С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Рыцарь-маг
Рыцарь-маг. Полное издание Euthia: Torment of Resurrection |
Дата: | 18 декабря 2021 |
Источник: | boardgamegeek.com |
8.9841 |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с BGG.
Euthia заинтересовала меня, потому что напомнила более легковесную версию «Рыцаря-мага» с той же атмосферой исследования и песочницы, но менее жёстко ограниченным перемещением и упрощённой боёвкой.
Компоненты тут хорошего качества. Большая часть компонентов была значительно проапгрейжена кикстартерными целями, а легендарный тир 2 сделал их ещё лучше: добавил больше минек, металлические монеты, органайзер и пластиковые треи. Сразу оговорюсь, что я буду сравнивать Euthia с «Рыцарем-магом», так как обе игры выглядят очень похоже, и концепция у них схожа, хотя, естественно, они отличаются. В Euthia компонентов побольше: гораздо больше тайлов, жетонов и карт.
Большой плюс — наличие в коробке органайзера. Он состоит в основном из картонных башенок (которые легко сооружаются) для жетонов (к примеру, навыков героев, ресурсов и предметов), а также пластиковых треев для прочих видов жетонов. Приятно, что для каждого героя выделен свой пластиковый трей, где содержатся все специфические для него жетоны.
Миниатюры крупные и хорошо детализированные. Все они пролиты чёрным. Пролив весьма неплох — самое то для массово производящихся минек. Местами плохо согласуется, но в целом отлично выделяет модели. Подходит тем, кто не планирует заниматься покраской минек.
Металлические монеты — приятное дополнение, хотя немного странно, что игра называет их «золотом», хотя на самом деле там смесь медных, серебряных и золотых... Если играть соло, их количества в целом вполне хватает, но монетки номиналом 1 золотой быстро заканчиваются, так что металлические монеты вряд ли подходят для партий на 3–4 участников. Впрочем, всегда можно добавить к ним картонные.
Ещё одно небольшое замечание — это отсутствие двухслойных планшетов для героев. По-моему, так бы смотрелось ещё лучше. С другой стороны, цена бы возросла. И ещё нарекание скорее к лору, чему к компонентам: о героях почти ничего неизвестно. Одной из целей был лорбук, который описывает сеттинг в целом, но было бы лучше, если бы каждому герою посвятили по страничке. Это помогло бы вжиться в роль; «Мрачная гавань» — прекрасный тому пример. А здесь лору персонажей уделяется столько же внимания, сколько в «Рыцаре-маге».
Тайлов, из которых состоит карта, не много, а очень много. Вложившиеся в легендарный тир 2 получили специальные мешочки, которые разделяют разные виды тайлов. Чтобы построить карту, при этом не перепутав разные виды тайлов, потребуется некоторое время, но серьёзной проблемы это не представляет.
Как я и ожидал, по сравнению с «Рыцарем-магом» партии относительно быстрые. Декбилдинга в Euthia нет. В каждом раунде у вас есть 3 базовых действия, которые можно потратить либо на движение, либо на одно из специальных действий (копать ресурсы, торговать или вступать в бой). К примеру, действие «раскопка ресурсов» можно либо потратить на собственно раскопку, либо на 1 очко движения. Действие «торговля» — либо на торговлю, либо на 2 очка движения. Действие «бой» — либо на бой, либо на 3 очка движения. Поэтому обмениваться, вступать в бой и копать ресурсы вы сможете, как правило, лишь один раз за раунд. Правда, при желании можно припасти одно действие на следующий раунд.
Движение можно прерывать, совершая другие виды действий. К примеру, потратить действие «торговля» на 2 очка движения, затем потратить 1 очко движения, затем вступить в бой, затем переместиться к шахте и раскопать ресурсы. Благодаря этому передвигаться по полю легче, чем в «Рыцаре-маге».
Что касается исследования местности, когда вы перемещаетесь на новый тайл, вас всегда должны окружать тайлы. Если вы оказались на краю поля, то открываются новые тайлы. Благодаря этому карта исследуется намного быстрее, чем в «Рыцаре-маге».
В Euthia, как и в «Рыцаре-маге», вы «освобождаете» от монстров шахты, торговые точки и т. д., вступая с ними в бой. В шахтах можно добыть самоцветы, которые пригодятся в торговле и не только. Торговля (в игре есть три разновидности торговых точек) позволяет восстановить здоровье, открыть новые геройские навыки (при должной репутации), выучить выбранный навык, получить новые слоты для предметов и навыков и т. д. Здесь, как и в «Рыцаре-маге», вы помечаете жетонами контролируемые территории.
Однако, в отличие от «Рыцаря-мага», тут также есть мини-сценарии, которые можно выполнить, если хватает времени, и получить награды. Приятное дополнение, особенно для игры в соло.
Как и в «Рыцаре-маге», тут у каждого героя есть древо навыков, состоящее из жетонов, которые становятся доступны постепенно, по мере набора репутации, и которые можно выучить в торговых пунктах. Как правило, вам предоставляются 2 навыка на выбор при каждом левелапе — всё примерно как в «Рыцаре-маге».
Начнём с того, что монстры делятся на 3 уровня (уровень отмечен на тайле). Чем выше уровень, тем сложнее его убить. На одном тайле может находиться только один монстр. Здоровье и сила атаки каждого монстра определяется (в мультиплеере) броском кубика. Кроме того, у каждого монстра может быть один или более жетонов хаоса и жетонов гаара, которые модифицируют силу атаки, либо позволяют переброс кубиков.
Бой делится на раунды (первым ходит монстр, потом герой) и заканчивается, когда кто-то из противников помирает.
В соло также присутствует специальная, контролирующая монстров колода. На её карточках нарисованы результаты бросков кубиков за монстра плюс инструкции, на что монстр тратит жетоны гаара или хаоса. Итоговая сила атаки — это суммарный результат на кубиках плюс модификаторы.
С помощью жетонов гаара монстры и герои могут перебрасывать результаты и модифицировать переброшенные броски.
С помощью жетонов хаоса приобретаются золотые и серебряные карты. Эти карты полезны как в соло, так и в мультиплеере. Как правило, они делают героя более уязвимым: повышают получаемый им урон, повышают результат броска за монстра или же снижают результат броска героя. Если у монстра нет жетонов хаоса, тогда эти карты не активируются. В соло-режиме эти карты копятся в резерве, который пополняется каждый раунд.
Что касается атаки героя, она проходит по тем же принципам, что и атака монстра: бросаете два кубика, а потом можете применить жетоны гаара, способности и т. д. для модифицирования результата броска или нанесённого урона.
Есть и другие способы модифицирования результатов бросков: снаряжение, зелья и свитки, — что позволяет свести влияние рандома к минимуму.
За убийство монстра вы получаете награду, обозначенную как на карте монстра, так и на тайле. После чего вы отмечаете, что тайл под вашим контролем.
В случае гибели героя вы возвращаетесь в храм (стартовый тайл), восстанавливаете здоровье, получаете 3 жетона гаара, жетон хаоса (который обозначает поражение от монстра) и начинаете следующий раунд.
Как и в РМ, тут есть книга сценариев. В каждом сценарии есть художественное вступление, перечисление количества тайлов карты и их формы, а также количества раундов, которые будет длиться игра, и описание особых победных условий. Очень похоже на РМ: герой тоже пытается одновременно набрать наибольшее количество победных очков (которые начисляются за убитых монстров, взятые под контроль локации и т. д.) и выполнить дополнительную особую цель (убить тролля, дракона и т. д.).
В целом Euthia оставила приятные впечатления. Играть интересно, раунды проходят быстро. Игра вовсе не такая мозголомная, как РМ, но ощущения схожие. Короткий сценарий в 7–8 раундов занимает в соло минут 40–60, не считая раскладки, — самое то для моего ограниченного свободного времени. Правда, должен отметить, что за 7–8 раундов вы не успеете сильно прокачать героя (скорее всего, дойдёте до репутации 12–15), и ощущения большого прогресса тоже не будет. Потому что вы откроете не так уж много навыков и будете в состоянии победить только монстров 1 уровня или чуть сильнее. Перед тем как атаковать серьёзных монстров, нужно закупиться в торговых точках и разжиться бронёй, чтобы герой перестал быть хлипким. Если хочется ощущения эпического приключения, нужно сыграть гораздо более долгий сценарий. Правда, как и в РМ, у вас остаётся ощущение, что вы чего-то достигли, даже если вы в итоге не одержали формальную победу.
Бои неплохо работают и в соло, хотя мне пришлось уточнять, как именно работает контролирующая монстров колода и серебряные и золотые карты. Они могут доставить очень много неприятностей в первый раунд битвы, если у монстра есть жетоны хаоса. С другой стороны, благодаря этому один и тот же монстр может стать сильнее или слабее, что добавляет в бои интригу: исход не предугадать заранее даже в бою с первоуровневыми монстрами. А жетоны гаара и прочие модификаторы помогают контролировать рандом в виде кубометания, минимизируя его влияние.
В целом Euthia — игра-песочница, в которую можно играть очень по-разному. Ничуть не удивлюсь, если вскоре появится куча фанатских сценариев; Euthia как раз подходит для такого. Пока что я даже не приступал к выполнению появляющихся по ходу партий мини-сценариев (в большинстве своём это классические квесты «найди-принеси»).
Пока что Euthia оправдала все мои ожидания. Да, игра занимает жутко много места на столе даже в соло-режиме, а без встроенного органайзера возня с компонентами превратилась бы в большую головную боль. Зато Euthia легко освоить, а раунды протекают быстро. Реиграбельность, на мой взгляд, большая (в коробке шесть разных героев), и Euthia определённо будет появляться на столе чаще «Рыцаря-мага».