![]() |
Что нас ждёт в 2021 году? |
Своеобразный небольшой дайджест (далеко не полный) грядущих кампаний и анонсов 2... | |
![]() |
Голосуем кошельком [21.01.2021] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
Обзорная башня [19.01.2021] |
В этом выпуске: руководство по Eclipse, как вести себя в окружении Древних, стат... | |
![]() |
Открыт предзаказ на «Тауантинсуйу. Империя инков» |
Сегодня на сайте Crowd Games открывается предзаказ на «Тауантинсуйу. Империя инк... | |
![]() |
С миру по нитке [18.01.2021] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Ужас А... |
Сегодня поговорим о La Granja, настолке, которая в моей жизни появилась в каком-то бородатом году, когда её привозили на один из настолкэмпов, и где с ней удалось ознакомиться лишь поверхностно. Но вот уже сегодня, благодаря массовой локалиции всего и вся, включая и новинки, и старинки, я смог вдосталь наиграться в это огородно-фермерское евро и понять, что в нём такого особенного. Только на новогодних выходных было отыграно под двадцать партий — и теперь есть чем поделиться.
Для начала стоит сразу определиться, что La Granja представляет собой классическое евро про набор очков. Причём даже тема классическая — фермерство. Однако, как и положено добротной настолке, у неё есть определённые особенности, выделяющие коробку на общем фоне. Другими словами, фишечки, ради которых игроки раскладывают на столе любимые коробки. Что же в сегодняшней такого интересного, мы и будем разбираться. Хотя вы, наверное, не раз слышали, что когда говорят про эту игру, сразу в качестве заманухи бросают фразу: «Да здесь каждую карту можно четырьмя способами разыгрывать!» В этом, в общем-то, её фишка, так что вся интрига раскрыта сразу. Но давайте всё же посмотрим на неё повнимательнее.
Планшеты игроков особой формы, чтобы под них можно было подкладывать в определённой позиции карточки + памятки на плотном картоне:
Игровое поле; классическое, со всякими общими зонами действий:
Кубы, обыкновенные такие деревянные шестигранники и куча деревянных маркеров четырёх цветов для игроков:
Гора жетонов для всего и вся, начиная с классических монеток и победных очков:
Ну, и самое важное в La Granja — толстая колода карт:
У каждого игрока на старте игры есть планшет-ферма и четыре случайные карты в руке из общей толстой колоды. Совершая ходы по очереди, соперничающие фермеры на протяжении ровно шести раундов постараются нафармить на своей ферме (А? А? Какова тавтология?) как можно больше очков различными способами.
Чтобы не объяснять в подробностях, как всё происходит, ограничусь описанием самого интересного элемента механики: карты в руке являются ключевым движущим игрока к победе фактором. Они разыгрываются четырьмя способами:
— Если выкладываем карту слева от нашего планшета, она становится полем. В этом случае в начале каждого раунда поле будут приносить урожай — оливки, зерно, виноград, — который можно впоследствии различными способами обменивать на очки.
Вот здесь вы видите карту, подложенную под планшет в качестве поля.
— Выкладываем справа от нашего планшета в качестве пристройки. В этом случае вы получаете некоторые бонусы: + к доходу монеток каждый ход, что просто приятно; расширение загончика для свиней, чтобы напихать их туда побольше; дополнительные возможности по отгрузке большего количества товаров на рынки, чтобы ускорить приток очков, ведь время партии строго ограничено; либо усиление добора карт из колоды, что позволяет находить наиболее полезные и выгодные варианты развития.
— Выкладываем снизу нашего планшета в качестве помощника. Вот это самое интересное, так как при найме помощника у игрока появляются особенности, отличия от остальных ферм и какая-то направленность развития. Например, вы можете нанять Извозчика, чтобы отгружать больше товаров и получать за это деньги, или Винодела, который позволит весь виноград превращать в нужные вам ресурсы. В общем, это такие возможности, которые добавляют приятного разнообразия в, казалось бы, стандартное евро с механикой «шило на мыло».
— Выкладываем сверху нашего планшета в качестве повозки заказчика. Заказчикам требуются поставки определённых товаров на рынок, доставив которые, игрок получит не только победные очки и новую торговую точку на площади города (она тоже приносит немного очков по ходу партии), но и бонусный ящик-джокер, позволяющий в любой момент своего хода обменять его на всякие необходимые полезности.
Собственно, разыгрывая карты на протяжении шести раундов, игроки стараются максимизировать прибыль. Доставить больше различных требующихся заказчикам товаров (получая с этого очки и ящики-джокеры), прикупить так называемых крыш для отстройки своей лачуги, что даёт дополнительные очки, доставить ресурсы и товары в производственные здания на общем игровом поле, что позволяет получить постоянные пассивные бонусы для своей фермы типа притока денежек и ресурсов.
Жетоны крыш, которыми фермеры раунд за раундом кроют свои домики, чтобы получить победные очки и всяческие бонусы.
С самого начала La Granja, конечно же, привлекает именно той самой особенностью, которая в неё и была заложена автором — возможностью выбора по розыгрышу карточек несколькими способами. Поначалу разбегаются глаза и хочется делать всё и сразу: насажать кучу оливок/винограда/пшена, нанять кучу полезнейших работников, взять парочку заказов и увеличить свой доход. Однако механика быстро ставит новоиспечённого фермера на место, жёстко ограничивая вас и давая ровно столько действий, сколько было заложено автором. Обойти это ограничение и будет вашей главной задачей — справиться с недостатком денег, ресурсов и осликов для доставки своей продукции на рынки. Причём делать это можно различными способами и, даже можно сказать, стратегиями, которых всего-то раз-два, но они есть и на фоне других различных возможностей игры смотрятся приятно.
Так мы играем вдвоём-втроём, ограничивая недоступные клетки маркерами лишнего цвета.
Самое интересное, что развиваться можно действительно по-разному. Удавалось как сыграть полностью «в фермера», засадив всё и вся полями и реализуя это, огромными потоками сгружая на рынки, так и вообще почти без полей, чисто на денежках выехать, подторговывая свиньями и наняв парочку правильных работников. Кстати, о последних. Здесь можно играть даже без них, то есть не нанимать вообще, так как они порой кажутся какими-то бесполезными (это варьируется от карты к карте, конечно, но всё же). Причём понимание, что работники «не очень», приходит на среднем уровне игры — поначалу все кажутся крутыми. А вот уже на более высоком осознаёшь, какие карты в качестве персонала фермы тебе нужны, чтобы выжать из них максимум очков, и даже самые бесполезные на первый взгляд, в каком-то случае выигрывают тебе 3–5 очков, что в La Granja очень немало при среднем победном счёте в 70 ПО.
В целом же, первое впечатление, которое складывается у многих (по крайней мере, в моём окружении) — что, мол, вот я сейчас найму этих крутых работников и дело пойдёт, — оно не совсем верное. Игра не про способности и абилки, а чисто экономическая, в классическом понимании евро. Прежде всего здесь нужно настраивать движок, пусть он и специфический в виде «создать товар — доставить товар», и отлаживать максимально эффективный баланс поставки-расходов, так как иначе какая-то из частей этого движка будет работать вхолостую. Здорово, что в игре для этого масса вариантов, не в последнюю очередь к выбору которых подталкивают — а порой даже открывают новые — работники. Сразу же вспоминается тот же виноградарь, благодаря которому можно просто высаживать только лишь виноград и вскорости забыть о проблемах с ресурсами, так как у вас за счёт этого персонажа появится всё, что потребуется.
Что ещё хочется отметить, так это настрой, задаваемый настолкой: игроки занимаются фермерством, по сути, в жёстко ограниченных автором условиях. Однако, несмотря на заданные условия, вы не чувствуете себя ущемлённым и ограниченным в выборах, творить допустимо что угодно, причём всё может привести к победе. Другими словами, La Granja — это не кризисная игра, где всё время чего-то недостаёт и присутствует чувство безысходности, что вот-вот сейчас что-то рухнет. Нет, здесь гораздо более здоровый дух классического евро.
Несмотря на то, что по сути настолка является поинт-салатом, в ней есть явно прослеживающаяся доминирующая тема — доставка товаров, — и весь салат заключается в способах и пунктах назначения для товара с вашей фермы. Всё, на чём придётся концентрироваться игрокам— это как вырастить побольше хрюшек и оливок, чтобы потом пустить их на мясо и еду, которую затем доставить к столу деревенских жителей, запрягая в телеги побольше ослов.
Честно говоря, окидывая взглядом геймплей La Granja издалека, отдельные его элементы кажутся обыденными и в сумме непонятно как способными увязываться в какую-то интересную концепцию, вернее, интереснее, чем в любом другом евро. Однако, играя партию за партией, могу с уверенностью сказать, почему и чем настолка привлекает: в ней всё очень плотно подогнано. Вот у нас крутая тема с разыгрыванием карт четырьмя разными способами. Прикольно? Очень, но это ж должно приедаться через какое-то время? Да, однако комбинаций достаточно много, чтобы не удалось даже относительно быстро испытать их все. А вот у нас тема с осликами-доставщиками, которых нужно учитывать и брать соответственное количество заказов. Круто, нужно просчитывать наперёд? Да, но не слишком ли ограничено и заскриптовано, начинаешь задаваться вопросом через некоторое время. Нет, оказывается, что можно не только заставить свою ферму доставлять гораздо больше товаров через постройки, так ещё в комбинации с некоторыми помощниками можно столько навозить товаров, что поначалу кажется нереальным.
А как же быть с некоторой прямолинейностью, заставляющей играть вот так, а не эдак (сказывается некоторый кризис, заложенный автором)? Через какое-то время я обнаружил, что можно и по-другому действовать, не столь очевидно, и если правильно разыграться, гораздо более эффективно. В общем, нюансы, из которых состоит настолка, можно долго перебирать, и по отдельности они складываются в некую абстрактную стандартную евро-коробку, а вот в целом получается, что La Granja самобытна и её хочется раскладывать на столе раз за разом. Знаете, я бы её сравнил с «Замками Бургундии» (чисто по ощущениям, прошу учесть!), где у вас есть некие общие механики и модель математическая с вкраплением кубов, с которой вы плотно работаете, стараясь заставить крутиться так, как вам надо, несмотря на ограничения. Ощущение контроля приятное очень.
Ах, да, про кубы-то и не упомянул. Здесь же ещё и кубы авторы замешали неплохо. Вся евровость игры разбавлена случайными бросками, увязанными, понятное дело, в разумных пределах и позволяющими действовать в каждом отдельном моменте партии как-то по-другому, балансируя свои доходы/расходы, при этом при достаточном количестве двоечек на кубах (очень уж полезная здесь цифра) прокручивать интересные комбинации. В целом кубики как-то очень уж сильно не влияют на игру, но весёлости в ощущения добавляют, тем более, что многие персонажи-помощники увязаны на эти броски и позволяют гораздо эффективнее их использовать в отличие от соперников.
И в целом, что у нас получилось? Куча всяческих микро-механик, плотно увязанных одна за другую, создавая полноценную картину маслом. Классическое евро, с настоящей изюминкой, которая заключается непонятно в чём, так как она размазана по всему геймплею в игре, но определяется и сводится большинством игроков к «возможности разыгрывать карты четырьмя способами». Пожалуй, именно она самая заметная, но я бы ещё отметил механику доставки товаров. Казалось бы, какая банальщина, перебрасывать кубики с одного планшета на другие. Однако то, что доставок строго ограниченное количество, и имеются различные возможности оперировать этим числом (и вариантами их получения), очень сильно влияет на ваши выборы и просчёты во всех остальных аспектах игры. Игрок не только старается собрать побольше урожая, но и правильно его реализовать, чтобы лишнее не попортилось. Это интересно.
Из плюсов ещё отмечу время партии; то, которое указано на коробке, явно завышено. При знакомстве с игрой вы ещё можете потратить столько, но впоследствии будете раскладывать её гораздо быстрее. Сюда же запишу качество карт (если это кому-то важно) — очень мощный лён у меня в русской локализации; как было в зарубежной, уже не помню. Минус, пожалуй, лишь один — те, кому хотелось разнообразия стратегий за счёт умений персонала фермы, могут разочароваться; в La Granja нет каких-то имба-персонажей, меняющих геймплей, есть лишь «направляющие» умения, ведущие к чуть иным путям выращивания/продажи продукции, оставляя общее течение партии нетронутым. Я бы даже выразился так — с высоты наигранного умения: часто настолько тонкие и специфические, что начинают пониматься и эффективно использоваться только на уровне опытных игроков, когда отставание в 5 очков (из 70-ти) — это уже разгром.