AoiNagisaSan написал 6 минут назад к игре Осквернённый Грааль. Падение Авалона: # Вот как раз в 3-4 главе мой персонаж стал слишком сильным для большинс...
AoiNagisaSan написал 8 минут назад к игре Осквернённый Грааль. Падение Авалона: # Иконографика понятная это когда при сетапе игры тебе нужно отобрать ка...
AoiNagisaSan написал 11 минут назад к игре Осквернённый Грааль. Падение Авалона: # Тоненькие карты, из которых составляется поле. Эти карты нужно постоян...
DeLorian написал 15 минут назад к игре Как Красить Игровые Миниатюры Эпизод 6: # Киллера нанять, кстати, дешевле, чем просадить миллион рублей на поигр...
Hireidan написал 22 минуты назад к игре Cyberpunk 2077: Gangs of Night City: # https://disk.yandex.ru/d/AcqLY07xWK_7dw Буквально 3 или 4 комментарий...
Идут сборы на G.I. JOE: Operation Cobra
Кооперативный тактический экшен по популярной франшизе.
Идут сборы на Titan Zero
Не очень серьезный босс баттлер со спасением Земли с помощью расстановки кубиков...
Предзаказ на Ascendancy
Эпическая фэнтезийная 4х стратегия.
Отправляемся развивать промышленность Японии!
Это экономическая стратегия с глубоким планированием и тесным взаимодействием, г...
Идут сборы на Fight Deck
Быстрая карточная дуэль в стиле классических файтингов.

makemake

Репортаж с конференции исследователей настольных игр в Хемнице

24 апреля 2025

Информация

добавить
Дата: 24 апреля 2025
Оценка пользователей
8.7548
-

Пару недель назад мне посчастливилось посетить международный слёт исследователей настольных игр, который проходил в этом году в городе Хемнице, Саксония, в советское время именовавшимся Карл-Маркс-Штадт. В этом посте я коротко расскажу и покажу, что интересного я там услышал и увидел.

 


Великий Карл

 

Board Game Studies Colloquium проводился уже в 27-й раз! Первая встреча бордцовского клуба проходила в далёком 1995 году, а в 1997 вышел первый номер одноимённого журнала Board Game Studies, который издаётся по сей день. Основатель и редактор журнала Alex de Voogt, голландский исследователь, ныне профессор одного из американских университетов, чью лекцию я также посетил за день до начала конференции — в Берлине. Мне удалось пообщаться во время кофе-брейка с отцом-основателем боард-гейм-стадиз и задать ему пару вопросов. 

 

В беседе я упомянул теорию, которую вычитал в одной из любимых статей на Тесере, автор которой предлагал делить классические настольные игры на 4 категории, отражающие основные аспекты жизнедеятельности человека — войны (шахматы), походы (нарды), управление территориями (го) и сельское хозяйство (манкала). Я рассказал, что в рамках своего арт-исследовательского проекта в Бишкеке интересовался местной манкала-игрой под названием тогуз-коргоол

 

Я поинтересовался, если игры с механикой манкала посвящены сельскому хозяйству, то можно ли выдвинуть тезис о том, что среди некогда кочевых народов Центральной Азии эти игры, принесённые арабами из Африки, стали популярными именно при переходе к осёдлому образу жизни? По мнению херра Вогта, данная теория устарела; в классических играх тема может быть легко реинтерпретирована в зависимости от местного контекста. Например, у кочевых народов вместо совместного пула семян, которыми управляют игроки, перемещая их по лункам — тематически могли быть овцы на выпасе.

 

 

Среди выступающих на коллоквиуме в Хемнице было много людей в преклонных годах, немудрено, столько лет исследовать настолки! Как коллоквиум, так и журнал в большей степени посвящены исследованию классических настольных игр — шахмат, нард, игр семейства манкала. Однако среди лекторов были и более молодые исследователи, чей интерес зачастую связан с играми более современными.

 

Изучив программу, я выбрал один из дней, чтобы приехать в Хемниц лично (в остальные дни я выборочно прослушал несколько докладов через Зум). Много выступлений были посвящены музеефикации настольных игр; например, я узнал, что единственный полноценный музей настольных игр находится именно в Хемнице, который имеет в этом году престижный статус культурной столицы Европы. Я было хотел уточнить, в Москве и Петербурге тоже есть музеи настолок, но погуглив выяснил, что оба этих небольших музея при магазинах Игровед закрылись в позапрошлом году.

 

Среди проблем музеефикации настолок упоминалось то, что в игры надо играть, а не только смотреть на них за стеклом в качестве экспоната. Например, медитативный звук перекладывания камушков в играх семейства манкалы является очень важным аспектом игры. Другая проблема музеефикации современных настольных игр связана с повсеместным использованием пластиковых компонентов, с которыми музейные работники не хотят иметь дела — неизвестно как со временем будет менять свои свойства пластик и как его при необходимости реставрировать.

 


Шахматы из покрышек

 

Один из докладов был полностью посвящён истории современных материалов в играх — производители новых видов резины, пластика и других материалов, призванных заменить, например, слоновую кость, очень часто рекламировали их через создание своих комплектов шахмат и шашек. В докладе американского исследователя были примеры даже из СССР.

 

Название другого доклада вызвало у меня особый интерес, так как в нём упоминались сразу два моих главных хобби и иследовательских темы — настольные игры и граффити. Правда лекторка из Индии рассказывала не про современные настолки и молодёжную уличную субкультуру, а про древние настенные индийские игры выточенные на стенах древних храмов, которые они с коллегами выискивали в джунглях в штате Махараштра.

 

Однако мой интерес всё же связан с более современными феноменами, поэтому блок, на который я приехал в Хемниц, был посвящён настольным играм в Германии ХХ века. Тут можно отметить, что помимо самой лекционной программы, на площадке коллоквиума был организован небольшой музей настольных игр, в котором было представлено много очень занятных старых настольних игр, в том числе игр, сделанных в ГДР.

 

 

 

 

 

 

Первый из выступающих в блоке как раз рассказывал про то, как геймдизайн развивался в те годы, основной фокус был сделан на игре Train и её авторе, вероятно, единственном профессиональном гейм-дизайнере в Восточной Германии. В те годы издательства были готовы публиковать игры, но они были очень ограничены в том, что они могли произвести. Например, один из авторов получил отказ в публикации по причине того, что издательство просто не могло произвести игру. Зато на складе скопилось много фишек домино и автору предложили взамен придумать настолку с доминошками. 

 

 

 

 

Анализируя игру Train, редкий по тем временам пример достаточно комплексной стратегической экономичесткой игры, лектор отмечал её необычные аспекты; например, большинство ресурсов и элементов на поле принадлежали всем игрокам, что, вероятно, отражало идею отказа от частной собственности в социалистических странах.

 


Самодельные игры в ГДР

 

Следующий доклад, который мне лично был интересен больше всего, был посвящён менее официальным аспектам настольного хобби в те годы — самодельным играм. Лектор, со-автор книги про игры в ГДР и представитель организации, связанной с использованием игр в образовании, рассказывал о том, как люди создавали свои копии известных на Западе игр — конечно в первую очередь «Монополии». 

 

 

 

Среди примеров в книге и докладе много весьма творческих интерпретаций известных игр, в которых менялись не только названия, flavor текст и сеттинг (что само по себе тоже очень интересно), но и механики игр. Например, известная «Игра в жизнь» была переделана одним из энтузиастов таким образом, что события влияли на всех игроков, а не только на одного или одну из них — это, вполне вероятно, так же отражало менее индивидуалистическую природу жизни при социализме. 

 

 

 

Некоторые из игр были весьма политизированы, поэтому были и примеры, когда подобными подпольными авторами и их творениями интересовались сотрудники Штази.

 

 

Последний доклад в блоке, который я послушал и побежал на вокзал ловить свою электричку обратно в Берлин, был посвящён семейке 1930-х годов под названием «Евреи, вон!» — игроки, порядочные немцы того времени, заняты походами по еврейским магазинчикам и вычислению там евреев, которых затем надо высылать из страны. В конце игры тот или та, кто смогут выслать из Германии больше мигрантов (ой простите, евреев) — побеждают. 

 


Настольная игра Juden Raus

 

Автор доклада, на мой взгляд, весьма вольно интерпретировал некоторые аспекты игры. Например, он тестировал игру на шестерых и обнаружил, что при таком составе игроков часто фигурок шляп, симполизирующих евреев не хватало. Из этого он делал вывод, что за этим крылся какой-то глубокий смысл. После доклада, один из слушателей в зале так же, как и я, поставил это утверждение под сомнение, справедливо отметив, что скорее всего издатели просто сэкономили и не стали указывать в правилах, как это сейчас часто делают, что тех или иных компонентов должно быть достаточно и при необходимости их можно заменить чем-то ещё.

 

 

Мой путь в Хемниц и обратно пролегал через города, вероятно знакомые многим настольщикам по игровому полю «Нуклеум», стратегической настольной игре в сеттинге альтернативной истории 19 века. Мой особый интерес в настолках — это транспортные игры. Сейчас я работаю над большим видео о репрезентации транспортных сетей Берлина и его окрестностей в настольных играх. Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, чтобы узнать когда это и другие видео будут опубликованы, и не только это. Хороших всем игр и путешествий (игровых и взаправдашних)!

 

 


Всё такое родное...

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
igelkott написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Großkopf — замечательная фамилия у этого единственного геймдизайнера:))

Про игру Rätselräume (на фото стенда Playing History) могу добавить, что её бесплатно высылали всем желающим школьным учителям (ну и кому угодно ещё), она сопровождается методичкой, как с игрой работать в классе. А в целом это интересный опыт раскрытия нарративов через игру-квест. Мы прошли только первый этаж, там в заброшенном помещении магазина мы узнаём историю армян из Турции, убежавших от геноцида, но несколько десятилетий спустя также вынужденных покинуть этот дом под давлением уже местных националистов.
В общем, хороший пример, как можно не беречь милый сердцу картон от политики. А также хороший пример как школа может работать с настолками, и наоборот, авторы работать со школой, вместо вот этого обычного «купите нашу самую дорогую игру, моя знакомая училка сказала,что она развивает всё».

makemake написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Фамилия говорящая :) Кстати я как фото его увидел, сразу про тебя подумал, вы чем-то похожи! :)

Надо к ним в офис заехать пообщаться и узнать подробнее как они используют игры в образовании.

igelkott написал полмесяца назад: #

А ещё я присмотрелся к картам ГДР, за Бранденбург, конечно, обидно:(:

csdbatman написал полмесяца назад: #

Большое спасибо за статью! Очень интересно!

Barneo написал полмесяца назад: #

Вау, вот это действительно интересно, побольше бы таких обзоров на тесере! Спасибо автору!

Guautemock написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Спасибо. В целом интересно. Но не хватает, конечно, более подробного рассказа про доклады. Очень по верхам. Конфетку показали, но попробовать не дали.)

makemake написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Спасибо! Я постарался выделить только ключевые и самые занятные, на мой взгляд, тезисы докладов. Если вам хочется глубже погрузиться в мир академических исследований настолок, то советую почитать сам журнал, статьи есть в открытом доступе: https://sciendo.com/issue/BGS/18/1

Guautemock написал полмесяца назад: #

круть

ivan111 написал полмесяца назад: #

Необычное событие - интересно!