-AdRiver-
ashenvall написал 3 минуты назад к игре Восходящее солнце: # В ситуации, когда в одной провинции стоит мой даймё, а у другого игрок...
Japon4ik написал 2 часа назад к мысли на тему Ты хоть раз отдавал еду, когда сам хотел есть?: # Причем здесь Тесера, если вещающий сидит чубом трясет постоянно и куль...
Kealah написал 2 часа назад к игре Остров духов: # Там наоборот: "Игнорируйте модификаторы стойкости захватчиков."
D1i написал 2 часа назад к игре Война Кольца (Второе издание): # https://docs.google.com/spreadsheets/d/1s0e_Hnfbfokw8M2dKj1Tr4PRbu9-lV...
Kealah написал 2 часа назад к игре Остров духов: # Подскажите. Когда выпадает возможность "уничтожить захватчиков" через ...
С миру по нитке [20.09.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Фабрика игр» изд...
Голосуем кошельком [19.09.2019]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
Предзаказ на «Ни шагу назад!» стартовал
Лучший варгейм о Великой Отечественной войне!
На экранах [18.09.2019]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [17.09.2019]
В этом выпуске: обзоры игр «Кусалочка», «Дикинги» и «Клаустрофобия: Пробуждение»...

Ksedih

Обзор Agents of Venice — дополнения к Voyages of Marco Polo

19 августа 2019

Оценка пользователей
9.2470
-

Сегодня посмотрим на единственный большой доп к Voyages of Marco PoloAgents of Venice. О двух мини-дополнениях можно почитать тут. Чем же примечательна эта коробка, кому пригодится в коллекции и что вообще в ней такого лежит, за что она называется полноценным расширением?

 

Очень долгое время я играл в «Марко Поло» только в базовую версию, меня её наполнение полностью устраивало и казалось абсолютно завершённым. В игре было всё, что только можно захотеть от подобного типа евро: небольшое время партии, стратегия, интересные механики, разнообразие. Но вот в 2017-м выходят «Агенты Венеции», конечно же, они очень заинтересовывают, но пробовать их не спешу. База абсолютно самодостаточна. Однако всё бывает в первый раз, и вот настал день, когда на столе оказались сразу все три дополнения к игре. Решено было опробовать их от малого к большому, что и было проделано, благодаря чему родилась предыдущая статья.

 

 

Что в коробке?

 

Набор для пятого игрока. Обратите внимание, что домиков на 4 штуки больше, чем было раньше:

 

 

Остальным игрокам тоже добавили по четрые лишних домика. Они потребуются для игры с расширением:

 

 

Новые персонажи, которых рассмотрим чуть подробнее в самом конце обзора.

 

 

Ещё одно игровое поле, пристраиваемое сбоку старого:

 

 

Всякие плюшки типа новые путей-заданий и, например, новых дорогих контрактов:

 

 

Как в это играть?

 

Дополнение делится на два модуля, которые подключаются к основной игре опционально, то есть вы можете играть как с одним, так и с другим по отдельности, а можете смешать их вместе. А ещё можно взять материалы этого дополнения, которые просто расширяют базу, и замешать их, не беря ничего нового из модулей.

 

Первый модуль — Agents of Venice — добавляет механику помощников. Это такие персонажи, которые выкладываются снизу игрового поля, и их можно нанимать на один раунд, чтобы пользоваться преимуществами. Нанимаются они одним кубиком, устанавливаемым в новый слот действий, который также появляется на поле.

 

 

В общем-то всё. Вы планируете генеральную линию текущего раунда, затем смотрите, какой из помощников подойдёт вам больше всего и, если хотите, нанимаете его одним из своих действий. Чуть подробнее об этих персонажах расскажу ниже.

 

Второй модуль — City of Venice — добавляет к основному игровому полю ещё один кусок. Этот кусок представляет собой «карту» Венеции, и это ещё одно место, куда можно выставлять кубики, чтобы строить в городе фактории. Условно это слот, который позволяет действовать не на глобальной карте, перемещаясь по городам, а внутри отдельно взятого города. Однако механически это отличается слабо, так как перемещение в Венеции происходит точно так же по дорожкам, с затратой всего одного кубика. Вы точно так же можете прийти в слот с плюшками «в начале раунда» и с плюшками, которые можно делать отдельным действием, кубиком. Минус в том, что в это время на глобальной карте вы не передвигаетесь и не приближаетесь к выполнению секретных заданий по построению торговых путей.

 

 

Впечатления

 

Очень неоднозначные и... неподходящие для обзора. Почему? Да потому, что что-то хорошее в допе найти лично мне сложно, так как изначально он совершенно не понравился, являясь при этом по сути хорошим. Однако я постараюсь рассмотреть всё объективно и обосную свою неприязнь.

 

Чтобы разобраться, начну с того, что пробовал подключать модули поодиночке, потом сразу вместе. Но в любом варианте никак не заходило по одной причине — потому что базовая Voyages of Marco Polo одна из моих любимых коробок, и всё в ней, включая динамику, нравится чрезвычайно.

 

 

Первым опробованным модулем стал Agents of Venice. Это такие 8 персонажей (9, если подключён одновременно и второй модуль), шесть случайных из которых доступны каждый раунд для найма. После игры с ними они показались дичайшей имбой, так как если вы правильно понимаете оптимальную последовательность своих действий хотя бы в текущем раунде — позволяют творить такое, что ни в одной партии до них не снилось.

 

Вот один из примеров: мужичок, позволяющий при переходах в путешествии тратить на 2 верблюда меньше или на 5 монет. Если вы совершаете один переход из точки А в Б, то он даёт свой бонус один раз. А представьте, если вы проходите две дорожки, где нужны верблюды / монеты, это уже удвоенный его бонус. А если вы двигаетесь не один раз за раунд... Лучший друг персонажа-монаха из базы, который может, перемещаясь, оставлять за собой фактории во всех городках.

 

 

Второй пример — человек, который даёт возможность при выполнении контракта либо тратить на один ресурс меньше, чем требуется, либо получать на три победных очка больше. В той самой первой своей партии с этими парнями я выполнил за один раунд 6 контрактов, шесть, Карл!

 

В общем, впечатлили эти челы меня на всю катушку. Причём не в хорошем смысле. Когда в условно идеальный баланс игры вторгаются и пытаются его перекроить, это не очень радует её любителя, привыкшего за десятки партий к определённой динамике.

 

 

Однако немного поразмышляв и поиграв ещё, я понял, что хоть персонажи и хороши, да и клетка действия, нанимающая их, даёт дополнительно один любой товар — они всё же тратят этот самый куб и ваше действие, давая противникам больше простора для манёвров. Нет, они всё ещё кажутся имбой, так как позволяют слишком мощно «усиливать» обычные действия и баланс тратой кубика, кажется, не соблюдён.

 

Второй модуль, City of Venice, расширяет игровое поле, добавляя дополнительное. В чём его особенности и что оно даёт? Особенность в том, что слотов под действия там на один меньше, чем игроков, и, по идее, туда должно хотеться попасть, ведь преимущества хороши. Венеция — это по факту набор малых и больших «городков» со своими бонусами и возможностями, по которым можно «перемещаться» всего одним кубом и не используя своего фишку-человечка.

 

 

То есть мы можем больше не ходить по глобальной карте, тратя по два куба и монеты/верблюдов, чтобы заполучить новое эффективное действие, а просто нужно поставить кубик на Венецию и сразу же получить плюшку от малого или большого города. Да, некоторые «пути» между областями Венеции также требуют затрат, но не всегда и не сразу. Поэтому поле кажется чрезвычайно эффективным, ведь схватить пассивку на первый/второй раунд, потратив всего два кубика без ресурсов, это очень приятно.

 

В целом двигаться по Венеции гораздо легче, но есть одно «но». Заключается оно в том, что, хоть вы и тратите меньше усилий на приобретение пассивных и активных возможностей, вы не передвигаетесь на глобальной карте и, как следствие, не приближаетесь к завершению своих тайных заданий на руке.

 

 

Опять-таки именно «облегчением» напряжённого кризисного процесса мне не понравился и этот модуль. Что «Агенты», что «Город» слишком смещают акценты и дают больше возможностей. Это как сравнивать New Era и Imperial Settlers — то же самое. Кому-то нравится изобилие, кому-то более напряжённое выжимание всего до капли из того, что есть.

 

Дополняет этот минус и то, что лишние два места, куда можно отправить кубы, очень разводят в стороны игроков, раньше плотно взаимодействовавших. Теперь: противники заняли вон тот и тот слоты? Пф, у нас ещё тут куча всего, что можно сделать. И если это, может быть, менее заметно в игре на 5-х, то, например, вдвоём игра превращается в совсем другую — не «оптимизируй всё и попробуй выполнить что нужно», а в «выбери путь, который максимально много насыплет очков».

 

 

Интересно то, что, несмотря на новые возможности, итоговый счёт получается ненамного бо́льшим, что позволяет думать, что математически модель осталась прежней, но так как вариантов стало больше, то и найти варианты для ходов можно получше, чем обычно.

 

В целом, повторюсь, ощущения от игры с дополнениями сместились в сторону «где нахапать всего побольше», а не «как же мне решить эту задачу и найди недостающее». Именно это можно считать как минусом, так и плюсом, в зависимости от ваших предпочтений. Лично мне это совершено не понравилось.

 

 

К дополнительным минусам отнесу и такой момент — дополнительные возможности. Раньше в Voyages of Marco Polo вы сидели и напряжённо, плотно так думали — как же вам пройтись по всем землям и необходимым городам из заданий, попутно собирая очки с контрактов и поселений с выгодными обменами. Планировали и рассчитывали. Теперь же приходится размышлять над ещё большим количеством вариантов. И, казалось бы, это здорово, если вы любитель подумать, однако...

 

Однако варианты стали настолько равнозначны, что, как уже упоминал выше, вам становится менее важно, занял ли кто из противников какой-то слот или нет. Ведь для вас останется ещё много других отличных слотов-действий. То есть видимое новое многообразие не углубило базовую игру, где каждый вариант хода был на вес золота, а лишь расширило варианты и из-за этого уменьшило конкуренцию между игроками на поле.

 

 

В общем, кризисность снизилась, а новые варианты не дают каких-то новых ощущений. Ну, выставляете вы домики не на поле, а в Венеции, получаете за них точно такие же плюшки, как за города на глобальной карте. И? Помощники поинтереснее, но в целом впечатлений тоже новых не дают, так как являются, по факту, либо просто скидками, либо аналогичными стандартным действиям аналогами, только в лучшем виде. Есть пара оригинальных, но картины они в целом не меняют.

 

Итог

 

Суть геймплея один в один как в оригинале, уникальности никакой не добавилось, так что из нового экспириенса лишь смена парадигмы от «сложной» к более «лайтовой» версии относительно путей выполнений задач.

 

Так что дополнение хоть и большое, но лично мне из него пришлись по душе лишь маленькие запчасти в виде персонажей, новых контрактов и прочей мелочевки. Остальное показалось слишком «не в духе «Марко Поло».

 

 

При всём при этом, язык не поворачивается назвать его плохим. Уверен, найдётся огромное множетсво людей, которым это расширение придётся по душе. Да даже мне порой, нет-нет, да захочется сыграть с новой вариацией. Но не этого, не этого я ищу в Voyages of Marco Polo.

 

Хорошая коробка? Да. Нужна ли она фанатам оригинала? Смотря что вас в нём радует. Если — как и меня — напряжёные поиски путей выполнить свои задачи, то вряд ли придётся по душе то, что под крышкой. Разве ради мелочи брать её. Те же самые пять персонажей неплохо позволят разнообразить вариативность (хотя, если вы играете без модулей, персонажей будет 4):

 

 

1. Начинает партию в одном из первых трёх оазисов возле Венеции, что позволяет быстрее добраться до куда надо. К тому же каждый ход может выбивать кубы с занятого места и таким образом выполнять важное для себя действие бесплатно, или же даже два раза (свои тоже можно выпнуть кубики).

 

2. Взаимодействует с новой механикой помощников — получает одного бесплатно в начале каждого раунда. Так как помощники мощны, то и свойство весьма хорошо.

 

3. На старте партии берут случайных пять персонажей и в начале каждого раунда становятся одним из них (но не более одного раза каждым). Эдакие гибкие вариативные допельгангеры. Для тех, кто умеет хорошо продумывать наперёд.

 

4. Уникальный монах, у которого есть собственная одиннадцатикарточная колода. Шесть карт из неё он тянет перед партией и может пользоваться ими по одному разу за игру каждой. Мне не понравился, так как многие карточки какие-то фиговые. Не стоят отсутствия каких-либо ещё сил у героя. Плюс в том, что он может их зарядить хоть все шесть за ход, резко скакнув в развитии. Но, с другой стороны, потом всю игру ничего не делает.

 

 

5. Девушка, которая очень похожа на Поло из базы, который имеет дополнительный белый кубик каждый ход. Она тоже имеет «кубик», вот только значения на нём уже заранее предсказаны. И в каждом раунде будут различными: от двойки до шестёрки.

 

Довольно удобная мадама, к тому же, в отличие от Поло, получает каждый раунд не случайный контракт, а всегда надёжного верблюда.

 

 

P. S. Внизу прикреплена ссылка, там есть отчёты по «Марко Поло», если кому-то вдруг интересно.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
cyril2012 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

То есть локализации допов к Марко Поло не будет?

Journeyman написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Да, пока звучал только такой ответ.

cyril2012 написал полмесяца назад: #

Я к тому, что обзор вышел в совершенно другом ключе, нежели обычно.

FdMF написал полмесяца назад: #

Отличный доп. Без которого мы не играем. По поводу сильных и слабых пероснажей. Мы делаем следующее. Вытаскиваем персонажей количество игроков x2+1. Затем каждый по очереди начиная с последнего выкидивает из игры одного, затем по правилам игры каждый выбирает себе перса. Обычно имбовые по мнению игроков уходят, остаются усредненные, теми и играем!

machikoro написал месяц назад: # скрыть ответы
Кстати...

Кстати что там слышно про Марко 2.0 ??????? Что это будет всё-таки.

Vitalez написал месяц назад: #

Глухо, ещё в разработке. Даже названия нету, Marco Polo 2 это тестовый вариант

knoppix написал месяц назад: # скрыть ответы

https://boardgamegeek.com/blogpost/89086/gathering-part-1-all-games

Вот тут есть подробности, искать на странице по Marco Polo.

machikoro написал месяц назад: #

отлично- спасибо

machikoro написал месяц назад: # скрыть ответы
Пока не дошёл до Агентов!

Пока не дошёл до Агентов Венеции. Есть только 2 мини допа. И то по ощущениям персонажи с 2 мини допов на 1,5 если не на 2 головы сильнее базовых. Да чуть разнообразнее чем база: секретные пути и подарки. Лично ещё ни разу у меня пока не получалось выиграть персонажей из Этих допов. Ну может руки кривые)))) В общем я пришёл к выводу ,что база Марко Поло вполне самостоятельна вариативна и самодостаточна, отлично масштабируемая и интересна, игра протекает быстро и азартно. То есть делаем так: или играем (выбираем персонажей) чисто в базу или играем чисто персонажами из этих 2 допов. Так получается уже более-менее сбалансированно.

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Не, персонажи из двух мини-допов ничуть не сильнее базовых, доказано неоднократными партиями. Ну и средними показателями очков в финале партии.

machikoro написал месяц назад: #

не соглашусь естественно.

sevastra написал месяц назад: # скрыть ответы

А увеличивает ли время партии этот доп?

RouslanKo написал месяц назад: #

Не особо. По сути время игры тоже.

Ksedih написал месяц назад: #

Да примерно то ж на то ж.