Предзаказ на BattleTech: Альфа-удар | |
Предзаказ на базовый набор Battletech и расширение к нему. | |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
Идут сборы на Deep Rock Galactic с допами | |
Космические шахтеры отбивают ценные минералы у насекомоподобных инопланетян. | |
Идут сборы на Kingdoms Forlorn: Dragons, Devils and Kings | |
Гримдарковый данжен кроулер/приключение от авторов Aeon Trespass Odyssey. | |
Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. |
Совсем недавно произошёл релиз кооперативной «живой» карточной игры Marvel Champions: The Card Game.
Я её купил, опробовал и хочу поделиться как описанием игры и впечатлениями, так и некоторыми соображениями на тему.
Совсем недавно отгремел финал эпического сериала из фильмов по «Мстителям». Тема на хайпе. И сыну интереснее поиграть во что-то связанное, да и на работе предлог собраться капельку заманчивее.
И для меня самого сеттинг привлекателен, даже без знания комиксов — многие фильмы были неплохи, Тони Старк в фильмах был прекрасен, сериал по «Человеку-пауку» был любимым мультфильмом в детстве.
Опять же, игра неминуемо получит свою долю популярности — и обсуждение на зарубежных ресурсах будет активное, и почувствовать себя частью чего-то большого, играть в игру, в которую играют многие — это тоже приятно само по себе.
Это кооператив — а доля кооперативов в коллекции нужна, не всем / не всегда заходят игры на прямое противостояние.
Наконец, к ней будут допы. Я сейчас скажу такую, интимную, вещь: иметь возможность докупить ещё что-то к актуальной нравящейся игре — это тоже удовольствие. Взять, к примеру, «Кодекс» — отличная игра (я в него поигрываю, и капельку с ним сравню), одной из его фишек было «игра выпущена полностью, допов не будет» — и в этом есть смысл. Но недавно поймал себя на мысли, что чего-то не знаю чего, но я бы к нему докупил. 😊
Так как накатившее вдохновение заставило родить немалую простыню текста, которую не всем интересно осилить, то начну с выводов. (Единственное, просьба — гляньте мой «вопрос в зал» в конце раздела «Качество».)
Игра хороша. Крепко сбитый кооператив в популярной вселенной, с тематичными персонажами и врагами. С интересным геймплеем за счёт хорошей комбинации механик. Игра только что вышла, все шансы на популярность и долгую доступность новых и новых допов.
Каждый герой отличается от другого по ощущениям от игры, и каждый герой отличается сам от себя при использовании другого «аспекта» в своей колоде.
Это же относится и ко врагам.
Возможность игры соло и в компании, притом одной базы достаточно для 4 игроков (однако не получится играть двумя и больше героями с одним и тем же аспектом для каждого).
Но — игра англозависима, хоть язык и несложный. Наученный горьким опытом, я ожидаю, что «Хоббигеймс» её обязательно локализует, но года через два, когда поезд уже уйдёт. И только базу.
Так что я решил не ждать и взять сейчас.
Сама игра представляет из себя кооперативную карточную игру с небольшой и опциональной долей декбилдинга, играть могут от 1 до 4 человек. Притом в базе достаточно содержимого, чтобы играть могли сразу четверо (в отличие от, например, карточного «Ужаса Аркхэма», где для игры вчетвером нужны 2 базы).
Каждый игрок выбирает себе персонажа-героя, на партию выбирается один злодей. У каждого игрока есть своя колода, набирая и разыгрывая карты из которой игроки приближают себя к победе. Колода одного и того же персонажа может отличаться от партии к партии, что даёт возможность разнообразить игру.
Всего в базе доступно 5 героев и 3 злодея.
Колода есть и у злодея — отыгрывая её, картонный злодей сопротивляется героям и даже, иногда, побеждает. Злодеев в базе три, и колода даже одного и того же злодея также может отличаться от партии к партии.
Одной из фишек игры является то, что карты и персонажей, и злодея могут быть разыграны разными способами. Каким образом разыграть свои карты — игрок решает сам, и это довольно волнительный момент. 😊
Каким образом будет разыграна та или иная карта в колоде злодея — решает рандом, и благодаря этому партия раз от раза будет отличаться даже против одного и того же врага с одной и той же колодой.
Интересно, что цель у игроков всегда одна — довести число жизней злодея до нуля.
А вот злодей победить может двумя способами: или лишив очков жизни всех героев, или доведя до конца «основной злодейский план» (Main Scheme в терминах игры) — положить на соответствующую карту плана необходимое количество жетонов. Важно, что злодей будет двигаться обоими путями одновременно, и игрокам придётся балансировать между защитой персонажа от гибели, атаками на злодея и помехами выполнению злодейского плана.
Начинается с выбора персонажа. Например, мой любимый Человек-паук:
Это две стороны одной карты, очень удобно отображающие две стороны жизни этого персонажа — супергероя Человека-паука и обычного учёного Питера Паркера (альтер-эго в терминах игры).
Такая двойственность есть у каждого персонажа.
Первый игровой элемент, что здесь есть — мы можем менять кто мы, переворачивать эту карту, раз в каждый ход без прочих ограничений. И это важно.
Когда мы герой:
Когда мы в образе альтер-эго:
Каждый игровой раунд состоит из:
Расскажу сначала про злодея.
Каждому злодею соответствуют 3 уровня, 3 карты, 2 из которых будут в игре. На примере Рино:
Римская цифра в правом верхнем углу — это «уровень». Мы берём I и II для игры полегче, или II и III, если хотим посложнее.
Выбранные две карты кладутся друг на друга, младшая сверху. Например, в первой игре мы брали I и II, сверху лежал I.
Рино первого уровня не обладает абилками, его здоровье равно «14 умножить на число игроков». В соло-партии это 14, в игре на двоих — 28, и т. д. Сила атаки по героям = 2, прогресс злодейского плана при действии Scheme = 1.
Когда мы сведём это здоровье к нулю — эта карта сбрасывается, открывается нижняя — и в игру вступает Рино следующего уровня.
Для Рино II появляется абилка — он вводит в игру побочный злодейский план (Side Scheme) Breakin’ & Takin’ (у неё шикарное описание: «Rhino is breaking things and taking them»). Об этом позже, но как вы можете догадаться, жизнь игроков проще не становится.
Увеличилась сила атаки. Как и здоровье, теперь это 15/30/45/60.
И только после победы над злодеем второй раз партия закончится победой игроков.
Следующая неотъемлемая часть злодея — злодейский план™, у каждого злодея он свой.
Во время игры эта двухсторонняя карта лежит стороной «B» вверх:
Основная мысль: если на ней лежит 7/14/21/28 жетонов (тоже масштабируется по числу игроков), то игроки проигрывают, так как злодейский план™ успешно выполнен.
Конкретно этот план входит в игру с 0 жетонов прогресса плана, и каждый ход на карту докладывается 1/2/3/4 жетона прогресса плана. Это как минимум, просто системным правилом. А ещё сюда могут добавляться жетоны прогресса за счёт выходящих из колоды злодея карт, а ещё — когда злодей активируется против персонажа в форме альтер-эго. В этом случае он дополнительно докладывает (как минимум) столько жетонов, сколько у него показатель SCH (Scheme).
А на стороне «А» этой карты размещается инструкция по подготовке колоды злодея:
(Некоторые могут высказать небольшую претензию в сторону такой реализации злодейских планов — они условны. Почти как улики в «Древнем ужасе». Возможно, на пользу атмосферности пошло бы наличие небольшого количества текста с лором.)
Колода злодея состоит из:
Состав модульного события «Легионы Гидры»
Ход злодея состоит из двух этапов:
Важный момент: и в первом шаге, активации злодея, тянутся карты из колоды злодея, чтобы быть использованными как Boost, усиление.
Но в этом случае, когда карта используется как усиление, мы изучаем не текст на ней, а пиктограммы в правом нижнем углу (здесь на картинке сразу три карты):
Итак, шаг активации злодея. Для каждого игрока тянется по карте из колоды злодея, и каждая, не вскрытой, кладётся напротив игрока. Затем, последовательно, отыгрывается активация против каждого игрока:
Если персонаж в супергеройской форме, то злодей заявляет атаку на него. Этот игрок или любой другой может объявить действие «Защита» — за поворот этого героя на бок атака злодея будет уменьшена на значение показателя Defense того героя, что объявил защиту. Или защиту можно объявить союзником (Ally), если он уже сыгран и лежит на столе к этому моменту. Показателя «Защиты» у союзника нет, но весь дамаг пойдёт в него, а не в героя.
Если персонаж в форме альтер-эго, то злодей заявляет Scheme, продвижение по плану.
После этого вскрывается карта усиления, и:
Получается, часть (и большая) колоды злодея будет отыграна как усиления и в виде текста в этой партии не встретится.
Если злодей атакует или продвигает план в другие фазы (благодаря свойствам некоторых карт своей колоды, в основном) — карты усиления тоже тянутся. Т. е. атака / Scheme злодея отыгрываются единообразно всегда, это плюс к стройности правил.
Следующая часть хода — розыгрыш карты из колоды злодея против каждого игрока. Раздаётся по карте, по очереди вскрываются и отыгрываются.
Карты злодея могут быть следующих типов:
Миньон
Играется на стол и остаётся там, пока не будет побеждён или убран со стола особым эффектом. По сути — отдельный враг, не такой мощный как главный злодей.
Он считается играющим только против того персонажа, в чей черёд был сыгран. Он Engage с этим игроком. Когда в следующий раз будет фаза активации злодея, сразу после атаки / Scheme злодея против этого персонажа это же сделает каждый сыгранный (Engage) против него миньон. Но карты усиления для миньонов не тянутся.
Злодейское событие
Разовый эффект, карта уходит в сброс.
Усиление
Карта «прикрепляется» к злодею, как-то его усиливая. Или к герою — ослабляя. Есть эффекты или условия для того, чтобы избавиться от такого усиления или избавить от него врага.
Побочный злодейский план (Side Scheme)
Каждый такой дополнительный план тем или иным образом мешает игрокам, пока с него не убрать все жетоны прогресса.
Это такие эффекты как дополнительные жетоны прогресса основного злодейского плана, невозможность мешать прогрессу основного плана, игра дополнительных карт из колоды злодея.
Чтобы это прекратить, игрокам надо убрать все жетоны прогресса с этого побочного плана — а это означает некоторую потерю темпа.
В конце раунда игрок добирает карты до полной руки и разыгрывает их в свой ход в следующем раунде.
Карты бывает 5 видов, очень похожи по сути на те, что в колоде злодея.
Но перед тем, как их бегло перечислить, опишу основную фишку процесса.
Каждая карта может быть разыграна и, как правило, не бесплатно. Число в верхнем левом углу является стоимостью — столько «ресурсов» надо сгенерировать, чтобы её сыграть.
И в то же самое время каждая карта может быть сброшена без эффекта, чтобы сгенерировать ресурс. Как правило, многие карты генерируют 1 единицу ресурса, меньший их процент — больше. Сколько ресурсов генерирует карта, указано цветным символом в нижнем левом углу: сколько симоволов — столько ресурсов.
Интересно, что ресурсов есть 3+1 вида. Красный Physical, синий Mental, жёлтый Energy и универсальный зелёный. Однако цена подавляющего большинства карт (в базе, по крайней мере) может быть уплачена любым ресурсом или комбинацией. И только для небольшого числа карт может потребоваться ресурс конкретного типа.
Плюс, иногда срабатывают эффекты вида: «Вскрой 5 карт с верха колоды, получи такой-то эффект в зависимости от того, какие ресурсы на них оказались».
Ну и некоторые абилки, иногда героев (Питер Паркер), иногда карт поддержки или апгрейдов, тоже позволяют сгенерировать ресурсы.
Ресурсы генерируются для розыгрыша каждой карты независимо. Если ты разыгрываешь карту стоимостью 3, а сгенерировать можешь 2+2 ресурса, то сдачу с 4 ты не получаешь.
Эта особенность розыгрыша карт, когда ты с одной и той же рукой можешь сыграть одни карты ценой сброса других, или вторые ценой сброса первых — как по мне, отлично заходит. Есть о чём подумать, регулярно испытываешь достаточно яркие эмоции — то чуть ресурсов не хватает, то хочется придержать карту на следующий ход, но нет, не скинув сейчас, ты не доберёшь ресурсов, и т. п.
Мне нравится простота и строгость такой комбинации механик. У тебя нет «монет», у тебя нет отдельных карт ресурсов. У тебя все карты универсальны. Плюс, после «Кодекса» непривычно, что ты не обязан скидывать неразыгранные карты. Пришло что-то очень полезное, но не прямо сейчас? Часть какой-то комбы? Просто оставь её на руке на следующий ход. И в обратную сторону — что-то из того, что осталось в руке, не к месту? Скинь в конце хода, добери руку до максимума!
Это очень, скажем так, «дружелюбно».
Возвращаясь к типам карт героев.
Апгрейд
Такая карта при розыгрыше «привязывается» к другой лежащей на столе карте. Герой, злодей, союзник, миньон. И как-то с ними взаимодействует.
Союзник
Самый интересный и многоплановый вид карт. Союзников ты играешь на стол, и они остаются на столе, пока не обнулят своё здоровье (чаще) или пока не будут убраны со стола другим эффектом (реже). И их не может быть больше 3 у одного игрока.
Интересны они тем, что могут быть использованы по-разному.
Прежде всего, у них есть показатели атаки и помехи плану (Twart) — и, как и герои, они могут потратить своё действие на атаку злодея или приспешника, либо помеху злодейскому плану. Важно: почти у всех союзников под показателями атаки и Twart есть звёздочка (на примере редкий союзник, у которого нет звёздочки под атакой). Наличие звезды означает, что союзник получает 1 повреждение, когда выполняет это действие. Получается, Чёрная Кошка может два хода делать Twart — и уйти со стола после этого со своими двумя здоровьями. Или атаковать на 1 каждый ход без ущерба для себя.
У каждого союзника есть абилка. Они очень разные, например, у Чёрной Кошки абилка срабатывает в момент её розыгрыша.
Наконец, союзник может потратить своё действие в ход злодея, приняв на себя атаку злодея или миньона. Обычно это летально для союзника, но выживание героя важнее. Здорово, что даже если по союзнику с 1 жизнью прилетает 10 дамага, весь он достаётся союзнику.
Поддержка
Как и союзники, карты этого типа остаются на столе, но у них нет здоровья, атаки и Twart. Есть только абилка, но и убраны со стола они могут быть только каким-то эффектом, не атакой. Плюс, у карт этого типа нет ограничений на количество, сколько их может быть сыграно.
Событие
Разыгрываются своим эффектом и уходят в сброс. Обратите внимание на Hero Action — применить событие с таким свойством можно только когда твой персонаж в супергероической форме. Что тематичненько.
Небольшая часть событий может быть разыграна не в ход игрока, например, отменяющая эффект карты из колоды злодея в тот момент, когда та играется. Эти условия описаны на самих картах.
Ресурс
Карты ресурсов дают больше ресурсов, чем прочие, и на этом всё.
Декбилдинг штука такая, своеобразная. Кому-то очень даже заходит окунуться в метагейм, на досуге пособирать оптимальную и/или интересную колоду, поэкспериментировать и пообсуждать.
Другие же в гробу видали такое счастье, хотя просто сыграть им по душе.
В этой игре FFG постарались угодить всем.
Начнём с того, что для первой пробной игры колоды готовы прямо сразу. Пробные колоды для Человека-паука и Капитана Марвел, плюс Рино со своей колодой, прямо в отдельную плёнку упакованы собранными. Так что партию на одного или двоих игроков можно начать сразу после распаковки игры. Тем более что кроме буклета правил есть буклет Learn to play, где прямо по шагам расписано, что надо сделать, чтобы сыграть первый раз.
Затем для каждого из героев приведены рекомендуемые стартовые колоды. Они сбалансированы, на них достаточно карт (одновременно для 4 героев из 5 имеющихся в базе), и первые игры можно сыграть ими, не погружаясь в декбилдинг.
Ну а если хочется ненапряжных новшеств, можно просто перенести все цветные карты из одной колоды в другую — и сыграть тем же героем, но другим стилем.
Наконец, можно заняться именно декбилдингом, и правила для него довольно просты.
Колода персонажа содержит в себе от 40 до 50 карт, игрок сам выбирает точное число и, частично, состав.
Во-первых, карты героя (их десятка с полтора) — это уникальные карты конкретно этого персонажа, и они должны быть использованы обязательно.
Во-вторых, сколько-то карт можно взять из универсальной base-колоды серого цвета. Например, в базе там 10 карт, в 4 экземплярах каждая — чтобы можно было их задействовать в 4 колодах сразу.
В последних это карты какого-то одного цвета, на выбор из четырёх. Каждый цвет имеет свою специализацию — атака, защита и т. п. Фактически, цвет соответствует стилю игры.
Подытоживая, для своей колоды игрок волен выбрать любой набор карт, и ограничений немного:
Всё. Нет ни стоимости карт для декбилдинга, ни широкого выбора из всех-всех-всех карт. Выбрал стиль, подходящий тебе или оптимальный для выбранного персонажа, или просто тот, что интересно попробовать — и отобрал из него большую часть карт.
Стоит признать, что в базе цветные колоды достаточно тонкие, и мало какие карты не войдут в рекомендованные комплекты. Но ряд допов уже анонсирован, в каждом будут новые карты всех цветов — а значит, с выходом допов будут появляться новые сборки колод и для старых героев.
Удобно, что на каждой карте подписано, из какой она колоды (персонажа, злодея, составного события, цвета и т. д.), и указан порядковый номер в этой колоде. Если после игры нужно рассортировать карты по колодам — сделать это тривиально.
Правила доступны на странице игры здесь. Интересно, что PDF уже содержит в себе некоторые дополнительные разъяснения относительно печатного буклета.
Ну и комьюнити уже стало собирать FAQ, сильно рекомендую к ознакомлению после первой игры (тема на BGG).
Уже анонсировано несколько допов — притом как с героями, так и со злодеями.
Плюс к тому, несколько вариаций игровых ковриков. С одной стороны, они совершено не требуются с точки зрения игрового процесса, с другой стороны, после «Кодекса» мне ковриков не хватало.
Вот как выглядит игра «просто на столе»:
Коврик бы украсил.
На четверых игроков.
И персональные, например:
Вопросов к качеству нет.
Карты хорошие, жетоны отличные, крутилки здоровья — вполне себе.
Есть только один момент, который мне не совсем по нраву — окончание игры наступает как-то вдруг. Ты скручиваешь последнее здоровье — и всё, партия кончилась победой.
Или злодей кладёт последний жетон прогресса злодейского плана — и всё, вы проиграли.
Хочется большей наглядности важности происходящего. Чтобы выполнение злодейского плана выражалось в чём-то настолько наглядном, как, к примеру, статуи богов из «Владык Эллады».
Вопрос в зал: есть у кого-то опыт или идеи КРУТЫХ счётчиков прогресса?
Внезапно в коробку включён органайзер, а не обычное картонное ничто.
Но по продуманности он так себе — два отсека под жетоны и крутилки практически не позволяют их рассортировать.
А для колод карт нет разделителей! Это, признаться, эпическая халтура. Хотя, зная FFG — эпический «маркетинговый» ход, чтобы продать нам с вами потом доп «с разделителями».
Поэтому раздел «Файлы» для этой игры на BGG заполнен всеми возможными вариантами разделителей. Я себе уже распечатал. Тут доступны файлы и для обычной печати, и для 3D-принтеров.
Ещё один интересный момент — контейнеры для жетонов.
Побывав на «Игроконе», я вживую посмотрел на продукцию Meeple House и оказался положительно впечатлён. Немедленно прикупил несколько контейнеров для жетонов, и два из них идеально подошли для хранения внутри органайзера. В их 4 отсека как раз поместились рассортированными все самые популярные жетоны.
И вы знаете — лайк!
Со временем, когда карт станет больше, помещаться внутри они перестанут, посмотрим, что удастся придумать.
Планирую теперь к этой продукции присмотреться повнимательнее, имхо потенциал у неё большой.
Уже заказал пяток для Outer Rim.