-AdRiver-
powered_by_sith написал минуту назад к игре Forbidden Stars: # Да, нет, все по правилам. Карта предлагает выбор из двух опций, выбра...
wergg написал полчаса назад к игре Forbidden Stars: # еще раз давайте. Почему вы решили, что в запросе "выберите и деморализ...
Azrail написал полчаса назад к игре Древний ужас: # Кроме карт, про которых сказали выше, так же отличаются и рисунок жето...
Numel написал полчаса назад к игре Forbidden Stars: # У Хаоса на колоде событий лежат 3 жетона приказов (допустим за "Распол...
Steve_Sasha написал полчаса назад к новости На экранах [16.10.2019]: # Ссылку или название подскажите?
Голосуем кошельком [17.10.2019]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [16.10.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» издала «...
На экранах [16.10.2019]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Среди звёзд» на CrowdRepublic
Новая кампания от издательства «Правильные игры» на площадке народного финансиро...
Обзорная башня [15.10.2019]
В этом выпуске: обзоры игр «Санта-Мария» и Sails of Glory, а также стандартный н...

Tormental

Crusader Kings: The Board Game. Исторический детерминизм на вашем столе

27 сентября 2019

Информация

добавить
игры Crusader Kings: The Board Game
Дата: 27 сентября 2019
Оценка пользователей
9.1754
-

Меня тут давеча упрекали, что я не пишу обзоры, так что пора исправить это недоразумение. Вашему вниманию — небольшая рецензия на Crusader Kings: The Board Game от шведов Free League Publishing.

 

Даже не берусь считать, сколько часов своей жизни ваш покойный слуга потратил, приводя к мировому господству всяческих Капетингов, Данкельдов, Арпадов и Стенкилей в компьютерной Crusader Kings II. Поэтому узнав, что настольная адаптация этой непревзойдённой убивалки времени появилась в ритейле (кампанию на Кике я в своё время проморгал), я решил поддаться искушению и приобрести-таки сию диковину.

 

Стоит сразу отметить: доставки в Россию как не было, так и нет. Правила и карточки, соответственно, только на английском. Перевод карт действий готов и опубликован, правила в переводе и будут выложены в ближайшие несколько дней. За качество фото извиняюсь, была возможность снять только на телефон.

 

Примерно так всё это и выглядит

 

Примерно так всё это и выглядит

 

Итак, что представляет собой попытка адаптировать Crusader Kings в качестве настолки? Перед нами ареаконтроль с бэгбилдингом и менеджментом руки — в принципе, этим список механик исчерпывается. Разумеется, мы стремимся контролировать как можно больше территорий на игровом поле (за это в конце партии начисляются победные очки), а заодно пытаемся превзойти соседние державы по количеству укреплённых замков, нанятых советников и порубленных в капусту сарацин. Игра длится три игровых «века», каждый из которых разделён на три раунда по два хода. За ход разыгрывается по одной карте действия: мы пытаемся что-нибудь совершить (например, прикончить вражеского короля или построить замок), а затем сталкиваемся с эффектом события. Многие из действий требуют проверок на успех, которые реализуются с помощью вытягивания жетонов из специального мешочка.

 

Настольная Crusader Kings — рай для жетонофила: в базовой коробке мы получаем целых шесть листов с жетонами, существенная часть которых к концу партии будет бултыхаться в наших мешочках и покрывать игровое поле. В основном это жетоны черт характера: какие-то мы получаем на старте, какие-то приобретаем за счёт событий, браков и так далее. Основная задача в процессе игры — следить за тем, чтобы в вашем мешке оказывались нужные черты, потому что от этого здесь зависит всё. Строительство, заговоры, походы в Святую Землю, даже свары с соседями — всё реализовано исключительно через проверки на жетонах, поэтому с первых ходов нужно определить вектор развития и стремиться выбирать те действия, которые с максимальной вероятностью окажутся успешными. Кстати, иногда положительные качества начинают мешать, а негативные, напротив, помогают. Например, если у вас в роду полным-полно честных парней, вам лучше не пытаться плести интриги. Зато амбициозной династии будет проще строить замки, а жестокой — воевать.

 

Мешочки для жетонов и собственно черты характера

 

Мешочки для жетонов и собственно черты характера

 

Впрочем, «воевать» — несколько громко сказано, поскольку боёвка тут весьма символическая, как и в компьютерном оригинале. Пусть вас не вводит в заблуждение наличие сразу двух типов миниатюр — пеших солдат и конных рыцарей. Это не «Игра престолов» с пехотой и кавалерией, тут битвы выигрываются исключительно за счёт количества набранных успехов в проверке, а грозные вояки на разноцветных лошадях в сражениях вообще не участвуют. Они нужны только для красоты и обозначают территории под вашим контролем. Если вы хотите начать войну, вам придётся потратить как минимум две, а чаще три карты действий — чтобы найти легальный повод для вторжения (да, здесь это отдельное действие!), чтобы собрать армию и чтобы атаковать. А учитывая кучу побочных эффектов, которые дают карты (об этом ниже), вы триста раз подумаете, нужна ли она вам вообще, эта война. Игрокам никто не запрещает вступать в затяжные конфликты со взаимными нападениями на каждом ходу, но на практике боевые действия в Crusader Kings обходятся очень дорого и чаще всего ограничиваются парой генеральных сражений за ключевые провинции. Это отчасти минус, потому что от игры о европейском Средневековье всё-таки ждёшь эпичных схваток под стать Гастингсу и Азенкуру.

 

В целом, казалось бы, всё легко и просто: набираем карты, тянем жетоны, радуемся и веселимся. Но не тут-то было. Средневековая Европа и в реальности-то вряд ли была приятным для жизни местом, однако в представлении авторов настолки она то и дело превращается в беспросветный ад.

 

Типичная ситуация на поле посреди игры

 

Типичная ситуация на поле посреди игры

 

Словосочетание «страдающее Средневековье», пожалуй, лучше всего отражает суть этой игры. Разработчики уверены, что игроки должны постоянно испытывать боль, и это чувствуется во всём — от коряво и неинтуитивно написанных правил до некоторых нюансов игрового процесса.

 

Настольная Crusader Kings сурова к игроку ещё более, чем компьютерная. Золота вечно не хватает, и один хороший рейд этого не исправит. Чума и неурожай, как средневековые гопники, постоянно дежурят за ближайшим углом и норовят устроить вашему королевству добрый вечер. Выбирая карты действий для раунда, всегда приходится искать меньшее зло, поскольку почти все события в игре либо создают проблемы вам, либо, в лучшем случае, облегчают жизнь вашим оппонентам. Собрали налоги? Хорошо, только вот перевозивший их корабль затонул где-то в степях Украины — извольте потерять половину полученных денег. Сходили в набег на соседа и отжали у него богатый регион? Отлично, только ваш наследник в процессе получил шальную стрелу в подмышку и приказал долго жить. Иногда негативные эффекты карт очень сильно ломают задуманную стратегию. Допустим, вы тщательно подготовили атаку на вражеские земли, заручились поддержкой союзников, набрали золота для покупки дополнительных жетонов — и вытянули карту действия, которая гласит, что в случае битвы ваш король погибнет. Просто погибнет, безо всяких проверок, а наследник у вас — слабоумный обжора, который, как назло, так и не сгинул в последнем крестовом походе. Вот и выбирайте, что важнее — одна захваченная провинция сейчас или два жетона с провалами в вашем мешке потом.

 

Конечно, такое случается не всегда: если в одной партии мы, увидев свои карты, регулярно хватались за голову и спрашивали, за что нам это всё, то в следующей страданий оказалось значительно меньше — за всю игру никто не заразился проказой, не утонул в ванной, не похоронил всех детей, и даже чума почти не лютовала. Но зачастую из-за отсутствия на руке хоть сколько-нибудь приемлемых карт действий приходится переобуваться на лету и полностью менять свою стратегию.

 

Те самые зловредные карты действий

 

Те самые зловредные карты действий

 

К слову о стратегии: учтите, что каждый игрок ещё в момент выбора королевства становится заложником исторического детерминизма. Игровое поле тесное, как в любом уважающем себя ареаконтроле, и очень скоро вам придётся решать, с кем из соседей ссориться. А выбор у вас невелик. Англичане рано или поздно поймут, что без Столетней войны им скучно, и полезут грызть Францию с севера. Священная Римская империя будет медленно расползаться по карте, вяло пинать макаронников и грызть Францию с востока. Испанцы, у которых Реконкиста волей разработчиков уже завершилась, из-за отсутствия мавров станут посматривать на средиземноморские острова и параллельно грызть Францию с запада. Пожалуй, самая интересная позиция у итальянских норманнов, которые имеют возможность выйти на конфликт и с немцами, и с французами, и с испанцами (а в итоге, вероятнее всего, получат на орехи от всех). Франция… ну, вы уже поняли, что вас ждёт, если вы собираетесь играть за Францию. При полном составе игроков вас будут тиранить все и по любому поводу. Зато в игре на троих-четверых француз имеет все шансы окопаться, пережить первые атаки и перейти в контрнаступление, чтобы показать всем этим выскочкам, кто тут подлинный наследник Карла Великого.

 

И всё же в первую очередь это игра не про войну, а про дипломатию. Радует, что разработчики позволили игрокам свободно взаимодействовать между собой. Не хватает денег? Продайте соседу провинцию (он-то не знает, что вы планируете устроить там мятеж в следующем раунде). Другой игрок предлагает выдать свою хромоногую дочку замуж за вашего сына-дегенерата? Соглашайтесь, только пускай он даст за ней приданое. Союзник умоляет помочь деньгами, чтобы сорвать попытку покушения на своего короля? Помогите, но условьтесь, что в обмен он при первой возможности сделает вам ребёнка, как бы двусмысленно это ни звучало. На дипломатии здесь строится очень многое: если вы склонны к устным переговорам, вымогательству и эпичным предательствам, никакая спорынья на полях или вспышка чумы в столице не испортит вам удовольствие от партии. Если не склонны, то зачем вам вообще садиться за ареаконтроль?

 

Детализация миниатюр оставляет желать лучшего

 

Детализация миниатюр оставляет желать лучшего

 

Оптимальное количество игроков — три-четыре. Полным составом, возможно, совсем всё весело, но партия на пять человек, по моим расчётам, будет длиться три века в реальном времени. При желании можно играть даже вдвоём, с использованием автомы — местный ИИ звёзд с неба не хватает, но довольно агрессивен и способен без особого напряжения обогнать по очкам неопытного игрока. Однако такой выбор сильно урезает возможности для дипломатической эквилибристики. Вариантов стартовой расстановки — пять, плюс специальный «турнирный» расклад для ускоренной и упрощённой партии.

 

Компоненты красиво оформлены: большое игровое поле, оформленное (естественно) под старинную географическую карту, все карточки «под лён», историчные гербы династий. К сожалению, качество исполнения при этом могло быть и получше. Карты довольно тонкие, уровень детализации миниатюр ниже среднего, а некоторые жетоны норовят развалиться надвое. В комплекте идёт многоуровневый органайзер с отделениями для карт и миниатюр, а вот о том, куда девать уже выдавленные жетоны, разработчики не подумали, поэтому лучше заблаговременно запастись зиплоками.

 

Для каждой династии есть отдельный небольшой планшетик с исторической справкой

 

Для каждой династии есть отдельный небольшой планшетик с исторической справкой

 

Порадовало: масса возможностей для дипломатических переговоров, интриг и подстав между игроками; постоянная необходимость «кризисного менеджмента», тщательного планирования и выбора между плохим и худшим; возможность влиять на рандом с помощью грамотного бэгбилдинга; атмосфера эпохи крестовых походов с чумой, спорыньёй и королями-имбецилами; сравнительно неплохой ИИ.

 

Огорчило: небольшой выбор доступных стратегий; частые «поломки» тактики из-за плохих карт на руке; отсутствие по-настоящему «эпичной» боёвки; ужасно написанные правила с массой разночтений; компоненты красивые, но по качеству не идеальны.

 

Резюме: добротный симулятор страдающего средневековья и исторического детерминизма на вашем столе. С учётом глубокой любви вашего покойного слуги к тематике крестовых походов и компьютерному оригиналу — четыре Deus Vult’а из пяти.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Michael написал полмесяца назад: #

Спасибо за обзор!
Судя по рейтингу BGG, который вот-вот уйдет ниже 7, игра мало кому заходит.

zlobno написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Отлично, спасибо за статью.
А то что ни почитаю отзыв, то обязательно грязью поливают. Типа фи в ПК-версии все не так. Фи вытащили чисто на бренде.
Да, игра не шедевр. И имеет несколько странных праил. Но все равно, взглянуть на ее стоит.
Кстати, желающие попробовать в Tabletop simulato -> пишите в лс.

Desert_witch написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Момент с переговорами звучит крайне привлекательно, на мой взгляд.

zlobno написал полмесяца назад: #

Нууу.. не то чтобы тут много переговоров. В основном переговоры идут когда начинается возня с женитьбой, т.к. это дает союз между игроками (чет я уже честно говоря подзабыл, так ли это, но вроде да). ДА и про "казус бели" вскользь упомянули. Все это вместе делает интересные связки, т.к. союзник не может отказаться воевать, иначе это автоматом разрыв союза и считается предательство (что соответственно влечет за собой получение на тебя казус бели от бывшего союзника, которому ты отказался помогать)

Tormental написал полмесяца назад: #

У нас переговоры очень часто начинались спонтанно на этапе выбора карт для раунда. Наподобие: "Не мобилизуй армию у моих границ, ведь у тебя всего один наследник, правда?". Или: "Могу сыграть карту, которая невыгодна мне и выгодна тебе, но за это ты устроишь переворот вон в том регионе". Короче, простор для дипломатии тут имеется. Не уверен, что то же самое касается симулятора (хотя если там есть закрытый чат, то почему бы и нет).

Steve_Sasha написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Не играл в компьютерную, но настольная действительно несуразная какая-то(

zlobno написал полмесяца назад: # скрыть ответы

а конкретнее? Или просто не понравилась?

Kureshendo написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Странные условия победы, корявые правила, практически полное отсутствие решений, сплошной рандом и какие-то одноуровневые одноклеточные действия, которые не позволяют придерживаться какой-то стратегии. На мой взгляд, игра с точки зрения глубины на уровне Монополии, и это не фигура речи. Не будь на ней написано Crusader Kings, она бы во-первых не собрала достаточно денег на Кикстартере для релиза, и во-вторых находилась бы в топ10000, где ей и место.

Единственное, что в игре удалось, это ситуации и фразочки типа «дам две голды тому, кто замочит меня», «мой сын инбредный жирный красавчик», «кто женится на лошади», «отдам похотливую дочь за монету», «сосед, срочно сделай мне детей» и т.д.

Tormental написал полмесяца назад: #

Полностью согласен по поводу корявых правил и частично - по поводу того, что условия победы явно недодизайнили. Полностью не согласен по поводу рандома (он здесь вполне контролируемый, по крайней мере касательно черт характера и проверок). Можно подумать, в оригинальной Crusader Kings короли не мрут, как мухи, на ровном месте, и благочестивые персонажи не заболевают сифилисом в возрасте 16 лет.

Победных стратегий здесь как минимум три, а что касается бесполезности действий и отсутствия решений, то это, КМК, скорее проблема вашей игровой ячейки. Да, в игре есть недостатки, в том числе довольно существенные, и её можно было бы сделать лучше, но приравнивать итоговый результат к "Монополии" - однозначно несправедливо.

Steve_Sasha написал полмесяца назад: #

Всего одну партию играл и возможно не всегда так партия проходит, но слишком мало действий на поле происходит. Все веселье сконцентрировано в создании семей, королей и шутках про это. Всё что произошло на поле при игре на 4х: захват соседних свободных земель каждым игроком, чума, две-три битвы. После чего резко наступил конец игры, тк случился последний крестовый поход. Удовольствие от игры получить можно, но и несуразной она является.

Tormental написал полмесяца назад: #

Пожалуйста.) Игра действительно не идеальна, но было бы наивно ожидать, что в ней полностью реализуют все возможности оригинала, так что я этих претензий тоже не понимаю. Хотя это нормальная ситуация - есть же, например, фанаты компьютерной "Цивилизации", которые плюются от настольной. Эффект завышенных ожиданий и всё такое.

vitaly1981 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

если "слуга" действительно "покойный", то это печально. А если нет, то хорошо бы поправить второй абзац

Tormental написал полмесяца назад: #

Не надо печалиться. Авторская самоирония, она такая.