FinnTroll написал полчаса назад к игре Предел. Заражение: # Кризисы двора активируются слева направо. В первом слоте лежит кризис,...
danceandfight написал полчаса назад к статье Final Fantasy — Настольная игра: # Я имею ввиду ремастеры старых игр до ps1 включительно, которые без сов...
kovy17 написал полтора часа назад к игре Senjutsu. Битва за Японию: # Ребята есть у кого фото карт? У меня англ версия я не всё понимаю
Siar написал 2 часа назад к статье Final Fantasy — Настольная игра: # Угу, особенно по их продажам видно)
danceandfight написал 2 часа назад к статье Final Fantasy — Настольная игра: # В 2025 и Skies of Arcadia выглядит малоиграбельной -- jRPG чудовищно п...
Идут сборы на Rove + Rove: Anchorpoint
Фэнтезийная кампания с тактическими боями в духе "Мрачной гавани".
Идут сборы на Year of Relics: Relics of Rajavihara
Соло головоломка с размещением блоков и множеством уровней.
С миру по нитке [19.11.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Очередные неутеш...
Башня анонсов (часть 2)
Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время.
Идут сборы на Gone to Gaia
Масштабный сюжетный кооператив с открытым миром.

boardgamer_wife

Трудности работы знаткими или впечатления об игре Черная Книга

21 октября 2025

Информация

добавить
игры Чёрная книга
компании Hobby World
Дата: 21 октября 2025
Оценка пользователей
9.2544
-

Когда-то я говорила о том, что не то, чтобы совсем не люблю компьютерные игры, но, как-то у меня не хватает на них вечно времени, сил и тд, и я в любом случае предпочту настольную игру компьютерной.

 

Тем радостнее мне, когда интересные и самобытные компьютерные игры воплощаются в настольных версиях!

 

Чёрную Книгу, ещё в компьютерном её варианте, мы заприметили вот прямо сразу, как случился её анонс. Но, как водится у нас с компьютерными играми, как-то так и не сложилось её пройти. Я считаю, что это, конечно, наше упущение, и, возможно, мы однажды сможем исправить сие недоразумение!

 

Потому что Чёрная Книга – это потрясающий по своему историческому бэкграунду проект, создатели которого, а именно студия Мортешка, действительно, максимально погрузились в выбранную ими тематику. Более того – это проект отечественный, отражающий очень интересный суеверно-бытовой, мифологический пласт нашей культуры конца XIX века.

 

Пока мы играли в настолку от Hobby World, а я писала статью, читала в том числе интервью с авторами компьютерной Черной Книги, и восхищалась их трудом над изучением материала, пасхалками и деталями, встречающимися в таких мелочах, как название лавок, доски у церкви, намекающие на будущий пристрой к ней и тд.

 

И такой подход создателей игры, безусловно, побуждает узнать что-то новое о данном периоде в контексте религиозных и суеверных обычаев.

 

 

Книга историй из игры Черная Книга (фото мое)

 

Скажу откровенно, я очень люблю славянскую мифологию. Но! Я всегда была ближе к изучению скорее дохристианского или раннехристианского периода. То есть, да, мои интересы в славянской культуре примерно в том периоде, где Перун становится Ильёй Пророком, но так, еще из Волхова нерешительно выглядывает, авось что да поменяется...

 

А вот период уже XIX - начала XX века, который я для себя характеризую, как "гогольщина" - то бишь, черти всякие, очень много бытовых сюжетов и тд - как-то всегда были от меня сильно далеки, казались в своей этой приземленности скучными и чересчур социально окрашенными.

 

И Чёрная Книга дала возможность в этот период ещё раз войти, осмотреться и понять, в чем его интерес, атмосферность и уникальность.

 

Безусловно, у меня был большой соблазн в статье поговорить о каждом мифологическом существе, которые присутствуют в игре, создать некий путеводитель, но, как выяснилось, авторы все продумали, составив глоссарий Чёрной Книги, вот тут его можно посмотреть: https://crowdrepublic.ru/projects/1067397/news/1054743

 

Впрочем, если вам будет интересно про кого-то из "существ" узнать поподробнее, я вам с удовольствием напишу отдельную статью (так что, пишите в комментариях, пожалуйста, если вас кто-то отдельно интересует).

 

Я же хочу начать рассказ об игре небольшим введением в общий контекст происходящего.

 

━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━

 

Общий контекст игры

 

━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━

 

Итак, действие разворачивается в Чердынском уезде конца XIX - начала XX века.

 

Вообще, мало что знала я о Чердыне до данной игры, а оказывается, край-то это, и впрямь, словно олицетворение темного славянского фэнтези - древний, суровый, полный своих особенных легенд и суеверий, которые в одной заметке и не расскажешь все.

 

Чердынь считается самым древним городом Перми Великой, которая в свою очередь по мнению некоторых историков является прообразом легендарной земли Биярмия.

 

Морская карта Олафа Магнуса 1539 год

 

 

Из различных этнографических, исторических и культурологических заметок и статьей образ Чердыни конца XIX века рисуется довольно суровый и мрачный. Во всяком случае, цветущим краем это место назвать нельзя.

 

Земский врач М.М. Чашницкий в своей работе про медицинскую статистику в Чердынском уезде того периода отмечает скудную растительность вокруг деревень, которая оживает только к началу лета, плохие условия жизни, отсутствие грамотности среди крестьян, скудный рацион питания и антисанитарию.

 

Тем не менее, другие исследователи так же отмечают активное развитие промышленности в тот период времени, так как пермский край богат на полезные ископаемые.

 

Домны Кутимского завода (фото с просторов Интернета)

 

Неудивительно, что совокупность таких факторов, как богатая история, древнее происхождение края, но тяжелые условия жизни и невысокий уровень образованности приводит к большому количеству изустного творчества, основанного на смешение религии, суеверий, старых преданий и социальных проблемах.

 

В.Л.Метенков, 1888-1890, Ныроб - Соликамск - Чердынь (фото с просторов Интернета)

 

Русская культура после принятия христианства вообще всегда была склонна к смешению православных паттернов с языческими. Это в принципе известная характеристика всего нашего фольклора. Но в XIX веке, на мой субъективный взгляд, это носит совершенно особый характер, так как, опять же по моим наблюдениям, чем глубже в старину мы уходим, тем меньше встречаем проявления чего-то бесовского, какой-то чертовщины. Там будут параллельно, безусловно, существовать жития святых и поверья о леших, домовых, русалках и прочих подобных персонажах, но как будто, существование именно дьявольских сил, воплощенное в его слугах в виде всяких демонах, чертах и прочих сглаживается, опускается, во всяком случае не особо бытует в творчестве.

 

Но вот к XIX веку вся эта чертовщина словно вылезает откуда-то и постепенно очень крепко вплетается в народные истории. При этом, как мы все помним еще из школьной программы, образ черта у нас больше такой лубочный, сатирический. Неприятный, хитрый персонаж, но всегда в конце побеждаемый.

 

Создатели Черной Книги отмечали, что в основе всего сюжета и его ответвлений лежат былички. Собственно, быличка – это как раз тот жанр, в котором переплетаются быт, повседневность, социальность и встреча с потусторонней силой. Быличка, как правило, рассказывается от первого лица и чаще всего «строится по схеме: неожиданная встреча, описание внешнего вида мифологического существа, его действие или исчезновение. Характерен элемент внезапности, страха перед столкновением со сверхъестественным (именно реальной силой, а не вымышленным существом), иногда – печальный исход или последствия» [5].

 

Что весьма похоже на механику данной игры, в которой, по сути, каждый ваш ход несет некую неожиданную встречу, взаимодействие с неким потусторонним существом и последствия от произошедшего.

 

Кстати, адаптацией быличек к Черной Книге занимался фольклорист и краевед Константин Шумов, который помимо научной деятельности является еще и автором книг под псевдонимом Василий Тихов, а также создателем настольной игры «Шёл солдат со службы». Игра вышла в 1992 году, и является бродилкой с дополнительными событиями по мотивам сказок, и про эту игру, безусловно, стоит писать отдельно, так как, несмотря на простую механику, игра очень интересная в плане сказочных архетипов. Кстати, напишите мне в комментариях, играли ли вы в эту игру?

 

Реконструкция игры «Шел Солдат со службы» от Александра Филиппова (фото с просторов Интернета)

 

Еще один интересный факт связан с тем, что прототипом киловяза деда Егора из Черной Книги послужил персонаж сборника сказок Василия Тихова «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии».

 

Василий Тихов «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии» (фото с просторов Интернета)

 

 

Киловяз – это, если что, просто характерное для пермского края название колдуна, способного насылать болезни (но и избавлять от них).

 

Так как в игре вы играете знаткими, мне кажется, акцент на то, что дед Егор именно киловяз сделан для того, чтобы показать его более темные и древние, нежели, у других игроков, знания и связи с нечистой силой.

 

Так, собственно, кто же такие знаткие, роли которых вам предстоит примерить в данной игре?

 

Знаткие Василиса и дед Егор из игры Черная Книга (фото мое)

 

 

Если кратко и обобщенно, то надо понимать, что в славянской мифологии очень четко разделяется два понятия – колдуна и знахаря.

 

И все производные от колдунов – это все персонажи неоднозначные. Они как бы не добрые, и не злые, и, если к ним относится с уважением, они и помочь могут, но могут и порчу наслать, и в целом с нечистыми силами водятся.

 

Знахари же – больше целители, причем, заговоры их основаны на христианских мотивах, молитвах и терминах. Они посвящены в тайны потустороннего и мистического больше обычного обывателя, но с чертовщиной всяческой не водятся, просто лечат людей травами да молитвами по большей части.

 

«Знахарь и знахарка — есть ныне самое обыкновенное название для таких людей, кои слизывают от глазу, снимают всякую порчу, угадывают о пропажах и проч. Колдун, колдунья, ведун и ведунья встречаются реже, и должны уже непременно знаться с нечистой силой, тогда как знахарь, согласно поверью, может ходить во страхе Божием и прибегать к помощи креста и молитвы» [4]

 

И вот очень хочется по созвучности слов знатких отнести к числу знахарей. Но нет!

 

Знаткие, они, как будто где-то между, но чуть ближе к колдунам, так как встречается определение знаткого и как лекаря-колдуна, и как знахаря, однако, по записанным народным высказываниям становится понятно, что относились к ним настороженно, иногда даже негативно, но в случае необходимости все равно обращались к «знающим людям» за помощью.

 

Вот такие, например, высказывания приводит Марина Власова в Энциклопедии русских суеверий:

 

«Кто знаткой, тот и пускал порчу» (Том.);. «Корова заболела — пошли к знатоку» (Волог.); «Знатники-злодеи напускают тоску» (Дон); «Малый все плачет, понесу к знакулье» (Брян.) [3]

 

Так что, какую сторону вы примете в игре – это уже вам решать…

 

Знаткие Василиса и дед Егор и игровые кубики из игры Черная Книга (фото мое)

 

━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━

 

Впечатления от игры

 

━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━

 

 

События настольной игры происходят уже после компьютерной истории, но не являются прямым продолжением предыдущего сюжета - персонажи и место все те же, но играть в неё можно смело без компьютерной версии - там своя длинная история преимущественно Василисы, здесь же кооперативные миссии-приключения. Краткие истории каждого персонажа в игре рассказаны, но опять же на сюжет это особо не влияет (разве что на первоначальное количество грехов).

 

Игра состоит из шести приключений, которые в свою очередь включают в себя несколько глав.

 

В каждой истории у вас будут определенные задания, которые необходимо выполнить до того, как народ начнет возмущаться и вас ненавидеть. Потому что вы – знаткие, так что вас боятся, уважают, но и обвинять вас в связи с нечистой силой начнут только повод дай.

 

Игровое поле из игры Черная Книга (фото мое)

 

 

А с нечистой силой вы, будем честны, крепко связаны, даже бесы у вас у всех есть. Три штуки на знаткого. Это вам такой довесок ко всем прочим заданиям.

 

Бесов можно послать поработать, тогда они не будут вас донимать в течении дня, однако работы эти в большинстве своем, ну, скажем так, не всегда этичны. Соответственно, за их труд вы получите не только их отсутствие в вашем и без того не самом простом дне знаткого, но и какие-то бонусы (деньги, предметы и т.д.). Но также, за услуги столь неблагочестивых помощников вам выдадут и грехи.

 

Работа для бесов из игры Черная Книга (фото мое)

 

Грехи – это отдельная боль всей игры. Изначально у каждого из вас их не то, чтобы много (только дед Егор отличился, киловяз старый).

 

И кажется порой, что парочка грешков знаткому не повредит…

 

Но, как довольно быстро становится понятно, что, чем их меньше, тем во многом вам проще.

 

Вообще в плане прохождения игры у нас очень быстро выработалась одна простая стратегия. И почти всю игру мы ее старались придерживаться. Заключалась она лишь в одной мысли – чем меньше грехов у вас на душе, тем спокойнее вам живется.

 

У нас даже дед Егор держался как мог! Он был почти безгрешен. Почти без черных слов в заговорах. Пока в какой-то момент (видимо, после грибного хлеба, который на удивление был в светлых словах) деда не понесло в боевые искусства…

 

Белые и черные слова для заговоров из игры Черная Книга (фото мое)

 

В общем, он у нас прямо бойцовский дед получился. Так, как он расправлялся с нечистью, пожалуй, до него расправлялся лишь Геральт из Ривии. Этакий Ведьмак Чердынского уезда…

 

Извините меня за это баловство, но я не удержалась…

 

Кстати, за всю игру Илья ни один раз сравнивал все происходящее с вселенной Ведьмака, причем с компьютерной в большей степени. Думаю, квестовость заданий, тесная связь с нечистью и славянский фольклор делают свое дело…

 

Короче, под конец игры наша безгрешная стратегия немного трансформировалась в тандем не очень высокоморального деда Егора и ханжи-Василисы.

 

Но справлялись мы с заданиями довольно резво. Наши боевые встречи выглядели следующим образом – дед просто очень сильно и долго всеми возможными заговорами уничтожает нечисть, пока Василиса прячется где-то, стараясь выжить (так как у нее преобладают заговоры защиты). Зато проверки на защиту, дипломатические беседы со священниками и спасение всяческих тварей – это все на ней.

 

Правда, в денежном плане дед явно мутил какой-то бизнес со своими бесами, так как денег у него всю игру было подозрительно много. Потому приходилось Василисе разводить его на добрые дела, которые требовали финансового вмешательства…

 

Как, например, с собаками. Не то, чтобы это ключевая какая-то история, так что не особо воспринимаю ее спойлером…

 

Но я так хотела выкупить в одном задании собак! Думала, мне к кошке-Прошке дадут компанию.

 

- Дед, я должна спасти собак… Дай мне денег на собаку!

 

И мы их таки выкупили. И они после этого просто ушли на просторы Чердыни бродить своей собачьей дорогой…

 

А вот так выглядят предметы и атмосферные мешочки для них из игры Черная Книга (фото мое)

 

 

Вообще, наверное, уже понятно, кто мой любимый персонаж в этой игре, даже несмотря на то, что играла я за Василису.

 

Но Дед Егор породил в процессе столько порой дурацких (вроде этого), но очень для нас смешных, локальных мемов, обсуждений и шуток, что не любить его просто невозможно…

 

А еще невозможно не любить разнообразные отсылки самой Черной Книги…

 

Мой любимый набор отсылок – это целая глава, сюжет которой ненавязчиво так, но почти в каждом действие, предоставляет нам оммажи на песни группы Король и Шут.

 

Что мне не очень понравилось, так это то, что навыки персонажей каждую главу как бы обнуляются до базовых – это касается ваших спутников, слов (кроме ваших базовых) в заговоре, предметов.

 

С одной стороны, это понятно, так как боевые встречи очень часто там рандомные (вытягиваются вслепую из одной из колод с демонами или нечистью), и, если после первой-второй главы прокачать персонажа до непобедимого уровня, то сложность будет потеряна.

 

С другой стороны, немного обидно… Хотелось какого-то развития персонажа, если не в плане моральном, но хотя бы в области скиллов.

 

Но нам игра, при нашей стратегии во всяком случае, не показалась очень сложной, так что такой ход с приведением всех героев в начале новой главы к базовому знаменателю характеристик, позволяло держать небольшое напряжение.

 

Конечно, самая азартная и нервная глава – это финал, но без спойлеров рассказать, что там происходило, увы, не получится, так что, считайте, я вас заинтриговала…

 

Жетон первого игрока из игры Черная Книга (фото мое)

 

До этого сюжет развивается плюс-минус спокойно. Не без трудностей, динамично, но не критично (но мне вообще часто не хватает кризисности в играх, в любых, так что я тут не могу быть объективной).

 

Ваши выборы, безусловно, влияют на сюжет, но прямо совсем провалиться, мне кажется, сложновато.

 

Но с точки зрения самого сеттинга, атмосферы, персонажей, отсылок, Черная Книга мне очень понравилась.

 

Несколько примеров нечисти из игры Черная Книга (фото мое)

 

Так что, если вы ищите самобытную нарративную игру, любите кооперативы, мифических существ, темное фэнтези и атмосферу русского фольклора XVIII-XIX века, то Черная Книга – просто прекрасный вариант игры.

 

Не знаю, будут ли к ней какие-то дополнения, может, продолжения…

 

Но я бы с удовольствием поиграла.

 

И, если вы еще вдруг не видели, я так вдохновилась миром игры, что по ее мотивам написала песню и даже сняла клип.

 

━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━

 

Источники

 

━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━

 

1) Агафонов И. С., Нагибина Н. П. История Чердыни и Чердынского уезда Пермской губернии по материалам этнографических очерков и рассказов XIX–XX веков, Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2024. Т. 10, № 1. С. 105-119

 

2) Будур Н. Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков, Молодая гвардия, 2008, 414 с.

 

3) Власова М. Энциклопедия русских суеверий, СПб, Азбука-классика, 2008, 622 с.

 

4) Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Аргументы недели, 2017, 208 с.

 

5) Мисник М. А. Быличка. Большая российская энциклопедия.

 

6) Чашницкий М.М. Материалы к исследованию Чердынского уезда в медико-статистическом и санитарном отношениях, составитель Воложанинова Светлана. Жизнь и быт крестьян Чердынского уезда в конце XIX века — Чердынский музей.

 

7) Славянский колорит: беседа с авторами RPG «Чёрная книга» — Фольклорные сюжеты в играх: fanfanews — ЖЖ

 

Ну, а чтобы не пропускать новые статьи, обзоры, клипы о настольных играх, подписывайтесь на мой паблик → жизнь жены настольщика.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
LocoS написал месяц назад: # скрыть ответы

ура, снова образцово-показательный материал на тесеровских просторах!
опечаток только многовато (

boardgamer_wife написала месяц назад: #

Спасибо)))
Да, опечатками у меня бывает, это правда...
Вообще стараюсь вычитывать, но, видимо, из-за того, что часто отвлекают, не все замечаю ((((

Guautemock написал месяц назад: # скрыть ответы

Преклоняю колена перед эти материалом!

boardgamer_wife написала месяц назад: #

Ой, ну, Вы меня засмущали прямо ^^

csdbatman написал месяц назад: # скрыть ответы

Отличная статья! Спасибо!

boardgamer_wife написала месяц назад: #

Вам спасибо за этот отзыв ^^

Proti написал месяц назад: # скрыть ответы

Очень интересная статья. Спасибо!

boardgamer_wife написала месяц назад: #

Спасибо, приятно слышать ^^

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

На 2 дополнения кстати недавно предзаказ был.

А в Шел Солдат со службы играл, да. Атмосферная по меркам ходилок.

boardgamer_wife написала месяц назад: #

Да, про дополнения знаю, но статья в ВК была выпущена еще до информации про допы, а сюда перенесена, к сожалению, вот только сейчас, когда дополнения уже анонсировали...

Про Шел Солдат со Службы тоже перенесу в ближайшее время статью)))