовательно по времени — тут можно очень длинный список составлять: «Twilight Imperium», «Forbidden Stars», «Chaos in the Old World», «Through the Ages», «Mage Wars», «Triumph and Tragedy», «Time of Crisis», «Andean Abyss», «Food Chain Magnate» и т. д., можно долго перечислять :)
— Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?
— С переоценённой легко: «Pandemic Legacy: Season 1» — она хороша, но не настолько, чтобы быть на BGG выше, чем «Through the Ages», ещё переоценены «Терра Мистика» и «Серп» — евро средней руки, которые непонятно что в топ-10 BGG забыли. И к «Каверне» есть вопросы, почему она выше «Агриколы» или «Одина». Наверное, этого достаточно, чтобы в комментариях не было скучно :) Недооценённые — это любой варгейм, но если выбрать, то «Manoeuvre» — интересная, простая, почти абстрактная игра, о которой почти не пишут и не вспоминают.
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?
— Есть две, которые прям жду-жду, обе они от GMT. Это «Tank Duel: Enemy in the Crosshair» и «Expansion or Extinction». Первая — это танковые дуэли с карточным движком, вторая — 4х на движке «Triumph and Tragedy», которая после снятия исторических ограничений должна заиграть новыми красками.
— Назови лучшую для тебя игру 2018 года и почему она заняла это место.
— Не гоняюсь за горячими новинками. Мало играл именно в игры 2018-го, а тех, что понравились, и того меньше, пусть будет «Great War Commander» — «Combat Commander» про Первую мировую, теперь с красивыми картами.
— И какие игры еще войдут в топ-3 этого года для тебя? И назови свой топ-3 всех времён на данный момент.
— Назову только всех времён, три очень сложно выбрать, пусть будет: «Race for the Galaxy», «Through the Ages», а вот третье место делят «Twilight Imperium» и «Combat commander: Europe».
— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
— В этом году это отечественные площадки предзаказа. За рубежом в Philibert или Miniature Market теперь в основном варгеймы, локализации которых ожидать не приходится. Покупать меньше не стал, выбирать тщательнее стал, но не из-за финансов. Перестал вестись на распродажи типа Чёрной пятницы, так как не помню ни одной достойной покупки с них.
— Сейчас, когда игры стали дороже возникла, система обмена играми — «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам? Какие видишь способы улучшить «Маттрейд» и избежать ситуаций с участниками, которые не выполняют свои обязательства?
— Положительно: участвую в третий раз, ведь если продаю игры, всё равно на вырученные деньги куплю новые игры, а тут цепочку можно сократить, сразу получить игру взамен на игру.
— Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаёшься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?
— Был опыт продажи игр, когда они мне нравились, но в квартире не хватало места, и приходилось продавать даже то, что симпатично, часть из этих игр купил назад, по части смирился. Теперь продаю только то, что мне не нравится. Если игра мне нравится, но играть не с кем, я её продавать не буду. Рано или поздно найдётся соперник/соперники.
— Насколько, на твой взгляд, неотъемлемая часть настоящего гика — это стремление постоянно пробовать что-то новое? Нет ощущения, что сейчас, с выходом большого количества новых игр, у многих появляется «гонка за новинками», когда люди, не успев распробовать одну игру, уже покупают следующую?
— Ну, мы все пришли к настолкам, потому что общеизвестных шашек/шахмат/дурака и т. д. оказалось недостаточно, так что пробовать что-то новое — оно в крови :)
— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?
— Ничего бы не стал менять.
— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
— Покупаю и раньше покупал, зайти в магазин по дороге с работы и купить игру намного удобнее, чем возня с филибертами и кулстафами, плюс, есть те, кто на английском играть не может, а учить не хочет, что ж теперь — не играть с ними? :) А локализации проблему решают. Деятельность, особенно в последний год, просто кипучая, шутка ли — локализации «Gloomhaven», «Twilight Struggle», такое ощущение, что ещё через год или два и за варгеймы возьмутся.
— Как тебе кажется, смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?
— Конечно, достаточно посмотреть на карточный «Ужас Аркхэма», есть систематический выход допов, есть продажи. Для соревновательных игр помимо паков нужна ещё турнирная поддержка, эти игры без неё умрут.
— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.
— «Зельеварение», «Стальная арена», «Наместник».
— Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?
— Не зная данных продаж в копиях по играм, хотел бы «Conflict of Heroes» — хороший, доступный варгейм начального уровня с красивыми большими фишками, самое то для начала. А так, обладая данными, чего и сколько у нас продалось, какую цену можно будет сделать для отечественного рынка, возможно, выбрал бы что-то другое. Так как не хочется, чтоб издательство издало одну игру и потом умерло.
— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
— «Command and Colors: Ancients», «Combat Commander: Europe», любую игру из серии «COIN», в общем, что-то из тех жанров и типов, что не представлены на русском.
— Мне кажется, что в 2018 году, несомненно, самое значимое событие в нашем настольном сообществе — локализация «Глумхевена». Насколько ты согласен с этой точкой зрения? Что эта локализация значит для тебя лично? Принял ли ты участие в кампании по сбору средств на игру? Да/нет и что повлияло на это решение?
— Сам не участвовал, есть английская версия. Событие, безусловно, значимое, показывает, что большие дорогие игры почти без минек у нас тоже готовы покупать немало людей. Но предвижу волну продаж на барахолках, когда многие поймут, что игра не их или что завершить кампанию они не готовы.
— Составь, пожалуйста, два топа: в первом пусть будут наши издательства по количеству купленных игр их производства, во втором — издательства по интересности выпускаемых проектов для тебя, соотношению цена/качество и клиентоориентированности в совокупности.
— По количеству игр в коллекции:
«МХ» — 17 позиций.
«Crowd Games» — 7.
«GaGa» — 5.
«Лавка»/ «Звезда»/ «Стиль жизни» — по 3 игры.
Со вторым топом сложнее: в последнее время радует «Гага», в том числе и анонсами, но они ужасно долго всё делают, даже медленнее, чем «МХ», который в последнее время начинает разгоняться. Да и качество у них порой очень хромое, «Медвежий парк» по качеству — худшая локализация из тех, что я видел за последние несколько лет.
«Gaga»/ «МХ».
«Crowd Games».
«Lavka».
Все остальные.
— Насколько ты согласен с мыслью, что нынешний момент можно назвать «золотым веком» настольных игр у нас, когда локализуется большинство современных мировых хитов и игр, прошедших проверку временем, да и отечественные разработки сделали качественный шаг вперёд?
— Вот когда за варгеймы возьмутся, тогда золотой век. А пока близко, очень близко, но не он.
— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?
— «Мир хобби». Тем, кто отбирает игры на локализацию, угадывать тенденции рынка, брать правильные игры на локализацию, уметь отделять личное «не нравится» от того, что понравится людям, — это интересно. Второй вариант — продюсером, который доводит до ума разработки авторов и выводит их в продакшн. Опять же есть элемент поиска игры, которая выстрелит. Того неогранённого алмаза, из которого можно сделать красивый бриллиант.
— С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чём поговорить?
— Хватил и только он :) Поговорил бы о играх, конечно, о том, как ему удаётся настолько разносторонние игры делать, ну и балансировать такие сложные системы — та ещё задача.
— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
— BGG, «Тесера», boardgameslv.wordpress.com, группы «ВКонтакте» также снабжают новостями и отчётами, к остальным хожу через «Тесеру». Мнения беру на заметку, но знаю, что мои вкусы не совпадают ни с кем из известных блоггеров, пока более или менее близок «Усатый злобоглаз», но и у него есть игры, на которые у меня абсолютно противоположная точка зрения.
— Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твоё к ним отношение?
— Регулярно смотрю топы от «Dice Tower», обзоры на интересные мне игры от Тома. Так как он за 10–15 минут даёт представление об игре, которого мне достаточно, чтоб понять, интересна мне игра или нет, мнение Тома учитываю, только если ему не понравилась, так как, чтоб не понравиться Тому, игра должна быть действительно плохой. Ролики от Ильи Мурсеева, так сказать, по знакомству :) Немного ролики marcowargamer — но слишком длинно и слишком подробно, на мой вкус. Не понимаю формат летсплеев, лучше самому сесть и поиграть. Интересны форматы именно с обсуждениями игр участниками, а не обзоры или летсплеи. Те же Илья с Дэном вполне повторяют формат топов «Dice Tower», разве что обсуждений, как мне показалось, меньше, чем у Тома, Сэма и Зи.
— Нет желания принять участия в каком-нибудь ролике Ильи, так сказать, по знакомству? ;)
— Я уже поучаствовал в паре летсплеев Ильи: вот первый, а вот второй. Если Илья позовет ещё, то я найду время поучаствовать.
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
— Почитать комментарии, обзоры, отчёты и всё такое. Почитать новости в статьях «С миру по нитке».
— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
— Нормальных комментариев и их редактирования, оповещения об ЛС и об ответе на твой комментарий.
— Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
— Ну, все перебираются во «ВКонтакте» или даже телеграм, там проще писать. Это не только «Тесера», это общие тенденции. Медленно умерли/умирают сервисы с блогами. Форумы совсем не те, что раньше. Соцсети неплохи для получения свежего контента, но найти в них что-либо решительно невозможно: бесконечные ленты прокрутки, теги, которые слабо помогают. Тема для отдельной статьи, в общем.
— Каких материалов тебе больше всего не хватает на «Тесере», которые заставили бы тебя заходить сюда чаще, читать и писать здесь больше?
— Писать вряд ли что-либо заставит больше, сильно медленно у меня идёт процесс написания чего-либо. Поэтому пишу, только когда не могу не писать :) А захожу и так раз в пару дней минимум. Интересно видеть больше обзоров или обсуждений игр, которые не на слуху, а не как бывает: вышла локализация, вот вам 5 обзоров в одну неделю на неё.
— На «Тесере» токсичное комьюнити или вполне нормальное, в духе современных реалий?
— Это интернет, здесь иные законы общения и попытки привнести сюда законы реального мира успеха не возымеют. Скажем так: я больше симпатизирую троллям, чем людям, обижающимся на то, что их незнакомый человек в интернете на «ты» назвал.
— Раньше на «Тесере» можно было минусовать комментарии. Насколько тебе не хватает этой функции сейчас?
— Меня, как человека, который редко пишет, система «нравится мысль / не нравится», вполне устраивала. Если есть плюс, должен быть и минус, я считаю, если есть лайк — должен быть и дизлайк. А чутким и ранимым в интернет лучше не ходить.
— Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы тебе хотелось прочитать интервью в этой рубрике? И какой вопрос ты бы ему задал?
— Логично, что с тем, кто затеял весь этот проект, с тобой Глеб АКА Journeyman, вопрос: как удаётся так долго заниматься рубрикой, не было ли желания бросить, если было — то как справился ним.
— Эх, как много людей, даже аксакалов, оказывается, не в курсе. Со мной уже было интервью. А что касается вопроса, то после того как желающие участвовать практически перевелись, я планировал довести количество интервью до 50 и на этом закончить, ибо уговаривать кого-то ни сил, ни желания не было. Но сейчас появилась новая волна желающих, и теперь у меня новая веха — 100 интервью. Мне очень нравится общаться в таком формате, узнавать, как живут настольщики в разных уголках земного шара, это даёт стимул продолжать вести рубрику. Также отмечу, поскольку оказывается, что многие не в курсе: никакой селекции в эту рубрику сейчас нет. Единственное условие — иметь стаж в 1 000 дней или близкий к нему. Если есть желание — пишите, и оформим сделку. ;)
А ты лучше поведай общественности есть ли у тебя ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
— Больше чем нужно :) Видеоигры / комиксы / кино, книги читаю, не мыслю своей жизни без прослушивания музыки. Все они борются за моё свободное время наравне с настолками.
По видеоиграм: сейчас играю в основном на консолях семейства «Playstation». Люблю «Metal Gear Solid», из-за него и переполз с ПК на консоли в своё время. Люблю пошаговые тактики, но играю во всё кроме хорроров. Люблю «Х-Com», «Max Payne», «Jagged Alliance», «Ninja Gaiden», если из более современного, то «Uncharted», «Invisible, Inc.», «Read Dead Redemption», «Rock Band» / «Guitar Hero».
С фильмами аналогично, смотрю много как известного, так и не очень, уважаю азиатский кинематограф: корейский/китайский. Предпочтения отдаю фильмам жанра экшен, либо с его большой долей. Люблю вестерны: «Дикая банда», «Скачи по высокогорью». Смотрю аниме, но не часто, так как современное погрязло в попаданцах, школьниках и повседневности, а интересное мне из старого уже видел. Из любимых фильмов много можно перечислять: «Ninja Assasin», первый «Крепкий орешек», «Иван Васильевич меняет профессию», «Рейд» 1 и 2, «Kingsman», «Из Парижа с любовью», «Mad Max: Fury Road». Почти все фильмы Джона Ву гонконгского периода. Если аниме, то «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex», «Samurai Champloo», «Sword of the Stranger».
Мимо сериалов тоже не прохожу, благо современные сериалы — просто более длинные фильмы. Люблю такие вещи, как «Band of Brothers», «Firefly», «Black Sails», «Westworld».
Из книг предпочтение отдаю фантастике и фэнтези (в основном с припиской тёмное), как отечественным, так и зарубежным, но читаю иногда что-то художественное иных направлений. Плюс, историческую литературу. Художественные книги по Warhammer 40k, в основном, ради вселенной, хорошими как книги они оказываются не часто. Если говорить названиями: Святослав Логинов, «Свет в окошке», Г. Киссинджер, «Дипломатия», Р. Скотт Бэккер, трилогия «Князь Пустоты» и её продолжение. Тимур Вермеш, «Он снова здесь».
По комиксам: почти не читаю супергероику, но есть исключения. Люблю европейские комиксы, они же BD. Из тайтлов: «Blacksad», «Punisher Max», «Saga», «Losers», Энки Билал — как «Никополь», так и другие его менее известные вещи. Если манга, то «Berserk». Предугадывая вопросы, отечественный комикс, за который не стыдно — «Пантеон: Культ двуличия».
Без старого доброго iPod Classic я не покидаю дом, а на нём вся моя медиатека. Lossless-форматами не увлекаюсь, так что 160 gb хватает чтоб вместить всё. По музыке основные направления — это Heavy / Power Metal, Psychobilly, Rockabilly, Swing, Country, Irish Folk и Irish / Celtic punk. Если исполнители, то «Motorhead», «Rise Against», «The Peacocks», «Tiger Army», «Nekromantix», «Foggy Mountain Rockers», «The Baseballs», «BossHoss», «David Rotundo».
— Расскажи, как тебе удаётся найти время на все эти сферы увлечений, ведь сейчас жизнь ускорилась и времени катастрофически не хватает?
— Всё просто — я не успеваю :) У меня лежат непрочитанные книги по году и более, список фильмов/сериалов, которые я хочу посмотреть, только растёт, аналогично с видеоиграми. Разве что с музыкой ситуация более радужная, благодаря тому что её можно использовать в качестве фона во время передвижений по городу и при иных делах.