| «Комитет»: не то, чем кажется на первый взгляд | |
| При первом знакомстве с описанием настольной игры «Комитет» может сложиться впеч... | |
| Идут сборы на Bantam West | |
| Соревновательное/кооперативное вестерн - РПГ приключение в открытом мире. | |
| Идут сборы на Restless | |
| Приключение с большим открытым миром, генерирующим истории. | |
| С миру по предзаказу (06.11-22.11) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| Идут сборы на The Game Makers | |
| Настольная игра про выпуск своих настольных игр. | |
| игры |
Слишком много костей
The Elder Scrolls: Betrayal of the Second Era |
| компании |
Лавка игр
Chip Theory Games |
| Дата: | 04 августа 2025 |
| Источник: | Маньяк на кофеине |
![]() |
| 8.0022 |
![]() |
- |

Оговорю два важных момента: мне понравился ТМБ, а общепризнанно свитки делают, в принципе, то же, но лучше, а также я большой любитель вселенной, и в школе у нас было только и разговоров - что про Героев 3, да про Морровинд.
Что представляет из себя игра? Она разделена на регионы, как вы помните их во Вселенной Свитков чёртова туча: Всякие Скайрим, Эльсвейр, Валенвуд, Хай рок, ну конечно же, небезызвестный Морровинд и прочие.

Вы выбираете какую-то провинцию, от чего будет зависеть сюжетная линия. Для каждой прописана своя мини-кампания из 3 сценариев, которые не то чтобы отличаются прям связным, нажористым общим сюжетом, но в целом посочнее, нежели в тмб - и их не прям обязательно проходить сходу. Условно, вы можете каждый раз стартовать первый сценарий.
Вы выбираете себе персонажей и, в отличие от пресозданных архетипов и личностей в ТМБ (простите, часто буду сравнивать) вы вольны творить все что угодно: выбираете расу, выбираете класс, он будет определять ваши стартовые умения (типа запасного плана из ТМБ) и можете качаться как вашей душе угодно. Помните все линейки навыков, которые были в играх на комплюктере? - стрельба, двуручное оружие, лёгкий доспех, тяжёлый доспех, школа магии иллюзии, школа магии разрушения, красноречие и прочее.... Все это доступно для изучения в игре! - и у каждого из них до 5 способностей (читай, конкретные навыки атаки/защиты/проверок), которые вы сможете прокачивать в том виде, как вам это вздумается.

Также, в отличие от "прародителя" у вас есть карта региона - вы не абы как тянете карточки контактов, а вольны путешествовать по провинции как вашей душеньке угодно. На карте региона, есть города, в которых вы можете, естественно, закупаться всякими предметами (расходками и артефактами), прокачиваться, бухать в таверне (лечишься и восстанавливаешь усталость), брать побочные квесты (там, кстати, очень много всякого интересного, в том числе квест с фанатом, как во всех частях свитках, это для фаната серии прям как котику сметанка).
Выгодно отличается и боевая система - каждый данж вы собираете из махоньких и не очень плейматиков : спускаетесь в подземелья, деретесь на пустошах, и прочее, прочее. В глубине локации условные орки кастеры кидаются ледяными стрелами, гуары танчат и не дают пробежать к уязвимым целям, всякие подлые разбойники делают топорами круговые атаки....в остальном мало каких отличий я назову - набегаешь на противника, кидаешь жмень кубов по выбору, применяешь эффекты. Фишки - все те же самые, что в ТМБ, гопломахе и прочих.

Ну и нельзя не отметить высочайший уровень удобства: несмотря на лютую дороговизну, оптимизация и организация в коробке - на высшем уровне. Вот у вас есть книжечки - спереди вы вставляете лист персонажа с его стартовыми атрибутами, на обложку сзади - стартовую способность, которая активируется за ваши промахи на кубах, внутрь - классовые перки, и инвентарь. Плюс ваш прогресс внутри кампании прячется в пластиковый органайзер с крышечкой (что-то типа миплхаусовских, только пошире и пониже и вмещает весь ваш плеймат-планшет с кубами и прокачками) - и спокойно переносится на следующий раз.

В общем,все хорошо в игре, но не без ложки дегтя. Играть на английском достаточно сложно, а еще и дорого брать весь этот полный набор геймлейных нюансов и удобства. Ждем локи!

С небольшим перерывом повторили ТМБ. Только на этот раз хостом всего мероприятия был я и в этот раз я по полной прочувствовал на своей шкуре, что такое игры от Chip theory games, когда у тебя нюанс на нюансе нюансом погоняет, правила разбросаны по разным кускам памяток и рулбуков, где у тебя 1 нюанс здесь, 2 -там, 3 - на отдельной памятке и прочее, прочее.
Конечно, я думаю, многое мы наломали, какие-то важные нюансы забыли, но главное - всем понравилось. Как сказал Коля, конечно, после партии в свитки "слишком много Костей" ощущается как шаг назад. Отчасти это действительно так, да....НО! Это довольно неплохая сессионная игра., скажем, более лайтового формата (если такое, в принципе применимо к играм от чипов)
В целом, если ты досконально хорошо знаешь правила, и если ты готов разжёвывать нюансы, то это вполне может стать такой развесёлой, разудалой компанейской (не поворачивается язык сказать "пати") игрой. С большой натяжкой, потому что, условно, будучи хостом, ты можешь энную часть правил забрать для себя и для других игроков в таком случае мало, что надо объяснить: они будут по фану ходить, кидать кубы и прочее.

Свитки - более приключенческая игра с более продуманной системой прокачки, с большей ролевой составляющей. В свитках ты создаёшь своего персонажа, а в тмб - вот тебе готовый архетип: вот этот бешеный бегает и размахивает топором, вон та крафтит гранаты и швыряется через всю карту, попутно дамажа всех своих, тот умеет лечить, а этот хорошо защищает команду.... Готово! Свитки все-таки более глубокая игра с большим, конечно, количеством нюансов, но как будто более вылизанная. Тмб, при том, что это уже кажется, 3 по счёту итерация, все-таки изобилует некими оговорочками и огрехами, опять же, в сравнении с игрой по свиткам.
Я бы сказал , что сейчас лично мне свитки нравятся больше. Но опять же, надо взять во внимание, что, во-первых, Вселенная, во вторых, продакшн вывели ее на существенно более высокий уровень.