-AdRiver-
Ogro написал 10 минут назад к игре Dune (2019): # Да ладно, это всего одна ветка. Спонтанно получилось. Уже закончили.
Ogro написал 25 минут назад к игре Dune (2019): # Ну вот. Хватило всего двух кругов, что бы многообещающая дискуссия ска...
AngryFerret написал полчаса назад к статье «Седьмая цитадель». Дневники разработчиков, часть 2 и 3: # Этим литературный перевод и отличается от дословного... Не всегда возм...
Hilden написал полтора часа назад к игре Dune (2019): # Простите, что вмешиваюсь в ваш диспут, но как это все относиться к нас...
Voland_f написал полтора часа назад к игре Defenders of the Last Stand: # может пнп кому попадалось?))
Голосуем кошельком [17.09.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [16.09.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Экспрес...
Обзорная башня [15.09.2020]
В этом выпуске: рейтинг дополнений и Древних 2-й редакции «Ужаса Аркхэма», 1-я ч...
«Шерлок Холмс. Джек-потрошитель» уже на складе Crowd Games!
С сегодняшнего дня на нашем сайте вы можете оформить заказ на настольную игру «Ш...
«Длина волны». Предзаказ стартовал
Лучшая игра для вечеринок 2019 года!

Ksedih

Обзор игры «Артефактум»

24 декабря 2019

Информация

добавить
игры Артефактум
персоны Петр Вибе
компании Интаглиф
Дата: 24 декабря 2019
Оценка пользователей
9.1554
-

Буквально на днях вышла очередная игра от Петра Вибе и его студии «Интаглиф», продолжающая развивать тему самобытного мира Сигиллума, где призываемые древним манускриптом армии сражаются друг с другом за власть, знания и за всё, за что принято сражаться. В общем, сюжет не ах какой, но чем привлекает Сигиллум лично меня, так это своим мрачным готичным стилем, типа как в компьютерной Disciples. А также реализацией темы призыва существ посредством манускрипта; например, в сегодняшнем «Артефактуме» каждая карта — это страница манускрипта с призываемым существом. Вроде, и ничего такого, но действительно придумано здорово, ещё со времён первой игры в этой вселенной, «Бестиарий Сигиллума», где планшеты существ преподносились точно так же в виде листов манускрипта.

 

 

Узнаваемый арт и стилистика, механики на 95–100 % исключающие случайность — всё это является частью любой настолки от новосибирской компании. Собственно, пробовал все настолки «Интаглифа», так что с темой знаком не понаслышке и примерно знал, чего ждать. И хотя не являюсь большим любителем игр без случайности, активно поиграл в новинку на прошлой неделе и спешу поделиться впечатлениями. Вибе, пусть и переносит одну и ту же тему и персонажей из игры в игру, каждую старается сделать совершено непохожей на другую, даже в другом жанре, если так можно сказать. Вот и на этот раз получилось нечто новое.

 

Как было сказано в официальном анонсе, новая игра «Артефактум» является так называемым автобатлером, то есть в ней после некоторых манипуляций игроков всё происходит автоматически. Ну, как автоматически — сначала вы «программируете действия», а после этого наблюдаете, что из этого получилось, просто производя действия, «совершаемые» вашими карточками-существами. Однако обо всём по порядку.

 

 

Что в коробке?

 

Вся игра — это по сути набор карточек, делящихся на несколько категорий. Самая главная — это 60 карт существ (по 30 на игрока). Две колоды идентичны.

 

 

Карты артефактов, по 16 на лицо. Эти колоды также равноценны.

 

 

Остальное — это всякие вспомогательные карточки, типа счётчиков жизней существ, замков, опыта и серебра. Я, кстати, после пары партий подумал, что будет удобнее те же счётчики жизней существ заменить на жетоны — что и было проделано в нескольких играх (на фото даже где-то есть ниже в статье), — но по опыту оказалось, что это не так.

 

 

Как в это играть?

 

Те, кто знает, что такое компьютерные Underlords или Dota 2 Auto Chess, сразу поняли, в чём тут соль. Для тех же, кто не в теме трендов, поясняю на примере «Артефактума», что это за автобатлеры такие. У двух игроков есть запас жизней — в нашем случае это жизни крепостей, — по 8 единиц. Цель дуэлянтов из раунда в раунд откусывать у вражеской крепости хиты и в итоге свести их к нулю, чтобы победить. Делается это посредством сбора армий из существ, которые в начале раунда расставляются на поле боя игроками, после чего начинают колошматить друг друга атаками и спецспособностями.

 

Причём после того, как существа выставлены на поле, от действий игроков больше ничего не зависит. Воины действуют по известному алгоритму (например, милишники атакуют самого ближайшего противника, а ренжевики, наоборот, самого дальнего), так что чтобы победить, нужно хорошо понимать механику и с полным осознанием делать предбоевую расстановку на поле. Приходится учитывать последовательность действий, положение бойцов на поле, их умения и прочее.

 

 

Помимо прочего, для большей широты выбора и настройки своей армии, есть колода артефактов. Она действует интересным образом: каждое существо обладает классом и принадлежностью к фракции. Так вот, если у вас в отряде попадаются 2–3 существа совпадающих классов/фракций, вам открывается доступ к определённым артефактам (каким — зависит от классов, фракций), которые можно надевать на существ. Побрякушки эти помогают в сражении в частности и в войне в целом (например, отнимают у врага серебро или опыт).

 

Впечатления

 

Впечатления, как и от прочих игр «Интаглифа», положительные, хотя бы из-за того, что это уникальная фирма на российском рынке, умеющая в геймдизайн, при этом строго придерживающаяся своих установленных правил — никакого рандома, только сражения разумов. Вот и «Артефактум» в очередной раз доказывает, что могут быть шахматоподобные игры, в которых и сюжет какой-никакой будет, и подача особая, и уникальности завезут, ни на что не похожей.

 

Видимо, автор на волне популярности жанра автобатлеров в видеоиграх просто решил сделать что-то подобное на столе — и сделал. Получилось неплохо. Практически все основы от прародителей остались вшитыми, при этом удалось привести компьютерную математическую модель в удобоваримый для человеческого мозга вид, когда расчётов немного и действо происходит максимально быстро. А часть с выбором и покупкой существ осталась — та самая, которая интересная.

 

 

Я бы сказал, можно провести аналогию с HoMM, инкарнацию которых многие хотели бы увидеть на столе, но всем понятно, что из-за обилия расчётов и масштаба это невозможно на практике. Лучшая попытка (Runewars) была сделана уже давно и всё равно не дотягивает, и всё равно многим кажется громоздкой. В нашем же случае компьютерные аналоги ложатся на стол идеально. Пусть из них не всё полностью перекочевало в картонный аналог, но, может, это потому, что тогда бы получился тот самый HoMM-овский перегруз.

 

В «Артефактуме» в наличии фирменная интаглифовская просчитываемость — случайность здесь только в первоначальной раздаче карт, стартовой руки из пяти существ. Вся информация дальше будет открытой, и тот, кто лучше запоминает/считает/предвидит какие-то ходы, будет побеждать. Конечно, доля псевдо-случайности — благодаря которой интересно наблюдать «со стороны» за каждой битвой — в игре присутствует в виде длинной последовательности действий бойцов на поле боя, и проследить её от начала до конца не так-то просто, вследствие чего каждый будет ошибаться. Но именно тот, кто делает подобных ошибок меньше, и станет мастером.

 

 

Что показалось забавным, так это то, что первым игроком в каждом раунде является тот, у чьего замка больше жизней, то есть выигрывающий в общем зачёте. А это означает, что все действия по расстановке (существ и выдачи им артефактов) он совершает первым, то есть второй игрок всегда завершает расстановку на поле, вследствие чего может подстроиться под билд победителя. Сделано это для того, чтобы отстающий мог уравнять шансы. Прямолинейный, но действенный манёвр автора по приведению процесса уничтожения замка противника в равновесие и перетягивание каната. У нас, правда, несколько партий завершились полными разгромами, чуть ли не всухую. Но это было по неопытности, пока знакомились с существами и возможностями.

 

Из плюсов отмечу хорошую передачу бонусов фракций/классов существ, так же, как это делается в компьютерных версиях подобных игр. Вот вы берёте в отряд бойцов класса «ловкость», и если удастся набрать их 2–3, то получаете артефакт-два, которые, будучи выданными сражающимся, повышают шансы на победу на значительный процент.

 

 

На самом деле игра в принципе полностью состоит из сбора комб и анти-комб. Оппонент собирает «ловкачей», чтобы получить «Кирки» и «Арбалет»? Просто берите Либрорума — и команда будет страдать от одного только вашего существа. Берёт природных существ? Наймите Феррариуса. Вся информация открыта и игроки в каждый отдельный момент времени знают, что имеется в арсенале врага. В фазе выставления на поле боя уже можно корректировать, куда и кого поставить — в этом тоже мастерство: понимать, кого на какую позицию может выдвинуть враг, и попытаться это законтрить.

 

 

Именно в подготовке к сражению заключается вся суть «Артефактума». По сути, это менеджер отряда бойцов, наподобие футбольных, когда вы настраиваете свою команду, не забывая о сильных сторонах оппонента, вводя в состав армии именно тех, кто понадобятся конкретно в этой битве. А поочерёдное выставление существ на поле боя лишь подкрепляет эту позицию, давая пищу для размышления и просчитывания вариантов на протекание боя.

 

Из минусов могу отметить всего пару вещей: во-первых, как всегда, это шахматоподобность, противопоказанная всем, кто не переваривает расчёты и запоминание «какая пешка какую ладью в каком случае бьёт»; во-вторых, это некоторые виды артефактов, которые плохо коррелируют с общей динамикой игры, как то предметы, прибавляющие или убавляющие очки опыта. На каком-то этапе они становятся попросту бесполезными. Их логика понятна: подбирая некоторые сочетания существ в начале партии, вы можете вырваться по опыту вперёд или притопить противника. Но впоследствии, когда, например, опыт вам уже не нужен и не решает, артефакт становится бесполезным, болтающимся у вас в слотах. Может, мы недостаточно наиграли, но ощущение того, что есть несколько реально бесполезных карт, осталось.

 

 

Бонусом в «Артефактуме» есть соло-режим в виде кампании с разветвлённым сюжетом. Это, конечно, сильно сказано, однако приятная добавка в виде нескольких прописанных автором задачек радует — можно попроходить-потренироваться на мобах, так сказать. Но куда приятнее играть с равносильным противником, понимающим игру на одном уровне с вами. Вот тогда майнд-гейм при расстановке становится интересным. Как и во всех «шахматных» настолках, с оппонентом более низкого уровня придётся вести себя по-джентльменски, давая какую-то фору, ибо раскатать новичка проблемы для чуть более опытного игрока нет никакой. Слишком уж нужно хорошо осознавать потенциал разных существ и их комбинаций.

 

К слову, игра масштабируема по количеству игроков: имея 2 коробки, можно играть вчетвером, меняясь каждый раунд соперниками — придётся подстраивать свою армию уже не к одной, а к нескольким вражеским армиям.

 

Итог

 

Ещё одна, можно сказать, классическая игра от студии «Интаглиф», способная увлечь поклонников жанра безрандомной тактики. Хорошая задумка, реализация и оформление. Хотя с последним можно и поспорить — не всем нравится подобный мрачный стиль, но многих цепляет. А бонусом идут цена и небольшая удобная коробочка, чего у крупных фирм часто не допросишься.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Hoot написал полгода назад: #

Одно только слово "автобатлер" отвратило меня от игры, даже не стал вникать в суть. Но этот обзор заинтересовал в игре, спасибо

Kuroi написал полгода назад: # скрыть ответы

-> Я бы сказал, можно провести аналогию с HoMM

Каким образом? В чём Артефактум напомнил тебе HoMM?

Есть Titan. Титаны-герои таскают армии, бои разворачиваются на гексоганальных полях. Мир представлен условными сегментами, нет артов и магии.

Есть MageKnight. Герои движутся по карте, постепенно открывая её и сражаясь нейтралами, обрастают войсками, артами, спеллами. Нет тех самых боёв существ на выносной карте.

Rune Wars есть, но опять же сходна внешне местами, но механически...

Есть даже настольная HoMM, где нет исследования карты мира, а сама она скучна и однообразна, так как всё загнанно в однотипные минималистичные рамки.

Ksedih написал полгода назад: # скрыть ответы

Имел в виду, что вот HoMM фиг перенесёшь на стол в хорошем приближении. А автобатлер вполне укладывается в концепцию настольной игры.

Kuroi написал полгода назад: #

Ооо... Извини, совсем не так понял. Тут согласен, получается лишь урывками то часть, то другая, несущие те же ощущения по HoMM. А в отношении других игр свободно можно переносить из цифры в реал и обратно.

Lysyy написал полгода назад: # скрыть ответы

Вибе далеко не самый мой любимый геймдизайнер. Для меня он слишком зануден. Но, я его уважаю значительно больше чем всех остальных "отечественных производителей". Верность себе, своему стилю, фантастическое упрямство и работа с аудиторией впечатляют. Желаю успехов всей вселенной Сигиллума! И надеюсь, что всё таки будет хоть что-то, чутка амиретрешевое :-)

Ksedih написал полгода назад: #

Один в один впечатления от Инталифа. Игры не всегда по вкусу, но автор восхищает, и аудитория своя есть, которой заходит на 100% творчество.

Siar написал полгода назад: # скрыть ответы

Хорошая статья. Давно присматривался к играм этой студии - жаль, они не делают кооперативом; было бы любопытно увидеть что-то вроде краулера в их исполнении

Kuroi написал полгода назад: # скрыть ответы

Ммм... С таким оформлением получилось бы что-то вроде Dark Souls или Darkest Night. Присоединяюсь к ожиданию кооператива. :3

Siar написал полгода назад: # скрыть ответы

По оформлению да, а по геймплею бы что-то вроде микроГлума, кмк, учитывая любовь автора к просчитываемости

Kuroi написал полгода назад: #

Это было бы шикарно.

P.s. На случай, если Пётр это прочитает и идея ему понравится (или уже даже есть наработки), готов принять участие в тестировании.

Ksedih написал полгода назад: #

Мне кажется, увидим. Вибе пытается охватить все жанры Сигиллумом, походу.

Justik написал полгода назад: #

Вкусно написано, аж засвербило в одном месте с желанием приобрести игру. =))

Считаю, что игра прекрасно смотрелась и игралась бы на мобильных устройствах. Да и формат вполне себе подходит для онлайна. Благо автобатлеры сейчас в моде.