Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
Сегодня у нас в гостях Myerto, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
- Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.
- Привет. Меня зовут Иван Лашин, мне 24 и я настольный гик. Болею настольными играми уже 5 лет, плавно превращая любимое увлечение в не менее любимую работу.
- Расскажи историю происхождения твоего ника?
- Когда в подростковом возрасте играл в «Counter Strike» и «Day of Defeat» нужен был красивый ник. В каком-то фантастическом произведении вычитал такого бога смерти и разрушения, взял себе искаженную версию его имени. Так и живу – просто, красиво, почти везде свободно. :)
- Зачем ты играешь в настольные игры?
- Я бы сказал, что это уже своего рода зависимость. Но на самом деле получаю большое удовольствие от соревнования умственных усилий в игре. От возможности побыть внутри необычной системы и посмотреть, как мои действия на нее влияют.
- Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия чтобы победить в партии?
- Важнее участие, но я всегда прикладываю все возможные усилия, чтобы победить. Иногда даже ловлю себя на том, что не могу поддаваться своим племяшкам – так увлекаюсь в процессе. :)
- После какой игры ты понял, что настолки для тебя – это всерьез и надолго?
- После «Доминиона». Он тогда так потряс воображение, что только о нем и думал какое-то время, а когда купил себе – полез искать больше настолок.
Гражданин игрок. Отсюда начиналось хобби...
- Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
- По количеству партий (если не считать прототипы) основное бремя ложится на любимую девушку – постоянно играем вдвоем. Кроме этого стабильно стараюсь выбираться по вторникам на «настольный ужин», иногда получается посещать Сектантскую игротеку Zordok’а, периодически заглядываю в клуб моделистов «Ратник», где почти каждую субботу проводит игротеку Герман Тихомиров. Также по воскресеньям меня можно найти на тестах Питерского Астронавта с кувалдой, а по четвергам на встрече ячейки «ГРаНИ». Ну а по вечерам можно и на «Тейблтопии» игрануть…
- Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
-По жанрам я практически всеяден – люблю разнообразие. Но особый восторг вызывают игры со стратегией, будь то евро, экономические или даже большой тяжелый америтрэш.
- Что должно произойти чтобы ты сел играть в варгейм?
- Кто-то должен меня позвать играть в варгейм. :) Не питаю ненависти к играм данной категории, а «Твайлайт Страгл» даже очень хочу попробовать.
- В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?
- Пожалуй, такой игры нет. Предпочитаю разнообразить свое меню – играть в одно и то же много партий подряд утомляет.
- В какую игру, из тех в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего?
- У счастливого меня совсем нет таких игр. Не хочется – не играю, благо коллекция и компания позволяют.
- Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?
- Min(x,y) – где x – максимально допустимое количество места для хранения, а y – размер поисковой выдачи по потенциально интересующим темам-механикам на бгг. А если серьезно – индивидуально, сам держу у себя все, во что еще хочу играть/поиграть.
- Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждешь?
- Есть – практически все анонсированные и не анонсированные разработки авторов из «ГРаНИ». В скором времени нас ждет просто куча прекрасных проектов, о многих из которых вы уже знаете –«Няшка» Павла Атаманчука, «Гонки Миньонов» Сергея Притулы, «Прошлое и Будущее» Сергея Усминского, «Пандорум» Трехгранника, «Джаз» и «Сомникум» Константина Домашева и многие, многие другие, о которых вы еще не знаете. :)
- Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве, возложенных на неё ожиданий) и наоборот(не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?
- «Манчкин» на заре познания хобби (и это все?!) и «Космические дальнобойщики» после того самого «Манчкина» (хм, очередной «Манчкин»… Вау, а вовсе нет!).
- Где чаще всего ты покупаешь новые игры? Изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
- Последнее время покупаю в настольных магазинах по соседству, когда захожу за протекторами или каунтерами для гейм-дизайна. Часто беру игры с рук, если появляются интересующие предложения. Мой бюджет всегда был ограничен, поэтому к покупкам подхожу тщательно – когда я покупаю игру, так или иначе знаю про нее многое.
- Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки?
- Умудрился купить «Антику» с распродажи в «Тортуга геймс» за 800 рублей. И игра прекрасная, и когда наигрался дерево и жетоны ушли в прототипы. Прям сделка судьбы. :)
- Расскажи вкратце про «маттрейд»?
- Люблю. Ценю. Организую. Ну и, конечно, участвую сам – с тех пор как организовал, обмен практически заменил мне необходимость покупки новых игр – удается выменивать даже самое желанное.
- Как ты решился на проведение первого «маттрейда» на «Тесере»? Какой «Маттрейд» был самым сложным в организационном плане? Когда планируется следующий и будут ли в нем какие-то нововведения?
- После успешного опыта на «Граниконе». Написал – народ захотел, решил попробовать. :) А к опыту на «Граниконе» меня сподвиг Rahdo с его целой серией видео про «маттрейд» на бгг (участие, не проведение). Самым сложным, конечно, был первый – особенно сбор вишлистов из писем. Следующий математический обмен будет в январе-феврале и на нем будет сложная регистрация по поручительству другого участника или со скидыванием нефейковых личных данных. Чтобы злоумышленники не остались безнаказанны. Ну и будем использовать предложенную пользователями более детальную систему оценки состояния игры.
- Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие бы игры ты бы хотел увидеть локализованными?
- Очень положительно. Аж грущу, что не могу вложиться во все, что хочется. Соответственно, покупаю по мере возможности. Хотел бы увидеть больше гейтвеев, привлекающих людей в хобби – а мы, гики, и английскими коробочками перебьёмся, в крайнем случае вкладышами переведем.
- Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
- «Food chain magnate», «Keyper», «Eclipse». Не ощущаю острой необходимости, но было бы здорово.
- Как тебе кажется смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?
- Думаю, что нет. У этих игр более ограниченная аудитория, чем у обычных настолок, плюс им просто необходима серьезная турнирная поддержка.
- С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
- Почитать новости, статьи и дневники.
- Твое мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
- Отличный ресурс! По ощущениям – недавно «Тесера» перешагнула порог «небольшого сайта для маленького комьюнити» и теперь ей очень не хватает модераторов. Понятно что у одного Александра на все рук не хватит – в схватке модерация/контент он делает правильный выбор, но на мой взгляд ресурс «дорос» до назначения модераторами части старожил сайта – чтобы жизнь хотя бы в темах игр стала приятнее.
- Что бы ты обязательно хотел увидеть в «Тесере» 2.0?
- Новую систему отображения комментариев. Читать написанное в одну строчку просто ужасно. Ну и идеальным было бы лучшее отображение коллекции пользователя + открытый api – тогда проведение «маттрейда» стало бы куда удобнее. А в идеале сам «маттрейд» в систему тесеры добавить.
- Какие еще российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
- Кроме «Тесеры» на постоянной основе читаю только boardgameslv и diced.ru, иногда просматриваю boardgamer.ru. Смотреть предпочитаю Rahdo и Тома Вэсэла, слежу за творчеством Алексея Зуйкова и Твоего Игрового, а вот прислушиваюсь последнее время только к своим ощущениям от правил и процесса.
- Смотришь ли ты какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Если да, то какие и с какой целью, если нет, то почему? На твой взгляд дают ли видеообзоры возможность оценить игру и составить о ней полноценное впечатление?
- Смотрю Board game breakfeast – отличный источник настольных новостей, а также Rahdo и Tom Vasel. Первого – чтобы лучше узнать игру, прочувствовать себя играющим, а второго – ради краткого мнения, что получилось хорошо, что плохо. У обоих вкусы слишком специфичны, чтоб к ним прислушиваться, но качество подачи материала очень радует. Из отечественных обзорщиков смотрю Зуйкова и «Твой Игровой», ребята большие молодцы, но по понятным причинам запаздывают с новинками, а про отечественные продукты я обычно узнаю раньше, но зато приятно услышать их мнение. Оценить и составить мнение – для меня точно нет, только возможность понять, моя - не моя игра. Для оценки придется поиграть самому…
Этажи. Питерская ячейка тестирует очередную вариацию "Казаков"
- Ты пользуешься "Тэйблтопией" исключительно как игрок или тебе как разработчику она тоже полезна?
- Использую, как только могу, но в основном для меня ТТ все таки инструмент для разработки, а главное – удаленного тестирования. Например, мои замечательные коллеги по цеху Андрей Колупаев и Иван Тузовский живут в Кирове и Челябинске соответственно. И Тэйблтопия – практически единственная возможность протестировать их проекты, показать свои и поработать совместно! Тестировать на Тэйблтопии, кстати, весьма удобно – периодически даже удобнее, чем в жизни – любые компоненты, как готовые, так и кастомные + все всегда разложено по нужным местам – не придется ничего расставлять или убирать. Ну и многие действия делаются «по клику», что позволяет сыграть две партии за время 1 партии в живую. В общем, разработчику на мой взгляд Тэйблтопия куда полезнее, чем игроку – у игрока как минимум еще 3 автоматизированные площадки есть, а у разработчика выбор не такой широкий – ТТ или ТТS.
- Насколько трудоемко следить за всеми нюансами игры в "Тэйблтопии", особенно в больших играх, по сравнению с той же BGA, где все подсчеты происходят автоматически?
- Следить в ТТ так же трудоемко, как в жизни, ну и +- еще немного. Плюс – здесь всем удобнее тянуться до любого предмета, всегда можно приблизить что угодно, смотреть под любым углом, при этом всегда не теряя из виду нужные тебе карты или компоненты. Минус – если что-то написано на поле, для разглядывания нужно приближаться – пробел не увеличивает поле, как карты или мелкие компоненты, а «уменьшает», чтобы впихнуть в экран. При игре в совсем большие игры, например в Серп, надо фиксировать себе несколько мест над планшетами соперников, чтобы понимать их возможности – с расстояния поля ничего не понятно. В целом, в Тейблтопии есть все те же проблемы, что и при игре в жизни (даже случайное сдвигание кубиков с планшета картами изредка бывает). Но в мелочах играть удобнее.
Относительно BGA, Yucata и boiteajeux ТТ - это большой рывок вперед. Да, в мелочах это чуть менее удобно и нужно следить за деталями. Компьютер не посчитает за тебя количество очков и оставшиеся доступные ресурсы, не заблокирует невозможные действия и не напомнит воспользоваться карточкой в конце хода. Но зато ты чувствуешь, что ты играешь в настольную игру, курсор становится логичным продолжением твоих рук и ты спокойно совершаешь знакомые и понятные действия, ты взаимодействуешь с людьми, которые сидят с тобой за столом, общаешься, обсуждаешь - и играешь дольше, а время летит куда быстрее.
- Какая игра, на твой взгляд, должна возглавлять топ BGG?
- Конечно моя! Осталось, правда, сущая мелочь - ее доделать и выпустить, но я даже не сомневаюсь в успехе. :) А если серьезно, то на данный момент меня абсолютно устраивает топовая игра. Она как минимум отражает, куда сейчас катится настольный мир. :)
- Самая недооцененная и переоцененная игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?
- Честно говоря, не вижу смысла в этих категориях. Людям нравятся – пусть играют. Не нравится – ничего страшного, вот вам еще 10 тысяч игр, выбирайте. Гораздо страшнее для игры остаться незамеченной, как например «Космонавты» Юры Ямщикова на западе.
- Так разве «Космонавты» не подходят под самую недооцененную игру?
- Сложно оценить игру, которая не продается в магазинах – поэтому не за что винить западного обывателя. А критика поставила весьма положительные оценки – так что недооцененной назвать не могу.
- Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.
- «Master of Orion», «Стальная арена», «Spyfall». Прекрасные игры мирового уровня, абсолютно разные, но заставляющие хорошенько пошевелить извилинами. Рекомендую всем хотя бы попробовать каждую из них, но лучше сразу купить по коробке себе и друзьям, а то к новому году все раскупят…
- В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?
- В «Cosmodrome games», девелопером. Собственно, там сейчас и работаю – у нас потрясающее портфолио из игр разной сложности и жанров, осталось только доработать их до кондиции «шедевр», прекрасно иллюстрировать и завести на полки. В общем, ждите. :)
- Каковы твои обязанности в «Cosmodrome games»? Какие минусы и плюсы есть в работе удаленно от основного офиса компании?
- Основная моя обязанность – развитие игр. Тружусь, чтобы дорогой читатель не сказал, «что это за недоделанная русская игра», совместно с авторами и не очень. Плюсы – как и в любой удаленной работе, не надо никуда идти, сам формирую свой график, никто не стоит над душой. Минусы –никто не стоит над душой, нет чувства локтя, роуминг кусается и приходится тщательно расписывать то, что так просто объяснить на деле. В общем, в нашем офисе очень здорово, но в Москву перебираться не готов, да и в Питере большое и дружное сообщество авторов и собственное комьюнити тестеров, которое больно бросать.
- Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?
- Очень сложный вопрос. Скорее всего, это была бы какая-нибудь новая массовая игра российских авторов – семейка или пати, чтобы сразу заявить о себе на большом рынке. Ничего подходящего нелокализованного сейчас, признаться, не вижу.
Мое суровое евро...
- На разработкой каких игр ты сейчас работаешь? Есть ли уже какие-то варианты издания?
- Ориентировачно в следующем году выйдут сразу две мои игры – «Смартфон» и «Занятные механизмы» (оба названия неокончательные), обе в «Cosmodrome Games». Кроме них есть еще другие игры, о которых не могу распространятся на данный момент. Сейчас мы затеяли один большой и страшный совместный проект вместе с Андреем Колупаевым и Иваном Тузовским (ждите на «Граниконе») и переделываю свою 4х евро на скорость «Отхвати империю» в игру с говорящим рабочим названием «Ночь темна и полна ужасов». Есть еще пара игр в загашниках – но времени на все не хватает, тут бы с этим добром разобраться. :)
- В каком жанре ты бы хотел разработать свою лучшую игру?
- В каждом! Есть по проекту практически на все жанры, разве что пати мне не дается пока. Но я думаю, смогу разгрызть этот орешек, благо есть на кого равняться. У меня нет желания сделать что-то хорошо, а потом работать только в этом жанре, используя накопившиеся идеи, – хочется попробовать силы везде, всюду сунуть свой нос и оставить свой след на песке.
- Какую из существующих игр тебе больше всего хочется переделать во что-то другое?
- Я успешно прошел этот этап – переделывать уже ничего не хочется, иногда возникают мысли , как бы я сделал на ту же тему или как бы я развил те или иные механики, но в целом активные проекты сейчас заставляют откладывать это в документ с концептами. Но с удовольствием бы развил цивилизационную идею, например, экспансии – авторы сделали превосходную игру, которая прям нуждается в дополнениях, новых полях и прочих элементах разнообразия (оно в игре есть, но хочется боольше!). Благо, гибкость движка позволяют придумать много нового.
- Кто из разработчиков воодушевляет тебя своим примером?
- Ричард Гарфилд и Влаада Хватил. Меня очаровывает, насколько разные проекты они делают, оба уже достигли неприличного успеха – но продолжают штурмовать все новые и новые горизонты, жанры, темы и компоненты. Александр Пфистер их догоняет – его игры тоже хоть и слегка скованны жанром «евро», но совершенно не похожи. Мартин Уоллас – человек, который берет известные темы или механики, и делает настолько по другому, что ты не понимаешь, почему это никому не пришло в голову раньше! Мак Гердтс, который смог сделать удивительное количество великолепных не абстрактных игр без малейшего намека на случайность, кроме действий соседа, и при этом сделать их увлекательными и понятными даже для казуальных игроков. Такой вот у меня воодушевляющий топ 5.
- С кем из разработчиков ты бы хотел поработать над совместной игрой?
- Помимо «вдохновляющей пятерки» очень интересно было бы заняться совместным творчеством с Бруно Катала. У него удивительные игры получаются в соавторстве – и удивительно популярные тоже. :)
- С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чем поговорить?
- Интересно было бы пообщаться со многими коллегами, но номер один, конечно, Влаада Хватил. Расспросил бы его про баланс и модели его очень разных игр.
- Чего больше всего не хватает нашим разработчикам для создания игр мирового уровня и что нужно чтобы это преодолеть?
- Понимание российских гиков, что это уже случилось. Вышедшие в России в этом году и выходящие в ближайшем будущем проекты уже достигли мирового уровня – «Стальная Арена», «Master of Orion», «Джентельменская сделка», «Spyfall», «Наместник», «За Шотландию!». Им не хватает поддержки в комьюнити вместо очередного обсуждения жеванных жетонов и тонких карт, не хватает именитых компаний и информационного шума (впрочем, «Spyfall» и «Наместник» тут вроде не остались в тени). На этом вопросе хочется прям встать и заявить всей «Тесере» – ДАВАЙТЕ ПОДДЕРЖИМ РОССИЙСКОГО АВТОРА! Да, у издателей всего мира бывают проблемы и накладки с компонентами, возможно, у нас чаще – из-за экономической ситуации приходится на всем экономить, чтобы как можно большее количество народа смогло насладиться игрой, но с точки зрения разработчика игры полностью готовы и оттестированы получше западных хитов.
Петербургская ячейка 2013 в крае света
- Происходит ли сейчас какое-то развитие «ГРаНИ» или все задачи успешно решаются и прогресс не нужен?
- Ох если бы он был не нужен) Мы постоянно развиваемся – дорабатываем анкеты тестеров, пишем новые статьи и придумываем новые конкурсы, вот тут поменяли полностью систему взаимотестирования, ввели новую валюту – Гранды, теперь активно тестируя можно не только лучше продвигать свои проекты, но еще и выигрывать себе новые настольные игры на еженедельных аукционах. Ну и конечно, новый Граникон не за горами – а это целых 3 дня отличного геймдизайнерского мероприятия, которые надо хорошенько подготовить. Как обычно будем ждать всех желающих в «большие выходные» с 10 по 12 июня в Санкт-Петербурге.
- Основателем «ГРаНИ» считается Юра Ямщиков, насколько сейчас ощущается его вклад в Гильдию или сейчас, когда все уже функционирует Юра уже не так влияет на процесс? Расскажи кто еще является самым активным членом Гильдии и чем они ей помогают?
- «ГРаНИ» основал Тимофей Никулин, а Юрий «поддержал» начинание и позвал всех знакомых на тот момент ему авторов и закрутилось-завертелось. Причем сами по себе «ГРаНИ» – не первая попытка такого сообщества, ранее Андрей Колупаев уже создавал подобные группы, но, видимо, сообщество тогда было не готово. Тем не менее, Юрий Ямщиков сейчас является председателем Совета «ГРаНИ» – кроме него там состоят Тимофей Никулин, Андрей Колупаев, Иван Тузовский, Сергей Усминский, Александр Распутин и Я. Совет – группа активных и опытных участников, занимающихся активной деятельностью в «ГРаНЯх» (у каждого члена есть своя область ответственности), и Юрий, пожалуй, самый активный среди нас – он занимается связями с издателями и спонсорами от лица Гильдии. Андрей проводит постоянный конкурс «проект месяца», добавляющий щепотку состязания в творческий процесс и помогающий начинающим авторам получить первые отзывы. Я отвечаю за техническую часть – функционирование анкет Гильдии (гугл формы с рядом плагинов, автоматически создающие документы для новых игр и добавляющие туда отзывы из анкет тестирования), и координирую конкурс д1,5 – наш аналог существующего на бгг конкурса создания игры за 24 часа с более жесткими условиями. Тимофей координирует наши ячейки – «ГРаНИ» раскинулись сетью практически по всем крупным городам России, и если вы хотите организовать свою ячейку и/или найти единомышленников в своем городе – вам к нему. Иван пишет для нашей группы совершенно потрясающие статьи и поздравления. Александр – казначей гильдии, заведующий взаимотестированием - без него мы бы уже запутались в постоянно скачущих балансах каждого участника. А Сергей временно находится в творческом поиске своего пути – он ранее заведовал системой взаимотестирования, но затем передал свою должность Александру и временно без фиксированного занятия. Кроме этого, в этом году к нам присоеденились очень активные руководители ячеек, выполнившие еще и большую работу по дизайну группы, – Джамиль Исимов и Павел Беляев, а еще есть Олег Силуков и Олег Мелешин, проводящие большое количество тестов в своих ячейках, и незабвенная Таша Тележкина, заведующая самой большой и сложной нашей ячейкой – Московской. В общем, Гильдия похожа на многоликого бога из вселенной Игры Престолов – много выдающихся личностей, скованных единой целью, и год от года нас становиться все больше.
Совет "ГРаНИ" почти в полном составе
- Был ли ты на прошедшем «Игроконе» и если да, то какие остались впечатления?
- Был. Великолепное мероприятие вышло в этом году, божественное помещение, чумовая организация и зонирование. Прожил все 2 дня в зоне разработчиков, но успел пробежаться и отсмотреть все. С одной стороны – жаль, что «Игрокон» теперь всего один, с другой – это такое качество, ради которого можно пожертвовать количеством. Так что советую всем скептикам выбраться в следующий раз – места и игр хватит на всех!
- Есть ли еще какие-нибудь увлечения/хобби помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
- Видимо, разработка этих самых игр, хотя этот аспект хобби постепенно превращается в работу. Но настолки все же основное увлечение сейчас. Фильмы/книги смотрю-читаю, предпочитаю фантастику. Из сериалов сейчас – «Игра престолов» и «Черное зеркало» в фаворе, очень люблю мультяшные вселенные – «Футураму», «Симпсонов», «Гравити фолз», «Рика и морти», «Стивен юниверс». Очень жду анонсированного продолжения самурая Джека. С музыкой и компьютерными играми у меня все сложно – последнее время я их совсем забросил.
- Наше интервью проходит в канун Нового года, что пожалаешь Тесеровцам в этот праздник?
- Ачивмент Анлокд! Вы дочитали это интервью, а значит терпения вам не занимать! Настольный 2016 был превосходным годом - столько потрясных новинок, так пусть 2017 будет еще лучше! С наступающим, запоминающихся вам партий!
- Я тоже поздравляю всех Тесеровцев с Новым годом и Рождеством! Желаю чтобы в этом году всегда было во что, с кем, где и когда!