С миру по нитке [04.12.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Подорожание на... | |
С миру по нитке (Зарубежье) [29.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. | |
С миру по нитке [27.11.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже Горо... | |
Предзаказ на Bloodborne с дополнениями | |
Вернёмся в Ярнам, добрый охотник? | |
С миру по нитке (Зарубежье) [21.11.2024] | |
В этом выпуске: Кучка переизданий старых игр Райнера Книция под логотипами ... |
игры |
Dune: A Game of Conquest and Diplomacy
|
Дата: | 15 декабря 2021 |
Источник: | boardgamegeek.com |
8.3543 |
- |
Dune: A Game of Conquest and Diplomacy (2021) от Gale Force Nine — упрощённая и переработанная версия Dune: A Game of Conquest, Diplomacy, and Betrayal (2019), которая, в свою очередь, является обновлением «Дюны» 1979 года.
В отличие от «классической» версии 2019 года, эта новая версия явно основана на персонажах и сценах из фильма «Дюна» Дени Вильнёва. На обложке — лица актёров, а также фирменные орнитоптеры и нависающий над бегущими по пустыне людьми червь.
Геймплей и правила вылизаны по сравнению с прошлыми версиями «Дюны». Неоднозначных моментов меньше, время партии тоже значительно сократилось. Динамичные быстрые партии длятся минут 30–60. Ощущения от игры знакомые и в то же время другие. Эти нововведения — самое то для занятых людей: позволяют сыграть в игру на тему «Дюны» всего за 5 ходов.
Разработчики также постарались сделать дуэльную версию более играбельной, что опять-таки хорошие новости для тех, у кого нет большой компании из фанатов «Дюны»/настолок, или же изолированных пандемией. Ура, про нас не забыли!
Мой обзор базируется на нескольких партиях на двоих участников.
Первые две страницы книги правил знакомят со вселенной Дюны, описывая четыре игровые фракции: Атрейдесов, Фрименов, Харконненов и Императора. Увы, Бене Гессерит больше не полноценная фракция, хотя Леди Джессика и Преподобная Мать Мохиам являются игровыми персонажами, которые попали во фракции Атрейдесов и Императора соответственно.
Поле продумано; что где находится, понятно интуитивно. В верхних углах находятся счётчики ходов и фаз, в нижних — чанов тлейлаксу и банка сайса. Жетон песчаной бури кладётся на краю планеты. В процессе партии он может переместиться на любой из восемнадцати секторов, отмеченных пунктирными линиями. Собственно карта состоит из четырёх типов локаций: песок, скалы, цитадель и Полярная впадина.
По сравнению с версией 2019 года поле стало намного темнее, что нагоняет мрачной атмосферы. По ощущениям некоторые кусочки местности внизу закрашены в чересчур тёмные тона, из-за чего сложно разглядеть их границы и символы. Зато названия локаций выделены белым и вполне читабельны.
В игре есть 4 типа колод: спайса, боя, предателей и товаров. А также 4 набора специфических для фракции компонентов: лист, на которым описаны её преимущества, диски лидеров и жетоны войск — с соответствующими цветами и иконками. Помимо этого также есть жетон первого игрока, жетоны спайса (местная валюта), жетоны для отсчёта фаз и ходов и два колеса битвы. Также есть два листа альянсов фракций и жетоны блока цитаделей для игр на двоих.
Раскладка занимает всего пару минут, благо довольно короткий процесс описан на листе фракции. Только колода предателей требует спецподготовки — удалить из неё карточки фракций, не присутствующих в игре. Кроме того, если в игре участвует Харконнены, у них появляется преимущество за счёт возможности выбора.
Цель каждого игрока — держать под контролем минимум 3 цитадели на конец 3-го, 4-го или 5-го хода. Сделавший это игрок побеждает. Всего игра длится пять ходов; в первые два хода победить невозможно. Если до конца 5-го хода никто не выполняет победное условие, тогда игроки получают по 5 очков за каждую цитадель под контролем и 1 за каждую единицу спайса в запасе. У кого очков больше всех, тот и становится победителем.
Игра делится на семь фаз, которые отмечены на игровом поле иконками и надписями: фазы шторма, притока спайса, получения карточк, возрождения, высадки и перемещения войск, битвы и сбора спайса. Как только вы запомните, что происходит в каждую фазу, то втянетесь в игровой процесс, и постоянно сверяться с правилами уже не потребуется.
Вы бросаете восьмигранный кубик, чтобы выяснить, переместился ли песчаный шторм, и если да, то на сколько — от 1 до 6 клеток. Если вы не Фримены, войска которых не погибают в песчаном шторме, вам следует опасаться его приближения.
Вы раскрываете верхнюю карточку из колоды спайса, надеясь, что выпадет не песчаный червь. Если выпадает карточка какой-то локации, то вы размещаете спайс на двух указанных на ней локациях и начинаете планировать, как вашим войскам добраться туда, если вам нужен спайс (а кому он не нужен?). Если песчаный червь, то червь уничтожает все запасы спайса и войска в двух локациях, указанных на прошлой вытянутой карточке. Если только вы не Фримены, которые могут забраться на песчаного червя и выйти сухими из воды.
Можно взять до четырёх карточек боя и трёх товаров, однако последние стоят по два спайса каждая. Кроме того, если в игре присутствует Император, он получает эту плату, так что перед тем как пополнить его закрома, стоит хорошенько подумать.
Если вы лишились части войск, то можете бесплатно возродить в чанах тлейлаксу по два отряда, а также дополнительные отряды и лидеров, за два спайса каждый. Да, возрождать людей обходится недёшево.
Находящиеся на листе фракции отряды можно высадить в любую локацию или цитадель на планете, заплатив по единице спайса за отряд. После высадки можно переместить находящиеся в одной локации отряды в любом количестве в другую локацию на расстояние до 3 клеток. У Фрименов механики иные: они могут высаживать войска только в Полярной впадине, зато бесплатно и по пять отрядов за раз. Они также могут дважды перемещать войска на 3 клетки или один раз на 6 клеток. Как видно, у Фрименов есть серьёзные преимущества.
Битвы — самый сложный аспект игры. Битва начинается, когда две или более фракций оказываются в одной локации. Каждый игрок втайне формирует свой боевой план из выбранных отрядов, лидеров и боевых карт оружия/защиты. У фракции Императора есть преимущество в виде способности «Голос», которая заставляет противника играть определённые карты. У фракции Атрейдесов есть преимущество в виде предвидения, позволяющего заставить противника показать одну из четырёх частей своего боевого плана. После того как оба игрока одновременно раскрывают свои боевые планы, они также могут разыграть дополнительные карточки, способные повлиять на исход битвы. Ещё игроки могут раскрыть предателя, если у них есть карточка предателя, соответствующая лидеру противника. Цель — не просто победить, набрав наибольшую суммарную силу, а убить лидера противника, поскольку вы получаете спайс за убитых в бою лидеров, включая и ваших.
Если у вас есть отряды в секторе, где находится локация со спайсом, то каждый отряд может собрать по 2 спайса. Если по окончании этой фазы у вас в запасе меньше 3 спайса, вы можете добрать до 3 благодаря банку спайса. После сбора спайса проверяется победное условие. Если оно не выполнено, то игра продолжается вплоть до конца 5-го раунда.
За один игровой вечер я сыграли три партии на двоих, победив все три раза. Первая партия заняла 50 минут и полные 5 ходов. Мы играли, взяв себе по одной фракции: Атрейдесов и Харконненов. Харконнены победили: 41 спайса и 2 цитадели против 8 спайса и 1 цитадели Атрейдесов.
Вторая партия заняла 70 минут. Мы попробовали режим союзников: я за Атрейдесов+Фрименов, противник — за Харконненов+Императора. Первые победили: 14 спайса и 1 цитадель против 8 спайса и 0 цитаделей. Правда, я выцарапал победу лишь благодаря разыгранной в последний момент карте товаров, которая позволила переместить отряды до фазы сбора спайса и собрать немного спайса в финальную фазу 5-го раунда. Мне очень понравилась такая победа, а вот моему противнику — не очень.
Режим с союзниками нам понравился, и в третьей партии мы снова разложили его, только поменяли фракции. На этот раз партия заняла всего 27 минут: на 3-м ходу я победил, удержав три цитадели за Харконненов+Императора.
Что мне больше всего нравится в этой игре?
Во-первых, она основана на «Дюне», что безусловный плюс. Фанатам фильма понравятся новые иллюстрации и более мрачные тона. Правила простые, а благодаря инструкциям на листах фракций раскладка быстрая. Даже если бы я не играл в оригинал, освоиться было бы, думаю, несложно. Поскольку эту «Дюну» можно разложить всего за час, причём достаточный минимум — двое человек, то я бы предпочёл эту версию другим, более продолжительным, если бы у меня было сильно ограничено свободное время.
Что касается атмосферности, мне очень нравится способность предвидения как из-за своей тематичности, так и стратегичности: очень полезно знать часть козырей, припрятанных в рукаве противника. Способность Харконненов получать дополнительных предателей тоже тематична. Способность «Голос» мне также нравится — жаль, правда, что она эксклюзивна для Императора, так что Джессика с ней никак не связана. Но поскольку у Атрейдесов уже есть предвидение, вторая способность того же плана могла бы привести к дисбалансу. Двойное движение и защита от песчаного шторма у Фрименов смотрится логично, а также делает их интересной фракцией.
Режим союзников, позволяющий пользоваться способностями союзной фракции, открывает дополнительные варианты действий и стратегий в дуэли, так что я собираюсь его исследовать и дальше. К примеру, необходимость платить Императору за купленные карточки рынка заставила меня осторожничать с их покупкой, поскольку это по сути передача противнику денег, на которые он сможет купить себе карточки или развернуть против меня войска. Поскольку в этой «Дюне» на всё про всё отводится меньше ходов, мы быстро научились не тратить деньги впустую на старте — именно эту ошибку совершил мой противник в первой партии.
Однако эта версия «Дюны» отнюдь не идеальна. Здесь больше нет ширм, которые помогают скрывать от противников свои боевые планы, а жаль. Так было бы удобнее, чем держать и боевое колесо и лидера, и карточки в руке. Ещё я бы порекомендовал одеть карты в протекторы, так как после двух партий края уже начинают немного изнашиваться.
Сжатые и укороченные партии означают, что в случае отставания у вас останется меньше времени наверстать упущенное. С этой проблемой столкнулся мой противник в первой партии. Цитадели могут быстро переходить из рук в руки; один игрок может запросто лишиться нескольких за один ход. Если на руку не придут хорошие карточки боя или рынка, бороться с вырвавшимся вперёд лидером тяжело, что проблематично в первую очередь для дуэльных партий, — на троих-четвертых это, вероятно, не так критично. Тем не менее в игре хватает рандома в виде кубиков и нескольких колод, чтобы даже самые продуманные планы имели шанс провалиться.
Если сравнить с «Дюной: Империя» от Dire Wolf Digital, та «Дюна» более глубокая и разнообразная. Больше стратегических возможностей, но и длится дольше. Dune: A Game of Conquest and Diplomacy быстрее и требует меньше думать — иногда хочется разложить именно что-то такое легковесное. Самая затяжная фаза — фаза боя, поскольку вы планируете, каких лидеров, предателей и оружие как применить, а способности предвидения и Голоса добавляют ещё больше пищи для размышлений.
В целом эта игра успешно вылизала оригинал, связала с фильмом и сделала доступным для более широкой аудитории, которая скорее предпочтёт более быструю и простую настолку по «Дюне». Я сам планирую попеременно играть то в неё, то в более длительную классическую «Дюну» 2019 года и в «Дюну: Империя».