Port написал 3 минуты назад к игре Dungeon Bowl: The Game of Subterranean Blood Bowl Mayhem: # Подскажите, пожалуйста, можно ли пересекать углы по диагонали? И мешаю...
Grigj написал 26 минут назад к игре Ни шагу назад!: # Благодарю! Жаль, конечно, странное решение со стороны автора.
kuzynatra написал полчаса назад к игре Nine Tiles Panic: # Брал Deep See Adventures. Долго выбирал по отзывам, что поприличнее. Р...
Vedianoo написал полчаса назад к статье «Немезида». Впечатления после запомнившейся партии: # Да, Немезида удивительно кинематографичная. Как то раз был за механика...
Kombovombo написал час назад к игре Плюшевые сказки: # Ну по знанию правил я теперь многим фору дам) просто это не мой жанр, ...
Предзаказ на BattleTech: Альфа-удар
Предзаказ на базовый набор Battletech и расширение к нему.
«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война»
«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война»
Идут сборы на Deep Rock Galactic с допами
Космические шахтеры отбивают ценные минералы у насекомоподобных инопланетян.
Идут сборы на Kingdoms Forlorn: Dragons, Devils and Kings
Гримдарковый данжен кроулер/приключение от авторов Aeon Trespass Odyssey.
Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда»
Фанатское дополнение к Войне Кольца.

Guautemock

Такого Наполеона вы еще не видели

15 ноября 2024

Информация

добавить
игры I, Napoleon
персоны Ted Raicer
компании GMT Games
Дата: 15 ноября 2024
Источник: Уютные настолочки
Оценка пользователей
9.3043
-

Проплаченный GMT обзор на «I, Napoleon». Хвалю игру, прощаю ей все недостатки.

Итак, «I, Napoleon» свежий блинчик от GMT, в который я отыграл десять партий, прежде чем приступить к написанию этой статьи. По словам самого Теда Рейсера, он вдохновлялся соло-монстром «Mr. President» и карточным приключением «Legion of Honor». Только вместо роли лихих рубак старой гвардии Наполеона игрок примеряет роль самого Наполеона. Таким образом, Рейсер вступил на скользкую дорожку нарративных варгеймов, которые за варгеймы иногда не считают даже сами любители исторических настолочек. Еще бы! Ведь зачастую игровой процесс таких настолок сводится к «брось кубик – посмотри по табличке, что произошло». В нашем случае принцип формально другой, но суть остается той же, а именно: вытяни карту и посмотри, что произошло, иногда брось кубик для определения результата.

 

 

Все прелести такого подхода к геймдизайну ощущаются особенно остро в начале партии, когда неизвестного генерала Бонапарта швыряет по волнам французской революции и республиканских войн аки щепку. В планах у тебя – господство над Европой и вояж по Египту, но – шальная пуля, арест, казнь, смерть от болезни – и Game Over. Однако по мере продвижения по карьерной лестнице таких вот внезапных кирпичей на голову становится меньше, а влияние на игру наоборот растет: будучи императором, довольно мало шансов быть убитым на поле боя, зато всегда есть варианты проиграть войну с одной из многочисленных антинаполеоновских коалиций и отправиться в почетную ссылку на остров Святой Елены.

 

 

Как вы поняли, общую канву жизни Бонапарта игра сохраняет. Игра начинается в 1793 году (в год казни Людовика XVI) и может продлиться максимально 25 ходов – до 1821 года (год смерти Наполеона). Движок игры – это 222 карты, и мне очень нравится, насколько плотно эти карты связаны игровыми механикам. Часть карт удаляется после розыгрыша, часть возвращается в колоду. Одни карты «обязательны к применению»; в случае с другими игрок сам решает, стоит ли их разыгрывать или просто отправить в сброс. Некоторые карты выходят из игры при выполнении определенных условий, для других карт нужны определенные условия, чтобы их разыграть.

 

 

Примеры можно перечислять долго: Кутузов удаляется из игры в 1813 году (год смерти полководца). Понятовский и Мария Валевская входят в игру после активации карты «Великое герцогство Варшавское». Мария-Луиза становится доступна для женитьбы только после победы над Австрией. Поход в Россию можно разыграть при наличии мира или нейтралитета с Пруссией и Австрией. Фактически колода изменяется каждый ход, но глобально – два раза за игру: когда генерал Бонапарт становится первым консулом и когда пожизненный первый консул становится императором Наполеоном I. В этих случаях игровая колода практически полностью заменяется на новую. Причем интересно оформлен сам переход на новый уровень. Так, например, чтобы стать первым консулом, нужно иметь определенное количество очков славы и политики по завершении военной компании и разыграть карту «18 брюмера». На ней старая добрая проверка на d10 с кучей тематических модификаторов. Государственный переворот – предприятие рискованное, так что при провале проверки игра завершается.

 

 

Что еще меняется по мере карьерного роста, так это влияние игрока на игровой процесс. По сути полноценная игра начинается только с этапа консульства. Работают все фазы хода, включая дипломатию, внутреннюю политику. Результаты военных кампаний активируют карты мирных договоров, договоры меняют положение великих держав на треке дипломатии, дают плюшки в виде очков славы, политики и дипломатии, позволяют разыгрывать определенные карты. Великие державы постепенно «обрастают» картами полководцев, императоров, политических деятелей и дипломатов, которые выкладываются на игровое поле, чаще всего отрицательно влияя на шансы игрока успешно завершить партию.

 

 

 

При кажущейся комплексности не стоит ожидать от «I, Napoleon» дотошных механик «Мистера президента». Политика, дипломатия, военные кампании хоть и хорошо связаны между собой, но выполнены очень схематично. По сути это те же проверки на d10, но с разными «свистелками» в виде модификаторов. В первую очередь «I, Napoleon» это все-таки не симулятор, а нарратив со всеми вытекающими последствиями. В игре в принципе нет понятий «Победа» и «Поражение», а партия завершается подведением итогов и определением роли вашего Наполеона Бонапарта в истории человечества, где самый худший результат – это «всего лишь строчка в учебнике истории» (Бонапарт погиб неизвестным генералом), а самый лучший – «один из величайших деятелей в истории человечества, основатель династии Бонапартов» (если до конца игры Наполеон удержался на троне, перешел порог в 100 очков славы и имеет законного наследника). Остальные варианты где-то посередине.

 

 

Из забавного: в игре даже можно согласиться на предложение Людовика XVIII, добровольно возвратить власть Бурбонам и тем завершить партию. В реальности Людовик действительно писал подобное письмо Наполеону, взывая к его совести, Бонапарт на письмо не ответил. В игре же вся штука в том, что если у игрока недостаточно очков политики, чтобы удалить карту «Людовик XVIII пишет» из игры, то предложение опального представителя монаршей династии придется принять. Шах и мат.

 

 

Планшет боевых действий. Идет война с Пруссией. Блюхер и карта вражеской кавалерийской атаки дают отрицательные модификаторы к боевому броску. После 2-ого боевого раунда к Пруссии присоединится Бернадот и накинет еще минусов. Мы разыграли маршала Сен-Сира, артиллерию и полководческие таланты Бонапарта.

 

 

В этой шутке геймдизайнера, как мне кажется, и кроется вся суть игры «I, Napoleon». Игра не про расчет, не про планирование, игра именно про эмоцию и ощущение эпохи, как и положено нарративу. Кто играл в «The Hunters/Hunted» поймут, о чем я говорю. Но, как и положено нарративу, в «Наполеона» противопоказанно играть много и часто. Механики простоваты, игровой процесс не слишком разнообразен. Возможно, поэтому «Наполеону» периодически прилетает за то, что у игры низкая реиграбельность (с чем я категорически не согласен). Я думаю, что реиграбельность «I, Napoleon» вполне себе на уровне тех же «Hunters», однако применительно к «Наполеону» есть важный нюанс.

 

 

 

У игры просто мощнейший вау-эффект, который присутствует первые 2-3 партии. На первых порах игра по уровню эмоций, по атмосфере находится где-то на уровне книг-игр или крутых легаси, когда каждая вытянутая карта вызывает реакцию в духе «Вот это поворот!». Победил в кампании против Пруссии и России – разыграй колоду «Польский вопрос». Объявил Польшу независимым государством – Россия твой враг до конца игры. Определенный исход некоторых военных кампаний автоматически запускает новые. И таких веток решений довольно много. Однако после неизбежного изучения эффектов карт игра теряет определенную долю своего нарративного шарма. Насколько быстро это наступит? Для понимая, из 222 карт за свою первую партию я разыграл 148 (специально посчитал после игры). Как говорится, выводы делайте сами.

 

 

 

Однако даже несмотря на это, игру довольно тепло приняли на BGG. Да, в случае с «I, Napoleon» я впервые залез на этот сайт: внезапно стало любопытно, что пишут про творение Рейсера «зарубежные партнеры». Плюс ко всему, сам Тед Рейсер в обсуждениях порадовал ценителей базовой коробки и сообщил, что почти готово дополнение к «Наполеону» с новыми кампаниями, новыми маршалами, новыми событиями и новыми поворотами судьбы Бонапарта, например, будет добавлена возможность побега в Америку. Наполеон действительно планировал такой вариант. Анонсирован, кстати, еще один русский военачальник. Готов поспорить на 100 наполеондоров, что это будет Багратион. Надо ли говорить, что для меня дополнение является автопокупкой?

 

 

 

Жена и любовница. При наличии в игре карты любовницы и незаконно рожденного сына можно разыграть карту «Развод», если законная супруга не смогла родить наследника. В этом случае развод не понадобился. Дезире Клари родила мальчика, который был наречен Королем Рима. +10 славы для Наполеона и возможность основать династию Бонапартов.

 

 

На сегодня мной сыграно 10 партий. И расклад по ним следующий. В четырех случаях Наполеон погиб на поле боя неизвестным генералом. Юзать карту тактики «Лидерство Бонапарта», согласно которой Наполеон лично ведет в бой пехотную колонну и получает мощный модификатор +3 боевому броску, оказалось не такой уж хорошей идеей (можно словить пулю в сердце на 1-2 на d10). В четырех случаях император был свергнут в результате государственного переворота. Ноль на шкале славы на этапе консульства или империи означает свержение, а славу в игре потерять очень легко. Один раз игра закончилась поражением в войне с Россией, Австрией и Пруссией, отречением и ссылкой на Святую Елену. Как видим, весьма историчный вариант. И только однажды мне удалось завершить игру абсолютным триумфом: принудить великие державы к миру, усидеть на троне и основать династию. То есть игра сама по себе довольно сложная, и добиться условно положительного результата – не так-то просто. И лично для меня это еще одна мотивация лишний раз разложить игру.

 

 

Отдельная тема – это оформление. Для этого варгейма художники постарались на славу, причем многие постарались еще за двести лет до выхода настолки. В оформлении использованы работы современников Наполеона. На картах мы видим карикатуры Томаса Роулендсона. Портреты Кутузова, Барклая и Беннигсена прямиком из Эрмитажа в прекрасном исполнении живописца Джорджа Доу. Карта «Развод» оформлена картиной Анри Фредерика Шопена 1843 года «Развод императрицы Жозефины». Перечислять можно бесконечно: фактически любая карта в игре вместила в себя произведение искусства XIX века, и трудно представить более удачное оформление для такой игры.

 

 

Император Наполеон I. +4 административных очка в фазу дохода. На эти очки можно активировать маршалов и карты тактик.

 

Может быть, Тед Рейсер сделал не самый выдающийся в плане игрового процесса варгейм, но суть правления Наполеона игра отражает предельно точно. Обратимся к словам самого императора, сказанные на переговорах с Меттернихом, министром иностранных дел Австрии. 1813 год. Буквально только что полумиллионная армия Бонапарта погибла в России, Коалиция теснит французов в Пруссии и Саксонии. Меттерних приезжает в Дрезден, чтобы склонить Наполеона к территориальным уступкам и «почетному» миру. Император в ярости заявляет следующее (цитата по Тарле): «Ваши государи, рождённые на троне, не могут понять чувств, которые меня воодушевляют. Они возвращаются побежденными в свои столицы, и для них это все равно. А я солдат, мне нужны честь и слава, я не могу показаться униженным перед своим народом».

 

 

 

 

Наполеон выстроил империю, идеологической и экономической основой которой стала победоносная война. Поражение в войне для Бонапарта означало потерю трона. Пока Великая армия гибла в России, в Париже чуть было не случился переворот. Рейсер уловил эту тенденцию и сделал главной идеей игры. Ноль на шкале славы – конец игре.

 

 

 

Трек дипломатии: Британия - вечный враг, Россия - враг. Испания нейтральна. Австрия и Пруссия вынужденные союзники после поражения в войне. Самое время объявить поход на Россию.

 

 

Штука в том, что в отличие от всех остальных ресурсов (очков политики, дипломатии и административных) очки славы в фазу дохода, вопреки названию этой фазы, почти всегда только теряются. Нужно пристроить бездарных братьев, нужно заткнуть рот мадам де Сталь. Шеф полиции Фуше ведёт двойную игру. Нельсон опять разбил французский флот. Континентальная система душит собственных ремесленников. В игре можно без особых усилий устроиться на -8 очков славы каждый ход. А вот где их брать? Ответ простой – на поле боя. Победоносные кампании против других великих держав: Пруссии, Австрии, России, Англии и Испании – это и есть основной источник власти императора. Но в то же самое время бесконечная грызня с законными монархами и продолжительные военные кампании приводят к ухудшению положения внутри страны (по ходу партии копятся отрицательные модификаторы на проверку внутренней политики).

 

 

 

В общем, эта погоня за ускользающей славой, постоянно стремящейся к нулю, и есть главная идея игры. И, на мой взгляд, реализована она очень хорошо. Да, механики игры простоваты, но: во-первых, все это весьма элегантно собрано в одно целое, во-вторых, уровень погружения в тему, историчности и нарратива очень высок. Рейсер снова сделал то, что блестяще делал много раз в «Путях славы», в «Stalin's War» и других своих играх: условия розыгрыша, игровые эффекты и свойства карт крепко связаны с историческим контекстом. И если этот контекст понимать, игра даёт отличный фан. Прямо сейчас я просто не могу назвать другую такую игру, которая бы также широко представляла эпоху Наполеоновских войн.

 

 

Самопальная памятка. В коробку нормальную памятку с последовательностью хода не завезли.

 

Хочу акцентировать внимание: без погружения в тему игра, увы, не сработает. По мере освоения «I, Napoleon» я довольно плотно подсел на профильную литературу. И могу сказать, что не раз и не два, читая Тарле или Робертса, ловил себя на мысли о том, насколько тонко Тед Рейсер передает этот самый исторический контекст с помощью игровых эффектов карт. В заключение мне остается только добавить тот небольшой список источников, которыми я пользовался, осваивая игру. Привожу их намерено без личной оценки, предоставляя читателю право самому определить актуальность и подводные камни тех или иных авторов.

 

 

 

 

Книги:
Л.Л. Ивченко «Бородинское сражение. История русской версии событий»
Е.В. Тарле «Наполеон»
Е.В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию»
Э. Робертс «Наполеон. Биография»

 

Видео:
Б.Г. Кипнис «Лекции по истории России»
Канал «Эпичная история»: серия роликов о Наполеоновских войнах


Пишем про варгеймы и околоисторические настолочки, иногда делаем переводы особенно понравившихся варгеймов в группе "Уютные настолочки" в ВКонтакте.  

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
a7v написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Обзор после 10 партий это респект!

Da2dy написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Некоторым блоггерам бы поучиться.

scafandr написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Тогда обзоры были бы через 2-4 года после выхода игры. Оно вам надо?

ZXCVB1234 написал 2 месяца назад: #

Да

joker512 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

10 партий не занимают 2-4 года. :) А если для тебя это работа, которой ты занимаешься большую часть дня, то и тем более.

slflycat написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Как раз наоборот - блогеры, для которых это работа очень редко когда заново достают коробку на стол даже по второму разу. Если это не компания какая-то или доп вышел. Так что для них 10 партий в одну игру не то что за 2 года, а в принципе исключены.

Guautemock написал 2 месяца назад: #

жаль этих добряков)

kirkot написал 2 месяца назад: #

Ну это вы переборщили. Блогеры, конечно, достают коробку, но многие играют в нее меньше 1 раза)

Zial написал 2 месяца назад: #

Имелось в виду, что если это твоя работа, то у тебя есть больше времени, чем у обычного обывателя.
Мне приходится выделять отдельные выходные на то, чтобы поиграть в плотину или древний жас, а они могут спокойно 40 часов в неделю играть. И даже, учитывая, что они играют в разные игры, сыграть 4-5 раз в игру было бы не плохо.

prikhodkop написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Да. Настолки не так устаревают, слава богу)

Avalanch написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Часто играете в монополию? )

MacTire написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

А монополии 2-4 года?)

Avalanch написал полтора месяца назад: #

Думаете какая-то версия монополии не была заредизайнена в последние 2-4 года?

kuzynatra написал 2 месяца назад: #

Ещё и со списком литературы!

Guautemock написал 2 месяца назад: #

Спасибо)

PSARUS написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо за текст, спасибо за фотографии.
Статья очень понравилась! Читая про этот "нарративный варгейм", мне эта игрушка показалась симулятором жизни (военной и несколько даже личной) Бонапарта и очень даже заинтересовала. Наверное, Маэстро (Панасенкова) она воодушевила бы и того больше). Оформление - просто изумительное. Не "для варгеймов", а вообще для настолок.

>У игры просто мощнейший вау-эффект, который присутствует первые 2-3 партии.

Со стороны кажется, что 148 разыгранных карт из 222 (всего) за партию в такой игре - это очень много. Как раз на 2-3 партии вау-эффекта. Конечно, 100 из 300 куда более положительно отразилось бы на ее реиграбельности, но что есть, то есть. А тот факт, что бывалого варгеймера хватило как минимум на 10 партий - все же внушает оптимизм. Интересно также посмотреть на дополнение.

Мне "Я, Наполеон" видится отличным кандидатом для локализации от ГаГи.

Любопытно было бы увидеть "Я, Багратион" или "Я, Виссарионыч" от известного товарища Диянова)). Может, еще создаст.

Guautemock написал 2 месяца назад: #

Спасибо за обратную связь. Вы правы, в игре немало уделено личной жизни Наполеона. Непростые отношения с Жозефиной и братьями, любовницы. Забавно, что среди всех возможных карт жен в игре, только на карте Жозефины написано "Вы обязаны положить карту в ячейку "Жена". А на всех остальных: "Вы можете...". Это судьба) На ББГ, кстати, тоже пишут, что хотели бы попробовать аналогичные игры про Черчилля, Карла Великого и т.д.

Siar написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Багратион все-таки масштаб не тот. Сталина на Западе ну очень не любят и приравнивают к Гитлеру (и даже если бы кто-то захотел сделать игру про него, в культуре отмены это все равно что самоубийство - Пуэрто Рико или Палео например отменили за куда меньшее). Вот Черчилль, Рузвельт, Фридрих, Цезарь, Ганнибал, Александр - такое вполне реально...

PSARUS написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Тот масштаб, не тот масштаб... Похоже, никто не понял отсылку именно к нашему отечественному тов. Диянову и его сделать похожее, но только лучше (с его слов).

Да и нет никакой культуры отмены Сталина в РФ. Просто "Я, Сталин" не продастся широко в миру (скорее вообще не продастся, тут соглашусь).
Вот "Я, Гит... Тот-Кого-Нельзя-Называть" - точно никто не издаст. А это, кстати, было бы интересно. Не менее интересно, чем про Наполеона. Но тут в РФ шансов 0,001%. Даже Black Orchestra все никак не локализуют.

Guautemock написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Я понял отсылку, но тактично промолчал.)

Horus написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

локализовали бы пару проектов отgmt и Ганнибала юбилейку с диадохами, взял бы хорошей цене)

Siar написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

А хорошая цена это какая?

PSARUS написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Предположу, тыщ 10. За всё.

Horus написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

15

PSARUS написал 2 месяца назад: #

Расщедрились)

LocoS написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

образцово-показательная рецензия! такую и подождать год не обломно

Guautemock написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

На все про все примерно 2 месяца ушло. Пока поиграл, пока почитал, потом как-то все это осмыслил и написал. При желании можно конечно и быстрее, но мне спешить некуда. Пишу и играю ради удовольствия.)

LocoS написал 2 месяца назад: #

и правильно! хобби — это же про удовольствие

danceandfight написал 2 месяца назад: #

Можно как-то попросить авторов варгеймов и (около-)исторических игр снова начать делать игры без оформления? А то играть не с кем, некогда, тема узкая у игры, но такая красота вообще)

Отличная статья, спасибо!

kirkot написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Вот такой локи я бы активно подождал

Guautemock написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Я думаю, Гага не будет так рисковать. Магическое слово - реиграбельность.

DieBlutGrafin написал 2 месяца назад: #

и заявленный к локе на 2025 по напеонике СС
плюс Красный Париж и Борьба империй = перебор по теме Франции