 
	     
	     
	     
	     
	    |  | С миру по нитке [30.10.2025] | 
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
|  | Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | 
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
|  | Идут сборы на Netherwatch | 
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
|  | Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | 
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
|  | Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | 
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница. | |
На днях завершились сборы на вторую (!!!) волну печати созданного фанатами неофициального дополнения к «Мрачной гавани» — The Crimson Scales.
Давайте попробуем разобраться, что это и для чего.
Для начала скажем пару слов о базовой игре. «Мрачная гавань» уже несколько лет прочно удерживает первое место в рейтинге настольных игр BGG. Эта уникальная ТРПГ собрала вокруг себя сообщество преданных фанатов, часть из которых со временем захотели создать собственный контент для любимой игры. Один из примеров, возможно известный вам, — фанатские боевые задания. Позже Айзек Чилдрес (который, к слову сказать, лояльно относится к творчеству игроков) переработал часть этих боевых заданий и включил в «Челюсти льва», а их автор стал одним из «приглашённых» разработчиков в Frosthaven.
Увлечённые фанаты организовали гильдию создателей контента для «Мрачной гавани», в которой обсуждают идеи, делятся своими наработками и тестируют получившийся материал. Некоторые даже решили попробовать свои силы в создании полноценных персонажей, и вскоре таких персонажей стало достаточно много (список за вычетом персонажей от boardgame613, далее также — BG). Одному из участников гильдии (который, правда, позже её покинул) — boardgame613 — пришла в голову идея связать созданных персонажей полноценной кампанией. Так появилось The Crimson Scales — самое крупное неофициальное дополнение. BG не просто собрал команду единомышленников для работы над этим дополнением, но и организовал сборы на его централизованную печать (заказ на первую волну проходил осенью 2021 года). А на днях, как уже говорилось, закончились сборы на вторую волну печати. Что касается участников первой волны, то они ещё не получили свои заказы (поэтому в Сети всего 2 видео с распаковкой сигнальных экземпляров и 1 обзор по ТТС-модулю), но должны получить в конце июня — июле.
The Crimson Scales оказалось достаточно успешным проектом, и его авторы уже выпустили мини-расширение (3 персонажа и 12 сценариев) и именное расширение Trail of Ashes (5 персонажей + 16 сценариев). Далее речь пойдёт про сам The Crimson Scales, без этих расширений (кроме пары иллюстраций).
Примечание: забегая вперёд, скажу, что в настоящий момент готовится русская версия The Crimson Scales (в локализаци «Багровая чешуя», далее также — БЧ).
Новые персонажи, пожалуй, самое важное во всём дополнении. Их создали разные авторы в разное время, но затем этих персонажей включили в проект «Багровая чешуя», в рамках которого персонажей доработали, и теперь они отличаются от первоначальных версий. В БЧ представлены персонажи следующих авторов: BOARDGAME613, DYSENT, QUASILOCAL, DISC1PLE, WILTING MOON, GRAND DUKE.
За внешний вид персонажей, как и в целом за иллюстрации к «Мрачной гавани», отвечает Александр Еличевым. Расы и основанные на них классы в МГ имеют свой собственный стиль, созданный Александром.
Александр на заказ создаёт фанатам иллюстрации для их персонажей. Так что все персонажи «Багровой чешуи» оформлены тем же художником, который трудился над оригинальной «Мрачной гаванью»! В этом плане атмосфера оригинала передана на все 100%.
Пара примеров (одна картинка из «Мрачной гавани», вторая из The Crimson Scales):
Саввасы:

Куатрилы:

Вермлинги (правый из мини-расширения к «Багровой чешуе»):

Для одного из персонажей (правда, этот персонаж из мини-расширения для БЧ) оформлены все призванные существа, как в Frosthaven!

Таким образом, с точки зрения оформления персонажей в The Crimson Scales всё сделано максимально аутентично с оригиналом! Выглядит всё очень круто!
Над миниатюрами персонажей тоже работали очень талантливые скульпторы: Michel Clute, Kevin Bonk, Alessandro Lufrano.


В галерее на сайте есть примеры раскрашенных миниатюр:

Если вы разбираетесь в 3D-моделях, можете самостоятельно их оценить.
На мой взгляд, по детализации они превосходят фигурки из оригинальной игры!
Аутентичное оформление и замечательные миниатюрки — это конечно здорово, но ведь не за это мы любим МГ. МГ прежде всего тактическая РПГ. Как обстоят дела с балансом в «Багровой чешуе»? На конец мая 2022 г. в Сети есть только один обзор на БГГ, который вполне внушает оптимизм.
В середине июня моя игровая ячейка начала проходить кампанию БЧ в TTS. На настоящий момент мы прошли 10 сценариев, и я могу сказать, что да, это настоящая МГ, глоток свежего воздуха после проходящейся в третий раз базовой МГ.
В начале работы над проектом у меня были опасения по балансу персонажей. Но участие в переводе и изучении карт, а также в дискуссиях гильдии снизило мои тревоги (а начав проходить кампанию, я и вовсе отбросил все сомнения прочь):
По интересности персонажей. Одна из фишек, которая мне очень приглянулась, — это то, что персонажи часто построены вокруг классно придуманной механики, которая при этом ещё и хорошо визуализируется (буквально пара примеров):
Подробнее о персонажах хочется рассказать отдельной статьёй.
Но расскажем об одной из особенностей БГ — о стартовых персонажах. В начале кампании «Багровая чешуя» вы выбираете одну из пяти групп. Персонажи из этой группы будут для вас стартовыми, а все остальные — «заблокированными». Для каждой группы указана определённая сложность, которая зависит от сложности входящих в неё персонажей. Выбрав группу, вы убираете из колоды личных заданий те задания, которые относятся к персонажам выбранной группы, а все оставшиеся карты образуют стартовую колоду личных заданий. Выбор группы в дальнейшем повлияет на исход некоторых событий и получение отдельных наград.

Каждому персонажу, помимо личного задания, сразу доступна и цель. Цель — это несложное задание, которое можно выполнить за 3–4 сценария, после чего вы получаете доступ к специальной странице на сайте игры. На этой странице есть дополнительный арт и комментарии автора, как этот персонаж создавался. Также приводится форма обратной связи, заполнив которую вы можете поделиться с автором впечатлением от игры за персонажа (обязательно напишите автору пару строк, ему будет приятно прочитать ваш отзыв!).

Итак, у каждого из 11 персонажей есть конверт, планшет, карты способностей, карты модификаторов атаки, жетоны персонажей, бланки, личные задания и карты целей. В английской версии миниатюры идут опционально, игрок может их распечатать сам или заказать отдельным лотом. Если у вас нет миниатюр, то к персонажам прилагаются цветные фишки, аналогичные фишкам монстров. В целом персонажи БЧ полностью самодостаточны, но компоненты из базовой коробки вам тоже понадобятся: счётчики здоровья, жетоны состояний, жетоны призыва (только для одного персонажа-призывателя сделаны отдельные жетоны, остальные призыватели довольствуются стандартными жетонами призыва).

Отмечу ещё один момент. Персонажи в БЧ ранжированы по сложности: 4 лёгких персонажа, 4 средних и 3 сложных. Казалось бы, если вы играете в БЧ, то уже являетесь продвинутым игроком и хочется чего-то посложнее. И для своего прохождения мы выбрали самую сложную группу и взяли двух сложных персонажей. Однако за одним столом могут оказаться как суровые хардкорщики, так и казуалы, которые тоже хотят играть, радоваться и приносить пользу команде. Вот казуалам сложные персонажи могут и не подойти. Для таких рядовых игроков в БЧ предусмотрена возможность играть за персонажей лёгкого и среднего уровня сложности, что очень ценно. Замечу, что в обоих расширениях к БЧ (суммарно 8 дополнительных персонажей) все персонажи только сложные. Таким образом, расширения рассчитаны на «гиков», в то время как БЧ вполне подойдёт и для более широкого круга игроков!
Люди, знакомые с печатью компонентов, не удивятся, узнав, что в БГ входит полный комплект модификаторов атаки: базовые колоды для четырёх игроков, колода благословений, колоды проклятий, колода модификаторов «–1» и новые колоды «Благодать Дуба» и др. Почему не используются базовые колоды модификаторов из МГ? Потому что колоды модификаторов составляются из базовой колоды модификаторов и уникальных карт модификаторов атаки персонажей. В процессе печати почти невозможно добиться того, чтобы оттенки карт совпадали с распечатанными ранее экземплярами, поэтому было принято решение напечатать полный комплект модификаторов.
Пример, как может выглядеть несовпадение цветов:

Что за колода «Благодать Дуба»? Это новая колода модификаторов атаки, которые вы получаете, выполняя пожертвования святилищу Дуба. В «Багровой чешуе», когда вы жертвуете святилищу, вместо двух одинаковых карт благословения вы получаете по 1 случайной карте из двух новых колод «Благодать Дуба». В каждой колоде 4 разновидности карт по 2 экземпляра каждой. В первой колоде находятся карты без «дотяжек», во второй — карты с «дотяжками». Ниже представлен пример (по 1 карте из каждой колоды):

Стандартные карты благословения вы сможете замешивать, когда примените эффект благословения с карт персонажей или предметов.
Кстати, конверт Б из «Мрачной гавани» считается сразу открытым для прохождения кампании «Багровая чешуя». Так что с самого начала игры можно начать качать процветание через пожертвование Дубу.
Есть ещё одна небольшая колода модификаторов, доступ к которой вы получите в процессе прохождения! ;)
Особенностью оформления карт модификаторов атаки в БЧ является использование стиля Frosthaven.
В «Мрачной гавани» была следующая схема:


В Frosthaven решили, что эффект всегда в центре, если он есть. И согласно этому принципу аналогичная карта («+1, рана») из БЧ выглядит вот так:

Также в новом оформлении числовое значение указывается всегда, даже если оно равно +0:

Это удобно, если вы будете во время игры применять правило «преимущества и неудобства» из Frosthaven (подробнее тут в пункте 1).
Таким образом, колоды модификаторов не зависят от компонентов базовой игры и полностью самодостаточны.

«Багровая чешуя» — это абсолютно новая кампания из 66 сценариев, с побочными сюжетными линиями, как в базовой игре. И эти сценарии не разрознены, а переплетены в общий сюжет, над которым работал отдельный автор — Ник Симс. Благодаря его усилиям художественная история получилась цельной и интересной.
Нам (участникам перевода) сюжет показался лучше, чем в «Мрачной гавани» (да, сюжет в МГ далеко не главное и сделан в основном для галочки, но в БЧ он немного лучше).
Книги сценариев разделены на основную и дополнительную. Аналогично второму изданию «Забытых кругов» в первой книге описывается предыстория и приводится раскладка первых комнат, а во второй книге представлены развитие сюжета и описание открывающихся в ходе игры комнат. Есть и отличие от «Забытых кругов» (далее также — ЗК). В дополнительной книге сценариев ЗК все разделы были тщательно перемешаны, чтобы не допустить спойлеров, соседние разделы на странице относились к разным сценариям, и открытие каждой комнаты было сюрпризом. Но в сложных сценариях это приводило к проблемам. Например, в одном сценарии ЗК нужно было открыть 4 комнаты, в каждой из которых монстры получали определённые бонусы, и в процессе прохождения сценария приходилось постоянно листать книгу туда-сюда, чтобы вспомнить эти бонусы. Очень неудобно. В БЧ, как правило, разделы одного сценария следуют друг за другом. Зачем же тогда отдельная книга, почему бы не сделать, как в базе, раз защиты от спойлеров нет? Во-первых, некоторые сценарии не линейны, и нужно читать разделы не по порядку, а во-вторых, у вас всегда перед глазами страница со стартовой раскладкой и с особыми стартовыми правилами сценария. В базе, если сценарий большой и не помещался на 1 страницу, то приходилось опять же листать книгу, здесь такого нет: начало сценария открыто в основной книге и всегда на виду, в дополнительной вы открываете нужные страницы в процессе игры.
Хочется упомянуть и приведённую в основной книге схему цепочек сценариев (приведена часть схемы):

Нет таких ухищрений, как в Frosthaven (постепенно открывающиеся наклейки), но эта схема вполне удобна и даёт наглядное представление о процессе прохождения кампании.
При подготовке к новым сценариям вам понадобятся компоненты из базы: фрагменты поля, накладные жетоны, жетоны сценариев, жетоны с номерами, монеты, планшет заряда стихий и карты боевых заданий.

Таким образом, с точки зрения сюжета кампания «Багровая чешуя» полностью самодостаточна, а вот с точки зрения компонентов вам понадобятся многие компоненты из МГ.
По заявлениям авторов, они старались сделать сценарии в духе базовой МГ, а не дополнения ЗК.
На основании первых десяти сценариев могу сказать, что у авторов действительно получилось быть ближе к оригинальной МГ. Сценарии не перегружены особыми правилами, и наши партии укладываются в 2–4 часа (сценарии ЗК мы проходили за 3–6 часов). На сложности +0, как и в МГ, можно допустить 2–3 грубые ошибки, но всё равно пройти сценарий. По мере освоения персонажа можно попробовать увеличить сложность.
С монстрами авторы поступили следующим образом.
Есть один абсолютно новый монстр – водный дух. У него своя карта характеристик, своя колода способностей и свои фишки.

Но карта характеристик подверглась редизайну: карта разделена на 2 двусторонние карты (уровни 0–3 и 4–7) под размер остальных игровых карт (63х89). Скорее всего, это сделано из производственных соображений. В конверте на столе это выглядит не так презентабельно (нижний конверт на картинке):

На сайте дополнения в разделе Files карты водного духа представлены в стандартном виде, а в коробке с игрой — уже в «оптимизированном». Надеюсь, в локализации удастся сохранить оригинальный «квадратный» дизайн карт характеристик монстров.
Остальные 6 новых монстров «Багровой чешуи» базируются на монстрах из базы, но не так, как было сделано в «Мрачной гавани». Как мы помним, у некоторых монстров была одна колода способностей, но разные карты характеристик: например, колода способностей «Страж/Стражница» и карты характеристик «Инокс-стражница», «Разбойник-страж», «Городской страж».

В БЧ всё наоборот: карты характеристик и фишки используются из базовой игры, а колоды способностей — новые. Например, «кровавая слизь» использует карту характеристик и фишки обычной слизи, а колода способностей и соответственно поведение у неё новые:

Похожим образом сделаны боссы: они используют карты характеристик и фишки некоторых боссов базы, но отличаются особыми способностями, описанными в правилах сценария.
В «Багровой чешуе» также используются стандартные монстры из «Мрачной гавани», поэтому вам понадобятся все монстры. Таким образом, для монстров нужны следующие компоненты из базовой игры: карты характеристик (+конверты), колоды способностей монстров, фишки монстров, жетоны урона, колода модификаторов атаки монстров.

В «Багровой чешуе» 120 карт событий (по 60 штук дорожных и городских). Карты событий из базовой «Мрачной гавани» НЕ используются.
Так же как и в «Мрачной гавани», в «Багровой чешуе» формируются стартовые колоды дорожных и городских событий, которые пополняются новыми картами по мере прохождения кампании.
Не очень удачной особенностью событий в «Мрачной гавани» были награды — спустя некоторое время игрок перестаёт погружаться в происходящее и пытается угадать награду: «Если выберу вариант А, то, наверное, повысим процветание, а в варианте Б, видимо, репутацию». И это убивало всю атмосферу событий. В «Челюстях льва» не было метрик процветания, репутации и т. д., поэтому и события там были более оригинальны.
В БЧ события переработаны, и они более разнообразные и интересные как по ситуациям, так и по наградам (но качать процветание через них не выйдет — такие награды встречаются в 4 раза реже, чем в «Мрачной гавани»).
В некоторых событиях будут упоминаться фанатские персонажи, которые не вошли в «Багровую чешую». Можно рассматривать это как некую «пасхалку» и «привет другим авторам персонажей».
Есть небольшое изменение в оформлении карт событий. В «Мрачной гавани» мы убирали карту события из игры или клали под низ колоды в зависимости от указанного символа:

В «Багровой чешуе» используется только символ «положить под низ колоды», а если никакого символа нет, то карта убирается из игры.
Карты событий полность самодостаточны в БЧ.

В «Багровой чешуе» 100 новых разных предметов (и 128 карт). Карты предметов не заменяют карты из «Мрачной гавани». Магазин предметов формируется из карт «Мрачной гавани», в зависимости от процветания. Карты предметов из «Багровой чешуи» вы будете получать в качестве награды за добычу жетонов сокровищ, в результате городских/дорожных событий, за прохождение сценариев и по другим поводам ;)
Для всех карт предметов созданы уникальные иллюстрации в духе «Мрачной гавани» (художником из оригинальной игры!).
Приведу пару примеров новых карт, которые изначально казались не особо нужными, но на практике оказались полезными (вёрстка черновая):

Зачем такая сфера, если есть «Крылатые ботинки»? Во-первых, тут можно провести подряд несколько прыжков, а во-вторых, на ноги можно надеть сапоги с другим полезным бонусом =)
Кажется, мелочь, а в процессе игры за моего персонажа оказалось полезным.
Или вот такой «Камень»:

«Это ведь аналог зелья маны!» Да, но если вам нужна определённая стихия, а не произвольная, то можно будет зарядить её два раза за сценарий =)
Ещё интересный момент: один персонаж после своего ухода на покой выложит на рынок свой арсенал: на этих картах будут действия, схожие с действиями этого персонажа. Автор хотел, чтобы у игроков осталась частичка этого персонажа, даже если его уже нет в отряде =)
Конечно, есть и дорогие предметы с крутыми свойствами.
Таким образом, карты предметов из БЧ дополняют набор карт из «Мрачной гавани», и карты из базы вам понадобятся.

Краткий итог по компонентам:
Уникальные компоненты, заменяющие базу:
Компоненты, которые дополняют базовые:
The Crimson Scales – очень крупный проект. Более 1000 игровых карт, книги сценариев на 160 с лишним страниц. С дополнительным контентом (первое мини-расширение было представлено во время сборов на печать первой волны, второе расширение — во время сборов второй волны) The Crimson Scales по объёму становится примерно равным базовой МГ (суммарно 94 сценария и 19 персонажей в БЧ против 95 и 17 в МГ соответственно). Небольшой команде энтузиастов, которые создавали его в свободное от работы время, очень сложно было выполнить его безупречно. Опечатки и ошибки в проекте есть. Справедливости ради, если вы открывали официальный ЧАВО по МГ, то видели приписки R1 (первое издание МГ), и вот правок и ошибок с R1 довольно много. В процессе перевода мы нашли немало опечаток/ошибок в английской версии The Crimson Scales и постарались их исправить (задавали вопросы авторам и внедряли предложенные уточнения). Многие вопросы в ЧАВО по The Crimson Scales появились на сайте после наших обращений. Хочется надеяться, что мы нашли все недочёты, но быть уверенным сложно, т. к. проект очень большой. Авторы говорили, что выпустят «эррату», но на сегодняшний день её нет.
Мы думаем, даже в английской версии эти опечатки не испортят впечатление от самого проекта, так как он получился по-настоящему классным!
Раз уж речь зашла о переводе, давайте обсудим и его.
Год назад, когда был анонсирован выпуск The Crimson Scales, в русскоязычном сообществе сформировалась команда по переводу этого дополнения на русский язык.
Примечание: у русскоязычного сообщества МГ есть свой чат в телеграме, участники которого отвечают на вопросы по правилам, обсуждают обнаруженные нюансы и делятся всякими находками (вступай, если ещё не вступил!).
Что интересно, локализация «Мрачной гавани» на русский язык была первой локализацией этой игры в мире, раньше немецкой и других, и, похоже, с The Crimson Scales будет так же. Часть участников команды по переводу The Crimson Scales на русский язык до этого работали над неофициальным переводом Gloomhaven: Jaws of the Lion (этот перевод был использован для ПНП, TTS-модуля, DLC к стимовской версии игры и для GH helper), где смогли «набить шишек» и глубже разобраться в нюансах терминологии и правил игры.
Все участники команды являются фанатами МГ, они играют в неё, разбираются в правилах и хотят сделать перевод максимально хорошим (разумеется, в пределах своих возможностей).
Чем мы руководствовались при переводе:
Приведу один пример «проблемной» карты монстра:

Какой бонус получаем за трату огня?



Если второй и третий вариант не сильно отличаются (итоговая атака +0 или итоговая атака +1),то первый вариант кажется сильно сомнительным. По итогу консультаций с авторами дополнения выяснилось, что верный третий вариант.
Вот так, порядок слов может изменить смысл с «получите дополнительное действие» на просто «улучшите действие», и разница в английской формулировке только в порядке слова и модификатора: «Attack +1» или «+1 Attack».
В итоге переведённая карта выглядит так:

Дотошный читатель может воскликнуть: «У вас же недочёт на карте! Символ чешуи на оригинальной английской карте идёт перед номерам карты, а у вас после».
На это нам тоже есть что сказать =)
Как оказалось, в английской версии на разных типах карт сделано по-разному. В большинстве случаев символ стоит именно после номера. Уточняли у авторов: это сделано не специально, никакого тайного смысла нет, просто недосмотрели, т. к. верстали в разное время. В итоге в локализации мы сделали на всех картах единообразно:
И на реплики «А я бы сделал перевод за неделю» можем предложить только старый анекдот:
Приходит девушка устраиваться на работу секретаршей. Шеф спрашивает: «А с какой скоростью вы можете печатать на машинке? » Девушка: «Ну... 1000–1200 знаков в минуту...»" Шеф: « Разве можно с такой скоростью печатать?!»" Девушка: «Печатать-то можно, но такая херня получается!»
К слову сказать, перевод и локализация — это разные вещи. Перевод лишь один из этапов локализации. Можете прочитать замечательную статью Александра Петрунина, описывающую процесс локализации настольной игры, из которой можно лучше понять этапы локализации и временные затраты.
Есть ли проблемы в переводе, которые мы видим сами? Да, есть. Не все названия персонажей или новых состояний устроят всех игроков. Они долго и тщательно обсуждались, и хоть иногда кажется, что выбрано не очень удачное решение, другие варианты по различным причинам были менее предпочтительными =(
Яркий пример, когда к команде присоединилась участница Tanuki kanojo, и её заинтересовал персонаж Brightspark. Она предложила несколько интересных вариантов, которые в отрыве от текстов событий или текстов сценариев казались удачными, но не очень хорошо укладывались в контекст. А вот многие предложенные Tanuki kanojo названия карт пошли в релиз.
Итоговый вариант стал результатом компромисса. А компромисс — это не когда все стороны остаются довольны, компромисс — это когда результат всех в целом устраивает, хоть и не полностью. Например, часть названий карт способностей пришлось нещадно резать, т. к. названия получались длинными и текст на карте выходил слишком мелким. Местами потерялись отсылки и игра слов, местами ради их сохранения отходили от дословного перевода.
Над локализацией БЧ работали не только увлечённые фанаты, стремившиеся максимально вникнуть в механику и сохранить атмосферу «Мрачной гавани», но и люди, профессионально занимающиеся редактурой и корректурой, которые следили за тем, чтобы текст был без шероховатостей и легко воспринимался.
Исходя из опыта перевода «Львиного оскала» и обсуждения в чате, мы поняли, что для большинства заинтересованных в локализации The Crimson Scales распечатать ПнП – это непосильная задача. Так возникла идея скооперироваться и организовать сборы на совместную печать (анонс). Если всё пойдёт по плану, то в августе — сентябре можно будет поучаствовать в сборах на печать «Багровой чешуи»)!
Над организацией централизованной печати «Багровой чешуи» работает студия Board Game Pimp, которая занимается как профессиональным изготовлением ПнП, так и созданием и разработкой 3D-улучшений для игр.

Руководитель студии также работал над изданием игры «Гравитация. Парящие Острова» (автор — Артем Жданов).

Один из участников команды уже приобретал продукцию BoardGamePimp и остался очень доволен, поэтому возникла идея привлечь эту студию для организации централизованной печати.
Сборы на печать планируется начать в августе — сентябре 2022 года, на производство уйдёт от 3 до 6 месяцев.
Вам стоит присмотреться к «Багровой чешуе:
Скорее всего, вам стоит пропустить этот проект:
Если вас всё-таки заинтересовал проект, ждём вас на сборах на печать в конце лета 2022 года!