![]() |
Предзаказ на BattleTech: Альфа-удар |
Предзаказ на базовый набор Battletech и расширение к нему. | |
![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
![]() |
Идут сборы на Deep Rock Galactic с допами |
Космические шахтеры отбивают ценные минералы у насекомоподобных инопланетян. | |
![]() |
Идут сборы на Kingdoms Forlorn: Dragons, Devils and Kings |
Гримдарковый данжен кроулер/приключение от авторов Aeon Trespass Odyssey. | |
![]() |
Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. |
игры |
I, Napoleon
|
персоны |
Ted Raicer
|
компании |
GMT Games
|
Дата: | 15 ноября 2024 |
Источник: | Уютные настолочки |
![]() |
9.3043 |
![]() |
- |
Проплаченный GMT обзор на «I, Napoleon». Хвалю игру, прощаю ей все недостатки.
Итак, «I, Napoleon» свежий блинчик от GMT, в который я отыграл десять партий, прежде чем приступить к написанию этой статьи. По словам самого Теда Рейсера, он вдохновлялся соло-монстром «Mr. President» и карточным приключением «Legion of Honor». Только вместо роли лихих рубак старой гвардии Наполеона игрок примеряет роль самого Наполеона. Таким образом, Рейсер вступил на скользкую дорожку нарративных варгеймов, которые за варгеймы иногда не считают даже сами любители исторических настолочек. Еще бы! Ведь зачастую игровой процесс таких настолок сводится к «брось кубик – посмотри по табличке, что произошло». В нашем случае принцип формально другой, но суть остается той же, а именно: вытяни карту и посмотри, что произошло, иногда брось кубик для определения результата.
Все прелести такого подхода к геймдизайну ощущаются особенно остро в начале партии, когда неизвестного генерала Бонапарта швыряет по волнам французской революции и республиканских войн аки щепку. В планах у тебя – господство над Европой и вояж по Египту, но – шальная пуля, арест, казнь, смерть от болезни – и Game Over. Однако по мере продвижения по карьерной лестнице таких вот внезапных кирпичей на голову становится меньше, а влияние на игру наоборот растет: будучи императором, довольно мало шансов быть убитым на поле боя, зато всегда есть варианты проиграть войну с одной из многочисленных антинаполеоновских коалиций и отправиться в почетную ссылку на остров Святой Елены.
Как вы поняли, общую канву жизни Бонапарта игра сохраняет. Игра начинается в 1793 году (в год казни Людовика XVI) и может продлиться максимально 25 ходов – до 1821 года (год смерти Наполеона). Движок игры – это 222 карты, и мне очень нравится, насколько плотно эти карты связаны игровыми механикам. Часть карт удаляется после розыгрыша, часть возвращается в колоду. Одни карты «обязательны к применению»; в случае с другими игрок сам решает, стоит ли их разыгрывать или просто отправить в сброс. Некоторые карты выходят из игры при выполнении определенных условий, для других карт нужны определенные условия, чтобы их разыграть.
Примеры можно перечислять долго: Кутузов удаляется из игры в 1813 году (год смерти полководца). Понятовский и Мария Валевская входят в игру после активации карты «Великое герцогство Варшавское». Мария-Луиза становится доступна для женитьбы только после победы над Австрией. Поход в Россию можно разыграть при наличии мира или нейтралитета с Пруссией и Австрией. Фактически колода изменяется каждый ход, но глобально – два раза за игру: когда генерал Бонапарт становится первым консулом и когда пожизненный первый консул становится императором Наполеоном I. В этих случаях игровая колода практически полностью заменяется на новую. Причем интересно оформлен сам переход на новый уровень. Так, например, чтобы стать первым консулом, нужно иметь определенное количество очков славы и политики по завершении военной компании и разыграть карту «18 брюмера». На ней старая добрая проверка на d10 с кучей тематических модификаторов. Государственный переворот – предприятие рискованное, так что при провале проверки игра завершается.
Что еще меняется по мере карьерного роста, так это влияние игрока на игровой процесс. По сути полноценная игра начинается только с этапа консульства. Работают все фазы хода, включая дипломатию, внутреннюю политику. Результаты военных кампаний активируют карты мирных договоров, договоры меняют положение великих держав на треке дипломатии, дают плюшки в виде очков славы, политики и дипломатии, позволяют разыгрывать определенные карты. Великие державы постепенно «обрастают» картами полководцев, императоров, политических деятелей и дипломатов, которые выкладываются на игровое поле, чаще всего отрицательно влияя на шансы игрока успешно завершить партию.
При кажущейся комплексности не стоит ожидать от «I, Napoleon» дотошных механик «Мистера президента». Политика, дипломатия, военные кампании хоть и хорошо связаны между собой, но выполнены очень схематично. По сути это те же проверки на d10, но с разными «свистелками» в виде модификаторов. В первую очередь «I, Napoleon» это все-таки не симулятор, а нарратив со всеми вытекающими последствиями. В игре в принципе нет понятий «Победа» и «Поражение», а партия завершается подведением итогов и определением роли вашего Наполеона Бонапарта в истории человечества, где самый худший результат – это «всего лишь строчка в учебнике истории» (Бонапарт погиб неизвестным генералом), а самый лучший – «один из величайших деятелей в истории человечества, основатель династии Бонапартов» (если до конца игры Наполеон удержался на троне, перешел порог в 100 очков славы и имеет законного наследника). Остальные варианты где-то посередине.
Из забавного: в игре даже можно согласиться на предложение Людовика XVIII, добровольно возвратить власть Бурбонам и тем завершить партию. В реальности Людовик действительно писал подобное письмо Наполеону, взывая к его совести, Бонапарт на письмо не ответил. В игре же вся штука в том, что если у игрока недостаточно очков политики, чтобы удалить карту «Людовик XVIII пишет» из игры, то предложение опального представителя монаршей династии придется принять. Шах и мат.
Планшет боевых действий. Идет война с Пруссией. Блюхер и карта вражеской кавалерийской атаки дают отрицательные модификаторы к боевому броску. После 2-ого боевого раунда к Пруссии присоединится Бернадот и накинет еще минусов. Мы разыграли маршала Сен-Сира, артиллерию и полководческие таланты Бонапарта.
В этой шутке геймдизайнера, как мне кажется, и кроется вся суть игры «I, Napoleon». Игра не про расчет, не про планирование, игра именно про эмоцию и ощущение эпохи, как и положено нарративу. Кто играл в «The Hunters/Hunted» поймут, о чем я говорю. Но, как и положено нарративу, в «Наполеона» противопоказанно играть много и часто. Механики простоваты, игровой процесс не слишком разнообразен. Возможно, поэтому «Наполеону» периодически прилетает за то, что у игры низкая реиграбельность (с чем я категорически не согласен). Я думаю, что реиграбельность «I, Napoleon» вполне себе на уровне тех же «Hunters», однако применительно к «Наполеону» есть важный нюанс.
У игры просто мощнейший вау-эффект, который присутствует первые 2-3 партии. На первых порах игра по уровню эмоций, по атмосфере находится где-то на уровне книг-игр или крутых легаси, когда каждая вытянутая карта вызывает реакцию в духе «Вот это поворот!». Победил в кампании против Пруссии и России – разыграй колоду «Польский вопрос». Объявил Польшу независимым государством – Россия твой враг до конца игры. Определенный исход некоторых военных кампаний автоматически запускает новые. И таких веток решений довольно много. Однако после неизбежного изучения эффектов карт игра теряет определенную долю своего нарративного шарма. Насколько быстро это наступит? Для понимая, из 222 карт за свою первую партию я разыграл 148 (специально посчитал после игры). Как говорится, выводы делайте сами.
Однако даже несмотря на это, игру довольно тепло приняли на BGG. Да, в случае с «I, Napoleon» я впервые залез на этот сайт: внезапно стало любопытно, что пишут про творение Рейсера «зарубежные партнеры». Плюс ко всему, сам Тед Рейсер в обсуждениях порадовал ценителей базовой коробки и сообщил, что почти готово дополнение к «Наполеону» с новыми кампаниями, новыми маршалами, новыми событиями и новыми поворотами судьбы Бонапарта, например, будет добавлена возможность побега в Америку. Наполеон действительно планировал такой вариант. Анонсирован, кстати, еще один русский военачальник. Готов поспорить на 100 наполеондоров, что это будет Багратион. Надо ли говорить, что для меня дополнение является автопокупкой?
Жена и любовница. При наличии в игре карты любовницы и незаконно рожденного сына можно разыграть карту «Развод», если законная супруга не смогла родить наследника. В этом случае развод не понадобился. Дезире Клари родила мальчика, который был наречен Королем Рима. +10 славы для Наполеона и возможность основать династию Бонапартов.
На сегодня мной сыграно 10 партий. И расклад по ним следующий. В четырех случаях Наполеон погиб на поле боя неизвестным генералом. Юзать карту тактики «Лидерство Бонапарта», согласно которой Наполеон лично ведет в бой пехотную колонну и получает мощный модификатор +3 боевому броску, оказалось не такой уж хорошей идеей (можно словить пулю в сердце на 1-2 на d10). В четырех случаях император был свергнут в результате государственного переворота. Ноль на шкале славы на этапе консульства или империи означает свержение, а славу в игре потерять очень легко. Один раз игра закончилась поражением в войне с Россией, Австрией и Пруссией, отречением и ссылкой на Святую Елену. Как видим, весьма историчный вариант. И только однажды мне удалось завершить игру абсолютным триумфом: принудить великие державы к миру, усидеть на троне и основать династию. То есть игра сама по себе довольно сложная, и добиться условно положительного результата – не так-то просто. И лично для меня это еще одна мотивация лишний раз разложить игру.
Отдельная тема – это оформление. Для этого варгейма художники постарались на славу, причем многие постарались еще за двести лет до выхода настолки. В оформлении использованы работы современников Наполеона. На картах мы видим карикатуры Томаса Роулендсона. Портреты Кутузова, Барклая и Беннигсена прямиком из Эрмитажа в прекрасном исполнении живописца Джорджа Доу. Карта «Развод» оформлена картиной Анри Фредерика Шопена 1843 года «Развод императрицы Жозефины». Перечислять можно бесконечно: фактически любая карта в игре вместила в себя произведение искусства XIX века, и трудно представить более удачное оформление для такой игры.
Император Наполеон I. +4 административных очка в фазу дохода. На эти очки можно активировать маршалов и карты тактик.
Может быть, Тед Рейсер сделал не самый выдающийся в плане игрового процесса варгейм, но суть правления Наполеона игра отражает предельно точно. Обратимся к словам самого императора, сказанные на переговорах с Меттернихом, министром иностранных дел Австрии. 1813 год. Буквально только что полумиллионная армия Бонапарта погибла в России, Коалиция теснит французов в Пруссии и Саксонии. Меттерних приезжает в Дрезден, чтобы склонить Наполеона к территориальным уступкам и «почетному» миру. Император в ярости заявляет следующее (цитата по Тарле): «Ваши государи, рождённые на троне, не могут понять чувств, которые меня воодушевляют. Они возвращаются побежденными в свои столицы, и для них это все равно. А я солдат, мне нужны честь и слава, я не могу показаться униженным перед своим народом».
Наполеон выстроил империю, идеологической и экономической основой которой стала победоносная война. Поражение в войне для Бонапарта означало потерю трона. Пока Великая армия гибла в России, в Париже чуть было не случился переворот. Рейсер уловил эту тенденцию и сделал главной идеей игры. Ноль на шкале славы – конец игре.
Трек дипломатии: Британия - вечный враг, Россия - враг. Испания нейтральна. Австрия и Пруссия вынужденные союзники после поражения в войне. Самое время объявить поход на Россию.
Штука в том, что в отличие от всех остальных ресурсов (очков политики, дипломатии и административных) очки славы в фазу дохода, вопреки названию этой фазы, почти всегда только теряются. Нужно пристроить бездарных братьев, нужно заткнуть рот мадам де Сталь. Шеф полиции Фуше ведёт двойную игру. Нельсон опять разбил французский флот. Континентальная система душит собственных ремесленников. В игре можно без особых усилий устроиться на -8 очков славы каждый ход. А вот где их брать? Ответ простой – на поле боя. Победоносные кампании против других великих держав: Пруссии, Австрии, России, Англии и Испании – это и есть основной источник власти императора. Но в то же самое время бесконечная грызня с законными монархами и продолжительные военные кампании приводят к ухудшению положения внутри страны (по ходу партии копятся отрицательные модификаторы на проверку внутренней политики).
В общем, эта погоня за ускользающей славой, постоянно стремящейся к нулю, и есть главная идея игры. И, на мой взгляд, реализована она очень хорошо. Да, механики игры простоваты, но: во-первых, все это весьма элегантно собрано в одно целое, во-вторых, уровень погружения в тему, историчности и нарратива очень высок. Рейсер снова сделал то, что блестяще делал много раз в «Путях славы», в «Stalin's War» и других своих играх: условия розыгрыша, игровые эффекты и свойства карт крепко связаны с историческим контекстом. И если этот контекст понимать, игра даёт отличный фан. Прямо сейчас я просто не могу назвать другую такую игру, которая бы также широко представляла эпоху Наполеоновских войн.
Самопальная памятка. В коробку нормальную памятку с последовательностью хода не завезли.
Хочу акцентировать внимание: без погружения в тему игра, увы, не сработает. По мере освоения «I, Napoleon» я довольно плотно подсел на профильную литературу. И могу сказать, что не раз и не два, читая Тарле или Робертса, ловил себя на мысли о том, насколько тонко Тед Рейсер передает этот самый исторический контекст с помощью игровых эффектов карт. В заключение мне остается только добавить тот небольшой список источников, которыми я пользовался, осваивая игру. Привожу их намерено без личной оценки, предоставляя читателю право самому определить актуальность и подводные камни тех или иных авторов.
Книги:
Л.Л. Ивченко «Бородинское сражение. История русской версии событий»
Е.В. Тарле «Наполеон»
Е.В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию»
Э. Робертс «Наполеон. Биография»
Видео:
Б.Г. Кипнис «Лекции по истории России»
Канал «Эпичная история»: серия роликов о Наполеоновских войнах
Пишем про варгеймы и околоисторические настолочки, иногда делаем переводы особенно понравившихся варгеймов в группе "Уютные настолочки" в ВКонтакте.