LostRomantic написал 17 минут назад к новости С миру по нитке [04.12.2024]: # Так и пОнял )))
KentYo написал 18 минут назад к игре Дом Павлова: # Отличная игра! Даже не думал, что соло-игра может быть такой захватыва...
kirillblack написал 19 минут назад к игре Это моя война: # Доброго времени суток. Вопрос к знатокам игры «Это моя война». Вчера в...
Ksedih написал 19 минут назад к новости С миру по нитке [04.12.2024]: # Это шутка была, если что.
LostRomantic написал 23 минуты назад к новости С миру по нитке [04.12.2024]: # >В продажу поступила та самая легендарная игра, Альтушка для скуфа, ко...
Предзаказ на FateForge: Летописи Эаны
РПГ по миру Fateforge.
С миру по нитке [04.12.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Подорожание на...
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр. 
С миру по нитке [27.11.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В продаже Горо...
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник?

Guautemock

Enemy Action: Kharkov. Хорош ли соло-варгейм на двоих?

28 октября 2024

Информация

добавить
игры Enemy Action: Kharkov
персоны John H. Butterfield
компании Compass Games
Дата: 28 октября 2024
Источник: Уютные настолочки
Оценка пользователей
8.9628
-

Заценили «Enemy Action: Kharkov» на двоих. Наивный варгеймер, как обычно, за немцев, я, как обычно, за Красную Армию. У нас тут зима 1943 года и третья битва за Харьков, которая плавно перерастает в битву с правилами.

 

 

Автор (один из моих любимых) – Джон Баттерфилд, гуру соло-настолок, который иногда на сдачу пилит мультиплееры для своих соло-детищ. И то, что режим на двоих игроков в ЕА – это суррогат игры на одного, чувствуется довольно сильно. Игра очень заскриптована.  Это хорошо для соло-бота, но, как мне кажется, не слишком хорошо для реального игрока. Свой перечень приоритетов имеет буквально все: развёртывание резервов, порядок отступления, пополнение подразделений. Нюансов много. На первые три часа мы буквально зарылись в правила, отыграв за это время 1,5 хода. Потом пришло понимание, что к чему, и дело пошло быстрей. Итого на пять ходов потратили семь часов. Но сценарий «Операция «Звезда» и «Скачок»» (6 ходов) таки не успели доиграть: обоим пришлось отправиться по семейным делам.

 

 

 

Части 3-ей танковой армии Воронежского фронта атакуют "Гроссдойчланд"

 

Ещё важный нюанс: максимально непривычная боевка. Кубов нет, таблиц боя нет, привычных сдвигов в обороне за местность нет. Поначалу даже испытываешь некую растерянность: а где все эти тактические плюшки, которые делают варгейм варгеймом? А все они на боевых читах. Чит-пул – это местный заменитель кубов. Атакующий тянет из мешочка определённое количество читов и применяет результаты. Минимум и максимум вытянутых читов определяется кучей модификаторов (считать их поначалу тоже довольно муторно). На чите указаны условия применения и количество потерь (или отмены потерь) для атакующего и защищающегося. И вот здесь уже учтено буквально все: фланговые атаки, бонусы за местность, артиллерийская и воздушная поддержка, партизаны и т.д. и т.п. Получается, мало просто взять противника в клещи или окопаться в лесу, нужно чтобы во время боя из пула был вытянут определённый чит, который позволит тебе получить бонус за выполненное условие. Как показалось, неопределённости результата при таком подходе стало чуть больше, но в целом картина боя складывается вполне правдоподобная. В игре очень сложно ломиться через водную преграду или в лоб брать населённые пункты (особенно крупные города), приходиться их обходить, блокировать, оставлять без снабжения. Этот мешочек с читами, абсолютно рандомный на первый взгляд, реально работает не хуже таблицы боя.

 

 

Пример розыгрыша боя. Из нескольких вытянутых жетонов сработало четыре: "Фланговая атака", "Советская авиаподдержка" и два чита за соотношение сил Итог: обороняющийся немецкий игрок получает 4 урона.

 

И ещё про боевку: внезапно она карточная. И это в дополнение к тому, что сама игра –чистый CDG. Атакующий объявил атаку, потом оба игрока накидывают неограниченное количество боевых карт. Можно хоть всю руку скинуть и куковать без карт до конца импульса. И карты реально решают: можно ими вытащить, казалось бы, безнадежный бой, удержать нужную точку, прямо во время атаки перебросив подкрепления из соседнего гекса, или сохранить подразделение, выведя его из-под удара. Собственно добрая часть игры – это муки выбора: или приберечь карты для следующих активаций, или вложиться в важный бой и потратить ресурсы. Казалось бы, абсолютно «настольная» механика работает вполне по-варгеймерски. Идёт прорыв через Северский Донец в районе Белгорода, эта операция отвлекает на себя все внимание и все ресурсы сторон.

 

 

Карты действий, они же – карты боевой тактики.

 

Стороны имеют свои особенности. Во-первых, они отличаются пределом руки и количеством доступных карт на ход. Карты отличаются возможными вариантами активаций, боевыми тактиками, возможностями к развёртыванию резервов. Третья битва за Харьков – довольно специфический конфликт, когда Красная Армия сначала лихо катилась вперёд, потом выдохлась, растянула коммуникации, перешла к обороне, и в конце концов вермахт повторно занял часть территорий, включая Харьков и Белгород. Проблему моделирования всего этого Баттерфилд решает по большей части через доступные карты и изменение предела руки. По ходу партии я почувствовал, как мощно ломятся вперёд мои подразделения и как начинают замедляться, истощаться примерно к пятому ходу.

 

Здесь кроется ещё один непонятный мной до конца момент. Чтобы победить в первом сценарии (на шесть ходов) Красной Армии надо набрать минимум 21 очко. К концу пятого хода я набрал семь очков без какого-либо намёка на ещё хотя бы 3-4 очка. Сначала я подумал, что как-то из рук вон плохо играл, но потом глянул хронологию сражения, и внезапно выяснилось, что шёл примерно по историческому графику РККА. Мои подразделения за 15 дней (первые 5 ходов) прошли в около 60-80 километров, вернули Белгород и остановились в 24 километрах от Харькова. В реальности части 40-ой армии освободили Белгород 10 февраля. Я вошёл в Белгород на четвертом ходу, то есть, 10-12 февраля по времени игры, что характерно, тоже частями 40-ой армии.

 

 

Итог партии. Продвижение РККА после 5 ходов (1-15 февраля). Красной линией выделен стартовый плацдарм. 1 гекс = 12 километров. Белгород занят. До Харькова 24 километра (2 гекса).

 

Однако Баттерфилд почему-то предлагает в качестве победного условия результат не просто лучший, но намного лучший, чем был в реальности. Мы посчитали гексы с ПО на поле и поняли, что, по мысли Баттерфилда, Красная Армия должна дойти аж до противоположного края карты, чтобы выиграть первый сценарий. Пока это кажется просто невыполнимым.

 

 

 

В целом, игра мне определённо понравилась, даже несмотря на некую тяжеловесность и процедурность. Многие неочевидные моменты в правилах после партии на двоих стали ясны, и теперь можно смело приступать к освоению соло-режима. Тем более, что оппонент как будто не слишком оценил эксперименты Баттерфилда с чит-пулом и карточным движком и после партии коротко резюмировал: Симонич лучше.

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
kakbudto написал месяц назад: # скрыть ответы

Не люблю варгеймы, особенно с таким простеньким оформлением, но статью прочитал с интересом, спасибо. Поделитесь ради чего в такие игры играть? Почувстовать себя главнокомандующим? Попытаться воспроизвести историческое событие?

SkyRover написал месяц назад: # скрыть ответы

Где же простенькое оформление? По мне, так даже слишком много цветов.

kakbudto написал месяц назад: # скрыть ответы

Под простым оформлением я имею ввиду что тут ни картинок, ни узоров. Только текст и линии.

a7v написал месяц назад: # скрыть ответы

Там ж танчики нарисованы (вместо простого овала в духе НАТОвских значков) - это уже практически делюкс!

kakbudto написал месяц назад: #

Перед вашими аргументами не могу устоять и признаю поражение :D

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Одна из причин почему варгеймы так малопопулярны. Крайне неказисто и непривлекательно выглядят по сравнению с другими настолками.

Maxixxl написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Первое впечатление - да. Потом понимаешь что этот строгий стиль как часть атрибутики. Многие строгие варгеймы оформлены с бОльшим вкусом чем многие расфуфыренные настолки, с очередным фентези-миром, который в меру одаренности авторов хочет вдруг отличиться от других.

Siar написал полмесяца назад: #

Чтобы это "потом" наступило, надо еще чтобы первое впечатление не оттолкнуло, что чаще всего и происходит. Плюс необходимость разбираться в историческом периоде, чтобы получить удовольствие от игры. Плюс зачастую куча правил и нюансов. Плюс большая цена для такого содержимого. В общем... неспроста GMT бывает месяцами (или даже годами, точно не помню) мучается, пытаясь собрать 500 заказов на тираж варгейма. В то время как "расфуфыренные фэнтези" разлетаются как горячие пирожки.

Guautemock написал месяц назад: # скрыть ответы

Ради чего играть? - ровно ради того же, что и в обычные настолки: крутой игровой процесс и тематичность правил. Просто с самого начала увлечения настолками любил хардкорные игры, где правила плотно завязаны на тему. Исторические варгеймы - это концентрат этих двух условий. Постепенно к ним и пришёл. Почувствовать себя главнокомандующим - это слишком громко, скорее - один из способов разобраться в истрических событиях. Насчёт оформления: сдержанный стиль многих варгеймов мне всегда нравился. Но вот применительно к этой игре - здесь оно даже слишком яркое, кмк. А какие рисунки вы бы хотели видеть? Карта должна быть понятной и читабельной, на жетонах - тоже необходимый минимум важной игровой информации. Миньки к такой игре не подойдут, поскольку тут стеки и разные характеристики отрядов. Не очень понимаю,  чем можно дополнить оформление. Художник тут, кажется, напротив, сделал все, что мог: даже танки разных моделей на жетончиках умудрился нарисовать.)

kakbudto написал месяц назад: # скрыть ответы

Спасибо за развернутый ответ) Вы правы для исторического варгейма художник постарался на славу. Вы можете меня осудить, но я бы хотел рисунки полей на полях, рисунки деревьев в лесу, рисунок воды в водоемах и реках. Миньки можно было бы сделать все разные, может даже придумать какую-нибудь инфографику прям на них) А свойство каждой миньки просто вынести в справочник и обращаться к нему по необходимости)

Guautemock написал месяц назад: #

Понятно

DieBlutGrafin написал месяц назад: # скрыть ответы

какие рисунки полей в феврале? масштаб 12км(7.5 миль) в гексе - какие отдельные деревья?

kakbudto написал месяц назад: # скрыть ответы

так зачем их в масштабе рисовать. есть поле которое занимает допустим 4 гекса. в этих 4 гексах вставили на задний фон поле со снегом(раз дело в феврале происходит). То же самое и с лесом.
Скорее всего это плохое решение для людей которые любят именно такие варгеймы, но я говорю не о них, а о том как бы хотелось мне.

DieBlutGrafin написал месяц назад: # скрыть ответы

найдите фото поля для игры в соло, где из-за дополнительных знаков для автомы надобность в художественных излишествах отпадает.
касательно моделек, сторона гекса 0.5 дюйма, в гексе помешается до трех фишек подразделений и куча маркеров состояний, в каком масштабе у вас миниатюры будут? как вы это планируете хранить, какая стоимость будет у игры и т.д.

kakbudto написал месяц назад: #

Что ж вы правы) придется играть под микроскопом)

DieBlutGrafin написал месяц назад: # скрыть ответы

Игра хороша на двоих в кооперативном режиме, отыграли кампании за обе стороны. Советский бот вполне уверенно доходит до Днепра и штурмует города на нем.
Сейчас играем кампанию за немцев в EA:Ardennes.
Коробка про Харьков выглядит более сбалансированной и идеально по времени вписывается между играми Симонича про Сталинград42 и Украина43.

Guautemock написал месяц назад: #

Не сомневаюсь, что игра хороша. Но хотел попробовать именно режим против другого игрока. Скоро сяду в соло за СССР. Поглядим, что может немецкий бот.