![]() |
Юникон-2025 |
2 марта 2025, нас ждёт очередная встреча на Фестивале настольных игр «Юникон» | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Pirate Republic: Africa Gambit |
Колодостроительное пиратское приключение/головоломка в духе Рыцаря-мага. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Ancient Blood - The Order of Vampire Hunters |
Борьба охотников с вампирами в нарративной ветвящейся кампании. | |
![]() |
Женский топ — 2025 / Голосование |
Начинаем принимать голоса! | |
![]() |
Идут сборы на Bardsung: Tale of the Forsaken Glade |
Улучшенный лесной сиквел к кооперативному данжен кроулеру Bardsung. |
А мы тут продолжаем эстетствовать и забрасывать вас историческими справками.
Дело в том, что на этот Новый Год мои родители подарили нам...
Как вы думаете что?
Конечно же, настольную игру!
Но не простую, а карточную игру, оригинал которой хранится в Эрмитаже.
Карточная игра «Алиса в Стране Чудес» от издательства Арка
Надо сказать, есть у нас у обоих необъяснимая страсть к играм: с историей, малоизвестным играм, забытым играм, непопулярным играм, самиздатовским и прочее и прочее в таком духе...
Илья говорит, это уже отдельный пласт нашей коллекции.
Вторая же наша уже более объяснимая страсть - красивое оформление!
Карточная игра «Алиса в Стране Чудес» от издательства Арка
Конечно, Алиса в Стране Чудес в данном случае больше сувенир, нежели игра, так как, безусловно, в мире современных настольных игр её механики устарели и выглядят максимально базово (хотя, впрочем, без этих механик не было бы в последствии и современной индустрии).
По сути, это самый элементарный сбор сетов.
У вас есть 48 карт, разделённые на 16 групп по 3 карты в каждой группе.
В группе есть Главная карта, и ещё две смежные, которые вам нужно найти либо, попросив у соперника, либо, вытянув из колоды при очередном наборе.
В начале игры каждый игрок берёт по восемь карт. После вы по очереди выкладываете какую-то Главную карту с руки и спрашиваете у соперника, нет ли у него какой-то карты, связанной с вашей Главной картой. Если вы попросили из двух именно ту карту, которой у соперника нет, то он "утаскивает" вслепую одну вашу карту себе. Если вы угадали, вы продолжаете ход, пока не ошибетесь.
Цель игры - собрать как можно больше карточных групп.
Однако в правилах написано, что вы можете менять правила данной игры, дополнять их, и вообще вести себя с ними весьма вольно.
Ещё в правилах сказано, что, чем больше народу задействовано в игре, тем веселее, и тут я согласна, так как такие игры, действительно, всегда были больше компанейскими, потому что их азарт вдвоём не раскрывается.
Но опять же повторюсь, игра очень простая, прямо вот очень, с этой точки зрения её вообще не стоит серьёзно рассматривать.
Но в ней мне нравится, повторюсь, другое - её история...
Как все знают сюрреалистичная, странная и неизменно притягательная сказка Алиса в Стране Чудес была написана математиком Чарльзом Лютвиджом Доджсоном, и издана под псевдонимом Льюис Кэрролл в 1865 году.
Чарльз Лютвидж Доджсон (он же Льюис Кэрролл)
Иллюстрации же к ней создал очень известный (уж точно больше Кэррола на тот момент) карикатурист Джон Тенниел, работающий в сатирическом журнале "Панч".
Джон Тенниел, автопортрет 1889 г.
Кстати, любопытный факт, но, несмотря на свои политические сатиры, в 1893 году Тенниел был посвящён в рыцари королевой Викторией. И впервые в истории иллюстратор и карикатурист удостоился звания "сэра".
И, если из начальный мир Алисы в Стране Чудес был "всё чудесатее и чудесатее", то, благодаря оформлению Тенниела он стал ещё "всё злободнее и злободневнее".
Иллюстрация к «Алисе в Стане Чудес», Джон Тенниел
Карикатурист, естественно, не смог пройти мимо актуальных и близких ему тем, а так как текст Кэррола весьма сатиричен и абсурден, то Тенниел добавил разные любопытные детали.
Иллюстрация к «Алисе в Стане Чудес», Джон Тенниел
Например, в иллюстрации с дерущимися Единорогом и Львом, художник придал их мордам черты известных политических оппонентов Великобритании XIX века - Дизраэли (лидера консерваторов) и Гладстона (лидера либералов).
Уильям Гладстон и Бенджамин Дизраэли
А ещё в сцене, где изображен суд над Червонным Валетом, чтобы показать очевидную несправедливость данной процедуры (как аллюзию на проблемы судопроизводства в Великобритании XIX века в целом), карикатурист нарисовал Бубнового Валета (то есть, суд проходит вообще не над тем, кого обвиняют).
Иллюстрация к «Алисе в Стане Чудес», Джон Тенниел
Вообще Тенниел и Кэррола (он же Доджсон), как я поняла, в вопросе оформления во многом не сходились.
Прототип сказочной Алисы - Алиса Плезенс Лидделл была брюнеткой, однако, даже несмотря на то, что Кэррол прислал художнику фотографию, тот заявил, что знает как выглядят маленькие девочки и нарисовал совершенно свою Алису, которая стала каноничной. Такой её позже изобразил и Дисней, и лишь такой - милой блондинкой в голубом платье мы её теперь и воспринимаем.
Алиса Плезенс Лидделл и Алиса на иллюстрации Джона Тенниела
Так же спорили математик и художник и по поводу пропорций тел. Видимо, Кэрролу как человеку точных наук непропорциональность сильно бросалась в глаза, тогда как Тенниел, будучи человеком искусства ухватывал эмоции и суть.
А ещё его отец, учитель фехтования, однажды случайно нанёс ему шпагой во время тренировки травму глаза, из-за которой художник плохо им видел, так что он предпочитал рисовать по памяти.
В общем, их несовпадение во взглядах вполне отражает воспоминание художника Гарри Фернисса, который говорил, что Тенниел назвал Доджсона старым занудой и зазнайкой-ментором, которого больше недели нельзя вытерпеть.
Мне в этой истории больше всего понравился тот факт, что "старый зануда" Кэррол был моложе Тенниела на 12 лет.
В общем, так или иначе, но, даже не смотря на все расхождения было ясно одно - идеальнее иллюстраций, чем Тенниел к Алисе не нарисует никто.
И в 1865 году книга увидела свет.
«Алиса в Стане Чудес» с иллюстрациями Джона Тенниела, 1865 год
Хотя первый тираж в 2000 экземпляров был уничтожен (а в некоторых источниках было сказано, что продан в США) из-за того, что Тенниел посчитал иллюстрации плохо напечатанными.
Кстати, в России книга вышла в 1879 году с непривычным для нас названием "Соня в Царстве Дивы".
«Соня в Царстве Дива», 1879 год
Изначально иллюстрации к Алисе были чёрно-белыми, но в 1890 году издательство Macmillan выпустило сокращённый самим Кэрроллом вариант для малышей, который назывался "Детская Алиса".
Для неё Тенниел раскрасил 20 своих иллюстраций из 42 в соответствии с цветовыми канонами классической английской колоды карт (чёрный, синий, красный и жёлтый), а обложку для этой книги сделала английская художница Эмилия Гертруда Томпсон.
Классические цвета карточной колоды
И уже с этими раскрашенными иллюстрациями и была в 1899 году выпущена фабрикой "Thomas De La Rue & Co" карточная игра, образец которой хранится в Эрмитажной коллекции.
Кстати, адаптацию рисунков к колоде 1899 так же сделала Эмилия Томпсон.
Иллюстрации к «Алисе в Стане Чудес» в черно-белом и раскрашенном варианте, Джон Тенниел
А вот в Эрмитаж колода карт с Алисой попала в составе коллекции генерал-майора инженерных войск Д.П. Ивкова, который собирал различные карточные игры.
Дмитрий Петрович Ивков (1849-1916)
Этакий первый настольщик был, судя по всему, генерал-майор, и говорила ему, возможно, жена его: "Дмитрий, ну, доколе Вы будете заполонять Вашими картами все наши почивальни?"
А он ей отвечал: "Наталья, ну, так то мне с самой фабрики доставили, редкая вещица ведь!"
Так что, покупая ту или иную игру, друзья мои, помните, однажды она может стать редкой и попасть в коллекцию Эрмитажа (особенно с иллюстрациями Венсана Дютре добавляет тут Илья).
P.S. Ну, а пока подписывайтесь на мой блог в ВК → жизнь жены настольщика