-AdRiver-
BiskviT написал 4 минуты назад к игре Hands in the Sea: # Спасибо за правила! Просто сам взял тоже английскую, но она ещё в пути...
tkis написал 4 минуты назад к игре Fallout. Настольная игра: # нужно будет таки сесть пару раз за третье издание, успешно прошёл мимо...
West написал 7 минут назад к игре Шарлатаны из Кведлинбурга: # И в базе практически отсутствует взаимодействие с тыквами. Там только ...
tkis написал 7 минут назад к игре Немезида: # идёт на спад с возрастом вместе с общим гормональным фоном организма :...
eatoreded написал 9 минут назад к игре Корни: # Правильно
Сова ищет новых работников на Лесной завод!
На «Бумстартере» идут сборы на игру по комиксу «Сова — эффективный менеджер».
Голосуем кошельком [20.02.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [19.02.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» подтв...
Обзорная башня [18.02.2020]
В этом выпуске: обзор сборника «Каркассон. Королевский подарок», обзор игры «Гем...
С миру по нитке [17.02.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки компаний ...

Ksedih

Обзор La Granja

28 января 2020

Информация

добавить
игры Ла-Гранха
Дата: 28 января 2020
Оценка пользователей
9.0378
-

Сегодня поговорим о La Granja, настолке, которая в моей жизни появилась в каком-то бородатом году, когда её привозили на один из настолкэмпов, и где с ней удалось ознакомиться лишь поверхностно. Но вот уже сегодня, благодаря массовой локалиции всего и вся, включая и новинки, и старинки, я смог вдосталь наиграться в это огородно-фермерское евро и понять, что в нём такого особенного. Только на новогодних выходных было отыграно под двадцать партий — и теперь есть чем поделиться.

 

Для начала стоит сразу определиться, что La Granja представляет собой классическое евро про набор очков. Причём даже тема классическая — фермерство. Однако, как и положено добротной настолке, у неё есть определённые особенности, выделяющие коробку на общем фоне. Другими словами, фишечки, ради которых игроки раскладывают на столе любимые коробки. Что же в сегодняшней такого интересного, мы и будем разбираться. Хотя вы, наверное, не раз слышали, что когда говорят про эту игру, сразу в качестве заманухи бросают фразу: «Да здесь каждую карту можно четырьмя способами разыгрывать!» В этом, в общем-то, её фишка, так что вся интрига раскрыта сразу. Но давайте всё же посмотрим на неё повнимательнее.

 

 

Что в коробке?

 

Планшеты игроков особой формы, чтобы под них можно было подкладывать в определённой позиции карточки + памятки на плотном картоне:

 

 

Игровое поле; классическое, со всякими общими зонами действий:

 

 

Кубы, обыкновенные такие деревянные шестигранники и куча деревянных маркеров четырёх цветов для игроков:

 

 

Гора жетонов для всего и вся, начиная с классических монеток и победных очков:

 

 

Ну, и самое важное в La Granja — толстая колода карт:

 

 

Как в это играть?

 

У каждого игрока на старте игры есть планшет-ферма и четыре случайные карты в руке из общей толстой колоды. Совершая ходы по очереди, соперничающие фермеры на протяжении ровно шести раундов постараются нафармить на своей ферме (А? А? Какова тавтология?) как можно больше очков различными способами.

 

Чтобы не объяснять в подробностях, как всё происходит, ограничусь описанием самого интересного элемента механики: карты в руке являются ключевым движущим игрока к победе фактором. Они разыгрываются четырьмя способами:

 

— Если выкладываем карту слева от нашего планшета, она становится полем. В этом случае в начале каждого раунда поле будут приносить урожай — оливки, зерно, виноград, — который можно впоследствии различными способами обменивать на очки.

 

Вот здесь вы видите карту, подложенную под планшет в качестве поля.

 

— Выкладываем справа от нашего планшета в качестве пристройки. В этом случае вы получаете некоторые бонусы: + к доходу монеток каждый ход, что просто приятно; расширение загончика для свиней, чтобы напихать их туда побольше; дополнительные возможности по отгрузке большего количества товаров на рынки, чтобы ускорить приток очков, ведь время партии строго ограничено; либо усиление добора карт из колоды, что позволяет находить наиболее полезные и выгодные варианты развития.

 

— Выкладываем снизу нашего планшета в качестве помощника. Вот это самое интересное, так как при найме помощника у игрока появляются особенности, отличия от остальных ферм и какая-то направленность развития. Например, вы можете нанять Извозчика, чтобы отгружать больше товаров и получать за это деньги, или Винодела, который позволит весь виноград превращать в нужные вам ресурсы. В общем, это такие возможности, которые добавляют приятного разнообразия в, казалось бы, стандартное евро с механикой «шило на мыло».

 

 

— Выкладываем сверху нашего планшета в качестве повозки заказчика. Заказчикам требуются поставки определённых товаров на рынок, доставив которые, игрок получит не только победные очки и новую торговую точку на площади города (она тоже приносит немного очков по ходу партии), но и бонусный ящик-джокер, позволяющий в любой момент своего хода обменять его на всякие необходимые полезности.

 

Собственно, разыгрывая карты на протяжении шести раундов, игроки стараются максимизировать прибыль. Доставить больше различных требующихся заказчикам товаров (получая с этого очки и ящики-джокеры), прикупить так называемых крыш для отстройки своей лачуги, что даёт дополнительные очки, доставить ресурсы и товары в производственные здания на общем игровом поле, что позволяет получить постоянные пассивные бонусы для своей фермы типа притока денежек и ресурсов.

 

Жетоны крыш, которыми фермеры раунд за раундом кроют свои домики, чтобы получить победные очки и всяческие бонусы.

 

Впечатления

 

С самого начала La Granja, конечно же, привлекает именно той самой особенностью, которая в неё и была заложена автором — возможностью выбора по розыгрышу карточек несколькими способами. Поначалу разбегаются глаза и хочется делать всё и сразу: насажать кучу оливок/винограда/пшена, нанять кучу полезнейших работников, взять парочку заказов и увеличить свой доход. Однако механика быстро ставит новоиспечённого фермера на место, жёстко ограничивая вас и давая ровно столько действий, сколько было заложено автором. Обойти это ограничение и будет вашей главной задачей — справиться с недостатком денег, ресурсов и осликов для доставки своей продукции на рынки. Причём делать это можно различными способами и, даже можно сказать, стратегиями, которых всего-то раз-два, но они есть и на фоне других различных возможностей игры смотрятся приятно.

 

Так мы играем вдвоём-втроём, ограничивая недоступные клетки маркерами лишнего цвета.

 

Самое интересное, что развиваться можно действительно по-разному. Удавалось как сыграть полностью «в фермера», засадив всё и вся полями и реализуя это, огромными потоками сгружая на рынки, так и вообще почти без полей, чисто на денежках выехать, подторговывая свиньями и наняв парочку правильных работников. Кстати, о последних. Здесь можно играть даже без них, то есть не нанимать вообще, так как они порой кажутся какими-то бесполезными (это варьируется от карты к карте, конечно, но всё же). Причём понимание, что работники «не очень», приходит на среднем уровне игры — поначалу все кажутся крутыми. А вот уже на более высоком осознаёшь, какие карты в качестве персонала фермы тебе нужны, чтобы выжать из них максимум очков, и даже самые бесполезные на первый взгляд, в каком-то случае выигрывают тебе 3–5 очков, что в La Granja очень немало при среднем победном счёте в 70 ПО.

 

 

В целом же, первое впечатление, которое складывается у многих (по крайней мере, в моём окружении) — что, мол, вот я сейчас найму этих крутых работников и дело пойдёт, — оно не совсем верное. Игра не про способности и абилки, а чисто экономическая, в классическом понимании евро. Прежде всего здесь нужно настраивать движок, пусть он и специфический в виде «создать товар — доставить товар», и отлаживать максимально эффективный баланс поставки-расходов, так как иначе какая-то из частей этого движка будет работать вхолостую. Здорово, что в игре для этого масса вариантов, не в последнюю очередь к выбору которых подталкивают — а порой даже открывают новые — работники. Сразу же вспоминается тот же виноградарь, благодаря которому можно просто высаживать только лишь виноград и вскорости забыть о проблемах с ресурсами, так как у вас за счёт этого персонажа появится всё, что потребуется.

 

Что ещё хочется отметить, так это настрой, задаваемый настолкой: игроки занимаются фермерством, по сути, в жёстко ограниченных автором условиях. Однако, несмотря на заданные условия, вы не чувствуете себя ущемлённым и ограниченным в выборах, творить допустимо что угодно, причём всё может привести к победе. Другими словами, La Granja — это не кризисная игра, где всё время чего-то недостаёт и присутствует чувство безысходности, что вот-вот сейчас что-то рухнет. Нет, здесь гораздо более здоровый дух классического евро.

 

 

Несмотря на то, что по сути настолка является поинт-салатом, в ней есть явно прослеживающаяся доминирующая тема — доставка товаров, — и весь салат заключается в способах и пунктах назначения для товара с вашей фермы. Всё, на чём придётся концентрироваться игрокам— это как вырастить побольше хрюшек и оливок, чтобы потом пустить их на мясо и еду, которую затем доставить к столу деревенских жителей, запрягая в телеги побольше ослов.

 

Честно говоря, окидывая взглядом геймплей La Granja издалека, отдельные его элементы кажутся обыденными и в сумме непонятно как способными увязываться в какую-то интересную концепцию, вернее, интереснее, чем в любом другом евро. Однако, играя партию за партией, могу с уверенностью сказать, почему и чем настолка привлекает: в ней всё очень плотно подогнано. Вот у нас крутая тема с разыгрыванием карт четырьмя разными способами. Прикольно? Очень, но это ж должно приедаться через какое-то время? Да, однако комбинаций достаточно много, чтобы не удалось даже относительно быстро испытать их все. А вот у нас тема с осликами-доставщиками, которых нужно учитывать и брать соответственное количество заказов. Круто, нужно просчитывать наперёд? Да, но не слишком ли ограничено и заскриптовано, начинаешь задаваться вопросом через некоторое время. Нет, оказывается, что можно не только заставить свою ферму доставлять гораздо больше товаров через постройки, так ещё в комбинации с некоторыми помощниками можно столько навозить товаров, что поначалу кажется нереальным.

 

 

А как же быть с некоторой прямолинейностью, заставляющей играть вот так, а не эдак (сказывается некоторый кризис, заложенный автором)? Через какое-то время я обнаружил, что можно и по-другому действовать, не столь очевидно, и если правильно разыграться, гораздо более эффективно. В общем, нюансы, из которых состоит настолка, можно долго перебирать, и по отдельности они складываются в некую абстрактную стандартную евро-коробку, а вот в целом получается, что La Granja самобытна и её хочется раскладывать на столе раз за разом. Знаете, я бы её сравнил с «Замками Бургундии» (чисто по ощущениям, прошу учесть!), где у вас есть некие общие механики и модель математическая с вкраплением кубов, с которой вы плотно работаете, стараясь заставить крутиться так, как вам надо, несмотря на ограничения. Ощущение контроля приятное очень.

 

Ах, да, про кубы-то и не упомянул. Здесь же ещё и кубы авторы замешали неплохо. Вся евровость игры разбавлена случайными бросками, увязанными, понятное дело, в разумных пределах и позволяющими действовать в каждом отдельном моменте партии как-то по-другому, балансируя свои доходы/расходы, при этом при достаточном количестве двоечек на кубах (очень уж полезная здесь цифра) прокручивать интересные комбинации. В целом кубики как-то очень уж сильно не влияют на игру, но весёлости в ощущения добавляют, тем более, что многие персонажи-помощники увязаны на эти броски и позволяют гораздо эффективнее их использовать в отличие от соперников.

 

 

Итог

 

И в целом, что у нас получилось? Куча всяческих микро-механик, плотно увязанных одна за другую, создавая полноценную картину маслом. Классическое евро, с настоящей изюминкой, которая заключается непонятно в чём, так как она размазана по всему геймплею в игре, но определяется и сводится большинством игроков к «возможности разыгрывать карты четырьмя способами». Пожалуй, именно она самая заметная, но я бы ещё отметил механику доставки товаров. Казалось бы, какая банальщина, перебрасывать кубики с одного планшета на другие. Однако то, что доставок строго ограниченное количество, и имеются различные возможности оперировать этим числом (и вариантами их получения), очень сильно влияет на ваши выборы и просчёты во всех остальных аспектах игры. Игрок не только старается собрать побольше урожая, но и правильно его реализовать, чтобы лишнее не попортилось. Это интересно.

 

Из плюсов ещё отмечу время партии; то, которое указано на коробке, явно завышено. При знакомстве с игрой вы ещё можете потратить столько, но впоследствии будете раскладывать её гораздо быстрее. Сюда же запишу качество карт (если это кому-то важно) — очень мощный лён у меня в русской локализации; как было в зарубежной, уже не помню. Минус, пожалуй, лишь один — те, кому хотелось разнообразия стратегий за счёт умений персонала фермы, могут разочароваться; в La Granja нет каких-то имба-персонажей, меняющих геймплей, есть лишь «направляющие» умения, ведущие к чуть иным путям выращивания/продажи продукции, оставляя общее течение партии нетронутым. Я бы даже выразился так — с высоты наигранного умения: часто настолько тонкие и специфические, что начинают пониматься и эффективно использоваться только на уровне опытных игроков, когда отставание в 5 очков (из 70-ти) — это уже разгром.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Appolonof написал 11 дней назад: #

Огромное спасибо за такой обзор.

catch_22 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Спасибо Алексею за обзор, я как-то не ожидал, что после провала сборов на "Ферму" толковые обзорщики решаться рискнуть своим реноме.

Кроме карт, хотел бы еще отметить второго "кита", на котором стоит игра: возможность покупки/продажи практически в любой момент. Это, наверно, и дает "фельдовские" впечатления: возможность "подкручивания" результата за счет ресурсов, и чем больше ресурсов, тем больше вероятность сделать то, что задумал.

Поначалу раздражали фазы, крыши и выполнение всех доставок сразу. Потом как-то даже проникся, потому что такая компоновка не дает размазаться по времени, сбросить избыток ресурсов и не перегружаться миркоменеджментом.

Игра подразумевает баланс между своим планшетом и взаимодействием на рынке и кубиках, но, как отмечал Алексей, отклоняться в специализацию (в разумных пределах) здесь не фатально. Поэтому можно играть в мозговой штурм, а можно без напряжения поиграть в эксперименты, и закончить вполне довольным собой и без головной боли. Приятное оформление, невычурная тема (ну, кроме забоя свиней) - не стыдно сыграть с домашними.

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

По поводу второго "кита" и правда всё так и есть. Видимо, именно ощущение "вседозволенности" приукрашивает геймплей, вариантов подкрутки и прокручивания всего и вся много.

Отклоняться в специализацию здесь вообще порой очень даже выгодно, очень уж интересные комбинации иногда получаются. У меня были партии когда не были НИ ОДНОГО поля. И были, когда было по 6 полей. Были без пристроек и были с 6(!) пристройками. И да, как вы и сказали, партия всегда заканчивается без головной боли и с достойным количеством ПО - делал, что задумал и смог достойно выступить. Именно подобные ощущения дарятся игрой.

з.ы. Вчера чуть-чуть не дотянул до своего рекорда - 76 очков, рекорд 78. У кого сколько, кстати? Просто интересно, слышал, что кто-то за 80 переваливал.

catch_22 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

58, и еще специально недополучил 5-7 ПО из-за мини-игры "Выиграй с наименьшим отрывом и постарайся не спалиться, иначе домашние с тобой потом не сядут"))) Помню, в тот раз пришли удачные рабочие на свиней и вино, а потом соответсвующие тележки. Если отыграем второй десяток партий, можно будет играть пооптимальней - скилл растет, фазы пролетают.

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Самое прикольное, что в процессе роста скилла ещё и играть удаётся адекватно, получая удовольствие от процесса. В смысле, это не одна из тех игр, где нужно научиться перед тем, как начать соревноваться.

catch_22 написал полмесяца назад: #

Соглашусь. Несмотря на определенный порог вхождения со всеми этими фазами, сиестами и временем сработки персонажей, сам процесс "производства и потребления" интуитивен и даже атмосферен. Можно сделать что-то не оптимально, но сложно зайти в абсолютный тупик и фрустрацию, постоянно появляются интересные варианты. Даже пойнт-салат работает на поддержку положительного настроя. И при всем этом, при разном уровне игроков взаимодействие остается, пусть и не такое напряженное - например, Кингсбург в этом плане заметно более требователен.

Rioha написала полмесяца назад: # скрыть ответы

наш доманий рекорд 79 пока что.Тоже думаем, как за 80 перебраться))

Ksedih написал полмесяца назад: #

Ух, на 1 очко недостижимо впереди вы пока. Будем стараться преодолеть границу 80-ти.

Ksedih написал полмесяца назад: #

Бум! 84 очка только сейчас набрал в дуэли. Кстати, да, важно ещё сколько игроков участвуют, так как от этого зависит сколько очков вы соберёте с общего поля за открытие зданий и первенство в их заполнении ресурсами. В сегодняшней партии мне удалось чуть ли не во всех оказаться первым.

С карт помощников собрал в сумме: 10 монет, 3 очка и 3 доставки дополнительные. Заполнил все 6 общих зданий + 5 тележек. В целом, дуэльно показалось проще набирать много ПО.

shy_ric написал полмесяца назад: # скрыть ответы

89 рекорд, я проигрывал с 80 очками )
Средний счет для победы 80,6 по статистике

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ого-го! А где статистику вы смотрели?

shy_ric написал полмесяца назад: #

BG stats

DIWolf написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Думается, что провалы в сборах и продажах как раз повышают потребность в решительных обзоршиках, "не боящихся рискнуть своим реноме".

perec написал полмесяца назад: # скрыть ответы

> провалы в сборах и продажах

Через "и" тут необоснованно писать - например, собирать предзаказы на очередное издание Каркассона никому в голову не придет, но и делать вывод о плохих продажах было бы очень глупо.

(Безотносительно игры, о которой статья.)

DIWolf написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ставя "и" я имел в виду, что и первая перечисленная причина и вторая по отдельности, и обе вместе требуют улучшения рекламы игры (безотносительно игры, о которой статья). Так что, «и» тут вполне уместно. Не думал, что союз «и» будет понят так, что из первого перечисленного следует второе.

Если же рассматривать игры, через стадию предзаказа поступившие в продажу, то предзаказ уже является первым этапом продаж. И логично предположить, сравнивая разные игры, что чем меньше игр ушло с предзаказа, тем с меньшей скоростью (а может и просто меньше) уйдет и с розницы, если, например, не улучшить рекламу. А насколько это плохо или не плохо, как я понимаю, зависит ещё и от размера тиража.

perec написал полмесяца назад: #

> И логично предположить, сравнивая разные игры, что чем меньше игр ушло с предзаказа, тем с меньшей скоростью (а может и просто меньше) уйдет и с розницы

Не логично. Я вам уже привел контрпример.

Diamond76 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

А в чем риск сделать обзор на игру? Хоть провальную, хоть успешную?

catch_22 написал полмесяца назад: #

>>А в чем риск сделать обзор на игру? Хоть провальную, хоть успешную

Например, риск остаться без следующего заказа и/или потерять подписчиков: "ааапять бездушнае евру фпаривает". И если даже автор не зависит от этого источника доходов, есть шанс быть закиданным соответствующими субстанциями за недостаточный <повод_нейм> так, что желание выкладывать результаты разборов отобьется надолго)

kikimura написал полмесяца назад: # скрыть ответы
добавление комментария

Нудная игра с дутыми рейтингами

igelkott написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну вот дутыми рейтингами тут и не пахнет. До моего личного мнения рейтинг даже не дотягивает.

А вы знаете, что у вас треть оцененных игр оценены десяткой? Ну это так, к слову о всякой рейтинговой дутости.

Diamond76 написал полмесяца назад: #

Да, видимо, не дотягивает Ла Гранха до уровня Индиго, что поделаешь...

igelkott написал полмесяца назад: #

А, вспомнил, теперь ведь надо делать так:
«Игра слишком хороша, чтобы это обсуждать».

pique написал полмесяца назад: # скрыть ответы

мне и моим близким понравилась. плюсы - время партии, приятное оформление, огроооомное количество всяких комбушек! а что ещё надо от среднего крепкого НЕ ПЕРЕГРУЖЕННОГО евро... и с балансом там все в порядке. короче в 2019 одна из самых играемых евриков была у нас

Ksedih написал полмесяца назад: #

Йеп. Если хотите комбушек, кстати, и похожего по сути, то дорога вам в "Отель "Австрия", там этого добра ещё больше. Ла-Гранха всё же более семейная (в хорошем смысле) игра.

Sfbt написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Поддерживаю автора в гранхе и замках
Правда очень похоже по ощущениям, но замки немного проще по геймплею, что не делает их хуже
2 игры, которые заслуживают место в топе.

Ksedih написал полмесяца назад: #

Замки, я бы сказал, не проще, в них просто поменьше намешано механически разнообразных вариантов (хотя да, в этом-то смысле и проще).