-AdRiver-
Zmey написал 5 минут назад к игре Time of Legends: Joan of Arc: # Вот это, конечно, было бы печально. Но тут уже не только с предзаказам...
Zmey написал 10 минут назад к игре Palm Island: # Всё, правила тоже нашел. Выложил. Карты и правила, само собой, на англ...
Zmey написал 15 минут назад к игре Palm Island: # Выложил файл для ПнП со всеми карами. Сейчас поищу правила.
Stereochild написал 29 минут назад к новости С миру по нитке [20.04.2018]: # Возможно, потому что издатель американский. Но это не точно.
UAnonim написал полчаса назад к игре Запретные звезды в третий раз: # Судя по всему стартовую раскладку генерили неправильно, так как не мож...
Seasons. Предзаказ на CG
Уникальное издание на русском языке!  
С миру по нитке [20.04.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.
Портал в мир приключений [19.04.2018]
Что сейчас происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем...
Голосуем кошельком [18.04.2018]
О том, что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках.
GaGa Games локализует Bunny Kingdom
Издательство планирует выпустить игру Ричарда Гарфилда уже в этом году.

EvOL

Caverna, или Тяжело быть гномом

09 декабря 2013

Информация

добавить
игры Caverna: Пещерные фермеры
Дата: 09 декабря 2013

Рейтинг 9.22

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 9.2272
-

Вот и пришло время покрутить в руках очередное творение Уве Розенберга — Caverna: The Cave Farmers. Данная игра безбожно эксплуатирует все основные механики главного шедевра Уве — «Агриколы». Что же мы имеем: самоплагиат или эволюцию? В процессе анализа новой игры постараемся не только обсудить её игровой процесс, но и попытаться сравнить её со старшей сестрой в поисках ответа на этот вопрос.

 

Игровой процесс в Caverna прост и узнаваем. Игра делится на определённое количество раундов. Каждый раунд заключает в себя следующие фазы:

  1. Появление новой карты действия на поле и добавление ресурсов на карты, производящие оные.
  2. Распределение рабочих по соответствующим картам действия и выполнение выбранных действий (сбор ресурсов, вспашка поля, обустройство жилища и т.д.).
  3. Возврат в жилище. Проведение работ по сбору урожая и получения приплода у животных (в случае релевантности данной фазы).
  4. Пропитание. Распределение ресурсов для формирования здорового обмена веществ у ваших гномов (в случае релевантности данной фазы).

Изменения, коснувшиеся данных этапов по сравнению с «Агриколой»:

 

1. Если не обращать внимания на небольшие изменения по вводу новых ресурсов в игру, основным изменением для карт действий стала их многозадачность. Почти на всех картах существует несколько действий, которые вы можете сделать, выбрав ту или иную область игрового поля. В «Агриколе» такие карты тоже были, но их всё же было куда меньше.

 

Рис 1. Примеры областей действий.

 

2. Сами действия теперь нацелены сразу на два обширных направления развития — обустройство пещеры и фермерство.

 

С фермерством всё предельно ясно: вспахиваем поля, огораживаем загоны, засеваем поля, выращиваем животных — всё как раньше. Правда, теперь вспахиваемые территории не обязаны граничить друг с другом. Плюс, добавились дополнительные бонусы за расчищение определённых участков (еда или дикий кабан). Произошли небольшие изменения по содержанию овец (теперь в выпасе вам могут помогать собаки, наличие которых обеспечивает возможность содержания дополнительных барашков). Но в целом всё нам предельно знакомо.

 

Рис 2. Пример игровой ситуации. Две дополнительные собаки позволяют содержать на поле трёх овец.

 

Обустройство пещеры — деятельность, во многом аналогичная вспашке поля. Мы прорубаем в нашей каменной пещере дополнительные ходы и комнаты. В дальнейшем мы их можем развивать, обустраивая комнатами (основная механика по получению улучшений в игре, так как карт простых улучшений и профессий в ней нет) и построив шахты по получению руды и драгоценных камней.

 

Рис 3. Пример сыгранной партии. Как мы видим, пещера обустроена 3-мя дополнительными комнатами для гномов, шахтами и дополнительным улучшением.

 

3. По факту проведения всех действий у игроков стартует фаза урожая (которая теперь, не считая первых ходов, происходит каждый раунд). Сбор урожая теперь бывает либо обычный, либо изменённый. Этот тип определяется по случайно распределённым жетонам урожая в каждом из раундов. В случае, если на данном жетоне оказывается зелёный листок — сбор происходит по стандартным правилам (т.е. мы собираем выращенные агрокультуры, получаем приплод животных). Если же на жетоне изображён вопросительный знак, данные действия и прокорм происходят по изменённым правилам.

 

4. Фаза пропитания по своей идеологии не изменилась. Мы должны прокормить наших рабочих (по 2 еды на голову). Но теперь в еду мы можем превратить практически всё — пшено, овощи, животных, драгоценные камни, золото (даже камни и руду, правда, для этого у ваших гномов должно быть развитое камнеперерабатывающее хозяйство). Для этой конвертации больше не нужно производить специальных улучшений — вы можете сделать это в любой момент времени в фазе прокорма.

 

Если говорить об уникальных особенностях данной игры, то тут можно выделить два нововведения. Апгрейд гномов для походов в экспедицию и упомянутое выше меблирование пещеры.

 

1. Апгрейд гномов. В процессе игры каждый гном может быть «вооружён», причём уровень его военных навыков может варьироваться от 1 до 14. Вооружённый гном может участвовать в экспедициях. Для экспедиций существует карта трофеев, которая позволяет выбрать вещи, которые вы получаете как результат экспедиции. Стоит отметить, что некоторые ресурсы, а именно овощ, корова и дикий кабан (кабана, правда, можно получить, удачно вырубив лес), приобретаются только в экспедиции.

 

 

Рис 4. Фишка гнома с апгрейдом 12-го уровня поставлена на карту экспедиции 4-го уровня.

 

2. Все комбинации по получению очков строятся на улучшении пещер. За определённое количество ресурсов вы можете строить новые помещения, дающие вам различные бонусы — скидки на ресурсы, дополнительные победные очки, особые свойства и т.д.

 

Во что же вся эта красота в итоге вылилась?

 

Оформление

 

1) Качество компонентов

 

Упакована игра просто феноменально. Достаточно крупная увесистая коробка заполнена компонентами до отказа, и по факту их последующей рассортировки так же заполняется аккурат по края. Ни больше, ни меньше. Компоненты извлекаются легко и без брака, игровые поля собраны в тематические стопки и дополнительно скреплены для большей сохранности транспортировки. Сложено вс очень аккуратно и качественно.

 

Рис 5. Первое раскрытие коробки.

  

Рис 6. Компоненты игры и упаковка игровых полей.

  

Рис 7. Руда и драгоценные камни.

 

Сами компоненты тоже сделаны отлично. Огромное количество хорошо детализированных ресурсных фигурок из дерева и пластика (для драгоценных камней и руды).

 

10/10.

 

2) Дизайн компонентов

 

Оформление самих тайлов, игровых полей, карт действий и т.д. очень тематично. Само игровое поле сделано замечательно, с обрисовкой различных приятных мелочей. Стоит отметить, что поле игрока имеет два исполнения — дневное и ночное. Ночное исполнение достаточно спорное. т.к. зачастую символику на нём разглядеть достаточно сложно.

 

Рис 8. Дневное оформление игрового поля.

  

Рис 9. Ночное оформление игрового поля.

 

Оформление самих карт и тайлов улучшения очень удобное и интуитивное. Игра языконезависима, т.к. в случае плохого знакомства с языком нужный набор слов учится за 1-2 партии.

 

Свиньи, коровы, собаки, ослы и овцы сделаны в форме соответствующих животных. Зерно в виде снопов, овощи в виде тыкв, и т.д.  Элементы действительно крупные и они не теряются на столе. Единственным недостатком можно считать, что на игровой карточке не предусмотрено место для хранения заработанных ресурсов, что немного неудобно. Также из-за схожести покраски постоянно путаются коровы и деревья (если их предварительно не разделить). Но лично для меня это мелочи.

 

9,5/10.

  

Механика игры

 

1) Формирование партий

 

Подготовка к партии занимает достаточно длительное время. Даже если все ресурсы предварительно расфасованы и тайлы распределены. Ведь все нужные ресурсы надо выложить в доступной для всех области. Также необходимо выложить на игровую панель все доступные тайлы расширений, каждый из которых выкладывается на конкретную область панели и никуда больше.

 

Рис 10. Партия в разгаре.

 

При этом различные сеттинги для игры с разным количеством игроков выкладываются интуитивно, и время подготовки не усугубляется количеством игроков. Это всегда строго предопределённый промежуток времени, ну, так же, как оно было в «Агриколе».

 

9/10.

 

2) Механика отдельной партии

 

По сравнению с «Агриколой» игра стала проще. Благодаря большому количеству снятых ограничений и новой формуле подсчётов очков в игре осталось заметно меньше напряжения, нежели чем в её старшей сестре. Причин тут несколько. Во-первых, теперь при подсчёте очков отрицательный вклад дают только упущенные виды животных и незастроенные поля. Все животные по очкам стоят абсолютно одинаково, поэтому нет необходимости завести как минимум 3-х коров и 4-х свиней. Можно завести огромное стадо овец и спокойно этим скомпенсировать все остальные животноводческие проблемы. Это тематично, но сильно упрощает стратегию. Игра всё же унаследовала принцип всего по чуть-чуть, но в заметно более щадящем варианте.  Ведь, по большому счёту, можно игнорировать определённые одни аспекты игры (например, экспедиции) и выигрывать, сконцентрировавшись на других.

 

Во-вторых, тайлы действий тоже стали намного дружелюбней, даже если действие, которое вы хотели занять, уже используется, всегда есть множество хороших ходов, которые разовьют ваше хозяйство и помогут завершить игру с хорошим счётом. Кризиса тут не наблюдается.

 

Рис 11. Пример подсчёта очков.

 

Но, как ни крути, игра захватывает. Всё описанное выше не отнимает у игрового процесса факта его продуманности и сбалансированности. Просто игра другая, нежели чем «Агрикола». И многим более щадящий игровой процесс покажется даже предпочтительнее.

 

10/10.

 

3) Реиграбельность

 

А вот в реиграбельности Caverna всё же проигрывает своей прародительнице. Наличие случайных карт профессий и простых улучшений фактически создавало набор стратегий, которые игрок мог применить в своей партии, и игнорирование оных могло привести только к поражению. Здесь же мы имеем фиксированный набор улучшений пещеры, доступный с самого начала (пусть и большой, но стационарный). Как следствие этого, пара-тройка партий сформируют у игрока предпочтения в путях развития в рамках партии, и игра перейдёт в статус аккуратного набивания чуть большего количества очков. Конечно, игрок может сам разнообразить свою игру, пытаясь протестировать ту или иную стратегию, но сама игра этого делать не заставляет.

 

Рис 12. Ключ к реиграбельности Caverna — огромное количество доступных улучшений жилища.

 

Также стоит отметить абсолютно пустой режим соло-игры. В нём мы, фактически, имеем фиксированный пазл, в котором даже карты действий выходят в определённом порядке. Но даже без него соло-режим крайне быстро становится неинтересным. Режим семейной игры также был убран за ненадобностью. Теперь есть только правила ознакомительной партии, которые не отличаются ничем, кроме доступного количества тайлов улучшения пещеры.

 

8/10.

 

Общее впечатление

 

1) Тематичность

 

Игра невероятно тематична. Кроме огромного количества замечательно оформленных фишечек и тайлов, мы имеем целую историю развития фермы с большим количеством урожаев, развитием частного дела и выработкой ресурсов. Игра стала ещё менее условной, нежели чем была «Агрикола».

 

Рис 13. Немалый элемент тематичности — миплы в форме животных.

 

Например, уже озвученная выше специфика начисления баллов позволяет сделать ферму немного специализированной и организовать хозяйство из диких кабанов или овец — это ли не радость?! В целом, от атмосферы не устаёшь, и игра идёт очень динамично (всего полчаса на человека) и весело.

 

10/10.

 

2) Механика игры

 

Лично мне игра понравилась очень. Не смотря на все её упрощения — игра великолепна. Просто это ни в коем случае не замена «Агриколе». Эту другая игра, некая альтернатива, которая может нравиться, а может и нет.  Всем любителям «Агриколы» советую перед покупкой сначала поиграть в данный продукт, чтобы понять, а нужно ли вам это. Игра всё-таки достаточно дорогая. Если же вы незнакомы с «Агриколой» — имеет смысл начать знакомство с фермостроительной серией Уве именно с этой игры. Если захочется чего-то более кризисного и сложного — вы сами придёте к старшей игре.

 

10/10.

 

Сводный итог

 

Опция

Оценка

Весовой показатель

Оформление

Качество компонентов

10

1

Дизайн компонентов

9,5

0,7

Итог

 

9,79

Игровой процесс

Формирование партий (сеттинг,  организация игрового места)

9

1

Механика отдельной партии

10

2

Реиграбельность

8

2

Итог

 

9,00

Личное впечатление

Тематичность

10

1

Механика игры

10

1

Итог

 

10,00

Общий итог

9,39

 


P.S. Целью статьи не было покрыть описание правил игры. Полные правила выложены здесь: http://tesera.ru/game/Caverna_The_Cave_Farmers/.

P.P.S. Больщое спасибо сайту http://boardgamegeek.com за замечательные фотографии, которые я использовал в своей статье. Также моя благодарность магазину http://banzgames.ru/ и лично Евгению, который познакомил меня с этой игрой и сделал эту рецензию возможной.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
GingerBreadMan написал 2 года назад: #

Отличный обзор

Njuse4ka написала 3 года назад: #

Большое спасибо за подробный обзор, который я прочитала только что :). Скажите, по прошествии некоторого времени, не утратили ли тезисы о впечатлениях своей актуальности для вас?

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

Агрикола v 2.0., смысл покупки?

PS уже достало читать "не смотря", сделайте что-нибудь

Booky написал 4 года назад: #

Ну, у кого ещё нет Агриколы, может выбирать между версиями 1 и 2

Corum написал 4 года назад: # скрыть ответы

Еще одна настолка, смысл покупки?

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

Вы прям как журналист НТВ:)))

Corum написал 4 года назад: #

Какой-то вы злой сегодня, настроение плохое?

terjul написала 4 года назад: #

Ну, если бы она не была такой дорогой, я б взяла ;))

EvOL написал 4 года назад: # скрыть ответы

не додумывайте. в данном контексте это как предлог не задумывалось.

А смысл покупки я в статье пытался раскрыть - игра другая, это не агрикола. просто потому, что тактика набора очков иная. А что весь антураж похож... Есть кола и пепси. зачем покупать колу, если есть пепси? Но кому-то больше по душе вторая.

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

Вы наверно не пили ни одну, ни вторую;))
Это как эспрессо с капуччино сравнивать)

EvOL написал 4 года назад: # скрыть ответы

Рад, что Вы поняли сравнение.Это очень хорошо.

Ровно в этом же ключе можно говорить о сравнении игр сабжа.

Slim_Slam_Snaga написал 4 года назад: # скрыть ответы

Окай, в любом случае "knowledge is power".
Спасибо)

EvOL написал 4 года назад: # скрыть ответы

И Вам спасибо за то что читали и оценили данную статью. Для меня это очень важно. Я это говорю искренне.

Alxndr1978 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор (задним числом и за Prosperity тоже); информативно, позволяет составить мнение (в моем случае мнение, правда, категорически не в пользу покупки сабжа, ну дык на то они и фломастеры :-) Пишите еще

Nelud написал 4 года назад: #

У меня такое же мнение сложилось. Отчёт классный. Очень доходчиво написано, почему НЕ стоит брать эту настолку. :)

gozik написал 4 года назад: # скрыть ответы

супер обзор, спасибо!

EvOL написал 4 года назад: #

Спасибо на добром слове :)

AlexFang написал 4 года назад: # скрыть ответы

А что там с языкозависимостью?

EvOL написал 4 года назад: #

Да вроде все хорошо.

На картах текста нет. На тайлах строений тексты стандартные аля - вы получаете в конце игры доп. золотую монету за каждый камень/руду ... или вы можете содержать тут столько овец, сколько у вас гномов. Обычно это еще дублируется значками.

Мне тяжело оценить насколько это сложно запомнить человеку с 0 знанием английского, но думаю 1-2 партии. Плюс это не секретные тайлы - всегда можно спросить совета у других игроков.

gozik написал 4 года назад: #

>Игра языконезависима, т.к. в случае плохого знакомства с языком нужный набор слов учится за 1-2 партии.