| Две необычные игры на любой случай | |
| Друзья, а у нас уже вовсю продаются две небольшие и весьма необычные игры | |
| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| Метод - игра по сериалу на CrowdRepublic | |
| Кооперативный детектив по культовому сериалу "Метод" от Юрия Ямщикова, Сергея Го... | |
| игры |
Мрачная гавань: Челюсти льва
|
| компании |
Hobby World
Cephalofair Games |
| Дата: | 06 октября 2025 |
| Источник: | CatGeek |
![]() |
| 7.6825 |
![]() |
- |

Когда-то, лет этак пять назад появился на рынке настольных игр е6ический гроб «Kingdom Death: Monster», полный комплект которой (со всеми допами) стоил тысячу!!! евро, а основная коробка — четыреста. Неожиданным образом, данная игра пробила на рынке новую нишу — супермасштабные настолки. Посторонись, «Сумеречная империя», тут идет кое-что посерьезней. Огромная игрища с кучей монстров разных уровней (для каждого из которых подготовлена целая колода искусственного интеллекта), 40+ сюжетных сценариев, партии по много часов с разделением на битвы, охоту, строительство деревни + тонна легаси-элементов.
Правда, позволить себе такую красота (где фигурки вдобавок нужно было склеивать и раскрашивать) могли не все. На этом сыграл Gloomhaven, выпустив все то же самое, только полегче и подешевле. Все модельки выполнены из картона, все удачные приемы подсмотрены у экземпляра, упомянутого выше, только с упрощением и удешевлением. То есть: тактика монстров попроще, героев поменьше, локаций поменьше, но что еще лучше — теперь не нужно бросать всю партию на столе до тех пор, пока не будете готовы продолжить — появился настоящий сейвгейм! Крутой органайзер позволяет вернуться к следующей партии в любой момент после перерыва. Но… Это гребанный гроб на 6 кг и стоимостью в 250 евро. Да и немногие готовы влезть в кампанию на ахуллиард миссий.

Разработчики и маркетологи почесали репу и выпустили «Jaws of the lion» — уменьшенную версию Глумхейвенской кампании, чтобы, так сказать, дать возможность игрокам «попробовать воду ножкой», прежде чем нырять с головой в задротский рай. Так поступил и я.
Дело в том, что «гробов» (то есть, тяжелых коробок) от FFG у меня целый шкаф, да еще с дополнениями, и, честно, я боюсь, что он однажды проломится. К тому же я не настолько люблю фентезю, чтобы играть в этот более фиксированный аналог DnD или настольный — Baldur's Gate. А тут — вполне самостоятельный проект с офигенными отзывами — почему бы и нет?

Вот я вскрыл коробку, выдавил картонные элементы из перфорированный листов (моя любимая часть), собираюсь изучить правила и вижу яркую красную надпись «СТОП!». Точно такая же красуется на некоторых коробках и колодах. Интригует, не правда ли?
Суть в том, что (и это, пожалуй, главное достоинство и недостаток игры) вам не нужно читать правила. Вам их РАСТОЛКУЮТ, притом в самом процессе игры. Да-да, здесь, как и в средней компьютерной игре процесс начинается с обучения.
Сюжет же подается длинными простынями текста и рассказывает нам историю отряда наемников «Львиная челюсть». Прибыв в Глумхейвен, они берутся за задание от несчастной жены кузнеца, чей муж бесследно пропал где-то в катакомбах города. Выльется это все в бесконечное количество сражений, противостояние властям, клоачным тварям и культу некого Кровавого Бога. Впрочем, мы забегаем вперед.
Каждому игроку (до четырех человек) предлагается выбрать себе персонажа. И персонаж здесь — целая коробка контента: планшет, боевые карты, карты прокачки, боевые приемы, перки, громоздкий (реально) счетчик жизни и опыта, и еще какие-то запечатанные колоды, которые нам пока не разрешено открывать. И, ах да, дерьмово выполненная фигурка (благо, в игре их всего четыре — только для главгероев).

После выбора персонажей и раскладки карт на поле нам… сразу предлагают начать играть. Тайлов в коробке, кстати, нет. Роль поля выполняет Книга Сценариев. Просто раскрываешь на нужной странице — и готово! Если же поле по сценарию должно быть большое, то… есть ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ книга сценариев. Сразу чувствуется желание разработчиков уместить максимум контента с минимумом затрат. На самом деле, это плюс, потому что если бы все то же самое размещалось на большем количестве элементов, сетап игры занимал бы минут сорок. А тут — разложил и погнали.
В основе игры лежат, конечно же, сражения, и учат нас именно им. Для тех, кто не очень разбирается в настолках, пожалуй, то, что я описываю покажется мудреным и неинтересным. Лучше просто пропустите следующий абзац, иначе получите ложное впечатление об игре.

Собственно, сам процесс выглядит так: на поделенном на гексагоны поле в зависимости от уровня пати игрокам встречается некоторое количество монстров, и вам желательно победить их всех. И атаки, и движения здесь реализовываются при помощи карт приемов. Каждая карта имеет две половины (одна отвечает за атаку, другая — за движение). Чтобы совершить ход, ты выбираешь две карты и кладешь их взакрытую. То же самое делает другой игрок (а потом и монстры, когда закончится обучение). После этого ты сравниваешь значения инициативы на всех картах. Первым ходит тот, на чьей карте цифра меньше всего — и дальше по возрастанию. Мы расставляем специальные плашки инициативы в верном порядке (чтобы не запутаться) и, НАКОНЕЦ-ТО, ходим. На каждой из карт мы можем выбрать только одну половину — верхнюю или нижнюю. Притом, они обе должны быть разными, то есть, выбрать верхнюю и верхнюю нельзя (а чаще всего верхняя отвечает за атаку, а нижняя — за движение). Мы выполняем написанное на картах, и если мы вдруг должны кого-то ударить — мы берем карту из боевой колоды-рандомайзера, которая либо добавляет к силе нашей атаки, либо отнимает от нее, а может и вовсе ее отменить. Так проходит ход КАЖДОГО из персонажей на поле. На этом раунд заканчивается и начинается следующий. ВЕСЕЛЬЕ!
Думаю, предыдущий абзац пропустило большинство, поэтому скажу вкратце: боевка и даже передвижение здесь обладают невиданной тактической глубиной. Действия, на которые способен персонаж, строго ограничены. Постоянно приходится выбирать, взвешивать и жадничать между одним и другим. Также еще в процессе обучения игроки ознакомятся с таким понятием как ловушки, вонючие облака, препятствия, монетки, сундуки и туева хуча состояний типа кровотечения, отравления, оглушения, хромоты и тд. На последнем этапе обучения добавится еще и планшет с «магическим балансом». При применении определенных приемов (например, «Огненного вихря») мы нарушаем магический баланс, и начинает превалировать какая-то стихия (допустим, огня). Она со временем успокоится, но пока она на коне, мы можем использовать карты, требующие той или иной стихии более эффективно.

Со временем в колоду добавятся карты, позволяющие получать опыт прямо в процессе боя, и появится новый повод жадничать и взвешивать — быть эффективным в бою, или подобрать вон ту монетку, или подкопить немного опыта. В общем, чего-чего, а тактики хватает.
Откровенно радуют враги и монстры. Помимо того, что здесь нет стандартных орков, эльфов и прочей совсем уж приевшейся фентезийной шелупони (хотя, не обошлось без крыс и змей), КАЖДЫЙ из противников обладает собственными характеристиками, особыми свойствами и ЦЕЛОЙ колодой приемов. Притом, все они офигеть как отличаются друг от друга — и основными свойствами, и тактикой. Например «Крысиные отродья» взрываются после смерти, так что лучше их убивать на расстоянии, а «Фанатики» иногда кастуют очень болезненные лайфдрейны, сводя на нет весь ваш прогресс. Враги здесь представлены картонкой, вставленной в крестовину, но от этого они не перестают быть серьезной угрозой. Да-да, «Челюсть льва» — нифига не легкая прогулка на лугу с понями, особенно если вы, как и я, по глупости взяли «подрывника», который хоть и боец ближнего боя, но больше похож на Голлума и категорически не способен танковать и обладает самым маленьким ХП среди персонажей. В общем, если бы не хилер в лице Красного Стража, первого босса я бы ковырял до сих пор.
Кстати, если вам вдруг захочется перепройти кампанию, а душа потребует челленджа — сложность игры можно увеличивать самостоятельно вплоть до полной непроходимости (кишечника).
Помимо прочего, в бой будут добавляться тайные (ну, от других игроков) задания, за выполнение которых вы будете получать перки и улучшать свою (да-да, а вы что думали? У каждого своя) колоду-рандомайзер.
Что же происходит после боя? Зачитывание сюжетного элемента, подсчет наград и — мое любимое — поход в магазин. Ассортимент не сказать, чтобы суперразнообразен — по три вида сапог, четыре вида брони и так далее. Зато зельев без счету.
Потом вы берете карту из колоды городских событий, где с вами происходит какая-то ситуация, и игроки коллективно выбирают из двух вариантов — как поступить. Например, вас попросили выбить долг из какого-нибудь скряги. Тот говорит, что вернет все сторицей, но чуть позже. Можно его тряхануть сейчас и забрать что-нибудь ценное, можно подождать и получить всю сумму с процентами. Я, если что, выбрал первый вариант.
Закончили? Что ж, вперед — к следующей миссии. Да-да, это кооперативная кампания, где сценарии взаимосвязаны, персонажи прокачиваются, а сюжет движется вперед, поэтому, садясь за партию с кем-то будьте уверены, что не поссоритесь с этим человеком в ближайшее время (или прикуйте его к батарее). Каждый сценарий занимает приблизительно час и играется на диком напряжении (особенно для хозяина коробки, который должен отслеживать всю автоматику и триггеры), поэтому вряд ли вы сдюжите два и более сценариев. К счастью, как и в большом Глумхейвене, игра между сценариями ОЧЕНЬ удобно сохраняется между сценариями, так что в следующий раз не придется ломать голову — на чем же вы кончили.

Совершенно точно могу сказать, что процесс этот увлекательный — тактическая глубина ДЕЙСТВИТЕЛЬНО позволяет проверить себя на умение рассчитывать и изворачиваться, есть полное ощущение, что почти все, происходящее на поле решаешь ты, и лишь капелька рандома (не такая уж и маленькая) может тебя утопить (или наоборот — спасти).
Более того — тактика начинается задолго до начала сценария, ведь нужно решить, с каким оружием ты пойдешь в бой, какие карты купишь, что прокачаешь… Ведь экспы мало, возможностей много, а перков — целая колода. Словом, есть, где разгуляться (и я, кстати, до сих пор не открывал коробки АБЦД).
Не обошлось и без недостатков. Из-за того, что вместо того, чтобы читать правила ты СРАЗУ начинаешь играть — тупишь неимоверно. Не знаю, может быть, в моем арбузе не хватает косточек, но информации на тебя наваливается на самом старте ОВЕРДОХРЕНА, и не всегда удается понять, что от тебя требуется, и о чем тебе рассказывают. Но хуже того — усвояемость таких правил ниже среднего — к моменту самостоятельного плавания тебе нужно держать в голове слишком много вещей, хоть и усвоенных поэтапно. А вернуться к книге правил не слишком-то удобно, ведь ее как таковой нет. Есть глоссарий и книга «Учимся играть», листать которую в поисках нужного элемента игры можно очень долго. Впрочем, повторюсь, возможно, я просто привык к другой схеме обучения, ведь большинство обзорщиков превозносят это как едва ли не главное достоинство игры.
Ну, что я могу сказать. #БЕЗДНАрекомендует «Gloomhaven: Jaws of the Lion» как отличное компромиссное решение между сравнительно примитивной «О мышах и тайнах» и громоздким «Глумхейвеном» (или Kingdom Death: Monster) — с тактической глубиной, но не перегруженными правилами; с прогрессом и легаси-элементами, но без необходимости держать один стол всегда занятым. Впрочем, полагаю, создатели «Глумхейвена» делали «Челюсть льва» как своеобразный промоушн или пробник к своему основному проекту и… у них удалось. Мне понравилось, так что теперь я не боюсь брать целый большой «Глумхейвен». Только дождусь второй редакции.