-AdRiver-
Justik написал полчаса назад к статье Faeria – необычная цифровая CCG: # Сарказм или я настолько туп, что совершенно не улавливаю смысла?
ShadowAN написал полтора часа назад к статье Faeria – необычная цифровая CCG: # Мне очень симпатична эта игрушка. По какой-то причине я не стал углубл...
Ilych написал 2 часа назад к игре Древний ужас: # Зрите в корень! Благодарю.
Badger написал 4 часа назад к игре Восходящее солнце: # Подскажите пожалуйста, в карте Они душ указано, что если вы выиграли ж...
sputnik1818 написал 5 часов назад к игре Виноделие: # Вислогузовой: гип-гип! Ура!
С миру по нитке [21.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World в авг...
«Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»
На CrowdRepublic стартовал сбор средств на коллекционное издание «Бестиария Сиги...
Портал в мир приключений [19.07.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...

Padmasambhava

Risk: Legacy — Spoiler free edition

Серьёзный обзор на серьёзную игру, Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2014», 17 апреля 2014

Информация

добавить
игры Risk Legacy
Дата: 17 апреля 2014
Оценка пользователей
8.5679
-

 

Где-то на заднем дворе Hasbro...
Плантация дикорастущих торговых марок...


 

Главный менеджер по продажам, Mr. Agapov,
формулирует стратегию по продвижению игры Risk.

Архивная запись:

 

Потом Mr. Agapov’а сместили с должности,
отправив на принудительное лечение,
откуда он, правда, эпизодически присылает дальнейшие
«гениальные маркетинговые ходы», вроде
“Risk: Plants Vs Zombies”.

 

 

Эволюция, как известно, не стоит на месте, поэтому нас ждёт...

 

 

НЕЧТО СОВСЕМ ДРУГОЕ

 

 

 

 

Отвечаю. Точнее, начинаю серьёзный обзор. Потому что это серьёзная игра. Она настолько серьёзная, что я начну описывать впечатления в начале обзора:

 

 

Только в этой игре, бывалый настольщик, переживший предательство в Eclipse, воздушный шлюз в Battlestar Galactica, удар в спину в Game of Thrones, — всё без эксцессов, — сорвался и перевернул стол.

 

 

 

 

 

Только в этой игре, когда мы решили сыграть две партии подряд, сделав перерыв на сауну (Финляндия же), игроки делились на группы и плели сложные интриги друг против друга, обманывали глядя в глаза, обещали игровые и IRL блага в обмен на сотрудничество. Воистину, хочешь узнать ближнего своего — поиграй с ним в Risk: Legacy 15 партий.

 

 

 

 

Только эта игра мотивировала моих коллег начать самостоятельно, а не по долгу службы, читать научные статьи по статистике. Серьёзно, есть статья в Mathemaics Magazine спецом по «Риску».

 

Игра настолько всех вдохновила, что, почитав форумы, FAQ‘и и включив коллективный разум, группа разработала часть очень нужных home-rules, которые я настоятельно рекомендую к употреблению. Они будут появляться в лучших традициях рулбуков от Влады Хватила и Уве Розенбега — через говорящую голову.

 

Итак, что же совершенно новое мы находим в игре, после того, как вскроем печать (на которой зловещая фраза формата «фарш из котлет не восстановить») и поставим свои подписи под пользовательским соглашением?

 

   

 

 

Играем первую игру (секция добавлена по просьбе читателей)

 

 

 

- Это рассказ о первой партии. Большая часть нижеприведённого текста актуальна только для первой партии. Если вы знакомы с базовыми правилами игры Risk (или его подвида) и/или вам интересно прочитать правила игры самому, не отвлекаясь на мой пересказ - сразу переходите к следующему разделу.

 

 

 

 

 

 


Игра идёт на привычной карте мира, разделённой на 42 территории. Победа в партии достигается путём получения 4-х ПО. Получить ПО, в первой игре, можно всего двумя способами - захватом штабов других игроков (обменный курс: 1 штаб, включая ваш = 1 ПО) или обменом карт территорий (4 карточки, вне зависимости от их стоимости в монетковом эквиваленте = 1 ПО). В первой игре у каждого игрока уже есть одно ПО и родной штаб - так что первая партия будет быстрой - "обучающей". Что такое карты территории? Каждая из 42-х территорий имеет именную карточку + небольшая кучка "монеточных" карточек. Карта - награда за победу в бою: если за свой ход у вас был успешный бой с другим игроком - вы получаете карточку территории - одну, вне зависимости от кол-ва успешных боёв. На выбор игроков из общей колоды всегда доступны 4 карточки, по ходу партии будет идти их ротация. Взять именную карточку можно только при условии контроля данной территории: например, если ваши войска находятся на территории Russia и вы победили и заняли, скажем,  территорию Brazil, при этом из 4-х открытых карточек доступны и Russia, и Brazil - вы имеете право взять любую из них. Если на выбор нет ни одной именной карточки права на которую вы можете заявить, то за победу вы получается "монеточную" карточку. К слову, перед началом первой партии вы должны распределить 12 монеток-наклеек по именным территориям - любым способом, каким решит игровая группа - подробнее в разделе "Акты Созидания". Т.е. именная карточка может быть стоимостью от 1 до 6 монеток, тогда как "монеточная" карточка всегда эквивалентна 1 монетке. Помимо обмена на ПО мы можем обменять карты на дополнительные войска в начале хода - тут уже стоимость карты в монетках важна - чем больше монеток, тем больше войск вы получаете.

 

Рубашка карт, "монеточная" карта и "именная" карта

 

Первое действие в начале игры - мы бросаем кубик, определяя первого игрока. Первый игрок выбирает себе фракцию, выбирает для фракции стартовое свойство (подробнее в следующем разделе), выбирает себе локацию и десантирует свой штаб и 10 отрядов на эту территорию. По часовой стрелке игроки повторяют сие действие - единственное ограничение - нельзя стартовать с территории, соседней с "занятой".

 

Пример первой игры, начало первого хода. Согласитесь, выглядит куда приятнее и логичнее «рамазанного» начала в старом, ванильном (ламповом) «Риске» и его клонах.

 

Ну и самое главное в игре - бои. Бои перекочевали к нам прямиком из 1959-го. Напасть можно на территорию, соседней с вашими войсками, в атаку можно отправить от 1 до 3-х отрядов (при этом оставить на "защиту" вашей территории не менее одного отряда), противник может отправить на защиту 1-2 отряда. После чего игроки одновременно бросают кубы. Далее то самое инновационное (на 1959-ый) решение - сравниваются результаты кубов, начиная с наибольших. Например, атака: 5-3-2, защита: 4-3. Сравниваются 5 - 4 = победа атаки; 3 - 3 = победа защиты, так как у защиты преимущество при одинаковом результате. Итого потери за бой 1-1, так как у защиты ещё есть войска, победа в этом раунде за последним. По пустым территориям вы передвигаетесь без препятствий - главное не забывать оставлять минимум один отряд "на защиту".

 

Пример "удачной атаки". Да, в этой игре кубы могут вас ненавидеть.

 

Ну и конечно, дипломатия, дипломатия и ещё раз дипломатия. Вырвался вперёд? - готовься огребать от других игроков. Особенно, если ты контролируешь континент - ведь за контроль континента  или правильнее, региона - их в игре 6: две Америки, Африка, Европа, Азия и Австралия - вы получается нехилый такой бонус в начале хода в виде дополнительных войск.

 

Классический пример дипломатии - пакт о ненападении.

 

В целом, это все базовые правила. Кажутся устаревшими, но суть игры не в этом, а в ряде нововведений, о которых рассказ пойдёт дальше.

 

 

Сюрпризы


Часть игры запечатана в 4 маленьких и 2 больших конверта (мини-спойлер: есть ещё спрятанный, попробуйте его найти самостоятельно, не погуглив), которые мы открываем при выполнении определённых условий и тем самым меняем игру, правила, компоненты. Даруемые актом «вскрытия» ощущения под бодрые «ну, давай быстрее, что там?!» со стороны камрадов воистину бесценны. Только один минус — радость открытия этих конвертов одноразовая.

 

Мини-спойлер: чем больше конверт — тем больше радости.

 

 

 

 

— И сразу первый совет. Есть ещё один пакет, который официально выходил только на немецком, как промо-дополнение. Так вот этот маленький пакет на пять карт — абсолютный must have, потому как он очень сильно поможет с балансом в игре после 10-12 игр. Благо есть на BGG PnP  [или см. приложения к обзору] — карты эти никуда замешивать не надо будет, так что скачивайте — распечатывайте — запечатывайте — открывайте по условиям — и радуйтесь.

 

 

 

И обязательно, обязательно читайте FAQ. На BGG есть отличный, продуманный spoiler-free тред по игре. По каждому конверту, по старту, с Errata и т.д. + с комментариями автора.

 

Эволюция


Во-первых, эволюция самой игры. Если правила боёвки остались те же (Risk Kubikozakidatelstvo Vulgaris), то система старта, взятия ресурсокарточек и экспансии изменились в лучшую сторону. Теперь мы начинаем из одного выбранного места, после чего творим экспансию и берём карточки не с абстрактными символами, формируя «сеты», а отвечающие за конкретные территории. Чем больше «монеток» — тем выгоднее обменный курс «карточки — юниты».

 

 

 

Во-вторых, мы меняем игру собственными решениями. Точнее не сказать: игра «эволюционирует», подстраиваясь под решения игроков. Иногда мы сами что-то творим в игре, делая выбор из двух и более альтернатив. Например, в самом начале игры, выбрав себе фракцию (расу, кто как любит это называть), мы принимаем первое и очень важное решение в игре — какое стартовое свойство ваши питомцы будут иметь. Мы теперь играем за ассиметричных ребят. Одно свойство выбираем — второе уничтожаем. Вдумайтесь: часть компонентов игры уничтожаются !!11один

Формат победы тоже изменился: если раньше надо было мир завоёвывать, то теперь надо лишь заполучить 4 победные звезды. А способов их получения много, а с открытием конвертов будет ещё больше, что гарантирует разные пути к победе, помимо старого «завалим массой». Главное достижение этого решения — изменение времени партии. В первых играх может быть 20-30 минут, потом, с усложнением правил (в конвертах есть наклейки, которые будут перенесены прямо в rulebook! — меняя или расширяя правила) до 2-2,5 часов, тогда как от старого «Риска» веяло бесконечностью.

 

DESTROY!!


Да, мой дорогой читатель перфекционист, привыкший упаковывать карты в протекторы и ламинировать памятки, в этой игре мы постепенно физически уничтожаем компоненты игры. Для полноценного игрового опыта делать это просто необходимо — можете начать мечтать о способе реализации своих деструктивных наклонностей.

  • Сжигать.
  • Рвать.
  • Кормить шредер.
  • Растворить в кислоте (Breaking Bad edition).
  • Приносить в жертву Шиве-разрушителю...
  • А также топить, закапывать в землю, мариновать в банках — короче, всё зависит только от вашей фантазии.

 

 

 

 

— Если всё настолько плохо, и вы не можете повзолить себе «сделать игре больно» — то относитесь к уничтожаемым компонентам как... Как к картонному каркасу, из которого выдавливаются жеточики. Вы же его не храните?

 

 

 

 

ॐ Акты Созидания ॐ


Мы персонифицируем игру. Основываем и называем города, например. Дальше будет больше [тут мог быть ваш спойлер]. Таким образом, каждая копия игры будет уникальной, особенной. Это ещё и настоящая проверка фантазии ваших товарищей по игре. Как бы вы назвали ваш город и где бы вы его основали? Ведь во всех последующих играх только вы сможете начинать игру в этом городе [и тут мог быть спойлер]. А ваши друзья — какие из 42 территорий они выберут? А как назвать континент? Даже если вы не_выиграли, вы можете основать малый город и назвать его. Ну а если вы играете уже 6-8 игру, малые и большие города уже закончились — вы можете прокачать территорию дополнительной монеткой или сделать что-то ещё не менее интересное. Игра «награждает» вас за победу, даёт мотивацию большую, чем «просто победить». Помимо возможности основать город или сделать другую крутую штуку, за каждую победу игрок будет получать по ракете в последующих партиях. По изначальным правилам ракета даёт «автошесть» на кубике — в некоторых ситуациях пара ракет решает исход битвы. А игрок, который не имел ни одной победы, получает «бесплатную» звезду в начале партии — не это ли элегантное решение по балансу?

 

 

 

Наверное, в этом и заключается главное достоинство игры — коллективное творчество, ощущение весомости своего выбора. Ведь играя в простой «Риск» или любую другую игру, вы делаете решения, которые актуальны только на текущую партию. Но тут ваше решение основать город в Австралии или установить крепость в Аляске имеет «вес». Каждый ваш выбор меняет игру н а в с е г д а. Последствия выбора будут мучить вас или помогать вам все последующие партии. В следующий раз вы играете уже в другую игру, порой (открыв, скажем, один из больших запечатанных пакетов) в совсем другую игру. Меняем игру через игру — примерно так я бы охарактеризовал весь концепт.

 

 

 

— Очень важно отметить: несмотря на то, что игра может, согласно оф. инфе, употребляться в непостоянной компании из 3-5 игроков, все правила заточены на игру в фиксированной группе на 5 игроков. Лучше всего сделать так:

 

 

 

 

  1. Играйте только на пятерых и только фиксированным составом. Можно регулярно собираться группой из пяти единомышленников. Если кто-то не может прийти на игровую встречу, то, по общему согласию, он может делегировать полномочия игроку не из группы (когда мы играли «второй сезон», в качестве «легионера» у нас была победительница «первого сезона»). Очень важное правило, объяснить которое без спойлеров трудно.
  2. Скиньтесь на игру по 500-600 рублей (9 евро, 11 долларов — с курсом сейчас беда). Это важно, чтобы игра была «общей», ведь формировать её вы будете вместе: называть города и континенты, лепить наклейки, уничтожать карточки и т.п.
  3. По официальным правилам, после 15 игр определяется ultimate winner, который даёт название всей игре. При равенстве побед по итогам 15-ти партий вы... Пара-пара-пам, кидаете кубики. Но это же retarded! Серьёзно? Кто придумал такую чушь? Играйте до абсолютной победы, минимум 15 игр. Если после 15 игр абсолютного победителя нет —играйте ещё, до абсолютной победы.
  4. Победитель забирает игру себе, как трофей.

 

Баланс

 

Игра всё держит под контролем. Кажется, что достаточно «облепить» Австралию своими городами — оставляя возможность там начинать только себе — и дело в шляпе. Но нет, как только у нас нарисовался «авторитет», игра введёт баланс — откроем конверт — и всё будет по-другому. Ну и никто не мешает вести дипломатию, организовывать союзы и пакты о ненападении.

 

 

— Не забывайте читать FAQ после того, как откроете конверт.
Ну и перед первой игрой, конечно. К сожалению, в игре далеко не всё
«ясно-понятно», будут споры.

 

 

 


Реиграбельность

 

На BGG есть много «модов» и вариантов игры на «после абсолютной победы».

 

...И странные варианты для P'n'P.

 

После 15 (или, если вы следуете мудрым советам, после абсолютной победы) интерес группы к игре, скорее всего, упадёт — наклеивать будет особо нечего, азарт стать ultimate winner уйдёт. Играть будет можно, но не так интересно. Но поверьте, эти 15-17 игр стоят того, чтобы в них сыграть.

 

Худшее, что может случится с вами — вы купите вторую копию.

 

Ну а трофейной игрой можно украсить игровой клуб или стену над своей коллекцией игр.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Berik_ts написал полтора года назад: #

Отличный обзор. Очень интересно было прочитать!

Curtis_Truffle написал 3 года назад: #

шедевральный обзор. даже жаль, что никого в своём кругу не усажу в настольную стратегию играть

Padmasambhava написал 4 года назад: # скрыть ответы
Feedback

Так как все, кто будут раздавать оценки по конкурсу с первоначальной статьёй уже ознакомились, я бы хотел добавить ещё один раздел, по просьбе ряда читателей. Жаль, что на сайте нет возможности пустить этот раздел "под кат" - было бы идеально.

Padmasambhava написал 4 года назад: # скрыть ответы

А не - если влезть в HTML и запихать стандартные команды - то норм. Понятия не имею, как будет отображаться у других, но у меня на лисе и хроме видно хорошо.

BooLEan написал 4 года назад: # скрыть ответы

Автор, на айпаде это отображается так:
http://s006.radikal.ru/i213/1404/5b/9117604d2ffb.jpg
Нет возможности заменить "Свернуть" на "Спойлер" или типа того? Не совсем понятно, что надо жать на Свернуть, чтобы развернуть.. Я только перечитывая сегодня комментарии понял, что надо жать.
Ну, и простите за оценку, я уже выслал таблицу, а потом нашел фидбэк, оценка была бы другая...

Padmasambhava написал 4 года назад: # скрыть ответы

getElementsByTagName('div')[0].style.display = 'none'; this.innerText = ''; this.value = 'Читаем'; }" type="button" value="Читаем" /></div>

Padmasambhava написал 4 года назад: # скрыть ответы

Вроде так

BooLEan написал 4 года назад: #

Да, сейчас норм.

nastolkus написал 4 года назад: #

Спасибо за добавку

RAVE написал 4 года назад: # скрыть ответы

Про Агапова прелестно!
Вообще, давно восхищаюсь твоими обзорами и поражаюсь трепетному обращению, отсутствию лени по подбору и фотошопу картинок и др.

Padmasambhava написал 4 года назад: #

Спасибо уж. Скидывайтесь на Риск.

Padmasambhava написал 4 года назад: #

[по секрету: это всё paint, а не фотошоп]

DrNik написал 4 года назад: #

так я и не понял сути претензий, хороший обзор получился, в Риск тоже не играл, ибо фтопку :)