![]() |
С миру по нитке [29.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Ruinborn: Dungeons of Cabora |
Темный данжен кроулер с соревновательным, кооперативным и соло режимами. | |
![]() |
Итоги Geek Media Awards 2025 |
Результаты премии Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [14.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы локализ... | |
![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... |
Когда-то Ascension стоял буквально у истоков настольной колодостройки, задавая тон, а теперь, перевоплотившись в Ascension Tactics, сам будет держать ответ перед сбывшимися динозаврами жанра. Вернее, сразу перед несколькими жанрами придется ответить. Сравним его с разной годнотой и определим, насколько толстый слой пыли ждет эту коробку, как низко падет ценник на барахолках.
Что есть Ascension механически
Рынок карт. Начальная рука из, условно, денег и атак. Покупаем одни карты, атакуем другие. Полученные карты перемешиваем, набираем на новый ход. Изгоняем ненужные карты. В финале подсчитываем очки. Мы сражались с чудищами адскими, которые были представлены картами с жизнями и эффектами. Пробил – победил монстра.
У этого Асеншена, прежнего, была абсолютно магическая рисовка, от нее перло волшебством как от Киркорова. И допчиков наделали порядочно – и тебе соло, и тебе всякие там нововведения. Но я так и не обзавелся коробочкой, не дошли руки. И вот, везут нам, значит, на русском. Но уже с другой рисовкой, более, скажем так, компромиссной. Но это еще не все, везут не только карточную классику в новой редакции, но и недавнее перевоплощение –
Тактический Асеншн
Механически всё так же – покупка карт с рынка, замес их и получение из колоды. Но теперь у нас поле с гексами, персонажи бегают, бьют других персонажей. Деньгами мы, как и раньше, покупаем карты, а вот атаками – активируем персонажей. Каждый перс с уникальной способностью, у каждого показатель жизней, атаки и стоимости активации. Базовая задача различных сценариев – контроль святилищ. Кого больше рядом с ними, того и святость, то есть ПО. А чтобы нас было больше, полезно выбивать врага. Выбитый скоро снова вернется, но ему придется снова преодолевать путь к святилищу.
Короче говоря, если играл хоть в пару колодостроев и в пару скирмышей – тебе почти ничего объяснять не нужно по правилам. Что может и смутить. Типа у вас тут все как у всех? А в чем тогда прикол?
И правда, в чем прикол. У тебя еще и стартовая колода – восемь денег и две атаки, десять карт. Ну и плюс количество персонажей – четыре или три. Если играть в дуэль, то по четыре, а расширяя – по три. На поле тоже ничего такого, революционного. Ну и арты – кому красиво, а кому олдово что ли.
Но заметь, что это и колодострой, и скирм в одной коробке. А это разве не новость? Прикол в том, что игра, не предлагая ничего невиданного, показывает, как круто и ладно, буквально на пределе, может работать прежнее, еще и на стуке двух стихий.
Четыре фракции – мрачные, природные, светлые и механические – настолько густо и тематично раскиданы по картам и лагерям персонажей, что история событий каждый раз складывается сама. Мрачные, которые Бездна, способны изгонять карты и, например, возвращать предметы из сброса. Механоиды ориентированы на конструкции, могут даже турель выкатить на поле и из нее бить. Природные помогают эти самые механические гадости уничтожать, они за натуральное и без ГМО. Те, которые светлые, они дают всякие божественные усиления. Это в самых общих чертах. Игрок не представляет собой какой-то один лагерь, он пользуется услугами всех фракций, а это дает возможность строит очень бодрые комбинации, сосредотачиваясь на какой-то одной фракции, или беря немножко от каждой.
Предлагаю перейти к сравнениям, а потом я продолжу делиться своими впечатлениями. Сравнения помогут выявить и специфические детали Асеншна.
Сравниваем
Сравнивали некоторые Тактикс с Тиранами Подземья. Удивление. Да, колодостройка здесь такая, в общих чертах, но на этом сходства решительно заканчиваются. В Тиранах мы постепенно набиваемся в подземелья и выщелкиваем других из наиболее добрых залов, а также с подступов к ним. Никакого тебе тактического боя, движения по полю и так далее. Не вижу смысла всерьез сравнивать эти игры.
Еще одно сравнение – Анмачд (Unmatched). С Анмачд сходств ровно ноль и пять десятых. Там у тебя уникальная колода у каждого песра и выбивание другого с поля. Никакого колодостроя, никаких тебе контролей… Сходство только в том, что герои бегают по некому полю. Задачи – разные, механики – разные. Но аудитории могут совпадать.
Конец вечности Aeons End. Вот если внешне – тут и там какой-то винегретный фэнтези-мир, издалека очень похожий. Асеншн нарисован, пожалуй, круче, но там и тут непонятно кто и где, и почему. Маги, монстры, кони, всё смешалось. Что в сумме, у каждой из этих игр, дает неожиданно положительный эффект. Если бы игра была только, скажем, про гладиаторов, то и привлекала бы она, в первую очередь и в основном тех, кому нравятся гладиаторы. В Асеншн, кстати, есть гладиатор (глупо, но факт).
Так вот Аэнос – это коопчик. Мы вместе отбиваемся от босса с его друзьями и эффектами. Ну и колодострой, но здесь он буквально хирургический – рынок открытый и фиксированный, покупая карты, ты их раскладываешь в сбросе как тебе надо и никогда ничего не перемешиваешь (если босс не Маска). На этом сравнение можно было бы и закончить, НО у Асеншн есть режим коопа и соло. Более того, приготовимся, именно он в Асеншн Тактикс – главное блюдо.
Здесь остановим на время сравнение, и я скажу про этот, самый, на данный момент, яркий для меня режим Асеншн Тактикс. Нет, это не просто автома от какого-нибудь там известного клепателя автом, чтобы, когда станет грустно, ты мог худо-бедно повозюкать картонками, потестировать игры (так говорят те, кто стесняется сказать, что играет соло). Открыв книгу сценариев, сразу понимаешь, что авторы все это подразумевали именно для соло/вдвоем. И в первую очередь – для сражений против игры. Игра может управлять любым персонажем, при этом у каждого есть настройка и на соло, и на кооп. Каждый имеет цель – дойти до определенного святилища, например. Если он имеет выбор – выбить персонажа игрока или пойти – он будет бить. На каждый ход игры открываем две карты из специальной колоды. Там два этажа эффектов. Один всегда применяется, а другой при накоплении карт в сбросе. Что может выпасть – активация персонажей автомы, выставление культистов, сброс рынка, сброс и даже уничтожение карт игроков. Работает это мгновенно, понятно и, я бы сказал, просто гениально. Ощущения исключительно положительные. Ты, один или с товарищем, занимаетесь покупками, строите стратегию, а напротив – быстрый и эффективный бот. Никаких тебе листов с алгоритмами, когда и чего будет делать тот или иной враг – все кратко, понятно и шикарно работает. Я, честно говоря, с трудом отхожу от стола, хочется еще партейку самом разложить.
Пробовали вот с сыном на двоих – только положительные впечатления. Кроме того, кампания предлагает прокачку. После каждой победы получаем карту с бустом. Эти бусты, я так думаю, можно попробовать сдавать игрокам и при игре все против всех, чтобы усилить стартовую асимметрию.
И вот, получается, что Асеншн вполне себе конкурирует с Концом вечности. Тут тебе тоже босс-батлер, но еще и с пробежкой по полю. В базе Асеншн боссов штук пять-шесть. У каждого свой прикольный эффект, плюс другие его подручные и сценарии, плюс выход карт на рынок, плюс карты автомы… Получается шикарный опыт сражения против игры.
Убивает ли Асеншн своего, казалось бы, не очень и конкурента? Сложно сказать. Но раскладывать Асеншн мне хочется больше, чем Аэонс. И раскладывается Тактикс заметно проще. Аэонс, скажу так, мне очень нравится, но теперь у него, совершенно неожиданно, появился опасный конкурент.
Отличий немало. Например, Аэонс играется и вчетвером, а Асеншн только вдвоем (если хотим кооп). Да и колодострой здесь очень разный. А Аэонс колодостроение умное и вообще безрандомное. Если вы хорошо запомнили, как разложили карты, то вы вообще точно знаете, когда и что придет. В Асеншн рынок стихийный, а карты перемешиваются – это куда меньше в просчет, но куда больше в разнообразие и игру от ситуации. Однако, в Аэонс нет тактического поля, не так чувствуются все эти маневры персонажей…
Во имя славы For glory – ходили по бгг и прочим местечкам слова о том, что это лучший колодострой ever. У меня есть и база, и допчик. Мне Славик очень нравится. Самый блеск – дуэль. Втроем и вчетвером – отлично, но много грязи, договорняки и возможность кого-то запинать просто потому что весело. Такое не всякого порадует. Этот режим появился только с допчиком и долгое время оставалось загадкой, стоит ли вообще его пробовать. Оказалось, что стоит. Работает, очень уж много времени не занимает. Но это немножко другая игра, функционал оригинала слегка срезается. К примеру, если в дуэли мы бьемся за очки, то втроем/вчетвером нам просто важно, кто победит в последнем бою.
А еще у Славика есть автома, и она приличная. Если кайф отыграть партейку, когда никого не затащить на арену – пожалуйста, автоматический соперник нормально так тебя прожарит, а ты успеешь покрутить комбинации, повеселить душу. Но тут автома – это автома. То есть, хорошо, что ее сделали, она качественная, но куда круче резать живых игроков, чтобы они визжали и пускали слюни, валяясь в песке. Так вот, здесь колода хоть и перемешивается, и рынок стихийный, но автор нашел несколько крутецких решений.
Первое – рынка три. Гладиаторы, экономика, тактики. У каждого игрока есть карта, позволяющая обновить один из рынков. Да и, на мой взгляд, на рынках почти всегда есть что-то, что в тему. И еще – тактические карты, которые понадобятся в фазе сражений, ты можешь откладывать и потом выкупать. То есть, колодострой у Славы гибкий, контролируемый, хоть и не без сюрпризов. ПО мы, кстати, получаем именно за контроль арен, оставаясь на ногах, когда противники отвалились. Как в Асеншн. Вот если бы в Во имя славы, опять же, было тактическое поле… Эх! Это было бы просто вау. Но и тогда – это игра про гладиаторов, тематика на любителя. В общем, по сути Слава и Асеншн Тактикс похожи местами, но в целом разные и друг друга не перекрывают. Плюс – в Асеншн есть полноценный кооп.
Сундук войны – гениальная тактическая игра с элементом, я бы сказал, короткого колодостроя. Мы покупаем карты-фишки из зафиксированного нами же рынка собственных бойцов, замешиваем их и тянем из мешка. Сундук велик как в дуэли, так и в команде. Второе для меня было настоящим сюрпризом. Как же хорошо он катается вчетвером. Но важно общаться друг с другом и, конечно, драфтить на старте. В последний раз сдавал вслепую каждому – сборки у некоторых получились не очень. Так вот, с Асеншн здесь сходств не очень много. Хотя – тактическое поле, отбивание контрольных точек, но в Сундуке нет ПО и нет стихийного рынка. Сходство – нетрудно с одного удара убить вражеское войско. В Асеншн, особенно на ранней стадии партии, ваншотаются почти все, но в коробку никто не отправляется. Нет накопления урона. Вернее, на тебе накапливается урон, пока враг ходит. Он может одним чемпионом дать тебе пять урона, а вторым еще пять, чтобы хватило. Если он закончил, а у тебя есть хоть одна жизнь сверху – ты теперь как новенький, весь урон уходит. Говорят, что это трудно отслеживать, но мне кажется, что ничего трудного тут нет.
Сундук прекрасен и даже не так абстрактен, как о нем говорят, но Асенше расписной весь, более фановый – картиночки, события, разные поля сражений, ну и не такой душный. Впрочем, режим два на два тут явно не для новичков. Потому что ходим мы одновременно. У каждого по три чемпиона. Нужно и понимать, как работает игра, и нормально совещаться, координировать ходы. Если это есть, на мой взгляд, будет очень интересно. У вас ведь, получается, как и в Сундуке, суммарно шесть юнитов – можно очень весело комбинировать усилия. А вот изначально, по молодости – только мешаете друг другу и всё. В Сундуке такая же песня, только душнее.
Войны черной розы. Убил ли Асеншн тактикс Розу? Я думал, что такое развитие событий возможно. Но, все же, этого не случилось. Роза частично и колодострой, но совсем слегка. Карты магии мы берем вообще вслепую из библиотек, но есть выбор, какие оставить, а какие сбросить. Карта другая, активации иные. Да и просто ощущения. Время поговорить об Асеншн как игре на три-четыре самовластных игрока.
Это, как мне кажется, последнее, о чем думали авторы. Сценариев на три и четыре здесь убывающий минимум. И сложность в том, что это дольше, но не лучше. Если режим три-четыре в Во имя славы в чем-то уступает оригинальному режиму, но вносит перчинку в плане грязных сделок и предательств, то в Асеншн на карте просто больше игроков. Больше игроков – дольше ждать свой ход. Втроем – та же тема. На четверых сценария всего, кажется, два.
Роза в этом плане – игра, которая изначально и предполагается как заруба минимум на четыре, а лучше даже на шесть персон. Да, она может быть КРАЙНЕ долгой, но свалка оправдана. Чем больше игроков, тем больше целей и возможностей для получения ПО. В Асеншн ПО – это только святилища. Цепные эффекты тут как бы есть, но совсем не такие развитые, как в Розе. Когда все будут понимать суть, партии должны идти поскорее, но показалось, что в целом игровой опыт на четверых веселый, но не топовый. Если есть время и стиль игры нравится, тогда да, вчетвером тоже пойдет.
В Розе большую роль играют монстры, а у каждой школы они еще и свои. В Асеншн тоже можно вызвать монстра, если он выйдет на рынок. Побеждаем его, скинув атаки, и он сражается на нашей стороне. Это шикарнейшая, атмосферная находка, однако это скорее то, что может произойти, но, скорее всего, не произойдет. А вот в Розе без монстры тяжко.
Единственное, чем Асеншн может привлечь на свою сторону любителей фэнтези-заруб, отняв их у Розы, это скоростью подготовки к партии, колодострой, простота. Ведь в Асеншн реально по пальцам посчитать все понятия на картах, а остальное и вовсе даже не нужно проговаривать. Засада – активируется в момент покупки карт. Преданность – когда разыгрываем карту той же фракции. Двойная атака – можем дважды атаковать. Символ лука – стреляй на расстояние до трех. То есть тут Розе, конечно, есть, чему поучиться, но в нее авторы напихали столько, что нет уж, она вот такая.
Но тут Асеншн говорит: «А давай посчитаем, сколько во мне режимов». И тут Роза внезапно вянет. Можно играть в Розу вдвоем? Да, но не нужно. Даже в отдельную Дуэль. Можно ли играть втроем? Да, но скучно. В коопе? Нет, нельзя. Против автомы? Можно, но заморочно и не очень интересно. Есть кампания? Нету в Розе кампании.
Асеншн тактикс подкупил многих обилием того, что можно делать с этой коробкой. Соло – играй. Кооп – играй. Хочешь – быструю партию на уже собранной карте. Надо – вот тебе кампания, с миссиями, с прокачкой. Если кайф дуэль – вот тебе сценарии для дуэли, очень даже разнообразные, интересные. Модельное поле? Вуаля. Ну а если вам за столом три-четыре… Почему бы и нет? Вот вам тоже сценарии.
Еще есть вариант поиграть вдвоем или в одиночку против игрока-злодея. Он берет по три карты автомы и в свой ход две из них играет. Не знаю, насколько этом интересно, ведь этот игрок, считай, вообще играет в другую игру. Но можно и опробовать.
Убил ли Асеншн Розу? Я уверен, что нет. Если хочется зарубу и свалку – лучше брать Розу, по моему мнению. Скорее Асеншн занял какую-то параллельную позицию.
Super fantasy brawl – в этой коробке тоже тактические бои и тоже карты. Но карты у каждого перса уникальные, по шесть штук на брата. Очки получаем за контроль точек по заданиям. Здесь, пожалуй, маневры чуть более сложные, чем в Асеншн. И больше завязано на уникальности персонажей и их синергии. Фана, как мне кажется, меньше. Одно и то же поле, похожие цели, одинаковые карты. В Сундуке тоже одно поле и вообще нет карт, но зато там филигранный и огненный процесс. И главное, меня совершенно не цепляет этот мультяшный ростер Броула. Хотя в целом игра и умная, и упрекнуть ее не в чем.
В Асеншн винегрет из персоналий и стилей хорошо работает на расширение аудитории – каждый что-то по вкусу найдет – тут тебе самурай, конный рыцарь, оборотень, всякие светло-маги, роботы, демоны, уродцы и красавцы. Сразу за кого-то глаз цепляется, ассоциации какие-то свои пробегают, и хочется именно им поиграть. Да, что-то такое есть и в Броул, но здесь явно больше в весёленькое, а не мрачное. Поэтому, лично в моих глазах, Броул уступает во всем Асеншну.
Скирмиш?
Можно сравнить Асеншн вовсе не с колодостройками, а со скирмышами или даже некоторыми данжами. Скримы частенько именно дуэльная тема. Вспомним Hate, The Edge Dawnfall, Tannhauser. Первое отличие – кубы В Асеншн нет кубов. И это мне нравится. Всё считается. Единственное рандомное, что может сделать атакуемый – открыть жетоны сокровищ и защититься ими. Но, если видишь, что их у него нет – привет. Второе – в перечисленных играх нет рынка карт и того самого колодостроя. В Хйэт и Эдж есть прокачка войск. Плюс Эдж и Танхейсер миссии, скажем так, менее абстрактны. Да, в Асеншн миссии, пожалуй, преследуют более глобальные цели – контроль святилищ, пробивание чего-то. Хотя, я играл еще далеко не во все. Там тоже есть много интересных деталей.
Можем кооп-режим сравнить и с данжиками, которые ориентированы на тактику. На нас нападают враги, происходят события, у нас есть цели на миссию. Ощущения где-то схожи. К примеру Machina arcana - тоже тактическое поле, враги имеют какое-то уникальное свойство и подбираются к вам. Детали разные, но многое сходится.
Колодострой в Асеншн – создает свой слой сюжета. С кем объединяются силы ваших бойцов, чего и где происходит – здесь много маленьких кирпичиков эпика. Да, скирмишки могут предлагать больше опций для каждого отдельного персонаж, но и сложность постижения растет. А вот в обозреваемой нами игре сложность входа минимальная.
Глумхэван? Кто сказал Глумхэван? Ладно, об этом чуть позже.
Итак, проведя все эти сравнения, поделюсь мнением об игре.
Что не нравится
Если ты читаешь статью последовательно, то видишь, что я показываю – в коопе и соло скрадываются те неровности, которые видны в режиме на троих и четверых.
Теперь о том, что нравится
Да почти всё мне нравится. И я давно так не тянулся к коопу и соло. А тут очень хочется разложить новую партейку и просто посмотреть, что будет. Если сдать врагу и себе случайных или просто понравившихся чемпионов, выставить рынок и просто начать. М! Каждый раз что-то новенькое. И колода автомы не дает расслабиться, бьет иногда по самым больным местам, и рынок каждый раз иной – предлагающий то сделать упор на культистов, то на какую фракцию, то ускорять прокрутку карт, то увешиваться конструкциями.
Быстрый старт, быстрая и понятная автома, всегда есть, над чем подумать и торопиться передавать ход не нужно. Просто блеск. Я давно уже забросил соло-настолить, ибо, все же, кайф с людьми, но тут хочется. Понимаю, что нынче есть соло/кооп-игры и совсем толстенные, Гопломахи, Ту мэни боунсы, тот же Глум.
Но в том и прикол, что Асеншн – это не только кооп, но еще и другие рабочие режимы. Плюс – без лишних заморочек.
Я вспоминал Глумхэван. Кампания в Асеншн и вообще процесс коопа в целом напоминает именно Глум, но без уникальных колод и других усложнений. Если хотелось в Глум, но проще и быстрее, еще и с колодостроем – вот это есть, мне кажется, то, что в первую очередь хотели дать авторы Асеншн Тактикс. Но, вместе с этим, они дали и дуэль, и оверлорда, и модульное поле, и вообще всё, что хочешь. А если зайдет Асеншн, тогда, пожелав более сложных карточных маневров, можно обратиться к какому-то из Gloomhaven. Но это не значит, что игры взаимозаменяемы, он разные.
Дальше. За партию колода рынка расходуется где-то на половину. Комбинаций тьма. Героев очень много. Авторы явно хотели дать игрокам побольше. Спокойной можно было резать эту базу на допы, но они этого не сделали.
Нужны ли миньки? Ничего оригинального не скажу. Если хочется трехемрности – да, нужны. В процессе игры стендики никак не смущают, всё основное происходит в голове. Судя по видео и фоткам, миниатюры тут не лучшего качества, хотя и норм. Минус в том, что это отдельная коробка, по размерам крупнее базы (а та тоже немаленькая)… И в клуб пойти ногами, таща это всё… Такое. Поэтому, я пока не гонюсь за миньками. Может когда и докуплю.
Кстати, в базе отличный органайзер. Карты в проекторах помещаются, есть удобный отдел для жетонов. Вспоминая многострадальный CMON, который до сих пор не научился делать орги, как-то вдвойне уважаешь каждого производителя, который научился.
Правила написаны норм, особых вопросов не возникало. Как я и говорил, здесь всё осваивается почти мгновенно и объясняется минут за десять максимум.
А к нам едет Инферно
Для меня, на данный момент, это автопокупка. Очень жду. Да, в базе контента на год вперед, но ты и сам знаешь это чувство, когда игра нравится. Хочется еще! К тому же, там навыдумывали нового – превращение персонажей, больше нейтральных юнитов для найма, кооп на четверых, карты с принадлежностью сразу нескольким фракциям, отдельная пятая фракция. Я так понимаю, что эти две коробки если и смешивать, то очень аккуратно, ибо это самостоятельные игры. Посмотрим, похимичим. Две коробки этой радости – это прям надежно закрытый вопрос сразу по многим жанрам – и колодострой, и данжик, и скирмиш, и дуэль, и свалка, и боссбатлер.
Резюмирую
Не зря я давненько намечал знакомство с миром Асеншн. Так долго намечал, что дождался вот такого перевоплощения классической игры – из карточной в тактическо-полевую. Впечатления положительные! Хоть тема с игрой вчетвером остается открытой, нужно еще поиграть. Ведь надежда была именно на такой режим. Пока получается долго. Плюс не всем нравится иметь дело с такой долей рандомчика. Если длительность партии и вот этот случайный выход карт на рынок, случайный выход карт в руку не смущает, а мир и механики нравятся – кайф будет и втроем, и вчетвером. Я бы поиграть так не отказался и буду собирать народ.
Так или иначе, я точно получил игру потрясающе работающую в иных, более компактных режимах. Это старое амери, которое выстрелило сразу из двух стволов – колода и тактика. И как они друг другу шикарно подошли, как раскрылись. Не стараясь взорвать индустрию какими-то инновациями, авторы шикарно переосмыслили то, что уже было. Много эпика, карты и картинки, персоналии создают сюжетный окрас происходящего, что я вообще очень ценю в настолках. Коробка Асеншн тактикс меня очень удивила и впечатлила своим богатством.