| Две новые игры, которые стоит увидеть | |
| Небольшие и обворожительные! | |
| Готовится к выходу настольная игра «Послезавтра» | |
| Российская разработка с нарративной кампанией, построением табло и созданием соб... | |
| Идут сборы на Dragon Eclipse: The Grand Quest | |
| Кооперативная кампания в духе Покемона, с дополнительными режимами пвп и рогалик... | |
| Идут сборы на Hands in the Sea | |
| Колодостроительный дуэльный варгейм по Первой Пунической войне. | |
| Идут сборы на Suriya: The Last Horizon | |
| Асимметричный колодостроительный варгейм в далеком будущем. | |
| игры |
Dungeon Twister
Dungeon Twister: Prison |
| Дата: | 17 января 2022 |
| Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
| 8.1029 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с BGG.

Dungeon Twister — дуэльная игра с минимальным влиянием рандома. На старте игроки тайком от противника размещают на тайлах подземельях по 8 персонажей и по 6 карт целей каждый. Цель игры — первым набрать 5 победных очков. Очки, как правило, выдаются за убийством персонажей противника и за выведение своих персонажей из подземелья — за пределы стартовой линии противника.
Вставший на соседнюю с закрытым тайлом клетку персонаж может потратить очко действия, чтобы перевернуть его. На перевёрнутом тайле размещаются новые персонажи и предметы. Перевернувший тайл игрок решает, как разместить на нём всё (кроме своих предметов), что довольно важное преимущество. На каждом тайле есть клетка с механизмом. Находящийся на нём персонаж может потратить очко действия, чтобы повернуть этот тайл на 90 градусов в отмеченном стрелкой направлении, или парный ему тайл с таким же номером, если тот уже перевёрнут.

В базе у обоих игроков одинаковые наборы персонажей и предметов, но они весьма разные и по-своему интересные. К примеру, гоблин быстрый и слабый. Однако благодаря его слабости вы получаете дополнительное ПО, если выведете его из подземелья. Ещё есть волшебник: хилый, но способный использовать недоступные другим персонажам мощные волшебные предметы.
Можно было бы ожидать, что игра с тайным размещением юнитов, множеством фэнтезийных персонажей и предметов, а также открывающимися по ходу партии вращающимися помещениями будет простеньким тематичным филлером. Но на самом деле Dungeon Twister не имеет с ними ничего общего. Эта игра ближе к шахматам, чем к Descent.

Когда персонажи сходятся в бою, игроки одновременно разыгрывают по карте с руки, значение которой добавляется к базовой силе персонажа. Проигравший получает рану. Раненые персонажи становятся предметами, которые могут переноситься их товарищами по команде, но по сути бесполезный груз, пока их не вылечат. Они не могут нападать и имеют базовую силу 0, хотя могут защищаться.
Что касается боевых карт, вы можете сыграть сколько угодно карт +0, но карты от +1 до +6 одноразовые. Поэтому битвы довольно мозголомные благодаря возможности блефа и двойного блефа. Тем не менее, даже если у вас преимущество по базовой силе, вы не можете быть уверены в победе, если только не готовы расстаться с лучшими боевыми картами. Это порождает интересную напряжённую атмосферу и вынуждает бережно расходовать карты.

Dungeon Twister — игра на любителя. Она слишком медлительная, слишком мозголомная и слишком безрандомная для большинства игроков. Хотя оформлена она тематично, здесь нет ни сюжета, ни кампании, что опять-таки может оттолкнуть многих любителей тематичных игр. Рисовка тоже выглядит устаревшей.
Кроме того, не все могут заранее представить, какой эффект окажет на игру поворот такой-то комнаты. Любителям абстрактов может не понравиться механика боя или элемента рандома (выкладываемые взакрытую тайлы), и т. д. и т.п.
В Dungeon Twister очень важны навыки и опыт игрока. Неопытный игрок будет буквально сокрушён опытным и, вероятно, даже не поймёт, что сделал не так. Разработчик придумал несколько вариантов компенсации этого преимущества: давать опытным игрокам меньше персонажей или боевых карт (правда, в цифровой версии их нет). Полагаю, они могут выровнять баланс. Проблема в том, что не все игроки рады, когда им дают «штраф».
В общем, Dungeon Twister зайдёт далеко не всем, а тем, кому зайдёт, будет сложно найти себе противника. Это вовсе не значит, что игра плоха. Напротив, я считаю её великолепной.
Все персонажи прекрасно продуманы, а дилемма между тем, оставить ли персонажа на поле, чтобы он помогал в бою, или вывести с поля ради ПО, очень интересная. Равно как и напряжение в бою: вам одновременно хочется и не проиграть слишком много боёв и сберечь мощные одноразовые карты.

База Dungeon Twister предлагает увлекательный геймплей и высокую реиграбельность, хотя не лишена недостатков.
Игровой процесс довольно медлительный; порой кажется чересчур медлительным. Порой эта затянутость перемежается всплесками экшена. Иногда возникает ощущение, что исход партии может решить один-единственный ход. Это не совсем так, но если более опытный игрок ввяжется в масштабный бой и за ход, скажем, нанесёт по ране двум вражеским персонажам, а вражеский целитель выбыл из строя, то, скорее всего, у слабого игрока не останется шансов.
Кроме того, в базовом Dungeon Twister, как и в шахматах, игроки, скорее всего, предпочтут расставляться каждую партию одинаково с минимальными изменениями. Отчасти потому, что некоторые стартовые комбинации явно лучше других, отчасти из-за личных предпочтений. Поэтому партии с одним и тем же противником могут проходить довольно одинаково.
Но тут есть важный элемент, привносящий в игру новизну: дополнения. Когда базовая игра только вышла, у разработчика в планах уже было множество дополнений. Дополнения прекрасно расширяют игру, делая её более интересной. Помимо промок с одним персонажей в каждой к Dungeon Twister выпущено 6 больших дополнений: новые предметы, персонажи и тайлы. Их можно играть как по отдельности, так и смешивать.
Все дополнения, в которые я играл (Prison, P&D и т. д.), нравятся мне и сами по себе, но лучше всего они смотрятся, если замешать несколько. Можно дать каждому игроку одинаковый набор персонажей и предметов, можно драфтить, можно выбирать тайно. Мне нравятся все варианты; хотя драфт и тайный выбор могут разрушить баланс игры, если игроки не одного уровня опыта, они очень фановые.
Увы, в дополнениях есть куча персонажей и предметов, которые представляют интерес только в определённых, специфических комбинациях. К примеру, если тайком выбирать себе персонажей и объекты, и один игрок выбрал себе кучу персонажей, завязанных на механику темноты, а другой — нет, это может вылиться в очень медленную партию. А убивающий дракона меч бесполезен, если в партии нет дракона... Но всё равно дополнения добавляют игре большое разнообразие и прогоняют ощущение, что все лучшие комбинации и дебюты уже просчитаны. С другой стороны, это означает, что вам нужно искать дополнения к старой, давно не выпускающейся игре, что может представлять проблему. А если вы не найдёте себе достаточно противников, то, вероятно, не сыграете столько партий, чтобы вам понадобились допы.
Как по мне, Dungeon Twister нужна новая редакция: отчасти потому, что это снятая с производства замечательная игра, а отчасти потому, что её не мешало бы немного улучшить. Улучшенный арт — возможно, в более игривом стиле. Наполнение ближе к карточному Dungeon Twister, где у каждого игрока по 25 персонажей и 10 предметов. Это внесёт разнообразие, сделает возможными драфты и тайный выбор персонажей и объектов, но учить множество дополнительных правил не придётся. Также это уберёт проблему плохой совместимости персонажей и механик из разных дополнений. Миньки или даже картонки новой редакции, я считаю, ни к чему; достаточно жетонов и удобной памятки. А потом можно было бы выпустить к новой редакции дополнение с новыми типами местности и сочетающимися с базой персонажами и предметами. Очень надеюсь, что нечто подобное выйдет. Тогда в Dungeon Twister придут новички, и, возможно, это подтолкнет разработчиков настолок выпускать больше игр в этом недостаточно популярном жанре.
Впрочем, у Dungeon Twister всегда будет небольшая, но преданная игровая аудитория. Не припоминаю ни одного аналога Dungeon Twister с похожим геймплеем или ощущениями от игры. Дуэльных скирмишей с быстрыми партиями и неутомительной раскладкой не хватает, равно как и более вдумчивых, малорандомных дуэлек вроде Dungeon Twister.
Эта игра обосновалась в моём топ-100, и я очень рад, что могу играть в онлайновую версию, так как мой основной живой противник уже подустал от наших партий с однозначным исходом. Если вам представится возможность недорого раздобыть Dungeon Twister или Dungeon Twister Prison, я бы рекомендовал сделать это — при условии, что у вас найдётся противник, которому нравятся вдумчивые дуэли длительностью в 45–90 (если медленно думать) минут. В противном случае стоит попробовать, прежде чем приобретать. Зачастую чтобы определиться, нравится Dungeon Twister или нет, нужно 2–3 партии.