![]() |
С миру по нитке [23.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
![]() |
Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells |
Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
![]() |
Идут сборы на игру Interstellar Adventures |
Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
![]() |
Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum |
Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
![]() |
Идут сборы на Druid Path |
Карточная соло игра про приручение зверей-Бистборгов и борьбу с темными друидами... |
игры |
All Bridges Burning: Red Revolt and White Guard in Finland, 1917-1918
|
компании |
GMT Games
|
Дата: | 19 октября 2021 |
![]() |
9.3050 |
![]() |
- |
All Bridges Burning — уже десятый по счёту «том» в COIN-серии и довольно экспериментальный по своей натуре. Попробую рассказать об основных особенностях и своих впечатлениях после нескольких партий. Кстати, обнаружил, что на русском по этой игре вообще нет никаких отзывов.
С одной стороны, описываемый игрой конфликт можно смело относить к малоизвестным, но с другой — гражданская война между белыми и красными в 1918-м понятна русским практически «без перевода».
Итак, игра повествует о гражданской войне в Финляндии 1918 года, но довольно необычным образом отклоняется от её традицинной датировки (война длилась недолго, всего лишь зиму-весну 1918-го). На коробке написано 1917–1918, и это неспроста — игра поделена на две фазы (без особых изысков они здесь так и называются, «Фаза 1» и «Фаза 2»).
Первая фаза — условно мирная и изображает путь к войне, в это время стороны лишь готовятся к предстоящим сражениям. Игромеханически это выражается в том, что запрещены действия движения и атаки (но разрешён, например, террор, с помощью которого можно уничтожать вражеские элементы). Затем происходит восстание красных — и начинается вторая фаза.
О сторонах: традиционно война представлялась двухсторонне, как битва красных и белых, но в All Bridges Burning действуют три стороны: красные, белые и умеренные (синие). Красные и белые при этом с игровой точки зрения очень похожи, хотя и имеют разные цели, а умеренные являются фракцией без каких-либо насильственных действий. Три стороны создают интересную динамику и ощутимо добавляют кризисности. Кроме трёх игровых сторон, есть ещё две неигровые: Россия и Германия. Они представлены исключительно в виде «кубиков» своих регулярных войск и неплохо воюют, особенно в сравнении с «ячейками» белых и красных, но ведут себя по-разному. Российские войска действуют только, когда их словно за ручку водят красные, — сами по себе они не двигаются и не атакуют. Немецкие же интервенты действуют противоположно: они самостоятельно высаживаются, двигаются и нападают, преследуя ближайших красных. Белые, однако, могут специальным действием взять немцев под контроль на одну фазу.
В целом механика соответствует COIN-традициям — поле поделено на области, для каждой определён контроль и поддержка той или иной стороны. Умеренные сами не контролируют ничего, и для них удобны области, которые как раз никто не контролирует. Ячейки активируются, базы строятся, команды и события (из колоды карт) выполняются. Из отличий: структура хода видоизменена по сравнению с обычными COIN и поднастроена на три фракции. Порядок хода определяется не картой, а тем, в каком порядке выполнялись действия в предыдущем ходе, что добавляет глубины процессу планирования. Кроме того, всегда что-то могут сделать все три фракции (кроме тех, кро пропускают ход за предыдущее полное действие). У умеренных много своих уникальных механик: они собирают новости о терроре, ведут чисто политическую борьбу, и их главные цели — накопление ресурсов и снижение поляризации. Действия белых и красных в целом более «обычные».
Из интересного: полевые сражения тяжелы и требут вливаний массы ресурсов. Дело в том, что по-настоящему боеспособны только русские и немецкие войска, а ячейки красных и белых без серьёзной поддержки практически неспособны к результативному сражению. Поддержка эта заключается в разнообразных маркерах, которые обозначают егерей (элиту белофиннов), бронепоезда, русских офицеров и артиллерию. Для более-менее серьёзного сражения каждая фракция пытается скопить побольше этих маркеров и ресурсов (которыми тоже можно усиливать свои атаки). Есть возможность лихо атаковать на бронепоездах, поэтому на карте нарисованы железнодорожные пути (которые можно саботировать).
Интересно и отношение фракций к ресурсам: белым и красным их постоянно не хватает, а умеренные генерируют их намного легче и копят.
Цели у всех фракций довольно замысловаты: есть основная цель, например контролировать 4 единицы населения у белых, и дополнительный ограничитель — не превысить определённый уровень вассалитета перед Германией и поляризации. Таким образом, все должны следить не за одним, а за двумя условиями, и возможно поражение вообще всех сторон — это значит, что победили Германия и СССР, а независимой Финляндии не сложилось.
Поле очень красивое: зимняя Финляндия, узнаваемые города, названия на финском (и шведском) для полного погружения в местный колорит. Традиционно для COIN игровые элементы и фишки просты и понятны. На карточках — исторические фото, и некоторые места хорошо знакомы, например пересечение Садовой и Невского.
Написаны очень тяжело, на мой взгляд, — хуже среднего COIN. Некоторые концепции описаны очень плохо и подразумевают знакомство с COIN-серией. Пример: нигде нет формулы для вычисления Total Opposition, а это для красных вообще-то цель игры. Сама игра при этом намного проще правил и играется проще, чем может показаться из книжки. Без примера партии из Playbook начинающему разобраться в ней практически нереально, но и после разбора этой партии вопросы точно останутся.
Из плюсов можно отметить интересные исторические справки и неплохой пример игры.
Не понравился гид по произношению финских названий — он сделан под англоязычных читателей, но при этом лишь отдалённо напоминает реальность. При этом, по иронии судьбы, финское призношение совсем не сложно для русских — если когда-нибудь российские издатели доберутся до этой игры, то, надеюсь, переделают этот гид.
Ещё из минусов я бы отметил отсутствие альтернативных сценариев. Например, напрашивается какой-нибудь сокращённый, например «1918 год», или какие-то изменения под двух игроков.
В коробке есть боты для всех фракций, таким образом, можно играть одному против двух ботов или вдвоём с одним ботом. Выбор фракций при этом свободный, в смысле — возможны любые комбинации игровых и неигровых фракций. Боты отличаются от живых игроков, у них свои правила, и фактически с ними игра становится немного другой. Если кратко: бот управляется свой колодой карт, и каждый ход определён иструкциями на карте, и эти инструкции превалируют над базовыми правилами игры «для людей». Боты довольно сильные, но количество карт весьма ограничено, через какое-то время они запоминаются вообще все.
Игра очень насыщена событиями, и каждой стороне нужно всё время следить за действиями остальных двух и вовремя достигать своих целей и мешать достижению целей противников, что можно делать ещё и разными способами. Особенно коварны умеренные: если их на время оставить в покое, они могут собрать машину по производству ресурсов и победить. В целом игра оставляет очень приятные впечатления: игровой процесс погружает в историю и заставляет принимать сложные решения, а система COIN отточена своей долгой историей практически до совершенства, да и традиционно высокое качество компонентов радует глаз. Ещё очень понравилось, что события в игре сами тяготеют к реальному сценарию, что всегда означает хорошую проработку источников со стороны гейм-дизайнеров.
Кому подойдёт All Bridges Burning? Для начинающих в COIN эта игра мне кажется довольно навороченной и обладающей слишком запутанной книгой правил, но, в целом, разобраться можно. Для тех, кому нужна COIN на 3 игрока это, разумеется, безальтеративный выбор. В качестве ещё одной COIN-игры тоже весьма неплохой выбор, так как игра нетипичная и может подкинуть что-то новое.
Не уверен, что локализации когда-то доберутся до всех COIN-ов, но по крайней мере Cuba Libre ожидается в 2022 году.